В работе правления пфр могут принимать участие с правом совещательного голоса
Обновлено: 16.05.2024
Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим. В то же время, Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации согласно статье 34 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 № 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Такие полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.
Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. Региональные отделения имеют в своем составе Управления ПФР по городам и районам. ПФР - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.
Территориальные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, "горячие линии".
В состав правления ПФР входят: председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделений ПФР. Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Верховным Советом Российской Федерации. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.
Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, определяет перспективные и текущие задачи системы ПФР.
Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.
Исходя из вышесказанного, можем схематично изобразить структуру Пенсионного Фонда Российской Федерации:
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Цель: о характеризовать правовые положения пенсионного фонда и раскрыть механизм его работы .
Пенсионный Фонд РФ – это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.
ПФР обеспечивает:
· целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Положением;
· организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
· капитализацию средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
· контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
· межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции фонда;
· участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
· проведение научно-исследовательской работы в области обязательного пенсионного страхования;
· разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Средства ПФР формируются за счет:
· средств федерального бюджета;
· сумм пеней и иных финансовых санкций;
· доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
· добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
• иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Средства ПФР направляются на:
· выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
· оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
· финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;
В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие отделений ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РФ, Центрального банка РФ.
· несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда;
· определяет перспективные и текущие задачи фонда;
· утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;
· назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и руководителей его отделений;
· утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах фонда;
· издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда;
• решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции. Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ.
Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия.
Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять управлениям ПФР в районах и городах, ревизионной комиссии необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.
Работники системы ПФР приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти.
Работники ПФР в районах и городах подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных для сотрудников Государственной налоговой службы РФ.
ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.
Местонахождение ПФР — город Москва.
Правовое положение, задачи и функции отделений
Пенсионного фонда субъектов РФ
Отделение ПФР в субъектах (далее — Отделение) создается по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения и организации пенсионного обеспечения.
Денежные средства, поступающие на счет Отделения, являются федеральной собственностью, имеют специальное назначение, не входят в состав бюджетов и бюджета субъектов РФ, других фондов и изъятию не подлежат.
· исполнение бюджета Отделения в соответствии с утвержденными правлением ПФР плановыми показателями;
· исполнение утвержденной правлением ПФР сметы расходов на содержание Отделения;
· финансирование расходов на выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
· перечисление в установленном правлением ПФР порядке сверхнормативных остатков средств в соответствии с утвержденным нормативом оборотных средств;
· руководство и контроль за деятельностью управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);
· доведение утвержденных ПФР плановых показателей доходной и расходной частей годового и ежеквартального бюджета. Отделения до управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);
· проведение и ежеквартальное представление в установленном порядке в ПФР анализа исполнения плановых показателей бюджета Отделения;
· организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков взносов в ПФР в соответствии с действующим законодательством;
· организацию работы по назначению (перерасчету) пенсий, выплате пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, ведению базы данных по пенсионерам;
· организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;
· обобщение практики применения законодательства о пенсиях, о выплате социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, об уплате взносов в ПФР, а также подготовку соответствующих предложений по его совершенствованию;
· прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к компетенции Отделения, принятие по ним соответствующих мер;
· привлечение добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
· ведение бухгалтерского учета, составление предусмотренной бухгалтерской и статистической отчетности, включая составление сводной расчетной ведомости по взносам в ПФР, а также представление их в установленном порядке соответствующим органам;
· организацию разъяснительной работы по вопросам пенсионного обеспечения и страхования, уплаты взносов; оказание правовой помощи работодателям, осуществляющим представление граждан к назначению (перерасчету) государственных пенсий;
· организацию и ведение справочно-кодификационной работы по законодательству;
· защиту конфиденциальной информации в соответствии с нормативными документами и указаниями правления, Исполнительной дирекции ПФР;
· организацию архивирования документации, связанной с пенсионным обеспечением и страхованием, сбором взносов в ПФР и персонифицированным учетом;
• подбор, расстановку и обучение кадров, а также их социальную защиту;
• решение других вопросов, отнесенных к компетенции Отделения в соответствии с действующим законодательством РФ.
· несет всю полноту ответственности за выполнение работы, возложенной на Отделение;
· определяет перспективные и текущие задачи Отделения;
· утверждает в соответствии с утвержденными правлением ПФР структурой, численностью и месячным фондом оплаты труда штатные расписания Отделения, управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах), а также сметы расходов на содержание управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах) в пределах средств, выделяемых на эти цели;
· имеет право выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке с текущих счетов управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);
· заключает и расторгает трудовые договоры с работниками Отделения;
· без доверенности действует от имени Отделения, распоряжается его имуществом, заключает договоры в пределах компетенции, определенной правлением ПФР, выдает доверенности;
· является распорядителем средств, выделяемых на выплату пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, а также на содержание Отделения;
· издает приказы и дает указания, обязательные для работников Отделения, управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);
· назначает руководителей управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах) по согласованию с соответствующей администрацией;
• решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции. Отделение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Отделение имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также фирменные бланки, штампы.
Решение о ликвидации либо реорганизации (слиянии, присоединении, выделении, разделении, преобразовании) Отделения принимается правлением ПФР в соответствии с условиями и порядком, установленными законодательством РФ.
Имущество в случае ликвидации Отделения передается Исполнительной дирекции ПФР.
Правовое положение, задачи и функции городских (районных) управлений Пенсионного фонда РФ
Управление ПФР в городе (районе) (далее — Управление) создается в соответствии с Соглашением между ПФР и администрацией субъектов РФ о передаче государственному учреждению — Отделению ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий по решению правления ПФР. Управление входит в систему ПФР и непосредственно подчиняется Отделению ПФР.
· выявление, регистрацию и учет в установленном порядке плательщиков взносов в ПФР в соответствии с действующим законодательством;
· ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков взносов в ПФР;
· организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
· организацию и ведение индивидуальных счетов в системе обязательного пенсионного страхования;
· организацию работы по учету поступления части единого социального налога (взноса) в ПФР, целевому сбору взносов в соответствии с действующим законодательством, а также контроль за их своевременным и полным поступлением на пенсионное страхование с учетом данных индивидуального (персонифицированного) учета;
· экономический анализ и прогнозирование доходной и расходной частей бюджета Управления;
· привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц в ПФР;
· контроль, в том числе с участием налоговых органов, за своевременным и полным поступлением взносов, финансовых санкций;
· контроль за представлением в установленные сроки плательщиками взносов Расчетной ведомости по взносам в ПФР и правильностью ее заполнения;
· контроль за соблюдением платежной дисциплины всеми категориями плательщиков взносов в ПФР;
· своевременное взыскание с плательщиков штрафов и иных финансовых санкций в порядке, установленном законодательством РФ;
· составление сводной расчетной ведомости по взносам в ПФР по Управлению и другой отчетности, а также представление их в установленном порядке в Отделение;
· составление и представление в Отделение в установленном порядке заявок на финансирование выплаты пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
· целевое и рациональное использование средств, выделяемых на выплату пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
· ведение бухгалтерского учета, представление законодательно предусмотренной бухгалтерской и статистической отчетности в Отделение, налоговую инспекцию, внебюджетные фонды, органы статистики;
· контроль за перечислением остатков средств ПФР в установленном порядке в Отделение;
· составление и представление в Отделение в установленном порядке сметы доходов и расходов на содержание Управления;
· своевременное назначение (перерасчет) пенсий, выплату пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
· контроль за правильностью оформления документов, представляемых для назначения (перерасчета) пенсий;
· ведение базы данных по пенсионерам;
· оказание правовой помощи работодателям, осуществляющим представление граждан к назначению (перерасчету) пенсий;
· прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к компетенции Управления, принятие по ним соответствующих мер;
· ведение разъяснительной работы среди населения, плательщиков взносов по вопросам пенсионного обеспечения, пенсионного страхования и индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
· защиту конфиденциальной информации в соответствии с нормативными документами и указаниями правления и Исполнительной дирекции ПФР и Отделения;
· ведение справочно-кодификационной работы по законодательству;
· представительство в суде и арбитражном суде при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения и страхования, уплаты взносов в ПФР;
· организацию архивирования документации, связанной с пенсионным обеспечением, сбором взносов в ПФР и персонифицированным учетом.
Деятельность Управления основывается на современных технологиях сбора, передачи, хранения и обработки информации.
Руководство Управлением осуществляет начальник, который назначается на должность приказом руководителя Отделения по согласованию с администрацией города (района).
· несет всю полноту ответственности за выполнение работы, возложенной на Управление;
· является распорядителем средств, выделяемых на выплату пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, содержание Управления, несет ответственность за правильное использование этих средств;
· принимает решения о назначении (перерасчете) пенсий, об удержаниях из пенсий;
· издает приказы и дает указания, обязательные для работников Управления;
· обеспечивает подбор, расстановку кадров, их обучение на рабочем месте;
· заключает и расторгает трудовые договоры с работниками Управления;
· без доверенности действует от имени Управления, распоряжается его имуществом и заключает договоры в пределах компетенции, определенной правлением ПФР, выдает доверенности;
• решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.
Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в
национально-государственных и административно-территориальных
образованиях. Региональные отделения имеют в своем составе Управления
ПФР по г ородам и районам. ПФР - одна из немногих вертикально
интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный
фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным
округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том
числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов
ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской
Федерации, сохраняя отношения субординации. Э то дает возможность
осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем
Территориальные Отделения в своей деятельности тесно
взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными
организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все
заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории,
до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы -
консультационные пункты, клиентские службы, единые ю ридические
службы, общественные пункты сбора вопросов населения, "горячие линии".
В состав правления ПФР входят: председатель, первый заместитель,
заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а
также управляющие двенадцатью отделений ПФР. Правление ПФР
возглавляет председатель, который назначается и освобождается от
должности Верховным Советом Российской Федерации. В состав правления
ПФР могут входить представители общественных, религиозных и
государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий,
деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов
В работе правления ПФР могут принимать участие с правом
совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в
составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств
Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному
управлению средствами обязательного пенсионного страхования в
Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации, определяет перспективные и текущие задачи
Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции
ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.
Исходя из вышесказанного, можем схем атично изобразить структуру
Рисунок 1. Структура Пенсионного фонда Российской Федерации
Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, он обеспечивает:
целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов (с 1 января 2001
года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемых в составе единого
социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами РФ);
организацию работы по взысканию с работодателей и граждан,
виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм
государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья,
профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него
добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и
контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным
поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и
организацию и ведение индивидуального (персонифицированного)
учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного
пенсионного страхования", а также организацию и ведение
государственного банка данных по всем категориям плательщиков
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
межгосударственное и м еждународное сотрудничество Российской
Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
участие в разработке и реализации в установленном порядке
межгосударственных и международных договоров и соглашений по
изучение и обобщение практики применения нормативных актов по
вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет
Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
проведение научно-исследовательской работы в области
разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по
ПФР также может принимать участие в финансировании программ
социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
2.3 Формирование и использование средств Пенсионного Фонд а
Бюджет ПФР и см ета расходов (включая фонд оплаты труда), а так же
отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается
законодательным органом. В Законе о бюджете Пенсионного ф онда РФ
утверждаются общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая
сумма расходов – по направлениям. Отчет фонда об исполнении бюджета за
каждый год также в виде федерального закона утверждается
страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой
страховых взносов иных категорий работающих граждан;
ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на
выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и
приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям
социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на
индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот
в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от
чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и
средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятост и
населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий
средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате
добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических
и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и
Согласно ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”
средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют
выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и
международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и
социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших
пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей
доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета
финансовое и материально-техническое обеспечение текущей
деятельности страховщика (включая содержание его центральных и
иные цели, предусмотренные законодательством Российской
Исходя из вышесказанного, видно, что за счет средств Пенсионного
фонда финансируются программы по социальной поддержке инвалидов,
пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.
Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший
удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними
осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на
возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно
выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Часть средств
До 1991 г. в России практически не существовало самостоятельного бюджета пенсионной системы и средства на выплату пенсий выделялись из государственного бюджета.
Правовое положение, задачи и функции Пенсионного фонда РФ
ПФР образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации. Фонд выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.
Его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Они не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
· целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Положением;
· организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
· капитализацию средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
· контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
· межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции фонда;
· участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
· проведение научно-исследовательской работы в области обязательного пенсионного страхования;
· разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Средства ПФР формируются за счет:
· средств федерального бюджета;
· сумм пеней и иных финансовых санкций;
· доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
· добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
• иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Средства ПФР направляются на:
· выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
· оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
· финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;
• другие мероприятия, связанные с деятельностью фонда. Руководство ПФР осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.
В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие отделений ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РФ, Центрального банка РФ.
· несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда;
· определяет перспективные и текущие задачи фонда;
· утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;
· назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и руководителей его отделений;
· утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах фонда;
· издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда;
• решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции. Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ.
Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия.
Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять управлениям ПФР в районах и городах, ревизионной комиссии необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.
Работники системы ПФР приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти.
Работники ПФР в районах и городах подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных для сотрудников Государственной налоговой службы РФ.
ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.
Местонахождение ПФР — город Москва.
Отдел выплаты пенсий
Отдел выплаты пенсий является структурным подразделением Управления ПФР. В число его задач входит осуществление работы по выплате и доставке трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, а также других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР, и подготовка предложений по совершенствованию организации выплаты и доставки пенсий.
Функциями отдела являются:
1) ведение базы данных пенсионеров, а также пенсионеров, не имеющих регистрации по месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации;
2) ведение справочно-кодификационной работы по законодательству в части выплаты пенсий;
3) формирование и подготовка выплатной документации;
4) подведение итогов выплаты пенсий;
5) формирование в автоматизированном режиме сведений для составления бухгалтерской и статистической отчетности по выплаченным суммам пенсий, социальных пособий на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти, и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР, а также заявок потребности в средствах на выплату пенсий;
6) работа с исполнительными документами. Проведение удержаний из пенсий и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР;
7) осуществление контроля за правильностью сведений, содержащихся в базе данных пенсионеров и выплатных документах;
8) корректировка базы данных по итогам выплаты на отчетный период;
9) проведение массовых перерасчетов пенсий;
10)осуществление контроля за своевременным и целевым использованием денежных средств, предназначенных для выплаты пенсий, посредством проверок отделений связи, Сбербанка РФ и других кредитных организаций;
11)взаимодействие по вопросам организации выплаты и доставки пенсий с организациями федеральной почтовой связи, кредитными и иными организациями;
12)взаимодействие с органами записи актов гражданского состояния, органами паспортно-визовой службы и пенсионными службами других ведомств в целях контроля за правильностью выплаты пенсий;
13)внесение предложений по эффективным формам организации выплаты и доставки пенсий;
14)подготовка материалов для рассмотрения на судебных заседаниях вопросов, связанных с организацией выплаты и доставки пенсий.
4. Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации
Взаимодействие органов Пенсионного фонда РФ с органами Министерства по налогам и сборам. Федерального казначейства, социальной защиты населения, записи актов гражданского состояния и другими органами
В целях повышения эффективности и качества учета формирования финансовых ресурсов, предназначенных для назначения, выплаты пенсий, ПФР взаимодействует с:
· органами Министерства РФ по налогам и сборам;
· органами федерального казначейства;
· органами социальной защиты населения;
· органами записи актов гражданского состояния и другими органами.
Министерством РФ по налогам и сборам (МНС России) и ПФР в целях реализации положений гл. 24 части второй Налогового кодекса РФ и Закона об обязательном пенсионном страховании разработан Порядок обмена информацией между налоговыми органами и органами ПФР.
Обмен информацией между налоговыми органами и органами ПФР осуществляется на уровне субъектов РФ, а также районов, городов.
Территориальные инспекции МНС РФ в городах, районах представляют управлениям ПФР не реже одного раза в квартал сведения о фактах неправильного исчисления взносов в ПФР, выявленных по результатам выездных налоговых проверок по полноте и правильности единого социального налога; обеспечивают представление достоверных справок о доходах индивидуальных предпринимателей; ежеквартально представляют сведения об организациях и предприятиях, находящихся в процедуре банкротства по заявлению инспекции МНС России, с указанием стадии и суммы задолженности по страховым взносам и пени в ПФР.
Управления ПФР обеспечивают передачу налоговым органам информации:
· о плательщиках страховых взносов в ПФР, а также о застрахованных лицах и их доходах из индивидуальных лицевых счетов;
· сведений о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов;
В соответствии с Соглашением о взаимодействии органов федерального казначейства и органом ПФР, органы федерального казначейства ежедневно передают органам ПФР выписки из сводного реестра поступивших доходов. Выписка должна содержать: наименование платежного документа, номер платежного документа, идентификационный номер, номер счета плательщика, сумму платежа и код бюджетной классификации.
Между отделением ПФР и органом социальной защиты населения заключается соглашение об информационном обмене, в соответствии с которым управления ПФР ежемесячно передают в управления социальной защиты населения базы данных по назначению и выплате пенсиий за электронно-цифровой подписью. Управления социальной защиты населения должны использовать информацию из базы данных для социального обеспечения населения.
Управления социальной защиты населения ежемесячно передают центрам социального обслуживания, которые являются юридическими лицами, информацию о размере назначенной пенсии граждан, состоящих на социальном обслуживании, для расчета платы за оказание услуг. Кроме того, на них возложена обязанность выдавать справки пенсионерам о размере пенсии, заверенные печатью и подписью начальника Управления ПФР, для назначения государственного пособия на детей и установления ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим.
В соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния* (в ред. от 25 октября 2001 г.) руководитель органа записи актов гражданского состояния сообщает органу ПФР сведения о государственной регистрации смерти. Поскольку назначение и выплата пенсии осуществляются по месту жительства, то органы регистрации актов гражданского состояния сообщают последнее место жительства умершего.
2. Функциональные обязанности должностных лиц управлений Пенсионного фонда РФ в городах (районах)
Распределение обязанностей между работниками Управления ПФР зависит от того, внедрена ли в них функциональная специализация или применяется участковый метод работы. В отделах на каждого работника утверждается должностная инструкция.
Начальник отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами:
1) организует и осуществляет контроль за работой по:
· регистрации застрахованных лиц;
· сбору индивидуальных сведений и обеспечению их достоверности;
· назначению (перерасчету) пенсий на основании данных персонального учета;
2) совместно со специалистами осуществляет:
· разработку планов работы отдела;
· анализ деятельности отдела;
· составление сводно-аналитической, оперативной информации;
· подготовку еженедельной, квартальной, годовой отчетности;
· работу по соблюдению единой методологии и технологии работ персонифицированного учета;
3) при наличии в Управлении межрайонного пункта персонифицированного учета (МРП ПУ) осуществляет:
· анализ деятельности межрайонного пункта персонифицированного учета;
· контроль за обработкой индивидуальных сведений и ввода их в информационную систему;
Читайте также: