Входит ли стаж работы в казахстане в страховой стаж рф

Обновлено: 01.05.2024

Мне приходит много просьб рассчитать пенсию и помочь советом от людей, которые приобретали свой стаж до 2002 года, да и после него, в бывших республиках СССР.

Что хочется отметить в первую очередь? Стаж в бывших союзных республиках до 2002 года и после этой даты, по моему мнению, не может весь считаться стажем в другом государстве. Это моё личное мнение, основанное на самом простом постулате: До определенной даты каждое из ныне независимых государств было частью единой страны. Поэтому предлагаю для начала вспомнить, в какие даты, и в каком порядке выходили наши союзники из состава нашей бывшей чудной огромной Родины.

Обратила внимание, что наши "знайки" из ПФР стаж до даты выхода республики из состава СССР считают почему-то стажем иностранного государства, и пытаются применить к нему соглашения и договоры между РФ и каждого из перечисленных государств.

Согласна, сегодня это иностранные государства. Но государствами-то они стали только с даты выхода из состава СССР. Поэтому думаю, что без всяких обиняков, стаж, заработанный до даты отсоединения любой из республик не может считаться стажем иностранного государства.

Любой, кто зарабатывал свой стаж до 2002 года на территории любой из республик, должен обязательно помнить и знать такую вещь, что он имеет право отказаться от применения норм договора между РФ и страной нынешнего проживания, выбирая для себя более выгодный вариант расчета стажа, заработка, и, соответственно, пенсии.

Но важно понимать и такой момент: практически везде встречается фраза, что если человек отказался от расчета пенсии с применением норм такого международного договора, это решение окончательное, и отмене не подлежит. Поэтому, господа, СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬТЕ.

Однако часто встречаются ситуации, когда даже и не знаешь, смеяться или плакать.

Одной из обратившихся ко мне девушке стаж на территории Эстонской СССР 1984-1987 годов посчитали, как стаж другой страны. И начали под этим соусом подтягивать договор с Эстонией, хотя она с 1993 года живет в России. Казалось бы чего проще, не брать в расчет стаж (тем более, что там был период ухода за детьми) с 20.08.1991 до момента переезда в Россию. Так они его и не взяли, мотивировав, что дети-двойняшки родились на территории уже суверенной Эстонии. Однако при расчете пенсии работники пенсионного фонда ухитрились не только уменьшить её ПК в РФ из-за стажа менее 20 лет до 2002 года, но потом ещё второй раз уменьшили ПК, применив понижающий коэффициент, так как на территории Эстонии (а по факту - СССР, преемницей которого является Россия) у неё, естественно, не было полных двадцати лет. Народ, ну вот это уже, по-моему, полный маразм. Это однозначно, совершенное непонимание работниками ПФР законодательства, как на уровне РФ, так и на международном уровне.

Второй случай, который разбирала сегодня, тоже очень непрост. Девушка работала на территории Молдовы, потом в РФ, а сейчас с 2015 года живет в Беларуси. Пенсию назначили в 2017 году по возрасту. Эти два года до пенсии человек не работал на территории бацьки. У меня сразу возник вопрос, договор с какой страной должен быть применен при расчете её пенсии. На территории Беларуси она только проживает, а работала-то в Молдове. То есть для расчета её пенсии учитывается стаж в России и в Молдове. Работники же пенсионного фонда всучивают человеку условия договора с Белоруссией. Ну при чем тут Белоруссия, если гражданин туда просто уехал на ПМЖ. Работал-то он в России и в Молдове. Значит и применяться должен договор с Молдовой. Мы этот вопрос попробуем разрешить в пользу подписчицы. Придётся побороться, мне так кажется.

Вывод, который я сделала из всех этих ситуаций: прежде, чем Вам назначат пенсию, если Вы работали на территории бывшей союзной республики, попросите рассчитать пенсию по всем возможным вариантам, выберите вариант, который будет давать большую пенсию. чем все остальные, и только потом либо отказывайтесь от применения международного договора, либо соглашайтесь. Но не торопитесь!

Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа работника:

при страховом стаже восемь и более лет работник имеет право на пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка, при страховом стаже от пяти до восьми лет - на пособие в размере 80% среднего заработка, при страховом стаже до пяти лет - на пособие в размере 60% среднего заработка.

Что же такое страховой стаж?

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91.

В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды:

работы по трудовому договору,

государственной гражданской или муниципальной службы,

а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

К последним относятся периоды:

- деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды, периоды деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члена крестьянского (фермерского) хозяйства, родовой, семейной общины малочисленных народов Севера до 1 января 2001 г. и после 1 января 2003 г., если за эти периоды уплачены платежи на социальное страхование;

- деятельности в качестве адвоката до 1 января 2001 г., а также периоды указанной деятельности, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2003 г.;

- работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, до 1 января 2001 г., а также периоды указанной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2001 г.;

- исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания, депутатом ГД Федерального Собрания, замещения государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;

- деятельности в качестве священнослужителя, за которые уплачены платежи на социальное страхование;

- привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы, после 01.11.2001.

Должен ли работодатель проверять уплату страховых взносов в ФСС по предыдущим местам работы для подсчета страхового стажа?

Проверить, уплачивались ли за работника страховые взносы, не представляется возможным, поскольку в ФСС персонифицированный учет отсутствует. Поэтому факт уплаты страховых взносов в ФСС не рассматривается в качестве условия включения этих периодов в страховой стаж. Законодатель исходит из того, что за периоды трудовой деятельности платежи на обязательное социальное страхование должны перечисляться в силу закона.

Какими документами подтверждается страховой стаж?

Основной документ, подтверждающий периоды работы по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания, замещения других государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, - трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные согласно трудовому законодательству, действующему на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Записи в трудовых книжках должны быть оформлены в соответствии с законодательством, действовавшим на дату их внесения. В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным согласно трудовому законодательству, действовавшему на день возникновения соответствующих правоотношений.

Например, до 06.10.2006 индивидуальные предприниматели не имели права делать записи в трудовых книжках. Поэтому периоды работы у индивидуального предпринимателя до этой даты подтверждаются трудовым договором.

Каков порядок исчисления страхового стажа?

Исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Если периоды работы, включаемые в страховой стаж, совпадают, то учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения в страховой стаж период.

На практике возникают вопросы по исчислению страхового стажа.

На основании статьи 256 Трудового кодекса РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. На период такого отпуска за работником сохраняется место работы (должность). Поскольку в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до трех лет действие трудового договора продолжается, этот период при подсчете страхового стажа учитывается.

Поэтому отпуск по уходу за ребенком входит в страховой стаж.

Таким образом, периоды, в течение которых граждане состоят на учете в службе занятости населения и получают пособие по безработице, в страховой стаж не включаются и, соответственно, при определении размеров пособий по временной нетрудоспособности не учитываются.

Если же граждане состоят на учете в службе занятости населения и привлекаются к участию в общественных работах, эти периоды включаются в страховой стаж, поскольку в соответствии со статьей 13 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 № 875, с лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор и они подлежат обязательному социальному страхованию на общих основаниях.

Как подсчитать страховой стаж лицу, ранее осуществляющему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя?

Индивидуальные предприниматели уплачивают предусмотренные действующим законодательством налоги. Но это не означает, что они уплачивали и страховые взносы в ФСС, поскольку уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями - не обязательный, а добровольный платеж. Если индивидуальный предприниматель добровольно не уплачивал страховые взносы в ФСС, этот период не входит в страховой стаж. Периоды деятельности индивидуального предпринимателя подтверждаются:

за период до 1 января 1991 г. - документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате платежей на социальное страхование;

за период с 1 января 1991 года по 31 декабря 2000 года, а также за период после 1 января 2003 года - документом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации об уплате платежей на социальное страхование.

В 2001-2002 годах действующим законодательством не было предусмотрено возможности предпринимателям уплачивать страховые взносы в ФСС.

В страховой стаж включаются военная служба, а также служба в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Периоды прохождения военной службы, а также иной службы подтверждаются военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Засчитывается ли в страховой стаж период, когда работник вынужденно не работал из-за незаконного увольнения?

Да, этот период засчитывается в страховой стаж. Когда работник по решению суда или трудовой инспекции восстанавливается на работе, дата увольнения у него аннулируется. За период, когда он вынужденно не работал, ему выплачивается зарплата и доначисляются страховые взносы.

В целях реализации подпункта 3) пункта 4 постановления Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 "О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий", ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила и условия исчисления стажа работы по специальности для гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий социального обеспечения.

3. Департаменту труда и социального партнерства Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) направление копии настоящего приказа в печатном и электронном виде в течение пяти рабочих дней со дня их получения в одном экземпляре на государственном и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление для опубликования в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";

4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан;

5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Нурымбетова Б.Б.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

и социального развития

Утверждены
приказом Министра здравоохранения
и социального развития
Республики Казахстан
от 10 июня 2016 года № 495

Правила и условия исчисления стажа работы по специальности для гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий социального обеспечения

1. Настоящие Правила и условия исчисления стажа работы по специальности для гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий социального обеспечения регулирует порядок и условия исчисления стажа работы по специальности для гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий социального обеспечения (далее – организации).

2. В стаж работы по специальности засчитывается все время работы по той же специальности в организациях независимо от организационно-правовой формы, а также включается время:

1) пребывания на государственной службе по той же специальности;

2) прохождения действительной военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами, военнослужащими сверхсрочной службы в Вооруженных Силах, внутренних, пограничных войсках, органах управления и частях гражданской обороны Республики Казахстан и бывшего Союза Советских Социалистических Республик, системе органов Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и Комитета государственной безопасности Союза Советских Социалистических Республик, Службе государственной охраны Республики Казахстан, Службе внешней разведки Республики Казахстан "Сырбар" и Республиканской гвардии Республики Казахстан, военно-следственных органах и Национальной гвардии Республики Казахстан, кроме лиц, уволенных со службы по отрицательным мотивам;

3) отпуска в связи с беременностью и рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), а также время отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком, предоставленного в соответствии с законодательством;

4) работы за границей, если перед направлением за границу работник работал по специальности в государственном учреждении и в течение двух месяцев со дня возвращения из-за границы, не считая времени переезда, поступил на работу в государственное учреждение;

5) обучения по направлению государственных учреждений на курсах по подготовке, переподготовке и повышения квалификации кадров с отрывом от работы, если работник до поступления на курсы работал в государственном учреждении и после окончания их вернулся в государственное учреждение;

6) вынужденного прогула при незаконном увольнении и последующем восстановлении на работе;

7) прохождения интернатуры до 1 сентября 1999 года и клинической ординатуры по специальности;

8) работы на должностях по идентичным специальностям независимо от сферы деятельности, в которой протекала его трудовая деятельность;

9) время работы в сфере социального обеспечения, образования и здравоохранения на должностях по социальным, педагогическим и медицинским специальностям.

3. Стаж работы по специальности, засчитываемый в соответствии с настоящими Правилами, учитывается в календарном исчислении.

4. В случае повышения должностного оклада работника, исчисление должностного оклада с учетом стажа осуществляется со дня его повышения.

5. Стаж работы по специальности и идентичность специальностей определяется при приеме на работу квалификационной (аттестационной) комиссией организации по установлению трудового стажа, состав которой утверждается руководителем организации.

6. Решение квалификационной (аттестационной) комиссии об установлении стажа работы по специальности оформляется протоколом. Оригинал протокола передается в кадровую службу, копия протокола в бухгалтерию.

7. В соответствии со статьей 35 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года документом, подтверждающим трудовую деятельность работника, является любой из следующих документов:

1) трудовая книжка;

2) трудовой договор с отметкой работодателя о дате и основании его прекращения;

3) выписки из актов работодателя, подтверждающих возникновение и (или) прекращение трудовых отношений на основе заключения и (или) прекращения трудового договора;

4) выписки из ведомости выдачи заработной платы работникам;

5) послужной список (перечень сведений о работе, трудовой деятельности работника), подписанный работодателем, заверенный печатью организации (при ее наличии);

6) выписки из единого накопительного пенсионного фонда о перечисленных обязательных пенсионных взносах;

7) сведения из Государственного фонда социального страхования о произведенных социальных отчислениях;

8) архивная справка, содержащая сведения о трудовой деятельности работника.

9) вступившее в законную силу решение суда об установлении юридического факта, подтверждающего наличие трудовых отношений.

Сноска. Пункт 7 - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 28.08.2020 № 345 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

В 2021 году вступило в силу новое Соглашение по вопросам выплаты пенсий гражданам государств, входящих в Евразийский экономический союз. Оно решит проблемы многих граждан, которые платят страховые взносы в другой стране, но не могут претендовать на пенсию оттуда. Мы разобрались в ситуации и рассказываем главное о новом документе.

Пенсии по территориальному и пропорциональному принципу

Согласно законодательству России, право на пенсию и ее сумма определяются страховым стажем и взносами на пенсионное страхование. Но это касается только периодов после 2002 года, а за более ранние периоды пенсионные права рассчитываются по более сложной схеме (с учетом стажа и средней зарплаты).

Но есть еще один важный момент: до и после распада СССР у многих россиян был трудовой стаж в других союзных республиках, а потом – странах СНГ. Чтобы как-то упорядочить пенсионные права, в 1992 году на уровне СНГ было подписано специальное Соглашение касательно начисления пенсий. Его общие положения касательно россиян такие:

  • за периоды до 1991 года стаж работы в любой республике СССР включается в трудовой (страховой) стаж для начисления пенсий;
  • за периоды с 1992 по 2001 годы учитывается стаж, полученный в государствах, подписавших Соглашение;
  • с 2002 года в стаж учитываются только те периоды, когда за будущего пенсионера шли отчисления в Пенсионный фонд России.

Проблема была в том, что это Соглашение подписали не все постсоветские страны – среди подписантов были Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.

С другими бывшими союзными республиками позже были подписаны отдельные соглашения:

  • Молдавия – в 1995 году;
  • Грузия – в 1997 году;
  • Литва – в 1999 году;
  • Латвия – в 2007 году;
  • Эстония – в 2011 году.

Как можно увидеть, до сих пор не заключено соглашение с Азербайджаном, но со всеми остальными бывшими республиками СССР такие договоренности существуют.

С Белоруссией в 2006 году было подписано новое Соглашение по принципу пропорциональности – по нему для граждан обеих стран гарантируется выплата пенсии, заработанной в обеих странах, а за советский период пенсионные права рассчитываются, исходя из государства проживания.

Новое соглашение ЕАЭС

Поскольку действующие соглашения (за исключением Белоруссии) лишали граждан права на пенсию в случае работы после 2002 года в другом государстве, это было серьезной проблемой. И только в декабре 2019 года стало ясно, что проблема будет решена.

В Санкт-Петербурге было подписано соглашение между странами-членами Евразийского экономического союза, куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Это соглашение в течение 2020 года ратифицировали парламенты всех стран-участниц, и с января 2021 года оно вступило в силу.

Если говорить кратко, новое соглашение распространяет принцип пропорциональности на все страны ЕАЭС. По сути, теперь в любом государстве из этих пяти можно оформить пенсию, заработанную в любом другом государстве ЕАЭС, причем если стаж был в двух или более государствах, каждое будет платить свою долю пенсии.

Итак, общие черты нового соглашения таковы:

  • в России оно касается страховой пенсии (включая фиксированную выплату) и накопительной пенсии. Социальные пенсии в Соглашение не входят;
  • оформлять пенсию, заработанную в другой стране, можно в Пенсионном фонде России (и дата обращения в ПФР считается датой обращения в зарубежный фонд);
  • выдавать пенсию может как Пенсионный фонд страны проживания, так и страны, которая назначает эту пенсию;
  • иностранцы, за которых перечисляются страховые взносы, имеют равные права на пенсию с гражданами страны;
  • в России фиксированная выплата полагается только тем, кто проживает на территории РФ (то есть, за границей российская пенсия будет выплачиваться только за пенсионные баллы);
  • при назначении пенсии учитывается стаж в стране проживания, а если его недостаточно – то во всех остальных странах (но только если он не учитывается при назначении другой пенсии).

То есть, для оформления пенсии в другой стране не придется выезжать со своего места жительства – заявление можно подать в Пенсионный фонд по месту проживания. Но придется собирать справки о стаже из другой страны (в соответствии с законодательством страны проживания).

Однако касательно стажа и суммы пенсии есть достаточно много разных особенностей, которые нужно знать.

Особенности расчета стажа и суммы

Новое Соглашение частично решает этот вопрос. Так, пенсию будет начислять та страна, в которой получен стаж, причем по своим собственным правилам. То есть, если гражданин Белоруссии заработал пенсию и в России, и в Белоруссии, то получать ее он будет от обоих государств. Правда, фиксированную выплату (базовую часть, и т.д.) ему будет платить только та страна, где он живет.

Что касается стажа и пенсионных прав, то будут работать следующие положения:

  • если стажа для назначения пенсии в конкретной стране, то можно зачесть и стаж из других стран . Главное – чтобы те же периоды не учитывались при назначении пенсии в других странах;
  • при назначении российской пенсии будет учитываться стаж , полученный на территории СССР и РФ;
  • пенсионные баллы (коэффициенты) в России будут рассчитываться по существующим правилам. Но если их не будет хватать, пенсионеру начислят по 1 баллу за каждый год работы в любой из других 4 стран ЕАЭС. Причем рассчитываться они будут вплоть до месяцев (1/12 балла) и дней (1/360 балла);
  • льготный стаж , полученный в одной стране, в другой льготным не считается (но засчитывается в общий стаж);
  • чтобы оформить пенсию по законодательствую конкретной страны , нужно иметь в ней не менее 12 месяцев трудового стажа (кроме накопительных пенсий, пенсий по инвалидности и потере кормильца);
  • если для назначения пенсии по инвалидности нужно пройти освидетельствование, это можно сделать по месту жительства бесплатно, или даже заочно.

Правда, не все так идеально – каждая страна будет платить свою часть пенсии за стаж, сформированный после вступления в силу соглашения (то есть, с 2021 года). А за периоды до этого будут действовать прежние правила – в том числе соглашения СНГ и с другими странами.

Еще важный пункт – признание документов, необходимых для назначения пенсии. Так, Соглашение предполагает, что документы каждой из 5 стран будут признаваться в остальных странах без дополнительных процедур. Но при этом Пенсионный фонд конкретной страны может попросить заявителя предоставить нотариально заверенный перевод документов на государственный язык.

Таким образом, новое Соглашение позволяет решить проблему, когда иностранные работники делают страховые взносы, которые затем никак не влияют на их пенсии. Теперь, вероятно, у них будет больше стимулов к легальной работе – например, проработав в России год, такой иностранец сможет претендовать на какую-то часть российской пенсии.

Читайте также: