В унитарном муниципальном предприятии имущество распределено между работниками предприятия

Обновлено: 18.05.2024

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Комментарии к ст. 113 ГК РФ

1. Среди коммерческих организаций только государственные и муниципальные организации являются унитарными. Их имущество не делится на доли (паи), а единым и единственным учредителем и собственником их имущества является публичное образование: Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Правовое положение унитарных предприятий определяется ГК, ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а также актами органов исполнительной власти, в частности Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. N 104 "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ", Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий", Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".

Относительно необходимости сохранения унитарных предприятий - несобственников в условиях рыночной экономики высказываются различные точки зрения. В Концепции развития гражданского законодательства (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.) возобладала позиция о необходимости постепенного отказа от унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Одновременно с этим для выполнения особых государственных задач предполагается сохранить казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления. В 2014 г. была принята Государственная программа Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 327. Программой предусмотрено сохранение на федеральном уровне к 2019 г. только государственных учреждений и казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления.

2. Согласно абз. 2 п. 1 комментируемой статьи унитарное казенное предприятие (казенное предприятие) создается в случаях и порядке, предусмотренных законом. Исчерпывающий перечень случаев, в которых допускается создание казенных предприятий, предусмотрен ст. 8 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи имущество унитарного предприятия закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Оба права относятся к ограниченным вещным правам (гл. 19 ГК). Несмотря на некоторое различие круга субъектов (субъект права хозяйственного ведения - только унитарное предприятие, субъекты права оперативного управления - казенные предприятия и учреждения, в том числе частные), объема их правомочий относительно закрепленного за ними имущества (обладатель права хозяйственного ведения имеет большую свободу распоряжения имуществом и большую автономию от собственника этого имущества), данные права имеют единую правовую природу. Основная цель установления этих прав - использование государственного и муниципального имущества в хозяйственной деятельности для решения задач указанных публичных образований без передачи этого имущества в собственность учреждаемым организациям. В Концепции развития гражданского законодательства указывается на необходимость устранить существующий в законодательстве дуализм прав юридических лиц на управление имуществом, оставив только одно право - право оперативного управления, которое должно основываться только на государственной и муниципальной собственности. Право оперативного управления - правовая конструкция, которая позволяет устанавливать разный объем ограничений правомочия распоряжения для разных категорий субъектов.

4. Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Уставы унитарных предприятий утверждаются уполномоченными государственными органами РФ, государственными органами субъектов РФ или органами местного самоуправления. Требования к содержанию устава определены в п. 3 ст. 9 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Устав унитарного предприятия должен содержать: полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия; указание на место нахождения унитарного предприятия; цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия; сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия; наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор); порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов; иные предусмотренные законом сведения. Например, сведения о сроке, на который создано предприятие, если оно создается на определенный срок, о филиалах и представительствах, если таковые создаются. Устав предприятия на праве хозяйственного ведения также должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли. В уставе казенного предприятия указываются сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия. В целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики и усиления контроля за использованием федерального имущества Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 25 августа 2005 г. N 205 утвержден Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

5. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также может иметь наименование на языках народов РФ и (или) иностранном языке. Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование, а наименование казенного также указание "казенное". Например, "федеральное казенное предприятие".

6. Согласно п. 5 комментируемой статьи органом унитарного предприятия является руководитель - физическое лицо, которое в соответствии с нормативными правовыми актами, уставом унитарного предприятия и локальными нормативными актами осуществляет управление этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Руководитель унитарного предприятия несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, уставом и заключенным с ним трудовым договором. Учитывая специфичные полномочия собственников имущества унитарного предприятия, закон устанавливает особый порядок получения должности руководителя предприятия - назначение. Назначение руководителей федеральных унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий"). В целях избрания кандидатуры на должность руководителя федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять права собственника федерального государственного унитарного предприятия, образует комиссию по проведению конкурса и утверждает состав, сроки и порядок ее работы; публикует информацию о проведении конкурса; принимает заявки от претендентов и ведет их учет; проверяет правильность их оформления и прилагаемых к ним документов; передает в комиссию поступившие заявки; утверждает перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов. Руководитель унитарного предприятия должен соблюдать ряд требований (запретов), установленных п. 2 ст. 21 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Законом также предусмотрена аттестация руководителей унитарных предприятий, т.е. оценка квалификации руководителя на соответствие занимаемой должности. Аттестация руководителей унитарных предприятий, как правило, проводится один раз в три года. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику унитарного предприятия. Для федеральных предприятий порядок предоставления отчетности руководителей установлен Постановлением Правительства РФ от 4 октября 1999 г. N 1116 "Об утверждении Порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ".

7. В п. 6 воспроизводится общее правило, вытекающее из автономности организации и ее учредителей как субъектов гражданского оборота, - они не несут ответственность по обязательствам друг друга, если иное не предусмотрено законом. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Исключением из правила об отсутствии ответственности собственника по долгам учрежденного им предприятия является возложение на собственника имущества казенного предприятия субсидиарной ответственности по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

8. Пунктом 7 предусмотрено принятие специального закона об унитарных предприятиях. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" был принят 14 ноября 2002 г.

9. В п. 8 комментируемой статьи установлено, что правила реорганизации унитарных предприятий должны определяться ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а также законами о приватизации (ФЗ от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества"). В соответствии со ст. 29 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК. В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда, например, в случае систематического осуществления монополистической деятельности принудительная реорганизация может быть осуществлена на основании решения суда. Требование о принудительной реорганизации предъявляется антимонопольным органом. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику. Если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия. Невозможность реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения с участием разных публичных собственников обусловлена закрепленной в п. 4 ст. 2 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" нормой, устанавливающей запрет создания унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальных образований. Не признается реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества. Унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию. Преобразование унитарного предприятия может происходить в рамках приватизации государственного и муниципального имущества в соответствии с ФЗ от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества". Хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом.

Задайте вопрос юристу:

Участие унитарных предприятий в гражданском обороте порождает немало проблем как практического, так и теоретического характера вследствие того, что данные субъекты не являются собственниками принадлежащего им имущества. В правовой и экономической литературе длительное время ведутся научные споры относительно целесообразности и обоснованности существования такой организационно-правовой конструкции, как унитарное предприятие.
По мнению В.А. Дроздовцева, унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (которое представляет собой попытку совместить не совместимое, т.е. сочетать несколько либерализованную командно-административную систему с рыночной экономикой), являются неэффективными в хозяйственной деятельности и их следует реорганизовать в акционерные общества, где единственным акционером будет государство.
Таким образом, происходит переход вещного права в обязательственное, а предприятие, став акционерным обществом, функционирует в экономике страны на тех же основаниях, что и остальные юридические лица.
Е.А. Суханов считает, что на современном этапе развития России, сохранение правосубъектности за предприятием, являющимся производственно-техническим комплексом, архаично и подходит только для плановой экономики, которая показала свою полную непригодность в условиях рыночного хозяйствования11. Однако существование таких субъектов можно считать неизбежным следствием переходного характера отечественного хозяйства. В дальнейшем следует сохранить лишь федеральные казенные предприятия.
Аналогичное положение содержится в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, где говорится о бесперспективности данной организационно-правовой формы юридического лица, необходимости ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций и допускается сохранение лишь федеральных казенных предприятий, исходя из реальных государственных потребностей для некоторых особо важных сфер экономики.
Противоположной Е.А. Суханову точки зрения придерживается Ю.К. Толстой, считающий, что организационно-правовая форма унитарного предприятия достаточно приспособлена для рыночной экономики и необходимо данный правовой режим распространить и на предприятия частных собственников.
Н.А. Модин предлагает передавать предприятие, как имущественный комплекс муниципальной собственности, в доверительное управление органу местного самоуправления. Такая правовая конструкция вызывает сомнение. Каким образом уполномоченному органу, осуществляющему контроль за законным функционированием муниципальной собственности, может быть передано еще и право доверительного управления той же самой собственности. Помимо этого, необходимо учитывать, что имущество может быть передано только на конкурсной основе и только самому эффективному управляющему. Непонятно, каким образом орган местного самоуправления сможет участвовать на равных с иными претендентами в торгах, если учесть что по своей сути торги являются основным инструментом, позволяющим обойти частный интерес конкретного лица, действующего от имени организатора торгов, с целью получения контрагента наиболее выгодного для муниципального образования. Для этого, как минимум, что надо сделать муниципальному образованию – это принять на работу лучших специалистов региона по многочисленным производственным направлениям: экономике, ЖКХ, строительстве, транспорте и т.д., что несомненно, априори утопично. Однако мы согласны с Н.А. Модиным, как и с академиком В.В. Лаптевым в том, что нельзя считать правильным признание предприятия и субъектом и объектом права.
В связи с этим встает вопрос относительно самостоятельности унитарного предприятия в предпринимательской деятельности. С одной стороны, Закон об унитарных предприятиях устанавливает статус муниципального унитарного предприятия как коммерческой организации, которая преследует такую основную цель как систематическое извлечение прибыли (ст. 2 ГК РФ), с другой – не наделяет ее правом собственности и обязывает нести социальное бремя (если отбросить основания и условия создания государственных унитарных предприятий, то для муниципальных, Закон об унитарных предприятиях оставил только социально необходимую и/или дотационную деятельность).
Данная амбивалентность сопоставима с контроверзой внутри одного тезиса. Достаточно трудно такое противоречие считать основой всякого поступательного движения – не происходит уничтожение старого качественно новым, т.к. замена названия организационно-правовой формы не изменяет сущности подчинения унитарного предприятия публичной власти. Как итог – цикличность развития общественных отношений и их регулирование носит явно не поступательно-позитивный характер. В отличие от свободной предпринимательской деятельности, присущей коммерческой организации, мы сталкиваемся с субъектом, который не только не может самостоятельно выбрать вид деятельности, но и пути решения поставленных перед ним муниципальным образованием задач, т.к. они контролируются уполномоченным муниципальным органом. Помимо этого, распределение прибыли также зависит от публичного собственника, что приводит к отсутствию мотивации в получении высоких экономических результатов и соответственно к ограниченным возможностям при ремонте оборудования и модернизации производства.
Как показала объективная экономическая действительность, унитарные предприятия не способны в обычных условиях конкурировать с остальными коммерческими организациями, т.е. они как являлись аутсайдерами в рыночных отношениях, так ими и останутся. Даже вливание в них значительных бюджетных средств не приведет к качественным изменениям. Соответственно, для решения создавшейся проблемы необходим иной подход, гарантирующий эффективное функционирование публичной собственности.
Основными факторами, тормозящими механизм нормального участия унитарных предприятий в гражданском обороте и соответственно приводящими к их неконкурентоспособности, являются: обязательное сохранение публичного имущества; социальная направленность; ограниченное право распоряжения переданным имуществом; отсутствие заинтересованности в результате (имеется в виду заинтересованность, сопоставимая с заинтересованностью собственника).
Что касается предложения акционировать унитарные предприятия, то автор не может его считать правильным, т.к. это ведет к отчуждению публичного имущества, что изначально воспринимается неприемлемым.
Существует другая возможность активного использования публичного имущества. Признать предприятие не субъектом права, а только объектом, т.е. совокупностью имущества и имущественных прав и передать его в доверительное управление профессиональным участникам рынка. В этом случае имущество остается у публичного собственника и переходит в управление к заинтересованным, эффективно работающим не рынке юридическим лицам. При этом сохраняется возможность в любой момент поменять управляющего, не отвечающего необходимым требованиям.
Если же государство заинтересовано в сохранении такой структуры, как унитарное предприятие, необходимо обеспечить для него заведомо лучшие условия на рынке, по отношению к частным юридическим лицам. Наилучший вариант – установить монополию на вид деятельности, которым занимается унитарное предприятие, что позволит защитить публичные интересы. Если говорить о муниципальных унитарных предприятиях, то для них необходимо освободить те сегменты рынка, куда не будут допускаться частные предприниматели (например, жилищное строительство, пассажирские перевозки, дорожное строительство и т.д.).

Доцент кафедры Юриспруденции Московской Гуманитарно-Технической Академии,
кандидат юридических наук, адвокат,
Глинка Владлен Игоревич

Время работы адвоката

Да хранит Вас Бог!






Управлять при помощи законов легче всего тогда, когда следствием их несоблюдения являются угрызения совести. В. Швебель

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Комментарии к ст. 113 ГК РФ

1. Среди коммерческих организаций только государственные и муниципальные организации являются унитарными. Их имущество не делится на доли (паи), а единым и единственным учредителем и собственником их имущества является публичное образование: Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Правовое положение унитарных предприятий определяется ГК, ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а также актами органов исполнительной власти, в частности Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. N 104 "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ", Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий", Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".

Относительно необходимости сохранения унитарных предприятий - несобственников в условиях рыночной экономики высказываются различные точки зрения. В Концепции развития гражданского законодательства (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.) возобладала позиция о необходимости постепенного отказа от унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Одновременно с этим для выполнения особых государственных задач предполагается сохранить казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления. В 2014 г. была принята Государственная программа Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 327. Программой предусмотрено сохранение на федеральном уровне к 2019 г. только государственных учреждений и казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления.

2. Согласно абз. 2 п. 1 комментируемой статьи унитарное казенное предприятие (казенное предприятие) создается в случаях и порядке, предусмотренных законом. Исчерпывающий перечень случаев, в которых допускается создание казенных предприятий, предусмотрен ст. 8 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи имущество унитарного предприятия закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Оба права относятся к ограниченным вещным правам (гл. 19 ГК). Несмотря на некоторое различие круга субъектов (субъект права хозяйственного ведения - только унитарное предприятие, субъекты права оперативного управления - казенные предприятия и учреждения, в том числе частные), объема их правомочий относительно закрепленного за ними имущества (обладатель права хозяйственного ведения имеет большую свободу распоряжения имуществом и большую автономию от собственника этого имущества), данные права имеют единую правовую природу. Основная цель установления этих прав - использование государственного и муниципального имущества в хозяйственной деятельности для решения задач указанных публичных образований без передачи этого имущества в собственность учреждаемым организациям. В Концепции развития гражданского законодательства указывается на необходимость устранить существующий в законодательстве дуализм прав юридических лиц на управление имуществом, оставив только одно право - право оперативного управления, которое должно основываться только на государственной и муниципальной собственности. Право оперативного управления - правовая конструкция, которая позволяет устанавливать разный объем ограничений правомочия распоряжения для разных категорий субъектов.

4. Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Уставы унитарных предприятий утверждаются уполномоченными государственными органами РФ, государственными органами субъектов РФ или органами местного самоуправления. Требования к содержанию устава определены в п. 3 ст. 9 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Устав унитарного предприятия должен содержать: полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия; указание на место нахождения унитарного предприятия; цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия; сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия; наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор); порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов; иные предусмотренные законом сведения. Например, сведения о сроке, на который создано предприятие, если оно создается на определенный срок, о филиалах и представительствах, если таковые создаются. Устав предприятия на праве хозяйственного ведения также должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли. В уставе казенного предприятия указываются сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия. В целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики и усиления контроля за использованием федерального имущества Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 25 августа 2005 г. N 205 утвержден Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

5. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также может иметь наименование на языках народов РФ и (или) иностранном языке. Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование, а наименование казенного также указание "казенное". Например, "федеральное казенное предприятие".

6. Согласно п. 5 комментируемой статьи органом унитарного предприятия является руководитель - физическое лицо, которое в соответствии с нормативными правовыми актами, уставом унитарного предприятия и локальными нормативными актами осуществляет управление этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Руководитель унитарного предприятия несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, уставом и заключенным с ним трудовым договором. Учитывая специфичные полномочия собственников имущества унитарного предприятия, закон устанавливает особый порядок получения должности руководителя предприятия - назначение. Назначение руководителей федеральных унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий"). В целях избрания кандидатуры на должность руководителя федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять права собственника федерального государственного унитарного предприятия, образует комиссию по проведению конкурса и утверждает состав, сроки и порядок ее работы; публикует информацию о проведении конкурса; принимает заявки от претендентов и ведет их учет; проверяет правильность их оформления и прилагаемых к ним документов; передает в комиссию поступившие заявки; утверждает перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов. Руководитель унитарного предприятия должен соблюдать ряд требований (запретов), установленных п. 2 ст. 21 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Законом также предусмотрена аттестация руководителей унитарных предприятий, т.е. оценка квалификации руководителя на соответствие занимаемой должности. Аттестация руководителей унитарных предприятий, как правило, проводится один раз в три года. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику унитарного предприятия. Для федеральных предприятий порядок предоставления отчетности руководителей установлен Постановлением Правительства РФ от 4 октября 1999 г. N 1116 "Об утверждении Порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ".

7. В п. 6 воспроизводится общее правило, вытекающее из автономности организации и ее учредителей как субъектов гражданского оборота, - они не несут ответственность по обязательствам друг друга, если иное не предусмотрено законом. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Исключением из правила об отсутствии ответственности собственника по долгам учрежденного им предприятия является возложение на собственника имущества казенного предприятия субсидиарной ответственности по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

8. Пунктом 7 предусмотрено принятие специального закона об унитарных предприятиях. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" был принят 14 ноября 2002 г.

9. В п. 8 комментируемой статьи установлено, что правила реорганизации унитарных предприятий должны определяться ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а также законами о приватизации (ФЗ от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества"). В соответствии со ст. 29 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК. В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда, например, в случае систематического осуществления монополистической деятельности принудительная реорганизация может быть осуществлена на основании решения суда. Требование о принудительной реорганизации предъявляется антимонопольным органом. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику. Если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия. Невозможность реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения с участием разных публичных собственников обусловлена закрепленной в п. 4 ст. 2 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" нормой, устанавливающей запрет создания унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальных образований. Не признается реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества. Унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию. Преобразование унитарного предприятия может происходить в рамках приватизации государственного и муниципального имущества в соответствии с ФЗ от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества". Хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом.

Задайте вопрос юристу:

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие). Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ) и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. Правовое положение унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125 ГК РФ) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Порядок формирования уставного фонда унитарного предприятия устанавливается законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда унитарное предприятие обязано уведомить об этом в письменной форме своих кредиторов. Кредитор унитарного предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Читайте также: