Владелец кафе заключил трудовые договоры с поварами официантами и обслуживающим персоналом какие

Обновлено: 25.04.2024

— Подрастающее поколение ориентировано на другие профессии — не на рабочие. Это проблема. И пандемия, когда почти вся отрасль общепита была закрыта, усугубила кадровый дефицит, — объясняет исполнительный директор Амурской федерации рестораторов и отельеров Татьяна Гудзовская. — Работодатели не могли обеспечить высокую зарплату, платили минимум, соответственно произошел очень серьезный отток как работников кухни, так и работников зала. Они ушли в другие отрасли, перепрофилировались. Например, повара устроились в супермаркеты, которые готовят и реализуют кулинарию, другие уехали на вахтовую работу. Когда кафе и рестораны открылись, снова появилась потребность в персонале, возник серьезный кадровый голод. Это происходит не только в нашем регионе — проблема характерна для всей страны.

6,4

млрд рублей составил оборот предприятий общественного питания в Приамурье в коронавирусном 2020 году, что на 5,2% ниже, чем в 2019-м

Те, кому удалось удержать шеф-повара или часть команды из Поднебесной, столкнулись с проблемой ротации кадров — этому мешает замок на границе через Амур.


Дефицит кадров наблюдается на всех позициях.

Из-за этого амурские рестораторы любят нанимать поваров из Поднебесной — они дисциплинированны, не имеют пугбных привычек, могут работать каждый день. Китайским поварам работодатели и платят больше, чем местным.


— Да, мы сейчас нарасхват, — соглашается один из опытных благовещенских поваров Алексей. — Беда в том, что те, кто открывает кафе и рестораны, ничего не понимают в этом деле. Пытаются экономить, платить 120—130 рублей в час, еще и штрафовать. Уважающий себя повар не пойдет работать меньше чем за 180—190 рублей. Я — шеф-повар, в месяц получаю 60 тысяч рублей, для Благовещенска это нормальная зарплата, хотя, считаю, должно быть больше.

28,3

тысячи рублей составляла официальная среднемесячная зарплата работников общепита и гостиниц в Приамурье, по данным Амурстата за 2020 год

Средняя заработная плата официантов в Благовещенске — около 30 тысяч рублей, поваров – 40-50 тысяч рублей, говорят представители общепита. Благодаря чаевым и премиям можно заработать больше, подтвердили сами работники зала: "в очень удачные месяцы, действительно, получается около 50 тысяч. Но 70. не слышали. Получают ли они в реальности столько или потом их штрафуют?".

Как говорят многие представители отрасли, кадровая проблема связана с низкой популярностью рабочих профессий — сейчас воспринимают эту работу как временную. Занятость в общепите в сознании большинства какое-то переходное место на момент безденежья или студенчества.

Проблема нехватки официантов, менеджеров, администраторов, техперсонала — так называемых мастеров чистоты — была и до пандемии.

Дело точно не в зарплатах, уверены представители предприятий.


— Я уже не беру юных. С ними вечная беда: студентка пришла, заработала себе на ресницы, и все — на смену не вышла, — жалуется владелица кафе китайской кухни, открывшая уже второе заведение за 10 лет. — Молодежь наглеет: то она хочет работать, то нет, то парень бросил, не до работы, то загуляла на чаевые. Через месяц возвращается — возьмите обратно. Я люблю сотрудников возраста 30+: они и конфликт могут погасить, имеют опыт общения с людьми. Современная молодежь не умеет общаться, официант-ребенок даже побоится подойти, если клиент возмущается, кричит. Юная, красивая и длинноногая сейчас вообще не хочет быть официанткой. Устраиваются в дорогие заведения, где хотят познакомиться с богатыми посетителями — у них другие цели. Сейчас все блогеры и красавицы с фотошопом в телефонах приходят покрасоваться, хотят быть звездами, а не работать. А ведь квалифицированный персонал должен не просто носить тарелки.

Если молодежь воспринимает работу официанта как непрестижную, то с неквалифированным персоналом дела еще хуже. Хотя от них тоже зависит уровень сервиса в общепите.

— В посудомойщицы, кухонные работники, уборщицы часто идут неблагополучные — в итоге то в запой ушла, то под наркотой на работу вышла. Большая текучка этих кадров. Пытаешься отпускать на дополнительными выходные, толку нет, — сетует владелица кафе областного центра. — Сейчас повышенные требования по эпидемиологическим нормам, мыть нужно чаще, постоянно дезинфицировать. Плюс ведь от техперсонала тоже многое зависит – с какой скоростью овощи почистили, вовремя ли подали поварам, как помыли посуду, клиент ценит скатерти без пятен, тарелки намытые, натертые до блеска, тогда он обязательно вернется.

Повара в топе

Работать хотят молодые дамы

По предложению минэкономразвития, в региональном Центре опережающей профессиональной подготовки при АмГУ (ЦОПП) до лета организуют ускоренную программу обучения официантов — на 36 часов. Правда, нужно найти желающих учиться и работать.

Однако у предпринимателей нет уверенности, надолго ли останется человек работать.

— Недавно мы узнали, что из 40 выпускников колледжа сервиса и торговли будущих официантов, менеджеров зала и прочих планируют работать по специальности только 4—5 человек, — привела пример АП Татьяна Гудзовская. — Накануне разговаривала с коллегой. Она как руководитель предприятия запросила информацию о соискателях в центре занятости — ей выдали около 150 человек. Обзвонили всех, на собеседование пришли четверо, и ни один не остался работать. Проблема в том, кто и зачем становится на официальный учет в качестве безработного: людям не нужна работа — им нужно пособие. Работодатели уже выдвигают очень гибкие условия — готовы сделать удобные смены, брать хоть только на вечерние несколько часов.

1,5

тысячи безработных жителей Благовещенска и Благовещенского района официально состоит на учете в центре занятости населения. При этом работодателями открыто более 2 тысяч вакансий

Как отметил начальник отдела профессионального образования и науки минобра Михаил Захаров, не надо путать ЦОПП с центром занятости, который разыскивает безработных.

20 мая в 11:00 пройдет ярмарка вакансий для официантов в Благовещенске. Амурчан приглашают на встречу с работодателями в центр занятости по адресу: ул. Амурская, 145. Прошедшие собеседования получат возможность пройти бесплатное краткосрочное обучение. Соискатель должен быть активным, креативным и вежливым. Трудоустройство возможно как на летний период, так и на постоянную ставку.

Владимир Михеев, один из владельцев сети кофеен DO.BRO coffee:


— Во-первых, должен быть хороший эйчар-директор или служба, которые рекрутируют людей. Второе — необходима нормальная система обучения, люди должны получать грамотные качественные знания, которые будут позволять выполнять правильно свою работу. К сожалению, средние специальные заведения не поставляют такие кадры на рынок труда. Приходится заботиться об этом самим, но в этом есть, наверное, и наша уникальность. В-третьих, мы продаем кофе не как продукт предприятия общественного питания, мы продаем инструмент получения прибыли, для этого также учим тех бариста, которые работают с этим продуктом в других предприятиях. Поэтому много людей обучаем, важно, чтобы контролировалось качество — от зерна до чашки, — аргументировал Владимир Михеев. — И последнее — умение выстроить систему мотивации. Она должна быть материальная и нематериальная, сотрудники должны приходить не только из‑за денег. Мы говорим своим: вы у нас много денег не заработаете, но проведете часть жизни в хорошем коллективе, познакомитесь с качественными продуктами, доставите радость гостям, это будет отличный опыт для вас.

Изначально и у нас была неправильная была система обучения бариста — набирали человек по 30, а на выходе получали двоих. Потом мы ввели систему отбора, эйчар разработал воронку: сотрудник проходил определённое количество касаний, затем попадал на теоретическое обучение, после прохождения тестирования — на практическое, и только после сдачи экзамена — на стажировку на предприятие. Сейчас идет большой отсев на первых двух ступенях, когда понимаем временный сотрудник или нет, ему нужны деньги или преследует другие цели.

— На меня, наверное, обидятся многие коллеги, — продолжает бизнесмен. — Но вечных официантов нет даже в Москве, наверное, ни в одном городе мира — это сфера услуг, это опыт коммуникации, сотрудник параллельно получает образование, нормальную личность невозможно притормозить. У сотрудников есть свой жизненный цикл — 2—3 года, и дальше они уходят в свободное плавание, создают свой бизнес либо получают в компании следующую точку развития. Например, студент приходит на линейную позицию и потом вырастает до обжарщика, шеф-обжарщика, бренд-бариста — есть траектория для карьерного роста. Сейчас у нас больше альтернатив, сеть развивается по России, ребят вывозим, многие участвуют в мероприятиях за пределами региона, обучают другие команды — это тоже им интересно. Но говорить, что у нас нет людей в студенческом городе, — это не смотреть на себя. Осуждать тех, кого мы не смогли нанять, — бессмысленно: значит, мы не смогли создать условия для их работы. Если сотрудник находится в некомфортных трудовых условиях, естественно, он будет выгорать, ему станет не интересно работать, и качество — а это сервис, важный в сфере услуг, — будет снижаться. Здесь либо мы должны создавать хорошие трудовые условия, обновлять материально-техническую базу либо четко понимать, что человек отрабатывает полгода и уходит.

И, кстати, мы не штрафуем в компании. Это корпоративная культура: оштрафованный сотрудник никогда не будет полноценно и хорошо выполнять свои должностные обязанности, если нанести ему личные обиды. Лучше вынесем устное, затем письменное предупреждение, потом дадим испытательный срок. Штрафовать, отбирая его заработанные деньги — бессмысленная история.

Пандемия хоть и замедлила развитие бизнеса, но не остановила его — в Благовещенске открылось немало новых заведений. Но пуск всех этих проектов был запланирован до коронавируса. По состоянию на 1 января 2021 года в столице области работало 358 общедоступных предприятий общественного питания.

1,7

млрд рублей потратили амурчане и гости в кафе, барах, ресторанах и столовых области за январь — март этого года. По данным Амурстата, это на 0,8 % меньше, чем за три месяца 2020-го

Решаю задачи по праву на studentshop.ru

Решаю задачи по праву на studentshop.ru

Задача 1.
Лейтенант Евсеев направил заявление командиру воинской части о замене части отпуска, превышающей 28 календарных дней, денежной компенсацией в соответствии со ст. 126 Трудового кодекса РФ. Командир части отказался удовлетворить заявление лейтенанта Евсеева, ссылаясь на Положение о прохождении военной службы, которое не предусматривает возможности денежной компенсации отпуска. Правомерно ли поступил командир воинской части? Как изменится решение, если Евсеев является муниципальным служащим?
Решение

В соответствии со ст. 126. ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.
Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также случаев, установленных настоящим Кодексом).
Если Положением о прохождении военной службы не предусмотрена выплата с возможностью денежной компенсации отпуска. То командир прав.
Если он окажется муниципальным служащим, то ему будет выплачена денежная компенсация.

Характерные признаки трудового правоотношения, которые отграничивают его от смежных, в том числе гражданско-правовых отношений:
1. Личный характер прав и обязанностей работника, который обязан своим трудом участвовать в производственной либо иной деятельности работодателя (у работника нет права вместо себя представлять другого работника или поручать свою работу другому и т.д., такое ограничение отсутствует в договоре подряда).
2. Работник обязан выполнять обусловленную трудовым догово¬ром трудовую функцию, а не отдельное (отдельные) индивидуально-конкретное задание к определенному сроку, что характерно для гражданско-правового договора.
3. Выполнение работником его трудовой функции осуществляется в условиях коллективного (кооперированного) труда, с чем связано включение работника в коллектив (штат) работников с вытекающей отсюда необходимостью подчинения установленным правилам внут¬реннего трудового распорядка.
4. Возмездный характер трудового правоотношения проявляется в ответных действиях работодателя на выполнение трудовой функ¬ции — в выдаче соответствующей заработной платы (оплата производится за осуществляемый работником систематически в установленное рабочее время живой затраченный труд, а не за конкретный результат овеществленного (прошлого) труда, как при гражданско-правовом отношении).
5. Право каждого из субъектов на расторжение трудового договора без каких-либо санкций, но с соблюдением установленного порядка.

Стороны трудового правоотношения
Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудового правоотношения являются:
• Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста.
• Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Использование работником самозащиты своих прав само по себе не может рассматриваться как возникновение индивидуального трудового спора. Однако трудовое законодательство России не запрещает одновременно с применением самозащиты обращаться за защитой своих прав в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Все споры трудового характера рассматриваются в Гражданском суде.

Решение вопроса: разрешение спора через суд.

Решение
Оформление трудовых отношений должно происходить в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
В данном случае присутствует факт нарушения трудовых правоотношений, работники не оформления и зарплата не выплачена.
И на кафе должен быть заключен договор аренды помещения.
Основным правоотношением в трудовом праве является собственно трудовое отношение между работником и работодателем. Трудовое правоотношение представляет собой добровольную юридическая связь работника с работодателем, по выполнению работником за определенную плату конкретной трудовой функции в соответствии с внутренним трудовым распорядком при обеспечении работодателем необходимых условий труда и его оплаты, предусмотренных трудовым законодательством. Из приведенной характеристики трудового правоотношения видно, что оно является всегда двусторонним между двумя субъектами работником и работодателем возникающим на основании трудового договора. Во всех предусмотренных Гражданским кодексом РФ формах организаций (предприятий, учреждений), кроме частной, без наемного труда, имеются общественно-трудовые отношения, являющиеся предметом регулирования трудового права. Различные формы организаций, связанных с разными формами собственности, приводят к различным трудовым отношениям, что в свою очередь является причиной разных видов трудовых договоров.
Задача 4.

Добрый день! Мы кофейня и на данный момент оформляем сотрудников по договору. Консультировался у знакомого юриста по поводу договора и он посоветовал работать нам по ГПД. Но не знает можно ли работать по ГПД в общепите, не его тема.

Почему же нам оказалось удобно работать по ГПД:

— нет четкого графика 2/2, 5/2 и тд. Сотрудники студенты и работают по часам.

— тк студенты, выход в декрет не оплачиваем. А риски высокие

— высокий риск того что наша работа окажется как подработка на пару месяцев. (PS работаем полгода, пока сотрудники не увольняются)

— выплачиваем зп раз в неделю по отработанным часам. ГПД проще, делается акт выполненных работ в конце недели.

— есть сотрудник, который работает у нас по совместительству

Подозрения почему нам нельзя работать по ГПД (найденная инфа из интернета):

— ГПД составляется с одним и тем же человеком долгое время. Т.е. признаки трудового договора

— при допущении одной неточности контракт может приравняться к трудовому

Специфика работы сотрудника (Бариста): варит кофе, продажа десертов к кофе, выбивает заказ по кассе.

Проясните, возможно ли нам законно работать по ГПД, чтобы к нам не было претензий со стороны проверяющих органов. Заранее спасибо!

Описанные вами отношения фактически являются трудовыми как бы вы их не оформили и дело тут вовсе не в специфике предприятия (не имеет значения общепит это или нет). Любой сотрудник может обратиться в суд с требованием о признании отношений трудовыми со всеми вытекающими последствиями, от этого вы себя обезопасить не сможете.

1) достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя;

2) подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности);

3) обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату;

4) выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя;
интегрированность работника в организационную структуру работодателя;
признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск;

5)оплату работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы; осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов;
предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем.

По сути это трудовые отношения, соответственно должен заключаться трудовой договор.

Судебная практика выделяет следующие признаки трудового договора:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2006 N А33-4217/2006-Ф02-5620/06-С1

личностный признак (выполнение работы личным трудом и включение работника в производственную деятельность предприятия);
организационный признак (подчинение работника внутреннему трудовому распорядку; его составным элементом является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее выполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность);
выполнение работ определенного рода, а не разового задания;
гарантия социальной защищенности.

Если например по исковому заявлению сотрудника суд признает гражданско — правовые отношения трудовыми, то возможно доначисление заработной платы, взыскание компенсации морального вреда и т.д.

В данном случае так как отношения имеют характер трудовых, решение суда будет в пользу работника практически гарантированно. Это исходя из сферы деятельности, должностных обязанностей и т.д.

Плюс штраф по ст. 5.27 КоАП РФ

КоАП РФ Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Выгоднее оформить трудовой договор, риски в случае проверок и судебных разбирательств очень большие.

Читайте также: