Ворлдскиллс какие профессии участвуют

Обновлено: 14.05.2024


Мы очень гордимся тем, что причастны к вступлению России в международное движение WorldSkills. Другим важным достижением стала победа за право проведения в Казани мировых соревнований WorldSkills Competition летом 2019 года. Эти события сыграли ключевую роль в развитии отечественного СПО, изменив подходы, образовательные программы и отношение к колледжам по всей стране.

Накануне Чемпионата WSC-2019 мы хотим ещё раз напомнить про ценности worldskills, которые разделяют и пропагандирует сотни тысяч людей во всем мире. Именно ценностное содержание движения – самореализация, навыки и компетенции, профессионализм и уважение к труду – надежный фундамент глобального экспертного сообщества WorldSkills.

WorldSkills в мире

WorldSkills (Ворлдскиллс) – это международное общественное движение, которое во всем мире объединяет людей, которые хотят что-то изменить. Его основная миссия – создавать условия для людей, которые хотят профессиональной самореализации.

Механизм WorldSkills — это проведение соревнований, через которые формируются и развиваются сообщества: через взаимодействие между участниками соревнований и экспертами, а также общение конкурсантов между собой на соревновательной площадке. Именно этот эффект главным образом приносит изменения в систему СПО и ДПО России. Возникают экспертные сообщества. Они вырабатывают самый ценный контент – содержание для образовательных программ в колледжах. Благодаря участию в WorldSkills, подходы к формированию и сами образовательные программы в колледжах России за эти 7 лет изменились радикально.


Формат WorldSkills Competition

Мировые соревнования WorldSkills – это, в первую очередь, уникальное, масштабное событие с участием делегаций из большинства стран планеты! Принимать такое мероприятие – большая организационная задача, честь и ответственность, не уступающие любым другим глобальным соревнованиям, финалам мировых чемпионатов и первенств. Не даром WSC еще называют Олимпиадой навыков и компетенций, сравнивая движение WorldSkills с олимпийским.

В центре мирового первенства, конечно, конкурсы по официальным компетенциям движения WS, отобранным по критерию наибольшей популярности. Таким образом, формирование соревновательной повестки является своего рода рейтингованием востребованных профессий и отслеживание динамики тех компетенций, что теряют популярность под натиском автоматизации и новых технологий.

Важной частью мероприятия является конгрессно-выставочная часть, в ходе которой глобальное сообщество WorldSkills в дискуссиях с представителями власти, бизнеса, локальных территорий и отраслей прогнозируют развитие тех или иных навыков и компетенций.

Также за время подготовки к WSC страны-участницы инициируют большое количество социально-общественных проектов, которые рассматриваются в течение двухлетнего периода подготовки Дирекцией WSI, согласовываются Советом Директоров WSI и окончательно утверждаются на текущей Генеральной Ассамблее как часть программы следующего первенства. Некоторые события, такие как например One School One Country, становятся традиционными и входят уже в обязательную часть Мировых соревнований (WSC).

Подготовка к следующему Мировому первенству начинается уже на текущем WSC. На деловой части мероприятия формулируются задачи для движения и вызовы в современном среднем профессиональном образовании (VET), которые формируют повестку деловой части предстоящего чемпионата. За это отвечают Официальные делегаты от каждой страны-члена WSI, составляющие Стратегический комитет. На самих соревнованиях формируются стандарты и задания WSI на следующее первенство через собранные экспертные сообщества. Это задача Технических делегатов от стран-членов WSI и Технического комитета WSI.


Принципы соревнований WorldSkills (Стандарт WorldSkills)

Для достижения максимального эффекта должны соблюдаться следующие условия проведения соревнований:

  • Соревнования должны быть публичны, т.е. их могут беспрепятственно посетить все заинтересованные лица,
  • Правила соревнований и условия проведения должны быть едины и равны для всех участников,
  • Тестовые задания и критерии оценки должны быть известны заранее,
  • В ходе соревнований должны оцениваться все выбранные критерии. На это отводится не меньше 16 и не больше 22 часов чистого соревновательного времени (практика показала, что это наиболее оптимальное время для достоверной оценки компетенций участников),
  • В процесс оценки критериев должны быть вовлечены максимально возможное количество специалистов и экспертов,
  • Система оценки результата должна быть непредвзятая (желательно электронная) и основанная на первичной информации, полученной от каждого эксперта.

В т.н. стандарт WorldSkills входит регламентная документация соревнований, а именно: Техническое Описание (TD — Technical Description), Тестовое задание (TP — Test Project), Критерии оценки, Инфраструктурный лист (Infrastructure List), план соревновательной площадки с оборудование (Layout) и Требования по технике безопасности (Health & Safety).



Эксперты соревнований WorldSkills

Роль экспертов в организации соревнований очень высока. Экспертом признается человек, обладающий определенными компетенциями: знание своей профессии, знание стандартов и регламентов WS, знание процедуры проведения соревнований, участие в составлении тестового задания и в определении критериев оценки.

Эксперты формируют экспертные сообщества. Главный и заместитель Главного эксперта выбираются по окончании текущих соревнований на следующие Соревнования. Перед этим все эксперты, участвующие в работе на текущем чемпионате, сразу после его окончания формируют изменения в текущие стандарты и формируют предварительные Задания на следующий чемпионат. На основании этих документов вновь избранные по каждой профессии Главный и Заместитель главного эксперта совместно с Технической дирекцией изменяют регламенты предстоящих Соревнований. Через год к ним присоединяются Технические делегаты, которые назначаются Президентами жюри по соответствующим компетенциям. С этого момента формируется Skills Management Team, которая определяет уже точные регламенты и задания. За полгода до Соревнований они собираются вместе на площадке в рамках Недели подготовки к Соревнованиям (CPW — Competition Preparation Week) и окончательно принимают решения по месту проведения, готовности площадки, всем недочетам площадки и т. п. В последнее полугодие к ним начинают прибывать вновь назначенные эксперты из стран/регионов, которые выразили желание участвовать в Соревнованиях по данной компетенции.

На CPW окончательно определяется перечень компетенций (профессий), по которым будут проводиться Соревнования. Если к этому моменту по компетенции не зарегистрировалось достаточное количество участников, то на следующие Соревнования компетенция снимается, а на ее место приходит какая-либо из Презентационных. Происходит естественная ротация и своеобразный рейтинг по популярности.



Для качественной оценки также необходимо минимально регламентированное количество экспертов. Количество экспертов может превышать количество участников. Зачастую это даже приветствуется, т. к. позволяет обеспечить более высокую объективность судейства.

SMT формируют Skills Management Plan (SMP) — разбивку экспертов по группам, порядок судейства, время проведения соревнований и другую детальную информацию для предстоящих Соревнований.

WorldSkills: развивая навыки будущего

Движение WorldSkills International зародилось в послевоенные годы, когда миру катастрофически не хватало квалифицированных работников. Первые чемпионаты проводились с целью повысить престиж рабочих профессий. Сегодня WorldSkills – это не просто зрелищные соревнования, но и эффективный инструмент подготовки кадров для новых высокотехнологичных производств.

В России к движению уже присоединилось полмиллиона человек, при этом их число неуклонно растет. За семь лет существования WorldSkills Russia поддержали десятки партнеров. Среди них – крупные корпорации, такие как Ростех, Роскосмос и Росатом. Они, в первую очередь, нуждаются в молодых и талантливых специалистах, которых можно найти среди участников национальных и международных чемпионатов WorldSkills.

Международное движение с испанскими корнями

После Второй мировой войны во всех странах ощущалась острая нехватка квалифицированных рабочих. В Испании эту проблему взялся решить Хосе Антонио Элола Оласо, который на тот момент возглавлял Испанскую молодежную организацию. В 1947 году он впервые провел национальный конкурс по профессионально-технической подготовке, призванный поднять популярность рабочих специальностей.

Инициативу испанцев поддержала Португалия, и в 1950 году прошли первые международные Пиренейские соревнования, в которых приняли участие 12 представителей обеих стран. Три года спустя к соревнованиям присоединились участники из Германии, Великобритании, Франции, Марокко и Швейцарии. Таким образом, в 1953 году появилась организация по проведению конкурсов профессионального мастерства – International Vocational Training Organisation (IVTO).

5015690227_1e7e8eeed6_b.jpg

Фото: WorldSkills Moscow

Впервые за пределами Европы соревнования состоялись в 1970 году – они прошли в Токио. В начале 2000-х годов IVTO изменила название и с тех пор известна как WorldSkills International (WSI). Сегодня под эгидой WSI проводится множество мероприятий, включая региональные и национальные соревнования, а раз в два года – мировой чемпионат. Кстати, последний по счету, 45-й мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills состоялся в августе этого года в Казани (WorldSkills Kazan 2019).

WorldSkills по-русски

48632926743_4a3f223bbc_b.jpg

Фото: WorldSkills Kazan 2019

Этим летом на WorldSkills Kazan 2019 российская сборная завоевала рекордные 22 медали, 14 из которых – золотые, тем самым обеспечив себе второе место в медальном зачете.

JFAAV81I7u4.jpg

Фото: Пресс-служба Президента РФ

В Казани флаг чемпионата мира был торжественно передан представителям Китая, где уже идет подготовка к WorldSkills Shanghai 2021. Следом мировое первенство примет французский Лион в 2023 году.

От соревнований к методологии обучения

IROD4602.jpg

Именно реформирование системы профессионального образования стало первой задачей, которая встала перед WorldSkills Russia. Этим российская модель движения отличается от других стран. Помимо организации чемпионатов, WorldSkills Russia занимается внедрением мировых стандартов в национальную систему средне-специального и высшего образования.

В 2017 году около 14 тысяч выпускников колледжей и техникумов в 26 регионах России впервые сдали демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia. Это можно назвать единственной в стране независимой оценкой практических навыков. В России демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills уже внесен в образовательные программы, и более тысячи предприятий участвуют в его проведении. Ведь именно промышленные компании остро нуждаются в молодых и талантливых специалистах, которых можно найти в числе участников региональных, национальных и международных чемпионатов WorldSkills.

WorldSkills для Ростеха: подготовка кадров и тест на конкурентоспособность

UTK_5289.jpg

Участие в чемпионатах WorldSkills для Ростеха – это также своеобразный тест на конкурентоспособность, возможность оценить себя на фоне других ведущих компаний России. Госкорпорация, как и многие крупнейшие компании, организует корпоративные чемпионаты WorldSkills. Победители отправляются на ежегодный национальный чемпионат WorldSkills Hi-Tech.

В прошлом году специалисты Ростеха завоевали на WorldSkills Hi-Tech более 20 наград, в этом году команда Госкорпорации поставила перед собой амбициозную цель – побить данный рекорд. К соревнованиям участники готовились основательно. В частности, Академия Ростеха проводила отбор по 11 компетенциям, которые участвуют в WorldSkills, также впервые проводился внутренний чемпионат для кандидатов. За месяц до соревнований была организована командная сессия для сборной Корпорации, где в течение недели молодые специалисты развивали навыки, которые помогут им завоевать золотые медали национального чемпионата.

UTK_3012.jpg

WorldSkills Hi-Tech 2019 – в самом разгаре: чемпионат проходит с 28 октября по 1 ноября в Екатеринбурге. Госкорпорацию представляют более 250 участников – это в два раза больше, чем годом ранее. Команда Ростеха начала работу над своими проектами в первый же день в семи компетенциях.

Светлана Крайчинская.

Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия) активно участвует в нацпроектах, в частности, по линии обучения россиян востребованным профессиям. Получить новую специальность граждане, имеющие право на участие в программах, могут максимум за 3,5 месяца. Подробности — в интервью с заместителем генерального директора по подготовке кадров Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия), директором Академии Ворлдскиллс Россия Светланой Крайчинской.

Ключевую роль в создании будущего играет сам человек.

Быстро и продуктивно

— Как Ворлдскиллс обеспечивает качественную подготовку за короткий срок? Правда ли, что по многим профессиям вы гарантируете получение профессиональных навыков людям без специального образования?

Церемония открытия финала национального чемпионата сопровождалась ярким и технологичным шоу.

— Прежде всего потому, что эта программа направлена на улучшение ситуации на рынке труда, которая изменилась во время пандемии и карантинных ограничений. Ряд людей оказались либо без работы, либо под угрозой увольнения, поэтому эта программа ориентирована в первую очередь на те категории граждан, которые наиболее уязвимы с точки зрения занятости. Программа направлена на поддержку их положения на рынке труда, и в том числе на содействие самозанятости — самостоятельной профессиональной деятельности граждан.

Стандарт один

— Это на самом деле так. У нас стандартизированные программы, поэтому мы гарантируем равное качество обучения вне зависимости от того, в каком регионе и населенном пункте находится колледж или вуз, участвующий в проекте. То есть если человек выбирает определенную программу и компетенцию, то это значит, что он получит стандартную подготовку на стандартизированном оборудовании, силами квалифицированных преподавателей, которые проходят строгий отбор, и по единой программе. Более того, обучение завершается демонстрационным экзаменом, который сдают все слушатели. Поэтому мы имеем возможность измерить полученные слушателем навыки и оценить, в чем его сильные стороны. Преимущество в том, что, выбирая для обучения программу Ворлдскиллс, человек понимает: он получит гарантированно качественную практическую подготовку.

Теоретическая часть обучения по всем специальностям проходит с использованием цифровой техники.

— Сейчас мы предлагаем на выбор более 170 компетенций Ворлдскиллс, при этом в регионах может быть разное количество компетенций. Например, в Ненецком автономном округе обучение организовано по 5 компетенциям, в Хабаровском крае — по 40, в Республике Татарстан — по 91 компетенции. По каждой компетенции предлагается на выбор от двух до десятков программ обучения (получение профессии с нуля, повышение квалификации, переподготовка и т. д.). При подаче заявки человек выбирает компетенцию, ориентируясь на ее название и краткое описание. После этого центры обучения помогают ему выбрать подходящую программу. У нас есть программы как для людей, которые не имеют никакой квалификации, так и для тех, кто имеет образование и квалификацию. То есть в принципе любой человек начиная с 16 лет может выбрать себе подходящую программу. На сегодня топ-15 компетенций, на обучение по которым поступило по всем регионам наибольшее количество заявок, это: парикмахерское искусство, социальная работа, графический дизайн, веб-дизайн и разработка, поварское дело, дошкольное воспитание, документационное обеспечение управления и архивоведение, предпринимательство, интернет-маркетинг, эстетическая косметология, сварочные технологии, медицинский и социальный уход, охрана труда, электромонтаж, а также кондитерское дело.

Справка

На обучение по программам Ворлдскиллс граждане подали свыше 56 тыс. заявок, более 15 тыс. из них уже обучаются или завершили обучение.

Основная особенность программ Ворлдскиллс — это практическое обучение, которое проходит в оборудованных мастерских, в условиях, идентичных реальным производственным условиям.

Параллельно с направлением Hi-Tech WorldSkills Russia создаёт и другие кластеры компетенций. Одно из направлений работы - это своего рода футурология, попытка предсказать, какие навыки и профессии потребуются специалистам в ближайшем будущем и как изменятся существующие специальности.

Сверхзадача - избежать появление класса лишних людей, чьи способности окажутся невостребованными в условиях цифровой экономики.

Для этого WSR запустил проект FutureSkills, который пытается установить стандарты оценки специалистов по геномной инженерии, эксплуатации беспилотных авиационных систем, лазерным технологиям, промышленной робототехнике и другим компетенциям будущего.

фото WorldSkills Russia

Полина Федорова, руководитель направления FutureSkills

Экспертов для обсуждения будущего рынка труда отбирают по обширной сетке контактов, в том числе среди потенциальных работодателей, ИТ-компаний и поставщиков технологического оборудования.

Осенью WorldSkills совместно с Global Education Future выпустил доклад о навыках будущего, в котором описано влияние глобализации, цифровизации и других процессов на рынок труда.

Участники I регионального чемпионата Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) в Забайкальском крае. Чита, 2017 г.

Участники I регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) в Забайкальском крае. Чита, 2017 г.

Участники II регионального чемпионата Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) в Ивановской области. Иваново, 2017 г.

Участники II регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) в Ивановской области. Иваново, 2017 г.

Участник финала V Национального чемпионата Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) в Краснодарском крае. Краснодар, 2017 г.

Участник финала V Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) в Краснодарском крае. Краснодар, 2017 г.

Участники I регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) в Забайкальском крае. Чита, 2017 г.

Один из главных трендов - это увеличение скорости изменений, которая прослеживается во всех отраслях. Именно поэтому странам необходимо готовить специалистов с опережением. Об этом говорит и Роберт Уразов, который признаёт, что России нужно перестать быть догоняющей страной.

Необходимость подготовки к будущему признаёт и технический директор WorldSkills Russia Алексей Тымчиков. По его словам, подготовка российской сборной к чемпионату в Абу-Даби, на котором команда стала первой в общекомандном зачёте, началась именно с изучения компетенций будущего.

В среднем стандарты WorldSkills меняются на 30% как минимум каждые два года. На мировом чемпионате WorldSkills 2019 в Казани компетенциям будущего будет отведена отдельная зона, площадью 10 тысяч кв. м.

Как отмечает Уразов, такой масштаб позволит привлечь иностранных экспертов, которые помогут России развивать футуристичные отрасли.

В Татарстане уже в этом году протестируют отдельный блок компетенций DigitalSkills, в который входят криптография, блокчейн и смарт-контракты, виртуальная и дополненная реальность.

За всем этим стоит уже упомянутая цель союза - выстраивание диалога с работодателем и создание мостов между молодыми специалистами и предприятиями.

фото WorldSkills Russia

Ксения Калугина, руководитель регионального координационного центра WSR в Москве

В 2017 году WorldSkills совместно с Министерством сельского хозяйства запустила еще один отраслевой чемпионат AgroSkills. В первенстве участвуют специалисты по агрономии, биотехнологиям, ветеринарии, эксплуатации сельскохозяйственных машин, садоводству и менеджменту в растениеводстве, которые уже работают в российском агросекторе.


Алексей Тымчиков: Новые технологии предъявляют дополнительные требования к кадрам. Соответственно, постоянно происходит обновление квалификаций в той или иной профессии. Например, тот же повсеместно внедряемый стандарт связи 5G требует большого количества специалистов. Вместе с тем необходимо выявлять и описывать навыки, актуальность которых появится на рынке труда в 10-15-летней перспективе.

Алексей Тымчиков

Мы говорим о профессиях будущего?

Алексей Тымчиков: В том числе и об этом. Так, в ближайшее время будут востребованы компетенции, связанные с организацией городской среды, цифровым следом или, например, с социализацией человека в быстро изменяющемся мире.

Что дают молодым ребятам разработанные вами профессиональные практики? Как они организованы?


Фото: Worldskills Russia

Если говорить о подростках, то ребятам даются актуальные и реально востребованные сегодня рынком навыки. Это также повышает их социальную стабильность и придает им дополнительную устойчивость на рынке труда. Более того, они теперь знают, каким образом держать навыки в актуальном состоянии, как их быстро наращивать и актуализировать. Если сварщику потребуется работа с ИТ-сетями, машинным зрением или роботизированными системами сварки (а это уже сегодняшняя реальность), то подобный модуль он может освоить за небольшой промежуток времени и быть более востребованным работодателем или пойти на повышение.

В том же 2017 году впервые по инициативе России в Абу-Даби состоялись первые юниорские соревнования, в которых приняли участие команды из четырех стран, и наши ребята взяли практически все золото. Тот год показал возможности юниорского движения, заинтересованность детей, но это была еще не массовая история. В 2018 году уже больше ребят стало участвовать и в региональных соревнованиях, и в чемпионатах национального уровня, а сегодня у нас уже около 100 юниорских компетенций, по которым проводятся соревнования различного уровня. Это не только соревнования и чемпионаты, но и профессиональные пробы, профильные смены в оздоровительных лагерях, демонстрационные экзамены, в том числе и юниорские.

Если с 2017 года у нас уже более 30 тысяч детей приняли участие в различных мероприятиях, то полагаю, что в 2021 году мы перешагнем порог в 100 тысяч юниоров. Это те дети, которые не просто пришли посмотреть и что-то попробовать, а осознанно и целенаправленно занимаются выбранной профессией.


Фото: Worldskills Russia

Какой интерес у учебных заведений принимать участие в ваших соревнованиях?

Алексей Тымчиков: Участие в соревнованиях позволяет работать на качество образовательного процесса. Участник соревнования – это эталонный образец образовательной деятельности. В его подготовке воплощается все, на что способно образовательное учреждение. И в ходе состязаний можно сравнить его образовательную программу с другими из иных регионов и сделать ее впоследствии более эффективной. Наше движение — это кадровое обеспечение экономики региона. Тот самый инструмент, который использует система профессионального образования для ориентации на рынке труда.

Что такое система наставничества в вашем движении?

Алексей Тымчиков: Система наставничества лежит в основе подготовки к соревнованиям разного уровня. Любой наставник должен понимать как жизненную историю своих подопечных, так и профессиональную. Он постоянно находится в конструировании их профессионального трека, его пересборки в зависимости от ситуации. Наставник должен хорошо разбираться в текущей профессиональной ситуации молодого человека или девушки, он должен понимать актуальные для рынка труда изменения и перспективы, должен на высокопрофессиональном уровне обладать теми самыми технологиями либо иметь доступ к необходимым носителям, которые могли бы обучить его подопечного. Через подготовку к тем или иным видам соревнований у нас и выражается наставничество. Это можно использовать и в учебном процессе, но пока мы на пути к этому.

Алексей Тымчиков: У нас есть представители из системы образования, из бизнеса, из корпоративного сегмента, общественных организаций, преподаватели и учителя, кто ведет различные технические кружки, занимается профессиональным образованием. Чтобы стать экспертом, нужно пройти специальное обучение, которое занимает в среднем 24-40 академических часов, и итоговое тестирование, а также, конечно, наращивать практический опыт.


Фото: Worldskills Russia

Олег Базер

В скором времени его будут сдавать абсолютно все выпускники колледжей и техникумов. Премьер-министр России Михаил Мишустин поддержал идею сделать выпускной демонстрационный экзамен обязательным для среднего профессионального образования.


Фото: Worldskills Russia

Скиллс-паспорт не является дипломом государственного образца, многие работодатели о нем и не слышали. Так в чем его преимущество и обращают ли на него внимание при найме сотрудников?

Олег Базер: Уже более 600 предприятий подписали с нами соглашения и более 3 тысяч компаний в разной форме участвуют в демонстрационном экзамене. Кто-то входит в экзаменационную комиссию, кто-то поддерживает экзамен и отсматривает студентов, а какие-то предприятия своих сотрудников пропускают через этот инструмент, чтобы убедиться в их мастерстве.

Да, скиллс-паспорт пока не является дипломом государственного образца. Но, в отличие от него, где просто стоят оценки по тем или иным предметам, скиллс-паспорт детально показывает уровень владения тем или иным навыком, из которых состоит специальность. И каждый из навыков студента в ходе экзамена получает оценку от независимого экспертного сообщества. Причем вся система выстраивалась в тесном взаимодействии с работодателями, чтобы это был не просто набор каких-то данных, а та информация, которую могли бы считывать HR-службы этих компаний и четко понимать, какой перед ними кандидат при трудоустройстве.

В большинстве случаев запросы работодателей не соответствуют уровню подготовки выпускников. Реально ли изменить подобную ситуацию?

Олег Базер: Для этого должно быть обоюдное желание двух сторон: организации, которая эти кадры ищет, и руководства образовательной организации, которая эти кадры готовит. Именно в связке условных колледжа и завода выстраивается та самая модель подготовки, которая, с одной стороны, востребована предприятием, а с другой — соответствует тем образовательным стандартам, которым обязано следовать учебное заведение. И сейчас множество примеров, когда выстраивается взаимодействие между образовательными организациями и предприятиями, которые объясняют, рабочие каких специальностей им требуются.


Фото: Worldskills Russia

Чтобы нивелировать разницу в подходах, мы проводим исследование потребности в рабочих кадрах, а также активно вовлекаем предприятия в наши соревнования, где закладываем требования к качеству и квалификации работника, чтобы можно было их тиражировать на уровне завода, повышая производительность труда.

В последнее время много говорят о необходимости повышения конкурентоспособности профессионального образования. Способно ли ваше движение ускорить это процесс?


Фото: Worldskills Russia

С чем это связано?

Олег Базер: И дети, и родители поняли, что среднее профессиональное образование сегодня — это уже не те пэтэушки, которые были, а настоящие образовательные центры с хорошей материально-технической базой, которые выпускают настоящих специалистов.

Способно ли ваше движение изменить рынок труда в России? И если да, то в какую сторону?

Читайте также: