Обеспечение авиационной безопасности кем работать

Обновлено: 02.05.2024

Воздушный кодекс Российской Федерации — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Авиацио́нная безопа́сность — комплекс мер, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

ЕС ОрВД (англ. Joint Air Traffic Management System of the Russian Federation, Joint ATM System) — Единая система организации воздушного движения Российской Федерации обеспечивает безопасность использования воздушного пространства и приемлемый уровень безопасности полетов при обслуживании воздушного движения. Имеет стратегическое значение для государства и является важнейшим компонентом сохранения национальной безопасности.

Госуда́рственная авиа́ция (в Российской Федерации) — авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, полицейской, таможенной и другой государственной функции, а также для выполнения мобилизационно-оборонных и оборонно-спортивных задач.

Упоминания в литературе

32) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации; охранять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, аэропорты и объекты их инфраструктуры; выносить заключения о возможности допуска к работе в службе авиационной безопасности в случаях, если эта работа связана с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, а также для окружающей среды;

Связанные понятия (продолжение)

Федеральное агентство воздушного транспорта (сокращенное наименование — Росавиация) — федеральный орган исполнительной власти, находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

Техническое обслуживание воздушных судов — наземное инженерно-техническое обеспечение летательных аппаратов на протяжении всего срока эксплуатации, направленное на поддержание их постоянной исправности и готовности к полёту. Без технического обслуживания и надлежащего ухода любое воздушное судно очень быстро приходит в непригодное к полётам состояние. Грамотное техническое обслуживание воздушных судов является основополагающим фактором безопасности полётов.

Государственная техническая комиссия СССР (Гостехкомиссия СССР, ГТК СССР) — специальный орган, созданный с целью противодействия иностранным техническим средствам разведки, предотвращения утечки по техническим каналам государственных и военных секретов, сведений о военном и военно-промышленном потенциале, организации межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.

Варшавская конвенция 1929 года для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок — многостороннее международное соглашение, основной международно-правовой документ, регулирующий международные воздушные перевозки и ответственность воздушного перевозчика.

Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация) — существовавшая в 2005—2009 гг. федеральная служба, осуществлявшая государственное управление в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации. После расформирования функции переданы в Ространснадзор и Росавиацию.

Спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращенно — СВФ МЧС России) — подразделения, созданные на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны и предназначенные для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных.

Сельскохозяйственная авиация (сельхозавиация) — авиация, используемая для проведения сельскохозяйственных работ (авиахимработ).

Страхование ответственности авиаперевозчика - один из видов страхования ответственности. В качестве объекта страхования выступает имущественный интерес авиакомпании, перевозящей пассажиров и грузы, связанный с возмещением вреда пассажирам и/или клиентам .

Эксперимента́льная авиа́ция — авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, испытаний авиационной техники и других видов техники, а также для обеспечения летных исследований и испытаний.Воздушные суда экспериментальной авиации (часто называются также экспериментальными воздушными судами - ЭВС) это воздушные суда, поставленные на государственный учёт в экспериментальной авиации России и используемые для проведения указанных выше работ.

Гражданская оборона в России — система мер по защите людей и материальных ценностей в стране в случае военных действий, стихийных бедствий или техногенных катастроф, а также подготовка таких мер. Эти меры включают размещение в убежищах, эвакуацию, маскировку объектов, оказание первой помощи и обеспечение базовых потребностей жителей.

Бортовой журнал —технический журнал, в который в установленной форме записываются сведения о воздушном судне, всех произведенных полетах, особых случаях в полете, обнаруженных неисправностях, произведенном техническом обслуживании, замене агрегатов и т. п. Бортжурнал предназначен для контроля технического состояния воздушного судна, контроля произведенных регламентных работ. Также он широко используется при расследовании авиационных инцидентов. За правильность и своевременность заполнения бортового.

Опасный производственный объект — в широком смысле этого выражения производственный объект, при эксплуатации которого могут возникнуть аварии или инциденты (аварийные ситуации).

Справка взамен военного билета — документ, выдаваемый гражданину не отслужившему в Вооружённых Силах Российской Федерации (ВС России) взамен военного билета.

Вое́нные представи́тельства (ВП), иногда Представи́тельства зака́зчика (ПЗ) — воинские подразделения при военных ведомствах нескольких государств мира обладающих собственной оборонной промышленностью, создаваемые для контроля качества и приёмки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчинённости и форм собственности, осуществляющих в интересах обороны стран разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию продукции военного назначения.

Воздушный транспорт США (англ. Air transportation in the United States) — один из видов транспорта в США, включающий как собственно воздушные суда, так и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру — аэропорты, диспетчерские и технические службы.

Авиаперево́зки (воздушные перевозки) — способ транспортировки грузов и перевозки пассажиров при помощи воздушных судов.

Тахо́граф — контрольное устройство, устанавливаемое на борту автотранспортных средств. Предназначено для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа.

Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) — комплекс технологических операций и организационных действий по поддержанию работоспособности или исправности объекта при его использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. ТОиР могут быть как плановыми (регламентированными), так и неплановыми.

Воздушное такси — средство общественного транспорта, предназначенное для перевозки пассажиров за определенную плату (таксу) средствами воздушного транспорта. Отличием авиатакси от чартерных и других типов коммерческих авиаперевозок в малой авиации является ряд упрощений, например, отсутствие длительных процедур регистрации и ожидания посадки на борт. Пассажирам достаточно прибыть за 10-15 минут до вылета и пройти сокращенные процедуры регистрации и таможенного оформления. При подобных перевозках.

Авиатехники — это целая структура в авиации (и самая массовая: авиация — это техника), со своими учебными заведениями, сложной системой, не очень благодарной работой — нередко грязной и физически тяжёлой, при этом технологически сложной. В среднем, на час полёта самолёта требуется 30-50 человеко-часов работы (иногда и более 100 ч/ч) наземного персонала. На пассажирских (коммерческих) самолётах трудозатраты существенно меньше, чем в военной авиации.

Оперативная разведка — комплекс мероприятий по добыванию и изучению сведений о действующем или вероятном противнике и районе предполагаемых военных действий в целях подготовки к успешному ведению операции войсками (силами) объединения.

Воздушный транспорт России — один из основных видов транспорта в России; осуществляет перевозки пассажиров и грузов с помощью летательных аппаратов. Включает в себя авиатранспортные предприятия, занимающиеся непосредственно перевозками на воздушном транспорте, а также аэропорты, предприятия по ремонту и обслуживанию техники и организации по подготовке кадров для данной отрасли.

Авиадиспе́тчер (диспетчер управления воздушным движением, диспетчер УВД) — авиационный специалист, осуществляющий диспетчерское обслуживание воздушного движения.

Государственная тайна — согласно определению, принятому в российском законодательстве, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб государству.

Дежурство — (от фр. De jour, буквально — Относящийся к данному дню) — исполнение какой-либо обязанности в порядке очереди.

Воздушное пространство — это часть земной атмосферы, пригодная для полётов самолётов, в отличие от безвоздушного (космического) пространства. Международные договорённости признают государственный суверенитет воздушного пространства, но не распространяют его на космос. Суверенное воздушное пространство обычно находится над принадлежащими государству частями суши, территориальными, внутренними и приграничными водными пространствами.

Сертифика́т соотве́тствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

Уголовный кодекс Республики Казахстан 1997 года (УК Казахстана) — основной и единственный источник уголовного права Казахстана, устанавливавший преступность и наказуемость деяний на территории Казахстана в период с 1 января 1998 года по 31 декабря 2014 года.

Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ) — документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые заявитель предполагает использовать в ходе своей хозяйственной деятельности.

Специальный трудовой стаж — в законодательстве Российской Федерации это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно-полезной деятельности. Такое определение содержал утративший на данный момент силу Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации.

Сертификат эксплуатанта ВС (Air operator certificate) — сертификат, разрешающий эксплуатанту выполнять определенные коммерческие воздушные перевозки. (Doc 9760, издание 3, 2014г. ИКАО).

Транспортная экспедиция — деятельность, связанная с оказанием услуг грузоотправителям и грузополучателям (клиентам) и организацией доставки грузов каким-либо видом транспорта. Оказанием услуг транспортной экспедиции (экспедиторских услуг) занимаются специальные экспедиторские организации — экспедитор.

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.:Ст.1Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской.

Федеральная служба воздушных маршалов (Federal Air Marshal Service, FAMS) — федеральное правоохранительное агентство в США, работающее в составе Администрации безопасности на транспорте (TSA) Министерства внутренней безопасности (DHS). Агенты службы — федеральные воздушные маршалы — инкогнито находятся на гражданских рейсах в целях обнаружения и борьбы с враждебными действиями против США, в том числе угонов самолётов.

Сертификат типа — документ, выданный государством разработчика, то есть государством, имеющим юрисдикцию над организацией - разработчиком воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта, для определения типовой конструкции воздушного судна (двигателя или винта) и подтверждения соответствия этой конструкции нормам лётной годности данного государства.

Специальные срéдства несмертельного действия (в некоторых источниках — специальные средства нелетального действия, спецсредства) — комплекс механических, химических, электрических и светозвуковых устройств, используемых правоохранительными органами и спецслужбами для психофизического, травматического и удерживающего действия на правонарушителя, временного вывода его из строя, а также армейским спецназом для захвата противника живым.

В глазах обывателя авиационный транспорт является одним из самых опасных средств перевозки. Трагедии, которые случаются в воздухе, привлекают к себе повышенное внимание. Отчасти это связано с гибелью десятков пассажиров одновременно, но главным привлекающим фактором является именно редкость таких явлений. Воздушные суда на основе статистических данных можно поставить на место наименее рискованного транспорта. Во многом этому способствует авиационная безопасность, включающая многоплановые нормативы и правила организации перевозок. Их соблюдение позволяет минимизировать возможные угрозы как в работе аэропортов, так и в процессе перелетов.

авиационная безопасность

Кто обеспечивает безопасность в аэропортах?

За безопасность в аэропортах отвечают специальные службы, уполномоченные соответствующими органами. Как предписывают инструкции, служба авиационной безопасности должна обеспечивать охрану объектов аэропорта, осуществлять досмотр экипажа и эксплуатирующего персонала, проверять ручную кладь, багажи, бортовые запасы и грузы. Кроме этого, представители таких служб производят контроль воздушных судов и поддерживают меры, направленные на предотвращение попыток захвата воздушного транспорта.

Важно отметить, что сотрудники, входящие в персонал охранного блока, имеют особую подготовку. Согласно нормативам, служба авиационной безопасности должна комплектоваться кадрами, прошедшими обучение в сертифицированных центрах.

Требования к инфраструктуре аэропортов

служба авиационной безопасности

Для полноценной эксплуатации и обеспечения безопасности комплекса современного аэропорта необходимо наличие следующих объектов на его территории:

  • Зона для досмотра багажа и пассажиров, оснащенная соответствующим оборудованием. В зависимости от масштаба комплекса их может быть несколько.
  • Комната для персонального осмотра пассажиров.
  • Специальные помещения, в которых могут храниться боеприпасы и оружие.
  • Помещения для проверки грузов.
  • Служебные помещения, в которых размещается персонал охраны.
  • Помещения, предназначенные для отдыха обслуживающего персонала.
  • Контрольно-пропускные пункты.

Вышеперечисленные требования авиационной безопасности к инфраструктурному обеспечению комплексов аэропортов согласуются с конкретными предприятиями в виде проекта. Например, региональный аэропорт должен получить соответствующее разрешение на строительство, а в дальнейшем - и на эксплуатацию объектов в отделении авиационного надзора территориального значения.

Организация пропускного режима

обеспечение авиационной безопасности

Организация работы пропускных пунктов осуществляется в соответствии с нормативами, которые регулируют территориальный надзор. В пропускном режиме, в частности, предполагается ограничение нахождения и проезда наземного транспорта на рулежные дорожки и перроны. Также авиационная безопасность аэропорта предусматривает монтаж ограждений в зонах совместного базирования аэродромов. Все въезды и выезды являются подконтрольными относительно местных служб безопасности. Персонал, а также обслуживающие работники, деятельность которых предполагает нахождение на территории аэропорта, должны соблюдать правила пропускного и внутриобъектного режимов. Для членов экипажей, выполняющих полетные задачи и другие служебные функции в контролируемой зоне, предусматриваются специальные пропуска и удостоверения.

Охрана воздушных судов и аэропортов

авиационная безопасность аэропорта

Воздушные суда находятся под постоянным контролем со стороны служб безопасности. Это относится и к обслуживающим машинам с горюче-смазочным материалом. Процедуры приема и передачи транспорта осуществляются также с участием представителей охранных служб. Отдельные правила авиационной безопасности распространяются на организацию мест стоянки воздушных судов. Такие зоны в обязательном порядке обеспечиваются контрольно-пропускными пунктами, системами освещения, видеонаблюдения, средствами защитной сигнализации и т. д. Вдоль периметров объектов аэропорта для охраны транспорта иногда предусматривают наличие смотровых площадок, пунктов со служебными собаками, постовых вышек, а также электронных приборов для выявления фактов проникновения на территорию нарушителями.

Предполетный досмотр транспорта

Процедуре предполетного досмотра подвергаются пассажиры, почта, грузы, а также авиационный обслуживающий персонал и члены экипажа. Непосредственно проверку осуществляют уполномоченные лица. Также авиационная безопасность предусматривает возможность подключения к досмотру сотрудников спецслужб. Работники авиапредприятий и представители обслуживающего персонала подвергаются осмотру на контрольно-пропускных пунктах. Члены экипажа не всегда проходят такой досмотр, но, согласно общим правилам, они должны проверяться на КПП. В качестве информационного обеспечения в зонах продажи авиабилетов и в пунктах регистрации пассажиров должны устанавливаться плакаты и таблички с указанием названий предметов и веществ, которые не допускаются к перевозкам. Лицам, осуществляющим предполетный досмотр, предписано быть вежливыми и внимательными по отношению к пассажирам.

требования авиационной безопасности

Правила досмотра воздушного транспорта

Досмотр воздушных судов осуществляется в процессе его подготовки к полету, а также после совершения рейса. Относится это и к промежуточным стоянкам в ходе совершения транзитных перелетов. В соответствии с инструкцией, досмотр выполняется по следующим правилам:

  • Проведение досмотра возможно только при условии, что борт покинули все пассажиры и обслуживающий персонал.
  • В ходе мероприятия участвуют только сотрудники инженерно-технического отдела, а также члены летного экипажа. При выполнении международных рейсов безопасность на авиационном транспорте предусматривает участие в проверках сотрудников пограничных и таможенных служб.
  • При обнаружении признаков возможной угрозы транспорту и пассажирам воздушное судно проходит дополнительную проверку на специальной стоянке.

Для упрощения и повышения эффективности процедуры досмотра на борту предусматривается схематичная информация с указанием мест, наиболее подверженных опасности.

Урегулирование чрезвычайных ситуаций

Под чрезвычайными ситуациями в данном случае понимаются акты незаконного вмешательства в работу персонала, обеспечивающего авиационные перевозки. Для урегулирования таких случаев разрабатывается соответствующий план действий. В нем учитываются мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение захвата и угона транспорта. Также авиационная безопасность в этой части предполагает разработку систем связи и оповещения, инструкции действий для служб охраны и дежурных смен после получения информации об угрозах захвата и т. д. Не менее важен инструктаж в самом аэропорту на случай незаконного вмешательства злоумышленников. Функция урегулирования на земле отводится оперативному штабу, который посредством телефонной связи, радиосигнала и электронной почты может координировать и корректировать действия персонала на борту.

Безопасность в аэропортах федерального значения

безопасность на авиационном транспорте

В аэропортах, обслуживающих международные перевозки и имеющих статус федеральных, предусматриваются более жесткие меры по предотвращению террористических актов. В частности, авиационная безопасность требует выполнения следующих условий:

  • Организация работы кинологической службы.
  • Оснащение контрольно-пропускных пунктов автоматизированными средствами для управления допуском персонала.
  • Пропускные пункты для воздушного транспорта оснащаются системами для принудительной остановки. Данная мера введена для возможности предотвращения угонов воздушных судов прямо до совершения взлета.
  • Для предотвращения рисков проноса взрывчатых веществ для аэроузлов предусматривается организация трехуровневого досмотра грузов и багажей.

Заключение

правила авиационной безопасности

Технические средства и организационные методы предотвращения угроз в процессе работы авиационного транспорта и сопутствующих объектов постоянно совершенствуются, повышая уровень защиты. Важно учитывать, что обеспечение авиационной безопасности ведется в разных направлениях. Это и внедрение контролирующих объектов в общую инфраструктуру аэропорта, и повышение эффективности работы служб безопасности, и введение новых средств коммуникации между сотрудниками. Вместе с этим регулярно совершенствуются средства безопасности на бортах авиационного транспорта, что способствует предотвращению различных угроз уже в процессе полета.

YouTube
Instagram

Под присмотром

К встречам с таможенниками и пограничниками в аэропорту все привыкли. А вот работу большинства сотрудников, отвечающих за безопасность, обнаружит не каждый — и это при том, что со стадии покупки билета и до взлета борта мы и наши вещи становимся объектами пристального внимания и человеческих глаз, и хитроумной техники. Чем же они занимаются и как умудряются оставаться практически незамеченными?


— Авиационная безопасность — это состояние защищенности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, — приводит международное определение Владимир Дранников, начальник службы авиационной безопасности Национального аэропорта Минск. — Обеспечение авиабезопасности — это весьма обширный комплекс задач, решением которых в аэропорту занимается несколько служб общей численностью около 500 человек. Это и отряд военизированной охраны, и центр видеонаблюдения, и, конечно же, служба авиационной безо­пасности. Основная задача нашей службы заключается в том, чтобы на борт самолета не попало ничего, что может создать угрозу безопасности полета, жизни и здоровью пассажиров и членов экипажа. Начинается все с предполетного осмотра пустого воздушного судна, которое готовится к вылету, чтобы убедиться, что там нет ничего постороннего. Затем осуществляются досмотр, охрана и сопровождение буквально всего, что поступает на борт: пассажиров и их багажа, ручной клади, почты, груза, бортового питания и припасов — подголовников, пледов, журналов и прочего.

Владимир Дранников.

В службе авиационной безопасности два подразделения: досмотра и кинологическое. На службе состоят различные породы собак: бельгийские и немецкие овчарки, лабрадоры и даже кокер-спаниель, обученные поиску взрывчатых веществ. Пассажиры иногда могут видеть их в здании аэровокзала во время патрулирования. Хотя кинологи со служебными собаками редко появляются в большом потоке людей, где много отвлекающих факторов. Наравне с детекторами следов взрывчатых веществ эти хвостатые биодетекторы привлекаются к работе по исследованию предметов, вызывающих обоснованное подозрение. Они же помогают определить, не таят ли опасность бесхозные предметы.


Бельгийская овчарка Крис проверяет бесхозную сумку в поисках взрывчатых веществ.

— Это головная боль любого транспортного узла, — заверяет Владимир Александрович. — В течение года здесь бывает до 500 случаев обнаружения таких вещей. Люди просто оставляют сумки и уходят, скажем, покурить, уповая на честность окружающих и свою непогрешимость. Между тем подобное безответственное поведение создает массу проблем для служб безопасности, отвлекая большое число сотрудников от решения других, более важных, задач. Ведь любой оставленный без присмотра предмет рассматривается нами как потенциально опасный. Неоценимую помощь в таких ситуациях оказывает разветвленная система видеонаблюдения аэропорта, включая камеры с функциями видеоаналитики, настроенные на поиск бесхозных предметов. Если некий объект определенное время не шевелится и не передвигается, он выделяется тревожным сигналом. Оператор сразу принимает меры: хозяина ищут, к оставленным предметам прибывают сотрудники милиции и службы авиабезопасности.

Вылетающий из Национального аэропорта пассажир проходит шесть видов контроля: авиационной безопасности, пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный — если путешествует с четвероногим питомцем, фитосанитарный, если не может расстаться с любимой геранью. А его багаж пройдет целых пять уровней безопасности!


Аппарат измерит температуру тем, кто проходит посадку.

Теоретически каждого пассажира можно досмотреть вручную: ощупать карманы, заставить разуться, открыть чемодан и переворошить вещи. Однако на это уйдет слишком много времени. К тому же подобная процедура вряд ли оставит приятные воспоминания. Службе авиабезопасности приходится решать две практически взаимоисключающие задачи: при высоком уровне безопасности обеспечивать большую пропускную способность, создавая при этом максимально возможный комфорт для пассажиров.

— Национальный аэропорт Минск оснащен по последнему слову техники. Воздушные гавани, где имеется такой перечень типов разнообразного современного досмотрового оборудования, во всем мире на пальцах сосчитать можно! — не скрывает гордости Владимир Дранников. — Все процедуры досмотра на авиационную безо­пасность построены на каскадном последовательном использовании технических средств, основанных на различных физических принципах. Недостатки одной техники компенсируются преимуществами другой.

Наше взаимодействие со службой авиа­безопасности начинается еще на этапе приобретения билета. В кассы сейчас ездят немногие, гораздо проще обзавестись им через интернет. Сведения же о пассажире сразу поступают в соответствующую информационную систему аэропорта. В качестве подтверждения покупки он получает двухмерный штрихкод, в котором содержится информация о рейсе, времени, направлении вылета. Его можно использовать для саморегистрации, сдачи багажа и даже прохода на борт самолета. Распечатывать не обязательно — достаточно хранить в памяти мобильного телефона. Ошибки при этом практически полностью исключаются. Если вы перепутали, например, дату, время вылета, пункт досмотра или выход на посадку, система просто не разрешит вам ошибиться. Это позволяет избежать инцидентов, подобных тому, когда два человека с похожими фамилиями чуть не улетели в Варшаву не своими рейсами. Ничего страшного, конечно, не произошло, но оба рейса были задержаны, пока оба пассажира не заняли свои места в своих самолетах. Ведь путешествие багажа без своего владельца строго запрещено! Если вы зарегистрировались и сдали багаж, но не явились на посадку, самолет никуда не улетит, пока ваши вещи не снимут. Таково одно из требований международной авиационной безопасности.

— Все требования и ограничения, касающиеся авиабезопасности, возникли на основании реальных или потенциальных террористических угроз, на основе опыта, иногда горького, — заверяет Владимир Александрович. — Например, почему сейчас досматривают обувь? Потому что в 2004 году была предпринята реальная попытка взрыва самолета с помощью взрывного устройства, спрятанного в ботинке. Люди не очень любят снимать обувь, это достаточно интимная процедура, которая к тому же отнимает много времени. Так для обеспечения должного уровня безопасности и создания комфорта для пассажиров у нас появились автоматические сканеры обуви.

Запрет на провоз более 100 миллилитров жидкости в ручной клади появился вместе с изобретением жидкой взрывчатки, которую достаточно тяжело обнаружить. Кстати, сейчас уже существует оборудование для эффективного контроля провозимых жидкостей. По мере массового оснащения всех аэропортов таким оборудованием запрет на провоз жидкости более 100 миллилитров в ручной клади будет постепенно сниматься.


Специальные лотки выполняют еще и функции рамки шаблона для проверки габаритных параметров ручной клади.

По последнему слову техники

Итак, вы прошли регистрацию, сдали багаж и проследовали на пункт предполетного досмотра. Из-за красного и зеленого коридоров в торце помещения многие считают, что это вотчина таможни, — и ошибаются. Вас встречает приветливая девушка, которая просит предъявить паспорт и посадочный талон. Это проверка вашего права пройти на борт воздушного судна, но не только: одновременно инспектор службы авиабезопасности выполняет функции профайлера и оценивает ваши поведенческие характеристики. Кстати, почти две трети таких инспекторов — дамы, ведь у них более развита интуиция, они наблюдательны и хорошие психологи. Если пассажир проявляет признаки нервозности, неоправданно взволнован или не может вразумительно ответить на обычные для добропорядочного пассажира вопросы, то он удостоится повышенного внимания со стороны всех инспекторов группы досмотра.

Следующий инспектор ждет пассажира на модулях, где происходит выкладка вещей, рассказывает, что следует положить в специальные лотки. Размер их не случаен: они выполняют еще и функции рамки-шаблона для проверки габаритных параметров ручной клади. Если чемоданчик, который вы выбрали в качестве ручной клади, туда не поместится, значит, придется сдать его в багаж. Часы, ремни, шляпы, электронные устройства — все это следует снять для быстрого и максимально комфортного прохождения процедуры, а также минимизации тактильных контактов между инспектором и пассажиром, что по нашим пандемическим временам тоже важно.

К слову, изображение с него транслируется одновременно и на мониторы сотрудников таможни, что значительно экономит время и избавляет от повторного досмотра. Красный и зеленый коридоры уже ждут…

— Если не знаете точно законов страны — выбирайте красный коридор, — наставляет Владимир Александрович. — Там вам подскажут, нужно ли декларировать то, по поводу чего у вас есть сомнения, или отправят в зеленый коридор. Это лучше, чем нарушение таможенного законодательства, которое вы можете совершить, ступив по незнанию в зеленый коридор с предметом, подлежащим декларированию…

После прохождения паспортного контроля пассажиры попадают в так называемые гейты, где и ждут посадки на свой рейс. Согласно требованиям авиационной безо­пасности, на борт их пропускают те же агенты, которые регистрировали на рейс. Как правило, у них хорошая зрительная память, помогающая исключить подмену пассажира. В роли агентов выступают также автоматизированные посадочные ворота, к считывателю которых следует поднести штрихкод посадочного талона в любом виде — хоть бумажном, хоть электронном.

Осторожнее с сувенирами!

Запрещенные вещи в ручной клади попадаются из-за рассеянности или невнимательности пассажиров: например, завалившиеся за подкладку сумочки маникюрные ножницы или пилочка для ногтей. Хотя с недавнего времени, к большой радости путешественниц, эти предметы уже не являются запрещенными для проноса в салон самолета. Но встречаются и позагадочнее, в учебном центре для инспекторов впору устраивать экспозицию из изъятых объектов. Например, 20-сантиметровый клинок, извлеченный из трости престарелой бабушки. Она клятвенно заверяла, что купила такую палочку в аптеке…

— Однажды в чемодане лучи рентгена высветили предмет, весьма схожий с гранатой Ф1, — вспоминает начальник службы авиационной безопасности. — Нашли хозяина, вскрыли багаж… Оказалось, он вез в подарок такой сувенир — в виде муляжа гранаты. Ну неужели Беларусь славится именно этим? Для заграничных друзей выберите сувенир из того, с чем действительно ассоциируется наша страна: изделия из льна, соломки, керамики, да и не только… Ни в ручной клади, ни в багаже лучше не перевозить то, что хотя бы внешне напоминает оружие и боеприпасы.



Каждое 3D-изображение, которое формирует томограф, просматривает несколько пар внимательных глаз. Несколько групп инспекторов службы авиабезопасности за ограниченное время анализирует разные характеристики багажа, чтобы определить, нужен ли чемодану дополнительный досмотр со вскрытием. В подобном случае он по конвейеру, а затем и на лифте отправится в специальную комнату в зоне вылета, где эту процедуру проведут в присутствии владельца. В багажном отделении имеют дело исключительно с закрытым багажом!

Линии с прилетевшими чемоданами стоят отдельно. Для службы безопасности они уже не представляют интереса, ведь рейс благополучно завершился. А вот для транзитного и трансферного багажа путешествие еще не закончилось. Эти чемоданы ждет дорога по транзитной линии к другому самолету, но только после обязательного повторного досмотра.

И еще кое-что об авиации: самолеты — один из наиболее безопасных видов транспорта.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Воздушный кодекс Российской Федерации — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Авиацио́нная безопа́сность — комплекс мер, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

ЕС ОрВД (англ. Joint Air Traffic Management System of the Russian Federation, Joint ATM System) — Единая система организации воздушного движения Российской Федерации обеспечивает безопасность использования воздушного пространства и приемлемый уровень безопасности полетов при обслуживании воздушного движения. Имеет стратегическое значение для государства и является важнейшим компонентом сохранения национальной безопасности.

Госуда́рственная авиа́ция (в Российской Федерации) — авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, полицейской, таможенной и другой государственной функции, а также для выполнения мобилизационно-оборонных и оборонно-спортивных задач.

Упоминания в литературе

32) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации; охранять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, аэропорты и объекты их инфраструктуры; выносить заключения о возможности допуска к работе в службе авиационной безопасности в случаях, если эта работа связана с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, а также для окружающей среды;

Связанные понятия (продолжение)

Федеральное агентство воздушного транспорта (сокращенное наименование — Росавиация) — федеральный орган исполнительной власти, находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

Техническое обслуживание воздушных судов — наземное инженерно-техническое обеспечение летательных аппаратов на протяжении всего срока эксплуатации, направленное на поддержание их постоянной исправности и готовности к полёту. Без технического обслуживания и надлежащего ухода любое воздушное судно очень быстро приходит в непригодное к полётам состояние. Грамотное техническое обслуживание воздушных судов является основополагающим фактором безопасности полётов.

Государственная техническая комиссия СССР (Гостехкомиссия СССР, ГТК СССР) — специальный орган, созданный с целью противодействия иностранным техническим средствам разведки, предотвращения утечки по техническим каналам государственных и военных секретов, сведений о военном и военно-промышленном потенциале, организации межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.

Варшавская конвенция 1929 года для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок — многостороннее международное соглашение, основной международно-правовой документ, регулирующий международные воздушные перевозки и ответственность воздушного перевозчика.

Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация) — существовавшая в 2005—2009 гг. федеральная служба, осуществлявшая государственное управление в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации. После расформирования функции переданы в Ространснадзор и Росавиацию.

Спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращенно — СВФ МЧС России) — подразделения, созданные на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны и предназначенные для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных.

Сельскохозяйственная авиация (сельхозавиация) — авиация, используемая для проведения сельскохозяйственных работ (авиахимработ).

Страхование ответственности авиаперевозчика - один из видов страхования ответственности. В качестве объекта страхования выступает имущественный интерес авиакомпании, перевозящей пассажиров и грузы, связанный с возмещением вреда пассажирам и/или клиентам .

Эксперимента́льная авиа́ция — авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, испытаний авиационной техники и других видов техники, а также для обеспечения летных исследований и испытаний.Воздушные суда экспериментальной авиации (часто называются также экспериментальными воздушными судами - ЭВС) это воздушные суда, поставленные на государственный учёт в экспериментальной авиации России и используемые для проведения указанных выше работ.

Гражданская оборона в России — система мер по защите людей и материальных ценностей в стране в случае военных действий, стихийных бедствий или техногенных катастроф, а также подготовка таких мер. Эти меры включают размещение в убежищах, эвакуацию, маскировку объектов, оказание первой помощи и обеспечение базовых потребностей жителей.

Бортовой журнал —технический журнал, в который в установленной форме записываются сведения о воздушном судне, всех произведенных полетах, особых случаях в полете, обнаруженных неисправностях, произведенном техническом обслуживании, замене агрегатов и т. п. Бортжурнал предназначен для контроля технического состояния воздушного судна, контроля произведенных регламентных работ. Также он широко используется при расследовании авиационных инцидентов. За правильность и своевременность заполнения бортового.

Опасный производственный объект — в широком смысле этого выражения производственный объект, при эксплуатации которого могут возникнуть аварии или инциденты (аварийные ситуации).

Справка взамен военного билета — документ, выдаваемый гражданину не отслужившему в Вооружённых Силах Российской Федерации (ВС России) взамен военного билета.

Вое́нные представи́тельства (ВП), иногда Представи́тельства зака́зчика (ПЗ) — воинские подразделения при военных ведомствах нескольких государств мира обладающих собственной оборонной промышленностью, создаваемые для контроля качества и приёмки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчинённости и форм собственности, осуществляющих в интересах обороны стран разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию продукции военного назначения.

Воздушный транспорт США (англ. Air transportation in the United States) — один из видов транспорта в США, включающий как собственно воздушные суда, так и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру — аэропорты, диспетчерские и технические службы.

Авиаперево́зки (воздушные перевозки) — способ транспортировки грузов и перевозки пассажиров при помощи воздушных судов.

Тахо́граф — контрольное устройство, устанавливаемое на борту автотранспортных средств. Предназначено для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа.

Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) — комплекс технологических операций и организационных действий по поддержанию работоспособности или исправности объекта при его использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. ТОиР могут быть как плановыми (регламентированными), так и неплановыми.

Воздушное такси — средство общественного транспорта, предназначенное для перевозки пассажиров за определенную плату (таксу) средствами воздушного транспорта. Отличием авиатакси от чартерных и других типов коммерческих авиаперевозок в малой авиации является ряд упрощений, например, отсутствие длительных процедур регистрации и ожидания посадки на борт. Пассажирам достаточно прибыть за 10-15 минут до вылета и пройти сокращенные процедуры регистрации и таможенного оформления. При подобных перевозках.

Авиатехники — это целая структура в авиации (и самая массовая: авиация — это техника), со своими учебными заведениями, сложной системой, не очень благодарной работой — нередко грязной и физически тяжёлой, при этом технологически сложной. В среднем, на час полёта самолёта требуется 30-50 человеко-часов работы (иногда и более 100 ч/ч) наземного персонала. На пассажирских (коммерческих) самолётах трудозатраты существенно меньше, чем в военной авиации.

Оперативная разведка — комплекс мероприятий по добыванию и изучению сведений о действующем или вероятном противнике и районе предполагаемых военных действий в целях подготовки к успешному ведению операции войсками (силами) объединения.

Воздушный транспорт России — один из основных видов транспорта в России; осуществляет перевозки пассажиров и грузов с помощью летательных аппаратов. Включает в себя авиатранспортные предприятия, занимающиеся непосредственно перевозками на воздушном транспорте, а также аэропорты, предприятия по ремонту и обслуживанию техники и организации по подготовке кадров для данной отрасли.

Авиадиспе́тчер (диспетчер управления воздушным движением, диспетчер УВД) — авиационный специалист, осуществляющий диспетчерское обслуживание воздушного движения.

Государственная тайна — согласно определению, принятому в российском законодательстве, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб государству.

Дежурство — (от фр. De jour, буквально — Относящийся к данному дню) — исполнение какой-либо обязанности в порядке очереди.

Воздушное пространство — это часть земной атмосферы, пригодная для полётов самолётов, в отличие от безвоздушного (космического) пространства. Международные договорённости признают государственный суверенитет воздушного пространства, но не распространяют его на космос. Суверенное воздушное пространство обычно находится над принадлежащими государству частями суши, территориальными, внутренними и приграничными водными пространствами.

Сертифика́т соотве́тствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

Уголовный кодекс Республики Казахстан 1997 года (УК Казахстана) — основной и единственный источник уголовного права Казахстана, устанавливавший преступность и наказуемость деяний на территории Казахстана в период с 1 января 1998 года по 31 декабря 2014 года.

Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ) — документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые заявитель предполагает использовать в ходе своей хозяйственной деятельности.

Специальный трудовой стаж — в законодательстве Российской Федерации это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно-полезной деятельности. Такое определение содержал утративший на данный момент силу Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации.

Сертификат эксплуатанта ВС (Air operator certificate) — сертификат, разрешающий эксплуатанту выполнять определенные коммерческие воздушные перевозки. (Doc 9760, издание 3, 2014г. ИКАО).

Транспортная экспедиция — деятельность, связанная с оказанием услуг грузоотправителям и грузополучателям (клиентам) и организацией доставки грузов каким-либо видом транспорта. Оказанием услуг транспортной экспедиции (экспедиторских услуг) занимаются специальные экспедиторские организации — экспедитор.

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.:Ст.1Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской.

Федеральная служба воздушных маршалов (Federal Air Marshal Service, FAMS) — федеральное правоохранительное агентство в США, работающее в составе Администрации безопасности на транспорте (TSA) Министерства внутренней безопасности (DHS). Агенты службы — федеральные воздушные маршалы — инкогнито находятся на гражданских рейсах в целях обнаружения и борьбы с враждебными действиями против США, в том числе угонов самолётов.

Сертификат типа — документ, выданный государством разработчика, то есть государством, имеющим юрисдикцию над организацией - разработчиком воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта, для определения типовой конструкции воздушного судна (двигателя или винта) и подтверждения соответствия этой конструкции нормам лётной годности данного государства.

Специальные срéдства несмертельного действия (в некоторых источниках — специальные средства нелетального действия, спецсредства) — комплекс механических, химических, электрических и светозвуковых устройств, используемых правоохранительными органами и спецслужбами для психофизического, травматического и удерживающего действия на правонарушителя, временного вывода его из строя, а также армейским спецназом для захвата противника живым.

Читайте также: