В каком труде ф прокопович проводит мысль что государь сам имеет право назначать преемника

Обновлено: 15.05.2024

К началу XVIII в. тенденция к превращению сословно-представительной монархии в абсолютную стала определяющей в практике реализации верховной власти и построении бюрократического аппарата. Организация государственной власти и система управления подверглись существенным изменениям. Боярская дума прекратила свое существование и ее заменил Правительствующий сенат; вместо Приказов образовались Коллегии, работающие по Регламентам, патриаршество было ликвидировано, и для управления церковью возникла Духовная коллегия, преобразованная затем в Синод В городах были созданы органы городского самоуправления — магистраты. Боярство и дворянство слились в единое сословие — шляхетство.

Преобразования Петра I и сам активный процесс государственного строительства находили свое обоснование в политических теориях его современников. Одни из них ставили задачу утверждения в общественном мнении уже проведенных реформ, другие предусматривали пути возможного дальнейшего государственного строительства.

Феофан Прокопович происходил из украинской купеческой семьи. В молодости он получил широкое и разностороннее образование: закончил Киево-Могилянскую духовную академию, затем обучался в учебных заведениях Польши, Рима и Германии. Вернувшись на родину, он обратился к преподавательской деятельности и читал в Киево-Могилянской академии курсы математики, физики, астрономии, логики, поэтики и риторики.

Феофан Прокопович принял монашеский постриг и стал видным церковным деятелем: ректором Киево-Могилянской академии, епископом псковским, архиепископом новгородским и вице-президентом Святейшего Синода.

В своей деятельности верховный правитель реализует одновременно божественное призвание и требования естественного права, осуществляя долг служения народу Монарх Прокоповича— это просвещенный государь, который обязан заботиться не только об общем благе, но и о распространении просвещения, искоренении предрассудков, устроении правосудия и осуществлении хорошего управления страной.

Такое понимание верховной власти во многом было новым для русской политической мысли.

По-новому разрешил Феофан Прокопович и проблему взаимоотношений церкви и государства. Реформы Петра I изменили экономический и политический статус церковной организации. Экономическая самостоятельность церкви была подорвана образованием Монастырского приказа (1701), в руках которого сосредоточились все нити управления церковным и монастырским имуществом. Манифест об организации Синода и упразднении патриаршества передал управление церковью практически светскому учреждению.

Архиепископ пережил нескольких императоров (Петра I, Екатерину I, Петра II, Анну Иоанновну), и каждому из них он произносил и писал панегирики, утверждая их божественный статус и великую славу.

Философия Феофана Прокоповича

Диапазон Прокоповича-стихотворца был очень широк - от торжественных до шуточных стихов. В ряде своих стихотворений он обнаруживает подлинный талант и поэтический темперамент. Это нужно сказать особен­но о двух его стихотворениях, обращенных к Кантемиру. Но и в других своих вещах Прокопович выступает как незаурядный по тому времени мастер, умеющий разнообразить стихотворную строку и рифму, придать стиху музыкальное звучание. Он первый вводит у нас такую трудную строфу, как октава. Почти все стихи Прокоповича по своим темам примыкают к прочим его сочинениям, в которых он явля­ется убежденным борцом за дело культуры и прогресса.

Все, что было в стране живого, передового и деятельного, все это тянулось к Прокоповичу как средоточию огромной учености, как к выдающемуся уму и яркой индивидуальности. Этот человек, носивший монашескую рясу и фактически заправлявший всеми делами русской церкви, был самым энергичным и самым страстным апологетом светской культуры при самом ее рождении на русской почве. Везде, где мог, Прокопович расчищал для нее дорогу, вступая в тяжелое и утомительное единоборство с теми, кто стремился повернуть вспять преобразовательное дело Петра. О нем хорошо сказал В. И. Майков в своей надписи к его изображению:

Великого Петра дел славных проповедник,

Витийством Златоуст, муз чистых собеседник,

Историк, богослов, мудрец Российских стран -

Таков был пастырь стад словесных Феофан.

Феофан был не только пропагандистом культуры, но и ее организатором. Он принимал деятельное участие в основании у нас Академии наук и вступал в непосредственные сношения с иностранцами, приглашаемыми в Академию для научной работы. Он жил и действовал, весь поглощенный заботой о том, чтобы дело Петра пустило глубокие корни во всех сферах русской жизни, и вся его литературная работа была осуществлением этой постоянной и в самом существе своем бескорыстной заботы.

На удивление хорошо принята аудиторией статья об Якиме Самко, великом казацком вожде, которого тщательно забыли в России, яростно вымарали из историографии Украины. Наверное, будем почаще вспоминать подобных персонажей. Родившихся в Малороссии, но жизнь посвятивших общему делу единой державы. Вот сегодня такой герой будет, очень старательно современными украинскими идеологами не замечаемый. А у наших православных иерархов его имя, по всем признакам, вызывает приступы зубной боли.

Тайны становления.

Архиепископ Феофан (Прокопович) отметился выдающимися заслугами, был почитаем как новатор в философии, поэзии, драматургии формирующейся российской Империи. Был непримиримым реформатором церковной и политической сферы. Вроде бы, … о нём известно много, имя часто мелькает. Но полноценной биографии не написано. Любой исследователь сразу сталкивается с огромными пробелами в его жизни. Принятие многих решений этим человеком — порой загадка и какая-то тайна. На грани конспирологии.

Всё начинается с происхождения, никто не скажет, как звали его родителей, кто они были. Известно место рождения — Киев. Не то сын торговца, не то церковного служителя при дворе митрополита. Спор идёт даже о крестильном имени, Елеазар или Елисей. Наиболее полное жизнеописание оставил тайный советник, доктор богословия Иларион Чистович.

Он утверждал: Елеазар рано потерял родителей, его воспитывал брат матери, наместник Братского монастыря и ректор киевской академии Феофан Прокопович. Игумен взял сироту в своё учебное заведение, тот сразу стал лучшим в русской грамматике и латыни. После кончины игумена покровительство над Елеазаром берет киевский митрополит Варлаам Ясинский.

Страну тогда крепко лихорадило, молодой Пётр I начал свои преобразования, патриархальное общество Малороссии пребывало в ужасе. Поступали странные циркуляры и Указы о введении системы общего образования. Россия не знала, с чего и как начинать. Некий образовательный эрзац уже существовал, был привычен, отвечал потребностям патриархальной страны. Каждый монастырь содержал свою школу для детей мирян.

Со времен митрополита Петра Могилы была знаменита своими выпускниками академия Киева. Лучшие из лучших ехали поступать в Москву. Где недавно открылась Славяно-греко-латинская академия. Но Пётр хотел чего-то большего. И требовал этого от церковных иерархов.

Вторая тайна

Драматург.

В 1711 году его вызывает к себе Пётр I, уходя в неудачный Прутский поход. Феофан сопровождает государя вплоть до подписания унизительного мирного договора с турками. Возвращается в Киев уже игуменом Братского монастыря и ректором академии. Как когда-то его дядя. Делами начинает заправлять энергично, временами жёстко, но он горячо любим братией и всем образованным киевским обществом.

Пришли на Прут коломутный,
тут же то был бой окрутный,
тут же то был нам час смутный.
Стали рядом уступати,
иншего места искати,
а не всуе пропадати.

Революционер.

С одной стороны, никто более ёмко и кратко еще не опрокидывал греко-католиков. Не давал равный бой католическим богословам и иезуитам. Но в своей богословской публицистике Феофан Прокопович… использует методы протестантов! Именно он впервые берет наиболее эффективные критические приёмы этих еретиков против католицизма. Только разворачивая выводы… в пользу православной веры. Феофану отвечают даже из Ватикана несколькими книгами…

Тогдашний киевский митрополит Иоасаф Краковский уже отошёл от дел, сломленный возрастом и болезнями. Прокопович вместе с иеродиаконом Иоанникием Сенюковичем тащили на себе огромный груз повседневных дел епархии… Но насыщенная и интересная жизнь закончилась царским вызовом в 1716 году.

Реформатор .

Когда преставился московский патриарх Адриан, в том году преемника не избирали. Местоблюстителем патриаршего престола был рязанский митрополит Стефан Яворский, бывший униат и галичанин. Его власть местоблюстителя была крайне ограничена неистовством Петра. Запретившим любые самостоятельные решения. В духовных делах Стефан должен был совещаться с собором епископов, хозяйственные решали кто угодно… только не сами церковники. Стало понятно: Пётр не собирается назначать патриарха, сам институт патриаршества — ликвидировать.

Так, в 1721 году, была учреждена новая форма церковного управления. Феофан стал первым вице-президентом Святейшего правительствующего Синода. Уже являясь рукоположенным епископом Псковским и Нарвским. С первого дня своего приезда из Киева он ни на шаг не отходит от Петра, став главным советником в делах духовного управления страной. Получив в нагрузку от беспокойного императора кучу других обязанностей.

Непростые времена .

Выводы

Феофан шёл другой дорогой. Его призванием была подмога Петру в деле преобразования Церкви и народа, и он понял и исполнял его, не щадя ни трудов, ни усердия. Нужно ли Государю оправдать перед народом и перед светом свой поступок с Царевичем, отрешённым от престола, он поручает Феофану написать правду воли монаршей. – Нужно ли оправдать отмену патриаршества и учреждение, вместо него, коллегиального синодального правления, и он поручает Феофану написать это оправдание с изяснением его законности из канонических правил и древних церковных примеров. – Петру не нравится в народе лицемерие, происходящее от непонимания истинного христианского благочестия, и Феофан пишет, по его поручению, книгу против лицемеров, с изяснением духа истинной христианской набожности. – Государя занимают раскольницкие дела: и Феофан пишет одно за другим обявления и увещания к раскольникам. – Ни одной стороны его реформы, ни одного события из его царствования он не оставил без того, чтобы не изяснить с церковной кафедры их пользы и значения. В последние годы жизни Пётр решается преобразовать монашество русское и сам составляет план этого преобразования. Феофан изясняет законность этого преобразования из самой истории монашества и церковных правил. – Это только перечень сочинений, написанных Феофаном в три-четыре года, и то неполный. Некоторые из его сочинений составляют, по обему, целые книги. Говоря о духе их надо признаться с сожалением, что Феофан применялся к произволу Монарха, забывая иногда святую правду и жертвуя истиною цареугодливости. 161

Мы пересмотрим главнейшие его сочинения и политические трактаты для того, чтобы ознакомиться ближе с его деятельностью в этот период.

Правда воли монаршей.

В 1722 году 5-го Февраля обнародован был акт о престолонаследии в русском государстве. Государь предоставляет себе в нем свободу назначить своим преемником того, кого найдет наиболее способным, так что если молодой великий князь, внук его величества, будет вести себя не так, как следует, и если Государь со временем признает его недостойным российского престола, то может, единственно по собственному усмотрению, избрать наследником своим, кого заблагорассудит 162 .

В 1722 году Правда воли монаршей была напечатана 164 ; в следующем 1723 году повещено было об издании ее за границей в Лейпцигских учёных актах, где кратко изложено и все содержите книги с очевидным наклонением в пользу новоизданного устава и с оправданием заботливости Государя о выборе достойного себе наследника для управления обширнейшею своею империей; 165 а в 1724 году она переведена на немецкий язык и издана в Берлине.

История Петра Великого.

«На первый и второй пункты мое нижеименованнаго мнение. Не кажется мне быть лучше, да (бы) Историа писана была от лица государева, вин ради следующих:

1) Что кто и сам о себе пишет повесть, то (по множайшим честнейших таковых авторов обычаям) пишет не в первом лице – я или мы, но в третьем, чего имеем образы и примеры, как в священном писании в книгах Исхода, Левит, Числ и Второзакония, которые Моисей писал: не говорит о себе Моисей в своем лице, но аки бы иной некто. Також Матфей и Иоанн евангелисты – в Евангелиях своих, где речь им есть о себе самих. А из историков внешних, Иулий Цесарь дела свои описуя, пишет в третьем лице, например: Цесарь повелел (Цесарь устроил воинство и проч.).

2) Самому себе в своем лице оказывать действия славныя непристойно: например о присутствии государеве на баталии пристойно так писать: (тогда и сам Петр великое показал мужество, ибо в самом том огне неотступно подвизался и проч.), чего говорить первым лицем (тогда и мы показали мужество и проч.) неприлично.

3) Несочиненное Государем слово писать под его лицем, и то кажется не нуждно: еслиж правдивое его величества сочинение есть, то тому быть пристойно. Феофан архиепископ новгородский.

Вообще ни наружный вид рукописи, ни собственноручные поправки и заметки Феофана на первых листах её, нисколько не убеждают в том, чтобы эта история была сочинением Феофана. Он просматривал и поправлял её по поручению Государя, как просматривал, исправлял и дополнял многие другие сочинения и переводы, присылаемые ему Государем для прочтения и исправления 167 .

Поэтому несправедливо ставить ему в укор и недостатки этой истории, отнесённые на его счёт издателем этой истории, князем Щербатовым (История Петра Великого. Москва 1788 г., стр. 162) и историком Петра – Устряловым (История Петра Великого, соч. Н. Устрялова, Т. I, стр. XXXI) 168 .

О блаженствах против ханжей и лицемеров.

Он сам составил программу этого сочинения, в которой сделал коротенький обзор десяти заповедей и, не нашедши между ними заповеди, запрещающей лицемерие, показал, что оно запрещается всеми заповедями, потому что содержит в себе грехи против всех заповедей.

«Вопрос. Описав все грехи против заповедей, один токмо нахожу грех лицемерия или ханжества не обретающийся между прочих вышеписанных, что зело удивительно – чего для?

Ответ. Того ради, понеже заповеди суть разны, и преступлении разны – против каждой; сей же грех все вышеписанные в себе содержит, и такой он есть, что иной грех не может в себе иметь его, хотяб и хотел, а сей зело удобно все имеет.

Вопрос. Како сей грех все грехи в себе содержит, а инии не могут сего иметь и которые?

Ответ. Против первой – грех есть атеистство, который в ханжах есть фундаментом, ибо первое их дело – сказывать видения, повеления от Бога и чудеса, все вымышленные, которых не бывало; и когда сами оное вымыслили, то ведают уже, что не Бог то делал, но они; какая ж вера в оных? А когда оной нет, то суть истинные атеисты.

Против второй – страха Божия не имущии. О сем же и толковать не надобно, понеже-де когда лгут на Бога, какой уже страх Божий обрестися может.

Против третьей – сия равна второй; ктомуж прилагается: святи его, сиречь, молися, ибо 6 дней тебе дано на дело, а седьмой на молитву; молитва же от ханжей приятналь Богу, которая в лживых чудесах и фарисейских мечтах и атеистовскою совестию исполнена.

Против четвертой. Может быть, что натуральных отцов некоторые и почитают (но сие на удачу), но пастырей, иже суть вторые по натуральных отцы, от Бога определены, как почитают, когда первое их мастерство в том, чтоб по последней мере их обмануть, а вяще тщатся бедство им приключить подчиненных пастырей оболганием у вышних, а вышних – всеянием в народе хульных про оных слов, подвигая их к бунту, как многих головы на кольях свидетельствуют.

Против пятой – не убиеши. О сем всяк из 4-го ответа может выразуметь, что оружием не так скоро человека погубить мочно, как языком; и который на свете разбойник столько может людей погубить, как заводчик бунта, о чем в 4 ответе ясно изображено; а все то чинят образом святыни, под видом агнца, прикрывся его кожею.

На шестой – не прелюбы сотвори. Как бы мог муж незнаемаго человека к жене допустить, а особливо бодраго и хорошаго? А ханжу еще и под руку приняв отведет для благословения и пророчества и, провожая назад, руки выцелует и накланяется, считая за великую себе добродетель (что такого адскаго сына в свояки себе принял).

На седьмую – не укради. Не токмо одною рукою, но духом и обеими все крадут.

На осьмую – не послушествуй ложно. Да в сем их и мастерство состоит, как выше писано.

На девятую и десятую – не пожелай чего ни есть ближняго твоего. Сие все без разбору, понеже чем бы им питаться?

В том же 1722 г. книга о блаженствах напечатана была с краткою, на конце выпискою, существенных её положений, для заучиванья на память.

Канонические сочинения.

Рассуждение св. Синода о браках правоверных с иноверными. Спб. 1721. С1781 г. печатается при Духовном регламенте. 175

Сочинения против раскола.

Весьма важную часть распоряжений духовного и гражданского правительства этого времени составляют распоряжения о раскольниках. В Синоде образовано было даже особое отделение по раскольницким делам и поручено ближайшему наблюдению тверского епископа Феофилакта. Но важные дела восходили на общее рассуждение св. Синода и решались в общем его собрании.

Феофан, не оставлявший ни одного важного дела без того, чтобы не осмотреть и не обдумать его со всех сторон, принимал в раскольнических делах постоянное участие. Он написал несколько увещаний к раскольникам, которые разосланы были от Синода в виде обявлений или указов. Таковы:

Увещание к раскольникам, чтобы они безбоязненно явились в Синод для рассуждения о своих сомнениях, 1722 г. 176

Обявление с увещанием от Синода о продерзателях, неразсудно на мученье дерзающих 177 . Поводом к этому увещанию было упорство некоторых раскольников, охотнее подвергавшихся наказанию, нежели перемене одежд и стрижению волос. Св. Синод предписал священникам читать это обявление по церквам в воскресные и праздничные дни раз в месяц, а во время ярмарок, когда бывает большое стечение народа, и пред церквами во всеуслышание.

Ответы на предложенные из Приказа церковных дел пункты о записных и не записных раскольниках (Москва, 1722 г.)

В 1723 году Феофан написал, по высочайшему повелению, Разсуждение о поливательном крещении (Спб. 1724 г.), в котором защищает, против раскольников, силу поливательного крещения наравне с погружением. Впрочем, Феофан подвергся за это укоризнам со стороны некоторых церковных писателей.

Увещание от св. Синода невеждам (раскольникам). Спб. 1725 г. (Полн. Собр. Зак. VII, № 4635).

Выставляя на вид выгоды преобразований и нововведений, вводимых Петром в русскую жизнь, Феофан говорит о них, с церковной кафедры, целые политические речи.

Не было ни одного события в государстве, которого Феофан не сделал бы предметом проповеди и не изяснил народу его значения.

С.-Петербургская семинария.

Распространя государство силою оружия, Пётр I в тоже время хотел просветить и образовать его посредством учения и науки. Известны заботы и распоряжения Государя об учреждении народных и специальных училищ. Духовенство, стоящее впереди народа и руководствующее его в нравственной жизни, тем более обращало на себя внимание Государя.

При учреждении Синода предположено было учредить Академию или семинарию для приготовления достойных пастырей Церкви. В Духовном регламенте (в статье – домы училищные) изложены правила для этого учреждения. С этих пор учреждение Академии было постоянным предметом забот Государя. Феофан в этом деле был тем заботливейшим исполнителем его желаний, что они совпадали с его собственными.

Феофан, между тем, представил Государю рисунок училищного дома. Государь сам рассматривал рисунок, и потом приказал Макарову отписать в Синод, чтобы приказали заблаговременно заготовлять материалы; вместе с тем подтвердил свой прежний указ, чтобы, для временного помещения семинарии, очистить несколько светлиц в доме царевны Екатерины Алексеевны.

Синод подал Государю доклад о материалах; а Феофан писал о нём Макарову: «посылаю при сем опись, какую написал архитект, кое число кирпича, извести и прочиих материалов требует строение дому семинаристскаго, по написанном и похваленном чертежу. И сие дело скораго указа государева и по оному своего начинания требует, дабы нам без начинания сего не пропустить лета, и за долгим отлагательством не пошло бы дело в забвение. А дела сего требует и сама крайняя отечества нужда и польза царскому величеству; ибо в дому училищном намеряемом не только богословское имеет быть учение чину церковному потребное, но, аще благоволить царское величество, будет и юриспруденция, к лучшему произведению судебных дел. И чего с трудностию и не малым иждивением предлежит детей наших обучать в чужих сторонах, не лучше ли было бы учить того дома множайшее число учеников, и с не великим коштом. Да дело же сие потребно есть и к совершению славы царскаго величества. Превозшел его величество всех всего света государей храбростию, мудростию, тщанием и происшедшими от оных добродетелей делами: конечнож подобает, дабы и в заводе толь полезнаго учения не остался от прочиих; понеже вся европейския и малыя государства нарочитыя имеют учения и оными славятся.

Штат духовный.

Нам не довелось нигде встретить ни этой росписи, ни указания на неё. Но в Кабинетных Делах Государственного архива есть указание на одно донесение Феофана Государю, в котором он испрашивал его разрешения касательно некоторых предметов, относившихся к составлению духовного штата. Мы вполне приводим этот документ.

«Некая, по мнению моему, надлежащая к разсуждению штата духовнаго, сия суть:

1) Монастырю троицкому сергиеву быть ли в определении штатском. А ведати подобает, что многие тамо слуги лишние суть и очередно в вотчины посылаются вместо жалованья и не без раззорения крестьян богатятся.

2) Слышно, что многие епископы имущее быть равное всем архиереям определение слышат с радостию.

3) Не надлежит ли выдать указу с именным некиим указанием на тех, которые репорты приходов денежных и хлебных ложные пришлют, истязав кто виновен тому, начальный ли или их подначальные управители.

4) Слышится, что многие желают, дабы однажды усмотренные остатки вовсе были бы определены, яко дань постоянная, дабы и с домов архиерейских и с монастырей определенныя деньги и хлеб давано, как в плодоносный год, так и в средни и скудный.

5) Если кто тщанием своим приумножит экономии без налога на крестьян, будет ли ему некое, сверх определения, награждение?

6) В Духовном регламенте положено всякому архиерею содержать школу малых робят и на содержание оной сбирать с монастырей 20-ую долю хлебнаго прихода: сему впредь быть ли?

7) Собирать ли буде в одно место денежные и хлебные остатки, или хранить оные по своим местам, а записи были бы при Синоде у казначея?

8) Полезно, кажется, будет на всяк год, по собрании с полей хлеба, такоже и денег, отлучить остатки и запечатать при инквизиторах и репортовать в контору синодальную. А кто репорт во время уреченное не пришлет, и то ему вменить в воровство.

Но составление штата духовного остановилось за смертью Государя.

Устроение монашества и монастырей.

Заботясь о приведении в лучший порядок духовенства, Пётр, обратив внимание на монастыри и, еще в 1701 году, 31-го января, приказал боярину И. А. Мусину-Пушкину, описав их, составить как им, так и церквам, Ружную книгу. При учреждении Синода, составлены были и приложены к Духовному регламенту общие правила для монастырей и монашествующих. Кроме того, Феофан составил правила келейного жития для монахов Александро-Невского монастыря. Но все это были меры частные, паллиативные. Пётр хотел решительной мерой преобразовать монастыри.

В 1724 году, 31-го января, он подписал указ, которым предполагалось устроить монашество по древним образцам, сообразно с истинною его целью, и размножившимся монастырям дать назначение, требуемое пользою государства. – Указ этот составлен самим Государем и потом, по его приказанию, в некоторых местах пополнен Феофаном. 189

Он состоит из исторического обяснения: когда и коей ради вины начался чин монашеский и каковой был образ жития монахов древних; и из двух определений – первого о монахах и монахинях, избирающих монашество ради единого токмо жития уединенного и второго – о желающих монашества для архиерейства. 190

Указ этот не был разослан по епархиям, но сообщен в копиях только синодальным членам и принят за руководство при составлении нового церковного штата, который составлялся в Сенате.

После того бывши в Москва, во время коронации Екатерины, Государь дал указ, чтобы московские монастыри – Чудов и Вознесенский-новодевичий определить для больных, старых и увечных, а Перервинский для школ и поручил эти монастыри в ведение и управление лейб-гвардии капитана Баскакова, приказавши ему составить смету приходов и расходов и расчислить, сколько где можно содержать больных, учредить госпиталей и оставить братства. 197 В тоже время Андреевский монастырь обращен в воспитательный дом для подкинутых младенцев 198 . Баскаков составил штат Чудову монастырю и прислал монастырскому начальству для исполнения. Но архимандрит, который был в ту пору синодальным членом, подал протест, в котором жаловался, что ему назначили бедное содержание и что у него отняли всякую власть над монастырем, и подчинили надзору братии. 199

По смерти Государя, хотя императрица Екатерина I, 16-го марта 1725 года, дала указ Баскакову, чтобы порученные ему б.п. Государем дела чинил неотложно и писал в Сенат и Кабинет по прежнему 200 : но дело это мало по малу рушилось.

Хозяйственные дела Феофана, во всю бытность его псковским епископом, были не завидны. Он постоянно жаловался на бедность, занимал, просил и, если б не милость Государя, то был бы в самом жалком положении.

Смерть Петра.

От скорой езды, на обратном пути в С.-Петербург, болезнь пробудилась с новою силою. По временам она то усиливалась, то ослабевала, но в половине января следующего года обнаружилась с такою силою, что не давала никакой надежды на выздоровление Государя. В городе и окрестностях, по всем церквам, молились о его выздоровлении. Сам Государь приказал освободить по всему государству преступников, содержавшихся в тюрьмах и в каторгах, исключая обиды персональные. 25-го января Государь причастился св. Таин. На другой день в половине 2-го часа пополудни больной стал приближаться к кончине. Тотчас же приглашены были к нему два архиерея, псковский и тверской, и чудовский архимандрит для утешения и утверждения умирающего. При этих увещаниях Государь показал сильное и живое чувство благочестия. Между тем пришёл троицкий архимандрит и спросил, не благоволит ли он ещё раз причаститься св. Таин, и когда Государь знаком руки выразил своё согласие, тотчас же причастили его. В четвертом часу по полуночи Государь начал дышать заметно реже. Тверской епископ Феофилакт прочитал ему молитвы на исход души. Вскоре после того, в четверть 6-го утром, Государя не стало.

Народ быль поражен вестию о неожиданно-ранней кончине великого Царя. Плач был всеобщи. Но для близких к нему, и для Феофана в частности, было много особых побуждений оплакивать эту потерю.

Полное Собр. Зак. VI, №3893. Берхгольца, Дневник, ч. II, стр. 91.

Кабин. Дела, II, № 61, л. 107.

Москва 1722 года, – одно издание гражданским, другое церковным шрифтом.

Quantum Russorum Imperator in eligendo provinciis suis amplissimis digno herede et successore operam hucusque diligentiamque navarit, novis e Russorum regione ad nos adlatis edocti aliquoties sumus. Idem et hie libellus demonstrat, cujus in fronte statim Kussorum Imperatoris edictum legentibus sese offert illud, quod contra Filium Principem die v. febr. anno 1722 Preobraschii conceptum, Moscuaeque tipis mandatum et die xi promulgatnm est. Falli eos et fallere, qui in successione bene ordinanda jus primogeniturae semper spectandum esse sibi persuadeant, cum potius virtus sit spectanda. Ad quam sententiam corrobo- randam varia subinde argumenta et rationes ex legibus sacris aeque ac civilibus Komanorum affert noster, easque exemplis paullo uberius ex historia sacra civili- que illustrat. Ex his omnibus breviter hie repetitis argumentis colligit autor vel unum illorum sibi sufficere probaturo, liberam Kussorum Imperatori esse potestatem in eligendo successore herede sive ex filiis nepotibusue, sive ex cognatis, sive alia stirpe. (Acta Erudit. Lipsiae. 1723 an. mensis Aug. p. 348–353).

Кабин. Дела, II, № 61, л. 103.

Феофан Прокопович: малоросс, формировавший государственные институты Российской империи

В этом году исполнилось 240 лет, со дня рождения (18.06.1681) архиепископа Феофан (Прокоповича) - философа, поэта, драматурга, церковного и политического деятеля. Это человек, о котором известно много, но далеко не всё, что нужно для написания последовательной и непротиворечивой биографии.

О его происхождении мы не знаем практически ничего. Нет никаких сведений о том, как звали его родителей, в исследованиях о нем говорится лишь, что родился он в Киеве в семье торговца. Даже о том, как нарекли мальчика при крещении (Елеазар или Елисей), ведутся споры.

В наиболее полной биографии иерарха, написанной тайным советником, доктором богословия Иларионом Чистовичем, говорится, что Елеазар рано потерял родителей и его воспитанием занялся дядя по матери, наместник Братского монастыря и ректор киевской академии Феофан Прокопович, чьим тезкой он станет впоследствии. Игумен и записал его в академию, где он обучался русской грамматике и латыни. По смерти заботился о спудее-сироте киевский митрополит Варлаам Ясинский. 18 сентября. Начало работы поместного собора Киевской митрополии

18 сентября. Начало работы поместного собора Киевской митрополии

Прослушав там полный курс, он обратил на себя внимание папы Климента XI, но не пожелал остаться в Риме и решил вернуться в Киев. Почему ректор Киево-Могилянской академии не знал о существовании украинцев

Почему ректор Киево-Могилянской академии не знал о существовании украинцев

Поял то был город близкий,
врагом добрый, бо был низкий,
дал бы на вас пострел резкий.
Пришли на Прут коломутный,
тут же то был бой окрутный,
тут же то был нам час смутный.
Стали рядом уступати,
иншего места искати,
а не всуе пропадати.

Несмотря на католическое образование или благодаря своему личному опыту, Феофан являлся заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Фрэнсисом Бэконом и Рене Декартом. Он решительно выступал с принципиальным отрицанием монополии духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергал старую теорию о первенстве духовной власти над светской.

Такая постановка вопроса не могла не понравиться царю. Пётр I, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, в 1716 году вызвал его в Петербург для осуществления реформы церкви.

День в истории. 20 марта: 380 лет назад родился самый знаменитый предатель в русской истории

С течением времени стало очевидно, что Пётр не думает назначать патриарха, а наоборот, думает уничтожить патриаршество как таковое. Сознавая свою неспособность к открытой борьбе, Стефан не раз просил об отставке, но тщетно: государь держал его при себе до самой смерти, проводя под его иногда вынужденным благословением все неприятные для Стефана реформы.

Отношения Стефана и Феофана сразу стали неприязненными, они стали строчить друг на друга доносы. Одной из главных заслуг Стефана являлась анафема Мазепе, и на этом фоне посвящение Феофаном своего опуса гетману выглядело соответствующим образом. Феофан же напоминал об особых отношениях митрополита с опальным царевичем Алексеем.

Кроме того, у двух малороссийских иерархов были и идейные разногласия.

Сравнивая богословские системы Стефана Яворского и Феофана Прокоповича, славянофил Юрий Самарин отмечал:

Из католической системы местоблюститель Стефан заимствовал принцип главенства церкви. Феофан же предложил противоположную концепцию. Он считал, что император является понтификом (римский император был верховным понтификом, т. е. жрецом), то есть епископом над всеми епископами и главой не только над мирским чином, но и над духовенством, то есть продвигал принцип, именуемый цезаропапизмом.

По учреждению новой формы церковного управления в 1721 году Феофан стал первым вице-президентом Святейшего правительствующего синода.

После основания Петербург оставался без собственного епископа. В 1718 году Феофан был рукоположен во епископа Псковского и Нарвского, фактически пребывая в Петербурге, и с того времени становится главным помощником Петра Великого в делах духовного управления. И не только духовного.

Чего на самом деле нет, а что есть в грамоте Петра I, возвращенной в Киев из Германии

Чему научился в Малороссии Михайло Ломоносов

Современные украинские идеологи не жалуют Феофана.

Чей Феофан? Наш Феофан — такой, как есть. Суровый и жестокий, умевший почувствовать и властную волю, и крамолу, и талант. Недаром именно он был первым, кто отметил особый дар Антиоха Кантемира и спудея Михайлы Ломоносова.

Прокопович один из наиболее ярких примеров имперской карьеры выходца из Малороссии. Он не только занимал высокий пост в церковной иерархии, но и оказал непосредственное влияние на формирование таких государственных институтов Империи, как Святейший Синод, престолонаследование и самодержавная власть.

Читайте также: