В какой профессии нет женщин

Обновлено: 16.05.2024

Список запрещенных для женщин профессий устарел: работодатели хотят нанимать женщин машинистами и мотористами, а шума, подъема тяжестей и других нагрузок хватает и в разрешенных профессиях. Forbes Woman поговорил с героинями, которые отвоевали свое право водить поезда, фуры и суда

С 1 января 2021 года в силу вступил приказ Министерства труда и социальной защиты об утверждении сокращенного списка профессий, ограничивающих применение труда женщин. Теперь в перечень входит не 456, а 100 специальностей. Женщины могут работать водителями большегрузных автомобилей и сельскохозяйственной спецтехники, слесарями по ремонту автомобилей, быть боцманами и шкиперами на судне, выполнять работы на высоте свыше десяти метров, занимать должность машиниста электричек, скоростных поездов и поездов метро.

К производствам, работам и должностям, на которых до сих пор ограничивается применение женского труда, относятся сферы:

  • химического производства,
  • подземных работ,
  • горных работ,
  • металлообработки,
  • бурения скважин,
  • добычи нефти и газа,
  • черной и цветной металлургии,
  • радиотехнического и электронного производства,
  • производства,
  • ремонта и обслуживания летательных аппаратов,
  • судостроения и судоремонта,
  • производства целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них,
  • производства цемента,
  • производства теплоизоляционных материалов,
  • полиграфического производства,
  • текстильной и легкой промышленности,
  • пищевой промышленности,
  • железнодорожного транспорта

и некоторые другие.

При этом в перечисленных сферах женщины могут занимать позиции руководителей, научных или медицинских специалистов, которые не выполняют физической работы.

После Медведевой в борьбу включились дальнобойщицы во главе с Евгенией Марковой. Они написали открытое письмо уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой. Москалькова заявила, что список надо пересмотреть.

Между тем в списке еще остались профессии, за которые нужно бороться. Женщины по-прежнему не могут быть ни спасателями на воде, ни пожарными. При этом работающие в этой сфере женщины есть, рассказывает Кулаева. Так, одной спасательнице пришлось уехать за границу, где женщин среди таких специалистов много. Девушка успешно работает в другой стране и обучает коллег-мужчин.

Наилучший пример юридического решения вопроса, как считает правозащитница, показывает Молдова. Там решили, что надо не запрещать профессии в целом, а позволять женщинам во время беременности выполнять более легкую работу.

Светлана Медведева

Капитан-механик

Медведева поступила в речной техникум в 2001 году. По окончании она могла работать третьим штурманом. Сложности у Светланы возникли в 2012 году: после декрета нужно было подтверждать квалификацию, для чего требовалось отработать навигацию в рядовой должности — ниже той, что у Медведевой была ранее. Светлану взяли на корабль матросом: капитан и экипаж ей нравились (все матросы, к слову, были женщинами), но зарплата была маленькой — около 8000 рублей.

Капитан посоветовал Медведевой место, где был нужен рулевой-моторист. Она подала заявление, которое руководство и юристы компании одобрили. Но в отделе кадров заявили, что есть документ, по которому женщине нельзя работать мотористом. Тогда Медведева подала в суд.

Список редактировали долго, несколько лет. Дальнейшие суды на Светлану уже не влияли, поскольку она нашла работу, но борьбу за профессию нужно было довести до конца.

Медведева ушла на самарскую ГРЭС (тепловую электростанцию), где три года проработала на теплоходе. Позже она попала под сокращение и ушла капитаном-механиком на Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод. Права капитана у нее были, механика — нет. Но диплом последнего и не потребовали. Сейчас Светлана работает на катере, где нет машинного отделения, поэтому никакой шум на нее не влияет.

Для защиты прав женщин нужно женское отделение в профсоюзе, считает Медведева. Не потому, что женщинам профсоюз не помогает, а потому, что женщины, по наблюдениям Светланы, стесняются обращаться к председателям-мужчинам.

Евгения Маркова

Водительница фуры

Отменять запреты стали постепенно, пока шли обсуждения законопроекта, и в какой-то момент женщинам стало можно работать дальнобойщицами на себя. Евгения с мужем организовали собственные грузоперевозки. Теперь трудиться можно по найму, и Маркова ушла в чужую компанию, поскольку так, на ее взгляд, выгоднее

За сутки в рейсе она получает 3300 рублей, выходные не оплачиваются. Вахта длится 40 дней, потом 20 дней отдыха. Таким образом, в месяц можно заработать 132 000 рублей. Работая в IT, Маркова получала больше, но любовь к дороге оказалось важнее зарплаты.

За пять лет Маркова объездила почти всю Европу и европейскую часть России. В планах — Дальний восток, Хакасия и север Сибири.

Вчера Минтруд утвердил новый список запрещённых для женщин профессий — в новой версии перечня их осталась сотня вместо прежних 456. С 1 января 2021 года россиянки смогут легально работать на многих должностях, которые раньше были им официально недоступны — например, дальнобойщицами, машинистками электропоездов, слесарями по ремонту автомобилей, трактористками или боцманами. Многие отрасли при этом по-прежнему под запретом — женщинам всё ещё нельзя трудиться, например, на химических производствах, подземных и горных работах, добыче нефти и газа — там, где процесс связан с ядовитыми веществами, тяжёлыми физическими нагрузками и условиями. Также, по закону, женщины не могут быть пожарными, водолазами и грузчиками.


456 запрещённых профессий — одна из самых серьёзных на мировом уровне цифр, но далеко не единственная. По последним оценкам Всемирного банка, порядка 2,7 миллиарда женщин в мире на уровне законодательства недоступны те же виды работ, что и мужчинам. Из 189 стран, законы которых проанализировал Всемирный банк, в 104 есть указы, запрещающие женщинам те или иные профессии. Разбираемся, какие и где действуют ограничения — и как меняется ситуация.

Как появились ограничения на работу для женщин

Ограничения и изменение условий труда ассоциируются в первую очередь с промышленной революцией. Именно тогда, в XVIII веке и позднее, начали появляться первые законы, которые должны были обеспечить охрану труда и защитить работников от произвола работодателей. В XIX веке в разных странах были приняты законы, которые должны были, например, обеспечить работникам чёткую продолжительность рабочего дня и ограничить детский труд.

Примерно в этот же период появились и первые запреты для женщин — например, на работу в ночное время, так как считалось, что женщины слабее и требуют дополнительной защиты от физически тяжёлой деятельности. Многие ограничения продолжали действовать и в XX веке — например, в 1948 году Международная организация труда по-прежнему запрещала женщинам работать в шахтах и на производствах по ночам. Даже в конце века женщины не могли получить доступ к определённым местам — Испания, например, только в 1995 году разрешила женщинам трудиться в шахтах и на некоторых видах строительных работ, которые раньше оставались для них недоступными.

Сегодня запреты на определённую работу для женщин действуют в 104 странах мира. И несмотря на общую тенденцию к демократизации, новые ограничения всё равно возникают — например, в 2013 году во Вьетнаме женщинам запретили управлять тракторами мощностью 50 лошадиных сил и выше. Не так давно в этой стране наложили и другие ограничения для трудящихся женщин — в сельском хозяйстве, строительстве, энергетике, транспортном обеспечении и сферах промышленности, связанных с водой.


Почему действуют запреты

Отсутствие формального запрета при этом ещё не означает, что женщине будет легко получить работу. Например, в Саудовской Аравии в последние годы законы стали мягче — но работодатели могут потребовать разрешение мужчины-опекуна на работу женщине. Кроме того, законодательство страны запрещает женщинам заниматься деятельностью, которая может причинить вред их здоровью — на практике это подразумевает, что женщинам просто не дают заниматься любым физически тяжёлым трудом.

Действенны ли запреты

Даже самый строгий запрет не означает, что он будет соблюдаться на практике. Ограничения в работе подразумевают, что рынок труда становится меньше. Из-за нехватки сотрудников женщин нередко принимают на работу, пусть и нелегально — так было, например, с шахтёрами в Колумбии и в Филиппинах с сотрудницами колл-центров — в стране требовалось больше людей, которые могли бы работать по европейскому и американскому времени. Происходит это и в России — женщины, например, нередко тушат пожары, просто вынуждены делать это в качестве добровольцев, не имея полагающихся официальным работникам социальных бонусов.

Похожая история произошла с россиянкой Светланой Медведевой. По образованию она судоводитель, но устроиться на работу рулевым-мотористом не смогла — работодатели были готовы её принять, но в последний момент решили не делать этого из-за закона. Пройдя российские суды, Медведева обратилась в Комитет ООН по защите прав женщин — тот признал отказ в приёме на работу дискриминацией. При этом добиться исполнения рекомендаций ООН на практике оказалось сложно: в 2017 году Самарский районный суд признал отказ в приёме женщины на работу дискриминацией, но отметил, что не может обязать работодателя принять Светлану на работу, так как трудоустройство — право, но не обязанность. Сейчас Светлана работает капитаном-механиком, но скрывает детали, так как подписала соглашение о неразглашении.

К счастью, ситуация меняется — во многих странах законы, наоборот, становятся либеральнее. По данным Всемирного банка, за последние годы сразу несколько стран смягчили законодательные ограничения. Например, в ряде стран сняли запрет на ночную работу — это произошло в том числе в Бахрейне, Молдове и Таджикистане. Колумбия и Чехия разрешили женщинам работать шахтёрами, Словения — строителями; Монголия открыла им доступ к строительной и энергетической отраслям, а также разрешила работать шахтёрами, в транспортировке грузов и производстве, связанном с добычей воды.

Оказалось, что пересмотр списка, который, вроде бы, не должен всерьез на что-то повлиять, — больной вопрос, не только потревоживший укоренившиеся в обществе стереотипы, но и затронувший экономические и мировоззренческие аспекты. Так нужно ли пересматривать список и чем это грозит?

Достался по наследству

Прежний "Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" утвержден в 2000 году, хотя это фактически список еще советского периода. В нем — 456 видов работ, некоторые из которых уже не существуют. Например, машинист паровоза. В документе есть оговорка, что работодатель может нанять женщину, если созданы безопасные условия труда. Но фактически это ни на что не влияет.

Женщины, которых не брали на работы из списка, шли в суды, им отказывали. В 2016 году Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН рекомендовал России отменить перечень, рассмотрев жалобу Светланы Медведевой из Самары, которую не взяли на должность рулевого-моториста на судно. О недостатках ограничений публично высказывались в Российском профессиональном союзе моряков, в РЖД.

В итоге в Минтруде решили пересмотреть перечень: министр Максим Топилин объяснял это тем, что отдельные виды работ не применяются в современном производстве, а многие технологические процессы автоматизированы. В марте 2018 года ведомство представило проект нового списка. В нем содержалось 28 видов работ, без конкретного уточнения по специальностям. Были сняты ограничения на работы в хлебопекарном производстве, воздушном, морском, речном и железнодорожном транспорте, а также на вождение большегрузов и спецтехники. Потом документ дорабатывался с учетом замечаний профсоюзов и работодателей. В июле 2019 года в Минтруде сообщали, что текущая версия содержит 100 производств, работ и должностей.

В августе министерство утвердило обновленный перечень. В нем, действительно, около 100 пунктов. В число запрещенных для женщин отраслей вошли химические производства, подземные и горные работы, металлообработка, бурение скважин, добыча нефти и газа, производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них, цемента, обработка камня и производство камнелитейных, железобетонных изделий, теплоизоляционных материалов, полиграфическое производство. Кроме того, не допускаются женщины в такие сферы, как черная и цветная металлургия, радиотехническое и электронное производства, производство, ремонт и обслуживание летательных аппаратов, судостроение и судоремонт.

Обновленный список должен вступить в силу в 2021 году, но, кажется, само обсуждение уже немного изменило ситуацию. По крайней мере, некоторые ограничения женщинам удается преодолевать.

Елена Лысенко Личный архив Елены Лысенко

Машинистки и дальнобойщицы

Еще десять лет назад петербурженка Анна Клевец не смогла устроиться в метрополитен на должность помощника машиниста. Обращение в суд ничего не дало: все инстанции отказали ей в иске. А сегодня в Центральной пригородной пассажирской компании помощником машиниста электропоезда работает Елена Лысенко, которая повышает квалификацию, чтобы осуществить мечту и стать машинистом. Но устроиться на работу ей было непросто.

Свободные от стереотипов. Женщины, которые выбрали "мужские" профессии Пять историй в спецпроекте ТАСС

Свободные от стереотипов. Женщины, которые выбрали

Любовь к поездам у Елены появилась после того, как девочка попала на детскую железную дорогу в Кратово и оказалась в кабине тепловоза. "Это было банальное любопытство, которое переросло в мечту освоить большую магистраль. Когда я узнала об ограничениях, была крайне удивлена, так как не считала эту работу тяжелой для девушек. И конечно, это меня не остановило", — говорит она. После школы Елена подала документы в колледж железнодорожного транспорта, но на поступление ушел год: были и письма в разные инстанции, и скандалы, и нежелание разговаривать, и предложения о помощи. Проблемы возникли и с поиском работы: депо отказывали. В итоге она устроилась бригадиром участка текущего ремонта тепловозов: меняла колодки, занималась замерами колесных пар, подшипников осей и узлов дизелей. А потом узнала, что Центральная ППК набирает помощников машиниста, рискнула и прошла по конкурсу.

Коллеги Елены спокойно относятся к тому, что среди них теперь работает женщина. С неприязнью Елена встречается лишь в соцсетях, в основном — со стороны мужчин, плохо знающих профессию, и женщин, убежденных, что нужно быть "мамой и женщиной".

Меняется ситуация и в сфере грузоперевозок. Евгения Маркова с детства мечтала о дороге и дальних рейсах, но, узнав о том, что вождение большегрузов входит в число работ, где труд женщин ограничивается, выбрала другую специальность. "Я долго работала сисадмином. Это мне никогда не нравилось, но ради денег можно было потерпеть. При этом я искала варианты и выучилась на водителя С-категории, когда это стало возможным", — говорит она. Сначала Евгению никуда не брали, ей пришлось купить свой грузовик, устраиваться к частникам, ее оформляли как просто водителя, а однажды сделали зарплатную карту на имя некоего "Евгения Маркова".

Евгения Маркова Личный архив Евгении Марковой

В 2014 году, рассказывает она, зарплаты в сфере грузоперевозок начали снижаться, людей не хватало, и крупные компании стали проще относиться к найму женщин. "То же происходит на Западе. Там жуткий отток кадров, и все кричат: "Давайте привлекать женщин". Так что — да, причины экономические", — объясняет она ситуацию. Когда год назад появился проект нового перечня, барьеры практически исчезли, и сейчас, говорит Евгения, женщин среди дальнобойщиков достаточно много. Но формальные ограничения остаются: например, ей отказали в приеме на работу в российский филиал иностранной компании со ссылкой на действующий список.

Профессия по стереотипу

В обществе пока отношение к пересмотру перечня неоднозначное. По данным опроса сервиса по поиску работы Superjob, только 47% респондентов поддерживают проект, а 29% — высказываются против, остальные — затрудняются с ответом. По мнению социолога Натальи Коростылевой, это может быть связано с существующими патриархальными стереотипами. "В крупных городах гендерный баланс еще более-менее существует, женщины получают хорошее образование, у них есть возможность реализоваться. А в средних и мелких городах, не говоря уж о сельской местности, все очень сложно, там сохраняется традиционное разделение ролей", — отмечает она.

Запрещенные профессии для женщин

Несмотря на то, что 20 век стал по существу веком становления феминистского движения, которое завоевало большое количество политических прав, до сих пор сегодня существуют запрещенные профессии для женщин. Ограничения в профессиональной сфере чаще всего связаны с тяжелыми условиями труда.


Почему есть ограничения?

Во всех культурах мира существует традиционное половое разделение труда, которое обеспечивает защиту женщины, выполняющей в обществе репродуктивную функцию воспроизводства людей, от тяжелых условий при выполнении тех или иных трудовых операций. В 20 веке, когда женщины в разных странах добились в конечном итоге уравнения своих политических прав с мужчинами, остались запреты на работу с тяжелыми условиями труда.

Запреты появились в эпоху индустриализации в Европе, когда стало активно развиваться промышленное производство в городах. На предприятия чаще всего брали на работу мужчин, так как они были не только физически более сильными, но и далеко превосходили женщин в образовании и в наличии специальных ремесленных навыков. Большинство женщин, традиционно занимающихся семьей, не имело нужных трудовых навыков и вынуждено было выполнять самую низкооплачиваемую работу. В конце 19 – начале 20 веков движения суфражисток в Европе выступали за повышение оплаты женского труда и создание более безопасных условий работы для женщин.

На этапе индустриализации во многих промышленных производствах конца19 – начала 20 веков существовало много ручного тяжелого труда:

  • в шахтах;
  • в металлургии
  • в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности;
  • в кузнечных цехах;
  • в химической отрасли.


Потребность капиталистической промышленности в дешевых рабочих руках заставила владельцев предприятий пойти на привлечение дешевой женской силы на малоквалифицированные работы. При этом женский труд оплачивался меньше, чем мужской, при выполнении одних и тех же трудовых операций. Суфражистки Европы и США стали активно бороться за уравнение заработной платы женщин и за предоставление им политических прав, которые позволили бы не только голосовать во время выборов, но и получать образование и осваивать мужские профессии, за которые платили больше.

На протяжении всего 20 века феминистки отвоевывали у мужчин право работать с ними на равных, но несмотря на успех женщин в борьбе за отстаивание своих гендерных прав, и в 21 веке остались профессии, в которых им запрещено работать по ряду объективных причин, связанных с особенностями женской физиологии и анатомии. Одной из первых стран, где женщины были уравнены в правах с мужчинами при приеме на работу, стал СССР. В 1918 году в Советской России были введены специальные статьи в Трудовой кодекс, в которых указывались профессии, не допускающие использование женского труда по причине опасных для здоровья условий.

При этом во всех советских Конституциях были законы, в которых утверждалось равное право мужчин и женщин на труд. Ст. 19 действующей Конституции РФ указывает на то, что мужчины и женщины и сегодня имеют равные права и возможности их реализации при приеме на работу, а в ТК РФ есть статьи об охране труда, в том числе и женского. В них перечисляются профессии, являющиеся запретными для использования труда женщин.

Законодатели и охрана труда в России руководствуются тем, что запрещая женщине работать в ряде отраслей промышленности, они заботятся, прежде всего, о сохранении женского здоровья и сохранении возможности стать матерью в будущем.

Читайте также: