В каком году были признаны незаконными работа тройки и особых совещаний

Обновлено: 28.04.2024

«народный комиссар внутренних дел СССР,
заместители наркома внутренних дел СССР,
уполномоченный Народного комиссариата внутренних дел СССР по РСФСР,
начальник Главного Управления рабоче-крестьянской милиции,
народный комиссар союзной республики, на территории которой возникло дело.

Лукьянов А.И. точно знал, что нет никаких постановлений ВЦИК по "тройкам". Есть только по "Особому совещанию НКВД.

Из "Стенограммы заседания Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х гг.27.07.1988".

№54
Народным комиссарам внутренних дел союзных и автономных республик, начальникам УНКВД, начальникам Управлений рабоче-крестьянской милиции республик, краев и областей
В ходе работы по изъятию социально-вредных и деклассированных элементов, проводимой в целях предупреждения уголовной преступности и осуждения указанных элементов на тройках, органами НКВД на местах допускаются извращения, к числу которых, в частности, относятся:

1) Осуждение колхозников, хотя и имевших в прошлом приводы и судимости, но вернувшихся к общественно-полезной работе, имеющих большое число трудодней, преступной деятельностью не занимающихся и не связанных с уголовно-преступной средой. Такие факты отмечены по Горьковской обл., где они являлись результатом работы арестованных врагов народа; в некоторых районах той же Горьковской обл. имели место факты фабрикации приводов и искусственное увеличение привлекаемых лиц; составление заключительных постановлений, не соответствующих материалам дела и т.п. Виновные мною строго наказаны.

2) Рассмотрение дел, не подсудных тройкам; в Татарии и других областях тройки выносили решения по делам о грабежах, почему, в результате ограниченных прав троек, грабитель осуждался на меньшие, чем он заслуживал, сроки наказания.

3) Осуждение очевидных воров и уголовников как простых нарушителей паспортного режима и вынесение решений в отношении таких категорий только о выезде из режимных пунктов. Такая практика отмечена в Грузии и Азербайджане, по Тбилиси, Батуми и Баку. Эти решения троек в Грузии и Азербайджане определяли и всю линию работы милиции, которая вместо ареста воров отбирала у них по 5—6 подписок о выезде из режимного пункта, что приводило к полной безнаказанности уголовников.

4) Применение условного осуждения или осуждения к принудработам.

5) Вынесение решений по делам о несовершеннолетних преступниках, не достигших 16-летнего возраста, и осуждение в лагеря вместо направления их в закрытые трудколонии НКВД в установленном порядке (Горьковская обл., БССР и др.). В то же время не вскрываются взрослые организаторы преступности, виновные в разложении несовершеннолетних, содержатели притонов подростков, где эти подростки вовлекаются в преступления. Имеются и другого порядка нарушения, когда дела на взрослых воров-рецидивистов, арестованных за конкретные преступления, вместо рассмотрения их на тройках передаются в суды.

Отмечаю, что в практике работы милиции все еще имеют место факты, когда в отношении хулиганов-рецидивистов допускается в виде наказания только штраф, не считаясь с тем, что злостные хулиганы представляют из себя кадры, перерастающие в грабителей. Все указанные извращения и нарушения влекут за собой — с одной стороны, грубое нарушение революционной законности и, с другой, — ослабление удара по уголовным элементам.

1) Приказ № 00192-35 г. и объявленную этим приказом инструкцию тройкам НКВД отменить.
2) Ввести в действие объявленную при этом новую инструкцию по работе троек НКВД.
3) Изъятие уголовно-деклассированного элемента производить повседневно, не допуская производства массовых операций или кампанейства. На тройках внимательно изучать все обстоятельства каждого рассматриваемого дела.
4) При вынесении своих решений тройкам НКВД руководствоваться правами, предусмотренными положением об Особом совещании при НКВД, и выносить следующие административные решения:
а) о заключении в лагеря НКВД на срок до 5 лет,
б) о высылке из крупных промышленных городов в нережимные местности в пределах республики, края, области на срок до 5 лет.

Примечание:
а) осужденных на сроки ниже 3 лет направлять в местные исправительно-трудовые колонии; б) ссылку по решениям троек производить только в определенные места в пределах нережимной местности своей области, края, республики.
5) Строго следить за тем, чтобы решения троек по каждому конкретному делу действительно соответствовали бы степени общественной опасности рассматриваемого лица; не выносить решений на срок свыше 2 лет заключения за простое первичное нарушение обязательств о выезде из режимной местности, ограничиваться высылкой этих лиц на срок 1—3 года, в тоже время деклассированного вора заключать в лагеря.
6) Точно выполнять прилагаемую инструкцию. Следить за тем, чтобы протоколы троек велись в соответствии с § 5 инструкции, содержали все установочные данные на рассматриваемых лиц, имели подписи членов тройки и прокурора и своевременно направлялись начальнику Главного управления рабоче-крестьянской милиции для представления на Особое совещание.
Ссылки на статьи Уголовного кодекса при предъявлении обвинения в заключительных постановлениях, а также в протоколах троек не делать; указывать, что арестованный обвиняется и осуждается как СВЭ в порядке настоящего приказа.
Не допускать нарушения 15-дневного срока ведения следствия и рассмотрения дел на тройках.
7) По решениям троек о делах, по которым имеется протест прокурора, составлять отдельные протоколы с изложением мотивов обеих сторон и направлять эти протоколы, вместе с делами, через начальника ГУРКМ НКВД на рассмотрение Особого совещания НКВД СССР.
8) Не рассматривать на тройках дела на лиц, бежавших из лагерей и тюрем или уклонившихся от отбытия наказания, у которых сроки действующих приговоров превышают права троек; направлять таких лиц в лагеря для отбытия срока или нового осуждения их лагерными судами.
За наркома внутренних дел СССР комиссар госбезопасности М. Фриновский
Приложение

Инструкция тройкам НКВД по рассмотрению дел об уголовных и деклассированных элементах и о злостных нарушителях положения о паспортах

§1
Для предварительного рассмотрения дел об уголовных и деклассированных элементах, а также о лицах, злостно нарушающих паспортный режим, в союзных республиках (за исключением Украины и Казахстана), в автономных республиках, краях и областях, входящих в состав РСФСР, а также в областях Украинской и Казахской ССР организуются тройки в составе: народного комиссара союзной, автономной республики или его заместителя (начальника УНКВД или его заместителя), членов: начальника Управления милиции и начальника соответствующего отдела, чье дело разбирается на тройке. Участие прокурора в заседании тройки обязательно.

§2
Рассмотрению троек подлежат дела:
а) о лицах, имеющих судимости или приводы за уголовные преступления и не порвавших связи с уголовно-преступной средой;
б) о лицах, хотя не имеющих судимостей и приводов, но не занятых общественно-полезным трудом, не имеющих определенного местожительства и связанных с уголовно-преступной средой, в том числе о всех притоносодержателях и скупщиках краденого;
в) о ворах-рецидивистах, уличенных в конкретных преступлениях, хотя и имеющих определенное местожительство и прикрывающихся работой на предприятиях, заводах, в учреждениях;
г) о хулиганах-рецидивистах, приговаривавшихся ранее судами за хулиганство не менее двух раз к тюремному заключению или к принудработам на срок от 1 года и более, в случае совершения ими хулиганства, вызывающего необходимость привлечения их снова в уголовном порядке;
д) о нищих-профессионалах;
е) о злостных нарушителях паспортного режима, а именно: о лицах, отказавшихся добровольно выехать из местности, проживание в которой им запрещено в связи с невыдачей паспорта или непропиской, и нарушивших данную ими подписку о выезде в указанный милицией срок, а также о лицах, самовольно возвратившихся в местность, в которой им было запрещено проживание.

§4
При направлении на рассмотрение тройки дел о лицах, указанных в § 2 настоящей инструкции, органы милиции обязаны представить следующие материалы:
а) постановление о задержании с указанием причины задержания;
б) справку о судимости или о приводах;
в) следственные материалы, т.е. протоколы допроса привлеченных, свидетелей и вещественные доказательства, если таковые имеются;
г) в необходимых случаях — справки о состоянии здоровья;

д) краткое заключительное постановление.

§5
Рассмотрение каждого дела тройкой производится с обязательным вызовом на заседание тройки привлеченного. Если арестованный содержится вне краевого, областного центра, то перед отправкой дела на рассмотрение тройки арестованный допрашивается начальником горотдела милиции совместно с прокурором, причем этот совместный допрос обязательно протоколируется, протокол приобщается к делу, а арестованный на тройку не вызывается.
По рассмотренным на тройках делам ведется протокол, в котором указываются все собранные на рассматриваемое лицо материалы, краткое его объяснение, когда и за что задержан, где содержится под стражей и все новые данные, выявленные в процессе рассмотрения дела на заседании тройки. В резолютивной части протокола указывается, кому какая административная мера предлагается и с какого числа считается начало ее срока.

§6
Тройка обязана рассмотреть представленные ей дела не позже 15 дней после возникновения дела (арест, привод и т.п.)
§7
Решение тройки при отсутствии возражений прокурора приводится в исполнение немедленно, а протокол направляется на утверждение Особого совещания НКВД.
При наличии разногласий приведение в исполнение решения тройки приостанавливается, и дело переносится на рассмотрение Особого совещания НКВД.
§8
Изъятие уголовного и деклассированного элемента и нарушителей паспортного режима должно производиться повседневно, а не в порядке кампанейства или путем массовых операций. При рассмотрении дел тройки должны тщательно и внимательно изучать все обстоятельства каждого дела и в точности руководствоваться инструкцией ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 мая 1933 г.47
За народного комиссара внутренних дел ССР комкор М. Фриновский

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

или Чтобы просто понимать, о чем идет речь

Тройки ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД существовали в течение двух десятилетий, и были довольно разнообразными органами, это были своеобразные временные комиссии, московские и региональные, имевшими задачи решения каких-то назревших проблем, с различными территориальными и родовыми подсудностями. Тройки не обязательно были только судебными органами, хотя, конечно, судить и выносить приговоры они имели право, но некоторые тройки выполняли также руководящие и следственные функции в своей сфере ответственности. Количество членов, ставшее названием такого органа, определено, очевидно, традиционным принципом коллегиального руководства, предусматривающим наличие не менее трех членов совета с целью исключить тупиковую ситуацию конфликта двух неуступчивых спорщиков.

Всего в первые два послереволюционных десятилетия в истории нашей страны обнаружилось 12 типов троек, иногда сменявших друг друга, иногда действовавших параллельно. По поводу существования двух из них высказываются сомнения, и одна тройка безусловно есть полный продукт фантазии.

2. В Положении о ВЧК от 28 октября 1918 года губернским ЧК предоставлялось право применения высшей меры наказания, для этого создавалась коллегия из трех человек, а в Положении "Об организации ВЧК" от 18 ноября 1918 года оговаривалось, что расстрельные дела должны были обсуждаться обязательно в присутствии представителя районного комитета партии коммунистов, и что расстрелы приводились в исполнение лишь при условии единогласного решения трех членов Комиссии. Так появились "тройки ЧК". Эти тройки потеряли актуальность в декабре 1921 года, когда по завершении Гражданской войны ВЧК была окончательно лишена права выносить смертные приговоры. О. Б. Мозохин подсчитал, что за годы Гражданской войны органами ВЧК были расстреляны 17,5 тысяч человек (усилием воли округляет до 50 тысяч), в основном за уголовные преступления, и отмечает, что применение ВМН органами ВЧК было скорее исключением, чем правилом.

3. С 1923 года тройки постепенно воссоздаются уже в системе ГПУ-ОГПУ, но это были уже другие тройки - специализированные.

Сначала, в 1923 году, были созданы тройки по борьбе с фальшивомонетчиками, дела фальшивомонетчиков были изъяты из ведения общих следственных органов и переданы этим тройкам для разбирательства во внесудебном порядке с правом применения высшей меры наказания. Дела по случайному сбыту фальшивых денежных знаков данные тройки не разбирали.

О. Б. Мозохин сообщает, что в Центральном аппарате ОГПУ к 1929 году работало уже восемь специализированных троек: тройка Контрразведывательного отдела; тройка Секретного отдела; тройка Оперативного отдела (рассматривала дела уголовников-рецидивистов и бандитов); тройка Транспортного отдела; тройка Экономического управления; тройка Главного управления Погранохраны (рассматривала дела контрабандистов); тройка Специального отдела (рассматривала пересматриваемые дела, лагерные преступления и дела по досрочному освобождению); тройка при особоуполномоченном (рассматривала дела на сотрудников ОГПУ, дела на беспризорных и иные, не подпадающие к рассмотрению в других отделах).

4. С 1927 года в регионах создавались тройки для борьбы с противниками советской власти. Например, в Дальневосточном крае (ДВК) 29 июля 1927 года была создана тройка в составе председателя Полномочного представительства ОГПУ Ф. Д. Медведя, начальника Секретно-оперативного управления (СОУ) И. Ф. Решетов и начальника УПО Кондратьева. Эти тройки имели право расстреливать во внесудебном порядке белогвардейцев, шпионов и бандитов.

5. В 1927 или 1929 году (тут не очень понятно) в Центральном аппарате ОГПУ существовавшие тройки были распущены, и для предварительного рассмотрения дел были образованы всего три тройки: тройка по делам Секретного отдела, Контрразведывательного отдела, Главного управления Погранохраны, Транспортного отдела, Оперативного отдела и Информационного отдела; тройка по делам Экономического управления; тройка по всем прочим делам.

Тройки работали с участием прокуроров и все приговоры посылались на утверждение в Коллегию ОГПУ. Крупные по значимости дела, дела, имеющие политическое значение, и дела, опротестованные прокуратурой, ставились на рассмотрение Коллегии ОГПУ и Особое совещание по принадлежности.

6. С 1929 года в регионах работали тройки по рассмотрению дел о кулацких группировках. В состав такой тройки входил полномочный представитель ОГПУ в регионе, представитель исполкома, прокуратуры и обкома ВКП(б). Четверо вроде получается.

7. В 1931 году система троек в Центральном аппарате ОГПУ снова была реорганизована, теперь стали работать тройки при Экономическом управлении, Секретно-политическом отделе (СПО), Особом отделе, Полномочном представительстве МВО и особоуполномоченном при Коллегии ОГПУ. На всех заседаниях троек было обязательно участие представителя прокуратуры.

Дела, в которых по которым срок наказания был более трех лет лагеря (про три года кажется странным, но у автора написано именно так, со ссылкой "151. ЦА ФСБ России. Ф. 2. Оп. 10. Д. 539. Л. 177") и дела, по которым предлагалось применение высшей меры наказания, а также имеющие особое принципиальное значение и те, по которым имелись расхождения мнений, переносились на рассмотрение Коллегией ОГПУ. Для рассмотрения поступающих на Коллегию ОГПУ законченных следственных дел была организована еще одна тройка.

Обязательная передача расстрельных дел на Коллегию ОГПУ означает, что права приговаривать к высшей мере наказания тройка типа 7 не имела.

8. Далее, в 1933 году в регионах при полномочных представительствах ОГПУ были созданы еще и тройки для отбора и направления заключенных и членов их семей в трудпоселки ОГПУ в составе представителей ОГПУ, прокуратуры и краевого или областного суда.

9. В том же 1933 году был создан еще один региональный тип тройки - тройки ОГПУ и РКМ, или милицейские тройки, в составе председателя - помощника полномочного представителя ОГПУ по милиции, и членов - начальника паспортного отдела и начальника оперативного отдела с участием прокурорского надзора. Основной задачей троек этого вида была борьба с нарушителями паспортного режима и мелкими уголовниками. В 1935 году, после преобразования ОГПУ в НКВД, статус этих троек был повышен, председателем такой тройки теперь стал уже народный комиссар союзной, автономной республики или его заместитель (начальник УНКВД или его заместитель), а членами - начальник Управления милиции и начальник соответствующего отдела, чье дело разбирается на тройке. Участие прокурора в заседании тройки было обязательно (тут тоже, если считать прокурора, получается четверка).

Рассмотрению таких троек подлежали дела шести категорий лиц: имеющие судимости за уголовные преступления и не порвавших связи с уголовно-преступной средой; не занятые общественно-полезным трудом, не имеющих определенного местожительства и связанные с уголовно-преступной средой; воры-рецидивисты; хулиганы-рецидивисты; нищие-профессионалы; злостные нарушители паспортного режима.

Эти тройки имели право "выносить следующие административные (!) решения: а) о заключении в лагеря НКВД на срок до 5 лет, б) о высылке из крупных промышленных городов в нережимные местности в пределах республики, края, области на срок до 5 лет". Ни о каких расстрелах речь тут и близко не шла.

10. Наиболее широко известный тип тройки - "тройки НКВД по приказу 00447". Всего было создано (или якобы создано) 64 таких тройки республиканского, краевого и областного уровня. Состав троек назначался пофамильно, должности членов троек в приказе не оговариваются, отмечено только, что "на заседаниях троек может присутствовать (там где он не входит в состав тройки) республиканский, краевой или областной прокурор". П. Г. Балаев аутентичность текста приказа 00447 и существование этих троек отвергает.

Во множестве публикаций "тройки НКВД по приказу 00447" именуются "особыми тройками", но это неправильно.

11. Правильные Особые тройки были созданы в сентябре 1938 года. Это были органы для рассмотрения "нерассмотренных следственных дел на арестованных по к. р. национальным контингентам", состояли из "первого секретаря обкома, крайкома ВКП(б) или ЦК нацкомпартий, Начальника соответствующего управления НКВД и Прокурора области, края, республики". Эти Особые тройки рассматривали дела в отношении лиц, арестованных до 1 августа 1938 года (дела арестованных после этой даты отправлялись в суды или на Особое совещание; кроме Белоруссии, ввиду особой засоренности).

Поскольку Особые тройки созданы по Постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) и возглавлялись первым секретарем обкома, то называть их тройками НКВД вообще неправильно. Это были тройки ВКП(б), где представитель НКВД был только одним из членов. Такая подчиненность вполне логична, в отличие от субординации "троек по приказу 00447", существовавших в странной реальности, где НКВД был главнее ВКП(б).

П. Г. Балаев тройки одиннадцатого типа тоже отвергает.

12. Наконец, последний известный мне тип тройки - "тройка с бубенцами" из катынской мифологии (Меркулов. Кобулов, Баштаков), стопроцентно вымышленный.

«народный комиссар внутренних дел СССР,
заместители наркома внутренних дел СССР,
уполномоченный Народного комиссариата внутренних дел СССР по РСФСР,
начальник Главного Управления рабоче-крестьянской милиции,
народный комиссар союзной республики, на территории которой возникло дело.

Лукьянов А.И. точно знал, что нет никаких постановлений ВЦИК по "тройкам". Есть только по "Особому совещанию НКВД.

Из "Стенограммы заседания Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х гг.27.07.1988".

№54
Народным комиссарам внутренних дел союзных и автономных республик, начальникам УНКВД, начальникам Управлений рабоче-крестьянской милиции республик, краев и областей
В ходе работы по изъятию социально-вредных и деклассированных элементов, проводимой в целях предупреждения уголовной преступности и осуждения указанных элементов на тройках, органами НКВД на местах допускаются извращения, к числу которых, в частности, относятся:

1) Осуждение колхозников, хотя и имевших в прошлом приводы и судимости, но вернувшихся к общественно-полезной работе, имеющих большое число трудодней, преступной деятельностью не занимающихся и не связанных с уголовно-преступной средой. Такие факты отмечены по Горьковской обл., где они являлись результатом работы арестованных врагов народа; в некоторых районах той же Горьковской обл. имели место факты фабрикации приводов и искусственное увеличение привлекаемых лиц; составление заключительных постановлений, не соответствующих материалам дела и т.п. Виновные мною строго наказаны.

2) Рассмотрение дел, не подсудных тройкам; в Татарии и других областях тройки выносили решения по делам о грабежах, почему, в результате ограниченных прав троек, грабитель осуждался на меньшие, чем он заслуживал, сроки наказания.

3) Осуждение очевидных воров и уголовников как простых нарушителей паспортного режима и вынесение решений в отношении таких категорий только о выезде из режимных пунктов. Такая практика отмечена в Грузии и Азербайджане, по Тбилиси, Батуми и Баку. Эти решения троек в Грузии и Азербайджане определяли и всю линию работы милиции, которая вместо ареста воров отбирала у них по 5—6 подписок о выезде из режимного пункта, что приводило к полной безнаказанности уголовников.

4) Применение условного осуждения или осуждения к принудработам.

5) Вынесение решений по делам о несовершеннолетних преступниках, не достигших 16-летнего возраста, и осуждение в лагеря вместо направления их в закрытые трудколонии НКВД в установленном порядке (Горьковская обл., БССР и др.). В то же время не вскрываются взрослые организаторы преступности, виновные в разложении несовершеннолетних, содержатели притонов подростков, где эти подростки вовлекаются в преступления. Имеются и другого порядка нарушения, когда дела на взрослых воров-рецидивистов, арестованных за конкретные преступления, вместо рассмотрения их на тройках передаются в суды.

Отмечаю, что в практике работы милиции все еще имеют место факты, когда в отношении хулиганов-рецидивистов допускается в виде наказания только штраф, не считаясь с тем, что злостные хулиганы представляют из себя кадры, перерастающие в грабителей. Все указанные извращения и нарушения влекут за собой — с одной стороны, грубое нарушение революционной законности и, с другой, — ослабление удара по уголовным элементам.

1) Приказ № 00192-35 г. и объявленную этим приказом инструкцию тройкам НКВД отменить.
2) Ввести в действие объявленную при этом новую инструкцию по работе троек НКВД.
3) Изъятие уголовно-деклассированного элемента производить повседневно, не допуская производства массовых операций или кампанейства. На тройках внимательно изучать все обстоятельства каждого рассматриваемого дела.
4) При вынесении своих решений тройкам НКВД руководствоваться правами, предусмотренными положением об Особом совещании при НКВД, и выносить следующие административные решения:
а) о заключении в лагеря НКВД на срок до 5 лет,
б) о высылке из крупных промышленных городов в нережимные местности в пределах республики, края, области на срок до 5 лет.

Примечание:
а) осужденных на сроки ниже 3 лет направлять в местные исправительно-трудовые колонии; б) ссылку по решениям троек производить только в определенные места в пределах нережимной местности своей области, края, республики.
5) Строго следить за тем, чтобы решения троек по каждому конкретному делу действительно соответствовали бы степени общественной опасности рассматриваемого лица; не выносить решений на срок свыше 2 лет заключения за простое первичное нарушение обязательств о выезде из режимной местности, ограничиваться высылкой этих лиц на срок 1—3 года, в тоже время деклассированного вора заключать в лагеря.
6) Точно выполнять прилагаемую инструкцию. Следить за тем, чтобы протоколы троек велись в соответствии с § 5 инструкции, содержали все установочные данные на рассматриваемых лиц, имели подписи членов тройки и прокурора и своевременно направлялись начальнику Главного управления рабоче-крестьянской милиции для представления на Особое совещание.
Ссылки на статьи Уголовного кодекса при предъявлении обвинения в заключительных постановлениях, а также в протоколах троек не делать; указывать, что арестованный обвиняется и осуждается как СВЭ в порядке настоящего приказа.
Не допускать нарушения 15-дневного срока ведения следствия и рассмотрения дел на тройках.
7) По решениям троек о делах, по которым имеется протест прокурора, составлять отдельные протоколы с изложением мотивов обеих сторон и направлять эти протоколы, вместе с делами, через начальника ГУРКМ НКВД на рассмотрение Особого совещания НКВД СССР.
8) Не рассматривать на тройках дела на лиц, бежавших из лагерей и тюрем или уклонившихся от отбытия наказания, у которых сроки действующих приговоров превышают права троек; направлять таких лиц в лагеря для отбытия срока или нового осуждения их лагерными судами.
За наркома внутренних дел СССР комиссар госбезопасности М. Фриновский
Приложение

Инструкция тройкам НКВД по рассмотрению дел об уголовных и деклассированных элементах и о злостных нарушителях положения о паспортах

§1
Для предварительного рассмотрения дел об уголовных и деклассированных элементах, а также о лицах, злостно нарушающих паспортный режим, в союзных республиках (за исключением Украины и Казахстана), в автономных республиках, краях и областях, входящих в состав РСФСР, а также в областях Украинской и Казахской ССР организуются тройки в составе: народного комиссара союзной, автономной республики или его заместителя (начальника УНКВД или его заместителя), членов: начальника Управления милиции и начальника соответствующего отдела, чье дело разбирается на тройке. Участие прокурора в заседании тройки обязательно.

§2
Рассмотрению троек подлежат дела:
а) о лицах, имеющих судимости или приводы за уголовные преступления и не порвавших связи с уголовно-преступной средой;
б) о лицах, хотя не имеющих судимостей и приводов, но не занятых общественно-полезным трудом, не имеющих определенного местожительства и связанных с уголовно-преступной средой, в том числе о всех притоносодержателях и скупщиках краденого;
в) о ворах-рецидивистах, уличенных в конкретных преступлениях, хотя и имеющих определенное местожительство и прикрывающихся работой на предприятиях, заводах, в учреждениях;
г) о хулиганах-рецидивистах, приговаривавшихся ранее судами за хулиганство не менее двух раз к тюремному заключению или к принудработам на срок от 1 года и более, в случае совершения ими хулиганства, вызывающего необходимость привлечения их снова в уголовном порядке;
д) о нищих-профессионалах;
е) о злостных нарушителях паспортного режима, а именно: о лицах, отказавшихся добровольно выехать из местности, проживание в которой им запрещено в связи с невыдачей паспорта или непропиской, и нарушивших данную ими подписку о выезде в указанный милицией срок, а также о лицах, самовольно возвратившихся в местность, в которой им было запрещено проживание.

§4
При направлении на рассмотрение тройки дел о лицах, указанных в § 2 настоящей инструкции, органы милиции обязаны представить следующие материалы:
а) постановление о задержании с указанием причины задержания;
б) справку о судимости или о приводах;
в) следственные материалы, т.е. протоколы допроса привлеченных, свидетелей и вещественные доказательства, если таковые имеются;
г) в необходимых случаях — справки о состоянии здоровья;

д) краткое заключительное постановление.

§5
Рассмотрение каждого дела тройкой производится с обязательным вызовом на заседание тройки привлеченного. Если арестованный содержится вне краевого, областного центра, то перед отправкой дела на рассмотрение тройки арестованный допрашивается начальником горотдела милиции совместно с прокурором, причем этот совместный допрос обязательно протоколируется, протокол приобщается к делу, а арестованный на тройку не вызывается.
По рассмотренным на тройках делам ведется протокол, в котором указываются все собранные на рассматриваемое лицо материалы, краткое его объяснение, когда и за что задержан, где содержится под стражей и все новые данные, выявленные в процессе рассмотрения дела на заседании тройки. В резолютивной части протокола указывается, кому какая административная мера предлагается и с какого числа считается начало ее срока.

§6
Тройка обязана рассмотреть представленные ей дела не позже 15 дней после возникновения дела (арест, привод и т.п.)
§7
Решение тройки при отсутствии возражений прокурора приводится в исполнение немедленно, а протокол направляется на утверждение Особого совещания НКВД.
При наличии разногласий приведение в исполнение решения тройки приостанавливается, и дело переносится на рассмотрение Особого совещания НКВД.
§8
Изъятие уголовного и деклассированного элемента и нарушителей паспортного режима должно производиться повседневно, а не в порядке кампанейства или путем массовых операций. При рассмотрении дел тройки должны тщательно и внимательно изучать все обстоятельства каждого дела и в точности руководствоваться инструкцией ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 мая 1933 г.47
За народного комиссара внутренних дел ССР комкор М. Фриновский

В одной из мимолетных дискуссий в Фейсбуке мне довелось столкнуться с утверждением, что, раз Хрущев официально не входил ни в одну из троек НКВД, созданных в 1937-38 гг., то он и не ответственен за их деятельность.


Согласно документу, «ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных … организаций и всем областным … представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки, а остальные менее активные, но все же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД.

Как мы видим, ответственность за создание тройки по Московской области и определение контингента для репрессий лежала на секретаре Московского обкома ВКП(б), которым в тот момент и до конца 1937 г. был Никита Сергеевич Хрущев.

«Я его выдвигал. Я считал его способным. Но он был троцкист. И я доложил Сталину, что он был троцкистом. Я говорил, когда выбирали его в МК. Сталин спрашивает: „А сейчас как?“ Я говорю: „Он борется с троцкистами. Активно выступает. Искренно борется“. Сталин тогда: „Вы выступите на конференции от имени ЦК, что ЦК ему доверяет“

Но сыграл ли свою роль этот фактор при замене Волковым уже назначенного Хрущева, доподлинно не известно. Не высказался по этому поводу и сам Хрущев.

В своей записке в Политбюро Хрущев также предложил репрессировать 33.436 уголовников, из них 6.500 расстрелять, и 7869 кулаков, отбывших наказание и осевших в г. Москве и районах области, из них 2000 – расстрелять. Всего 41.305 человек, из которых расстрелять планировалось 8.500.


Политбюро же утвердило по 1-й категории (расстрел) лимит в размере 5000, а по 2-й - 30 000 человек, всего 35.000. То есть и общее число было чуть меньше, и расстрелять планировалось на 3.500 человек меньше, чем было предложено Хрущевым.

Состав тройки определялся необходимостью оперативного согласования решения по делам между НКВД (следствие), Наркомюстом (прокуратура) и обкомом партии. Естественно, что когда какой-то из членов выбывал из тройки по причине отстранения от должности, соответствующая структура его заменяла.

Так, в августе 1937 г. Волков был избран 1-м секретарем ЦК КП(б) Белоруссии и выбыл из тройки и был кем-то заменен. 26 ноября 1937 ввиду отъезда в длительную командировку Маслов был заменен в тройке прокурором г. Москва Маленовым. 20 января 1938 исключили из тройки В.А.Реденса в связи с назначением его наркомом внутренних дел Казахской ССР.

За исключением Волкова, остальные члены тройки были впоследствии арестованы как и расстреляны (правда, уже после отъезда Хрущева на Украину). Хрущев в качестве главы Московского обкома знал о деятельности тройки и в 1956 г. сделал доклад с разоблачением культа личности. И при нем же были реабилитированы оба: Маслов - 27 июля 1957 г., Реденс - 16 ноября 1961 г. Кстати, в отношении последнего в 1988 г. реабилитация была отменена, видимо, вследствие протестов еще живых тогда родственников его жертв…

«Непосредственную ответственность за репрессии и беззаконие, кроме Сталина, несут Молотов, Каганович, Берия, Ворошилов, Жданов, Маленков, Микоян, Хрущев, Булганин, Андреев, С.Косиор, Суслов. Они давали личные указания об арестах, осуждении и расстрелах большого числа партийных, советских, военных и хозяйственных кадров. Для расширения и усиления массовых репрессий на местах, напряженности и взаимной подозрительности члены Политбюро выезжали в местные партийные организации, часто в сопровождении группы работников НКВД. Такие поездки, как правило, сопровождались снятием с работы и арестами первых секретарей обкомов и ЦК компартий союзных республик, репрессиями партийного и советского актива.


…Н.С.Хрущев, работая в 1936—1937 годах первым секретарем МК и МГК ВКП(б), а с 1938 года — первым секретарем ЦК КП(б)У, лично давал согласие на аресты значительного числа партийных и советских работников. В архиве КГБ хранятся документальные материалы, свидетельствующие о причастности Хрущева к проведению массовых репрессий в Москве, Московской области и на Украине в предвоенные годы. Он, в частности, сам направлял документы с предложениями об арестах руководящих работников Моссовета, Московского обкома партии. Всего за 1936—1937 годы органами НКВД Москвы и Московской области было репрессировано 55 тысяч 741 человек.

С января 1938 года Хрущев возглавлял партийную организацию Украины. В 1938 году на Украине было арестовано 106 тысяч 119 человек. Репрессии не прекратились и в последующие годы. В 1939 году было арестовано около 12 тысяч человек, а в 1940 году — около 50 тысяч человек. Всего за 1938 — 1940 годы на Украине было арестовано 167 тысяч 565 человек.

Усиление репрессий в 1938 году на Украине НКВД объясняло тем, что в связи с приездом Хрущева особо возросла контрреволюционная активность правотроцкистского подполья. Лично Хрущевым были санкционированы репрессии в отношении нескольких сот человек, которые подозревались в организации против него террористического акта.

Естественно, комиссия КПСС учла только численность реабилитированных на тот момент жертв репрессий, куда не входили, например, кронштадтцы, антикоммунистические повстанцы и т.п. категории. Но и без этого, по двум местам работы Хрущева во время деятельности троек набирается больше 160 тыс. человек.

Особенно существенно, что Хрущев, создавший московскую тройку, направлял в нее же дела арестованных по его инициативе руководящих работников Моссовета Московского обкома партии. То есть у тех, на кого пал гнев Хрущева, практически не было шанса спастись.

С 27 января 1938 по 3 марта 1947 г. Хрущев был первым секретарем ЦК КП(б) Украины. И здесь он тоже был причастен и к репрессиям, и к деятельности троек.

Ввиду большой территории, Украина была национальной республикой, где не было общеукраинской тройки, и где тройки создавались по областям тем же оперативным приказом 00447 от 30 июля 1937 г., что и в Москве. В них назначались по 1 члену от НКВД, прокуратуры и обкома.

Эти особые тройки были отменены решением Политбюро ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года. Таким образом, в период секретарства Хрущева в Украине, тройки действовали больше 8 месяцев и включали секретарей партийных обкомов, которых он утверждал.

Вскоре после приезда Хрущева, в Украине началась новая волна репрессий. Уже 17 февраля 1938 Политбюро выносит постановление: "Дополнительно разрешить НКВД Украины провести аресты кулацкого и прочего антисоветского элемента и рассмотреть дела их на тройках, увеличив лимит для НКВД УССР на тридцать тысяч".

Репрессии коснулись также секретарей обкомов, т.е. поменяли личный состав троек.

Так, член тройки по Донецкой обл. с 1937 г. Прамнек Э.К. (1-й секретарь обкома) был освобожден от должности 8 апреля 1938 г., затем арестован и расстрелян. Пиндюр И.М. (и.о. 2-го секретаря Донецкого обкома КП(б) Украины), назначен в тройку 10.03.38, Арестован в апреле 1938 г.

Член тройки по Одесской обл. Кондаков Н.И. (1-й секретарь обкома) был снят с должности 4 мая 1938 г., арестован, расстрелян.

Член тройки по Черниговской обл. Михайлов А.Д. (1-й секретарь и председатель тройки) снят с должности, арестован 22 апреля 1938 г., расстрелян.

Член тройки по Киевской обл. Черепин Т.К. (2-й секретарь обкома) назначен 09 июня 1938 вместо выбывшего предшественника, которого, вероятно, тоже арестовали. С Черепиным связана весьма характерная история.

Тройки в качестве членов включали секретарей обкомов, кандидатуры которых предлагались Хрущевым или согласовывались с ним. После снятия с должностей и ареста их места занимали новые секретари обкомов, назначенные Хрущевым. Тройки продолжали действовать при Хрущеве до ноября 1938 г., т.е. новые секретари обкомов проработали в тройках по 5-7 месяцев.

В некоторых современных публикациях высказывается предположение, что Хрущев мог почистить архивы от компрометирующих его лично документов.

Так, Борис Сыромятников, ветеран контрразведки и полковник КГБ в отставке, в свое время писал со ссылкой на начальника Центрального архива (КГБ?) полковника В.И. Детинина, что «во второй половине 1956 года из ЦК КПСС руководству КГБ поступила команда представить в Бюро Президиума ЦК КПСС все следственные дела на лиц, арест которых в разное время санкционировали члены Политбюро, а позднее - Президиума ЦК.

Такие дела отобрали, в том числе на арестованных по указанию Хрущева. Их набралось больше всего. Все было готово к погрузке, когда начальник учетно-архивного отдела, указывая на выделявшуюся стопу, спросил: "А это чьи санкции?". Ему ответили: "Хрущева".

Без дополнительного исследования (а какие-то следы должны были остаться), такого рода воспоминания стоят не больше, чем мемуары Хрущева, в которых он выступает простым статистом. Но задача эта явно не простая.

Читайте также: