Предоставление сведений о высвобождении работников

Обновлено: 17.05.2024


Новые формы и новые правила подачи отчетов по кадрам введены Минтрудом в марте 2020 года. Что это за отчеты? Кому, как и когда их сдавать? Все разъясним в этой статье.

Новая отчетность работодателей в связи с коронавирусом

Напомним, что до развития ситуации с коронавирусом органы занятости отслеживали информацию о работниках:

  • уволенных в связи с ликвидацией или сокращением штата (форма № 1-МВ);
  • уволенных в связи с ликвидацией и сокращениями из градо- и системообразующих организаций (форма № 2-МВГ);
  • уволенных в моногородах (форма № 3-МВМ);
  • уволенных и планируемых к увольнению с предприятий, где численность персонала более 500 человек (форма № 4-МКО).

По Приказу № 152 каждая из отчетных форм дополнена новыми графами. Службу занятости нужно проинформировать о:

  • долгах по зарплате;
  • численности работников, которые на момент подачи отчета находятся на удаленке;
  • численности работников, для которых установлено неполное рабочее время (день, неделя) на дату подачи отчета;
  • численности работников, отправленных в простой;
  • численности работников, отправленных в отпуск без сохранения заработка;
  • численности работников, уволенных в связи с введением ограничительных мероприятий по противодействую пандемии коронавируса;
  • численности работников, которых планируется уволить в связи с введением ограничительных мероприятий.

В какие сроки сдавать новый отчет в службу занятости

Появление новых требований связано с выходом Постановления Правительства от 08.04.2020 № 460. Речь в нем идет в основном о назначении повышенных пособий по безработице гражданам, потерявшим работу из-за антикоронавирусных мер. Чтобы упростить таким людям регистрацию и обращение за пособием, службу занятости обязали самостоятельно проверять предоставленную гражданином информацию об увольнении и заработке.

Подобными оперативными данными на момент принятия постановления фонд занятости не располагал. Поэтому специалистов фонда наделили правом запрашивать информацию у ПФР и у работодателей.

Это привело к двум важным последствиям для кадровых служб работодателей:

1. Форму СЗВ-ТД надо сдавать в ПФР на следующий рабочий день после состоявшегося увольнения.

2. Еженедельно предоставлять в службу занятости отчет с данными, сформулированными в Приказе Минтруда № 152.

Пока отдельного официального документа нет. Сотрудники службы занятости сами информируют руководство работодателей о необходимости подачи сведений и сроках. Штрафов за несдачу или ошибки пока тоже не предусмотрено. Но учитывая оперативность, с которой появляются новые НПА, регулирующие ситуацию с введением мер по противодействию вирусной пандемии, новые законы и штрафы возникнут очень скоро.

Новая отчетность в фонд занятости дистанционно

Пока нет официального регламента, отделения фондов на местах принимают отчеты несколькими способами. В одних регионах отчитаться можно в произвольной форме, направив скан-копию отчета на адрес предоставленной местным фондом электронной почты. В других местах фонд сам присылает письмо с приложенным бланком для заполнения (заполненный бланк шлют ответным письмом).

1

Подводим итоги

  • Меры поддержки граждан, потерявших работу или заработок в период борьбы с коронавирусом, потребовали от службы занятости располагать оперативной информацией по увольнениям, изменениям условий работы и оплаты у обратившихся к ним граждан.
  • Фонду занятости дали право истребовать нужные сведения у ПФР и работодателей.
  • Работодатели с апреля 2020 года должны направлять в службу занятости еженедельный отчет с обязательными сведениями по перечню, утвержденному Приказом Минтруда № 152.
  • Порядок и форму отправки сведений нужно уточнять в своем отделении фонда занятости. Однако по общему правилу сведения в любом формате предоставляются только дистанционно.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА


***
Формы взаимодействия центра занятости населения с работодателями, планирующими или осуществляющими увольнение работников в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работников организации
Взаимодействие центра занятости населения с работодателями направлено, прежде всего:

  • на оказание информационно-консультационного сопровождения процесса увольнения работников (с соблюдением норм и требований действующего трудового законодательства) – проводится с момента поступления в центр занятости населения документального подтверждения о возможном увольнении работников до завершения процедур увольнения;
  • на содействие занятости увольняемых работников – проводится с момента поступления в центр занятости населения документального подтверждения о возможном увольнении работников и продолжается после завершения процедур увольнения работников.

Возможные формы взаимодействия центра занятости населения с работодателем с момента уведомления о предстоящем увольнении работников:

  • проведение консультаций и семинаров по вопросам действующего законодательства о труде и занятости совместно с руководителем или представителями кадровой службы организации, планирующей увольнение работников;
  • информационно-методическое обеспечение специалистов кадровой службы (соответствующие методические пособия, рекомендации, памятки, буклеты, аналитические и прочие необходимые для работы материалы);
  • информирование работодателя, осуществляющего увольнение:
    • о порядке работы центра занятости населения, видах оказываемых им услуг;
    • о наличии вакантных рабочих мест в базе данных центра занятости населения и возможностях трудоустройства увольняемых работников в другие организации города (района), края;
    • о возможности организации временных и общественных работ в организации, осуществляющей увольнение работников, с целью сохранения кадрового потенциала;

    Государственные услуги, оказываемые центром занятости населения работодателям, планирующим или осуществляющим увольнение работников в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работников организации:

    • информирование о положении на рынке труда;
    • содействие в подборе необходимых работников;
    • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

    Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок увольнения в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работников организации

    Установлены новые правила выплат выходных пособий при увольнении по сокращению и в связи с ликвидацией:

    С 13.08.2020 вступают в силу изменения в Трудовой кодекс РФ, регулирующие выплаты работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением штата.

    • Работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата, выплачивается выходное пособие (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). В дальнейшем это выходное пособие зачитывается в счет сохраняемого среднего заработка за первый месяц после увольнения. Средний заработок сохраняется и за второй месяц трудоустройства, а в исключительных случаях (по решению органа занятости) – за третий (если гражданин не трудоустроен). Для лиц, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрены повышенные гарантии: средний заработок им сохраняется за второй и третий месяцы, а в исключительных случаях (по решению службы занятости) и за четвертый – шестой.
    • Действующая ст. 178 ТК РФ устанавливает, что для получения выплат за третий (четвертый – шестой) месяц работник должен обратиться в службу занятости в течение двух недель с момента увольнения. По новым правилам уволенный должен это сделать в течение 14 рабочих дней со дня увольнения. Таким образом, срок обращения в органы занятости увеличен.
    • Средний заработок за второй (и третий – по решению службы занятости) месяц сохраняется за весь месяц, а если работник нашел работу в этом месяце, то пропорционально периоду нетрудоустройства.

    Установлен также срок, в течение которого работник может обратиться к работодателю за выплатой сохраняемого среднего заработка за второй, а также третий месяцы трудоустройства. Для получения сохраняемого заработка за второй месяц подать письменное заявление необходимо не позднее 15 рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения. Заявление на выплату за третий месяц необходимо подать после принятия решения органом службы занятости, но не позднее 15 рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения.

    Такой срок применяется, когда работник не был трудоустроен в течение второго или третьего месяца, а также в случае пропорционального сохранения заработка. В новой редакции статьи 178 ТК РФ не уточняются, как считать месяц со дня увольнения. В соответствии с ч. 3 ст. 14 ТК РФ сроки, исчисляемые месяцами, истекают в соответствующее число последнего месяца срока. При этом если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

    Таким образом, если сотрудник уволился 21 августа 2020 года, то 15 рабочих дней на подачу заявления о выплате сохраняемого заработка за второй месяц необходимо отсчитывать с 22 октября 2020 года. А если сотрудник уволился 31 августа, то 15 рабочих дней необходимо исчислять с 2 ноября, потому что 31 октября и 1 ноября – это выходные дни. В настоящий момент срок обращения за выплатой среднего заработка не установлен. Не установлен также и срок выплаты сохраняемого заработка.

    В соответствии с Закона № 210-ФЗ выплатить сохраняемый заработок необходимо не позднее 15 календарных дней со дня обращения.

    Также при ликвидации организации сохраняемый заработок за второй и третий месяцы должен быть выплачен до ликвидации организации по гражданскому законодательству. Эта норма позволяет защитить права работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации. До ее введения уволенный работник не всегда мог получить то, что полагается ему по закону.

    С 13.08.2020 в ТК РФ появятся нормы, позволяющие работодателю вместо сохранения среднего заработка за второй и третий месяцы нетрудоустройства выплатить увольняемому работнику единовременную компенсацию. Компенсация будет выплачиваться в размере двукратного среднего месячного заработка.
    Если организация находится в процессе ликвидации, она должна будет выплатить единовременную компенсацию до завершения ликвидации. Работодатель может установить повышенный размер единовременной компенсации в трудовом или коллективном договоре.
    Эти нормы позволят организации наряду с выходным пособием выплатить и сохраняемый заработок за второй и третий месяцы. Аналогичные нормы, касающиеся выплаты сохраняемого заработка или единовременной компенсации, внесены и в статью 318 ТК РФ, регулирующую гарантии при увольнении работников из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера.

    Читайте также: