Виды наглядности методика работы с учебно наглядными пособиями при изучении частей речи

Обновлено: 16.05.2024

Автор: Чулкова Татьяна Николаевна

Населенный пункт: Московская область, г. Воскресенск

На современном этапе развития общества принципу наглядности принадлежит одно из главных мест в системе образования, данный принцип является одним из приоритетных направлений. Именно принцип наглядности выполняет различные функции и играет важную роль в единой методической системе обучения. Ориентация начальной школы на эффективность процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой возможно формирование базовых знаний, умений и навыков, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных способностей учащихся, их познавательной активности.

Особенности реализации принципа наглядности заключены в стремлении разнообразия жизни школьников, стимуляции интереса к познавательному общению, к уроку, желания удовлетворения потребности ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.

Важность применения принципа наглядности в обучении заключена в том, что данный принцип предоставляет педагогу обратную связь, помогает понять, насколько ученик усвоил учебный материал, понял его и осмыслил. Проведение уроков с применением принципа наглядности подтверждает попытки множества педагогов покинуть рамки шаблонов в построении структуры занятия. На уроках, где реализуется принцип наглядности, учащиеся получают особые знания. Главным отличительным признаком наглядности является их связь с творческой деятельностью. Наглядность - один из компонентов целостной системы обучения, которая может оказать помощь младшим школьникам в качественном усвоении изучаемого материала на более высоком уровне.

B зависимости от дидактических функций, принято различать следующие виды наглядности

1. Наглядность естественная (животные, растения, полезные ископаемые); ее основной функцией является знакомство школьников с реальными объектами природы.

2. Наглядность экспериментальная (явления испарения, таяния льда, замерзания воды, и так далее); функция – познакомить учащихся с явлениями и процессами при проведении опытов, наблюдений.

3. Наглядность картинная и картинно-динамическая (фотографии, диапозитивы, картины, рисунки, кино); ее функцией является знакомство с определенными фактами, предметами, явлениями посредством их отображения.

4. Объемная наглядность (различные макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – познакомить с теми предметами, где в восприятии играет важную роль объемное, а не плоскостное изображение.

5. Звуковая наглядность (магнитофонные записи, грамзаписи, радио); она выполняет функцию воспроизведения звуковых образов.

6. Наглядность символическая и графическая (схемы, карты, чертежи, таблицы); она выполняет функцию развития абстрактного мышления, знакомит с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.

7. Смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функция - воссоздать наиболее полное живое отображение действительности.

Средства наглядности могут выполнять функцию источника знаний – если организована самостоятельная работа творческого, исследовательского характера. В данном случае учителем определяется задание, а также направляется деятельность учащихся.

Средства наглядности могут являться определенной зрительной опорой, - например, при опросе учащихся: так, используя содержание кадров диафильма, ученики могут пересказать отрывок литературного произведения.

Количество средств обучения, которые могут быть использованы на одном уроке, обусловливается определенными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Так, возможно, что учитель находит достаточным использовать на уроке только учебник, не применяя при этом другие средства обучения. Но, одновременно с этим, в ряде случаев возникает необходимость в комплексном применении различных видов наглядности.

Очень важно применять наглядные средства целе­направленно, и не загромоздить уроки большим коли­чеством различных наглядных пособий, поскольку обилие наглядных объектов может помешать школьникам сконцентрироваться на достижении цели урока, и обдумывать более важные вопросы. Использование большого количества наглядных пособий в обучении не принесет поль­зы, а скорее навредит и усвоению знаний, и развитию школьников. Стоит подчеркнуть, что использовать наглядные пособия нужно в сочетании со словом педагога.

С целью верного подбора наглядного пособия, педагогу следует дать ответ для себя на 3 вопроса:

1. Цель использования этого наглядного пособия.

2. Момент урока, где можно применить данное наглядное пособие.

3. Возможность самостоятельной работы учащихся с данным наглядным пособием.

Наглядные учебные пособия представляют собой плоскостные и объемные изображения предметов и явлений, которые создаются с целью обучения, а также различные производственные и природные объекты в их натуральном, либо препарированном виде. Использование наглядных учебных пособий помогает сформировать у учащихся материалистические представления и понятия, выработать у них определенные умения и навыки. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, а также методам и приемам обучения, возрасту школьников, удовлетворять определенные научные, эстетические, санитарно-гигиенические, технические и экономические требования. Далее проанализируем виды наглядных пособий.

1. Картина как наглядное пособие известна с XIX века. В учебно-воспитательном процессе картины, возможно, применять как иллюстративный материал индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в лентах иллюстраций; в виде рисунков в учебниках. Также возможно создание картин специально к определенным темам учебной программы.

Стоит отметить, что применение картин в качестве наглядного пособия способствует яркому, образному, полному восприятию явления, стимулируют речь учащихся.

4. Натуральные объекты. К ним относятся живые растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых). Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого предмета.

5. Коллекции. Являются собраниями определенных предметов, которые объединены родовым признаком, к примеру, коллекции полезных ископаемых, тканей, семян. Коллекции могут быть использованы в качестве наглядного пособия на уроках природоведения, трудового обучения, при изучении определенных тем, при организации самостоятельной работы исследовательского характера.

6. Модели, макеты, муляжи – являются трехмерными изображениями предмета в уменьшенном, либо увеличенном виде. Основными примерами макетов, используемыми в начальных классах, являются глобус, компас и некоторые технические модели - часовой циферблат, термометр.

7. Раздаточные материалы – данный вид наглядного пособия предназначен для личного пользования, используется в учебном процессе. К раздаточным материалам причисляют счетные палочки, разрезную азбуку, слоги, гербарные листы растений, образцы полезных ископаемых индивидуальные модели из природного материала, используемые на занятиях по изобразительному искусству.

Следовательно, наглядность может быть естественной, экспериментальной, картинной, и картинно-динамической, объемной, звуковой, символической, и графической, а также смешанной. Различают такие виды наглядных пособий, как модели, макеты, муляжи, картины, раздаточные материалы, натуральные объекты, коллекции. По нашему мнению, наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, а также методам и приемам обучения, возрасту школьников, удовлетворять определенные научные, эстетические, санитарно-гигиенические, технические и экономические требования.

Наглядность представляет собой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала; благодаря наглядности, учащиеся могут творчески открыть законы изучаемого явления, или убедиться в их достоверности. Первым ученым, который разработал гармоничную теорию наглядности как принципа успешного обучения, стал чешский педагог Я.А. Коменский. Согласно мнению Коменского, применение средств наглядности не только с целью создания у школьников образных представлений, но и с целью формирования понятий, для постижения отвле­ченных связей и зависимостей — одно из основных положений дидактики.

Переход школы на новые учебные планы и программы, поиск эффективных методов обучения вызвал к жизни новые средства обучения, ибо в настоящее время учителя не могут ограничиваться теми приемами работы, которые рассчитаны на простое, чисто механическое запоминание.

Оглавление
Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

Работа над развитием связной речи планомерно проводится в течение всех трех лет и взаимодействует с изучением грамматического и орфографического материала.

В целом лингвистической основой курса русского языка в начальной школе являются положения, характерные для структурно-семантического направления в языкознании. Изучаемые на уроках русского языка явления рассматриваются со стороны их значения (семантики)х строения (структуры), назначения (функции) [8, c.35].

Таким образом, к особенностям обучения младших школьников на уроках русского языка относятся развитие мышления и речи учащихся, осознание ими грамматического строя русского языка, формирование навыков нормативного использования всех языковых элементов, воспитание культуры речи. Отметим, что знание русского языка, безупречное владение его нормами является прочной базой для обучения младших школьников основам наук как в начальном, так и в дальнейшем – в среднем звене школы. Такое построение курса обусловлено необходимостью изучать язык как целостное явление, все стороны которого взаимодействуют между собой.

1.3. Роль наглядности как средства обучения на уроках

русского языка

Наглядность признается исходным началом обучения, так как, во-первых, выступает как важное средство познания окружающего мира, во-вторых использование наглядности основано на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному, и, в третьих, она повышает интерес к знаниям и делает процесс обучения более интересным.

Обычно наглядность ассоциируется с яркими картинками. Однако методистам и педагогам хорошо известно, что такая наглядность лишь на короткое время привлекает внимание детей. Более эффективной оказывается наглядность, с которой можно выполнять определённые действия, а не просто созерцать её, поэтому проблема разработки и использования подобных наглядных средств на уроках русского языка действительно является актуальной.

Применение наглядности позволяет конкретизировать сложные языковые связи и явления (части речи, склонение существительных и др.). Специфика применения наглядности на уроках русского языка связана с тем, что наглядным материалом является сам язык. Следовательно, в качестве средств наглядности, наряду с таблицами, схемами, конкретными предметами, рисунками выступает языковой материал.

В работе с младшими школьниками используются средства зрительной (натуральной, иллюстративной, графической), слуховой (собственно слуховой и специфической), динамической и комбинированной наглядности.

К динамической наглядности по русскому языку в младших классах относят такие наглядные средства, которые позволяют включить учеников в активную деятельность: разборные таблицы, условные рисунки-схемы, грамматико-орфографическое домино, пазлы и т. п. Как известно, на деятельностной основе знания и умения усваиваются более успешно.

Одним из условий, способствующих активизации мыслительной деятельности учащихся является использование различной обобщающей систематизирующей наглядности. Это могут быть схематические таблицы с пустыми окошками, в которые дети могут вписывать необходимые слова или части слов, а затем сравнивать с полной записью.

В современной школе все большее значение приобретают технические средства обучения (ТОО). Используются такие технические средства, как кино, телевидение, мультимедийные установки и другие, которые по существу могут передать любую ситуацию, эпизод, показать связи, зависимости, строение объектов и пр. Все большее место в учебном процессе занимают кино и телевидение, так как сближают учебный материал с представлениями о самых различных сторонах жизни, о прошлом и настоящем, внешнем и внутреннем, близком и далеком, знакомом и неизвестном. Учителю нужно уметь использовать эти технические средства.

С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их русскому языку, натуральные предметы могут быть использованы в качестве демонстративного наглядного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, игрушки, муляжи и т.д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с правилами и понятиями [13, с.56-57].

К иллюстративно-изобразительным пособиям относятся, прежде всего, рисунки, картины, предметно-операционные карты, учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок. Такие пособия значительно расширяет возможности учителя при обучении детей грамматике, пунктуации, фонетике и пр., или для иллюстрирования упражнений.

Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы:

К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся.

Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания букв, слов, словосочетаний и предложений, выполнения упражнений и заданий, навыков говорения. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных букв, с примерами, указывающими порядок выполнения действий при разборе слова и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.

Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для иллюстрации упражнений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать большое количество слов и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.

Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при выполнении упражнений, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.

Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание упражнения.

При необходимости иллюстрации к отдельным упражнениям могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с упражнениями, включающие

иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.

Для формирования основных понятий, а также для выработки навыков писания и говорения необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический материал можно подразделить на:

- предметный дидактический материал;

- дидактический материал в виде карточек с заданиями.

Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.

Дидактический материал в виде карточек с заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

Многие наглядные пособия - таблицы, некоторые модели, некоторые виды раздаточного материала и т.п. - могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои знания и навыки по русскому языку. А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.)

Таким образом, наглядность как средство обучения младших школьников на уроках русского языка позволяет более глубоко понять изучаемые объекты и процессы. Правильное применение наглядности как средства на уроках русского языка в начальной школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

2.1. Различные виды наглядности как средств в обучении русскому языку

Таблицы – наиболее распространённый, традиционный вид пособий по русскому языку, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуется сложные дополнительные приспособления).

В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его.

Указанные особенности таблиц позволяют наметить наиболее целесообразную сферу применения их: формирования навыков (прежде всего орфографических и пунктуационных).

Большое распространение получили так называемые таблицы-схемы. Из всех существующих форм наиболее распространены схемы, представляющие собой организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде [18].

Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка.

Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы, представляющие собой особую организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнажает и зрительно подчёркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.) Такое изображение создаётся в упрощённо — обобщённом виде.

Наблюдения показывают, что несистематическое использование схем приводит к тому, что ученики, случайно столкнувшись с ними на отдельных занятиях, рассматривают как эпизодическую, не очень важную форму работы и не осознают, какую практическую помощь может оказать схема при усвоении теоретического материала и выполнении упражнений.

Между тем опытным путём доказано, что систематическое использование даже одного какого-то методического приёма способно придать сложному многоплановому процессу обучения определённую цельность и стабильность.

Наглядность – важный дидактический принцип. Он опирается на чувственное познание. Способствует образованию у учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия явлений. В нашем случае – явление языка. Средства наглядности используются для решения следующих задач:

для мобилизации психической активности учащихся;

для введения новизны в учебный процесс;

для выделения главного в учебном материале и его систематизации;

Средства наглядности могут использоваться учителем на всех этапах обучения.

Все средства наглядности делятся на 3 группы ( Баранов ):

- средства зрительной наглядности;

- средства слуховой наглядности;

- средства зрительно-слуховой наглядности;

Средства зрительной наглядности:

Экранные приводятся в действие с помощью технических средств и воспроизводятся на экране. К ним относятся: транспоранты, диафильмы, диапозитивы ( слайды ).

Транспоранты – один из видов подвижных таблиц . Обеспечивают подачу материала определенными порциями. Содержание материала наносится на пленку, которая показывается с помощью кадоскопа.

Диафильмы – помогают уточнить, разъяснить, обобщить или даже расширить знания по различным языковым и речевым темам.

Диапозитивы – по своим возможностям близки к диафильмам. Кадры не смантированы, их легко можно варьировать в зависимости от задачи. Используются на уроках развития речи. Методические рекомендации по использованию. Подготовить аппаратуру; определить цель демонстрации диафильма или диопозитива; продумать их место в структуре урока; определить характер заданий; соотнести их с вопросами и заданиями, которые даны в самом диафильме или диапозитиве; организовать просмотр; организовать работу по предварительно данным вопросам и заданиям.

Печатные- (таблицы ). Таблицы по содержанию делятся на языковые и печатные. Языковые могут быть: фонетическими, лексическими, орфоэпическими, пунктуационными. Основная их цель – раскрыть закономерность, которая лежит в основе понятия или правила, помочь запомнить учебный материал, научиться применять понятия и правила на практике.

Речевые – с их помощью организуется работа по обогащению словарного запаса учащихся. Разновидностью служат демонстрационные карточки, на каждой пишется по слову, в совокупности они составляют речевые таблицы. В речевой таблице должно быть не более 6-ти слов, должны быть связаны одной темой (н-р, маршрут, правильный, велосипед, велогонки ). Картины (репродукции, иллюстрации ) – источник творчества учащихся при обучении разным темам сочинений. Сущ-т принципы отбора картин:

- высокое художественное мастерство;

- четкость замысла художника;

- соотнесение учебным целям;

Если правильно подобрать и правильно использовать картину, можно решить ряд задач:

познакомить с определенной лексикой;

закрепить сведения по новому материалу;

научить оформлять речевое высказывание, в основе которого лежит описание;

Раздаточный изобразительный материал – его основой являются рисунки, часто сюжетные. Они помогают в формировании речевых навыков и навыков по правописанию. Методические рекомендации. Использовать на этапе творческого закрепления, когда основные умения и навыки по какой-либо теме уже сформированы; предварительно настроить учащихся на творческую деятельность ( составление связных текстов, предложений и пр. ).;осуществлять индивидуальную работу с учащимися;

Средства слуховой наглядности: грампластинки, аудиозаписи, диски. Они представляют собой образцы звучащей речи. Их задача – помочь сформировать навыки правильного литературного произношения, ударения, интонирования и научить строить устные связные высказывания. Методические рекомендации. Подготовить аппаратуру; определить цель прослушивания; дать специальные задания; организовать прослушивание ( во время прослушивания не должно быть комментариев ); организовать работу по предварительно данным заданиям;

Средства зрительно-слуховой наглядности: диафильмы со звуковым сопровождением. Дают возможность дополнить изобразительный материал дикторским текстом. Звуковое сопровождение можно использовать выборочно. Кинофильмы, видеозаписи, кинофрагменты используются при изучении структуры языка и развитию речи. Методические рекомендации. Продумать цель, задачи, этап демонстрации в уроке; подготовить учащихся к восприятию6 рассказать о создателях, героях, актерах; дать вопросы и задания, связанные с темой урока; просмотр кинофильма; выяснить общее впечатление от просмотра кинофильма и организовать беседу по предложенным вопросам; организовать выполнение учащимися самостоятельного задания дома или в классе.

В настоящее время интенсивно используются электронные материалы, теле-радиопередачи.

Наглядность – это сознательно устроенный показ объекта или его принципа действия для того, чтобы учащимся помочь его понять и применить. Наглядные методы обучения позволяют показать простоту и понятность того образа, который ученик создал в процессе воображения, восприятия и мышления. При обучении принято использовать:

  • знаковые модели (уравнения, математические или химические формулы);
  • естественные материальные модели (муляжи, реальные предметы, геометрические тела);
  • условные графические изображения (схемы, географические карты, эскизы, чертежи);
  • динамические модели (телефильмы, диапозитивы).

Источником приобретения знаний считается наглядность.

Классификация наглядных методов обучения

Наглядные методы – это те, при которых усвоение необходимого материала значительно зависит от использования наглядных пособий, а также технических средств, используемых в данном процессе. Как правило, они используются совместно с другими способами обучения, например, словесными или практическими. На две группы можно разделить все наглядное учение:

  1. Демонстрация. Предполагает показ опытов, видеоматериалов, приборов, презентаций.
  2. Иллюстрация. Они подразумевает показ таблиц, картин, а также плакатов.

наглядные методы обучения

Такое деление на группы наглядных методов обучения считается условным, так в практике преподавания сложилось исторически. Оно не исключает возможности применять и другие средства наглядности: компьютеры, интерактивные доски, телевидение. Используя наглядные методы, следует соблюдать следующие:

  • соответствие наглядности возрасту детей;
  • показ осуществлять только в нужные моменты и не перегружать ими учебный процесс;
  • обеспечить хорошую видимость всем учащимся;
  • четко выделить главное, показывая иллюстрации;
  • показ сопровождать отчетливыми пояснениями;
  • согласовывать демонстрацию и содержание;
  • привлекать воспитанников к участию в процессе;
  • сочетать формы и методы подачи обучающего материала, учитывая специфику наглядных пособий.

Роль наглядных методов

Обстоятельства применения наглядных методов обучения носят противоречивый характер. Их основная задача – формирование мышления учеников на чувственно-наглядных ощущениях и приближение школы к жизни. С другой стороны, обучают детей в школе, а не в реальной жизни. До сих пор область использования наглядности в школьном обучении еще не определена.

наглядные пособия

Проведенные исследования показывают, что не все учителя имеют четкое представление об использовании наглядности, когда надо использовать ее и сколько, чтобы она была полезна, в каких случаях лучше от нее совсем отказаться, чтобы не навредить. В учебниках по педагогике говорится, что при всех достоинствах наглядности при неумелом ее использовании можно не достичь основной цели образования, а подменить ее ярким средством. Наглядные пособия, как правило, находится в соответствии с программами и содержанием учебников, методами обучения и приемами. Они должны удовлетворять научным и эстетическим требованиям и соответствовать возрасту учащихся.

Связь наглядных и словесных методов

Наглядные методы обучения всегда в той или иной степени связаны со словесными. Такое тесное единство наглядности, а также слова объясняется диалектическим пониманием реальности и предполагает в единстве использовать живое созерцание, практику и абстрактное мышление. Основные формы сочетания слова и наглядности следующие:

Опираясь на наблюдения школьников, учитель объединяет полученные ими сведения, делает обобщения и соответствующие выводы. Существуют разные формы обучения, которые связывают наглядность со словом. В зависимости от содержания темы, имеющихся знаний учащихся, наличия наглядных средств, следует рационально сочетать словесный и наглядный методы обучения в каждом определенном случае.

Наглядные и практические методы обучения

Как было изложено ранее, существуют две группы наглядных методов:

  • иллюстрации – показ учащимся иллюстрированных пособий (портретов ученых или зарисовок на доске, в том числе и сделанных самими учащимися, карт, которые способствуют осознанию изучаемого материала);
  • демонстраций – использование опытов, технических установок, препаратов, учебных телепередач и фильмов.

пример наглядного метода обучения

Кроме этого, наряду с наглядными, широко используются и практические методы обучения. К ним можно отнести:

При проведении бесед следует выполнять следующие требования:

  • учитель должен формулировать вопросы четко и кратко, задавая их в логической последовательности, заставлять мыслить ученика, но не перегружать количеством;
  • ученик обязан давать полные, аргументированные ответы, отражающее самостоятельное мышление, излагать их в литературной форме, конкретно и ясно;
  • обращаться ко всему классу с вопросом и только после небольшой паузы называть фамилию отвечающего ученика.

особенности наглядного метода обучения

При правильной постановке вопросов она может носить эвристический характер и учащиеся смогут найти решение поставленной проблемы самостоятельно.

  1. Диспут – в основном применяется при проведении внеклассных мероприятий при обсуждении тем, затрагивающих злободневные вопросы.
  2. Экскурсия – мероприятие, носящее образовательный характер. Ее проводят как перед изучением нового материала, так и по окончании для его закрепления.
  3. Эксперимент и лабораторная работа – во время проведения занятия учащиеся практически применяют полученные знания. Для успешного проведения необходимо качественное оборудование, четкая инструкция от учителя и жизненное значение эксперимента.
  4. Работа с учебником – самостоятельное изучение материала, используя учебные пособия.
  5. Игра – используется для проведения досуга с элементами познавательной деятельности.
  6. Упражнения – метод для повторения полученных знаний. Вырабатывает навыки и развивает умственные способности детей.

Во всех перечисленных практических методах обучения в педагогике возможно применение и разных наглядных средств. А совместное применение наглядных и практических методов обучения дает отличные результаты.

Приемы и наглядный метод

Показ картин, иллюстраций, таблиц, демонстрация видеофильмов, слайдов, диафильмов – все эти наглядные средства являются важным методом обучения детей, которые позволяют решить многие дидактические задачи. Метод иллюстраций формируют наглядные образы статического характера, а метод демонстраций используют для создания динамических наглядных примеров. Наглядные методы способствуют формированию у детей четких представлений об окружающем мире, оказывают влияние на развитие мышления.

При обучении подрастающего поколения используют приемы наглядного метода обучения – показ образца и показ способов действий. Данные приемы основаны на подражании и дают возможность ребенку освоить новые знания и умения. Показ выполнения действий в определенном порядке используется на музыкальных и спортивных занятиях, на уроках по изобразительной деятельности и трудовому обучению. Этот прием ставит перед детьми задачу выполнять предстоящую работу, концентрирует их память и внимание. Показывать надо четко и точно, чтобы детям было понятно каждое движение и особенности его выполнения. Действия должны сопровождаться словом.

Наглядные методы обучения на уроках русского языка

Наглядные пособия по русскому языку позволяют базироваться на зрительном и слуховом восприятии учащихся. Использование наглядности помогает активизировать внимание учащихся, что помогает им быстрее и основательней усвоить материал. При изучении русского языка используют следующие виды наглядных пособий:

  • Таблицы – это записи в виде текста или чисел, расположенные в установленном порядке. Данные часто размещены в колонки или сгруппированы вместе рисунки и схемы с текстом. По назначению они делятся на познавательные, тренировочные и инструктивные.
  • Иллюстрации – рисунки и схемы разных предметов, находящиеся в учебнике. К отдельным упражнениям иллюстрации делают на листах бумаги или используют диапозитивы.
  • Дидактический материал – специально разработанные пособия для самостоятельной работы учащимся. Они предназначены для формирования навыков написания.

обучение чтению

Наглядные методы обучения применяют как при объяснении новых сведений, так и при их закреплении. Дидактический материал с использованием карточек иногда освобождает учащихся от переписывания упражнений, что позволяет выполнить больше заданий. Часть наглядных пособий учащиеся способны изготовить сами. Это помогает им лучше разобраться с изучаемым материалом, а иногда и вызывает заинтересованность.

Наглядные методы на уроках физкультуры

Методы наглядного обучения на уроках физкультуры способствуют скорому и верному усвоению материала и увеличивают заинтересованность в изучаемых действиях. Действенность методов во многом зависит от их соответствия возрасту учащихся. Наглядность особенно результативно воспринимается учениками младших классов. У них развито чувство подражания, склонность следовать живому примеру. Кроме этого, на начальных этапах обучения методы наглядности используются чаще, чем при закреплении и совершенствовании. В последнем случае их применяют для устранения ошибок. На уроках физического воспитания пользуются: схемами, плакатами, демонстрацией кинофильмов, зарисовками. Демонстрируя наглядные пособия, учитель облегчает восприятие учащимся двигательного действия.

Наглядность на уроках чтения

Одним из важных принципов дидактики является наглядность. Обучение чтению дает возможность применять наглядность во всем ее разнообразии:

  • наблюдения окружающего мира во время экскурсий;
  • знакомство с гербариями, коллекциями, макетами;
  • демонстрация кинофильмов;
  • просмотр репродукций, картин и иллюстраций;
  • прослушивание записей текстов.

Использование диафильмов и кино применяется на уроках в виде просмотра небольших фрагментов для иллюстрации или подготовки к пересказу текста. Возможно такое использование и во время обобщающих бесед в целях пояснений при анализе текста. Читая и изучая научно-популярные статьи, диафильм можно просматривать перед чтением или по частям в процессе работы. При подготовке к чтению используют репродукции и иллюстрации, для ознакомления с новыми явлениями, историческими событиями. При анализе и обобщении материала наглядное пособие помогает легче понять, а потом и воспроизвести текст. При обучении чтению не надо перегружать занятия иллюстрациями, чтобы не понизить роль изучаемого текста.

Интерактивная доска – наглядное пособие

Использование персонального компьютера в школе существенно расширяет потенциал наглядных методов. Видеометод используется для подачи новых знаний, закрепления, контроля, обобщения, систематизации, повторения, т. е. выполняет все функции обучающего процесса. Интерактивная доска дает возможность учителю управлять демонстрацией компьютера, выводя на экран репродукции, схемы, разные объекты, создавать, перемещать и изменять предметы. Используя ее на протяжении всего урока, педагог не тратит время на смену наглядных пособий, очистку доски, на написание упражнений и заданий. На уроках по изобразительному искусству преподаватель может продемонстрировать любые произведения, приблизить изображение и обратить внимание на мелкие детали. Учитель при подготовке к уроку находит массу наглядных пособий, которые потом можно использовать многократно, не беспокоясь за их сохранность. При использовании такой наглядности, повышается качество образования, учащиеся вовлекаются в активную работу. Применение интерактивной доски является достойным примером наглядного метода обучения в школе.

Применение наглядных методов в начальной школе

Для восприятия наглядности у детей задействованы слуховые, осязательные и зрительные рецепторы. Все виды наглядных пособий не имеют никаких преимуществ друг перед другом при их применении. На уроках природоведения чаще всего используются природные или близкие к натуре объекты и изображения, а при изучении грамматики преобладают условные, в виде дуг и стрелок – для связи между словами. Часто используют несколько разных видов наглядности для изучения одного объекта. В начальной школе практически ни один урок не обходится без наглядных методов обучения детей. Это связано с психологическими особенностями учащихся начальных классов.

к наглядным методам обучения относятся

Наглядные методы помогают развить воображение, память и мышление. Важным моментом является целенаправленное использование наглядных средств. Не следует загромождать учебный процесс большим числом наглядных пособий, чтобы не отвлекать детей от восприятия материала и не мешать им сосредоточиться на главном. При обучении наглядность всегда сочетается со словесными пояснениями. Учитель руководит наблюдением, которое осуществляют ученики. Знания они получают, рассматривая внешний вид объекта, его структуру и протекающие в нем процессы. Возможна и другая форма применения наглядности, когда учитель рассказывает все об объекте, а потом показывает его для подтверждения и уточнения изложенного материала. В первом случае учащиеся полностью вовлечены в процесс обучения и делают собственные открытия, что ведет к лучшему усвоению материала. Во втором – они пассивные наблюдатели. Особенности наглядного метода обучения как раз и заключаются в возможности его применения в различных формах сочетания слова и наглядности.

Экскурсии – наглядный метод обучения

Информационное общество, в котором живут школьники, требует от них умения отобрать нужную информацию и научиться с ней работать. Те же самые проблемы стоят и перед учителем. Он должен быть готовым ответить на любой вопрос учащихся. Для этого он может воспользоваться различными методами обучения: словесным, практическим и наглядным. Среди них – экскурсия, которая относится к наглядным методам обучения. Во время проведения этого мероприятия в учебных целях происходит совместная работа учителя, экскурсовода и учащихся. Они изучают действительность, наблюдая ее в условиях естественности - завод, сельскохозяйственное предприятие, памятники - или используют специально созданные хранилища коллекций: выставки и музеи. В ходе экскурсий достигается усвоение понятий, теоретических знаний, умений и навыков. Экскурсионный метод развивает наглядно-образное мышление, любознательность, воображение.

Изучение английского языка с применением наглядности

Уроки английского языка без использования наглядных пособий не дают соответствующего эффекта. Самым важным моментом для учителя является правильно сочетать наглядность и словесные методы обучения для результативного усвоения системы навыков, умений и знаний. Обучающая программа может содержать игровые элементы при выполнении упражнений с применением компьютеров:

Создавая эффективную мотивацию учащихся к получению знаний, следует разумно сочетать наглядные пособия и словесные методы обучения.

Заключение

Наглядность способствует увеличению эффективности обучения, ученик усваивает материал намного осмысленней и более заинтересованно. Она оказывает влияние на психику учащегося, мобилизуя и активизируя ее, увеличивает усвояемость материала, уменьшает утомление, тренирует воображение и упрощает весь обучающий процесс.

использование наглядных методов обучения

Средства наглядности применяют при подаче нового учебного материала, самостоятельной работе учащихся по приобретению новых знаний и умений, во время проверочных и контрольных занятий. Следует отметить, что использование наглядных методов обучения неразрывно связано со словесными и практическими приемами.

Читайте также: