Виды незаконного обращения с оружием курсовая работа

Обновлено: 30.04.2024

Историко-правовой анализ нормативных актов, регламентирующих оборот оружия в Российском государстве, свидетельствует о том, что правила оборота оружия появились одновременно с появлением и распространением огнестрельного оружия в Русском государстве (XIV век).

Судебник 1497 года не предусматривал уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, что косвенно свидетельствует о невысокой оценке его собственной общественной опасности. Есть лишь общие положения о татьбе (в данном случае разбое) без выделения его вооруженной разновидности. Специальные исследования истории огнестрельного оружия в Российском государстве за период до XVI века не приводят ни одного правового источника, регламентирующего его оборот.

Дальнейшее развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот оружия получило в начале XVIII века в так называемом военном законодательстве Петра I, что было связано с бурным развитием общества и новыми задачами, которые ставило перед собой государство: мобилизации всех возможностей для борьбы с внешними врагами, установление жесткой дисциплины, формирование профессиональной армии. Наиболее показательными в этом отношении правовыми нормативными актами являются Артикул воинский с кратким толкованием от 26 апреля 1715 года и Морской устав от 13 января 1720 года, которые совмещают в себе дисциплинарные, уголовные и административные нормы.

В зависимости от политической и экономической ситуации в разные годы разрешался либо запрещался ввоз оружия в Российскую Империю (или ее определенную часть) или вывоз его из России.

Так, в поощрение внешней торговли Указом от 25 июня 1782 г. разрешался вывоз за границу оружия с уплатой установленных таможенных пошлин: «В пособие и ободрение верных наших подданных, умножать всякое полезное рукоделие и распространять торговлю их, Всемилостивейше соизволяем дать полную свободу на следующие вещи, коих выпуск запрещен был указами.

1. Разрешаем свободный выпуск всякого оружия, в Империи нашей делаемого, как то: ружья всякого рода в железной, медной или иной оправе, пистолетов, клинков шпажных, шпаг, сабель, тесаков палашей, кортиков, копий, форм для литья пуль и прочего тому подобнаго.

Следует обратить внимание на вопросы регулирования оборота оружия в военное время.

Соблюдению указанных правил придавалось большое значение, и от должностных лиц требовалось неукоснительно им следовать.

Анализ Уложения затрудняет тот факт, что в его изданиях разных лет приводится совершенно разная нумерация статей и глав. Поэтому указание номеров статей целесообразно проводить в соответствии с анализируемым конкретным источником.

Следует отметить, что впервые в российском уголовном законодательстве были четко определены объекты соответствующих преступлений. Родовым назывались общественное благоустройство и благочиние, видовым - общественные спокойствие, порядок и ограждающие их постановления, непосредственным - правила осторожности, установленные для ограждения личной безопасности. Хотя, на наш взгляд, в данном случае объекты были определены достаточно условно и фактически не отражали реальные причины криминализации деяний (особенно в результате дальнейших изменений законодательства, что будет рассмотрено далее), правоведы не относили данные преступления к общеопасным, да и вообще не упоминали о них. Последнее свидетельствует о невысокой оценке их общественной опасности.

Изначально указанное отделение предусматривало следующие преступления, связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 1241-1245, 1247, 1249 Уложения). Первым преступлением указанной группы являлось выделывание запрещенного к негосударственному изготовлению оружия, изготовление без особого разрешения правительства пороха, других огнестрельных веществ, бомб, гранат или иных артиллерийских боеприпасов.

Обращает на себя внимание, что Уложение 1845 года заложило основу особого отношения к охотничьему оружию, которое впоследствии восприняло и советское уголовное право: его оборот не считался преступным. Также, по-видимому, не признавались преступлениями и действия по обороту любого другого не состоявшего на исключительном вооружении армии и карательных структур оружия. То есть у подданных Российской империи была реальная возможность владения оружием, в том числе огнестрельным, и для самообороны. Представляется, это было связано с тем, что страна, имевшая огромные охотничьи угодья и древнюю военную историю, традиционно считала обладание предметами вооружения своими подданными нормальным явлением. В течение последующих лет XIX века после принятия Уложения 1845 года и в начале XX века в указанное отделение были внесены многочисленные изменения.

Развитие противостояния в обществе конца XIX - начала XX века оказало прямое влияние на установление уголовной ответственности за незаконный оборот оружия. Так, ст. 9871 Уложения в редакции от 6 февраля 1906 года, то есть в разгар российской революции 1905-1907 годов, в части первой устанавливала уголовную ответственность за изготовление, приобретение, ношение и сбыт без надлежащего разрешения взрывчатых веществ или снарядов. Наказание за это деяние было предусмотрено в виде лишения всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и отдаче в исправительные арестантские отделения на время от четырех до пяти лет. При этом, в нарушение принципа презумпции невиновности, ответственность наступала, если виновный не мог доказать отсутствия преступной цели.

Новый этап в развитии юриспруденции и, в частности, уголовного права открыла Октябрьская революция.

Советское государство в первые годы своего существования не имело единого кодифицированного источника уголовного права. На начальном этапе истории советской России разрешалось использовать законы свергнутого строя, а основанием привлечения к уголовной ответственности часто служила общественная опасность того или иного конкретного деяния.

Значительные изменения законодательство об уголовной ответственности за незаконный оборот рассматриваемых предметов претерпело за годы действия Уголовного кодекса РСФСР 1960 г.: появились составы неосторожных преступлений, наказание за различные по объективной стороне деяния было дифференцировано в соответствии с оценкой их общественной опасности. Можно говорить, что Советский Союз к этому времени вышел из состояния террористической опасности для существующего строя. Думается, что за деяния рассматриваемой группы приоритетной стала задача охраны от угроз населению, общественному порядку и спокойствию, а не государству.

Часть 1 ст. 217 УК устанавливала ответственность за нарушение правил хранения, использования, учета или перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, а также незаконную пересылку этих веществ по почте или багажом, если эти действия могли повлечь тяжкие последствия. Наказывалось это деяние лишением свободы или исправительными работами на срок до одного года; те же действия, вызвавшие тяжкие последствия, согласно ч. 2 этой статьи влекли наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.

За ношение, хранение, изготовление или сбыт огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов или взрывчатых веществ без соответствующего разрешения согласно ч. 1 ст. 218 УК виновному грозило наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет или исправительные работы на срок до одного года или штраф до 100 рублей. Причем важно подчеркнуть, что под сбытом рекомендовалось понимать продажу, дарение, обмен указанных предметов.

За небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для использования этого оружия другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, было предусмотрено наказание в виде лишения свободы или исправительных работ на срок до одного года (ст. 219 УК).

В 1967 г. УК РСФСР был дополнен ст. 218, в части первой которой устанавливалась уголовная ответственность за хищение огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов и взрывчатых веществ в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Впервые в уголовном законодательстве, регламентирующем ответственность за незаконный оборот оружия, были предусмотрены признаки специального субъекта, что объективно означало ее дифференциацию. Ч. 2 ст. 218 УК устанавливала, что то же деяние, совершенное повторно или по предварительному сговору группой лиц, либо лицом, которому указанные в ч. 1 предметы были выданы для служебного пользования или вверены под охрану, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет. Хищение огнестрельного оружия путем разбойного нападения или особо опасным рецидивистом в соответствии с ч. 3 статьи 218 УК наказывалось лишением свободы, на срок от шести до пятнадцати лет. В 1972 году преступления, предусмотренные ст. 218 УК, были отнесены к тяжким, что свидетельствует об оценке их общественной опасности государством и обществом как высокой.

В 1974 г. были внесены существенные изменения в ч. 1 ст. 218 УК. Во-первых, было криминализировано незаконное приобретение огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов или взрывчатых веществ. Во-вторых, наказание за перечисленные в ч. 1 ст. 218 УК деяния было увеличено до пяти лет лишения свободы. В-третьих, в примечании к ст. 218 УК был введен специальный вид освобождения от уголовной ответственности за совершение данного преступления при условии добровольной сдачи указанных предметов. Как видим, с одной стороны имело место ужесточение наказания, с другой - компромисс с преступником. Сказанное свидетельствует о все более высокой оценке отечественным законодательством общественной опасности предметов вооружения.

В дальнейшем законодательство России об уголовной ответственности за незаконный оборот оружия существенно не изменялось. Основные новеллы законодательства об уголовной ответственности за рассматриваемые деяния были связаны с изменением наказаний за эти деяния: они все время усиливались, что, на наш взгляд, было связано с ростом насильственной преступности в стране и желанием государства путем усиления уголовной репрессии предупреждать соответствующие преступления.

Читайте также: