В какой срок центральная станция связи предоставляет департамент охраны труда

Обновлено: 14.05.2024

Чтобы обеспечить соблюдение требований охраны труда, а также контроль за их выполнением, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, который должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в данной области (ст. 217 ТК РФ).

Под производственной деятельностью, согласно ч. 9 ст. 209 ТК РФ, понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, которые включают в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

В то же время Минтруд России в письме от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136 говорит, что деятельность по сути всех работодателей является производственной – она осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами. Это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах, поэтому действие норм ст. 217 ТК РФ в полной мере распространяется на организации, осуществляющие различные виды деятельности, поименованные в ОКВЭД 2.

Но штатную должность специалиста по охране труда законодательство требует в организациях, численность сотрудников которой превышает 50 человек. Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель должен принять решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Если служба охраны труда или штатный специалист отсутствуют, то их функции осуществляет:

  • работодатель - индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник;
  • оказывающие услуги в области охраны труда организация или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (эти организации подлежат обязательной аккредитации. Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, опубликован на сайте Минтруда России).

Перечисленные выше способы доступны только работодателям с числом сотрудников до 50 человек (включительно). Работодатели, численность работников которых превышает 50 человек, обязаны возлагать функции по организации работы по охране труда на созданные ими службы охраны труда или на штатных специалистов по охране труда и не вправе привлекать для этих целей стороннюю организацию. Об этом говорит и Минтруд России в своих письмах от 28.09.2017 № 15-2/ООГ-2693 и от 11.11.2016 № 15-2/В-3673.

Вместе с теми, именно на этот документ можно опираться при создании и работе службы по охране труда. Дополнительно можно руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утв. постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10 (далее – Межотраслевые нормативы), которые содержат указания для определения и обоснования необходимой численности работников службы ОТ, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и т.д.

Согласно п. п. 1, 3 Рекомендаций служба охраны труда создается руководителем как самостоятельное структурное подразделение организации. Оно состоит из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.

Структуру службы охраны труда и ее численность определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов. Например, п. 3.1.1. Межотраслевых нормативов говорит о том, что функции службы охраны труда выполняют:

  • отдельные специалисты по охране труда – в организациях со среднесписочной численностью работников до 700 человек (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах);
  • бюро охраны труда со штатом три-пять единиц (включая начальника);
  • или отдел при штате от шести единиц – в организациях с численностью более 700 человек.

Требования к должности специалиста по охране труда

Как пояснил Минтруд России в своем письме от 29 декабря 2016 г. № 15-2/ООГ-4698, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, работодатель самостоятельно определяет, какой акт использовать, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Единый квалификационный справочник

ЕКС может быть использован работодателем для разработки должностных инструкций специалистов по охране труда, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.

В организации, где охрану труда никогда не вели, молодому специалисту некому ставить задачи. Работодатель нанял специалиста, чтобы тот сам привел дела в порядок и оградил компанию от штрафов. Без наставничества и помощи молодой специалист теряется в делах, а ответственность никто не отменял. Чтобы помочь начинающим, мы составили дорожную карту из пяти простых шагов — они помогут организовать охрану труда с нуля.

Старт

Если на предприятии работу по охране труда не вели и не от кого принять дела, начните работу с подготовки акта о том, что документов вам не передали, чтобы избежать неприятностей в дальнейшем. В нем укажите, что в компании нет локальных документов по охране труда и вы будете выстраивать систему управления охраной труда с нуля. Подпишите акт у руководителя кадровой службы и юриста. Это поможет избежать вопросов, если до этого какие-то документы существовали, но вам о них не сообщили. Проконтролируйте, чтобы составили приказ о вашем назначении на должность специалиста по охране труда.

Дорожная карта


Шаг 1. Обучение

После того как руководители работ пройдут обучение, назначьте их приказом ответственными за проведение инструктажей на рабочем месте по подразделениям соответственно. Остальных сотрудников, которые не войдут в список, обучайте в своей организации внутренней комиссией. Назначьте ее приказом, а регламент работы пропишите в положении о СУОТ. Специалист по охране труда также проходит обучение в установленном порядке. В первый год может не проходить, если имеет непрерывный стаж работы пять лет (пп. 1.5–1.6 Порядка № 1/29).

Шаг 2. Документы

Разработайте и утвердите положение о системе управления охраной труда, для этого используйте типовое положение, которое утвердил Минтруд (Типовое положение о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н). Чтобы система в компании эффективно функционировала, не копируйте стандартные формулировки. Подготовьте документ с учетом специфики предприятия. Уделите особое внимание части положения о распределении ответственности должностных лиц. На всех уровнях управления детально пропишите, какие обязанности в области охраны труда будут у каждой конкретной должности, задействованной в СУОТ.

Составьте перечень локальных документов, которые должны быть в вашей организации. Этот перечень зависит от численности работников, видов деятельности предприятия, наличия вредных условий труда и других факторов. Унифицированного списка нет.

Для подготовки перечня документов можете воспользоваться чек-листами ГИТ. Из них вы узнаете, какие документы запросят у организации при проверке (формы проверочных листов, утв. приказом Роструда от 10.11.2017 № 655).

В список документации войдут:

  • положения;
  • инструкции;
  • программы обучения;
  • приказы;
  • журналы.

Начинайте заполнять документы от даты вашего назначения, не оформляйте постфактум. Например, если в компании не вели журнал вводного инструктажа, нельзя восстанавливать документ за прошедшие даты. Кто-нибудь из сотрудников может пожаловаться в ГИТ из-за того, что подписи хотят собрать за прошедший период. Или инспектор обратит внимание, что журнал, которому по дате не один год, выглядит как новый.

Окажите руководителям структурных подразделений методическую помощь в разработке инструкций по охране труда. В законе нет прямого указания, что инструкции готовит руководитель подразделения. Но только он знает условия труда своих подчиненных, риски и особенности работы с оборудованием и инструментами. На практике обязанность пропишите в должностной инструкции руководителя структурного подразделения.

Шаг 3. СОУТ, СИЗ, медосмотры

Если СОУТ провели до вашего прихода в организацию, ознакомьтесь с результатами и используйте их в работе. Проверьте, нет ли необходимости провести внеплановую спецоценку из-за введения новых рабочих мест или по другим причинам из статьи 17 Закона № 426-ФЗ.

Предварительные и периодические медосмотры проводите на основании перечней вредных и опасных производственных факторов и видов работ (Перечни, утв. приказом Минздрава от 12.04.2011 № 302н; далее — Приказ № 302н). Вредные и опасные факторы на рабочем месте устанавливают по результатам спецоценки.

Если результатов СОУТ пока нет, можно определить производственные факторы с помощью эксплуатационной, технологической и другой документации на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, которые применяют в организации при производственной деятельности.

Также проверьте, как на предприятии организовали работу со средствами индивидуальной защиты. Порядок выдачи, учета и хранения СИЗ определен Трудовым кодексом и Межотраслевыми правилами (утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н).

Если в компании есть работы с вредными или опасными условиями труда, работы, которые выполняют в особых температурных условиях или которые связаны с загрязнением, обязательно контролируйте работу со средствами индивидуальной защиты в организации. Для этого в положении о СУОТ между должностными лицами организации распределите обязанности по закупке, хранению, выдаче и уходу за СИЗ.

Проведите в первое полугодие своей работы медосмотр, обучение по охране труда и спецоценку, во втором полугодии организуйте производственный контроль за санитарно-гигиеническими условиями. Также периодически проверяйте, чтобы работников обеспечивали СИЗ в полном объеме.

Шаг 4. Риски

Осмотрите территорию предприятия, выявите недочеты. Например, работники не используют СИЗ, места проведения опасных работ не ограждены, отсутствуют разметка и предупредительные знаки, территория плохо освещена. Все, что вы заметите при визуальном осмотре, — потенциальный несчастный случай, поэтому постарайтесь устранить подобные нарушения как можно скорее.

Оценку рисков проводит оценочная группа, в ее состав входит не только служба охраны труда, но и представители других отделов. Это комплексная процедура, объясните работодателю, что участвовать в ней должны линейные руководители, работники производственно-технического отдела и представители трудового коллектива.

Качественная оценка профессиональных рисков и корректирующие мероприятия после нее помогут снизить затраты организации за счет улучшения условий труда. Кроме того, важно научиться оценивать риски, так как это основная процедура, вокруг которой законодатели планируют выстроить охрану труда будущего.

После того как вы оцените весь масштаб своей работы, составьте поэтапный план. Распределите свою работу на четыре квартала. Если придет инспектор ГИТ, он увидит ваш план и поймет, что работа по охране труда уже началась. Штраф будет, но правонарушение не будет признано длящимся и вы не понесете ни дисциплинарную, ни административную ответственность.

Шаг 5. Проверки

Внешняя проверка

Проверьте, включена ли компания в план проверок на текущий год. Эту информацию можно узнать на сайте территориальной ГИТ или на сайте Генпрокуратуры. Если увидите свою компанию в списке, начинайте подготовку к проверке.

Также в компании может пройти внеплановая проверка. Основания для внеплановых проверок приведены в статье 360 ТК, самое распространенное — жалоба работника. О внеплановой проверке сообщают, как правило, не менее чем за 24 часа. Но если проверка пройдет по жалобе работника, инспекторы не предупредят (ч. 9 ст. 360 ТК).

Внутренняя проверка

Контролируйте соблюдение требований охраны труда на рабочих местах постоянно. Кроме специалиста по охране труда, это делают директор, руководители подразделений и сами работники. Введите ступенчатые системы контроля, чтобы внутренние проверки были эффективными.

Чтобы определить, сколько ступеней контроля необходимо для конкретного предприятия, нужно проанализировать особенности производства: вид деятельности, численность сотрудников, структуру предприятия, месторасположение структурных подразделений, текущие условия труда. Самый распространенный вариант ступенчатого контроля — трехступенчатый. Он универсален, и его применяют как в небольших компаниях, так и на крупных предприятиях.

Система охраны труда в каждой организации должна отвечать государственным нормативным требованиям охраны труда и требованиям, установленным правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209 ТК РФ). Основными составляющими системы охраны труда являются следующие мероприятия:

  • создание службы охраны труда;
  • проведение аттестации рабочих мест;
  • создание комитета (комиссии) по охране труда;
  • проведение инструктажа с сотрудниками организации;
  • разработка и утверждение положения и инструкций по охране труда в организации.

Какие документы нужно разработать компании, чтобы соответствовать требованиям охраны труда

В соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами на работодателя возлагается обязанность и ответственность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Что такое охрана труда?

В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В процессе формирования системы охраны труда в организации должна быть разработана и утверждена документация по вопросам охраны труда. В случае ее отсутствия работодатель может быть оштрафован на сумму от 2 тысяч до 200 тысяч рублей.

Приведем основной перечень документов, которые могут быть нужны в той или иной организации, кстати, документы по охране труда можно создать в 1С:ЗУП.

  • локальные нормативные акты по общим вопросам охраны труда (инструкции по охране труда для работников, технике безопасности отдельных производственных участков (цехов, подразделений, отделов и др.), положение о порядке выдачи работникам средств коллективной и индивидуальной защиты и др.);
  • положение о службе охраны труда (разрабатывается на основании Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации);
  • приказ о создании службы охраны труда или введении в штатное расписание должности инженера по охране труда;
  • приказ о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению вводного и первичного инструктажа;
  • должностные инструкции сотрудников службы охраны труда (разрабатываются в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих);
  • личные карточки сертифицированных средств индивидуальной защиты;
  • журнал регистрации инструкций по охране труда для работников;
  • журнал учета выдачи инструкций по охране труда работникам;
  • журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
  • приказ об утверждении перечня профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа (работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, с хранением и применением сырья и материалов, могут не проходить первичный инструктаж на рабочем месте);
  • журналы регистрации проведения инструктажа работников по охране труда (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого);
  • программы проведения вводного и первичного инструктажа работников по охране труда;
  • инструкция по проведению вводного инструктажа работников по охране труда (разрабатывается на основании утвержденной руководителем организации программы проведения вводного инструктажа, утверждается руководителем);
  • график периодических медицинских осмотров (в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными)
  • приказ о проведении аттестации рабочих мест
  • график по аттестации рабочих мест
  • итоговый проток об аттестации рабочих мест

Напоминаем, выдача инструкций по охране труда осуществляется под роспись сотрудника.

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель, т.е. руководитель организации или индивидуальный предприниматель.

Сотрудники СОТ (инженер по охране труда) несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей, которые устанавливаются должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. Напомним, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей работодатель может применить к нему дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).

На основании ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 2 тысяч до 40 тысяч рублей, либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).

Лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за аналогичные нарушения могут быть оштрафованы на сумму от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. Для них также предусмотрено такое наказание, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме этого на основании указанной статьи КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет. С руководителем организации, дисквалифицированным по решению суда, расторгается трудовой договор на основании ст. 32.11 КоАП РФ. Информация о руководителе заносится в специальный реестр дисквалифицированных лиц.

За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно ст. 143 УК РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

  • штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;
  • исправительными работами на срок до двух лет;
  • лишением свободы на срок до года.

Опыт автоматизации Охраны труда на предприятиях компанией Первый БИТ

В рамках одного из проектов по автоматизации охраны труда мы автоматизировали следующие бизнес-процессы:

  • Ведение корпоративного справочника вредных и/или опасных производственных факторов;
  • Ведение структуры производственных объектов (местоположений);
  • Оценка условий труда (включая СОУТ);
  • Ведение гарантий и компенсаций;
  • Ведение медицинских осмотров;
  • Ведение средств индивидуальной защиты;
  • Подготовка и аттестация персонала в области ПБиОТ;
  • Проверки и аудиты в области ПБиОТ (включая проверки органами надзора);
  • Управление мероприятиями в области ПБиОТ;
  • Ведение справочника НД в области ПБиОТ;
  • Ведение деловых партнеров;
  • Организация работ повышенной опасности (по наряду-допуску);
  • Учет технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах;
  • Управление расследованием происшествий;
  • Формирование отчетности в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 23.01.2014 № 25.

Для этого в рамках проекта мы выполнили следующие работы:

Первый Бит предлагает автоматизацию предприятий разного уровня.

От внедрения коробочных решений для малых предприятий и заканчивая крупным проектными внедрением филиальных структур.

Основными направлениями в производственной безопасности в части автоматизации являются:

  • Организация и учет оперативной деятельности ключевых сотрудников;
  • Планово-контрольная деятельность;
  • Инструменты регламентированной и аналитической отчетности.

В процессе разработки и внедрения информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) решаются следующие основные задачи:

  • Повышение эффективности работы службы ОТиПБ за счет создания общедоступного информационного ресурса, упрощающего и ускоряющего решение задач, связанных с обработкой больших объемов информации.
  • Сбор и консолидация разносторонней информации из различных смежных информационных систем, эксплуатирующихся на Предприятии:
    • Кадровая служба
    • Медицинская служба
    • Служба подготовки и обучения персонала
    • Служба технического обслуживания и ремонта оборудования

    Ключевыми функциями информационной системы, наиболее востребованными среди пользователей, можно выделить:

    • Учет данных о рабочих местам сотрудников.
    • Планирование и учет результатов проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
    • Планирование и учет сведений о прохождении медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований
    • Планирование и учет сведений о выданных СИЗ и СиОС
    • Учет сведений о технических устройствах, зданиях и сооружениях, опасных производственных объектах
    • Учет основных документов, требуемых для эксплуатации промышленного оборудования
    • Планирование и учет прохождение экспертизы и освидетельствования оборудования
    • Учет сведений о регламентном обслуживании оборудования
    • Учет сведений об эксплуатируемых на предприятии средствах пожаротушения и пожарной автоматики.
    • Учет сведений о регламентном обслуживании средств пожарной безопасности
    • Учет сведений об источниках негативного воздействия на окружающую среду
    • Учет установленных нормативов по каждому направлению негативного воздействия
    • Первичный учет фактического воздействия предприятия на окружающую среду
    • Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Контроль сроков действия нормативных документов и внутренних приказов
    • Планирование обучения и аттестации сотрудников в по направлениям, проведение инструктажей
    • Планирование и проведение проверок (производственный контроль) по направлениям, формирование плана мероприятий по устранению выявленных нарушений
    • Учет сведений о Происшествиях (несчастных случаях и профессиональных заболеваниях, авариях, инцидентах, пожарах) планирование мероприятий по локализации и недопущению повторных случаев
    • Уведомление ответственных сотрудников и пользователей системы о важных или критичных событиях
    • Формирование регламентированной и аналитической.

    В результате комплексного внедрения информационной системы достигаются следующие цели:


    Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

    Организация безопасных условий работы — это одно из первоочередных обязательств предприятия по отношению к персоналу. Законодательство, в свою очередь, требует от работодателя надлежащего ведения соответствующей документации. Зафиксировать все, что необходимо в связи с обеспечением процесса охраны труда, призвано соответствующее положение.

    Для чего необходимо

    Главным предназначением, которое выполняет положение об организации работы по охране труда в организации (ОТ), является описание всех аспектов обеспечения безопасности жизни и здоровья сотрудников предприятия: организационного, правового, технического, социального, реабилитационного, профилактического. Таким образом, в локальном нормативном акте фиксируется:

    • перечень ответственных за ОТ лиц, их права и обязанности;
    • порядок разработки и осуществления мероприятий по обеспечению ОТ;
    • порядок осуществления контролирующих мероприятий в области ОТ;
    • порядок прохождения обучения для руководителей и специалистов;
    • порядок финансирования мероприятий по ОТ (бюджет, статьи расходов, источники денежных средств);
    • процедура назначения членов комиссии по специальной оценке условий труда.

    Порядок утверждения

    Обязанность по составлению и утверждению на предприятии правил по ОТ продиктована ч. 2 ст. 212 ТК РФ. В Письме Минтруда от 30.06.2016 № 15-2/ООГ-2373 разъясняется, что организация вправе самостоятельно устанавливать, какие разделы и требования включать в документ в зависимости от специфики ее деятельности.

    Следовательно, локальный нормативный акт, который утвердит образец положения по охране труда в организации на 2019 год, подписывает руководитель предприятия.

    Что касается разработки документа, то ответственное за нее лицо назначается на усмотрение работодателя. Обычно эта обязанность закрепляется за специалистом по ОТ. Наиболее эффективной является коллегиальная схема разработки положения, задействующая представителей бухгалтерии, кадровой, юридической службы и, самое главное, представителей производственных подразделений. Это позволит учесть все возможные нюансы, в том числе производственного характера, и минимизировать вероятность замечаний от различных контролирующих органов.

    Типовое положение

    Раздел Содержание
    Общие положения Цель, нормативная база
    Политика по ОТ Принципы обеспечения безопасности рабочих условий
    Цели предприятия Цели работодателя в области ОТ
    Обеспечение функционирования системы управления ОТ Распределение обязанностей по ОТ между должностными лицами
    Процедуры по обеспечению ОТ Порядок обучения и ознакомления с принципами ОТ. Перечень профессий, мероприятий по ОТ и рисков
    Планирование мероприятий по реализации процедур Порядок подготовки, пересмотра и обновления плана процедур
    Контроль Описание мероприятий по оценке условий труда
    Планирование улучшений План по усовершенствованию системы ОТ
    Реагирование на аварии, травмы и несчастные случаи Алгоритм действий в чрезвычайной ситуации
    Управление документами Правила ведения и хранения документов по ОТ

    Образец положения

    ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

    СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА

    Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда директором Общества.

    Функции службы охраны труда в Обществе возлагаются на должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, которое подчиняется непосредственно директору Общества.

    Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с комиссией по охране труда.

    Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевыми), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами Общества.

    Основные задачи должностного лица, ответственного за организацию работы по охране труда:

    • организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
    • контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов Общества;
    • организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, и работы по улучшению условий труда;
    • обеспечение работы кабинета охраны труда, оснащение его необходимыми пособиями, средствами обучения и т. п.;
    • разработка и пересмотр устаревших инструкций по охране труда;
    • контроль в предусмотренных случаях проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников;
    • контроль за выдачей работникам, занятым на производстве с вредными и(или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнениями или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, спецодежды, спецобуви и других необходимых средств индивидуальной защиты;
    • контроль за своевременным обеспечением работающих смывающими средствами в соответствии с установленными нормами;
    • контроль за своевременным проведением специальной оценки условий труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий труда, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями;
    • изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Система управления охраной труда (СУОТ) — часть общей системы управления, обеспечивающая управление рисками и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью Общества.

    Органы управления Общества образуют Систему управления охраной труда.

    Настоящее положение определяет порядок и структуру управления охраной труда в Обществе, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов.

    Объектом управления является охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

    Основными принципами системы управления охраной труда в Обществе являются:

    • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и лиц в процессе их трудовой деятельности и организованного отдыха;
    • гарантии прав работников на охрану труда;
    • деятельность, направленная на профилактику и предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
    • обеспечение выполнения требований охраны труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, отраслевых правилах по охране труда, в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах, инструкциях по охране труда, для создания здоровых и безопасных условий труда;
    • наличие квалифицированных специалистов по охране труда;
    • планирование мероприятий по охране труда;
    • неукоснительное исполнение требований охраны труда работодателем и работниками, ответственность за их нарушение.

    Основные задачи Системы управления охраной труда в Обществе:

    • реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
    • разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
    • создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;
    • формирование безопасных условий труда;
    • контроль за соблюдением требований охраны труда;
    • обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда;
    • предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющими трудовую деятельность в Обществе;
    • охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Обществе, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, производственного процесса, организованного отдыха.

    ЦЕЛИ РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

    Основные цели работодателя в области охраны труда содержатся в Политике в области охраны труда, определенной разделом 2 настоящего Положения, и достигаются путем реализации работодателем соответствующих процедур.

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ

    Структура системы управления охраной труда. Организационно система управления охраной труда является трехуровневой.

    Управление охраной труда на первом уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет работодатель в лице директора Общества.

    Управление охраной труда на втором уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда.

    Управление охраной труда на третьем уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет комиссия по охране труда.

    Порядок организации работы по охране труда в Обществе определяется ее Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.

    ФУНКЦИИ ДИРЕКТОРА ОБЩЕСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

    Директор Общества в порядке, установленном законодательством:

    • осуществляет общее управление охраной труда Общества;
    • обеспечивает соблюдение действующего законодательства о труде, выполнение постановлений и распоряжений вышестоящих органов, нормативных (правовых) документов по вопросам охраны труда, предписаний органов государственного надзора и контроля, решений трудового коллектива, коллективного договора в части охраны труда;
    • организует работу по созданию и обеспечению условий работы в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом Общества;
    • обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда. Своевременно организует осмотры и ремонт зданий (помещений) Общества;
    • утверждает должностные обязанности по обеспечению охраны труда и инструкции по охране труда для рабочих и служащих Общества;
    • обеспечивает разработку и реализацию планов мероприятий по охране труда, целевых программ по охране труда;
    • принимает меры по внедрению предложений коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий работы;
    • выносит на обсуждение производственных совещаний и собраний трудового коллектива вопросы организации работы по охране труда;
    • отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по улучшению условий труда, принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;
    • обеспечивает финансирование мероприятий по охране труда и осуществляет контроль за эффективностью их использования, организует обеспечение работников Общества спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями, а также лиц, проходящих производственную практику, при проведении общественно полезного и производительного труда и т. п.;
    • осуществляет поощрение работников Общества за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
    • осуществляет привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда;
    • проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников, лиц, проходящих производственную практику;
    • контролирует своевременное проведение диспансеризации работников;
    • обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления, государственного надзора и технической инспекции труда;
    • сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом в Государственную инспекцию труда, Фонд социального страхования, прокуратуру, городскую администрацию, территориальный орган профсоюзов, Ростехнадзор (если на опасном производственном объекте), Роспотребнадзор (если острое отравление), родителям (лицам, их заменяющим) пострадавшего лица, осуществляющего трудовую деятельность или проходящего производственную практику; принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;
    • заключает и организует совместно с профессиональным союзом выполнение ежегодных соглашений по охране труда. Подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полугодие;
    • утверждает по согласованию с профессиональным союзом инструкции по охране труда для работающих, лиц, проходящих производственную практику;
    • организует проведение вводного инструктажа по охране труда с вновь поступающими на работу лицами, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками Общества;
    • планирует в установленном порядке периодическое обучение работников Общества по вопросам обеспечения охраны труда на краткосрочных курсах и семинарах;
    • принимает меры совместно с профессиональным союзом по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой;
    • принимает меры совместно с медицинскими работниками по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы;
    • обеспечивает нагрузку работающих с учетом их психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха;
    • запрещает проведение работ при наличии опасных условий для здоровья лиц, задействованных в трудовой деятельности;
    • обеспечивает оплату больничных листов нетрудоспособности и доплату лицам, работающим в неблагоприятных условиях труда;
    • несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда в Обществе.

    Где хранится и сколько

    Порядок хранения локального нормативного акта по ОТ определяется на усмотрение работодателя. Типовое положение об охране труда в 2019 году — не исключение. Для этой цели издается приказ, в котором указывается место хранения документа и ответственное за него лицо.

    АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

    Читайте также: