Понятие организационной работы суда по подготовке к рассмотрению и рассмотрению судебных дел

Обновлено: 16.05.2024

Председатель федерального суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет государственно-властные полномочия по управлению судом как государственным учреждением:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль их выполнения;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда (п. 1 ст. 6.2 ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации").

Объем полномочий председателя суда по организации работы суда определяется местом суда в судебной системе РФ. Полномочия председателя районного суда по организации работы суда закреплены в ст. 35, председателя верховного суда республики, краевого, областного и им равного суда - в ст. 29 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; полномочия председателя арбитражного суда округа - в ст. 32, председателя арбитражного апелляционного суда - в ст. 33.9, председателя арбитражного суда субъекта РФ - в ст. 42 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; полномочия председателя окружного (флотского) военного суда - в ст. 19, а председателя гарнизонного военного суда - в ст. 24 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". Полномочия Председателя Верховного Суда РФ по организации работы Верховного Суда РФ и судебной системы в целом определены в ст. 12 ФКЗ "О Верховном Суде РФ".

Организация работы суда - комплекс управленческих действий, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами, которые председатель суда предпринимает в целях создания оптимальных условий для работы судей и аппарата суда для осуществления полного и независимого правосудия в разумные сроки, исполнения судебных решений, противодействия коррупции в коллективе суда и обеспечения безопасности суда.

В соответствии с п. п. 2 - 4 ст. 6.2 ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации" председатель суда:

- определяет структуру аппарата суда и режим работы его подразделений;

- устанавливает правила внутреннего распорядка суда;

- утверждает должностные регламенты и инструкции работников аппарата суда;

- распределяет обязанности между заместителями председателя и судьями;

- осуществляет подбор и расстановку кадров суда и общее руководство аппаратом суда;

- осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей, за своевременным их рассмотрением, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве;

- принимает управленческие решения (приказы, распоряжения, инструкции);

- организует и осуществляет контроль и проверку исполнения планов и должностных обязанностей работниками суда;

- обеспечивает систематическое повышение профессиональной подготовки и аттестацию государственных гражданских служащих для определения уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой государственной должности государственной службы;

- организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб.

В целях совершенствования деятельности суда председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики. Может вносить представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений; организует работу по обеспечению судей и работников аппарата суда правовой информацией.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.

Организацию работы в судебных коллегиях осуществляют председатели этих коллегий. Они образуют судебные составы для рассмотрения дел, распределяют дела между судьями, осуществляют контроль за движением дел, находящихся в производстве судей, и своевременными сроками их рассмотрения. Судьи, осуществляющие апелляционное рассмотрение дел, как правило, закрепляются за определенными районными судами. Это позволяет глубже вникать в деятельность нижестоящего суда, выявлять общие ошибки и нарушения закона, способствовать их быстрейшему устранению.

Организация работы суда осуществляется с учетом штатного расписания суда.

Штатное расписание - документ, описывающий структуру федерального суда, включающий перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячного денежного поощрения, надбавок.

Ежегодно председатель суда утверждает штатное расписание своим приказом по согласованию с Судебным департаментом в соответствии с установленной приказом Судебного департамента штатной численностью и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.

В штатном расписании суда указываются количество штатных единиц суда, из них количество единиц судей (председатель суда, заместители председателя суда, председатели судебных коллегий, председатели судебных составов, судьи), их должности и квалификационные классы, должностные оклады судей, оклады за квалификационные классы, ежемесячные денежные поощрения, доплаты за выслугу лет, определяются структурные подразделения суда с указанием наименований должностей (специальностей, профессий) в этих подразделениях и их количества, классные чины работников аппарата суда, размеры их должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячного денежного поощрения, надбавок (табл. 4).

Утвержден
приказом исполняющего обязанности начальника Главного управления
юстиции Челябинской области
от 25 декабря 2017г. № 228 - о

ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ
государственного гражданского служащего Челябинской области
(секретаря судебного заседания)
(в редакции приказа исполняющего обязанности начальника Главного управления юстиции Челябинской области от 20 сентября 2018 г. № 91 - о)

Должностной регламент содержит индивидуальный правовой статус – юридическое описание должности государственной гражданской службы Челябинской области (далее – должности гражданской службы) – секретарь судебного заседания.

I. Описание должности государственной гражданской службы
Челябинской области (паспорт должности)

Местодолжности в структуре государственного органа Челябинской области (полное наименование государственного органа Челябинской области, его структурное подразделение, подчиненность):
- Главное управление юстиции Челябинской области (далее – Главное управление);
- аппарат мировых судей Челябинской области.
2. Секретарь судебного заседания назначается на должность государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) и освобождается от должности приказом начальника Главного управления юстиции Челябинской области (далее – начальник Главного управления).
Секретарь судебного заседания в своей работе непосредственно подчиняется помощнику мирового судьи, мировому судье, начальнику Главного управления.
3. В случае временного отсутствия секретаря судебного заседания (отпуск, временная нетрудоспособность, длительная командировка и т.д.) его обязанности распределяются мировым судьей между работниками аппарата.
Секретарь судебного заседания исполняет обязанности временно отсутствующего работника аппарата мирового судьи (отпуск, временная нетрудоспособность, длительная командировка и т.д.), согласно распределению обязанностей мировым судьей.


II. Квалификационные требования по должности гражданской службы

III. Должностные обязанностигражданского служащего

8. Секретарь судебного заседания для решения стоящих перед ним задач:
1) Осуществляет вызов участников процесса и свидетелей.
2) Подготавливает и вывешивает список дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, а также размещает его на официальном сайте мирового судьи.
3) Проверяет явку лиц, вызванных в судебное заседание, и делает отметки в повестках о времени их нахождения в процессе.
4) Ведет протоколы судебных заседаний и по распоряжению мирового судьи знакомит с ними участников процесса.
5) Оформляет гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях до и после их рассмотрения.
6) Осуществляет контроль за ознакомлением с материалами дела участников процесса.
7) Оформляет запросы об обстоятельствах, послуживших основанием для приостановления производства по делу.
8) Контролирует исполнение постановлений мирового судьи по приостановленным производством делам.
9) Осуществляет учет и контроль за исполнением судебных поручений, направленных в другие суды или поступивших из других судов, в том числе связанных с исполнением обязательств по международным соглашениям.
10) Оформляет исполнительные листы, осуществляет регистрацию и учет исполнительных документов, переданных на исполнение судебным приставам-исполнителям.
11) Оформляет и направляет документы по обращению к исполнению приговоров, решений, судебных приказов, определений, постановлений мирового судьи.
12) Осуществляет ведение судебного делопроизводства, в том числе использованием специализированного программного обеспечения по судебному делопроизводству.
13) Обеспечивает сохранность судебных дел и документов, создает и выполняет необходимый режим хранения.
14) Выполняет другую работу по поручению мирового судьи, начальника Главного управления, его заместителей, руководителей структурных подразделений Главного управления, помощника мирового судьи.

IV. Права гражданского служащего

10. В целях обеспечения исполнения функций гражданский служащий имеет право:
1) вносить предложения по организации работы аппарата мирового судьи и ее совершенствованию в Главное управление, мировому судье.
2) иные полномочия в соответствии со своей компетенцией и действующим законодательством.

V. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или
обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения,
участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов
и (или) проектов управленческих и иных решений

11. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе самостоятельно принимать управленческие и иные решения в соответствии с должностными обязанностями:
1) определения структуры проектов документов, разрабатываемых в рамках исполнения должностных обязанностей;
2) способа запроса, в пределах своей компетенции, информации, необходимой для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
3) формирования необходимой базы данных в пределах установленной отчетности и планирования деятельности судебного участка.

12. Секретарь судебного заседания обязан самостоятельно принимать решения по вопросам:
1) изучения действующего антикоррупционного федерального и регионального законодательства, законодательства о государственной гражданской службе, а также судебной практики;
2) изучения переданных ему на исполнение документов в целях эффективного исполнения поручения в установленные сроки;
3) взаимодействия с гражданскими служащими Челябинской области, гражданами и представителями организаций в пределах исполнения должностных обязанностей.

VI. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений.

13. В соответствии со своими должностными обязанностями секретарь судебного заседания принимает решения в сроки, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в соответствии с Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Челябинской области, Инструкцией по делопроизводству, а также в сроки, установленные начальником Главного управления, заместителями начальника Главного управления, мировым судьей.

VII. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и
организациям в соответствии с административными регламентами

14. Секретарь судебного заседания не принимает участия в предоставлении государственных услуг.


VIII. Порядок служебного взаимодействиягражданского служащего

IX. Показатели эффективности и результативности
профессиональной служебной деятельности гражданского служащего

16. Эффективность профессиональной служебной деятельности секретаря судебного заседания оценивается по следующим показателям:
- выполненному объему работы и интенсивности труда, способности сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдению служебной дисциплины;
- соблюдению сроков подготовки отчетов;
- своевременности и оперативности выполнения поручений;
- качеству выполненной работы (подготовке документов в соответствии с установленными требованиями, полному и логичному изложению материала, юридически грамотному составлению документа, отсутствию стилистических и грамматических ошибок);
- профессиональной компетентности (знанию законодательных, нормативных правовых актов, широте профессионального кругозора, умению работать с документами);
- способности четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умению рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;
- творческому подходу к решению поставленных задач, активности и инициативе в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способности быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям;
- осознанию ответственности за последствия своих действий.

X. Ответственность гражданского служащего за неисполнение
(ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей

Читайте также: