Виды третейских судов контрольная работа

Обновлено: 18.05.2024

Согласно п. 1 ст. 10 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях - в соответствии с договором.

Третейский суд — негосударственный орган (суд), избранный или учрежденный по соглашению сторон для рассмотрения возникшего или могущего возникнуть между ними гражданско-правового спора.

Специфика третейского суда определяется следующим:

третейский суд является негосударственным органом и не входит в систему государственных судов. Следовательно, он не осуществляет правосудие, так как правосудие является формой только государственно-властной деятельности;

юридической основой деятельности третейского суда по разрешению спора является заключение сторонами третейского соглашения (третейского договора), т.е. соглашения (договора) о разбирательстве спора в третейском суде. Следовательно, при отсутствии такого соглашения рассмотрение спора в третейском суде невозможно.

Преимуществами разбирательства дел в третейских судах являются:

Оперативность и экономичность третейского разбирательства, несвязанность жесткой процедурой и упрощенный порядок рассмотрения дела, признание за сторонами права по взаимному соглашению урегулировать большинство вопросов, связанных с порядком рассмотрения дела.

Конфиденциальность рассмотрения спора, а также отсутствие возможности обжалования решения посредством подачи апелляционных, кассационных и надзорных жалоб, что, естественно, определяет окончательность разрешения спора.

Наличие специализации отдельных третейских судов в той или иной сфере, вследствие чего рассмотрение соответствующих споров ими осуществляется более компетентно. Возможно также определение сторонами языка, на котором будет рассмотрено дело.

Наличие возможности выбора сторонами не только самого третейского суда, который будет рассматривать дело, но и конкретных лиц (третейских судей). Последние к тому же не обязательно должны являться профессиональными юристами, а могут иметь какую-либо иную специальную подготовку, соответствующую характеру спора (например, в сфере фондового обращения, банковской деятельности и т.д.).

Существование нормативного механизма, позволяющего принудительно исполнить решение третейского суда через систему государственных судов. Необходимо также отметить, что решение третейского суда может быть исполнено более чем в 140 странах мира на основе имеющихся международных конвенций.

В Республике Беларусь третейское разбирательство споров используется, как правило, при разрешении споров в сфере экономической (хозяйственной) деятельности. В то же время в некоторых государствах (например, в США) третейское разбирательство широко распространено и при рассмотрении иных споров (семейных, трудовых и т.д.).

С учетом мировой практики развития законодательства и правоприменения в сфере третейского рассмотрения гражданско-правовых споров третейские суды, делятся на виды.

По сроку существования третейские суды делятся на:

постоянно действующие (институциональные). Они существуют как учреждения, специально созданные для рассмотрения споров, и не прекращают свое действие с рассмотрением какого-либо конкретного дела.

временно создаваемые (третейские суды ad-hoc, временные, изолированные, разовые, инцидентальные третейские суды). Данные суды учреждаются сторонами для разрешения конкретного дела, а после его разрешения суд прекращает свое существование.

По кругу лиц, с участием которых рассматриваются споры, выделяют:

третейские суды для рассмотрения споров с участием граждан;

третейские суды для рассмотрения споров с участием граждан и юридических лиц;

третейские суды для рассмотрения споров с участием субъектов хозяйственной деятельности и т.д.

По субъектному признаку своей компетенции третейские суды делятся на:

внутренние, которые рассматривают споры только между субъектами того государства, в котором они расположены;

международные, которые рассматривают споры с участием иностранных юридических и физических лиц;

суды, рассматривающие и те, и другие споры.

По предметному признаку компетенции третейские суды делятся на:

третейские суды общей компетенции: рассматривают любые гражданско-правовые споры в определенной сфере (например, любые споры в сфере осуществления внешнеторговых и иных международных экономических связей);

третейские суды специальной компетенции: рассматривают только споры, вытекающие из правоотношений определенного вида (например, споры, вытекающие из отношений в сфере международных морских перевозок грузов и сопутствующих отношений, споры, возникающие в сфере банковской деятельности, операций на фондовом рынке и т.д.).

Нормы, регулирующие отношения в области третейского разбирательства, содержатся также в ГПК и ХПК Республики Беларусь. Так, в силу ст. 39 ГПК и ст. 40 ХПК возникающие из гражданских правоотношений споры, подведомственные общему или хозяйственному суду, могут быть по соглашению сторон переданы на разрешение третейского суда.

Республика Беларусь также является участницей ряда международных договоров, регулирующих отношения в области арбитражного (третейского) рассмотрения споров в сфере внешнеторговых и иных международных экономических связей.

Наиболее значимыми международными договорами в этой области являются Нью-Йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и Европейская (Женевская) конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г.


Виды третейских судов в РФ отличаются по периоду их действия. Возможно формирование судебного органа как для решения конкретного спора, так и постоянно действующего.

Понятие третейского суда

Виды третейских судов

В зависимости от срока действия выделяются 2 вида третейских судов (п. 16 ст. 2 закона № 382-ФЗ):

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • постоянно действующие;
  • создаваемые для решения конкретных споров (суды Ad hoc).

Избранные самими участниками споров суды в настоящее время продолжают использоваться в отдельных коммерческих направлениях, особенно во внешнеторговых сделках. Здесь можно выделить такой вид суда, как созданный для разрешения внешнеторговых споров на основании специального закона.

Среди основных постоянно действующих органов, имеющих право работать в России:

Третейские суды имеют только один уровень, поскольку предполагается, что стороны примут решение выбранного ими арбитра. Уровень судов апелляционной или кассационной инстанции в третейской системе не предусмотрен, этим они отличаются от государственной судебной системы.

Третейские суды после 1 ноября в РФ

Созданные в качестве постоянных судебные третейские органы после 01.11.2017 претерпели ряд изменений. Завершился переходный период реформирования арбитража. С 01.11.2017 для работы третейского суда необходимо наличие специального права на работу в качестве постоянного судебного органа (п. 1 ст. 44 закона № 382-ФЗ).

Существует 2 суда, которым это право дано по закону: МКАС при ТПП и Морская арбитражная комиссия. Остальные теперь могут администрировать эту деятельность только после получения распоряжения Правительства РФ (например, см. выше – об Арбитражном центре при РСПП), а с 29.03.2019 — акта уполномоченного органа.

Отсутствие права на администрирование означает невозможность:

  • назначать арбитров;
  • собирать арбитражные сборы;
  • вести делопроизводство.

Реформа способствовала фактической передаче большинства предпринимательских споров в МКАС при ТПП, что привело к принятию приказа ТПП РФ от 11.01.2017 № 6, утвердившего Правила арбитража внутренних споров (далее — Правила) для МКАС при ТПП (а также ряд других правил арбитража).

Состав третейского суда

Способы формирования состава третейского суда определяются ст. 11 закона № 382-ФЗ. Арбитр должен быть физическим лицом, избираемым сторонами или назначаемым в порядке, предусмотренном арбитражной оговоркой или законом. В ст. 11 закона № 382-ФЗ устанавливается, что при отсутствии иного соглашения и выборе трех судей каждая из сторон определяет своего арбитра, третий же выбирается уже назначенными.

Если спор разрешается одним судьей и стороны не в состоянии договорится о его кандидатуре, при этом речь идет о судьях из состава постоянно действующего органа, этот орган и выбирает арбитра. Он должен основываться и на требованиях сторон, и на своем понимании беспристрастности арбитра (ст. 5 ч. 11 закона № 382-ФЗ).

В случае если стороны не смогли договориться о назначении арбитров для суда Ad hoc, встречаются ситуации, когда по их ранее принятому соглашению дело передается на рассмотрение МКАС при ТПП (см. постановление 9-го ААС от 18.09.2017 по делу № А40-47977/2015).

Третейские суды в РФ после завершения реформы стали регулироваться более жестко. Понятие третейского суда изменилось с принятием нового закона в сфере третейского разбирательства — теперь оно рассматривается с организационной стороны. Предполагается, что большинство споров в итоге будут передаваться на рассмотрение уже получившим специальное разрешение органам, за исключением ситуаций, когда стороны будут готовы подчиниться решениям назначенных ими арбитров по конкретному спору.

Порядок рассмотрения хозяйственных споров [01.03.11]

Защита прав и законных интересов предпринимателей является одной из важнейших функций права. Так, например, к числу основных начал гражданского законодательства относится:

  • необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (ст. 9);
  • обеспечение восстановления нарушенных прав (ст. 12);
  • судебная защита нарушенного права (ст. 11 ).

Нормальное развитие хозяйственных отношений предполагает, что права их участников реализуются, а обязанности исполняются надлежащим образом, добровольно и сознательно в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами без вмешательства юрисдикционных органов.

Однако практика предпринимательской деятельности свидетельствует о существовании большого количества хозяйственных споров и конфликтных ситуаций. Значительное их число относится к имущественным спорам, возникающим при заключении договоров, их исполнении. ¹

Целью данной контрольной работы является изучение понятия и видов хозяйственных споров, порядка урегулирования споров на основе предъявления претензий, общей характеристики рассмотрения споров третейским судом РФ и общей характеристики рассмотрения споров арбитражным судом РФ.

1. Понятие и виды хозяйственных споров

Спор как общественное явление означает противоречие, разные мнения двух или нескольких лиц об одном и том же явлении, предмете. Споры могут быть самыми различными: политическими, общественными, семейными, трудовыми и т.д. Среди всех споров особое место занимают правовые, предметом которых являются права и обязанности субъектов правоотношений.

Хозяйственные споры — это разновидность правовых споров, они возникают между участниками хозяйственных отношений в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

По содержанию хозяйственные споры подразделяются на:

  • споры, возникающие в связи с заключением, изменением и расторжением хозяйственных договоров (например, поставки подряда на капитальное строительство, перевозки грузов и др.);
  • споры, связанные с исполнением договоров и иных обязательств (например, споры, связанные с исполнением договора хранения, страхования, энергоснабжения и др.);
  • споры, возникающие по другим основаниям (например, споры, возникающие в сфере управления). ¹

Разграничение споров по видам имеет важное значение для правильного определения госпошлины, представления надлежащих доказательств, совершения различных процессуальных действий. Кроме того, статистические данные по видам споров дают возможность иметь ясное представление о характере хозяйственных правонарушений, распространенности некоторых из них, о состоянии заключения договоров и договорной дисциплины. Это позволяет принимать соответствующие меры по устранению правонарушений и других недостатков в хозяйственной деятельности. ²

2. Порядок урегулирования споров на основе предъявления претензий

Государство заинтересовано наиболее экономично и рационально урегулировать возникающие между организациями разногласия. Прежде всего, участники спора, до предъявления иска, должны принять все зависящие от них меры по его непосредственному урегулированию путем предъявления и рассмотрения претензий.

Претензия (от лат. притязание) – требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работы.

Претензионный порядок урегулирования споров в РФ урегулируется Положением о претензионном порядке урегулирования споров от 24 июня 1992 года. В нем указано, что претензия предъявляется в письменной форме в срок от одного до шести месяцев и подписывается руководителем или заместителем руководителя организации либо гражданином-предпринимателем. В претензии указывается: требования заявителя; сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке; обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующее законодательство; перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств; иные сведения, необходимые для урегулирования спора. Претензия отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, факсу, с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование ее отправления, либо вручается под расписку. К претензии прилагаются документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования или надлежаще заверенные копии либо выписки из них.

Претензия рассматривается в течение тридцати дней со дня получения, если иной срок не установлен соглашением сторон. Ответ на претензию дается в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя соответствующей организации либо гражданином-предпринимателем. В ответе на претензию указывается:

  • при полном или частичном удовлетворении претензии признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке;
  • при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии – мотивы отказа со ссылкой на законодательство и доказательства, обосновывающие отказ, перечень прилагаемых к ответу на претензию документов, других доказательств. Ответ на претензию отправляется заказным или ценным письмом, по телетайпу, факсу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование отправления ответа на претензию, либо вручается под расписку.

В том случае, если претензия отклонена или ответ на нее не получен в срок, заинтересованная сторона вправе обратиться за защитой с иском в арбитражный суд или иной орган, которому подведомственен спор, в частности, в третейский суд. ¹

3. Общая характеристика рассмотрения споров третейским судом РФ

Третейский суд рассматривает споры на основании Временного Положения о третейском суде для разрешения экономических споров от 24 июня 1992 года.

Временное Положение применяется при передаче на разрешение третейских судов экономических споров, подведомственных арбитражным судам в соответствии с Законом РФ "Об арбитражном суде" и Арбитражным процессуальным кодексом РФ, межгосударственными соглашениями и международными договорами.

В РФ могут создаваться третейские суды для рассмотрения конкретного спора и постоянно действующие третейские суды. Третейский суд для рассмотрения конкретного спора создается сторонами. Постоянно действующие третейские суды (органы, которым по соглашению сторон поручена организация третейского разбирательства конкретного спора) могут создаваться торговыми палатами, биржами, предприятиями, учреждениями, организациями, которые информируют арбитражный суд о его создании и составе.

Хозяйственный спор передается на рассмотрение третейскому суду на основании соглашения сторон о передаче спора третейскому суду в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения, которое заключается в письменной форме.

В течение срока, согласованного сторонами или определенного третейским судом, истец излагает свои требования в форме письменного заявления (иска), которое передается третейскому суду, а его копия ответчику.

В исковом заявлении указывается:

  • дата и номер искового заявления;
  • наименование сторон, их почтовые адреса и расчетные реквизиты;
  • цена иска, если иск подлежит оценке;
  • исковое требование;
  • обстоятельства, на которых основано исковое требование, и подтверждающие их доказательства;
  • законодательство, на основании которого предъявляется иск;
  • перечень, прилагаемых к заявлению документов и других доказательств.

К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие соглашения сторон о передаче спора на разрешение третейского суда.

Третейский суд самостоятельно определяет необходимость проведения заседания с участием сторон или их представителей либо разрешения спора только на основании документов и других доказательств. Сторонами заблаговременно должно быть направлено уведомление о заседании третейского суда.

Третейский суд при разрешении споров руководствуется законами РФ и иным законодательством, действующим на территории РФ, законами республик в составе РФ, межгосударственными соглашениями, международными договорами.

Решение третейского суда принимается большинством всех членов третейского суда в письменной форме и подписывается составом третейского суда. В решении должны быть указаны:

  • дата его принятия, состав третейского суда, место и время рассмотрения спора;
  • наименование участников спора;
  • сущность спора, заявления и объяснения сторон;
  • обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на основании которых принято решение, законодательство, которым суд руководствовался при принятии решения;
  • содержание принятого решения, распределение сумм гонорара и других расходов, связанных с рассмотрением дела;
  • срок и порядок исполнения принятого решения.

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, установленных в решении. В случае неисполнения ответчиком решения в срок приказ на принудительное исполнение решения выдается арбитражным судом, на основании заявления, которое подается в течение одного месяца со дня окончания срока исполнения решения третейского суда лицом, в пользу которого вынесено решение.

Постоянно действующий третейский суд в пятнадцатидневный срок с момента получения решения направляет его в арбитражный суд, правомочный выдать приказ.

Заявление рассматривается единолично судьей в месячный срок со дня его получения арбитражным судом. По результатам рассмотрения заявления выносится определение о выдаче приказа либо об отказе в выдаче приказа.

Основания для отказа в выдаче приказа:

  • если соглашение сторон о рассмотрении спора в третейском суде не достигнуто;
  • если состав третейского суда или процедура рассмотрения спора, не соответствовали соглашению сторон о рассмотрении спора в третейском суде;
  • если сторона, против которой принято решение третейского суда, не была надлежащим образом извещена о дне разбирательства в третейском суде или по другим причинам не могла представить свои объяснения;
  • если спор возник в сфере управления и не подлежал рассмотрению в третейском суде.

В том случае, если нет письменного соглашения между спорящими сторонами, о передаче спора третейскому суду или стороны в пятнадцатидневный срок не назначили третейского судью или в течение того же времени судьи не достигли соглашения о третьем третейском судье, спор передается на разрешение арбитражного суда. ¹

Общая характеристика рассмотрения споров арбитражным судом РФ

Арбитражный суд – единственный в Российской Федерации государственный орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями являющиеся юридическими лицами, а так же между гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, пробреденный в установленном законом порядке. ¹

Арбитражный суд рассматривает споры в соответствии с Законом РФ "Об арбитражном суде" и арбитражным процессуальным кодексом РФ, межгосударственными соглашениями и международными договорами.

Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно подписывается истцом и его представителем. В исковом заявлении должны быть указаны:

  • наименование арбитражного суда, в которой подается заявление;
  • наименование лиц, участвующих в деле, и их почтовые адреса;
  • цена иска, если иск подлежит оценке;
  • обстоятельства, на которых основываются исковые требования;
  • доказательства, подтверждающие основание исковых требований;
  • требования истца со ссылкой на законы и иные нормативные акты;
  • расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;
  • сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком;
  • перечень прилагаемых документов.

Разбирательство дела происходит в заседании арбитражного суда, оно должно быть рассмотрено и решение принято в срок, не превышающим двух месяцев.

Судья, председательствующий в заседании:

  • открывает заседание арбитражного суда и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению;
  • проверяет явку лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса в заседании, их полномочия, извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся в заседание, и какие имеются сведения о причинах их неявки;
  • объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в качестве эксперта, переводчика, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы;
  • разъясняет лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса их процессуальные права и обязанности;
  • руководит заседанием, обеспечивая выяснение обстоятельств, имеющих значение для суда.

В арбитражном суде исковое заявление может рассматриваться коллегиально (то есть в присутствии трех судей) и единолично (то есть в присутствии одного судьи).

Арбитражный суд выносит определение в виде отдельного акта, в нем должно быть указано:

  • наименование арбитражного суда, номер, дата вынесения определения, состав суда, предмет спора;
  • наименование лиц, участвующих в деле;
  • вопрос, по которому выносится определение;
  • мотивы, по которым арбитражный суд пришел к своим выводам, со ссылкой на закон и иные нормативные акты;
  • вывод по рассматриваемому вопросу. ¹

Заключение

Нет единства и в том, являются ли споры положительным или отрицательным явлением в хозяйственной деятельности. Некоторые ученые (И. Побирченко, В. Тадевосян) усматривают в них положительный момент, указывая, что они способствуют установлению четкости и определенности во взаимоотношениях спорящих сторон. Думается, что в действительности все обстоит наоборот. Спор свидетельствует о неурегулированности взаимоотношений контрагентов (контрагент - одна из сторон договора в гражданско-правовых отношениях) ¹. Для того, чтобы устранить ее, необходимо разрешить возникший спор. Поэтому задача хозяйственников и юристов состоит в том, чтобы предупреждать споры, а при возникновении — оперативно разрешать, в частности, самими сторонами, без обращения в хозяйственный суд. ²

Список использованной литературы

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ , регулирующий деятельность третейских судов.

Понятие

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

Какие дела рассматривают?

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский судья

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Решение третейского суда

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Оспаривание

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Преимущества и недостатки

Что такое третейский суд?

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Палата третейского суда

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

Изменения с 2020 года

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2020 г. действующими являются:

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Резюме

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

Ст.11 ГК РФ среди органов, осуществляющих защиту гражданских прав, называет третейский суд.

О необходимости создания третейских судов в 1803 г. писал министр автор Устава Третейского суда министр юстиции Г.Р.Державин в докладе Александру 1. предпосылками к этому являлись причины, актуальные и сейчас:

- эффективные механизмы альтернативных форм урегулирования споров;

- ускорение и упрощение их разрешения;

- разгрузка государственных судов;

- закрытое производство и повышенные гарантии сохранения коммерческой тайны;

- сокращение расходов на ведение дел;

- выбор удобного для сторон места и времени разбирательства;

В период НЭПа эту форму использовали частные предприниматели, заинтересованные в том, чтобы их споры не стали достоянием гласности. В начале 30-х гг прошлого века были организованы два постоянно действующих третейских суда – Морская арбитражная комиссия и Внешнеторговая арбитражная комиссия.

По соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом (ч.3ст.3 ГПК РФ). Указание только на споры из гражданских правоотношений означает, что подведомственные суду дела, возникающие из публичных правоотношений, дела особого производства в третейском порядке разрешению не подлежат.

В РФ могут создаваться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора (ad hoc). Третейские суды ad hoc создаются сторонами, которые в принципе могут самостоятельно определять порядок их образования и правила разбирательства споров, но с соблюдением предусмотренных законом обязательных положений, не подлежащих изменению по желанию сторон . Постоянно действующие третейские суды формируются в качестве стабильных центров, обеспечивающих третейское разбирательство конкретных категорий споров в порядке, установленном их внутренними документами. Они могут создаваться торговыми палатами, биржами, общ.объединениями предпринимателей и потребителей и иными организациями – юр.лицами . вместе с тем не допускается образования третейских судов при фед.органах гос.власти, органах гос.власти субъектов РФ и органа МСУ.

Организация, создающая новый третейский суд, для разрешения гражданских споров, должна представить компетентному суду, на территории которого будет находиться этот третейский суд, копии ряда документов: решение о его образовании, положение (устав, регламент) о суде и состав третейских судей.

10. Источники правового регулирования третейского судопроизводства.

Порядок рассмотрения споров

Третейский суд полномочен самостоятельно решать вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе и в тех случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства из-за отсутствия или

недействительности ТС. Для этой цели ТС, заключаемое в виде оговорки в договоре, рассматривается как независящее от других условий.

Исковые требования излагаются письменно с обязательным отражением в тексте заявления реквизитов:

-дата подачи искового заявления наименование и местонахождение организаций, которые выступают сторонами третейского разбирательства

-ФИО, даты и места рождения, местожительства и места работы граждан предпринимателей и граждан-стороны разбирательства

-обоснования компетенции третейского суда

-обстоятельства, на которых истцом основываются требования док-ва, подтверждающие основания исковых требований

Суд самостоятельно опр-ет необходимость проведения заседания с участием сторон или разрешения спора только на основании док-ов и др.док-в при отсутствии иного соглашения сторон. Сторонам направляется уведомление о заседании третейского суда письмом, телеграфу и иных ср-в.

Суд должен передать сторонам заключения экспертов и др.док-ты, истребованные судом в процессе рассмотрения спора, на кот. он основывает свое реш-е. место рассмотрения дела опр-т стороны, а при отсутствии соглашения между ними-третейским судом. Расходы, связанные с рассмотрением дела судом распределяются между сторонами по их соглашению или третейским судом. При разрешении споров суд руководствуется законами РФ и межд-ми логоворами. При отсутсвии зак-ва, регулирующего спорное правоотношение, он может прибегнуть к аналогии закона или к аналогии права.

Читайте также: