Входит ли армия в трудовой стаж для пенсии в беларуси

Обновлено: 16.05.2024

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на страховую пенсию по старости.

Гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года . Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия , учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательство м РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Гражданам, прибывшим из Республики Литва , принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006 года. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992 года, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства . Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства .

Минтруда: декрет и служба в армии влияют только на размер пенсии

TUT.BY выяснил у Минтруда, изменилась ли ситуация с подсчетом пенсионного стажа и узнал, как с этим обстоит дело у наших соседей.

Так выросший за последние 3 года в три раза минимальный стаж (с 5 до 15 лет) теперь составляет 15,5 лет и будет ежегодно увеличиваться до 2025 года на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет. Но в зачет пойдут только те годы, в течение которых ваш работодатель или вы сами уплачивали взносы в ФСЗН.

Как говорится в разъяснении Минтруда, в страховой стаж в Беларуси никогда не входили учеба в вузе, декрет или служба в армии. Все это учитывалось и учитывается только в трудовом стаже, необходимом для расчета конкретного размера пенсии, которую будет получать конкретный гражданин.

И право на трудовую пенсию предоставляется тем, кто в период работы или занятия иными видами деятельности уплачивали обязательные страховые взносы в фонд социальной защиты населения.

К примеру, белоруска 1961 года рождения, выходящая в этом году на пенсию, должна будет иметь минимальный страховой стаж в 15,5 лет. Если учесть, что, скорее всего, женщина начала работать в 20−22 года (в школе учились в то время 10 лет плюс 3-5 лет техникума-института), то к 55 годам она могла наработать 33-35 лет.

В России 1 день службы в армии засчитывается как 2 дня работы

В соседней России ситуация иная. Сходится у нас только пенсионный возраст (55 лет для женщин и 60 для мужчин), а минимальный страховой стаж там ниже — 15 лет. И в эти годы включают практически все: военную службу по призыву; декретный отпуск; уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом и (или) человеком в возрасте 80 лет и старше; период временной нетрудоспособности или получения пособия по безработице; участие в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

Поэтому россиянке можно отучиться в ВУЗе, два года отработать по распределению, воспитать 3-4 детей и поухаживать за инвалидом или старым родственником в течение примерно 8 лет. И в этом случае она уже будет иметь право на пенсию.

В Украине для получения пенсии надо отработать 25 лет мужчинам, и 20 лет женщинам

Украинское законодательство касательно минимального страхового стажа похоже на российское. Но украинский эксперт обращает внимание на то, что все не так просто, как кажется на первый взгляд.

По сути 15 лет стажа действуют лишь в особых случаях. Например, если человек выходит досрочно на пенсию или становится инвалидом. А вот при условии, что вы здоровый мужчина, который выходит на пенсию в 60 лет, вам придется отчитаться для полной пенсии за 25 лет работы.

Но у нашей южной соседки в минимальный стаж тоже включают декрет, службу в армии, учебу, уход за инвалидами и многое другое.

Таким образом, как ни крути, а в "социально-ориентированной" Беларуси созданы самые жесткие для человека условия для получения пенсии.

А если учесть, что в ближайшие годы власти намерены увеличить еще и пенсионный возраст, то для многих белорусов, особенно мужчин, уплата взносов в ФСЗН, а это треть зарплаты, теряет всякий смысл. Лучше потратить эти деньги, как говорят, здесь и сейча, поскольку до пенсии мало кто доживет.

Кстати, "Комсомольская правда в Беларуси" подсчитала, сколько лет нужно проработать официально с уплатой взносов в ФСЗН, чтобы получать полную пенсию:

15,5 года
Женщины - 1961 года рождения, мужчины - 1956 года рождения

16 лет
Женщины - 1962 года рождения, мужчины - 1957 года рождения

16,5 года
Женщины - 1963 года рождения, мужчины - 1958 года рождения

17 лет
Женщины - 1964 года рождения, мужчины - 1959 года рождения

17,5 года
Женщины - 1965 года рождения, мужчины - 1960 года рождения

18 лет
Женщины - 1966 года рождения, мужчины - 1961 года рождения

18,5 года
Женщины - 1967 года рождения, мужчины - 1962 года рождения

19 лет
Женщины - 1968 года рождения, мужчины - 1963 года рождения

19,5 года
Женщины - 1969 года рождения, мужчины - 1964 года рождения

20 лет
Женщины - 1970 года рождения и позже, мужчины - 1965 года рождения и позже

Если к моменту выхода на пенсию у вас нет такого стажа, то вы можете рассчитывать только на социальную пенсию (сейчас это 796 тысяч рублей - 50% от БПМ), но и такой подачки от властей женщинам придется ждать до 60 лет, мужчинам - до 65. Напомним, недавно власти увеличили на 5 лет пенсионный возраст для "тунеядцев".

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Как считается общий трудовой стаж работникам, которые служили в армии по призыву или по контракту, - один день службы за 2 рабочих дня? Как считается общий трудовой стаж для работников, которые принимали участие в боевых действиях в Чечне, - один к двум или одним к трем? Включается ли период службы в армии (как по контракту, так и по призыву) в страховой стаж для целей назначения пособия по временной нетрудоспособности?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Военная служба (как по контракту, так и по призыву) включается в страховой стаж для целей назначения пособия по временной нетрудоспособности.

Лицам, служившим в армии (как по контракту, так и по призыву), период службы засчитывается в страховом стаже день за день.

Страховой стаж заменил собой непрерывный трудовой стаж, применявшийся до 1 января 2007 года при определении размера пособий по временной нетрудоспособности.

День службы по контракту до 1 января 2007 г. засчитывается и в страховой стаж, и в непрерывный трудовой стаж как один день.

День службы по призыву до 1 января 2007 г. засчитывается в страховой стаж как один день, а в непрерывный трудовой стаж - как два дня. Если непрерывный стаж до 1 января 2007 г. больше страхового, именно он учитывается при определении размера пособия.

Периоды прохождения военной службы работниками, которые принимали участие в боевых действиях в Чечне, засчитываются в страховой стаж по общим правилам.

Обоснование вывода:

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила). Поскольку специальных правил учета в страховом стаже нестраховых периодов не установлено, то такие периоды засчитываются в страховой стаж в общем порядке: один день службы учитывается как один день страхового стажа.

Следовательно, периоды военной службы (и по призыву, и по контракту) засчитываются в страховой стаж по общим правилам: один день службы как один день страхового стажа.

Однако следует иметь в виду, что страховой стаж заменил собой непрерывный трудовой стаж, применявшийся до 1 января 2007 года при определении размера пособий по временной нетрудоспособности. Как следует из ч. 2 ст. 17 Закона N 255-ФЗ, работодателю необходимо сравнить страховой стаж работника за период до 1 января 2007 года, исчисленный в соответствии с Законом N 255-ФЗ, с непрерывным трудовым стажем работника, исчисленным за тот же период в соответствии с действовавшими ранее нормативными правовыми актами. Если продолжительность страхового стажа окажется меньше продолжительности непрерывного трудового стажа, то за период до 1 января 2007 года учитывается непрерывный трудовой стаж.

До 1 января 2007 г. непрерывный трудовой стаж работника определялся по Правилам исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 N 252. Согласно п. 8 этого документа служба в составе Вооруженных Сил СССР, а также служба в составе Министерства внутренних дел СССР засчитывалась в непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу не превысил трех месяцев.

При этом в непрерывный трудовой стаж, исчисляемый за период до 1 января 2007 г., военная служба засчитывается по правилам, установленным п. 3 ст. 10 и п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Так, время прохождения гражданами военной службы по правилам, установленным этими нормами, засчитывалось в непрерывный трудовой стаж, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превышал одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляла 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва. При этом один день военной службы по контракту засчитывался в стаж как один день работы, а один день военной службы по призыву - за два дня работы. Аналогичные разъяснения содержатся в п. 11 письма ФСС РФ от 25.10.2002 N 02-18/05-7418.

Таким образом, необходимо посчитать страховой стаж работника за период до 1 января 2007 г. и непрерывный трудовой стаж до 1 января 2007 г. Большую величину принимаем за страховой стаж. К результату надо прибавить все периоды, включаемые в страховой стаж после 1 января 2007 г. (военная служба, которая имела место после 1 января 2007 г., засчитывается в общем порядке). Получившийся результат и есть страховой стаж работника для целей оплаты листка нетрудоспособности.

Однако аналогичного правила для целей исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, а также страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности законодательство не содержит. Поэтому полагаем, что периоды прохождения военной службы работниками, которые принимали участие в боевых действиях в Чечне, засчитываются в страховой стаж по общим правилам.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

22 августа 2016 г.

*(1) Смотрите также ответ специалиста регионального отделения ФСС (Вопрос: Нужно ли включать в страховой стаж периоды службы в вооруженных силах и органах МВД (служба до и после 01.01.2007)? Как определить нестраховые периоды страхового стажа? ("Отдел кадров коммерческой организации", N 9, сентябрь 2014 г.)).


Фото: Сергей Сацюк / БелаПАН

Обязательные страховые взносы в бюджет ФСЗН за военнослужащих уплачиваются за счет средств республиканского бюджета в размере 29% их денежного довольствия в порядке и сроки, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, организациями, в которых они обеспечивались указанным довольствием.

В стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН для назначения трудовых пенсий включается фак­тическая продолжительность периодов срочной военной службы, за которые производилась уплата обязательных страховых взносов согласно законодательству о государственном социальном страховании. При этом в качестве фактического заработка для исчисления пенсии в расчет принимается 40% средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы прохождения срочной военной службы.

Организация платежей в ФСЗН

Согласно изменениям в Положении об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утв. Указом Президента от 16.01.2009 № 40:

1) плательщиками в бюджет Фонда являются также организации, в которых обеспечивались денежным довольствием военнослужащие срочной военной службы (далее – организации, обеспечивавшие денежным довольствием) (дополнение в ч. 1 п. 1 1 );

2) постановка на учет в органах Фонда в качестве плательщиков ор­ганизаций, обеспечивавших денежным довольствием, осуществляется по месту их нахождения со дня подачи ими заявления о постановке на учет в органы Фонда с приложением необходимых документов (дополнение в ч. 4 п. 2);

3) организации, обеспечивавшие денежным довольствием, уплачивают обязательные страховые взносы в установленном размере за лиц, проходящих срочную военную слу­ж­бу, после их увольнения. Указанные взносы уплачиваются ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Периоды срочной военной службы и суммы обязательных страховых взносов за эти периоды отражаются в документах персонифицированного учета, представляемых организациями, обеспечивавшими денежным довольствием, в порядке и сроки, предусмотренные законодательст­вом (п. 9 1 ).

Сохранение места в общежитии

Кроме того, согласно Указу № 48 за членами семей военнослужащих, проходящих срочную военную слу­жбу, сохраняется право пользования жилыми помещениями государст­венного жилищного фонда в общежитиях, предоставленными этим военнослужащим в связи с трудовыми (служебными) отношениями, на весь период срочной военной службы.

Получение профессии

Граждане, прошедшие срочную военную службу, службу в резерве, в год увольнения либо в год, следующий за годом увольнения со службы в запас, имеют право на обучение по программе подготовки лиц к поступлению в учреждения образования РБ за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

Условия для начала обучения на факультетах довузовской подготовки, подготовительных отделениях, подготовительных курсах в госучреждениях среднего специального и высшего образования:

наличие рекомендации воинских частей, органов пограничной службы на обучение в учреждениях образования;

– средний балл в документе об образовании не ниже 6.

Первоочередное распределение

Граждане, прошедшие срочную военную службу, службу в резерве, имеющие рекомендации воинских частей, органов пограничной слу­жбы на обучение в учреждениях образования, достигшие высоких результатов в учебе, высоких показателей в общественной работе, а также лица из числа указанных граждан, осваивающие содержание образовательной программы высшего образования и достигшие высоких показателей в научно-исследовательской деятельности, имеют право на первоочередное распределение после окон­чания госучреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Результаты в учебе, показатели в общественной работе и науч­но-исследовательской деятельности, требуемые для реализации права на первоочередное распределение, оп­ре­деляются Правительством.

Нормы об обучении на подготовительных факультетах и первоочередном распределении вступят в силу в мае 2020 г.

Положения о социальном страховании и сохранении мест в общежитиях – с 13 февраля 2020 г.

Причем все нормы о социальном страховании распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2020 г.

Обратите внимание: период сроч­ной военной службы и до принятия Указа № 48 включался в общий стаж работы и учитывался при исчислении размера пенсии. Теперь период срочной военной службы будет включаться еще и в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии.

Читайте также: