В ходе проверки налоговики могут заглянуть и к бывшему работнику проверяемой компании

Обновлено: 02.05.2024

С 01.07.2021 вступили в действие новые правила подготовки и проведения контрольно-надзорных мероприятий — этим словосочетанием обозначаются не только проверки, но и профилактические процедуры, проводимые контролерами. Кого станут чаще проверять, а кого вообще не включат в план проверок? Откуда бизнесу узнать о предстоящих проверках и сколько по новым правилам они продлятся? Как теперь следует обжаловать итоги проверок? Как проверят малый бизнес и что нового в налоговых проверках с 01.07.2021? Ответы — в нашем материале.

Кого станут проверять чаще

В законе прописано, что при планировании проверок контролеры должны применять риск-ориентированный подход: чем выше риски в отношении объекта контроля, тем чаще проверки.

Риск причинения вреда (ущерба) — это вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.

Риски подразделяются на шесть категорий:

Степень риска Частота проведения контрольных мероприятий
Чрезвычайно высокий Не менее одного, но не более двух мероприятий в год
Высокий/значительный Не менее одного мероприятия в четыре года и не более двух мероприятий в два года
Средний/умеренный Не менее одного мероприятия в шесть лет и не более одного мероприятия в три года
Низкий Мероприятия не проводятся

Получается, что проверяющие будут приходить с проверками чаще к тем бизнесменам, в результате деятельности которых возникают негативные последствия для интересов общества. При минимальной вероятности наступления таких последствий проверки назначаться и проводиться не будут.

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля и порядок их выявления утверждаются госорганами власти на каждом уровне: федеральном, региональном и муниципальном. К примеру, индикаторы риска при осуществлении пожарного надзора перечислены в Приказе МЧС от 07.06.2021 № 364.

С какой проверкой могут прийти контролеры

По новым правилам проверяющие вправе прийти к бизнесмену с проверками, список которых закреплен в специальном нормативном акте — в положении или законе о конкретном виде контроля.

Проверки могут быть двух видов: проходящие при непосредственном взаимодействии контролируемого лица и контролера, и проводимые без такого взаимодействия.

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

К примеру, Роспотребнадзор при проверках в сфере защиты прав потребителей вправе применять все указанные способы (п. 22 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утв. Постановлением Правительства от 25.06.2021 № 1005). А трудовые инспекторы могут применять только такие способы, как инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки (п. 35 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства от 21.07.2021 № 1230).

  • наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  • выездное обследование.

С 01.07.2021 у проверяющих органов появились не только новые способы контроля, но и новые задачи (об этом далее).

Как узнать о проверке

Узнать о предстоящей проверке можно в едином электронном реестре КНМ (контрольно-надзорных мероприятий), который ведет генеральная прокуратура. Новый реестр концентрирует все сведения о проверках: каким ведомством и в какие сроки проводились, какие решения по итогам приняты, как их исполнили, кого и как наказали.

Подробнее о реестре рассказываем здесь.

Кроме того, контролеры обязаны уведомить бизнесмена о проверке или ином контрольном (надзорном) мероприятии (за исключением таких мероприятий, как контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль и инспекционный визит).

В некоторых случаях информация о проверке попадает в реестр непосредственно после проведения контрольного мероприятия. Например, при выездном обследовании, переросшем в контрольную закупку.

Сроки проверок

По остальным контрольным (надзорным) мероприятиям сроки определяются исходя из периода времени, который обычно нужен для проведения экспертиз, изъятия проб или проведения закупки.

Профилактика нарушений — основной приоритет

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Специальные режимы контроля

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Если бизнесмен заключил с контролерами соглашение о мониторинге и организовал процесс получения проверяющими необходимых данных, он освобождается от плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении соблюдения обязательных требований, являющихся предметом такого мониторинга.

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

При таком контрольном спецрежиме бизнесмены обязаны предоставлять инспекторам беспрепятственный доступ к объектам постоянного контроля, документам и информационным ресурсам, технологическим средствам, используемым на таких объектах.

На проверку — только с QR-кодом

Такой код формируется единым реестром КНП, обеспечивающим переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись единого реестра о проверке или профилактическом мероприятии, в рамках которого составлен документ (п. 21 Постановления Правительства от 16.04.2021 № 604).

Если проверяющие не предъявили бизнесмену решение о проведении проверки с QR-кодом или коммерсант не нашел конкретную проверку в едином реестре КНМ (если по закону она должна там быть), он вправе вообще не пускать контролеров на свою территорию. Если же проверяющие все же провели несанкционированное контрольное мероприятие, такая проверка не будет признаваться законной и ее итоги будет легко оспорить.

Сведения о каждой проверке в реестре КНМ отражается под отдельным уникальным номером, по которому коммерсант может сразу ознакомиться с предметом проверки и иными сведениями, размещенными в паспорте проверки.

Электронный паспорт проверки

В реестре проверок на каждое контрольно-надзорное мероприятие, будь то проверка или профилактическая процедура, оформляется отдельный электронный паспорт (паспорт КНМ).

В паспорте КНМ отражается набор сведений о проверке:

Это открытые данные, с которыми может ознакомиться любой желающий, задав в поисковой строке, к примеру, название организации или ее ИНН:

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Сведения о решении по итогам проверки и принятых мерах доступны только тому, кого проверяли. Получить их можно воспользовавшись учетной записью на портале Госуслуг или личным кабинетом в ведомственной информационной системе.

Произвол проверяющих свели к минимуму

Самовольничать во время проверок инспекторам теперь тоже затруднительно. Предмет контрольно-надзорного мероприятия отражается в паспорте КНМ, поэтому коммерсанту он известен заранее. К примеру, в паспорте проверки трудовой инспекцией в качестве предмета проверки указываются статьи ТК РФ, соблюдение норм и положений которых будут проверяться:

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Обжалование результатов проверок

По новым правилам при обжаловании результатов проверок необходимо соблюдать досудебный порядок обжалования. Он действует для 59 видов контроля, перечисленных в Постановлении Правительства от 28.04.2021 № 663.

Жалобу должны рассмотреть в срок не более 20 рабочих дней с даты ее регистрации. Этот срок может продлеваться, но не более чем на 20 рабочих дней.

Текст жалобы в рамках досудебного обжалования, ее статус и результат рассмотрения включат в реестр КНМ. При судебном обжаловании в реестре появится информация о результатах, если решения контролеров будут изменены или отменены (Постановление Правительства от 16.04.2021 № 604).

Проверки малого бизнеса

В 2021 году действует мораторий на проверки малого бизнеса, который продлили до конца 2022 года (Постановление Правительства от 08.09.2021 № 1520). Плановые проверки этой категории бизнесменов вообще не будут включаться в план контрольно-надзорных мероприятий на будущий год.

Но не все бизнесмены из реестра малого и среднего бизнеса освобождаются от контрольно-надзорных мероприятий. Контролерам по-прежнему позволено планово посещать бизнесменов в четырех случаях:

  • в отношении проверок лиц деятельность (объекты) которых отнесены к категориям высокого риска (классам опасности), а также, в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля (надзора);
  • если менее 3 лет назад в отношении субъекта МСП была завершена проверка, по результатам которой вынесено вступившее в силу постановление об административном наказании за совершение грубого нарушения, в том числе о дисквалификации или приостановке деятельности, приостановлении действия или аннулирования лицензии;
  • если проверка проводится с целью соблюдения лицензиатами лицензионных требований;
  • при проведении плановых проверок внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и в рамках федерального госконтроля в области использования атомной энергии.

Налоговые проверки по новым правилам

С 01.07.2021 по обновленным правилам налоговики проводят камеральные и выездные проверки в период налогового мониторинга.Теперь камеральная проверка проводится в единственном случае — если первичная или уточненная декларация представлена менее чем за три месяца до досрочного прекращения налогового мониторинга (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ).

А выездную проверку назначат в следующих ситуациях:

  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • при невыполнении налогоплательщиком мотивированного мнения ИФНС;
  • в рамках контроля над ИФНС, проводившей мониторинг;
  • если представлена уточненная декларация за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате, увеличена сумма убытка или сумма НДС и акциза к уменьшению (п. 4 ст. 1 Закона № 470-ФЗ).

У инспекторов появилось больше полномочий. С 01.07.2021 они вправе (п. 6 и п.7 ст. 1 Закона № 470-ФЗ):

  • проводить смотр в рамках налогового мониторинга декларации по НДС с суммой к возмещению, если выявят в ней несоответствия и противоречия;
  • истребовать документы и информацию у контрагентов и иных лиц, которые располагают данными об организации, участвующей в налоговом мониторинге.

Напомним, что налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, при которой компания добровольно предоставляет налоговикам онлайн доступ к данным своего бухгалтерского и налогового учета, а те в свою очередь вместо камеральных и выездных проверок контролируют расчет налогов в режиме реального времени и сообщает налогоплательщику об ошибках.

1. В каких случаях фирму может ожидать выездная налоговая проверка?

  1. Во-первых, некоторые показатели, находящиеся значительно ниже среднего по отрасли уровня. Налоговую службу могут насторожить слишком низкие налоговые выплаты, уровень зарплат или рентабельности компании.
  2. Во-вторых, вопросы могут возникнуть, если расходы компании увеличиваются быстрее, чем доходы, или компания является убыточной два года и более.
  3. В-третьих, одним из поводов к назначению проверки может послужить заключение неоднозначных сделок — без очевидной выгоды либо с высокими налоговыми рисками.
  4. Выездную проверку могут назначить, если компания вовремя не предоставила ответ на запрос из налоговой службы, неоднократно меняла юридический адрес (если в результате изменений нужно менять место постановки на налоговый учет) или имеет большие налоговые вычеты (доля вычетов по НДС от общей суммы начисленного налога составляет от 89% за год). Для компаний, применяющих специальные режимы налогообложения, таким критерием также является приближение к предельному значению (менее чем на 5%), два и более раз за год, для ИП — сумма расходов, составляющая более 83% от суммы доходов.

2. Налоговая проверка прямо сейчас в моем офисе: как себя вести?

Сначала надо проверить полномочия проверяющих. Для этого проверяющие должны предъявить служебные удостоверения и решение руководителя (или его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

Если вы не пускаете налоговиков в офис, это даёт им право расчетным методом самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. Скорее всего, эта сумма будет больше, чем размер доначисленных налогов, который был бы определен во время проверки. Поэтому не имеет смысла препятствовать доступу проверяющих в ваш офис без крайне уважительных причин.

3. Какие, вообще, документы мы обязаны предоставить проверяющим?

Документы, которые вас попросят предъявить проверяющие, должны относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.

Налоговики не вправе повторно требовать документы, которые ранее уже представлялись в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок.

Если проверяющие запрашивают документы, необязательно предоставлять их сразу же. Это можно сделать в течение 10 рабочих дней после получения требования о предоставлении документов.

Если проверяющие хотят провести выемку документов, они должны показать постановление о выемке, утверждённое руководителем (или его заместителем) налогового органа.

4. А если мы что-то утаим от проверяющих? Чем это грозит?

Возможен штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Кроме того, если в дальнейшем вы захотите использовать скрытые документы в качестве доказательства своей позиции в суде, суд может отказаться принимать такие доказательства.

5. Каковы могут быть последствия выездной проверки?

Главный риск для любого бизнеса, связанный с выездной проверкой, — это возможное доначисление налогов.

За 2016 год сотрудниками Федеральной Налоговой Службы было проведено 24 879 таких проверок, и только в 209 случаях нарушений не нашли.

По результатам выездных проверок было начислено более 349 млн рублей дополнительных платежей, включая налоги, налоговые санкции и пени.

6. Если моей фирме доначислили налоги, есть ли шанс оспорить решение?

Конечно. Всегда есть шанс выиграть налоговый спор. Например, в первом полугодии 2015 года по данным Судебного департамента при Верховном суде в половине таких случаев решение было принято в пользу налогоплательщика.

7. С чего начать подготовку к суду?

В первую очередь нужно выявить те сделки, по которым предположительно могут быть доначисления. Например, совершенные без явной экономической выгоды, с ценой, значительно отличающейся от рыночной или исключительно с целью налоговой экономии, а также заключенные с фирмами-однодневками или взаимозависимыми лицами.

Затем нужно будет проверить правильность оформления первичной документации по рискованным договорам и обязательно устранить ошибки, если они есть. После этого можно приступать к подготовке обоснований.

В своей аргументации вы можете опираться на разъяснения ФНС и Минфина России. Не стоит опасаться возможных противоречий и неопределенностей в законах, так как в ходе судебного процесса все они трактуются в пользу налогоплательщика. Также полезно изучить судебную практику. Стоит иметь в виду, что в настоящее время все чаще суды рассматривают не сделки по отдельности, а совокупные налоговые последствия деятельности фирмы в целом.

Желательно, чтобы ваши сотрудники и контрагенты также были готовы к возможным контактам с сотрудниками ФНС.

8. Как лучше подготовить сотрудников и контрагентов?

Персонал необходимо попросить уведомить вас о полученных вызовах на допрос, так как на допросе сотрудников обязательно должен присутствовать юрист, предоставленный компанией. Помимо этого, полезно предварительно обсудить с кадрами возможные вопросы и ответы на них.

Работа с контрагентами должна быть направлена в первую очередь на тех из них, которые могут быть расценены сотрудниками налоговой службы как фирмы-однодневки. Вам нужно постараться убедить их предоставить документы по запросу из налоговой, а так же устранить возможные противоречия в документации компаний.

9. Как мне построить защиту в суде?

При обосновании чистоты сделок в суде активные доводы будут гораздо более эффективны, нежели пассивные. Например, если, по вашему мнению, ФНС неверно оценила стоимость одной из сделок, будет лучше, если вы представите суду результаты альтернативной оценки, показывающей экономическую состоятельность вашего решения (активный довод).

Конечно, вы также можете использовать пассивный довод, например, указать на нарушения при оценке, но такой довод с меньшей вероятностью будет принят судом.

Выездная проверка проводится за три года, предшествующих ее началу (ст. 89 НК РФ). Так в 2021 году инспекторы в рамках выездных контрольных налоговых мероприятий вправе проверить у вас 2018, 2019 и 2020 годы, а также месяцы текущего года до ее начала. Например, если проверку назначили на ноябрь 2021 года, то контролеры уполномочены проверить учет за 2018–2020 годы и январь-октябрь 2021 года.

Чтобы выездная налоговая проверка началась, выносится соответствующее Решение руководителя ИФНС по месту регистрации фирмы или по месту прописки ИП. Разберемся, как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку, какие изменения в законодательстве произошли и какие планируются, а также традиционно примеры из практики и полезные советы.

как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

убытки в течение 2-х лет подряд;

высокая доля вычетов НДС (более 89%);

среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

существенное отклонение уровня рентабельности;

ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Если от контролеров стало поступать много вопросов, то проведите самостоятельно внутренний аудит учета или пригласите для экспресс-аудита специалистов со стороны. Своевременное исправление ошибок, поможет избежать санкций и доначислений.

Тщательно проверяйте контрагентов, с которыми работаете, вовремя собирайте первичные документы от поставщиков и покупателей, проверяйте с помощью сервисов на сайте ФНС свою рентабельность, налоговую нагрузку и допустимую долю вычетов, вовремя отвечайте на письма и требования из ФНС и т.д.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Можно ли отсрочить проведение выездной налоговой проверки, если главбух в отпуске

Нет, нельзя. В НК РФ не предусмотрена возможность переноса сроков выездной проверки из-за отпуска главбуха или вообще его отсутствия в организации (например, старый главный бухгалтер уволился, нового еще не приняли в штат). Более того, при назначении выездной налоговой проверки целесообразно оперативно отозвать главного бухгалтера из отпуска. Если это не представляется возможным, то за главного по финансам может выступить руководитель, либо иной сотрудник, назначенный приказом директора. Но отодвинуть срок проверки точно не удастся.

А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить

Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.

Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.

Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.

Что ИФНС не имеет права делать, проводя выездную проверку

Проверьте, не нарушаются ли ваши права, так инспекторы не могут проводить проверку:

если в Решении о начале выездной проверки нет подписи начальника ФНС или его заместителя. В этом документе указывается срок проверки, рабочая группа сотрудников инспекции, а также налоги и сборы, которые будут проверяться.

по одним и тем же налогам более двух раз в год, если проверяют один и тот же налоговый период. Больше двух месяцев (в особых случаях — до полугода), а с 1 июля 2021 года — больше 10 рабочих дней.

Выездная проверка с участием сотрудников полиции

Совместная с полицейскими проверка допускается даже из-за того, что инспекторы выявят у компании неблагонадежных по их мнению контрагентов (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № А32-33703/2018 от 21.03.2019 года). Полный перечень оснований, дающих право налоговикам захватить с собой на проверку сотрудников правопорядка, указан в письме ФНС № АС-4-2/14007@ от 24.08.2012 года.

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

Другие контролирующие органы ежегодно составляют план проверок, их проводят с определенной периодичностью, например, один раз в три года или пять лет. Налоговая служба план выездов для проверки исчисления и уплаты налогов не публикует, а отбор кандидатов ведется в течение всего налогового периода. Проверка назначается сразу после выявления достаточных оснований и выявления уязвимостей.

Что в планах у налоговой службы на 2022 год

В 2022 году планируется ужесточение обеспечительных мер, связанных с проведением выездных налоговых проверок.

Инспекторам хватит только предположения, что вы участвуете в схеме, чтобы применить обеспечительные меры, соответствующие поправки в НК РФ Минфин направил в Правительство. Так, ваше имущество смогут арестовать уже сразу после назначения выездной налоговой проверки. Цель новых поправок лишение возможности недобросовестных налогоплательщиков уйти от взыскания. На данный момент налоговики после решения по проверке вправе применить обеспечительные меры. Так, если они считают, что компания может скрыть имущество, то введут запрет на отчуждение активов (ст. 101 НК РФ).

Обеспечительные меры полностью отменят, только если по результатам проверки не выявят недоимку. Но компания сможет заменить арест имущества на другие меры — банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство.

image_pdf
image_print

Проверки применения компаниями и предпринимателями ККТ осуществляются отделом оперативного контроля. Основанием как минимум в 70% случаев служат жалобы покупателей. Они подаются и через личный кабинет ФНС, и в письменном виде. Налоговый орган обязан проверить факты, указанные в каждом заявлении граждан, и дать ответ заявителю. Также основанием кассовых проверок могут послужить данные самой инспекции о возможных нарушениях субъектом правил применения ККТ, полученные, например, в ходе камеральной проверки. Кроме того, подобные проверки нередко проводятся выборочно. Специалист ФНС заходит в случайную торговую точку и делает контрольную закупку.

Планов и регламента по кассовым проверкам не существует. Это значит, что если в магазине выявлены нарушения, например, неприменение ККТ, проверять его могут хоть каждый день.

Новый формат

После внедрения онлайн-касс принцип проверки не изменился. Только теперь проверяющие дополнительно контролируют, поступили ли данные из чека на сервер ФНС. Кроме того, теперь большая проверочная работа проводится внутри стен самих налоговых органов. Поступающие чеки проверяются на предмет наличия всех необходимых реквизитов. Также выявляются организации, ранее применяющие ККТ, которые перестали это делать после обязательного введения онлайн-касс. Это привлекает внимание специалистов налоговой службы — они выясняют, почему так произошло. Чаще всего в таких случаях налогоплательщики меняют виды деятельности и налоговые режимы с тем, чтобы либо избежать, либо отсрочить внедрение ККТ. Но часть субъектов попросту нарушает законодательство и не применяет кассовую технику.

Перекрестные проверки

Проверять применение ККТ могут не только сотрудники местной ИФНС. Нередко практикуются так называемые перекрестные проверки, причем наибольший объем правонарушений выявляют именно они. Суть в том, что на выборочную проверку кассовой техники выходят специалисты соседних инспекцией. К проверяемому субъекту приходит новый человек, с которым раньше никогда не велось дел. Это обеспечивает эффект внезапности. Ведь инспекторов из местных ИФНС, которые многие годы работают на проверках, узнаю буквально в лицо. И тут же передают информацию о проводимой проверке соседним организациям. В итоге эффективность мероприятия серьезно снижается. Перекрестные проверки устраняют этот фактор, поэтому очень популярны в налоговых инспекциях.

Нарушения и их последствия

Проверки ККТ чаще всего выявляют:

  • факты неприменения субъектами аппаратов;
  • отказ продавца направлять покупателю электронный чек;
  • применение старой техники.

Если проверка носит целенаправленный характер, то есть инспектор знает, какое предприятие идет проверять, тогда сразу выносится постановление о привлечении к ответственности. Если проверка проводится выборочно, составляется акт о наличии либо отсутствии правонарушений. У лица, которое непосредственно его допустило, требуется объяснение. Однако оно может их и не предоставить — никаких санкций за это не грозит. Далее в инспекцию приглашается руководитель организации или ИП, которому также будет предложено пояснить причины допущенных правонарушений.

В итоге инспекция примет решение о наложении штрафов. Если правонарушение допущено впервые, сумму санкций могут снизить. Также на это может повлиять и объяснение, которое даст руководитель. Но полностью избежать штрафа не удастся. Это возможно только в одном случае — если самостоятельно сообщить в ИФНС в письменном виде о том, что вами допущены нарушения. Сделать это нужно до того, как о них узнают в инспекции. В таком случае штраф наложен не будет.

Проверка соответствия фактического местонахождения и адреса регистрации

Такие проверки в последнее время стали очень горячей темой. Проводятся они специалистами отделов оперативного контроля и регистрационного учета. Раньше инспекция закрывала глаза на нахождение организаций не по адресу регистрации, равно как и на регистрацию по массовому адресу. Но в 2017 году ФНС стала активно с этим бороться. Выяснилось, что нарушают почти все.

Денежных штрафов за несоответствие фактического адреса регистрационному не существует. Зато субъект может быть исключен из государственного реестра. Это очень серьезная мера, за которой следует ликвидация компании.

Но прежде налоговая служба постарается установить связь с организацией всеми возможными способами. Если она не отвечает на телефон и электронные письма, не взаимодействует с налоговой через программы подачи отчетности по ТКС, ей будут направляться бумажные письма на юридический адрес. Если ответа не последует, инспекция направит по указанному адресу своего представителя с целью выяснить, находится ли там организация. Если же нет, то может быть принято решение о ее исключении из реестра.

Далее компания должна быть ликвидирована. Но этот процесс весьма спорный и неоднозначный. Например, арбитры считают, что отсутствие организации по адресу регистрации еще не повод ее ликвидировать. В то же время если компания не предоставляет актуальные данные о своем адресе, не платит налоги, не подает отчетности и не выходит на связь с ИФНС — это совсем другая ситуация.

Как избежать исключения из ЕГРЮЛ?

Если даже организация не находится по адресу регистрации, это не означает, что ее удалят из реестра или заставят переезжать. В этом смысле главным является дать адекватное пояснение сложившейся ситуации. Скорее всего, ИФНС устроит, если адрес регистрации будет использоваться хотя бы в качестве почтового. В пояснение, например, можно указать, что помещение по адресу регистрации арендуется для получения корреспонденции. А сотрудник компании в определенный день приезжает по этому адресу и забирает поступившие письма.

Обратите внимание! С точки зрения налоговых органов, организация должна арендовать по адресу регистрации хотя бы небольшое помещение или его часть. Отсутствие расходных операций по расчетному счету на оплату этой аренды натолкнет специалистов ИФНС на подозрение. На каком основании субъект, который не оплачивает аренду помещения, пользуется им пусть даже для получения корреспонденции? Это повлечет вопросы к собственнику помещения. Логика такова: если одно лицо предоставляет свою площадь другому и официально не получает за это платы, то он просто занижает выручку.

Вопросы налогоплательщиков

На эту тему на семинаре был рассмотрено несколько интересных вопросов.

Что делать, если организация купила помещение, которое ранее являлось адресом массовой регистрации? Заключенные в прошлом договоры аренды уже не действуют, однако бывшие арендаторы не спешат менять свои адреса в реестре.

В такой ситуации следует написать заявление в ИФНС, в котором изложить эти факты и снять с себя ответственность. Собственник должен пояснить, что с компаниями, указывающими принадлежащий ему объект в качестве адреса своей регистрации, он никаких договоров не заключал.

Должен ли собственник помещения предоставлять по требованию ИФНС сведения об арендаторах?

Такой обязанности у него нет. Но зачастую к этому склоняют на уровне местной администрации. Налоговый орган обращается туда с просьбой предоставить подобные данные. Администрация же, в свою очередь, запрашивает такие сведения у арендодателей.

Могут ли налоговые органы определить фактическое местонахождение организации по IP-адресу (при подаче отчетности по ТКС)?

Это весьма затруднительно, поскольку одному ip-адресу может соответствовать несколько десятков компаний. Ведь бухгалтерию может вести сторонняя организация, отчеты могут подаваться с использованием различных сервисов и т. д.

Выводы

Итак, иногда у ИФНС не остается выбора, кроме как применять крайние меры в виде исключения из реестра. Однако добросовестным налогоплательщикам бояться нечего. Если компания реально ведет деятельность и взаимодействует с налоговой инспекцией, то за одно лишь несоответствие фактического адреса и адреса регистрации из реестра ее не исключат. Эта мера применяется в основном к фирмам-однодневкам, которые до сих пор существуют, хотя их количество существенно сократилась после внедрения автоматизированной системы проверки декларации по НДС.

Кроме того, инспекции проводят проверки соответствия основного вида деятельности субъекта тому, что указано в реесте. Технология проведения такой проверки в рамках семинара раскрыты не была. Что же касается последствий, то они могут быть самыми разными. Штраф за такое нарушение отсутствует, но инспекция потребует привести информацию в реестре в соответствии с реальной деятельностью.

Комиссии по легализации

Такие комиссии в чистом виде проверками не являются, однако это важное мероприятие, которое проходит между камеральной и выездной проверкой. Но на такую комиссию могут вызвать не только в связи с предстоящей ВНП. Комиссии по легализации также могут быть проведены по иным основаниям, в том числе:

  • при большой доле вычета по НДС (более 70%); , выплачиваемой своим сотрудникам (ниже прожиточного минимума или среднего по региону уровня);
  • при наличии убытка.

Если на комиссию вызвали перед выездной проверкой, то прямо об этом не сообщат. Но это можно установить по косвенным признакам. В этом случае специалистов ИФНС будет интересовать информация, которая в большей степени относится к организации или ИП в целом, а не к какому-то конкретному отчету или налоговому периоду. Комиссия будет задавать вопросы относительно структуры предприятия, его деятельности и текущих процессов.

Налогоплательщики негативно относятся к комиссиям, хотя, по мнению специалистов ФНС, напрасно. С их точки зрения, это еще одна возможность пояснить контролирующим органам накопившиеся в организации или у ИП проблемы и попробовать найти выход из сложившейся ситуации.

Основная идея проведение комиссии по легализации заключается в том, чтобы сократить количество выездных проверок. Нарушения выявляются в ходе камеральной проверки либо предпроверочного анализа. На комиссии же до руководства организации или предпринимателя доводится суть выявленных нарушений и рекомендуются меры по их устранению. Если субъект их исправит, то выездной проверки не последует.

Читайте также: