В работе правления пфр могут принимать участие с правом совещательного голоса

Обновлено: 16.05.2024

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим. В то же время, Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации согласно статье 34 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 № 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Такие полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.

Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. Региональные отделения имеют в своем составе Управления ПФР по городам и районам. ПФР - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

Территориальные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, "горячие линии".

В состав правления ПФР входят: председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделений ПФР. Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Верховным Советом Российской Федерации. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, определяет перспективные и текущие задачи системы ПФР.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.

Исходя из вышесказанного, можем схематично изобразить структуру Пенсионного Фонда Российской Федерации:

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Цель: о характеризовать правовые положения пенсионного фонда и раскрыть механизм его работы .

Пенсионный Фонд РФ – это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

ПФР обеспечивает:

· целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Положением;

· организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

· капитализацию средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

· контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

· межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции фонда;

· участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

· проведение научно-исследовательской работы в области обязательного пенсионного страхования;

· разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Средства ПФР формируются за счет:

· средств федерального бюджета;

· сумм пеней и иных финансовых санкций;

· доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

· добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

• иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Средства ПФР направляются на:

· выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственны­ми и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

· оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

· финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;

В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и испол­нительный директор ПФР, а также управляющие отделений ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители обществен­ных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защи­той интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

В работе правления ПФР могут принимать участие с правом со­вещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республи­кам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РФ, Центрального банка РФ.

· несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда;

· определяет перспективные и текущие задачи фонда;

· утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

· назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и руководителей его отделений;

· утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах фонда;

· издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда;

• решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции. Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной ди­рекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять управлениям ПФР в районах и городах, реви­зионной комиссии необходимые документы и сведения, относя­щиеся к деятельности фонда, за исключением сведений, составляю­щих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается зако­нодательством.

Работники системы ПФР приравниваются по условиям меди­цинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответ­ствующих органов исполнительной власти.

Работники ПФР в районах и городах подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмеще­ние причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установлен­ных для сотрудников Государственной налоговой службы РФ.

ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображени­ем Государственного герба РФ и своим наименованием.

Местонахождение ПФР — город Москва.

Правовое положение, задачи и функции отделений

Пенсионного фонда субъектов РФ

Отделение ПФР в субъектах (далее — Отделение) создается по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения и организации пенсионного обеспечения.

Денежные средства, поступающие на счет Отделения, являются федеральной собственностью, имеют специальное назначение, не входят в состав бюджетов и бюджета субъектов РФ, других фондов и изъятию не подлежат.

· исполнение бюджета Отделения в соответствии с утвержденными правлением ПФР плановыми показателями;

· исполнение утвержденной правлением ПФР сметы расходов на содержание Отделения;

· финансирование расходов на выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

· перечисление в установленном правлением ПФР порядке сверхнормативных остатков средств в соответствии с утвержденным нормативом оборотных средств;

· руководство и контроль за деятельностью управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);

· доведение утвержденных ПФР плановых показателей доходной и расходной частей годового и ежеквартального бюджета. Отделения до управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);

· проведение и ежеквартальное представление в установленном порядке в ПФР анализа исполнения плановых показателей бюджета Отделения;

· организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков взносов в ПФР в соответствии с действующим законодательством;

· организацию работы по назначению (перерасчету) пенсий, выплате пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, ведению базы данных по пенсионерам;

· организацию и ведение индивидуального (персонифицирован­ного) учета застрахованных лиц;

· обобщение практики применения законодательства о пенси­ях, о выплате социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, об уплате взно­сов в ПФР, а также подготовку соответствующих предложе­ний по его совершенствованию;

· прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к компетенции Отделения, принятие по ним соответствующих мер;

· привлечение добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

· ведение бухгалтерского учета, составление предусмотренной бухгалтерской и статистической отчетности, включая состав­ление сводной расчетной ведомости по взносам в ПФР, а также представление их в установленном порядке соответст­вующим органам;

· организацию разъяснительной работы по вопросам пенсион­ного обеспечения и страхования, уплаты взносов; оказание правовой помощи работодателям, осуществляющим представление граждан к назначению (перерасчету) государ­ственных пенсий;

· организацию и ведение справочно-кодификационной работы по законодательству;

· защиту конфиденциальной информации в соответствии с нормативными документами и указаниями правления, Исполнительной дирекции ПФР;

· организацию архивирования документации, связанной с пенсионным обеспечением и страхованием, сбором взносов в ПФР и персонифицированным учетом;

• подбор, расстановку и обучение кадров, а также их социальную защиту;

• решение других вопросов, отнесенных к компетенции Отделения в соответствии с действующим законодательством РФ.

· несет всю полноту ответственности за выполнение работы, возложенной на Отделение;

· определяет перспективные и текущие задачи Отделения;

· утверждает в соответствии с утвержденными правлением ПФР структурой, численностью и месячным фондом оплаты труда штатные расписания Отделения, управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах), а также сметы расходов на содержание управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах) в пределах средств, выделяемых на эти цели;

· имеет право выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке с текущих счетов управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);

· заключает и расторгает трудовые договоры с работниками Отделения;

· без доверенности действует от имени Отделения, распоряжается его имуществом, заключает договоры в пределах компетенции, определенной правлением ПФР, выдает доверенности;

· является распорядителем средств, выделяемых на выплату пенсий и социальных пособий на погребение умерших пен­сионеров, не работавших на день смерти, а также на содержа­ние Отделения;

· издает приказы и дает указания, обязательные для работников Отделения, управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);

· назначает руководителей управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах) по согласованию с соответствующей администрацией;

• решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции. Отделение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, теку­щий и другие счета в банках, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Отделение имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также фирмен­ные бланки, штампы.

Решение о ликвидации либо реорганизации (слиянии, присо­единении, выделении, разделении, преобразовании) Отделения при­нимается правлением ПФР в соответствии с условиями и порядком, установленными законодательством РФ.

Имущество в случае ликвидации Отделения передается Испол­нительной дирекции ПФР.

Правовое положение, задачи и функции городских (районных) управлений Пенсионного фонда РФ

Управление ПФР в городе (районе) (далее — Управление) создается в соответствии с Соглашением между ПФР и администрацией субъектов РФ о передаче государственному учреждению — Отделению ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий по ре­шению правления ПФР. Управление входит в систему ПФР и непосредственно подчиняется Отделению ПФР.

· выявление, регистрацию и учет в установленном порядке плательщиков взносов в ПФР в соответствии с действующим законодательством;

· ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков взносов в ПФР;

· организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

· организацию и ведение индивидуальных счетов в системе обязательного пенсионного страхования;

· организацию работы по учету поступления части единого социального налога (взноса) в ПФР, целевому сбору взносов в соответствии с действующим законодательством, а также контроль за их своевременным и полным поступлением на пенсионное страхование с учетом данных индивидуального (персонифицированного) учета;

· экономический анализ и прогнозирование доходной и расходной частей бюджета Управления;

· привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц в ПФР;

· контроль, в том числе с участием налоговых органов, за своевременным и полным поступлением взносов, финансовых санкций;

· контроль за представлением в установленные сроки плательщиками взносов Расчетной ведомости по взносам в ПФР и правильностью ее заполнения;

· контроль за соблюдением платежной дисциплины всеми категориями плательщиков взносов в ПФР;

· своевременное взыскание с плательщиков штрафов и иных финансовых санкций в порядке, установленном законодательством РФ;

· составление сводной расчетной ведомости по взносам в ПФР по Управлению и другой отчетности, а также представление их в установленном порядке в Отделение;

· составление и представление в Отделение в установленном порядке заявок на финансирование выплаты пенсий и соци­альных пособий на погребение умерших пенсионеров, не ра­ботавших на день смерти;

· целевое и рациональное использование средств, выделяемых на выплату пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

· ведение бухгалтерского учета, представление законодательно предусмотренной бухгалтерской и статистической отчетности в Отделение, налоговую инспекцию, внебюджетные фонды, органы статистики;

· контроль за перечислением остатков средств ПФР в установ­ленном порядке в Отделение;

· составление и представление в Отделение в установленном по­рядке сметы доходов и расходов на содержание Управления;

· своевременное назначение (перерасчет) пенсий, выплату пен­сий и социальных пособий на погребение умерших пенсионе­ров, не работавших на день смерти;

· контроль за правильностью оформления документов, представляемых для назначения (перерасчета) пенсий;

· ведение базы данных по пенсионерам;

· оказание правовой помощи работодателям, осуществляющим представление граждан к назначению (перерасчету) пенсий;

· прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к компетенции Управления, принятие по ним соответствующих мер;

· ведение разъяснительной работы среди населения, плательщиков взносов по вопросам пенсионного обеспечения, пенсионного страхования и индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

· защиту конфиденциальной информации в соответствии с нормативными документами и указаниями правления и Исполнительной дирекции ПФР и Отделения;

· ведение справочно-кодификационной работы по законодательству;

· представительство в суде и арбитражном суде при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения и страхования, уплаты взносов в ПФР;

· организацию архивирования документации, связанной с пенсионным обеспечением, сбором взносов в ПФР и персонифицированным учетом.

Деятельность Управления основывается на современных техно­логиях сбора, передачи, хранения и обработки информации.

Руководство Управлением осуществляет начальник, который назначается на должность приказом руководителя Отделения по со­гласованию с администрацией города (района).

· несет всю полноту ответственности за выполнение работы, возложенной на Управление;

· является распорядителем средств, выделяемых на выплату пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, содержание Управления, несет ответственность за правильное использование этих средств;

· принимает решения о назначении (перерасчете) пенсий, об удержаниях из пенсий;

· издает приказы и дает указания, обязательные для работников Управления;

· обеспечивает подбор, расстановку кадров, их обучение на рабочем месте;

· заключает и расторгает трудовые договоры с работниками Управления;

· без доверенности действует от имени Управления, распоряжается его имуществом и заключает договоры в пределах компетенции, определенной правлением ПФР, выдает доверенности;

• решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в

национально-государственных и административно-территориальных

образованиях. Региональные отделения имеют в своем составе Управления

ПФР по г ородам и районам. ПФР - одна из немногих вертикально

интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный

фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным

округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том

числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов

ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской

Федерации, сохраняя отношения субординации. Э то дает возможность

осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем

Территориальные Отделения в своей деятельности тесно

взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными

организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все

заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории,

до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы -

консультационные пункты, клиентские службы, единые ю ридические

службы, общественные пункты сбора вопросов населения, "горячие линии".

В состав правления ПФР входят: председатель, первый заместитель,

заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а

также управляющие двенадцатью отделений ПФР. Правление ПФР

возглавляет председатель, который назначается и освобождается от

должности Верховным Советом Российской Федерации. В состав правления

ПФР могут входить представители общественных, религиозных и

государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий,

деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов

В работе правления ПФР могут принимать участие с правом

совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в

составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств

Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному

управлению средствами обязательного пенсионного страхования в

Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством

Российской Федерации, определяет перспективные и текущие задачи

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции

ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.

Исходя из вышесказанного, можем схем атично изобразить структуру


Рисунок 1. Структура Пенсионного фонда Российской Федерации

Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, он обеспечивает:

 целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов (с 1 января 2001

года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью

внесения взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемых в составе единого

социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами РФ);

 организацию работы по взысканию с работодателей и граждан,

виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм

государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья,

профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

 капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него

добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и

 контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным

поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и


 организацию и ведение индивидуального (персонифицированного)

учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об

индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного

пенсионного страхования", а также организацию и ведение

государственного банка данных по всем категориям плательщиков

страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);

 межгосударственное и м еждународное сотрудничество Российской

Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

 участие в разработке и реализации в установленном порядке

межгосударственных и международных договоров и соглашений по

 изучение и обобщение практики применения нормативных актов по

вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет

Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;

 проведение научно-исследовательской работы в области

 разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по

ПФР также может принимать участие в финансировании программ

социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

2.3 Формирование и использование средств Пенсионного Фонд а

Бюджет ПФР и см ета расходов (включая фонд оплаты труда), а так же

отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается

законодательным органом. В Законе о бюджете Пенсионного ф онда РФ

утверждаются общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая

сумма расходов – по направлениям. Отчет фонда об исполнении бюджета за

каждый год также в виде федерального закона утверждается

 страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой

 страховых взносов иных категорий работающих граждан;

 ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на

выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и

приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям

социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на

индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот

в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от

чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и

 средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятост и

населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий

 средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате

 добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических

и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и

Согласно ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ

"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”

средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют

 выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и

международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и

социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших

 пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей

 доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета

 финансовое и материально-техническое обеспечение текущей

деятельности страховщика (включая содержание его центральных и

 иные цели, предусмотренные законодательством Российской

Исходя из вышесказанного, видно, что за счет средств Пенсионного

фонда финансируются программы по социальной поддержке инвалидов,

пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший

удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними

осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на

возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно

выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Часть средств

До 1991 г. в России практически не существовало самостоятель­ного бюджета пенсионной системы и средства на выплату пенсий выделялись из государственного бюджета.

Правовое положение, задачи и функции Пенсионного фонда РФ

ПФР образован в целях государственного управления финанса­ми пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он являет­ся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осущест­вляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации. Фонд выполняет отдельные банковские операции в порядке, уста­новленном действующим на территории Российской Федерации за­конодательством о банках и банковской деятельности.

Его денежные средства находятся в государственной собствен­ности Российской Федерации. Они не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

· целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Положением;

· организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

· капитализацию средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

· контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

· межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции фонда;

· участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

· проведение научно-исследовательской работы в области обязательного пенсионного страхования;

· разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Средства ПФР формируются за счет:

· средств федерального бюджета;

· сумм пеней и иных финансовых санкций;

· доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

· добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

• иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Средства ПФР направляются на:

· выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственны­ми и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

· оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

· финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;

• другие мероприятия, связанные с деятельностью фонда. Руководство ПФР осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и испол­нительный директор ПФР, а также управляющие отделений ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители обществен­ных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защи­той интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

В работе правления ПФР могут принимать участие с правом со­вещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республи­кам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РФ, Центрального банка РФ.

· несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда;

· определяет перспективные и текущие задачи фонда;

· утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

· назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и руководителей его отделений;

· утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах фонда;

· издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда;

• решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции. Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной ди­рекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять управлениям ПФР в районах и городах, реви­зионной комиссии необходимые документы и сведения, относя­щиеся к деятельности фонда, за исключением сведений, составляю­щих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается зако­нодательством.

Работники системы ПФР приравниваются по условиям меди­цинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответ­ствующих органов исполнительной власти.

Работники ПФР в районах и городах подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмеще­ние причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установлен­ных для сотрудников Государственной налоговой службы РФ.

ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображени­ем Государственного герба РФ и своим наименованием.

Местонахождение ПФР — город Москва.

Отдел выплаты пенсий

Отдел выплаты пенсий является структурным подразделением Управления ПФР. В число его задач входит осуществление работы по выплате и доставке трудовых пенсий и пенсий по государствен­ному пенсионному обеспечению, социальных пособий на погребе­ние умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, а также других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР, и подготовка предложений по совершенствованию организации вы­платы и доставки пенсий.

Функциями отдела являются:

1) ведение базы данных пенсионеров, а также пенсионеров, не имеющих регистрации по месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации;

2) ведение справочно-кодификационной работы по законодательству в части выплаты пенсий;

3) формирование и подготовка выплатной документации;

4) подведение итогов выплаты пенсий;

5) формирование в автоматизированном режиме сведений для составления бухгалтерской и статистической отчетности по выплаченным суммам пенсий, социальных пособий на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти, и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР, а также заявок потребности в средствах на выплату пенсий;

6) работа с исполнительными документами. Проведение удержаний из пенсий и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР;

7) осуществление контроля за правильностью сведений, содержащихся в базе данных пенсионеров и выплатных документах;

8) корректировка базы данных по итогам выплаты на отчетный период;

9) проведение массовых перерасчетов пенсий;

10)осуществление контроля за своевременным и целевым использованием денежных средств, предназначенных для выплаты пенсий, посредством проверок отделений связи, Сбербанка РФ и других кредитных организаций;

11)взаимодействие по вопросам организации выплаты и доставки пенсий с организациями федеральной почтовой связи, кредитными и иными организациями;

12)взаимодействие с органами записи актов гражданского состояния, органами паспортно-визовой службы и пенсионными службами других ведомств в целях контроля за правильностью выплаты пенсий;

13)внесение предложений по эффективным формам организации выплаты и доставки пенсий;

14)подготовка материалов для рассмотрения на судебных заседаниях вопросов, связанных с организацией выплаты и доставки пенсий.

4. Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации

Взаимодействие органов Пенсионного фонда РФ с органами Министерства по налогам и сборам. Федерального казначейства, социальной защиты населения, записи актов гражданского состояния и другими органами

В целях повышения эффективности и качества учета формиро­вания финансовых ресурсов, предназначенных для назначения, вы­платы пенсий, ПФР взаимодействует с:

· органами Министерства РФ по налогам и сборам;

· органами федерального казначейства;

· органами социальной защиты населения;

· органами записи актов гражданского состояния и другими органами.

Министерством РФ по налогам и сборам (МНС России) и ПФР в целях реализации положений гл. 24 части второй Налогового ко­декса РФ и Закона об обязательном пенсионном страховании разра­ботан Порядок обмена информацией между налоговыми органами и органами ПФР.

Обмен информацией между налоговыми органами и органа­ми ПФР осуществляется на уровне субъектов РФ, а также районов, городов.

Территориальные инспекции МНС РФ в городах, районах пред­ставляют управлениям ПФР не реже одного раза в квартал сведения о фактах неправильного исчисления взносов в ПФР, выявленных по результатам выездных налоговых проверок по полноте и пра­вильности единого социального налога; обеспечивают представле­ние достоверных справок о доходах индивидуальных предпринима­телей; ежеквартально представляют сведения об организациях и предприятиях, находящихся в процедуре банкротства по заявлению инспекции МНС России, с указанием стадии и суммы задолженно­сти по страховым взносам и пени в ПФР.

Управления ПФР обеспечивают передачу налоговым органам информации:

· о плательщиках страховых взносов в ПФР, а также о застрахованных лицах и их доходах из индивидуальных лицевых счетов;

· сведений о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов;

В соответствии с Соглашением о взаимодействии органов феде­рального казначейства и органом ПФР, органы федерального казна­чейства ежедневно передают органам ПФР выписки из сводного реестра поступивших доходов. Выписка должна содержать: наиме­нование платежного документа, номер платежного документа, иден­тификационный номер, номер счета плательщика, сумму платежа и код бюджетной классификации.

Между отделением ПФР и органом социальной защиты населе­ния заключается соглашение об информационном обмене, в соот­ветствии с которым управления ПФР ежемесячно передают в управ­ления социальной защиты населения базы данных по назначению и выплате пенсиий за электронно-цифровой подписью. Управления социальной защиты населения должны использовать информацию из базы данных для социального обеспечения населения.

Управления социальной защиты населения ежемесячно переда­ют центрам социального обслуживания, которые являются юриди­ческими лицами, информацию о размере назначенной пенсии граж­дан, состоящих на социальном обслуживании, для расчета платы за оказание услуг. Кроме того, на них возложена обязанность выдавать справки пенсионерам о размере пенсии, заверенные печатью и под­писью начальника Управления ПФР, для назначения государственного пособия на детей и установления ежемесячной доплаты к пен­сии муниципальным служащим.

В соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния* (в ред. от 25 октября 2001 г.) ру­ководитель органа записи актов гражданского состояния сообщает органу ПФР сведения о государственной регистрации смерти. По­скольку назначение и выплата пенсии осуществляются по месту жи­тельства, то органы регистрации актов гражданского состояния со­общают последнее место жительства умершего.

2. Функциональные обязанности должностных лиц управлений Пенсионного фонда РФ в городах (районах)

Распределение обязанностей между работниками Управления ПФР зависит от того, внедрена ли в них функциональная специали­зация или применяется участковый метод работы. В отделах на каж­дого работника утверждается должностная инструкция.

Начальник отдела персонифицированного учета и взаимодейст­вия со страхователями и застрахованными лицами:

1) организует и осуществляет контроль за работой по:

· регистрации застрахованных лиц;

· сбору индивидуальных сведений и обеспечению их достоверности;

· назначению (перерасчету) пенсий на основании данных персонального учета;

2) совместно со специалистами осуществляет:

· разработку планов работы отдела;

· анализ деятельности отдела;

· составление сводно-аналитической, оперативной информации;

· подготовку еженедельной, квартальной, годовой отчетности;

· работу по соблюдению единой методологии и технологии работ персонифицированного учета;

3) при наличии в Управлении межрайонного пункта персонифицированного учета (МРП ПУ) осуществляет:

· анализ деятельности межрайонного пункта персонифицированного учета;

· контроль за обработкой индивидуальных сведений и ввода их в информационную систему;

Читайте также: