В какой срок администрация учреждения обязана известить работника о введении новых условий труда

Обновлено: 17.05.2024

Организация находится в тяжелом материальном положении.

Руководство организации приняло решение об изменении существенных условий труда работников – переводе с 1 ставки на 0,25 ставки с 01.01.2015г.

При этом руководство планирует обязать работников написать соответствующее заявление о переводе на 0,25 ставки, либо об увольнении.

Соблюдать нормы ТК, уведомляя работников за 2 месяца до изменения существенных условий труда, организация не намерена.

Какие негативные последствия и штрафы могут ожидать организацию в случае обращения работников с заявлением о незаконном изменении существенных условий труда или незаконном увольнении в Инспекцию труда, и другие органы?

Добрый день, Маргарита!

Какие негативные последствия и штрафы могут ожидать организацию в случае обращения работников с заявлением о незаконном изменении существенных условий труда или незаконном увольнении в Инспекцию труда, и другие органы?

Маргарита

Если данное решение принято без наличия на то соответствующих оснований (организационных или технологических), то такое изменение условий договора является в принципе незаконным:

Статья 74 ТК РФ Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда

В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Если же есть соответствующие основания, то в любом случае обязательно должно быть уведомление.

Что касается ответственности:

Статья 5.27 КоАП РФ Нарушение законодательства о труде и об охране труда

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

С Уважением,
Васильев Дмитрий.

На работодателя может быть наложен штраф в размере от 30 до 50 т.р. Кроме того, за это правонарушение в качестве альтернативной санкции предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии со ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. Иное Кодексом не установлено и расширительному толкованию не подлежит.
Внесение каких-либо изменений в трудовой договор работодатель должен подкреплять письменно. Форма документа, которым работодатель извещает работника о введении изменений, напрямую в законе не предусмотрена. Поэтому каждая организация определяет ее самостоятельно. В большинстве случаев подобным документом является:- извещение об изменениях, издающееся на основании приказа, постановления, распоряжения, предусматривающих изменение определенных сторонами условий трудового договора, с которыми работник должен быть ознакомлен под роспись (в некоторых случаях, определенных ТК РФ, заблаговременно).
Если же работодатель — религиозная организация, то в соответствии со ст. 344 ТК РФ при необходимости изменения определенных сторонами условий трудового договора необходимо в письменной форме не менее чем за 7 календарных дней предупредить об этом работника.Как правило, само соглашение об изменении трудового договора оформляется в качестве дополнительного соглашения к договору. После его подписания сторонами соглашение считается неотъемлемой частью договора. Как и при оформлении трудовых отношений, после подписания дополнительного соглашения один его экземпляр передается работнику, а другой — работодателю.Необходимо помнить, что по общему правилу изменение условий трудового договора в одностороннем порядке законом запрещено и в соответствии со ст. 72 ТК РФ допускается только по соглашению сторон трудового договора. То есть для того, чтобы любое из изменений вступило в законную силу, обязательно требуется волеизъявление обеих сторон трудового договора: работодателя и работника.О будущих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, согласно ч. 2 ст. 74 ТК РФ работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.Цель уведомления — предупредить работника о грядущих изменениях условий труда и пояснить конкретному работнику, как эти изменения отразятся на нем, то есть какое именно условие трудового договора будет изменено и каким образом.

жалоба на нарушение может уйти не только в трудовую инспекцию, но и в прокуратуру и в суд.

негативные последствия могут носить материальный характер — обяжут выплатить установленную зарплату.

вынесут предписание об устранение нарушений.

или привлекут к административной ответственности по

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда
1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

На работодателя может быть наложен штраф в размере от 30 до 50 т.р.

Гусев Андрей

Добавлю, что этот штраф может быть наложен за каждое нарушение (т.е. по каждому не уведомленному в установленном законом порядке сотруднику). Неуведомление каждого сотрудника — это отдельное административное правонарушение.

При этом руководство планирует обязать работников написать соответствующее заявление о переводе на 0,25 ставки, либо об увольнении. Соблюдать нормы ТК, уведомляя работников за 2 месяца до изменения существенных условий труда, организация не намерена.

Маргарита

Да, это нарушение и существенное.

И оснований для такого решения нет, таких как указаны в статье 74 ТК РФ

Статья 74 Трудового кодекса РФ. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда
В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.В случае когда причины, указанные в части первой настоящей статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации.Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены, производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.

Какие негативные последствия и штрафы могут ожидать организацию в случае обращения работников с заявлением о незаконном изменении существенных условий труда или незаконном увольнении в Инспекцию труда, и другие органы?

Маргарита

ответственность по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях/

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда
1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3 июня 2021 года состоялась открытая онлайн-консультация “Получи ответ на свой вопрос о СОУТ”, в рамках мероприятия эксперт SRG-ECO отвечал на вопросы слушателей. Мы сделали подборку самых актуальных и интересных вопросов!


Ответил на вопросы Панин Константин:

  • руководитель отдела оценки условий труда SRG-ECO
  • разработчик методических программ
  • лектор РАНХиГС при Президенте РФ

Вопрос №1 : “В организации более 500 работников, есть текучка кадров, но специалиста по охране труда не информируют о том, какой сотрудник ушел и кто пришел на его рабочее место. В связи с этим в СОУТ фигурируют сотрудники, давно не работающие в организации. По вышеуказанной причине ознакомить новых работников с условиями труда невозможно. Как можно выйти из этой ситуации, чтобы я не стала виновной?”

Ответ:

Напомню, что в соответствие с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ работники должны быть ознакомлены с результатами СОУТ в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Если работник увольняется и на его место приходит новый сотрудник, работодатель обязан проинформировать его об условиях труда, то есть ознакомить под подпись с картой по данному рабочему месту.

Высокий уровень текучки кадров – не освобождает от исполнения требований законодательства. В описанной ситуации есть только один выход: проинформировать работодателя, что неознакомление новых работников с условиями труда является грубым нарушением, которое может повлечь за собой определенные последствия и санкции. Вам как специалисту по охране труда, чтобы снять с себя ответственность, необходимо подтвердить, что вы доводили до сведения руководства данную информацию: например, в дополнении к разговору с руководителем составлять служебную записку.

Вопрос №2: “Как правильно провести СОУТ, если часть рабочих мест в офисе используются как коворкинг – внедрена система бронирования рабочих мест, и часть сотрудников не имеют постоянные рабочие места?

Ответ:

Здесь нужно отталкиваться от того, что СОУТ не проводится только в отношении надомников, дистанционных работников (если заключен договор на дистанционную работу), работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП, а также с работодателями – религиозными организациями (ч.3 ст. 3 426-ФЗ). В случае, если у Вас коворкинг и есть рабочие места, которые не попадают под вышеупомянутые основания, провести специальную оценку условий труда необходимо.

Вопрос №3: “Что делать в случае, если сотрудники, назначенные приказом в комиссию по проведению СОУТ, уволились, а подрядчик предоставил документы с фамилиями, указанными в старом приказе. Можно ли издать приказ “об изменении состава комиссии” и не переделывать документы?”

Ответ:

Довольно распространенная ситуация, когда в ходе проведения СОУТ меняется состав комиссии. В этом случае необходимо сразу же издать приказ о внесении изменений в состав комиссии и оповестить об этом организацию, проводящую СОУТ.

В описанной ситуации требуется издать приказ об изменении состава комиссии от текущей даты. После этого новые члены комиссии могут вручную подписать отчет. Главное, прикрепить к отчету изменения в приказе, которые доказывают, что они были внесены в режиме реального времени.

Вопрос №4: “СОУТ была проведена пять лет назад, условия труда не изменились: нужно ли проводить повторную спецоценку или достаточно подать декларацию в ГИТ?”

Ответ:

Если декларация была направлена в ГИТ после проведения СОУТ, а также в течение пяти лет на предприятии не было зафиксировано несчастных случаев, профзаболеваний и других изменений на декларируемых рабочих местах, то декларация автоматически продлятся: у данного документа нет срока действия. В данном случае спецоценку нужно будет провести только в отношении рабочих мест, которые ранее не были задекларированы.

Рассмотрим другую ситуацию: Вы не подали по каким-то причинам декларацию после проведения СОУТ. В этом случае, сейчас специальную оценку условий труда нужно будет провести в отношении всех рабочих мест.

Вопрос: “Если в штатном расписание отдельными строками прописаны несколько специалистов одной профессии (например: психолог) , то спецоценку надо проводить на каждом рабочем месте, несмотря на то, что они могли бы быть аналогичными?”

Ответ:

Если рабочие места специалистов одной должности признаны аналогичными, то оценивается 20% от этих рабочих мест, но не менее двух и оформляется лишь одна карта специальной оценки условий труда.

Если же данные рабочие места не попадают под понятие аналогичности, то оценить необходимо все места данной категории работников, после этого будут составлены карты для каждого рабочего места.

Вопрос №5: “Необходимо ли повторно проводить СОУТ в случае, когда на рабочем месте меняются сотрудники (например, был менеджер колл-центра, он уволился, на его рабочее место пришёл дизайнер?)”

Ответ:

Нужно понимать, когда меняются сотрудники одной специальности, то проводить внеплановую СОУТ нет необходимости: требуется лишь ознакомить нового сотрудника с картой условий труда.

Однако в вопросе другие обстоятельства – есть переименование должности. Так, ч.3 ст.17 426-ФЗ гласит: “изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 – 5 и 7 части 1 (изменение технологического процесса, производственного оборудования и других оснований), внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться”. И решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда принимается в данном случае комиссией.

Как показывает практика, если подобная ситуация случается в крупной компании, где есть большая текучка кадров, то создавать заседание комиссии и контролировать оформление документации становится проблематичной процедурой. Такие организации часто обращаются к процедуре проведения внеплановой СОУТ, чтобы избежать путаницы.

У Вас есть вопросы о процедуре проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)? – Обратитесь за консультацией к экспертам SRG-ECO:

Общественное обсуждение продлится с 29 июня по 26 июля 2021 г.

Приведем текст проекта для ознакомления:

«…Министерство труда и социальной защиты

ОБ УТВЕРЖДЕНИИФОРМ (СПОСОБОВ) И РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ РАБОТОДАТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В ЦЕЛЯХ ИНФОРМИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ОБ ИХ РУДОВЫХ ПРАВАХ, ВКЛЮЧАЯ ПРАВА НА БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ И ОХРАНУ ТРУДА, И ПРИМЕРНОГО ПЕРЕЧНЯ ТАКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

В соответствии со статьей 216.2 Трудового кодекса Российской Федерации, приказываю:

1. Утвердить формы (способы) и рекомендации по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда, и примерный перечень таких информационных материалов согласно приложению.

2. Установить, что формы (способы) и рекомендации по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня таких информационных материалов могут применяться во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Формы (способы) и рекомендации по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня таких информационных материалов

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Работодатель обязан проинформировать работников о следующих правах:

- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, установленных федеральными законами;

- предоставление работнику работы, обусловленной трудовым договором;

- своевременная и в полном объеме выплата заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

- право на объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

- участие в управлении организацией в предусмотренных федеральными законами и коллективным договором формах;

- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

- право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами (включая обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

- предоставление рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

- получение полной достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;

- получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

- подготовка и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (включая обучение по охране труда);

- дополнительное профессиональное образование или профессиональное обучение за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения работодателем требований охраны труда;

- прохождение за счёт средств работодателя медицинских осмотров и (или) обязательных психиатрических освидетельствований, предусмотренных нормативными правовыми актами, с сохранением места работы (должности) и среднего заработка по месту работы на время прохождения медицинских осмотром и (или) обязательных психиатрических освидетельствований;

- внеочередной медицинский осмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра.

- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности
для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда
до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- обеспечение в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя средствами коллективной и индивидуальной защиты и смывающими средствами, прошедшими подтверждение соответствия
в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке;

- гарантии и компенсации в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда, включая медицинское обеспечение, в порядке и размерах не ниже установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации либо коллективным договором,
трудовым договором;

- обращение о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные представительные органы работников (при наличии таких представительных органов) по вопросам охраны труда;

- личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, а также в рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм);

II. ФОРМЫ (СПОСОБЫ) ИНФОРМИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ОБ ИХ РУДОВЫХ ПРАВАХ, ВКЛЮЧАЯ ПРАВА НА БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ И ОХРАНУ ТРУДА

2.1. Обязательные формы первичного (при приёме на работу) информирования работников о трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда:

- Ознакомление работника под роспись с Правилами внутреннего трудового распорядка.

- Ознакомление работника под роспись с положением об оплате труда организации.

- Подписание работником трудового договора.

- Ознакомление работника под роспись с результатами специальной оценки условий труда.

2.2. Рекомендуемые (возможные) формы информирования работников о трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда.

2.2.1. Визуальная/печатная информация

- Коллективные договоры, отраслевые/межотраслевые тарифные соглашения.

- Периодические корпоративные издания.

- Информационные программы на корпоративном телевидении.

- Разделы на корпоративном портале/сайте организации.

III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В ЦЕЛЯХ ИНФОРМИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ОБ ИХ ТРУДОВЫХ ПРАВАХ, ВКЛЮЧАЯ ПРАВА НА БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ И ОХРАНУ ТРУДА

3.1. Обязательные формы первичного (при приёме на работу) информирования работников о трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда.

3.1.1. При приёме на работу вся информация о трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда, предоставляется работнику в виде локальных актов работодателя (правила внутреннего трудового распорядка и положение об оплате труда), с которыми он знакомится под роспись.

3.1.2. Трудовой договор должен содержать в том числе следующие сведения в отношении конкретного работника:

- трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в установленном порядке, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

- режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

- гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

- условия труда на рабочем месте;

- условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения.

3.1.3. В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

- об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

- о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

- об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

- о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

- об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

- об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника.

3.2. Рекомендуемые (возможные) формы информирования работников о трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда

3.2.1. Визуальная/печатная информация

3.2.1.1. При наличии в организации первичной профсоюзной организации и заключённого коллективного договора (соглашения), работники могут быть ознакомлены с содержанием коллективного договора (соглашения) под роспись или путем размещения текста коллективного договора (соглашения) на официальном сайте организации (при наличии сайта и соблюдения при необходимости требований к защите коммерческой информации) или на внутреннем корпоративном портале организации (при наличии). Также протоколы заседаний (совещаний) комитетов (комиссий) по охране труда могут рассылаться членам профсоюза по электронной почте и (или) размещаться в структурных подразделениях и на информационных стендах и досках объявлений.

3.2.1.2. Периодические корпоративные издания (журналы, информационные бюллетени, информационные листки) могут выпускаться как в печатном, так и в электронном виде. Электронные периодические корпоративные издания, освещающие вопросы трудовых прав работников, включая права на безопасные условия и охрану труда, могут размещаться на корпоративном портале (как внутреннем, предназначенном только для сотрудников, так и открытом для всех заинтересованных лиц), а также на официальном сайте организации (при наличии), или распространяться по электронной почте.

3.2.1.3. Периодические печатные издания могут выходить тиражом, рассчитанным только на сотрудников компании, или рассчитанным на более широкую аудиторию. Распространяться такие издания могут среди сотрудников компании (распределением тиража между структурными подразделениями), а также направляться по почте заинтересованным сторонам, размещаться в общедоступных местах на территории организации или распространяться по подписке (на возмездной или безвозмездной основе).

3.2.1.4. Информационные материалы могут содержаться на плакатах (приобретенных из числа существующих шаблонов или разработанных по заказу работодателя). Плакаты могут размещаться как на рабочих местах в структурных подразделениях, так и в общедоступных местах на территории организации (при входе на территорию или на объекты работодателя, в холлах и вестибюлях, в помещениях для переговоров или для приёма пищи, на информационных стендах, досках объявлений и т. п.).

3.2.1.5. Конкретным вопросам, относящимся к трудовых правам работников, включая права на безопасные условия и охрану труда, могут быть посвящены листовки, выпущенные как в электронном, так и в печатном виде. Электронные листовки могут размещаться на корпоративном портале (как внутреннем, предназначенном только для сотрудников, так и открытом для всех заинтересованных лиц), а также на официальном сайте организации (при наличии). Отпечатанные листовки могут выходить тиражом, рассчитанным только на сотрудников компании, или рассчитанным на более широкую аудиторию. Распространяться такие листовки могут среди сотрудников компании (распределением тиража между структурными подразделениями), а также направляться по почте заинтересованным сторонам, размещаться в общедоступных местах на территории организации.

3.2.2.1. Информационные видеоматериалы (в формате видеороликов или сюжетов, снятых по материалам реальных событий) могут демонстрироваться на вводных инструктажах для сотрудников, посетителей и подрядчиков.

3.2.2.2. При наличии в организации корпоративного телевидения или установленных телевизионных панелей в производственных помещениях или общедоступных местах, видеоролики могут транслироваться через эти каналы.

3.2.3.1. На корпоративном портале (как внутреннем, предназначенном только для сотрудников, так и открытом для всех заинтересованных лиц), а также на официальном сайте организации может размещаться актуальная информация о политике работодателя, связанной с гарантией соблюдения трудовых прав персонала, библиотека трудовых ситуаций и разъяснения спорных ситуаций; могут даваться ответы на часто задаваемые вопросы относительно трудовых прав работников. Информирование работников об их трудовых правах также может вестись в формате блога.

3.2.3.4. При наличии у организации страниц в соцсетях или групп в мессенджерах, их также можно использовать для размещения актуальной информации о трудовых правах работников, новеллах трудового законодательства и мерах по обеспечению трудовых прав работников.

3.2.4. Иные способы распространения информации

Печатные информационные материалы (журналы, листовки, газеты) могут распространяться на профильных тематических выставках, конференциях, круглых столах и семинаров. На этих же мероприятиях могут демонстрироваться видеоматериалы (ролики, посвященные трудовым правам работников, включая права на безопасные условия и охрану труда).

3.5. Примеры показателей оценки эффективности информирования работников

- Охват целевой аудитории: сколько сотрудников организации знают свои трудовые права (в абсолютных или относительных величинах).

- Количество размещенных в электронной форме материалов (публикаций, выпусков периодических изданий) о трудовых правах работников, включая права на безопасные условия и охрану труда.

- Тираж печатных материалов (или их количество) о трудовых правах работников, включая права на безопасные условия и охрану труда.

- Количество мероприятий, на которых затрагивались вопросы трудовых прав работников или были распространены печатные материалы о трудовых правах работников, включая права на безопасные условия и охрану труда.

Отличное качество, плотная обложка + ПВХ, чёткая разлиновка, правильные графы.

Доставка во все регионы РФ.


1156


Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

Что должен сделать работодатель в связи с вступлением в действие новых правил охраны труда с 1 января 2021 года

Что должен сделать работодатель в связи с вступлением в действие новых правил охраны труда с 1 января 2021 года

С 1 января 2021 года вступили в силу новые Правила по охране труда, устанавливающие государственные нормативные требования охраны труда.

По видам экономической деятельности и видам работ, выполняемых в Республике Саха (Якутия), введены в действие следующие новые правила:

1. При работе на высоте. Приказ Минтруда РФ от 16.11.2020 N 782н.

2. Ограничения на труд женщин. Приказ Минтруда РФ от 18.07.2019 г. № 512н.

3. При производстве строительных материалов. Приказ Минтруда РФ от 15.12.2020 № 901н.

4. При выполнении электросварочных и газосварочных работ. Приказ Минтруда РФ от 11.12.2020 № 884н.

5. На морских судах и судах внутреннего водного транспорта. Приказ Минтруда РФ от 11.12.2020 № 886н.

6. В медицинских организациях. Приказ Минтруда РФ от 18.12.2020 № 928н

7. При проведении водолазных работ. Приказ Минтруда РФ от 17.12.2020 № 922н.

8. При выполнении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, зоопарках и океанариумах. Приказ Минтруда РФ от 16.12.2020 № 914н.

9. При обработке металлов. Приказ Минтруда РФ от 11.12.2020 № 887н.

10. В лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при выполнении лесохозяйственных работ. Приказ Минтруда РФ от 23.09.2020 № 644н.

11. При эксплуатации электроустановок. Приказ Минтруда РФ от 15.12.2020 № 903н.

12. При эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. Приказ Минтруда РФ от 17.12.2020 № 924н.

13. При хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов. Приказ Минтруда РФ от 16.12.2020 № 915н.

14. В жилищно-коммунальном хозяйстве. Приказ Минтруда РФ от 29.10.2020 N 758н.

15. При эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Приказ Минтруда РФ от 25.09.2020 N 652н.

16. В сельском хозяйстве. Приказ Минтруда РФ от 27.10.2020 N 746н.

17. При эксплуатации промышленного транспорта. Приказ Минтруда РФ от 18.11.2020 N 814н.

18. При работе с инструментом и приспособлениями. Приказ Минтруда РФ 835н от 27.11.2020.

19. При размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования. Приказ Минтруда РФ от 27 ноября 2020 г. № 833н

20. При проведении полиграфических работ. Приказ Минтруда РФ от 27.11.2020 № 832н

21. При добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов. Приказ Минтруда РФ от 04.12.2020 № 858н

22. При погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов. Приказ Минтруда РФ от 28.10.2020 № 753н

23. На автомобильном транспорте. Приказ Минтруда РФ № 871н от 9 декабря 2020 г.

24. При производстве цемента. Приказ Минтруда РФ от 16.11.2020 № 781н.

25. При проведении работ в легкой промышленности. Приказ Минтруда РФ от 16.11.2020 № 780н.

26. При нанесении металлопокрытий. Приказ Минтруда РФ от 12.11.2020 № 776н.

27. При строительстве, реконструкции, ремонте и содержании мостов. Приказ Минтруда РФ от 09.12.2020 № 872н.

28. При выполнении работ на объектах связи. Приказ Минтруда РФ от 07.12.2020 № 867н.

29. При использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации. Приказ Минтруда РФ от 27.11.2020 № 834н.

30. При осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества. Приказ Минтруда РФ от 19.11.2020 № 815н.

31. При строительстве, реконструкции и ремонте. Приказ Минтруда РФ от 11.12.2020 № 883н.

32. При выполнении окрасочных работ. Приказ Минтруда РФ от 02.12.2020 № 849н.

33. При производстве отдельных видов пищевой продукции. Приказ Минтруда РФ от 07.12.2020 № 866н.

34. В подразделениях пожарной охраны. Приказ Минтруда РФ от 11.12.2020 № 881н.

35. При производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ. Приказ Минтруда РФ от 11.12.2020 № 882н.

36. Грузопассажирские перевозки на железнодорожном транспорте. Приказа Минтруда от 27.11.2020 № 836н.

Также с 1 марта 2021 года вступают в силу правила по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах (приказ Минтруда РФ от 15.12.2020 № 902н).

В связи с введением новых правил охраны труда, работодатель обязан:

1. Организовать внеочередную проверку знаний работников.

Такая проверка проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки. В данном случае осуществляется проверка знаний новых правовых актов, которыми были утверждены новые или изменены существующие правила. Внеочередную проверку можно провести только в объеме тех новых правил по охране труда, которые относятся к трудовой деятельности работников.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29. Он предусматривает проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий.

Проверку проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости – в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

При этом члены комиссии, которые проводят внеочередную проверку знаний новых правил охраны труда, сами должны ее пройти в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.

2. Актуализировать комплект документов, в которых есть требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Это - инструкции по охране труда; программы обучения по охране труда работников; информационные материалы, которые используются в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах и о риске повреждения здоровья.

Актуализация необходима в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.


Фото Евгения Смирнова, Кублог

Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  • определяет классы (подклассы) условий труда;
  • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  • организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

СОУТ обязателен, но не для всех

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014


Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):

  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

Класс

Подкласс

Условия труда

Размер доп.тарифа

Характеристики класса (подкласса)

Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм.

Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха.

После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья.

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Оценка проведена, а что дальше?

Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона).

В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Важно: обновите информацию на сайте

А если у организации имеется официальный сайт – то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность – ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.

Ответственность за нарушения правил спецоценки

Норма КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

ИП

организаций

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

30 000 – 40 000 руб. или дисквалификация на 1 – 3 года

30 000 – 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

100 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

40 000 – 50 000 или дисквалификация на 1 – 3 года

100 000 – 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

  1. несоблюдение срока проведения спецоценки;
  2. неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
  3. нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
  4. проведение спецоценки:
  • без привлечения специализированной организации;
  • без формирования комиссии по ее проведению;
  • не на всех рабочих местах.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: