Имеет ли право экономист работать бухгалтером
Обновлено: 18.05.2024
Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.
Родилась я в маленьком приволжском городке с населением около 100 тысяч человек, где грусть, тоска и безнадега. Учиться решила поехать в Киров, выбрала самый дешевый вуз с гарантированным местом в общежитии. Обучение стоило 33 000 Р в год на первом курсе, на последнем — около 40 000 Р . За него пополам платили родители и бабушка с дедушкой.
В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.
В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.
На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.
После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.
Суть профессии
В городе детства меня пригласили работать на машиностроительное предприятие, по которому я писала все свои курсачи и диплом. Мой первый оклад в 2014 году был 10 250 Р . Примерно столько же получали уборщицы. Но уровень ответственности у меня как у бухгалтера был совершенно другой.
Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.
Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.
Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.
Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.
Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.
Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.
Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.
На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.
Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.
Место работы
Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.
Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.
Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.
Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.
Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.
Мы оказываем услуги ведения бухучета нескольким фирмам. Изначально я устроилась просто бухгалтером на 25 000 Р . Сотрудники на этой должности проводят документы в программе. Над ними — старшие бухгалтеры. Они отвечают за определенный участок бухгалтерского учета по какой-то одной фирме. Дальше идут ведущие бухгалтеры — они занимаются закрытием счетов по нескольким компаниям. Еще выше — руководитель направления по области учета.
С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.
Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.
Первое время после увольнения старших коллег у нас вообще не было ведущего бухгалтера. Сложные вопросы приходилось регулировать мне, потому что из опытных сотрудников в отделе осталась я одна. И я дополнительно стала контролировать какие-то процессы, пока все вникали в работу. Так что повышение до старшего бухгалтера в моей функциональности практически ничего не изменило, но зарплату повысили до 35 000 Р . Из них 30 000 Р — оклад, 5000 Р — премия. Средняя зарплата по рынку — 30 000 Р .
У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.
Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.
Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.
Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.
Многие, когда встречают в Интернете или в другом источнике вакансии бухгалтера-экономиста, задаются вопросом: неужели есть отдельная профессия бухгалтер-экономист? Какие тогда обязанности лежат на этом специалисте? Отвечаем далее.
Правовые основы работы бухгалтером-экономистом
Действительно, в штате предприятия может быть отдельная должность бухгалтера-экономиста. Она, в частности, предусмотрена Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих. Он утверждён постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37. Только официальное её название здесь – экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности.
Как видно из названия, формально экономист может работать бухгалтером.
А вот отдельный профстандарт для бухгалтера-экономиста законодательно не утверждён.
Учтите, что должностная инструкция бухгалтера-экономиста не должна противоречить документу Минтруда.
Основные обязанности бухгалтера-экономиста
Базовый перечень должностных обязанностей специальности экономист-бухгалтер следующий:
- выполняет работы по осуществлению бухгалтерского учета на предприятии, анализу и контролю за состоянием и результатами хозяйственной деятельности;
- учет поступающих денежных средств, ТМЦ, ОС и своевременное отражение на соответствующих бухгалтерских счетах операций, связанных с их движением, а также учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции (выполнения работ и услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности;
- составляет отчетные калькуляции себестоимости готовой продукции (выполняемых работ, услуг);
- следит за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в целях выявления внутрихозяйственных резервов, снижения себестоимости продукции, предупреждения потерь и непроизводительных расходов;
- на основе данных бухучета и отчетности проводит комплексный анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и его подразделений, подготавливает предложения по устранению недостатков в расходовании средств, повышению эффективности производства, последовательному осуществлению режима экономии;
- участвует в разработке мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины, своевременную уплату налогов;
- подготавливает данные для составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств на производство продукции, об использовании бюджетных средств, прибыли;
- выполняет необходимую работу, связанную с нерегламентными расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций;
- участвует в работе по подготовке рабочего плана счетов, форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, определении содержания основных приемов и методов ведения учета, технологии обработки бухгалтерской информации;
- проводит работу по совершенствованию организации и внедрению прогрессивных форм и методов бухучета и отчетности на основе применения современных средств вычислительной техники, упорядочению первичной учетной документации, применению типовых унифицированных форм;
- обеспечивает руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией о деятельности предприятия, его имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях, доходах и расходах;
- составляет в установленные сроки бухгалтерскую отчетность о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
- выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных о хозяйственных операциях и финансовых результатах деятельности предприятия;
- вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных;
- участвует в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки бухгалтерской информации;
- изучает передовой опыт организации бухгалтерского учета.
Необходимые знания
Экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности должен знать:
Главный бухгалтер предприятия
Итак, главный бухгалтер предприятия — лицо, на которое должно быть возложено ведение бухгалтерского учета компании. То есть это человек, которому должны быть доверены финансы компании, коммерческие тайны, контроль над коллективом.
Согласно требованиям закона № 402-ФЗ организация бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия. А он уже для исполнения этой обязанности может:
- Вести бухгалтерский учет лично.
- Ввести в штат главного бухгалтера.
- Передать ведение бухгалтерского учета третьему лицу (на аутсорсинг).
Впрочем, все три способа доступны только в компаниях малого или среднего предпринимательства. При этом в законе не указаны какие-либо четкие требования к лицу, на которое в итоге будет возложена обязанность по ведению учета.
Если компания не относится к таким субъектам, то ведение бухгалтерского учета должно быть возложено на сотрудника организации либо передано по договору. В кредитной организации остается только один вариант — наличие главного бухгалтера в штате.
В законе о бухучете прописаны строгие требования, которые предъявляются к данной должности. В частности, это обязательное наличие высшего образования, стаж работы не менее 3 лет из последних 5, отсутствие непогашенной судимости за экономические преступления. Однако они распространяются не на всех главбухов, а только на лиц, занимающих эту должность в прямо указанных в законе компаниях (см. п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ). К главбухам в малом и среднем бизнесе эти ограничения не относятся.
Узнайте можно ли привлечь главбуха к ответственности после увольнения в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Права и обязанности главного бухгалтера по закону № 402-ФЗ
Давайте сначала поговорим о правах главного бухгалтера, человека, который занимает достаточно высокий пост в любой компании.
Вообще, основные трудовые права любого работника любой организации контролируются ТК РФ, а права именно работника как специалиста прописываются в его должностной инструкции. Что же можно указать, формируя такую инструкцию для главного бухгалтера? Например, следующее:
- Главный бухгалтер имеет право:
- представлять интересы бухгалтерии организации, выступая в других структурных подразделениях, перед компаниями-контрагентами;
- запрашивать нужные документы и информацию от других специалистов компании;
- вносить на рассмотрение директора различные финансовые планы, структуру бухгалтерии, предложения о поощрении работников или материальном взыскании;
- взаимодействовать с другими структурными подразделениями в части, необходимой для выполнения своих обязанностей.
- По доверенности главному бухгалтеру могут быть переданы права на представление интересов компании в налоговых и других проверяющих структурах.
Можно еще добавить, что помимо основных профессиональных трудовых функций главный бухгалтер, как правило, сам выбирает работников своего отдела, может регулировать поиск аудиторской компании для проверки предприятия, в оговоренных рамках самостоятельно принимать решения, влияющие на финансовые показатели компании и т. п.
Конечно, по сравнению с правами, круг обязанностей руководителя бухгалтерии гораздо объемнее. Рассмотрим его подробно, можно даже разделить все обязанности главного бухгалтера на несколько групп.
- Финансовая группа
- Главное, что делает главбух, — ведет бухучет финансовой и хозяйственной деятельности компании, осуществляет контроль над собственностью предприятия.
- Формирует учетную политику компании в соответствии с действующим законодательством, включая разработку плана счетов, форм первички и т. п.
- Организует учет имущества, поступающего в компанию, учет хозяйственных операций, совершаемых в компании.
- Организует и контролирует учет издержек предприятия, реализацию продукции.
- Формирует полную и достоверную бухгалтерскую отчетность, по запросу предоставляет данные об имущественном положении компании, доходах и расходах предприятия.
- Контролирует соблюдение налогового законодательства и формирование налоговой отчетности по правилам, соответствующим НК РФ.
- Контролирует правильное начисление и уплату налогов, социальных взносов, административных платежей в государственные бюджетные и внебюджетные фонды.
- Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах/расходах средств, об использовании бюджета, другой статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
- Управляющие функции
- Контролирует должностные инструкции своих подчиненных.
- Оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.
- Сообщает директору предприятия обо всех выявленных недостатках в работе бухгалтерии предприятия, структурных подразделений с обязательным объяснением причин их возникновения, а также предложением способов их устранения.
- Руководит работниками бухгалтерии организации.
- Часть работы по контроллингу
- Принимает меры по предупреждению недостач, бесконтрольного расходования денежных средств, нарушений действующего законодательства.
- Отвечает за проведение инвентаризации основных средств, ТМЦ и денежных средств.
- Аналитическая часть работы
- Принимает участие в экономическом анализе деятельности компании.
- Может принимать участие в финансовом планировании деятельности организации.
Подробнее об обязанностях главбуха читайте в наших публикациях:
Ответственность главного бухгалтера
Конечно, говоря о правах и обязанностях главного бухгалтера, нельзя забывать про его основную ответственность — за надлежащее выполнение должностных обязанностей. Все возможные ее виды и санкции приведены ниже в таблице.
В последнее время на рынке труда все чаще появляются вакансии экономиста по труду и заработной плате — связано это с постепенным увеличением доли промышленного производства в экономике. Специальность долгое время была не слишком популярной. Должность не присутствует в малых и микропредприятиях. Только в крупных компаниях, имеющих большую численность занятых, появляется работа экономиста по труду и заработной плате — для ее выполнения создаются отдельные штатные позиции.
Конкретный перечень обязанностей, требования к образованию и квалификации специалиста содержатся в ДИ. В зависимости от структуры предприятия работник выполняет следующие задачи в различной комбинации.
Для подготовки ДИ и конкретизации перечня обязанностей экономиста по заработной плате используются:
- ЕКСД.
- Реестр профессиональных стандартов.
Важно. Какой документ использовать — решает работодатель, за исключением случаев, отдельно оговоренных в ФЗ РФ и отраслевых НПА ( Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 ). В соответствии с документом с 2016 года работодатель, если есть прямое законодательное или нормативное указание, обязан использовать профстандарты к должностям, для которых установлены ограничения, предусмотрены компенсации или льготы.
Важно. Наказание за неприменение профстандартов то же, что и за нарушения ТК РФ, — ст. 5.27 КоАП РФ .
Для большинства видов деятельности применение профстандартов (и ЕКСД на переходный период) носит рекомендательный характер. С помощью детализированного профстандарта:
- хорошо прописываются трудовые обязанности;
- составляются трудовые договоры и ДИ;
- проводится аттестация и переаттестация;
- назначается заработная плата для различных должностей;
- планируется и проводится обучение персонала.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как составлять должностную инструкцию правильно. Используйте эти инструкции бесплатно.
Требования, необходимые для исполнения обязанностей
В ЕКСД описание специалиста находится по поисковому запросу экономист по труду — это старое название вузовской специальности. Требуемое образование и необходимая квалификация выглядят следующим образом.
Какие обязанности у него имеются
ЕКСД должностные обязанности профильного экономиста описывает стандартно — перечнем. Работодателю предлагается выбрать нужные действия, делегируемые специалисту на конкретной должностной позиции.
Раздел, фиксирующий обязанности экономиста по зарплате, в должностной инструкции выглядит следующим образом.
Необходимые знания и умения для исполнения обязанностей специалиста по труду и заработной плате описываются перечнем в общей части.
За необходимыми знаниями следуют требующиеся умения и навыки.
Права, ответственность и заключительные положения.
Специалист для выполнения своих обязанностей экономиста по заработной плате наделяется правами. Ответственность регулируется действующим законодательством. В заключительном разделе приводятся данные профстандарта 08.038 и порядок ознакомления с ДИ.
Экономист по заработной плате имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения к поручениям, выданным заданиям.
4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих функций.
4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих функций.
4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.7. ……… (другие права)
5.1. Экономист по заработной плате привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
— за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
5.2. … (другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания договора). Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается… (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
Читайте также: