В случае если иностранный работник нарушил условия трудового договора

Обновлено: 09.05.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Трудовой договор, заключаемый между работником и работодателем, – двусторонний документ. Это означает, что ответственность за нарушение его положений может наступить как для работника, так и для работодателя. На страже интересов работника в первую очередь стоит Роструд. Однако и у работодателя достаточно правовых оснований отстоять свои интересы, если трудовой договор нарушен другой стороной.

Вопрос: Бывший работник организации в нарушение заключенного с ней при приеме на работу соглашения о конфиденциальности после прекращения трудового договора увел у организации клиента, предложив ему более выгодные условия сотрудничества. Клиент расторг с организацией договор. Можно ли привлечь к ответственности бывшего работника? Если да, то какие для этого существуют способы?
Посмотреть ответ

Нарушения договора со стороны работника

Работник, нарушающий трудовой договор, в определенных случаях рискует сразу лишиться рабочего места. Разберем их в первую очередь.

Вопрос: Является ли невыплата премии нарушением трудового законодательства, если в трудовом договоре указано, что заработная плата состоит из должностного оклада и премии?
Посмотреть ответ

Могут ли уволить сразу?

В ст. 81 ТК РФ п. 6 содержится перечень нарушений, за которые ответственность может наступить сразу. Администрация может прекратить трудовые отношения с сотрудником, не дожидаясь, когда он нарушит трудовой договор еще раз:

    Разглашение тайны, связанной с выполнением трудовых обязанностей. Здесь речь идет не только о коммерческой, служебной тайне, но и о разглашении персональных данных третьим лицам. Факт разглашения должен быть документально подтвержден объяснительными, докладными записками других сотрудников, данными видеонаблюдения и другими легитимными сведениями. Кроме того, необходимо объяснение самого нарушителя или соответствующий акт при отказе его предоставить.

Обратите внимание! Если работник допустил нарушение правил работы с секретными сведениями, но они не стали достоянием третьих лиц, его увольнение будет незаконным. В то же время применение других, менее суровых дисциплинарных взысканий допустимо.

Вопрос: Можно ли признать для целей налога на прибыль расходы на оплату труда, если не соблюдена письменная форма трудового договора (п. 1 ст. 252, ст. 255 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Здесь важно установить:

  • реальную вину работника в нарушениях;
  • реальные тяжкие последствия либо их угрозу;
  • связь действий с последствиями.

Вина устанавливается на предприятии согласно особому порядку (ст. 227 ТК РФ и далее) спецкомиссией, работником службы ОТ в ее составе.

Кроме этого, увольнение может последовать в таких случаях:

  1. Подлог документов. Если с целью обмана гражданин предоставил подложный диплом, трудовую книжку, другие документы при оформлении на работу, он может быть уволен без предоставления другой работы (п. 11).
  2. Работник не исполняет без уважительных причин свои обязанности по трудовому договору, неоднократно замечен в халатности и уже имеет дисциплинарное взыскание (п. 5).
  3. Несоответствие должности, квалификации (п. 3).

Особые основания

Далее п.п. 7-10 той же статьи содержат ряд дополнительных серьезных оснований, по которым трудовой договор может быть прекращен. Они касаются отдельных категорий сотрудников:

  1. Утрата доверия материально ответственных лиц. Если работник непосредственно имеет дело с ТМЦ или денежными средствами и в результате его сомнительных действий утратил доверие администрации, его могут уволить. Имеет смысл увольнение, только если с работником был заключен договор о полной материальной ответственности. Судебная практика признает достаточной причиной увольнения и взяточничество, если факт установлен по закону.
  2. Чиновник, нарушающий законодательство по предотвращению коррупции (например, не предоставляет сведения о доходах или предоставляет неполные сведения), рискует лишиться рабочего места.
  3. Аморальный поступок. Касается этот пункт педагогических работников. Аморальными поступками могут быть признаны физическое или моральное унижение учащихся, унижение родителей в присутствии ребенка, оскорбление коллеги.
  4. Руководители фирмы могут быть уволены за принятие безосновательных решений, в результате которых фирме был нанесен реальный материальный ущерб (например, надбавки к зарплате при неблагополучном финансовом состоянии фирмы, заключение контрактов с заведомо ненадежными партнерами). Здесь должна быть доказана связь между ущербом и неправомерным решением одного человека.
  5. Однократное грубое нарушение своих обязанностей руководителем. Исчерпывающего перечня таких нарушений законодательство не содержит. Как правило, окончательное решение остается за судьями, а доказательства правоты предоставляет наниматель (например: халатное отношение к обязанностям, обозначенным в трудовом договоре, в результате чего возникли серьезные материальные потери, утрата здоровья работников; подписание приказа о приеме на работу фиктивных работников).

Кроме того, руководителя и заместителей, главного бухгалтера могут уволить при смене собственника имущества организации (п. 4).

Когда трудовой договор нарушил работодатель

Самые серьезные нарушения: Роструд предупреждает

Самые серьезные нарушения помечены баллами от 7 до 10. Имеется отсылка к статьям ТК РФ по каждому нарушению.

При приеме на работу это:

  1. Неоформление трудового договора (ст. 16, 19.1, 67).
  2. Заключается ГПД вместо трудового договора, а фактически имеют место трудовые отношения (ст. 15).
  3. Сотрудник допущен к работе, но не уполномочен на это работодателем (ст. 67.1).

В случае увольнения это нарушения порядка увольнения при ликвидации (прекращения деятельности ИП), сокращении численности или штата (ст. 81).

Нарушения, касающиеся рабочего времени:

  1. Нарушение порядка работы в выходные, праздники, сверхурочно, в ночное время, по отношению к водителям автомобиля, летчикам, несовершеннолетним (ст. 96, 99, 268).
  2. Непредоставление междусменного отдыха (ст. 103).
  3. Увеличение продолжительности рабочего времени суммарно по периоду или в неделю (ст. 91 и ряд других).

Нарушения, касающиеся времени отдыха:

  1. Работнику не предоставлен дополнительный отпуск (ст. 116).
  2. Работник лишен выходных дней (ст. 110).
  3. Работник в соответствующих случаях лишен перерывов для обогрева и отдыха (ст. 109).

Нарушения по оплате труда:

  1. Невыплата зарплаты, установленной трудовым договором, либо зарплата, установленная договором, выплачивается не полностью (ст. 136-6).
  2. Зарплата ниже МРОТ (ст. 133-3).
  3. Выходные и праздничные рабочие дни оплачиваются как обычные дни (ст. 153).
  4. Сверхурочные оплачиваются как обычные дни (ст. 152).

В сфере гарантий и компенсаций наиболее серьезным признано лишение работника выходного пособия согласно ст. 178.

  1. Сотрудник допущен к работе, но не прошел обучение по ОТ; не обеспечен средствами индивидуальной защиты при работе в условиях высокой опасности для жизни и здоровья (ст. 212, 225, 221).
  2. Сотрудник допущен к работе, но не прошел положенный медосмотр либо допущен, имея медицинские противопоказания к этой работе (ст. 69 и ряд других, в зависимости от вида медосмотра, ст. 212).
  3. На производстве нарушаются требования ОТ (ст. 212, 211).
  4. Игнорирование требований по организации рабочих мест инвалидов (ст. 224)
  5. Ненадлежащая организация труда несовершеннолетних, игнорирование ограничений и запретов на применение их труда (ст. 265).
  6. Ненадлежащая организация труда женщин и работников, имеющих семейные обязанности, игнорирование ограничений на применение их труда (ст. 253 и ряд других).

Нарушение положений колдоговора (ст. 55) выделено в категорию серьезных (7 баллов). Также считается серьезным нарушением (8 баллов) игнорирование требований ФЗ № 426 от 28/12/13, касающихся потенциально вредных, опасных факторов производственного характера на рабочих местах.

Другие нарушения

Другие нарушения трудового договора и условий труда персонала также могут иметь последствия для администрации. Роструд обращает внимание нанимателя на такие факторы среднего (4-6 баллов) и низкого (3-1 балл) риска, как:

  • нарушение порядка оформления трудового договора и трудовых книжек;
  • нарушение порядка увольнения (расторжения трудового договора);
  • нарушение порядка учета рабочего времени;
  • нарушение графика отпусков;
  • нарушение сроков выдачи зарплаты, или если эти сроки документально не установлены;
  • невыплата среднего размера оплаты труда при прохождении медосмотра сотрудником и др.

Виды ответственности

В заключение обратим внимание на виды ответственности сторон за нарушение трудового договора. Когда нарушается трудовой договор, речь идет прежде всего о дисциплинарной ответственности работника и административной ответственности работодателя – в зависимости от того, с чьей стороны было нарушение.

Дисциплинарная ответственность прописана статьей 192 ТК РФ и включает в себя, помимо увольнения, замечание, выговор. Порядок применения дисциплинарных взысканий должен строго соблюдаться, в частности, сбор доказательной базы (о чем мы говорили выше), получение объяснений работника, иначе оно может быть с успехом обжаловано в Роструде, в судебных и иных подобных инстанциях. Срок применения такого взыскания – месяц с момента обнаружения нарушения и шесть месяцев с момента совершения.

Административную ответственность регулирует прежде всего КоАП статьей 5.27. Работодатель рискует получить штраф, в зависимости от вида и тяжести нарушения трудового договора и трудового права.

Кроме того, в ряде случаев может применяться уголовная ответственность, если имело место хищение либо серьезное нарушение трудовых отношений. К примеру, уголовная ответственность работодателя, длительно и злостно задерживающего заработную плату, может наступить по ст. 145.1 УК РФ.

Уголовная, административная ответственность в указанной сфере достаточно часто сопровождается материальной ответственностью одной из сторон трудового договора.

Привлечение недорогой иностранной рабочей силы – это не только экономия на фонде оплаты труда, но и дополнительная головная боль для работодателей. Рассказываем о порядке трудоустройства иностранных работников и штрафах за несоблюдение данного порядка.

Разрешение на привлечение иностранных работников

Разрешение не требуется при трудоустройстве иностранных работников, которые:

  • прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы;
  • являются высококвалифицированными специалистами или членами семьи высококвалифицированного специалиста;
  • являются гражданами стран – участников ЕАЭС;
  • обучаются в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Чтобы иметь возможность нанимать "визовых" иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

3. Работодатели обязаны сообщать в МВД России о заключении и прекращении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства. То же самое касается и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

4. Чтобы поставить иностранного работника на миграционный учет, работодатель (если он является принимающей стороной, а иностранец фактически проживает по адресу юрлица или в помещениях, им арендованных) должен уведомить МВД о его прибытии в Россию.

5. Ответственность за снятие иностранных работников с миграционного учета несут работодатели. Чтобы снять иностранца с учета, необходимо заявить в УВМ МВД о его убытии из места пребывания.

6. За незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан установлена административная ответственность.

Порядок подачи заявления и выдачи разрешения установлен приказом МВД России от 01.11.2017 № 827.

Должностное лицо, принявшее заявление к рассмотрению, вносит сведения о приеме документов в информационную систему МВД России. Заявителю выдается справка, подтверждающая прием заявления к рассмотрению.

Само решение о выдаче работодателю разрешения на привлечение иностранных работников принимается в течение 30 календарных дней со дня поступления документов. Разрешение на привлечение иностранных работников выдается сроком на один год.

За выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников уплачивается государственная пошлина в размере 10 000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника (пп. 23 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Приглашение на въезд иностранных работников в РФ

Порядок выдачи приглашений и форма ходатайства о выдаче таких приглашений утв. приказом МВД России от 21.09.2017 № 735. К ходатайству необходимо приложить комплект следующих документов:

  • документ, удостоверяющий личность приглашающей стороны;
  • копию документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина;
  • гарантийное письмо.

Срок предоставления приглашений составляет не более 20 рабочих дней с даты регистрации ходатайства с приложением всех необходимых документов. Если приглашение выдается высококвалифицированному специалисту, срок его оформления не должен превышать 14 рабочих дней.

Госпошлина за выдачу приглашения уплачивается в размере 800 рублей за каждого приглашенного (пп. 17 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Если ходатайство подается через портал госуслуг, пошлина взимается с учетом коэффициента 0,7 от установленной – в размере 560 рублей за каждого приглашенного.

Разрешение на работу shutterstock_266900558.jpg

  • копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
  • документы, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний;
  • сертификат об отсутствии у иностранца заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
  • личную цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 х 40 мм.

За выдачу разрешения на работу иностранным гражданам уплачивается государственная пошлина в размере 3500 рублей в отношении каждого работника (пп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Разрешение на работу для каждого иностранного работника выдается работодателю одновременно с приглашением в РФ в целях осуществления трудовой деятельности. Полученные приглашения направляются иностранным работникам для получения ими виз.

Оформление трудовых отношений с иностранцами

После того как иностранные работники въехали на территорию РФ, можно приступать к оформлению договорных отношений с ними. Иностранец должен предоставить работодателю следующие документы (ст. 65 и ст. 327.3 ТК РФ):

  • документ, удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка;
  • договор (полис) добровольного медицинского страхования;
  • разрешение на работу (может быть оформлено самим работодателем) или патент;
  • разрешение на временное проживание или вид на жительство (только при заключении трудового договора с постоянно проживающими в РФ иностранцами).

При заключении трудового договора иностранный гражданин не предъявляет работодателю документы воинского учета.

В самом трудовом договоре с иностранцем указываются сведения о разрешении на работу или патенте, разрешении на временное проживание или виде на жительство.

Обязательным для временно проживающих иностранцев является условие об основаниях оказания иностранному работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора. Для этого в договоре нужно указать реквизиты полиса добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг.

Полис добровольного медицинского страхования должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ст. 327.2 ТК РФ).

Трудоустройство работников из ЕАЭС

В отношении работников из стран – участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 действует упрощенный порядок оформления трудовых отношений. Это касается граждан Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии.

Трудоустройство данной категории иностранцев мало чем отличается от трудоустройства граждан РФ. В частности, для заключения с ними трудового договора не требуется:

  • разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
  • разрешение на работу;
  • патент;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство.
  • паспорт, который подтверждает, что соискатель является гражданином государства – участника договора о ЕАЭС;
  • трудовую книжку;
  • документ об образовании;
  • полис ДМС/ОМС;
  • миграционную карту.

При этом граждане Белоруссии освобождаются от оформления миграционной карты (двустороннее Соглашение от 24.01.2006 года).

Дополнительные документы с работников из ЕАЭС не истребуются.

Вместе с тем, на работников из ЕАЭС все же распространяется ряд правил, характерных для трудоустройства всех прочих иностранных работников. Сотрудника из ЕАЭС необходимо поставить на миграционный учет (если он проживает в РФ более месяца), а о заключенном с ним договоре уведомить МВД.

Мигрант в законе

Постановка иностранного работника на миграционный учет

Чтобы поставить иностранного работника на миграционный учет, работодателю необходимо уведомить МВД о его прибытии в Россию. Уведомление направляется в территориальный орган МВД России по форме, утв. приказом МВД России от 23.11.2017 № 881.

При личной подаче должностное лицо, принявшее уведомление, проставляет отметку о приеме уведомления и возвращает заявителю отрывную часть бланка уведомления. Все это делается незамедлительно, сразу же после сверки указанных в уведомлении сведений с представленными документами. В отметке о приеме уведомления проставляется подпись с расшифровкой фамилии должностного лица (работника), принявшего уведомление. Отметка о приеме проставляется в отрывной части бланка уведомления и дублируется на самом бланке уведомления. Дата совершения отметки о приеме уведомления и будет считаться датой постановки иностранца на миграционный учет.

Затем работодатель передает отрывную часть бланка уведомления самому иностранному работнику. Все сведения об иностранном гражданине будут внесены в учетные документы УВМ МВД в течение 3 рабочих дней со дня приема уведомления о прибытии.

Первичный миграционный учет осуществляется на срок не более 90 суток (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). То есть с даты проставления отметки о приеме уведомления у иностранца есть 3 месяца для законного пребывания на территории РФ.

Граждане Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии (стран ЕАЭС) могут оформить первичную регистрацию по трудовому договору на срок до 1 года. То есть, если у них есть действующий трудовой договор, то разрешенный срок пребывания продлевается на срок действия договора, но не более чем на год.

Далее иностранцу необходимо либо выехать за пределы страны либо продлить срок временного пребывания.

Принимающая сторона может сама снять иностранца с миграционного учета в случае убытия последнего из места пребывания. Напомним, сейчас местом пребывания считается жилое или иное помещение, в котором иностранец фактически проживает (использует для сна и отдыха). Местом пребывания может быть и организация-работодатель, по адресу которой иностранец фактически проживает.

Ответственность за снятие иностранных работников с миграционного учета несут работодатели (Федеральный закон от 29.07.2018 № 257-ФЗ). Чтобы снять иностранца с учета, необходимо заявить об этом в УВМ МВД.

Уведомление о трудоустройстве иностранного работника

Работодатели обязаны сообщать в МВД России о заключении и прекращении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства. То же самое касается и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Данная обязанность закреплена в соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

shutterstock_788921584 (1).jpg

Для информирования о фактах трудоустройства иностранцев в УВМ МВД России подается соответствующее уведомление. Действующая форма уведомления утв. приказом МВД России от 04.06.2019 № 363 (до 09.09.2019 действовал приказ МВД России от 10.01.2018 № 11, утверждавший аналогичные формы), приложение № 13.

В уведомлении указываются сведения о каждом иностранном работнике, с которым работодатель заключил или прекратил договор на выполнение работ (оказание услуг). В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля.

  • на бумажном носителе непосредственно в УВМ МВД;
  • почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в электронной форме через портал госуслуг.

В течение двух месяцев со дня выдачи патента "безвизовый" иностранец, принятый на работу, должен предоставить территориальному органу МВД России копию трудового договора (п. 7 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).

Штрафы за нарушение правил оформления иностранцев

Административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан установлена в соответствии со ст. 18.15 КоАП РФ. Данная норма предусматривает наказания за следующие нарушения:

  • трудоустройство иностранцев, не имеющих разрешения на работу/патента;
  • трудоустройство иностранцев без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • неуведомление о заключении или прекращении договора о выполнении работ.

За все указанные виды нарушений устанавливаются штрафы:

  • от 2 000 до 5 000 рублей – для граждан;
  • от 25 000 (от 35 000 – за неуведомление о заключении договора) до 50 000 рублей – для должностных лиц;
  • от 250 000 (от 400 000 – за неуведомление о заключении договора) до 800 000 рублей – для организаций.

При этом для организаций в качестве наказания вместо штрафа могут назначить административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Если перечисленные выше нарушения были совершены на территории Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской или Ленинградской области, штрафы составят (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ):

  • от 5 000 до 7 000 рублей – для граждан;
  • от 35 000 до 70 000 рублей – для должностных лиц;
  • от 400 000 до 1 млн рублей – для организаций.

Перечисленные штрафы назначаются в отношении каждого иностранного работника, привлеченного к работе с нарушением правил, в отдельности.

Следует помнить, что работодатели отвечают не только за привлечение иностранцев к трудовой деятельности, но и за соблюдение ими режима пребывания в РФ, а также за снятие их с миграционного учета.

Штрафы за нарушение правил пребывания иностранных граждан в РФ установлены в соответствии со ст. 18.9 КоАП РФ.

Так, непринятие организацией мер по обеспечению своевременного выезда иностранца из РФ повлечет наложение на нее штрафа в размере от 400 000 до 500 000 рублей. Такой же штраф назначат за необеспечение соблюдения иностранным гражданином режима пребывания в РФ.

god-nauki-700x300-620x265_60044bbfaac74.jpg


Версия для слабовидящих

p4e111vishh.jpg

  1. Вы здесь:
  2. Штрафы работодателю за иностранного работника в 2021 году: какие штрафы ждут работодателя за работу иностранных граждан без документов и за нелегальных работников без оформления

Поздравления
Главы Успенского района

335245-svetik_2880x1800.jpg

Штрафы работодателю за иностранного работника в 2021 году: какие штрафы ждут работодателя за работу иностранных граждан без документов и за нелегальных работников без оформления

В современных реалиях экономики множество компаний и частных лиц в России прибегают к использованию труда иностранных работников для организации своей деятельности.

Однако привлечение иностранного труда, с точки зрения процесса оформления и дальнейшего ведения учета иностранных кадров, значительно отличается от правил оформления граждан РФ и регламентируется специальным трудовым и миграционным законодательством, нарушение которых приводит к штрафу за привлечение иностранной рабочей силы.

Наиболее распространенные случаи нарушения миграционного и трудового законодательств работодателем и штрафы работодателю за нелегалов и иностранцев мы подробно рассмотрим в нашей статье.

Будем надеяться, что эта информация позволит работодателям избежать штрафа за привлечение иностранцев к работе в организации.

Для более удобного перемещения по странице вы можете воспользоваться навигацией:

Самые частые штрафы работодателю за иностранца и размер суммы штрафов

Чаще всего работодателя мигранта штрафуют за:

  • Отсутствие полного пакета документов;
  • Нарушение трудового законодательства;
  • Уклонение от оформления трудового договора;
  • Нарушение государственных нормативных требований охраны труда;
  • Непроведение или неправильное проведение оценки условий труда на рабочих местах;
  • Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей;
  • Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Нарушение предусмотренных законом правил миграционного учета влечет за собой административные штрафы и иные меры воздействия, как на работодателя, так и на рабочего-мигранта, при этом в роли работодателя может выступать как юридическое, так и физическое лицо.

В данном материале мы постарались более подробно рассмотреть информацию именно о штрафах работодателю за мигранта в организации или при работе у частного лица, чтобы окончательно разобраться в вопросе правильного оформления трудовой деятельности иностранцев со стороны работодателя и ответить на вопрос, как не допустить штраф за иностранного рабочего в организации.

Наиболее распространенные нарушения, за которые работодатель может получить штраф за иностранного работника в 2021 году

Штрафы работодателю за нарушение миграционного законодательства

  • Штраф за работу без патента или работника без разрешения на работу

В случае если иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность на территории работодателя без разрешительных документов (патент на работу / разрешение на работу), то его деятельность будет считаться нелегальной. В данном случае будет выписан штраф за наем иностранца без разрешения или патента.

  • Штраф работодателю за иностранца с документами, у которых истек срок действия

Так как миграционное законодательство жестко регламентирует необходимость наличия полного пакета документов у мигранта на протяжении всего периода его работы, работодатель должен тщательно отслеживать сроки действия всех документов, чтобы не получить штраф за мигрантов, в случае если хотя бы один документ перестанет действовать.

Например, в случае если в организации работает иностранец, которого официально приняли на работу по всем правилам и с полным пакетом документов, но через несколько месяцев после начала его работы в компании у него кончилась регистрация, но он все еще продолжает работать в компании, работодатель получит штраф за нелегала в случае выявления сего факта при проверке инспекцией, так как работник даже без одного действующего документа уже не может легально осуществлять трудовую деятельность в РФ.

Другой пример: иностранный сотрудник, который работает у работодателя по патенту вовремя не оплатил налог НДФЛ по этому патенту, авансовый платеж просрочил на 3 дня, и его патент аннулировали.

Однако ни иностранца, ни работодателя о таких вещах не уведомляют. Соответственно иностранец может продолжать работать, думая, что патент все еще действует, и в случае проверки УФМС выпишет штрафы за нелегалов работодателю, в частности штраф за отсутствие патента на работу и привлечение нелегальной иностранной рабочей силы.

Поэтому очень важно следить за тем, чтобы работники-иностранцы, которые работают по патенту, вовремя оплачивали ежемесячные авансовые платежи по патентам, так как просрочка оплаты ведет к аннулированию документа.

Также необходимо внимательно проверять все остальные документы иностранного гражданина и постоянно отслеживать их сроки действия, так как при просрочке документов, вину косвенно возложат и на работодателя, и ему также начислят крупный штраф за иностранного работника.

В случае если иностранный гражданин работает не по профессии, которая указана в патенте / разрешении на работу, его трудовая деятельность также считается нелегальной, а значит работодатель также получает штраф за нелегальную работу мигранта.

Важно помнить, что патент выдают на конкретную специальность, и работодатель может допускать сотрудника исключительно к тем видам работ, которые прописаны в его патенте.

В противном случае инспекция имеет право выписать штраф работодателю за каждого иностранца, который работает не по профессии.

Во всех вышеперечисленных случаях штраф за нелегалов выписывают и организации и физическому лицу, в зависимости от того, работал ли иностранец на частное лицо или на юридическое.

При этом размер штрафа за нелегалов для физических лиц в 2021 году – от 5 000 до 7 000 рублей. Размер штрафа за нелегалов для юрлиц - от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на период от 14 до 90 суток.

При этом на должностное лицо размер штрафа за нелегала составляет от 35 000 - 70 000 рублей.

В случае если работодатель не получив специального разрешения на привлечение иностранцев принял на работу иностранного гражданина, инспекция выписывает штрафы за привлечение и использование иностранной рабочей силы в размере от 35 000 до 70 000 рублей на должностное лицо, штраф за привлечение иностранной рабочей силы на юридическое лицо составит от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на срок от 14 до 90 суток.

Размер же штрафа за использование иностранной рабочей силы на физическое лицо составит от 5000 до 7000 рублей.

В случае если работодатель не уведомил или нарушил сроки уведомления ФМСо факте заключения трудового договора с иностранным гражданином или расторжении договора и увольнении иностранца с работы, то будет наложен штраф работодателю за мигранта в размере от 5000 до 7000 рублей на физ лицо, от 35 000 - 70 000 рублей на должностное лицо и штраф за неуведомление об увольнении или найме иностранного работника на юр лицо - от 400 000 до 1 000 000 рублей.

Штрафы работодателю за нарушение трудового законодательства

В случае если работодатель берет мигранта на работу, но не оформляет его официально в штат компании и не заключает с ним трудовой договор, работник будет считаться нелегалом, а работодатель в случае выявления сего факта получит штраф за неоформленного иностранного работника.

Самого же нелегала ждет выдворение за пределы РФ и штраф в размере 5 000 рублей.

  • Штраф за оформление трудового договора с нарушениями

В случае если работодатель при приеме на работу допустил ошибки в трудовом договоре с иностранным гражданином, например, указал неверную дату или данные сотрудника, то договор будет считаться недействительной, а трудовая деятельность мигранта – незаконной, то работодатель получит на мигранта штраф за работу без трудового договора и официального оформления иностранца на работу.

В обоих случаях трудовая инспекция выпишет штрафы работодателю за нарушение ТК РФ, так как работник официально не оформлен.

При этом размер штрафа за нарушение ТК для физических лиц – от 5000 до 10000 рублей, размер штрафа для юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей, на должностное лицо размер штрафа за нарушение трудового законодательства работодателем составит от 10 000 до 20 000 рублей.

Штрафы работодателю за нарушение условий охраны труда

Не многие работодатели знают, что трудовая инспекция может также наложить штраф за нарушение условий охраны труда сотрудников на предприятии.

img_top2

Постановлением судьи Ленинского районного суда города Чебоксары от 3 апреля 2019 года, решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 16 мая 2019 года, Постановлением заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июня 2019 года и даже Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 года работодатель был признан виновным в том, что не уведомил органы МВД России о совершении указанных манипуляций, поскольку указанные манипуляции, по мнению перечисленных инстанций обязывают работодателя каждый раз заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор.

Итак, позиция, которую заняли органы МВД России:

1. Работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомить территориальный орган МВД России в субъекте Российской Федерации (полицейский Главк в регионе), на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о поручении ему работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о заключении трудового договора, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность

2. Работодатель обязан каждый раз заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор в каждой из указанных ситуаций (в то время как основания для прекращения (расторжения) прежнего трудового договора отсутствуют).

Позиция Конституционного суда: закрепляя составы административных правонарушений и меры ответственности за их совершение, законодатель обязан соблюдать требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования. Это означает, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы каждый точно знал, какое именно деяние находится под запретом и влечет за собой применение мер государственного принуждения, а также мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия). При этом закон, устанавливающий административную ответственность, не может толковаться при его применении расширительно (как распространяющийся на деяния, прямо им не запрещенные)

При этом абзац первый пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - по своему буквальному смыслу - возлагает на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином.

Заключение, изменение и прекращение (расторжение) трудовых договоров с иностранными гражданами осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, предусматривающим в качестве общего правила распространение на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином, и работодателем норм, установленных российским трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права

В то же время в период действия трудового договора может возникнуть необходимость поручить работнику иную оплачиваемую работу у того же работодателя (работу по другой должности, профессии, специальности) и (или) изменить иные условия ранее заключенного с ним трудового договора:

- работнику может быть поручено выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) (части первая и вторая статьи 60.2);

- работодатель вправе переводить работника на другую работу, что предполагает постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре),

- работодатель вправе переводить работника в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1);

Во всех указанных случаях отдельный (новый) трудовой договор между работодателем и работником не заключается.

Приведенные законоположения в полной мере распространяются и на трудовые отношения с участием работников, являющихся иностранными гражданами. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо специальных правил изменения условий заключенных с такими лицами трудовых договоров, за исключением особенностей временного перевода иностранного гражданина на другую работу в случаях, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 (статья 327.4), которые, по смыслу соответствующих норм, касаются лишь работников, являющихся иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность на основании разрешения на работу или патента.

Таким образом, поручение иностранному гражданину работы у того же работодателя, не предусмотренной трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, и (или) работы по адресу, отличающемуся от указанного в заключенном с этим работником трудовом договоре, предполагает лишь изменение условий трудового договора и осуществляется в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Вместе с тем, Конституционный Суд заключает, что при этом сторонами трудового договора во всяком случае должны быть соблюдены установленные в отношении иностранных граждан в соответствии с федеральным законом ограничения на осуществление отдельных видов трудовой деятельности (часть четвертая статьи 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации), в том числе запрет на осуществление трудовой деятельности за пределами субъекта РФ, на территории которого иностранному гражданину выдано разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, а также по профессии, должности, виду деятельности, не указанным в разрешении на работу или патенте (если в патенте указывается должность) [1]

Соответственно, предусматривая административную ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином (часть 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации), федеральный законодатель исходил из того, что абзац первый пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - по своему буквальному смыслу - предполагает обязанность работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином.

Обязанность же работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять указанный орган о любых изменениях определенных сторонами условий трудового договора, заключенного с иностранным гражданином (в том числе о поручении такому работнику иной оплачиваемой работы у того же работодателя, а также об изменении адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность), названным Федеральным законом не предусмотрена.

Соответственно, бездействие работодателя, который привлек иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности на основании трудового договора, однако впоследствии не уведомил территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о поручении такому иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность, не может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации.

Конституционный Суд постановил пересмотреть ранее принятые судами решения.

Вывод: Работодатель не обязан заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор всякий раз, когда изменяется трудовая функция работника или он в рамках заключенного трудового договора осуществляет трудовую функцию по адресу, отличающемуся от того, где он начинал ее осуществлять при заключении договора и, соответственно, уведомлять органы МВД России о данных фактах.

Уведомления подаются только по факту заключения и прекращения (расторжения) договора, заключенного с иностранным гражданином.

Единственное – необходимо соблюдать ограничения, установленные для отдельных категорий иностранных граждан.

Какие это запреты:

1. Нельзя допускать иностранного гражданина к работе по профессии (должности), не указанной у него в разрешении на работу или патенте (если в патенте указывается должность);

2. Нельзя допускать иностранного гражданина к работе за пределами того субъекта Российской Федерации, где ему разрешено работать (касается иностранных граждан, получивших патент, разрешение на работу, свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников).

[1] Пункты 4.2 и 5 статьи 13, абзацы первый и второй пункта 16 статьи 13.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Прием на работу иностранных граждан в 2021 году: пошаговая инструкция

Статусы иностранных граждан

Способы оформления иностранных граждан на работу

Независимо от того, какой из договоров будет оформлен с иностранцем, могут потребоваться дополнительные разрешительные документы.

Так, если кандидат приехал из страны, с которой у России установлен визовый режим (и в его паспорте есть соответствующая виза), то для трудоустройства ему необходимо иметь разрешение на работу. В большинстве случаев разрешение на прием такого сотрудника понадобится и самому работодателю.

Если же родиной потенциального работника является страна, с которой у России нет визового режима, то работодателю не нужно иметь разрешение на прием сотрудника. А вот иностранцу для трудоустройства может потребоваться специальный патент, который оформляется органами МВД. Исключение составляют работники из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Гражданам этих государств для работы в России дополнительные разрешения (в т.ч. патент) получать не нужно.

Сдать сведения о среднесписочной численности через интернет Сдать бесплатно

Какие документы представляют иностранцы при приеме на работу

При заключении трудового договора иностранные граждане должны представить пакет документов. Он несколько отличается от того, который кадровые работники привыкли требовать при трудоустройстве россиян.

Так, иностранцы предъявляют паспорт и документы об образовании, если таковые требуются для соответствующей должности. При этом, если указанные документы составлены на иностранном языке, нужно попросить работника представить их официальный перевод.

Документы воинского учета у мигрантов требовать не нужно. Зато им необходимы разрешительные документы. Их состав зависит от статуса иностранца.

Подготовить кадровую отчетность для военкомата и других контролирующих органов Попробовать бесплатно

Так, постоянно и временно проживающие в России иностранцы представляют работодателю документ, подтверждающий право на проживание (вид на жительство, паспорт с отметкой, разрешение на временное проживание).

СПРАВКА

Подписать трудовой договор с иностранцем можно и без предъявления последним разрешения на работу. Такое допустимо, если для получения разрешения иностранец должен предоставить контракт с работодателем. В этом случае подписанный сторонами договор не вступит в силу до тех пор, пока иностранец не получит разрешение. Данные об этом разрешении нужно будет внести в текст трудового договора. Для этого можно оформить дополнительное соглашение (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).

При трудоустройстве у иностранца (независимо от его статуса) нужно потребовать трудовую книжку, если ранее он уже работал в России, либо если у него имеется оформленная в иностранном государстве трудовая книжка советского образца (1938 или 1973 г.). В этих ситуациях работодатель обязан продолжить вести предъявленный иностранцем документ.

Схожим образом решается вопрос с документом о регистрации в Пенсионном фонде. Если кандидат (независимо от его статуса) ранее уже работал в России, либо самостоятельно прошел такую регистрацию, то он должен предъявить карточку СНИЛС или уведомление о регистрации (АДИ-РЕГ). Если же у иностранного гражданина нет индивидуального лицевого счета, работодатель обязан сам подать необходимые сведения в территориальный орган ПФР ( ч. 5 ст. 11 ТК РФ, ч. 4 ст. 65 ТК РФ, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ ).

Наконец, если иностранец принимается на должность, запрещенную для лиц, которые имеют или имели судимость, либо подвергались уголовному преследованию, то с него надо потребовать справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования (либо справку о прекращении такового по реабилитирующим основаниям).

Особенности заключения трудового договора с иностранцем

В трудовой договор с гражданином другого государства нужно включить все те же сведения и условия, которые прописываются при заключении договора с россиянином (ст. 57 ТК РФ). Помимо этого, надо внести дополнительные данные. В частности, это сведения о разрешении на работу или патенте, если таковые требуются при трудоустройстве. А в отношении постоянно или временно проживающих в РФ иностранцев указываются сведения о виде на жительство или разрешении на временное проживание (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).

СПРАВКА

Должность (профессия, специальность) в трудовом договоре с мигрантом должна соответствовать той, которая указана в разрешении на работу. В противном случае работодателя и работника могут привлечь к административной ответственности (ст. 18.10 КоАП РФ и ст. 18.15 КоАП РФ).

Также в трудовой договор с иностранцем (кроме лиц, постоянно или временно проживающих в РФ, а также граждан Белоруссии) нужно включить условие о предоставлении работнику медицинской помощи в течение срока действия этого договора. Так, необходимо указать реквизиты полиса ДМС или договора между работодателем и медицинской организацией о предоставлении сотруднику платных медуслуг. Напомним, что по такому полису или договору иностранец должен иметь право на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ).

Трудовой договор с иностранцем, который находится в РФ на основании открытой ему визы, будет действовать только при условии получения кандидатом разрешения на работу. При этом, как уже упоминалось, составить и подписать такой договор можно и до того момента, когда потенциальный сотрудник получит разрешение. Но действовать трудовой договор начнет только после выдачи этого разрешения.

Прием на работу высококвалифицированных специалистов

Чтобы заключить трудовой договор с высококвалифицированным специалистом (ВКС), который прибыл из страны, имеющей с Россией визовый режим, работодатель может не оформлять разрешение на привлечение иностранных работников. А вот сам ВКС обязан получить разрешение на работу в РФ. При этом от работодателя потребуется представить ряд документов, необходимых для выдачи такого разрешения (п. 6 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

При оформлении трудового договора нужно учесть, что заработная плата высококвалифицированного иностранного работника не может быть ниже порогового значения. В общем случае эта величина равна 167 000 руб. в месяц (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). Но для некоторых работ установлен пониженный размер. К примеру, зарплата ВКС, привлекаемого к трудовой деятельности в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, не может быть ниже 58 500 руб. в месяц. А иностранные специалисты — резиденты промышленно-производственных, туристско-рекреационных или портовых особых экономических зон должны получать более 83 500 руб. в месяц.

При трудоустройстве высококвалифицированный специалист обязан предъявить полис ДМС. Либо сам работодатель должен заключить договор на оказание такому сотруднику платных медицинских услуг (п. 14 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Иностранец, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, при устройстве на работу должен предъявить патент, выданный органами МВД России. Этот документ подтверждает, что кандидат выполнил все требования миграционного законодательства: у него в порядке миграционная карта, имеется справка о здоровье и документы о знании русского языка. Также потребуется полис ДМС (если работодатель не готов оплачивать медпомощь для такого работника).

СПРАВКА

Прием на работу иностранца с РВП

Временно проживающие в России иностранцы не должны предъявлять при трудоустройстве полис ДМС. Такие лица признаются застрахованными в системе ОМС и имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в том же объеме, что и россияне ( п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.10 № 326-ФЗ).

Как принять на работу иностранного гражданина: порядок оформления

Подготовка и сбор документов

В большинстве случаев все документы, необходимые для трудоустройства, иностранный кандидат собирает самостоятельно. Как уже упоминалось, в этот пакет помимо паспорта (и его перевода) могут входить разрешение на работу или патент, документ об образовании, СНИЛС, трудовая книжка.

Определение статуса

Статус иностранного гражданина устанавливается на основании представленных им документов. Правила следующие.

Если это вид на жительство в РФ, то статус иностранца — постоянно проживающий.

Если в паспорте имеется открытая виза или предъявлена миграционная карта, то статус — временно пребывающий.

Исключение составляют белорусы, которые могут находиться в РФ на основании общегражданского паспорта гражданина Республики Беларусь.

Определение гражданства

Гражданство потенциального работника устанавливается на основании данных его паспорта. При этом нужно помнить, что особые правила трудоустройства действуют для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Им не нужно получать патент или разрешение на работу. А гражданам Белоруссии также не потребуется и полис ДМС.

Оформление в штат

После сбора и проверки всех документов, с иностранцем можно заключить трудовой договор. Затем нужно издать приказ о приеме мигранта на работу, и внести сведения в его трудовую книжку. В целом при оформлении в штат иностранного сотрудника совершаются те же действия, что и при трудоустройстве россиянина. В том числе, нужно оформить личную карточку ( форма № Т-2 ).

Уведомление о приеме иностранца на работу

О заключении с иностранцем трудового договора работодатель обязан уведомить территориальный орган МВД, занимающийся вопросами миграции. Сделать это надо в течение 3 рабочих дней с даты оформления договора (п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

СПРАВКА

Расчет НДФЛ и взносов с зарплаты иностранца

Начисление страховых взносов и НДФЛ с заработной платы иностранных работников зависит от множества факторов — гражданства, основания и срока нахождения на территории РФ, наличия статуса ВКС и т.д.

Если обобщить положения законодательства, то ситуация получается следующей.

С зарплаты иностранцев, которые при трудоустройстве предъявили вид на жительство в РФ, либо паспорт со штампом о разрешении временного проживания, страховые взносы начисляются в том же порядке и в тех же размерах, что и с зарплаты россиян. То же самое касается страховых взносов с заработной платы работников из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Причем, вне зависимости от того, какой документ они предъявили при трудоустройстве.

При начислении НДФЛ многое зависит от гражданства работника и основания трудоустройства, а также от времени непрерывного пребывания в РФ. Так, если имеются документы, подтверждающие, что иностранец провел в РФ как минимум 183 дня за предыдущие 12 последовательных месяцев, то ставка НДФЛ будет 13% вне зависимости от всех иных факторов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Если же условие о сроке пребывания в России не выполняются, то для определения ставки НДФЛ придется учитывать дополнительные нюансы. Так, доходы от трудовой деятельности граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении облагаются НДФЛ по ставке 13% с первого дня работы в РФ (ст. 73 Договора о ЕАЭС). Эта же ставка применяется к зарплате высококвалифицированных специалистов и сотрудников, работающих на основании патента (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Также вне зависимости от срока нахождения на территории РФ по ставке 13% нужно удерживать НДФЛ с зарплаты беженцев и лиц, получивших в РФ временное убежище, участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей. Доходы иных иностранцев, которые не провели в Российской Федерации 183 дня и более за предыдущие 12 месяцев, облагаются НДФЛ по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Ответственность работодателей за нарушение законодательства

За прием на работу иностранца, у которого нет разрешения на работу либо патента (в тех случаях, когда они обязательны), работодателя- юрлицо могут оштрафовать на 800 тыс. руб. или приостановить его деятельность на 90 суток (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ). Если это нарушение допущено организацией из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей, штраф может составить 1 млн. руб. (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ).

СПРАВКА

Если работодатель примет в штат иностранцев с поддельными разрешениями на работу, он также может быть привлечен к административной ответственности. Поэтому Минтруд рекомендует проверять подлинность разрешений на работу сотрудников из других стран.

Аналогичные штрафные санкции (800 тыс. и 1 млн. руб.) грозят работодателю, который не получил разрешение о привлечении на работу иностранных сотрудников, или вовремя не уведомил органы МВД о приеме на работу мигранта. В этих случаях также возможна приостановка деятельности на 90 суток (ч. 2, 3 и 4 ст. 18.15 КоАП РФ).

Отдельное наказание установлено для работодателей, которые нарушили правила Трудового кодекса, регулирующие трудоустройство иностранных граждан. Так, за прием на работу мигранта без полиса ДМС (если это требуется по закону), а равно за невключение в трудовой договор положений об этом полисе, патенте, разрешении на работу и других обязательных сведений, компанию могут оштрафовать на 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

В заключение отметим, что знание правил, установленных для приема на работу иностранцев, позволит организациям и ИП избежать конфликтов с такими работниками по поводу представления документов, ведения трудовой книжки или удержаний из заработной платы. Также очень важно помнить, что цена ошибки за нарушения, допущенные при трудоустройстве иностранного сотрудника, очень велика: сумма штрафа доходит до 1 млн. руб.. А при неблагоприятном сценарии такая ошибка может обернуться закрытием бизнеса на 3 месяца.

Читайте также: