Кто имеет право работать на машинах на предприятиях общественного питания

Обновлено: 19.05.2024

В середине января 2021 года в РФ правительство объявило о начале массовой вакцинации граждан от COVID-19.

В связи с этим, в национальный прививочный календарь (утвержден Приказом Минздрава РФ №125Н от 21.03.2014 г.) были внесены изменения. Календарем установлены два вида профилактических прививок:

Против распространенных инфекций: полиомиелита, гриппа, кори, гепатита В и других.

По эпидемическим показаниям – их делают при угрозе возникновения и распространения эпидемий, в том числе сезонных.

Согласно Приказу Минздрава №1307Н от 09.12.2020 г. ко второму виду добавлена вакцинация против новой коронавирусной инфекции. Этот же документ обозначил группы лиц, для которых данная прививка является обязательной.

Но, несмотря на все предпринятые меры, к лету в России началось обострение эпидемической ситуации. Поэтому в Москве и ряде регионов было введено новое требование – обязательная вакцинация не менее 60% сотрудников определенных сфер деятельности.

Как руководителям организаций обеспечить вакцинацию в компании, что делать с теми, кто не хочет прививаться, как избежать возможных штрафов? Об этом и не только читайте далее в статье.

Почему предприниматели обязаны организовать вакцинацию сотрудников

Введена ли в вашем регионе обязательная вакцинация сотрудников, можно узнать из специальной справки.

Кто должен сделать прививку

Вакцинироваться должны сотрудники организаций, работающие в:

салонах красоты, косметических и спа-салонах, соляриях, массажных салонах, банях и саунах, ФОК, фитнес-клубах, бассейнах;

сфере бытовых услуг, в том числе прачечных, химчистках и т. п.;

на предприятиях общепита;

клиентских подразделениях банков и услуг почтовой связи;

сфере услуг общественного транспорта, такси;

сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания;

сфере организации культурных, выставочных, просветительских, концертных, спортивных, детских мероприятий и другие.

Конкретные сферы указаны в региональных Постановлениях, а принадлежность к ним определяется по коду ОКВЭД, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Работает ли фактически бизнес по основному коду или нет – неважно.

Сроки вакцинации

Сроки прохождения вакцинации также зависят от региона и устанавливаются Постановлениями санитарных врачей. Где-то они уже прошли, где-то нет, например:

в Москве период вакцинирования завершился 15 августа;

в Республике Карелия он длится до 27.08.2021, а в Брянской области – до 15.11.2021.

Со 2 августа разрешена деятельность парков аттракционов, расположенных на открытом воздухе, также возобновили работу фуд-корты и фуд-плейсы. Главное условие – 100% работников должны пройти вакцинацию первым компонентом или иметь справку о перенесенном заболевании COVID-19 в течение последних 6 месяцев.

Также со 2 августа разрешена торговля на островках в ТЦ. Главное условие – 50% привитых работников.

С 1 октября вносятся коррективы в работе организаций сферы услуг: бассейны, фитнес-центры, кинозалы, предприятия общественного питания и т. д. продолжат работу, если 80% работников привились.

С 15 октября вносятся изменения в работе иных организаций: компании розничной торговли, туристические и экскурсионные организации, пассажирские перевозчики (включая общественный транспорт и легковое такси) и другие, могут работать, если 80% работников прошли вакцинацию.

Как посчитать процент вакцинированных сотрудников

Работодатели обязаны обеспечить вакцинацию минимум 60% от общей численности сотрудников. В общую численность входят также:

Сотрудники обособленных подразделений, работающие в регионах, где введена обязательная вакцинация.

Исполнители, работающие удаленно – по договорам ГПХ, самозанятые.

Работники с частичной занятостью, совместители.

Все работники, которые находятся в командировке, в отпуске, на больничном, в декрете.

В 60% включаются и те, кто уже переболел коронавирусом или прививался более полугода назад, т. к. наличие антител в организме со временем снижается. Проверочный анализ при этом делать не обязательно – он не будет являться официальным противопоказанием к вакцинации.

Например, в компании 20 сотрудников. Из них 16 переболели COVID-19 и не вакцинировались. 4 сделали прививку. Вакцинироваться в компании должны 60% сотрудников — это 12 человек. Поэтому, из 16 переболевших надо вакцинировать 8 человек.

А если сотрудник не хочет прививаться? Любой гражданин РФ вправе написать добровольный отказ, но в сегодняшних обстоятельствах за этим последуют ограничения.

Если человек является работником сферы, для которой региональным Постановлением предусмотрена обязательная вакцинация, и не желает прививаться, он создает угрозу переноса вируса и увеличивает риск заболеваний. Поэтому руководитель компании может временно отстранить его от работы без выплаты зарплаты. Трудовые права сотрудника нарушены не будут.

Законно избежать вакцинации получится при следующих медицинских противопоказаниях (письмо Минздрава от 21.01.2021 № 1/И/1-332):

Гиперчувствительность к какому-либо компоненту препарата.

Тяжелая форма аллергии.

Острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний – в этих случаях вакцинацию проводят через 2-4 недели после выздоровления. Если ОРВИ проходит в нетяжелой форме, дается временный медицинский отвод, а прививку делают после нормализации температуры.

Беременность и период грудного вскармливания.

Возраст до 18 лет.

Если после введения компонента I вакцины у человека были тяжелые осложнения, это является противопоказанием для введения компонента II.

Также важно понимать, что есть заболевания, для которых медицинского отвода нет, но вакцинацию при их наличии надо проводить с осторожностью.

Как руководителю организовать проведение прививки

Чтобы правильно организовать вакцинацию сотрудников и избежать ответственности работодателю надо:

Издать Приказ о вакцинации, в котором прописать основание (Постановление санитарного врача), сроки, ответственных сотрудников.

Под роспись ознакомить с Приказом всех сотрудников и сообщить им о необходимости прохождения вакцинации.

Пояснить сотрудникам способы вакцинации, рассказать о местах, где можно сделать прививку.

Получить от работников: сертификат о вакцинации, либо справку из медицинского учреждения о медотводе от прививки, либо письменный отказ от прививки.

Если сотрудник упирается и не хочет писать отказ, нужно составить об этом акт. Только так работодатель снимет с себя ответственность.

Создать условия для вакцинации: предоставить возможность пойти на прививку в рабочее время, заключить договор с платной клиникой, организовать групповую вакцинацию.

По желанию простимулировать сотрудников: выплатить премии всем привитым.

Сдача отчетности

Штрафы за невыполнение требований по обязательной вакцинации

За невыполнение требований Постановлений санитарных врачей грозят штрафы:

для ИП – от 30 до 50 тысяч рублей,

для организаций – от 100 до 300 тысяч рублей.

За повторное нарушение для юрлиц и ИП штраф составит от 500 тысяч до 1 млн рублей, либо приостановление деятельности до 3-х месяцев (статья 6.3 КоАП РФ и статья 3.18.1 КоАП г. Москвы).

Некоторые вопросы предпринимателей по теме обязательной вакцинации

Что делать, если сотрудник привился в другом регионе?

Бумажный сертификат о вакцинации у сотрудников можно не требовать – он не является подтверждением прививки. Все проверки проводятся автоматически через централизованные системы учета всех вакцинированных по России. Поэтому с подтверждением прививки, сделанной в другом регионе, проблем быть не должно.

Надо ли отстранять от работы сотрудника, отказавшегося от прививки, в случае если вакцинация уже более 60 процентов от общей численности сотрудников?

При контроле исполнения требований Постановления санитарного врача оценивается только соблюдение требования об установленном количестве — не менее 60 процентов вакцинированных от общей численности. Вопрос — отстранять или нет, решает работодатель.

Как происходит отстранение от работы отказавшегося от прививки сотрудника?

Какие обследования надо пройти перед прививкой?

Проводится стандартный осмотр, никакие специальные обследования проходить не требуется.

С июня 2020 года для сферы общепита действуют обновленные рекомендации Роспотребнадзора по эпидемиологической безопасности. Ответственность за их исполнение лежит на руководстве заведений.

В случае несоблюдения установленных федеральным законодательством правил, в данном случае рекомендаций Роспотребнадзора, рестораны, кафе и столовые могут быть привлечены к административной ответственности и оштрафованы.

За что еще могут оштрафовать заведение?

В любом регионе оштрафовать предпринимателей могут за нарушение указов мэров и глав регионов по ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения). Размер взыскания зависит от решения региональных властей, которые также определяют правила работы общепита.

Общие правила работы для заведений

В течение полугода все кафе, рестораны и столовые в России могут работать при соблюдении правил, которые прописаны в Рекомендациях по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Что это за правила?

  • У всех сотрудников должна быть проверена температура перед сменой
  • Сотрудники должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты
  • Столы должны быть расположены на расстоянии 1,5 м
  • На входе должно быть организовано место для дезинфекции рук
  • Для уборки должны быть использованы дезинфицирующие средства
  • Каждые два — четыре часа дезинфицировать перила, дверные ручки, столешницы, подлокотники, спинки стульев, кнопки оргтехники и другие контактные поверхности

Это основные рекомендации для заведений, но на самом деле их намного больше. Несмотря на то что все сотрудники заведений, а также посетители стараются соблюдать предписания, повод для штрафа может возникнуть. Например, когда клиент встает из-за стола, чтобы помыть руки, и не надевает маску. А это штраф за передвижение по ресторану или кафе без маски.

О переводе сотрудников на удаленный режим работы

С 5 октября 2020 года работодатели столицы обязаны перевести 30% своих сотрудников, а также весь персонал старше 65 лет на удаленный режим работы и еженедельно информировать об этом правительство Москвы. За невыполнение этих требований работодателям может грозить административная ответственность в виде штрафа от 30 тыс. до 500 тыс. руб. в зависимости от типа формы собственности (ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ).

Но есть уловки, с помощью которых предприниматели могут обходить закон: работодатель, к примеру, в качестве аргумента может использовать довод о том, что не перевел сотрудника на удаленный режим работы, потому что нахождение на рабочем месте является критически важным. Такая мера допускается с 28 октября в соответствии с указом мэра Москвы.

Работодатель может обосновать это, выпустив приказ или распоряжение по предприятию.

Момент фиксации штрафа

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в районных судах по месту совершения правонарушения — там, где правонарушение выявили (зафиксировали камерой видеонаблюдения или заметили сотрудники правоохранительных органов).

За нарушение индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Юридическим лицам придется заплатить от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Если был причинен вред здоровью или имуществу человека, то индивидуальных предпринимателей и юридических лиц накажут на сумму от 500 тыс. до 1 млн руб. или же приостановят деятельность на срок до 90 суток.

Кто имеет право оштрафовать

В соответствии с разъяснениями Верховного суда РФ от 7 мая 2020 года, штрафовать за нарушение ст. 6.3 КоАП РФ вправе только сотрудники полиции и Госсанэпиднадзора.

Если вы получили штраф за несоблюдение правил работы заведения, как его обжаловать

Если вы получили штраф, то его можно обжаловать в суде. Для этого заявитель в свободной форме излагает свою позицию и просит прекратить производство по делу по статье о крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ) или малозначительности правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).

Следует понимать, что право на обжалование штрафа в соответствии с законодательством есть у всех, однако, если факт административного правонарушения четко зафиксирован и организация не может обосновать, почему правонарушение было допущено, и не может предоставить убедительные доказательства (например, о необходимости наличия работника на рабочем месте), оспорить штраф будет невозможно.

Сроки обжалования штрафа

Штраф можно обжаловать в течение десяти дней со дня получения копии постановления. Для увеличения срока обжалования можно подать ходатайство в письменном виде, но удовлетворено оно будет только при наличии уважительной причины — например, если вы находитесь на лечении в медицинском учреждении или на изоляции (карантин).

Напомню, что срок исковой давности по таким делам составляет один год, то есть на вас могут наложить штраф в течение года после правонарушения.

По истечении срока исковой давности штрафовать вас уже никто не имеет права.

общепит.jpg

При растущем спросе на услуги общественного питания, качество их оказания в ряде случаев вызывает претензии со стороны граждан.

Поэтому потребителю следует знать о своих правах при пользовании данными услугами.

Все предприятия общественного питания подразделяются на пять типов: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.

В свою очередь, рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса: люкс, высший и первый, которые должны соответствовать определенным требованиям. Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяются.

Право на информацию

На вывеске организации общественного питания размещается следующая информация: фирменное наименование (наименование) организации; место ее нахождения (адрес); тип, класс и режим работы.

Индивидуальный предприниматель также должен также предоставить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавш его его органа.

Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию (розничная продажа алкогольной продукции), то он обязан довести до потребителя информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем, которая размещается в удобных для ознакомления потребителем местах (уголок потребителя).

Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация должна содержать:

​ перечень услуг и условия их оказания;

​ цены в рублях и условия оплаты услуг;

​ наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

​ сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции.

​ сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно- модифицированных организмов).

​ обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.

​ правила оказания услуг общественного питания.

Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.

Каким образом доводится информация?

Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей на русском языке посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. Причем, потребитель должен иметь возможность ознакомиться с информацией, как в зале, так и вне зала обслуживания.

В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).

Порядок оказания услуг

Оказать услугу исполнитель обязан любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением ее заказать, на условиях, согласованных сторонами.

При этом исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей (запрет курения, запрет на нахождение в верхней одежде и другие правила, не противоречащие законодательству РФ).

Предварительный заказ столика

Предварительный заказ оформляется документом, содержащим такие необходимые сведения, как: а) наименование исполнителя; б) ФИО потребителя; в) вид услуги, ее цена и условия оплаты; г) даты приема и исполнения заказа; д) условия выполнения услуги; е) ответственность сторон; ж) должность лица, ответственного за прием и оформление заказа; з) подпись лица, принявшего заказ; и) другие сведения.

Момент и способ оплаты услуг (предварительная , после отбора блюд, после приема пищи, с авансом или без него, наличный или безналичный расчет) определяется соглашением сторон.

При оплате заказа, потребителю должны выдать документ, подтверждающий внесение денег (кассовый чек, счет или другие).

Услуги непременно должны быть оказаны потребителю в сроки, согласованные с ним (п. 18 Правил).

Право на отказ потребителя от услуг

Право потребителя на отказ от заказанной им услуги закреплено в ст. 32 Закона о защите прав потребителей и п. 27 Правил. При отказе от заказанной услуги потребитель обязан оплатить тому же ресторану фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Таким образом, при заключении договора об оказании услуг по организации и проведению банкетов, предприятия общественного питания не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг, внесенная сумма предоплаты возврату не подлежит. Исполнитель имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора. Причем все расходы должны быть подтверждены документально.

Потребитель хочет взвесить блюдо

Исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции (п.21 Правил). Для проверки потребителем правильности меры и веса приобретенного блюда на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование (весы).

Нарушены права потребителя

При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору: а) назначить исполнителю новый срок; б) потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу; в) отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Если потребитель обнаружит недостатки оказанной услуги, то он в силу п. 26 Правил вправе по своему выбору потребовать: а)безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общепита; б) уменьшения цены оказанной услуги, включая продукцию общепита; в) безвозмездного повторного изготовления продукции общепита надлежащего качества.

Так, если в блюде были обнаружены посторонние предметы (например, мухи, стекло), то потребитель вправе потребовать повторно бесплатно приготовить блюдо надлежащего качества в срок, предусмотренный договором об оказании услуги, который был ненадлежаще исполнен (другими словами, в первоначально установленный срок).

Если еда просто приготовлена некачественно, то он на основании п.п. 2 п. 26 Правил вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания (например, разогреть, охладить, досолить, дожарить, доварить до готовности и т.д.).

Кроме всего прочего, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Необходимо помнить, что исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию, а потребителю следует получить у исполнителя документ, подтверждающий оплату оказанных услуг (кассовый чек и т.д.).

Претензии к исполнителю услуг лучше всего оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

Любой потребитель

в случае нарушения его прав при предоставлении услуг общественного питания может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

​ Управление Роспотребнадзора по городу Москве (территориальные отделы в административных округах);

​ Департамент торговли и услуг города Москвы (выполняет функции по предоставлению государственных услуг в сфере общественного питания, защиты прав потребителей; осуществляет государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; контроль за розничной продажей алкогольной продукции и т.д.).

​ Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства РФ);

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении проектов ПРЕТЕНЗИЙ и ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ обращайтесь в отдел консультационных услуг для потребителей

Конкретные перечни сфер деятельности, где прививаться необходимо, составляют в каждом регионе.

Кто должен привиться от COVID-19

После непродолжительной весенней передышки грянула третья волна коронавируса, и как она пойдёт, предугадать невозможно, но жёсткого локдауна не хочет никто. А эпидемиологи уже пугают тем, что новый штамм заразнее, переносится тяжелее, и видят спасение в обязательной вакцинации, в первую очередь тех, кто по роду деятельности контактирует с людьми.

При всей формальной добровольности прививки в приказном порядке при определённых условиях и для некоторых категорий граждан законны.


То есть решение о всеобщей прививочной кампании принимают главные санитарные врачи (Управление Роспотребнадзора) субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день (конец июня 2021 года) список работ, обязательных для вакцинации от COVID-19, по регионам РФ сходный:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • учреждения соцзащиты и социального обслуживания;
  • банки;
  • почта;
  • государственные и муниципальные учреждения, МФЦ;
  • энергетика и ЖКХ;
  • торговля;
  • общественное питание;
  • пассажирские перевозки (общественный транспорт и такси);
  • бытовые услуги, салоны красоты, фитнес-клубы и т.д.;
  • организация и проведение культурных, выставочных, спортивных, просветительских и развлекательных мероприятий.

По всем перечисленным категориям привить планируется не менее 60 %. Такая доля вместе с недавно переболевшими и имеющими естественную защиту даст необходимый иммунитет для всех.

Сроки вакцинации от COVID-19

Некоторые регионы уже установили сроки, до которых необходимо привить не менее 60 % сотрудников организаций из списка обязательной иммунизации первым/вторым компонентом препарата соответственно:

до 15 июля/до 15 августа

Постановление Главного государственного санитарного врача по МО от 16.06.2021 № 3

до 25 июля/до 25 августа

Постановление Главного государственного санитарного врача по Нижегородской области от 20.06.2021 № 4091

до 15 июля/до 15 августа

до 1 августа/до 1 сентября

до 18 июля/до 18 августа

Постановление главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 17.06.2021 № 10

до 18 июля/до 18 августа

Постановление Главного государственного санитарного врача Тверской области от 18.06.2021 № 1

Список ежедневно пополняется.

Возможная ответственность

А если отказаться? Неоспариваемый довод: говорил же Путин об обязательной вакцинации от коронавируса учителей, врачей — хоть космонавтов, что её не будет, всё только добровольно, и уволить за отказ нельзя и т.д.

Да, уволить нельзя. И принуждать начальство не вправе. Но руководитель обязан в этом случае отстранить вас от работы на весь период неблагоприятной эпидемической обстановки (временные рамки — конкретнее некуда!) без сохранения заработной платы.

Что касается планового процента, пример: если вводится обязательная вакцинация общепита для сотрудников, кто попадает в 60 %, а кто в оставшиеся 40 — те, у кого медицинские противопоказания, недавно переболевшие с собственными антителами и т.д., а их как раз наберётся приблизительно столько.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести обязательную вакцинацию работников. Используйте эти инструкции бесплатно.

Сколько привито сейчас

На 23.06.2021 в России сделано 36 044 137 прививок (всего).

Оба компонента препарата получили 10,66 % граждан РФ.


Кстати, находящийся на втором месте сытый и богатый Бахрейн закупил наш Спутник V. И в Сан-Марино (третье место) прививали только им.

Что грозит работодателям

В последние дни не только названы профессии, для которых ковид-вакцинация обязательна, но и разъясняются последствия для организаций-нарушителей.

И здесь возможны отличия по регионам. За отказ от прививок сотрудников в Москве работодателям грозят штрафы:

  • для ИП до 50 000 рублей;
  • для юрлиц до 300 000 рублей.

За повторные нарушения — штрафы до 1 миллиона или приостановка деятельности до трёх месяцев.

Да, нынешняя ситуация — исключительная, и в Кодексе об административных правонарушениях конкретный коронавирус не прописан. Но если картина продолжит ухудшаться, то нормы, по которым обязательная вакцинация для работников общепита (условного) — непререкаемый закон, найдутся.

В итоге

Как только регионы один за другим ввели обязательную вакцинацию от коронавируса, отзывы народа разделились пополам, и сам народ — на два непримиримых лагеря. Ситуация патовая — обе стороны по-своему правы, но это ничего не меняет. Факты придётся принять:

  • Третья волна идёт, и это серьёзно.
  • Законодательная база для обязательной иммунизации некоторых категорий граждан есть.
  • Поможет ли это — надеемся, что поможет. Другим помогло.

Вывод: мобилизуем силы и здоровье на борьбу с инфекцией, а не друг с другом.

Читайте также: