Волонтеры несовершеннолетние какие работы

Обновлено: 30.04.2024

Волонтёр — человек, занимающийся общественной полезной деятельностью на безвозмездной основе.

И в нашей школе есть такие подростки, которые готовы добровольно потратить частичку себя и своего времени для пользы общества в целом или определенного человека.

Наши волонтёры - это совершенно обычные подростки с обычными человеческими потребностями.

Постоянно работать на общество, забывая о себе, среднестатистический подросток просто не может и ни в коем случае не должен. Ему, как и всем, необходимо учиться и отдыхать в свободное время. Я считаю, что волонтёрство стоит рассматривать как хобби или возможность реализовать себя в интересном деле вместо того, чтобы провести время лёжа на диване, за компьютером, в соц. сетях или в компаниях подростков с асоциальным поведением.

Волонтерство помогает ребятам меняться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превращается в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретает самоуважение, становится уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни ему проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, он сможет оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять, в то же время, толерантность и уважение к окружающим.

Наши волонтёры всегда действует по велению своего сердца, и предпочитают делать добрые дела, может и понемногу, но постоянно и добровольно. За 7 месяцев, как наши ребята вступили в ряды волонтеров, они уже совершили более 60 добрых дел.

Каждый наш подросток вступил в молодежное объединение по своим причинам,но можно выделить несколько основных:

• Психологическая потребность быть нужным – волонтёрская деятельность как никакая другая может эту потребность удовлетворить.

• Интерес к новому и необычному – быть волонтёром как правило предполагает участие в различных мероприятиях и осваиванию новых видов деятельности.

• Потребность в общении с интересными людьми – волонтерами становятся люди совершенно разных социальных слоёв, убеждений и интересов, но благодаря одной цели, выбранной добровольно, волонтёры прекрасно общаются между собой, заводя интересные знакомства и полезные связи.

• Решение собственных проблем – как бы странно не звучало, но это правда. Волонтёрство помогает преодолеть собственные страхи и неуверенность.К примеру: человеку с проблемами общения добровольческая деятельность поможет найти новых друзей и единомышленников.

• Досуг – деятельность волонтёра может предоставить большое количество разнообразных занятий и возможность реализовать себя.

• Авторитет –активные волонтёры развивают в себе необходимые лидерские и организационные качества.

Я считаю, что формировать чувство доброты, милосердия и прививать желание взаимопомощи необходимо с самого раннего возраста. Для школьников же чрезвычайно важно создавать такую среду. Если вся энергия подростка будет расходоваться в нужное русло, на добрые дела, то он просто не захочет и ему будет не интересно совершить какое-либо противоправное деяние, а уж тем более задуматься о суициде.

В составе наших волонтеров есть подростки, состоящие на учете в КДН и ЗП, опекаемые, находящиеся в социально-опасном положении, на которых мы уделяем больше внимания и стараемся их задействовать по максимуму.

На мой взгляд, волонтёрское движение - это эффективная деятельность, направленная на профилактику правонарушений и суицидального поведения.

Мастер-класс учащихся начальной школы по изготовлению объёмной снежинки

Мастер-класс учащихся начальной школы по изготовлению объёмной снежинки Детский мастер – класс по изготовлению объёмной снежинки. Декабрь – это пора новогодней суеты, которая заряжает нас позитивным настроением.

Волонтерская деятельность как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Статья на тему "ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Тест по лыжной подготовке для учащихся школы Тест по лыжной подготовке 1. В каком лыжном ходу перемещение осуществляется за счет единовременного рывка руками: А) попеременный двухшажный;.

Тест по правилам игры в баскетбол для учащихся школы Тест по баскетболу 1. Размер баскетбольной площадке? (28х15м) 2. Температура в зале при проведении соревнований по баскетболу: А. +5 +30°С;.

В настоящее время в России актуальной темой является процесс становления гражданского общества, институтами которого считают органы местного самоуправления, средства массовой информации, политические партии и общественные добровольческие объединения. Некоммерческий сектор выступает важным элементом демократического устройства общества, базирующегося на принципах рыночной экономики. Он получил название третьего сектора, что подчеркивает его значимость наряду с двумя другими, представляющими государство и рыночные структуры. Сочетание трех признаков – независимость, добровольность и неприбыльный характер деятельности – образует то своеобразие, которое отличает общественные организации от похожих организаций, принадлежащих государственным и коммерческим социальным институтам.

Волонтерская деятельность носит гражданский характер. Опыт деятельности показывает благотворительную направленность работы. Добровольческая деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей. Волонтерская деятельность — это широкий круг деятельности, включающий в себя традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, который осуществляется добровольно на благо широкой общественности без денежного вознаграждения.

Волонтеры – это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова “волонтер” является слово “доброволец” [6]. Общее, что их объединяет, – добровольность. Но если исходить из того, что добровольчество (волонтерство) осуществляется без какого-либо денежного вознаграждения, то возникает вопрос, что заставляет людей заниматься такой деятельностью, кто они такие и какие цели преследуют, оказывая помощь другим людям.

Социальные перемены в стране отражаются и на мотивации добровольчества. В последние годы увеличилось число людей, которые приходят в некоммерческие организации с целью получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своих идей, повышения своей квалификации.

Поскольку волонтерская деятельность отличается гуманистическим содержанием, эмоционально-чувственным и ценностно-мотивационным аспектами, то к основным принципам добровольчества можно причислить следующие:

  • каждый человек имеет право стать добровольцем и прекратить свои обязательства при необходимости;
  • добровольческий труд создает возможности людям приобретать новые знания и навыки, полноценно развивать творческий потенциал и уверенность в себе;
  • добровольческая деятельность дополняет, но не заменяет ответственные действия других секторов и усилия оплачиваемых работников;
  • добровольцы не являются “дешевой рабочей силой”, их участие в проектах определяется собственным добровольным желанием и личной мотивацией [3].

Молодежь – традиционно наиболее социально активная демографическая группа, которая может стать (и в частных случаях является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения [7].

Добровольческие организации в большинстве своем ориентированы на молодежь, не обремененную многочисленными семейными и трудовыми обязательствами, поэтому такие организации чаще всего организуются при ВУЗах. Нередко их деятельность совпадает с основным вектором обучения студентов, и будущие педагоги, врачи и социальные работники бескорыстно применяют полученные знания на практике.

К сожалению, в отличие от стран Европы, Азии и Америки, уровень развития данного вида деятельности и в России, и в частности в Санкт-Петербурге, остается крайне низким. Труд волонтеров для выполнения общественных работ или поддержки некоммерческих и государственных организаций практически не применяется, хотя с середины 90-х годов отдельные российские организации – спортивно-концертные комплексы, музеи и т.п., начали активно привлекать добровольцев в период проведения различных соревнований и культурных мероприятий.

Молодежная культура содержит в себе особый способ восприятия своей системы духовных ценностей и, отсюда, она располагается на более высоком уровне субкультурной стратификации по отношению к нормативной культуре. Это социальная общность, которую каждый член общества сопоставляет с молодежью как неизбежной частью механизма воспроизводства, а каждый представитель этой социальной общности сам отождествляет себя с ней [9].

Основные реализуемые направления деятельности молодежных волонтерских организаций, созданных в России в период 1990-2000 гг., охватывают практически все основные области жизнедеятельности (социальная сфера, образование, культура, экология, безопасность, здравоохранение и др.). В качестве приоритетных направлений деятельности для большинства волонтерских организаций можно выделить следующие: работа с социально незащищенными слоями населения, работа с детьми и молодежью; создание и дальнейшая реализация проектов, направленных на решение проблем местных сообществ; пропаганда идей здорового образа жизни; предотвращение конфликтов; развитие идей терпимости в обществе [4].

Молодежное движение является важным индикатором совершенствования социально-политических отношений в обществе и политической социализации молодежи. Молодежные организации дают возможность для социального самоутверждения личности, ее самореализации, способствуют развитию коллективизма, формированию социально-психологической общности людей. Молодежные общественные объединения служат особым инструментом влияния и защиты прав личности, развития инициативы, патриотизма и гражданской позиции молодого поколения [10].

В условиях ориентации современной российской молодежи на ценности потребления волонтерство нацелено на присвоение индивидом общественно значимых образцов поведения, социальных норм и ценностей альтруизма и гуманизма [2].

Проанализировав окружение, в общем объеме потенциальных добровольцев можно выделить две основные группы: профессиональные кадры (уже имеющие необходимые навыки) и добровольцы без специальной квалификации (требующие дополнительного обучения). В зависимости от того, какие кадры требуются организации, можно использовать различные виды набора добровольцев.

Непосредственный набор – подразумевает использование личных контактов и взаимоотношений набирающего и потенциального добровольца. Он может осуществляться в ситуации один на один, с другом, знакомым, что дает возможность совместно рассмотреть идеи и сомнения. Самый простой и наиболее традиционный набор добровольцев – среди членов семей сотрудников. Мужья, жены, дочери, сыновья, внуки становятся добровольцами на долгий срок. Часто они берутся за любые работы, становятся мастерами на все руки. Работа таких добровольцев эффективна.

Целевой набор – предпочтителен, когда работа, которую предстоит сделать, требует конкретного опыта или подхода, которыми владеют не все люди. Здесь уместны требования к образованию (например, умение программировать), возможности работать в специфическое время (например, с 9.00 до 15.00, по выходным дням), особого подхода к людям (например, умение работать с эмоционально подавленными детьми).

Непрямой набор – используется в случае, когда есть потребность в добровольцах, не имеющих специального образования или специфического опыта, или требуется большое количество добровольцев для кратковременных, простых работ.

Наиболее эффективно проблема вовлечения населения в общественно полезную социальную активность решается через деятельность специализированных ресурсных организаций. Это профессиональные организации, функционирующие в сфере развития и поддержки добровольчества с целью повышения общественно полезной добровольческой занятости населения и эффективного использования добровольческих ресурсов при решении серьезных социальных проблем общества и для развития местных сообществ.

Они действуют на местном, региональном или национальном уровне, имеют общие характеристики, миссию, задачи, функции и направления деятельности. Добровольческие центры, обладая универсальными технологиями и методами, работают в прямом сотрудничестве с органами государственной власти, государственными, некоммерческими, коммерческими ассоциациями и СМИ. Формируя спрос и предложения на добровольческие услуги на территории, на которой они действуют [5].

Плюсами привлечения добровольцев в организацию являются: дополнительное время; новые идеи; увеличение объема оказываемых услуг; экономию материальных средств; распространение информации об организации среди населения; создание резерва для найма штатных сотрудников; улучшение имиджа; дополнительные знания, опыт, связи; стимулирование развития организации.

Минусы могут быть следующими: требуется дополнительное время от персонала; отсутствие опыта работы; требуется дополнительное обучение; добровольцы не всегда ответственны, и не держат обязательства; создают конкуренцию штатному персоналу; недостаточная компетентность; их нельзя уволить.

Этот список далеко не полный, его можно продолжить. Интересно, что одной из проблем может быть избыток рвения – “недостаток”, редко встречающийся среди штатных сотрудников. Очень часто руководителю приходится иметь дело с добровольцем, который затрудняет ход работы не из-за недостатка, а из-за избытка мотивации. Такие добровольцы настолько преданы делу, что ждут мгновенных решений при любой возникающей проблеме, не понимая, почему система работает медленно. Такие добровольцы становятся нетерпеливыми и вступают в конфликт с любым сотрудником или другими добровольцами, не прилагающими таких же усилий. Отношения становятся дискомфортными [8].

Часто возникает вопрос – кто может стать добровольцем? Добровольцем может быть ответственный человек, у которого есть возможность посвятить свое время и умение добровольному труду. Каждый может стать добровольцем, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость.

Хорошими волонтерами могут стать люди с разными интересами и достоинствами, характером и возможностями, однако существует несколько основных качеств, без которых нельзя обойтись. Такими наиболее важными качествами волонтера являются свойства личности, которые позволяют с наибольшим эффектом и результативностью решать основные задачи социально-педагогического характера. Среди них наиболее значимыми являются следующие: психолого-педагогическая компетентность, определяемая как определенный уровень волонтерской деятельности, неотделимый от совокупности личностных свойств и психологических характеристик, накладывающих индивидуальный неповторимый отпечаток на волонтерскую деятельность; прочность усвоения таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, толерантность, респектабельность, бескорыстие и честность; сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения; ответственность и самодисциплина; глубокая и искренняя заинтересованность в решении проблем подопечного и положительных результатах работы; наличие качеств личности, позволяющих располагать к себе разных людей, вызывать доверие, желание сотрудничать, помогать и в то же время не позволяющих собой манипулировать, подавлять себя как личность [1].

Для успешной (более эффективной) работы по вовлечению молодежи в добровольческую деятельность можно предложить следующие рекомендации:

    Организации, которые привлекают к своей деятельности добровольцев более устойчивы и эффективны в достижении своих целей: привлечь нужных добровольцев; сделать работу добровольцев максимально полезной для клиентов организации; сделать работу добровольцев максимально комфортной и позитивной для них самих. Успех такого подхода в отношении к добровольцам как к универсальному ресурсу. Если в организацию приходят нужные люди, то вместе с ними появляются нужные ресурсы.

Особую важность приобретает имидж соответствующей добровольческой деятельности. Он должен ясно свидетельствовать о его целях, задачах, отражать характер деятельности и нести яркую, эмоциональную, позитивную нагрузку. Имидж добровольческой деятельности включает в себя значимые составляющие:

  • миссия деятельности – ожидаемый результат совместных усилий, направленность организации, ее ценностные ориентации, декларируемые принципы;
  • общественное мнение – то впечатление, которое деятельность производит на членов местного сообщества, оценочные суждения, вызванные этой деятельностью;
  • бренд – внешние узнаваемые символы и атрибуты деятельности, отражающие ее стиль и характерные особенности;
  • внутренняя культура – стиль межличностных отношений, эмоционально-психологический климат, принятые формы взаимоотношений среди участников взаимоотношений;
  • организационная культура – взаимоотношения, установившиеся между организаторами и участниками социальной деятельности, степень общей организованности, трудовая дисциплина, порядок и системность в деятельности.
  1. Управление добровольческой деятельностью и процессом вовлечения молодежи в такую деятельность включает в себя следующие функции:
  • поиск и набор добровольцев. Важно понимать на каком этапе находится организация: набор (формирование добровольческих ресурсов), восполнение (сохранение стабильности добровольческих ресурсов) или развитие (увеличение добровольческих ресурсов), таким образом, поиск становится продуманным;
  • проведение собеседований, выявление мотиваций и отбор добровольцев. Каждым человеком движут собственные мотивы в соответствии с его жизненными ценностями и опытом. Но необходимо рассматривать соотношение индивидуальных и групповых мотивов. Для разных сфер деятельности нужны разные люди с различными профессиональными и личностными качествами, поэтому необходимо разработать критерии отбора добровольцев;
  • информирование и ориентирование добровольцев. Целесообразно формировать специальные пакеты информации, ориентированной на различные группы добровольчества. По мере предоставления волонтерам информации, необходимо ориентировать их на тот или иной вид деятельности. Условно можно разделить добровольцев на три основные группы по степени участия в деятельности организации: постоянные добровольцы (члены советов и комитетов, консультанты, специалисты, ведущие добровольческих программ, проектов, клубов, секций); временные добровольцы (практиканты, стажеры, исследователи); добровольцы, участвующие в разовых мероприятиях (добровольческие акции, обслуживание семинаров, эпизодическая помощь в краткосрочных проектах);
  • планирование добровольческих работ. При осуществлении планирования на этапе привлечения добровольцев, значительно уменьшаются неоправданные ожидания персонала и волонтеров. Организация работы волонтеров напрямую связана с качеством работы с добровольцами и постоянством их состава;
  • формирование добровольческих вакансий. Чем точнее определены роли и сформулированы обязанности персонала и добровольцев, тем выше социальный эффект организации. Цели и задачи у сотрудников и добровольцев общие, также общими могут быть сферы ответственности и роли, но обязанности не должны дублироваться. Описание добровольческих вакансий поможет уверенно проводить кампанию по набору добровольцев.
  1. Важно, чтобы люди, в чьи обязанности входит работа с добровольцами, получали соответствующую квалификацию. Координаторам необходимо учиться, обмениваться опытом. Успешными координаторами и организаторами добровольческой деятельности становятся люди, которые сочетают в себе наличие знаний в области добровольчества, коммуникативные навыки и позитивное отношение к людям.
  2. В целях привлечения добровольцев в организацию, координатору добровольцев необходимо:
  • распространять информацию о наличие свободных мест для добровольной работы, в том числе через средства массовой информации;
  • проводить кампанию по набору добровольцев в учебных заведениях, государственных и негосударственных организациях;
  • организовывать набор, собеседования и отбор добровольцев, в том числе на основе конкурса;
  • проводить первичное информирование, ориентирование, инструктаж новых добровольцев.

Данные рекомендации могут быть полезны социальным педагогам, психологам, координаторам волонтерской деятельности, социальным работникам государственных и негосударственных социальных организаций.


Волонтерское движение в школах и вузах России стало масштабно развиваться в конце 80-х годов прошлого столетия. Если углубиться в историю, то истоки волонтерства можно найти и раньше — в послевоенные годы существовали различные службы милосердия, общества охраны памятников и природы. Были и тимуровцы, и пионеры.

волонтерское движение в школах

Актуальность вопроса

В современном мире в понятие "волонтер" вкладывается новый смысл. Изменились задачи движения, цели, мотивация. Если раньше, в 80-е годы прошлого века, люди ехали на БАМ или поднимать целину, то им выплачивалась зарплата – своего рода компенсация за тяжелый труд. Что касается бесплатной работы на субботниках, в полях и пр., то чаще она была связана с общественным принуждением.

Сегодня волонтеры – незаменимые люди. В современном мире существует множество социальных проблем, в решении которых они помогают. Волонтерское движение активно развивается; появляются добровольцы, готовые потратить свое время и силы на пользу обществу.

Нормативная база

Юридическое определение понятия "волонтер" закреплено в 5 статье 135-ФЗ. Согласно норме, им называют гражданина, осуществляющего благотворительную деятельность в виде безвозмездного труда в пользу и в интересах получателя. В качестве последнего может выступать и конкретный человек, и какая-либо организация.

У слова "волонтер" есть синоним – "доброволец". Иногда этих людей называют внештатными сотрудниками, общественными помощниками, ассистентами, посредниками и пр. Всех волонтеров объединяет одно – добровольность. Для этих людей деньги не являются мотивацией.

Сферы деятельности

Добровольческие инициативы могут распространяться практически на любую сферу жизни. Основные направления волонтерского движения в школе, к примеру, - это:

  1. Работа с социально незащищенными категориями граждан (престарелые, инвалиды, сироты).
  2. Развитие проектов, способствующих укреплению социальной терпимости.
  3. Помощь в уборке территории.

Волонтерское объединение может участвовать в урегулировании конфликтов, активизации населения в деревне и пр. Добровольцы постоянно принимают участие в политических процессах, следят за социальной обстановкой.

Принципы

Волонтерское движение в школе, как, собственно, и в любом другом учреждении, должно основываться на:

  1. Желании оказывать помощь нуждающимся.
  2. Законности. Деятельность добровольцев не может противоречить с нормами права – нельзя помогать, нарушая закон.
  3. Желании делиться опытом.
  4. Добросовестности.

Добровольцем может стать абсолютно любой человек – вне зависимости от возраста, пола и других обстоятельств. Поэтому в волонтерском движении в школе могут участвовать не только дети, но и взрослые. Более того, педагоги своими действиями будут подавать детям пример.

год волонтера

Сложности

К сожалению, существует немало стереотипов, мешающих широкому распространению волонтерского движения. В школах, детских садах, других учебных заведениях необходимо проводить разъяснительную работу. Волонтерство должно одобряться большинством населения.

Одна из главных задач современных благотворительных организаций – популяризация добровольной помощи. Сегодня крайне важно пропагандировать идеи бескорыстной помощи. Только так можно создать позитивный имидж волонтера.

Участие государства

Текущий 2018 год был объявлен годом волонтера. Об этом сказал сам президент страны Владимир Путин в декабре 2017 г. На высшем уровне была разработана программа года волонтера, реализация которой направлена на:

  1. Популяризацию добровольческого движения.
  2. Повышения престижа работы волонтеров.
  3. Стимулирование общегражданских инициатив соотечественников.

Разработчики программы рассчитывали, что комплексный подход обеспечит своего рода толчок добровольческому движению и оно сможет получить более высокий статус.

Программа волонтерского движения в школе

Сегодня к работе добровольческих объединений активно подключаются учебные заведения. В общеобразовательных учреждениях, вузах создаются волонтерские отряды. Перед ними ставятся конкретные задачи, назначаются координаторы, руководители.

Надо, однако, сказать, что в работе добровольцев, как и в любой другой деятельности, важна грамотная организация. Волонтерское движение в школе начинается с разработки программы. В ней отражаются ключевые аспекты работы, участники, задачи, результаты.

направления волонтерского движения в школе

Цель волонтерского движения в школе – создать условия для вовлечения учащихся, достигших 14 лет, в добровольческую деятельность. Задачи могут быть связаны с решением самых разных проблем, к примеру:

  1. Пропаганда здорового образа жизни среди подростков.
  2. Профилактика безнадзорности, беспризорности, детской преступности.
  3. Развитие творческого потенциала детей.

В числе ожидаемых результатов могут быть:

  1. Уменьшение количества факторов, приводящих к употреблению спиртных напитков, курению.
  2. Формирование понимания преимуществ здорового образа жизни.
  3. Грамотная организация досуга детей.
  4. Создание творческих кружков, секций, объединений, вовлечение в них максимального количества подростков.
  5. Привлечение детей к общественно полезной деятельности.

Волонтерское движение в школе: план работы

Безусловно, перед добровольцами должны стоять выполнимые задачи. Для этого необходимо структурировать их и закрепить в Положении о волонтерском движении. В школе может работать несколько добровольческих отрядов по разным направлениям. Например, это могут быть отряды:

  1. "Милосердие". Ребята, входящие в состав такого отряда, оказывают помощь инвалидам, престарелым, ветеранам, проводят акции "Георгиевская ленточка", "Добрые дела учителям" и пр.
  2. "Здоровье". Члены этого отряда участвуют в организации соревнований, создании спортплощадок в городе, пропагандируют преимущества занятий в спортивных секциях. Старшеклассники могут проявлять инициативу и формировать школьную команду по волейболу, баскетболу и пр.
  3. "Творчество". Участники этого отряда организуют праздники и вечера, концерты к памятным датам. Можно создать ансамбль самодеятельности, театральную студию.
  4. "Экология". Добровольцы этого отряда участвуют в благоустройстве территории. При этом ухаживать можно не только за участком, прилегающим к школе, но и за парком, сквером, набережной и т. д. Особенно много работы у экологического отряда осенью и в конце зимы.

развитие волонтерского движения в школе

Результаты и анализ работы

Как правило, итоги деятельности волонтеров подводятся в конце года. Если работа отрядов была организована правильно, был грамотный координатор, то успех проекта обеспечен. Главными результатами должны стать:

  • увеличение количества участников волонтерского движения;
  • создание секций и кружков для большого числа детей;
  • участие в городских, районных мероприятиях (соревнованиях, фестивалях и пр.);
  • популяризация и развитие волонтерского движения.

В школе учителям необходимо заниматься не только обучением, но и воспитанием подростков. В выполнении второй задачи и будет способствовать волонтерское движение. Участие в нем помогает детям меняться не только внутренне, но и внешне. Учащиеся приобретают уверенность в себе, становятся чуткими, внимательными к проблемам других.

В конце каждого года составляется отчет по волонтерскому движению. В школе целесообразно сделать специальный стенд, на котором будут отражаться результаты добровольческой работы.

Волонтерство в России: современные тенденции

В РФ с 1998 г. действует ассоциация World4U. Это объединение участвует в реализации студенческих обменных программ, оказывает содействие в обеспечении молодежи авиабилетами. World4U является членом "Движения за Мир", партнером многих других добровольческих организаций.

В столице работает волонтерская группа "Доноры детям". У этого объединения нет обязательного членства, его состав постоянно меняется. Участники группы организуют акции, детские конкурсы, походы детей и их родителей в театры, а также сборы средств на поиск доноров и лекарств. Зачастую волонтеры приходят в больницы просто поиграть с детьми, пообщаться с родителями.

В 2002 г. при содействии НИИ детской гематологии и онкологии РОНЦ РАМЕ им. Н. Н. Блохина по инициативе граждан, в том числе и иностранцев, был создан фонд "Настенька". Цель этого объединения – оказать содействие в повышении качества диагностики и лечения онкобольных детей, помочь их семьям.

цель волонтерского движения в школе

В России также работает объединение "Отказники.Ру". Оно оказывает помощь детям, вынужденным все детство находиться в больнице. У каждого медучреждения есть свой куратор. У проекта есть собственный сайт – платформа для сбора средств. Волонтерское объединение собирает для детей вещи, питание, деньги, в общем, все необходимое. На сайте постоянно обновляется перечень больниц. Объединение всегда открыто для всех желающих помочь.

В России также работает волонтерская группа "Мир в ладошках". Это некоммерческое добровольное объединение, оказывающее поддержку социальным учреждениям, работающим с детьми.

Экологические объединения

Одной из самых известных волонтерских групп является "Гринпис". Любой человек может стать ее членом. Работа этого объединения связана с реализацией природоохранных проектов. Участники выступают против промышленного строительства, вырубки деревьев. Гринписовцы проводят разъяснительную работу в разных городах. Присоединиться к движению можно, придя в офисы организации в крупных городах или зарегистрировавших на сайте. Многие участники объединения создают собственные экологические проекты. Практически в каждом регионе России можно присоединиться к группе "Возродим наш лес". Во многих городах работают волонтерские отряды, занимающиеся уборкой мусора, пропагандирующие энергосберегающие технологии.

Заключение

Несмотря на то что волонтерское движение существует давно, только в последние несколько лет оно начало набирать обороты. Активному развитию добровольной деятельности способствует масштабная разъяснительная работа с населением. Кроме этого, большое значение имеет и участие первых лиц государства. Как известно, президент страны активно поддерживает все проекты, направленные на защиту природы, поддержку людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В Госдуме был принят ряд документов, закрепляющих порядок и основания оказания помощи нуждающимся гражданам.

организация волонтерского движения в школе

Разумеется, нельзя заставить человека заниматься добровольной и бескорыстной деятельностью. Он должен сам захотеть быть волонтером. Некоторые люди участвуют в добровольной деятельности, чтобы окружающие отметили их заслуги. Но таких единицы. Большинство волонтеров не ждут ни от кого благодарности. Они совершают поступки по воле своего сердца, ничего не требуя взамен. Чем больше будет таких людей, тем лучше для общества и для страны. Волонтеры – это люди, понимающие свою ответственность. Ими движет желание изменить жизнь к лучшему. Безусловно, это заслуживает уважения. Таких людей в стране должно быть больше. Они собственным примером показывают, как можно изменить ситуацию к лучшему, как можно помочь другим людям.

Государству необходимо оказывать всяческую поддержку волонтерскому движению. Ведь без добровольцев сегодня не обходится ни одно крупное мероприятие. Примером тому Олимпиада в Сочи. В ее организации участвовало огромное число добровольцев.

положение о волонтерском движении в школе

Безусловно, волонтерское движение – необходимое звено любого современного общества. Сегодня необходимо продолжать его популяризацию. Начинать нужно с привлечения школьников. Волонтерские отряды в общеобразовательных учреждениях давно перестали быть редкостью. Работа таких групп благотворно сказывается на воспитании подрастающего поколения. У детей, участвующих в волонтерском движении, формируется активная гражданская позиция.

Что такое волонтёрство и кто такие волонтёры

Волонтёрство – это добровольная безвозмездная деятельность на благо общества и отдельных граждан. Если сформулировать определение не официальными терминами, то волонтерство – это бесплатная работа для того, чтобы помочь всем, кто в этом остро нуждается.


Направления волонтерства

Российское законодательство четко определяет цели добровольческой деятельности:

  • помощь социально незащищенным гражданам – малообеспеченным; одиноким старикам; безработным, инвалидам, детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях;
  • подготовка людей к преодолению последствий чрезвычайных ситуаций: промышленных катастроф, пожаров, стихийных бедствий – и помощь пострадавшим в них;
  • поддержка деятельности в сфере образования, экологии, культуры, науки, здравоохранения, спорта, творчества, патриотического и духовного воспитания молодежи, укрепления семьи и социальной защиты материнства и детства;
  • охрана архитектурного и природного наследия;
  • защита животных;
  • бесплатная юридическая помощь;
  • создание социальной рекламы.

Закон отделяет волонтерство и благотворительность от предпринимательства и политики – любая поддержка коммерческих и политических организаций не может называться волонтерством.

Соответственно целям волонтерскую деятельность принято делить на пять основных направлений:

  • социальное;
  • экологическое;
  • культурное;
  • спортивное;
  • медицинское.


Все остальные направления вписываются в эти пять групп. Например: донорство – это тоже волонтерство, медицинское; а набирающее популярность событийное добровольчество можно отнести и к социальному, и к спортивному, и к любому другому виду. Разновидностью событийного волонтерства можно считать медиаволонтерство – информационную поддержку общественно значимых событий, которую бесплатно оказывают фотографы, видеооператоры, журналисты, SMM-маркетологи, создавая и распространяя в СМИ и соцсетях визуальный и текстовый контент. Самые яркие образцы событийного волонтерства – работа добровольцев на Олимпиаде в Сочи, чемпионате мира по футболу 2018 года.


Виды волонтерства

Добровольчество бывает групповым или индивидуальным. Добрые дела можно вершить в одиночку или в компании единомышленников, но решать проблемы сообща все-таки лучше – так больше возможностей помочь людям. Поэтому те, для кого волонтерство не разовая акция, а система, вступают в добровольческие организации.

Волонтерская организация – это объединение добровольцев, которые бесплатно делятся с другими людьми своими силами, ресурсами, профессиональными знаниями. Роль организации заключается в том, чтобы при необходимости обеспечивать обучение и поддержку волонтеров, координировать их действия. Часто волонтерские организации сотрудничают с другими добровольческими проектами, чтобы кооперировать усилия, делиться опытом и удачными методиками работы, накопленными знаниями.

К разновидности группового добровольчества можно отнести возрождающееся корпоративное волонтерство. Несмотря на малознакомое название, абсолютно новым этот вид бескорыстной помощи назвать нельзя – еще в Советском Союзе крупные предприятия шефствовали над школами, детскими садами, домами престарелых.

Много пользы приносит разновидность корпоративного добровольчества под названием pro bono-волонтерство. Это направление только начинает развиваться в России. Его суть состоит в том, что профессионалы бесплатно оказывают людям те же услуги, за которые в своей компании они получают зарплату. Например, вместо того чтобы прийти в детский дом с подарками, стоматолог расскажет детям, как правильно ухаживать за зубами, и бесплатно вылечит кариес.


Как стать волонтером

Добровольцем стать может любой желающий – для этого нет никаких ограничений по религиозным или политическим взглядам, тем более по полу и физическим возможностям. Есть небольшой возрастной ценз: несовершеннолетним волонтерам надо получить разрешение родителей, а подростков младше 14 лет во время добровольческих работ должны курировать официальные представители.


Паспорт волонтера

У каждого добровольца есть своего рода трудовая книжка – паспорт (личная книжка) волонтера. Она может быть бумажной или электронной. В нее вносятся сведения о видах деятельности, волонтерском стаже (в часах), дополнительной подготовке, поощрениях.

Единого порядка выдачи волонтерской книжки нет, ее можно получить и в местных добровольческих центрах, и, к примеру, в Минспорта. Во всех регионах для этого понадобятся две фотографии 3 х 4 и гражданский паспорт.

Что дает волонтерство

Хотя волонтерство предполагает отсутствие денежного вознаграждения за труд, альтруисты-добровольцы все-таки получают бонусы. Это в первую очередь опыт, специальные знания и умения. Кроме прокачки определенных профессиональных навыков, волонтеры учатся:

  • работать в команде и управлять ею;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • находить компромиссы, чтобы решить проблему;
  • общаться с коллегами, подопечными и представителями власти;
  • разрабатывать проекты;
  • управлять рисками и ресурсами социальных проектов;
  • создавать сообщества вокруг проектов (азы комьюнити-менеджмента);
  • продвигать социальные инициативы.


Все эти навыки пригодятся в любой профессии, а волонтерская работа часто открывает дорогу к оплачиваемым должностям в самых разных карьерных направлениях. Это и понятно – работодатели видят добровольцев в деле и не хотят терять ценных сотрудников.

На этапе подготовки к построению карьеры волонтерство тоже может стать бонусом: многие, но пока далеко не все, российские вузы дают при поступлении за добровольческую деятельность дополнительные баллы. Всего абитуриент плюсом к сумме за ЕГЭ может заработать 10.

Максимум дополнительных баллов за волонтерство сегодня дают только два вуза:

  • РГСУ – Российский государственный социальный университет. Если с момента завершения участия в проекте прошло не больше двух лет и в электронном или бумажном паспорте добровольца накопились отметки о 50 часах работ, абитуриенту начислят 3 балла, за 100 часов – 5, за 200 и больше – все максимально возможные 10.
  • НГУ им. Лесгафта – Государственный университет физкультуры и спорта. 10 баллов добавляют за волонтерство на олимпиадах, кубках, чемпионатах, первенствах международного и общероссийского уровня, если с момента участия в проекте прошло не больше четырех лет.


Остальные вузы (в общей сложности около 200 из 500) поощряют волонтерство скромнее – от 7 до 1 балла. Несколько примеров в таблице.

Дополнительные баллы за волонтерство

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский городской университет управления Правительства Москвы

Московский городской педуниверситет

Сибирский госуниверситет водного транспорта

Уральский институт ГПС (противопожарной службы) МЧС

Южно-Уральский технологический госуниверситет

Сибстрин (Новосибирский архитектурно-строительный университет)

Донской аграрный госуниверситет

Магнитогорский технический госуниверситет им. Носова

Ростовский государственный экономический университет

Ижевский технический госуниверситет им. Калашникова

Ярославский технический госуниверситет

Томский архитектурно-строительный госуниверситет

Красноярский педуниверситет им. Астафьева

Санкт-Петербургский госуниверситет промтехнологий и дизайна

Самарский госинститут культуры

Краснодарский госинститут культуры

Академия русского балета им. Вагановой

В целом же волонтерство – это помощь не только людям, но и самому себе: добровольчество помогает поверить в себя, научиться преодолевать трудности и осознанно выбрать профессию, которая станет судьбой.

Читайте также: