Что такое трудовое воспитание дошкольников
Обновлено: 15.05.2024
Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд, а младший школьник выполняет также учебный и общественно полезный труд. Чем раньше родители будут привлекать дошкольника к бытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Нарушение этого правила ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании.
Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд - это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудовое воспитание- это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказываний:
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд в его жизнь входит не однообразно, скучно, навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, ребенок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам.
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящему человеку, вызывают к труду взрослых, желание самим трудиться.
В соответствии учебной программы трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
• принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
• принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
• принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
• принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
• принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
• принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
• принципа развивающего образования (системности и последовательности);
• принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
• принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).
Виды труда в УДО:
Формы организации труда дошкольников, труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:
Коллективная трудовая деятельность.
В учебной программе ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных особенностей) интереса: к труду взрослых, желания трудиться; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; важность формирования уважительного отношения к людям труда. В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда.
Учебная программа предусматривает постепенное усложнение процессов трудовой деятельности, расширение объема трудовых действий, которыми должны овладеть дети ко времени перехода в школу.
По мере усвоения трудовых действий дети приобретают самостоятельность в их выполнении, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение навыками, умениями трудовой деятельности обеспечивает активность и инициативу действий в дальнейшей жизни воспитанников.
Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей).
Хозяйственно-бытовой труд предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности.
Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде).
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). Ручной труд требует умения владеть ножницами. Поэтому он вводится со старшей группы. После того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. В этой деятельности развивается конструктивное мышление ребенка.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию. Забота о создании гигиенических условий для труда предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения, внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста.
Большое внимание в образовательных программах всегда уделялось труду в природе. Этот вид трудовой деятельности формировал у детей разнообразные личностные качества, вырабатывал трудовые навыки, необходимые в дальнейшей жизни.
Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше.
Недостаточное количество современных учебно-методических пособий по формированию позитивного отношения к различным видам труда и творчества. Дети не проявляют интереса к труду взрослых. Недостаточно сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества. В решении данной проблемы необходимо развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений. Стремиться устранять недостатки в образовательном процессе; помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта.
Работа с родителями по трудовому воспитанию детей.
Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд, а младший школьник выполняет также учебный и общественно полезный труд. Чем раньше родители будут привлекать дошкольника к бытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Нарушение этого правила ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании.
От родителей в значительной мере зависит, будет ли трудолюбив ребенок, научится ли он ответственно относиться к любому, даже не очень привлекательному, но нужному делу, будет ли сопереживать, и содействовать тому, кто трудится рядом.
Труд был, есть и будет основным условием всестороннего, гармонического развития человека. Как известно, в труде формируются практические умения растущей личности, развиваются ее способности, воспитывается привычка к доведению начатого до конца, творческое восприятие окружающего, чувство коллективизма.
Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.
Для успешного решения задач, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов достигнутых ребенком в труде.
Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Согласно ФГОС развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Трудовая деятельность дошкольников реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды с соответствующим наполнением.
Исходя из опыта работы других педагогов по трудовому воспитанию, я объединила оборудование по видам труда:
- в природном уголке – лейки, пульверизаторы, палочки для рыхления;
- в месте, отведенном для ручного труда – ножницы, иглы, разные виды тканей для ремонта и оклеивания пособий;
- для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки, фартуки, тазики, подносы;
- для дежурных по столовой – фартуки, косынки, колпаки или пилотки.
Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей, а орудия труда детей абсолютно безопасны. Я так же считаю, что использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда, поэтому нужно приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда должно содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находится под руками.
Творческий подход позволит достичь хороших результатов в формировании у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях.
Трудовое воспитание начинается с самообслуживания. В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются, а так же приобретаются новые навыки самообслуживания: уход за волосами, обувью. Нужно стараться на конкретных примерах формировать у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников, разъяснять, как надо поступать, учитывая нужды других:
- посторониться в раздевальной комнате, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся;
- при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям,
- не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя,
Воспитывая у детей желание и умение ухаживать за комнатными растениями, может быть создан экологический паспорт растений с условными обозначениями, таким образом, дети принимают активное участие в уходе за цветами.
Также каждый год обычно в феврале можно начинать наблюдать за огородом на окне и луковицами. В совместной деятельности можно высаживать огурцы, помидоры, перец и высевать семена цветов. Обязательно заполнять дневник наблюдений. Затем подросшую, окрепшую рассаду можно, например, раздать семьям для дальнейшего наблюдения и получения результатов - урожая, рассаду цветов высадить в цветники, а перья лука периодически относить на кухню поварам.
Неизменным в трудовой деятельности является ранняя (детская) профориентация, ли другими словами знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, через дидактические и сюжетно-ролевые игры, бесед и просмотр иллюстраций и альбомов, а также совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
Подводя итог, хочу сказать, что трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, творческим мышление, а так же опрятностью, умением себя обслужить.
Читайте также: