В каком году начал свою работу первый законодательный русский парламент

Обновлено: 16.05.2024


Статья посвящена краткому обзору развития российского парламентаризма.

Ключевые слова: право, парламент, развитие парламентаризма, законодатели, граждане, правовое регулирование, права и свободы человека, демократический режим, гражданственность.

Парламент — это высший представительный (законодательный) орган государства, осуществляющий свою профессиональную деятельность на постоянной основе и избираемый населением страны. Процесс его взаимодействия с иными государственными органами и называется парламентаризмом [2].

В настоящее время происходят изменения в различных сферах жизни общества и государства, политическая деятельность также не остается без внимания. Положительное развитие невозможно без учета исторического аспекта. Вспомним некоторые исторические вехи.

Первые проявления парламентаризма относятся к эпохе революций XVI–XVIII вв., в это время происходит процесс усиления полномочий исполнительной власти.

Отсчетной точкой в развитии российской парламентаризма принято считать 27 апреля 1906 года. Именно в этот день начала работу Государственная дума Российской Империи — первый демократический институт в истории страны. На тот момент, как и сейчас, Госдума стала нижней палатой парламента, верхней палатой которого был Государственный совет (в наше время Совет Федерации).

Характерной чертой развития советского парламентаризма (1960–1990 гг.) являлось усиление партийного руководства, в последствии ставшим всеобъемлющим. С 1964 г. с приходом к власти Л. И. Брежнева, происходит сращивание государственной и партийной системы [3].

А в начале 70-х гг. Верховным Советом СССР изданные акты о местных Советах разных уровней, улучшают регламентацию их деятельности, укрепляются их положение, а также расширяются круг постоянных комиссий Верховного Совета СССР. За три года их количество увеличилось с 4-х до 16.

В это же время увеличивается срок полномочий Верховного Совета СССР (с 4 до 5 лет) и снижается возрастной ценз для избрания депутатами в Верховный Совет СССР с 23 до 21 года. Число депутатов в 2-х палатах Верховного Совета СССР было равное и составляло по 750 человек.

В 1980 г. Верховным Советом СССР были внесены изменения в основы законодательства СССР и союзных республик и взят курс на развитие демократии. После августовских событий 2 сентября 1991 г. съезд народных депутатов СССР прекратил свое существование.

С принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года изменяется и организация государственной власти, которая действует на основе принципа разделения властей, необходимого для предотвращения злоупотребления властью.

Теоретические и практические истоки данного принципа заложены в Древней Греции и Древнем Риме. Первыми исследователями считаются несколько политиков: Аристотель, Джон Локк, Шарль Монтескье.

Органы государства взаимодействуют между собой, уравновешивая друг друга и дополняя. При этом, законодательная власть обладает верховенством, устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны и деятельность исполнительной и судебной властей. Законы имеют высшую юридическую силу, общеобязательный характер.

К органам законодательной власти в РФ относятся: Федеральное Собрание, Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации.

Федеральное собрание (Парламент РФ) — высший представительный и законодательный орган России (согласно ст. 94 Конституции РФ). Его статус определен в главе 5 Конституции РФ. Функции и полномочия Парламента РФ распределены между двумя палатами — Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно ст. 95 Конституции РФ) [1].

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен.

Депутаты Государственной Думы избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов).

Члены Совета Федерации выбираются путем косвенных выборов из представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта 170 чел.).

При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы.

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ).

Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет. Совет Федерации установленного срока деятельности не имеет.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией РФ случаях [4]:

– для заслушивания посланий Президента РФ;

– для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ;

– для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Как уже было, отмечено парламентаризм — система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента.

Изначально предлагалось отмечать праздник российского парламентаризма в день начала работы Верховного Совета России, который открыл свое первое заседание 18 марта 1990 года. Однако позже идея была пересмотрена с учетом замечаний историков о том, что российский парламентаризм значительно старше.

Установление нового праздника призвано способствовать привлечению внимания населения к деятельности Федерального Собрания РФ и законодательных органов власти в регионах [5].

Сегодня Парламент России так же, как во времена Российской империи, состоит из двух палат. Первые выборы в парламент прошли в день всенародного голосования по Конституции, то есть 12 декабря 1993 года.

Во многих странах парламент имеет специальное название (Федеральное собрание в РФ, Конгресс в США). Парламент выполняет законодательные функции и избирается по установленной Конституцией системе, что является основой построения органов демократического правового государства.

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета № 6299 от 7 февраля 2014 г.
  2. Булаков О. Н., Рязанцев И. Н. Парламентское право России: курс лекций // КонсультантПлюс.
  3. Дмитриев М. Парламентаризм и демократия в России // Власть, 2009. — № 9. — С. 24–26.
  4. Колюшин Е. И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 4; КонсультантПлюс.
  5. Трушина А. В. Представительный характер верхней палаты Российского парламента // Власть, 2011. — № 4. — С. 80–81.
  6. Шеховцов В. А. Развитие российского парламентаризма. — М., 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): Государственная Дума, Конституция РФ, Верховный Совет СССР, Федеральное собрание, российский парламентаризм, Совет Федерации, Россия, РФ, Государственная власть, Российская империя.

Ключевые слова

право, парламент, развитие парламентаризма, законодатели, граждане, правовое регулирование, права и свободы человека, демократический режим, гражданственность

Похожие статьи

К вопросу об истории и организации деятельности Федерального.

Российская Федерация — государство присущей только ему многоконфессиональной структурой и многонациональностью, в которой субъекты федерации не похожи один на другой. Социальная структура каждого из субъектов особенна и неповторима многообразием традиций.

Создание Государственной Думы Российской империи как.

Реорганизация Государственного Совета, создание верхней палаты, стоявшего над Думой, существенно ограничивали права последней.

На федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации.

Законопроектная деятельность Государственного Совета.

Законопроектная деятельность Государственного Совета Российской Империи в период работы Государственной Думы.

Основные термины (генерируются автоматически): Государственный Совет, Государственная Дума, Российская Империя, законодательная.

Государственная дума, Государственный совет, Дума, Россия.

Федеральное Собрание, Верховный Совет, Государственная Дума, государственное управление, Российская Федерация

Место парламента в структуре государственного аппарата. парламентаризм, парламент, Российская Федерация, исполнительная власть.

Особенности функционирования Государственной Думы.

На федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. В обиходе закрепилось их неофициальное обозначение как нижней и.

К вопросу о месте Президента Российской Федерации.

В статье проанализированы актуальные изменения ст. 95 Конституции РФ, связанные с процедурой формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Кризис парламентаризма в России: законодательственное.

парламентаризм, парламент, Российская Федерация, исполнительная власть, Государственная Дума, государственная власть

Конституция РФ, Государственная дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, Президент РФ, Совет Федерации.

Российская публично-властная система народного.

Федеральное Собрание, Верховный Совет, Государственная Дума, государственное управление, Российская Федерация

Место парламента в структуре государственного аппарата. парламентаризм, парламент, Российская Федерация, исполнительная власть.

Проблемы деятельности Государственной Думы как основного.

в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс является формой реализации правовой политики. В конституции Российской Федерации, определено, что законотворчество является основной функцией Федерального Собрания.

-Музыка

-Ссылки

-Рубрики

-Метки

-Стена

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Трансляции

-Статистика

Ashampoo_Snap_2016.05.18_15h31m13s_001_ (700x417, 160Kb)


110 лет назад 27 апреля 1906 года начала свою работу первая Государственная дума Российской империи

Депутатов трогать руками запрещено

После революции 1905 года император Николай II издал Манифест, который менял государственное устройство страны. Одним из главных нововведений стало создание Думы. Для нее государь распорядился приспособить одну из своих резиденций Таврический дворец. Переустройством помещений занималось дворцовое ведомство, при котором учредили Особую комиссию. Работами руководил архитектор Петр Шестов

Парламент в России создавали намного позже, чем в других европейских странах. Но в этом был и плюс: не пришлось заново все изобретать, достаточно было перенести на нашу почву то, что придумали в других странах. Так, Думский зал, сделанный на месте Зимнего сада, создавался по примеру французского Конвента.

Государственная дума Российской империи открылась 27 апреля 1906 года. Сейчас этот день мы празднуем как День парламентаризма. Незадолго до 110-летия Первой Госдумы в Таврическом дворце, где сегодня находится штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи СНГ, устроили выставку, рассказывающую, как работал первый парламент нашей страны.

Ashampoo_Snap_2016.05.18_15h52m26s_007_ (700x595, 174Kb)



БАЛЛОТИРОВКА

За трибуной Думского зала размещался огромный портрет Николая II, который написал Илья Репин, получивший за это из казны три тысячи рублей. А за портретом находилось помещение для баллотировок - так в то время называли голосование.

Ashampoo_Snap_2016.05.18_15h58m11s_010_ (700x440, 288Kb)

Каждый депутат получал деревянный шар, просовывал руку в трубу и бросал шар вправо или влево: либо в светлый ящик - это значило, что он голосовал за, либо в темный - то есть он голосовал против. Затем количество шаров подсчитывалось и объявлялось решение.

АППАРАТ

В Восточной части Таврического дворца находилось сердце Госдумы - канцелярия. В 1906 году там работали 25 человек, а к 1912-му аппарат разросся до двухсот. Если же к ним прибавить приставов, врачей, сотрудников хозчасти, то это уже было около 260 человек. Но и эта цифра не включает тех, кто работал на почте, телеграфе и в ресторане.

Ashampoo_Snap_2016.05.18_15h51m52s_006_ (700x700, 165Kb)

Руководил Канцелярией начальник отдела общего собрания и общих дел Яков Васильевич Глинка. Он присутствовал на каждом заседании Думы, его место было за спиной председателя - он должен был подсказывать спикеру любую информацию, которая могла понадобиться. Так что должность требовала немалой эрудиции во всех вопросах, знаний всех уставов и законов. И очень многие считали, что председатели Госдумы часто выполняют волю Глинки, что он в какой-то степени руководил ими.

ПРИСТАВЫ

В нынешней Бежевой гостиной находилась Приставская. Пристав и десять его помощников - своеобразное силовое подразделение Госдумы. Отличительным знаком приставов была нагрудная цепь. Это люди, которые должны были следить за порядком, особенно в Думском зале во время заседаний. У депутатов был статус неприкосновенности - только пристав или его помощники имели право дотронуться до народных избранников. И если кто-то нарушал порядок, именно они выводили парламентария, иногда и силой. Известен случай, когда сопротивлявшегося Пуришкевича приставы буквально вынесли на руках.

Кроме приставов, во дворце была охрана, которая подчинялась МВД. Она всегда находились у входа в зал, и к ней могли обратиться думские приставы. А вот у кабинета председателя Думы какой-то специальной охраны не выставлялось.

Ashampoo_Snap_2016.05.18_16h00m40s_012_ (700x441, 298Kb)

В здании Госдумы имелось свое почтовое отделение с телеграфом. Как и прочие, оно имело собственный номер - 60, но состояло при Министерстве внутренних дел. Там был свой почтальон.

БИБЛИОТЕКА

В 14-м зале располагалась библиотека. Ее создали в апреле 1906 года по требованию депутатов. И она просуществовала аж до 1918 года.
Библиотека содержала большое количество книг по юридическим вопросам, социологии, экономике. Сейчас они в основном хранятся в Государственной публичной библиотеке. Но множество книг было передано в 1925 и 1946 годах в Москву для организации библиотеки ВЦИК. Периодические издания и дублетные экземпляры сводов законов и монографий хранятся в библиотеке РАНХиГС в Петербурге.

В 16-м зале находился огромный врачебный кабинет. Здесь проводили общий амбулаторный приём депутатов и служащих, вели контроль за здоровьем работников всех служб, особенно кухни и буфета. Врачи следили за санитарным состоянием помещений и проверяли качество доставляемых продуктов. Дежурный врач всегда присутствовал на заседаниях.

Ashampoo_Snap_2016.05.18_15h56m27s_009_ (700x465, 303Kb)

Все 11 лет работы первых четырех Дум врачебным кабинетом заведовал Владимир Фомилиант.

РЕСТОРАН

Во дворце было довольно много буфетов, но ресторан - один, и роскошный. Он, кстати, был одним из первых в России, где появился пивной бар. Что, однако, не спасало от множества нареканий к обслуживанию и к качеству блюд, особенно в первые годы.

Ashampoo_Snap_2016.05.18_16h06m50s_013_ (700x358, 226Kb)

Есть интересный документ от первого хозяина ресторана Ломача. Он пишет, что устроил в ресторане аквариумы с живой рыбой, чтобы посетители могли выбрать, какую подать им к столу. Такое могли себе позволить только очень богатые заведения. Впрочем, Ломач просит канцелярию Госдумы возместить ему эти расходы.

Первая Дума начала работу с амнистии.

Из стенограммы первого заседания

Статс-секретарь Фриш: Исполняя волю ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, я счастлив, что в настоящий великий и торжественный для всей России день мне предоставлена высокая честь приветствовать вас, господа, избранников русского народа, созванных Монархом для предстоящих вам важных и ответственных трудов на поприще совершенствования и обновления нашего законодательства.

Ashampoo_Snap_2016.05.18_15h39m20s_004_ (700x493, 150Kb)

Вам, призванным к широкому участию в законодательной деятельности, выпала счастливая доля работать при полном свете публичности и гласности и при полной свободе слова. Каждый шаг, вами сделанный по новому пути, каждая высказанная в ваших собраниях мысль немедленно сделается достоянием всего народа, который при помощи печати будет зорко следить за всеми действиями и начинаниями вашими. Да воодушевит вас Господь истинною любовию к Русскому народу, дабы сердцами вашими познать все многообразные нужды обширной нашей родины. Да просветит Он вас мудростию своею, дабы вы могли, совместно с Государственным Советом, разумнейшим и вернейшим образом разрешать все законодательные вопросы, которые будут подлежать вашему обсуждению. Объявляю первое заседание Государственной думы открытым и предлагаю господам членам Государственной думы, на точном основании 51 статьи Высочайше утвержденных правил о введении в действие Учреждения Государственной думы, выслушать торжественное обещание для членов Государственной думы.

Приглашение на первое заседание Государственной Думы

Государственный секретарь:

Торжественное обещание членов Государственной думы:

Статс-секретарь Фриш: Прошу господ членов Государственной думы подписать листы с торжественным обещанием. (Листы были подписаны членами Думы). Теперь, после подписания листов, можно приступить к выборам Председателя думы.

(Председателем Государственной думы избран С.А. Муромцев.)

С.А. Муромцев выходит на председательское место и занимает место Председателя (гром аплодисментов).

Ashampoo_Snap_2016.05.18_15h41m17s_005_ (700x444, 153Kb)

И.И. Петрункевич: Долг чести, долг нашей совести повелевает, чтобы первая наша мысль, первое наше свободное слово было посвящено тем, кто пожертвовал своей свободой за освобождение дорогой нам всем Родины (гром аплодисментов). Все тюрьмы в стране переполнены (продолжительные аплодисменты), тысячи рук протягиваются к нам с надеждой и мольбою, и я полагаю, что долг нашей совести заставляет нас употребить все усилия, которые дает нам наше положение, чтобы свобода, которую покупает себе Россия, не стоила больше никаких жертв (продолжительные аплодисменты). Мы просим мира и согласия. Я думаю, господа, что если в настоящую минуту мы и не приступим к обсуждению этого вопроса, а коснемся его тогда, когда будем отвечать на тронную речь ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, то сейчас мы не можем удержаться, чтобы не выразить всех накопленных чувств, крика сердца и не сказать, что свободная Россия требует освобождения всех пострадавших. (Продолжительные аплодисменты.)

Председатель Государственной думы: Кланяюсь Государственной думе. Не нахожу в достаточной мере слов для того, чтобы выразить благодарность за ту честь, которую вам, господа, угодно было мне оказать. Но настоящее время — не время для выражения личных чувств. Избрание Председателя Государственной думы представляет собою первый шаг на пути организации Думы в Государственное учреждение. Совершается великое дело, воля народа получает свое выражение в форме правильного, постоянно действующего, на неотъемлемых законах основанного, законодательного учреждения. Великое дело налагает на нас и великий подвиг, призывает к великому труду. Пожелаем друг другу и самим себе, чтобы у всех нас достало достаточно сил для того, чтобы вынести его на своих плечах на благо избравшего нас народа, на благо Родины. Пусть эта работа совершится на основах подобающего уважения к прерогативам конституционного МОНАРХА (гром аплодисментов) и на почве совершенного осуществления прав Государственной думы, истекающих из самой природы народного представительства (гром аплодисментов).

В этой статье вы сможете прочесть о том, как происходило становление российского парламентаризма. Для вас будут представлены основные этапы становления парламентаризма в России.

Также вы сможете изучить, как проводилось образование политических партий и начало российского парламентаризма.

Понятие парламентаризма

Парламентаризм – система правления, которая характеризуется четким разграничением функций исполнительных и законодательных властей при доминировании парламента.

Парламентаризм

Парламент представляет собой тип государственного правления, при котором в госструктурах действующий избираемый населением орган принимает решения в форме законов. Парламентаризму присущи сессии, парламентские слушания, пленарные заседания.

Этапы формирования парламентаризма

Прежде, чем приступить к рассмотрению вопроса о том, как происходило зарождение российского парламентаризма, следует узнать, какие партии, участвующие в политической жизни, существовали в начале XX века.

Парламентаризм в России

Кроме того, данная партия подняла вопрос о государственном социальном страховании и уголовной ответственности предпринимателей за нарушения законодательства.

Умерено-прогрессивная партия в свою очередь выступала против автономий и федераций. Она настаивала на том, что царь должен иметь неприкосновенность и власть обязана нести ответственность перед представителями народа. Однако в трудовой сфере умерено-прогрессивная партия полностью поддерживала предыдущую партию, выступая за рабочее время длительностью в 8 часов.

Торгово-промышленный союз склонялся к правлению с конституционным монархом и кабинетом министров, которые будут опираться на большинство. Целью данной партии стало экономическое содружество торгово-промышленных классов, а представители данного содружества должны были занять места в парламенте и общественных организациях.

ac82aac46cbc7

В конце концов, все вышеперечисленные партии образовали праве крыло и выступали за народность и православие. В это же время на правом фланге произошли существенные изменения в партиях и союзах, что в дальнейшем поспособствовало признанию правления самодержавной монархии.

Расстрел демонстрации 1905


Начало революции произошло после того, как в январе 1905 года 140 тысяч рабочих шли к царю подавать петицию о своих нуждах, в этот момент их расстреляли полицейские и царские войска. Это происшествие вызвало негодование всей страны. Начало российского парламентаризма кратко описано ниже, а также представлены партии, которые входили в Государственную думу.

Особенности возникновения российского парламентаризма

Государственная дума избиралась 11 декабря 1905 года на основе избирательного закона. Выборы были многоступенчатыми, и в них принимали участие 25 миллионов человек, однако, голосовать не имели право рабочие, женщины, учащиеся, матросы и солдаты.

Открытие Думы Николаем 2

27 апреля Государственную думу торжественно открыл Николай II. В состав Думы входили кадеты (34%), октябристы (14%), трудовики (23%), меньшевики (4%).

  • предметы, которые требовали издания, изменения и дополнения законов;
  • государственная роспись доходов и расходов главных управлений;
  • отчет государственного контроля о росписи доходов и расходов;
  • дала об отчуждении государственного имущества;
  • дела о постройке железных дорог за счет казны;
  • дела, которые вносились на рассмотрение в Думу по особым повелениям.
  • управление министерством, которое назначал он лично;
  • все законодательство об армии и флоте;
  • разрешение займов в случае, если Дума не утверждает их во время сессии.
  • гарантии гражданских свобод;
  • отмену смертной казни;
  • бесплатное образование;
  • проведение аграрной реформы;
  • удовлетворение требований национальных меньшинств.

ГосДумы РИ

Вторая Дума отличалась от первой тем, что в ней преобладали умеренные либералы, а также появились представители правых партий. Для II Думы, как и для I, одним из главных вопросов был аграрный. Уже в начале июня 1907 года Дума была распущена.

IV Государственная дума начала свою работу в 1912 году, и существенной разницы между IV и III Думами не было, так как большинство мест принадлежало октябристам. Проработала Государственная дума до 1915 года, после чего ее распустили на каникулы.

Вновь собраться IV созыву удалось аж в 1916 году, затем ее вновь распустили и собрали в 1917. Окончательный роспуск произошел в декабре этого же года.

В этой статье вы сможете прочесть о том, как происходило становление российского парламентаризма. Для вас будут представлены основные этапы становления парламентаризма в России.

Также вы сможете изучить, как проводилось образование политических партий и начало российского парламентаризма.

Понятие парламентаризма

Парламентаризм – система правления, которая характеризуется четким разграничением функций исполнительных и законодательных властей при доминировании парламента.

Парламентаризм

Парламент представляет собой тип государственного правления, при котором в госструктурах действующий избираемый населением орган принимает решения в форме законов. Парламентаризму присущи сессии, парламентские слушания, пленарные заседания.

Этапы формирования парламентаризма

Прежде, чем приступить к рассмотрению вопроса о том, как происходило зарождение российского парламентаризма, следует узнать, какие партии, участвующие в политической жизни, существовали в начале XX века.

Парламентаризм в России

Кроме того, данная партия подняла вопрос о государственном социальном страховании и уголовной ответственности предпринимателей за нарушения законодательства.

Умерено-прогрессивная партия в свою очередь выступала против автономий и федераций. Она настаивала на том, что царь должен иметь неприкосновенность и власть обязана нести ответственность перед представителями народа. Однако в трудовой сфере умерено-прогрессивная партия полностью поддерживала предыдущую партию, выступая за рабочее время длительностью в 8 часов.

Торгово-промышленный союз склонялся к правлению с конституционным монархом и кабинетом министров, которые будут опираться на большинство. Целью данной партии стало экономическое содружество торгово-промышленных классов, а представители данного содружества должны были занять места в парламенте и общественных организациях.

ac82aac46cbc7

В конце концов, все вышеперечисленные партии образовали праве крыло и выступали за народность и православие. В это же время на правом фланге произошли существенные изменения в партиях и союзах, что в дальнейшем поспособствовало признанию правления самодержавной монархии.

Расстрел демонстрации 1905


Начало революции произошло после того, как в январе 1905 года 140 тысяч рабочих шли к царю подавать петицию о своих нуждах, в этот момент их расстреляли полицейские и царские войска. Это происшествие вызвало негодование всей страны. Начало российского парламентаризма кратко описано ниже, а также представлены партии, которые входили в Государственную думу.

Особенности возникновения российского парламентаризма

Государственная дума избиралась 11 декабря 1905 года на основе избирательного закона. Выборы были многоступенчатыми, и в них принимали участие 25 миллионов человек, однако, голосовать не имели право рабочие, женщины, учащиеся, матросы и солдаты.

Открытие Думы Николаем 2

27 апреля Государственную думу торжественно открыл Николай II. В состав Думы входили кадеты (34%), октябристы (14%), трудовики (23%), меньшевики (4%).

  • предметы, которые требовали издания, изменения и дополнения законов;
  • государственная роспись доходов и расходов главных управлений;
  • отчет государственного контроля о росписи доходов и расходов;
  • дала об отчуждении государственного имущества;
  • дела о постройке железных дорог за счет казны;
  • дела, которые вносились на рассмотрение в Думу по особым повелениям.
  • управление министерством, которое назначал он лично;
  • все законодательство об армии и флоте;
  • разрешение займов в случае, если Дума не утверждает их во время сессии.
  • гарантии гражданских свобод;
  • отмену смертной казни;
  • бесплатное образование;
  • проведение аграрной реформы;
  • удовлетворение требований национальных меньшинств.

ГосДумы РИ

Вторая Дума отличалась от первой тем, что в ней преобладали умеренные либералы, а также появились представители правых партий. Для II Думы, как и для I, одним из главных вопросов был аграрный. Уже в начале июня 1907 года Дума была распущена.

IV Государственная дума начала свою работу в 1912 году, и существенной разницы между IV и III Думами не было, так как большинство мест принадлежало октябристам. Проработала Государственная дума до 1915 года, после чего ее распустили на каникулы.

Вновь собраться IV созыву удалось аж в 1916 году, затем ее вновь распустили и собрали в 1917. Окончательный роспуск произошел в декабре этого же года.

Читайте также: