В чем заключается работа воспитателя с родителями

Обновлено: 28.04.2024

Эти и иные трудовые функции смогут выполнять только люди, умеющие находить подход к любому малышу и способные быстро реагировать в сложных ситуациях.

Что это за работник, что знает и умеет

Прежде чем разбираться, кто такой воспитатель детского сада и какие требования к нему предъявляют, отметим, что при оценке компетенций такого работника следует учитывать нормы специальных документов:

  • федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155;
  • профессионального стандарта, утв. Приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н.

Эти два стандарта касаются всех, кто относится к дошкольным работникам, — нянечек и воспитателей, психологов и логопедов, музыкальных руководителей и педагогов по физической культуре, которые трудятся в частных и государственных детсадах. И на их основании и сведений из Единого квалификационного справочника (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел, касающийся квалификационных характеристик должностей работников образования) работодатели составляют должностные инструкции с обязанностями, которыми в дальнейшем руководствуются и сами работники, и их начальство.

Если вы намерены выяснить, что должен знать воспитатель детского сада по ФГОС, то придется ограничиться лишь формулировками чиновников о том, чего хотят от такого сотрудника. Он обязан обладать компетенциями, чтобы создавать условия для (см. п. 3.2.5):

  • регулярного общения с каждым ребенком с учетом его чувств и потребностей;
  • поддержки и развития детей;
  • установления определенных правил поведения в разных ситуациях;
  • нормального взаимодействия с родителями.

Подробности о том, какие знания и умения для выполнения обязанностей пригодятся педагогу дошкольного образования, перечислены в ЕКС и профстандарте. В ЕКС указано, что ему необходимы знания законов и образовательных программ, основ педагогики и психологии, методик воспитательной работы, базовых сведений из области экологии, экономики и социологии. К этому добавляются навыки работы с компьютерными программами, мультимедийным оборудованием. В профстандарте этот список дополнили нюансами с учетом типа трудовой функции. Так, выполняя развивающую работу воспитателем в детском саду, понадобится умение формировать и реализовывать индивидуальные программы развития, а для реализации обязанностей по воспитанию необходимо умение мотивировать детей на учебно-познавательную деятельность.

Но все это сухие нормативные акты, а в реальной жизни воспитатель детского сада — это человек, который любит детей, имеет большое желание стать их первым проводником во взрослую жизнь, умеет улаживать конфликты. Отлично, если ему удастся найти подход к каждому малышу, оказать первую помощь и приласкать ребенка. Такой сотрудник обязан следить за своим внешним видом, уметь правильно говорить, находить подход не только к воспитанникам, но и к их родителям.

Если говорить о требованиях к образованию, то обычно на должность воспитателя назначаются лица, имеющие среднее профессиональное либо высшее образование в области педагогики, психологии или социологии, желательно с опытом работы, со знанием детской психологии и логопедии, методик развития детей дошкольного возраста. Не помешают курсы повышения квалификации.

Для эффективного выполнения обязанностей воспитателя в детском саду по ФГОС и профстандарту человеку должны быть присущи определенные личностные качества, среди которых:

  • любовь к детям и умение найти подход к любому ребенку;
  • способности организатора;
  • позитивность и жизнерадостность;
  • стрессо- и психологическая устойчивость;
  • коммуникабельность и организованность;
  • грамотность речи и высокий культурный уровень;
  • способность принимать быстрые и правильные решения в любых ситуациях.

Важные и обязательные качества педагога — доброта, доброжелательность, трудолюбие, ответственность, аккуратность.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать семейный детский сад. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чем занимается

В общих чертах воспитание, образование, уход, присмотр за малышами — это то, что делает воспитатель в детском саду, независимо от формы собственности ДОУ. Но для оформления всей документации работодателю понадобится профессиональный стандарт от Минтруда, где четко прописаны функциональные требований к работнику. В приказе Минтруда указано, в том числе, то, что входит в обязанности воспитателя детского сада, воспитателя при приеме детей в группу:

  • регулирование поведения малышей для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
  • развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

Основные обязанности

Перечислим, какие имеются обязанности воспитателя в детском саду в младшей группе и любой другой, открытой в дошкольном учреждении:

Права

  • вносить предложения по улучшению образовательного процесса;
  • получать социальные гарантии и льготы в соответствии с законодательством РФ;
  • требовать улучшения условий труда;
  • иметь оплачиваемый отпуск;
  • при взаимном согласии обмениваться сменами со вторым работником;
  • требовать устранения неисправностей на вверенной территории и создания нормальных условий труда.

ДИ воспитателя ДОУ

Ответственность

В законодательстве определены не только обязанности, но и ответственность работников. В частности, воспитатель отвечает за:

  • сохранение жизни и здоровья детей в группе;
  • сохранность личных вещей воспитанников;
  • соблюдение инструкций по технике безопасности и охраны труда;
  • применение недопустимых методов воспитания, насилия и грубость;
  • несоответствующее выполнение и невыполнение своей работы;
  • использование рабочего времени в личных целях;
  • превышение полномочий.

Детский сад и родитель

Дошкольное обучение детей


Родители должны быть полноценными участниками в воспитательном процессе их детей. Детский сад и родитель во взаимодействии достигнут значительных результатов в процессе воспитания детей.

Они должны принимать участие в разработке программы, в ее реализации. Также от них ожидается участие в мероприятиях детского сада, в образовательной деятельности. Они должны способствовать тому, чтобы их ребенок имел условия для полноценного развития.

Мы считаем, что успешность формирования личности дошкольника во многом зависит от того, насколько тесно образовательное учреждение взаимодействует с его семьей.

Важно понимать, что взаимодействие и работа – это два разных термина. Работа с семьей является лишь малой частью взаимодействия с семьей.

Часто под взаимодействием подразумевают обычное распределение ролей между воспитателями и родителями так, чтобы добиться общих целей. Но взаимодействие подразумевает также контроль и обратную связь. Важно, чтобы сотрудники детского сада осуществляли ненавязчивый контроль ситуации в семьях.

Помимо прочего, взаимодействие с семьей – это еще и открытое обсуждение, обмен чувствами, общение с родителями ребенка. Согласно работам И.М. Марковской взаимодействие с семьей ребенка проявляется в единстве воспитательного процесса, который можно построить только в том случае, если и родители, и воспитатели имеют одинаковое к нему отношение.

В других источниках указывается то, что учительская роль воспитателя в детском саду имеет определенные особенности. Он должен поддерживать формальное и неформальное взаимодействие с родителями. Для этого ему нужно быть очень тактичным, нужно со вниманием слушать родителей, уважать их позицию. При этом нельзя допустить назидательной интонации во время общения с членами семьи детей.

Намного полезнее будет вступить с ними в равные отношения, основанные на доверии.

Детский сад и родитель — трудности взаимодействия с родителями

Авторы некоторых работа пишет о том, что у воспитателей часто возникает некоторые трудности в вопросах взаимодействия с родителями.

Часто родители могут обладать слабым развитием социальной культуры. Они не понимают, насколько ценно воспитание их ребенка именно в дошкольный период.

Многие родители не осознают, что именно они должны быть заказчиками организации процесса воспитания их детей. Именно они должны оказывать влияние на содержание образовательной программы в детском саду. Часто родителей даже не интересует, что происходит с их детьми в стенах детского сада. С другой стороны, воспитатели также часто не знают того, в каких условиях растет ребенок дома.

Часто педагоги не воспринимают родителей как партнеров. Они часто считают, что и родители тоже являются объектами воспитания. На самом же деле детский сад только в том случае сможет полностью удовлетворить потребности ребенка, если будет представлять собой открытую для родителей образовательную и воспитательную систему.

Для родителей должна быть открытой возможность в любое время без препятствий познакомиться с условиями пребывания их ребенка на территории детского сада. Он должен владеть информацией о том, какие подходы к воспитанию имеют педагоги. Он должен принимать активное участие в жизни группы. Обычно, если понаблюдать за ребенком в непривычной обстановке, то можно многое о нем узнать.

Семья в процессе сотрудничества

Большую работу в сфере взаимодействия детских учреждений с семьями провел В.А. Сухомлинский. Они утверждал, что до обучения в школе дети воспринимают себя частью семьи.

Они оценивают самих себя, опираясь на то, что говорят о них их родители. Поэтому чтобы успешно развивать личность ребенка, нужно поддерживать прочную связь с его семьей, развивать доверительные взаимоотношения с родителями.

Детские образовательные учреждения должны наладить сотрудничество с родителями и сделать это одной из основ своей работы. Важно, чтобы позиции обеих сторон имели равное значение. Нужно уважать мнение родителей, учитывать их индивидуальные особенности.

Взаимодействие с семьей выражается не просто в том, чтобы вместе с ней что-то делать. Важно добиться настоящего взаимопонимания, научить доверять друг другу. Родители и воспитатели должны положительно влиять друг на друга.

Важно учиться активно работать вместе с родителями, совершенствуя педагогический процесс.

Детский сад и родитель — как организовать сотрудничество?

Важно, чтобы родителей объединяли с воспитателями общие интересы, взгляды на воспитательный процесс, даже дружеские отношения. Очень важно, чтобы родители положительно воспринимали педагогический коллектив, были развиты эмпатические отношения. Это идеал, к которому нужно стремиться.

Главная задача детского сада заключается в том, чтобы сохранять физическое, психическое здоровье ребенка, развивать его умственные способности и творческий потенциал, предоставить его детям все необходимое для формирования личности.

Чтобы достичь положительного эффекта, нужно все время взаимодействовать с родителями. Только через тесное сотрудничество детский сад и родитель помогут малышу адаптироваться к социальной действительности.

Анализ взаимодействия с семьями

Проведя анализ тематической литературы, мы определили, что сегодня взаимодействие с семьями детей изучается достаточно широко. Причем этому вопросу уделяет достаточно времени как педагоги, так и психологи.

Например, Т. Данилина подробно пишет о том, какие трудности могут помешать развивать полноценное взаимодействие с родителями детей.

Т.Антонова описывает систему методически подходов, благодаря которым можно правильно организовать сотрудничество педагогов семьями.

Н.В. Глушко посвятила некоторые работы тому, чтобы опубликовать конкретные методики решения этой проблемы.

Выстраивание отношений с родителями – не всегда легкий процесс. Обычно трудности могут возникнуть из за того, что обе стороны имеют неоправданные ожидания друг ко другу. Родители, к примеру, могут не доверять воспитателям. Либо педагоги некорректно проводят работу с семьями детей.

Если возникают взаимные недопонимания, то это создает дополнительные трудности для самих детей.
Исследование тематической литературы подтвердило, что есть потребность в том, чтобы найти новые методы взаимодействия с родителями дошкольников. Очень важно создавать и использовать такие подходы и методы, которые позволят ненавязчиво включить в работу образовательного процесса семьи детей.

Благодаря этому можно решить модернизационные задачи, стоящие сегодня перед всей образовательной системой. Поэтому мы считаем, что поиск и внедрение эффективных приемов работы представителей детского сада с родителями дошкольников очень актуальны.

Формы сотрудничества с родителями

Формы сотрудничества – это организация различных мероприятий и видов деятельности, в которых принимают участие сотрудники ДОУ и члены семьи дошкольников. Главная цель этого – развить прочные взаимоотношения между детьми, воспитателями и родителями, основанными на доверии.

Важно, чтобы детский сад и родитель, каждый участник процесса чувствовал себя частью единой команды, которая пытается достичь общей цели. Необходимо открыто обсуждать возникающие проблемы и находить способы их совместного решения.

Помимо поиска новых методов сотрудничества, педагоги должны как можно лучше использовать уже имеющийся опыт взаимодействия с родителями.

Старые классические методы могут принести результат, если приспособить их к современным социальным и экономическим тенденциям.

Очень важно, чтобы детский сад и родитель, работая друг с другом испытывали друг ко другу доверие и взаимное уважение. Воспитатель должен знать и учитывать то, в каких условиях ребенок воспитывается дома. Родители же должны быть заинтересованы тем, что происходит с их малышом в стенах детского сада.

Нужно, чтобы обе стороны старались поддерживать контакты друг с другом.

Это позволит выстроить партнерские отношения с каждым участника воспитательного процесса.

Говоря о новых формах организации сотрудничества с родителями, мы имеем в виду модернизацию взаимодействия. Если раньше взаимодействие имело цель лишь передачу информации и пропаганду среди родителей, то сегодня необходимо развивать межличностные отношения. Необходимо приходить к общему диалогу, в котором все стороны равны.

Итак, сотрудничество детского сада с семьей – это организация разных видом совместной деятельности, равноправное общение. Никто не осуществляет контроль и никто не берет на себя функцию руководителя процесса.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада.

Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления методов и форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

В своих трудах А. С. Макаренко писал: " Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей". Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е.П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если образовательное учреждение поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

В середине XX в. большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания. Исследования прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов. В конце XX в. начинает уделяться внимание взаимодействию дошкольного учреждения и семьи. Ведётся поиск новых, нетрадиционных форм сотрудничества с родителями. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.

"Семья - дошкольное образовательное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Содержание работы дошкольного учреждения с родителями воспитанников состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (семинары, индивидуальные и групповые консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогиче­ской беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Бесе­да может возникать стихийно по инициативе и родителей и педа­гога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стре­миться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В ре­зультате беседы родители должны получить новые знания по во­просам обучения и воспитания дошкольника.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетради­ционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Ав­тором выделяются следующие нетрадиционные формы: информа­ционно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информа­ционные. Они представлены в таблице.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их пе­дагогической грамотности

Установление эмоцио­нального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Ознакомление родителей с возрастными и психоло­гическими особенностями детей дошкольного возра­ста. Формирование у роди­телей практических навы­ков воспитания детей

Семинары-практику­мы, педагогический брифинг, педагогиче­ская гостиная, прове­дение собраний, кон­сультаций в нетради­ционной форме, устные педагогические журналы, игры с пе­дагогическим содержа­нием, педагогическая библиотека для роди­телей

Наглядно-ин­формационные: информацион­но-ознакоми­тельные; ин­формационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного уч­реждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родите­лей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные про­спекты для родителей, организация дней (не­дель) открытых две­рей, открытых про­смотров занятий и дру­гих видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-биб­лиотек

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного образования, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. Приведем примеры некоторых из них.

Посещение семьи ребенкамного дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра руководитель или старший воспитатель беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации.Обычно составляется система консультаций. Проводятся индивидуальные или групповые консультации для родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Индивидуальная консультация эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных консультациях родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы и открытые занятия. Такие формы работы дают возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Также позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Родительское собрание основная форма работы с родителями. В котором концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, основные направления и итоги образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода; знакомят с нормативно-правовыми документами о дошкольном учреждении.

На общих собраниях выступают: заведующая ДОУ, старший воспитатель, врач, психолог, логопед, может быть приглашен юрист. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед ДОУ. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции сотрудников ДОУ, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют психолого-педагогические и социально-нравственные вопросы, которые их наиболее волнуют. Воспитатель группы собирает информацию и анализирует ее. С помощью старшего воспитателя и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Примерные темы родительских вечеров:

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла организаторов.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Семья является институтом первичной социализации. Дошкольное учреждение входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного образования не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

обязаности воспитателя детского сада

Многие воспитатели зачастую спрашивают: должны ли они делать ремонт в группе или покупать методическую литературу на свои деньги? Много вопросов на тему обязанностей воспитателя детского сада возникает и у родителей.

Обязанности воспитателя детского сада четко закреплены в ряде нормативных документов:

  • в должностной инструкции,
  • в санитарно-эпидемиологических требованиях, предъявляемых к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660),
  • в трудовом договоре, заключенным между воспитателем ДОУ и работодателем.

Все, что не оговорено в этих юридических документах, не входит в обязанности воспитателя детского сада и, соответственно, выполнять он их не обязан.

  • при приеме детей в группу,
  • при организации питания,
  • при работе в группе в течение дня,
  • при организации сна,
  • на прогулке,
  • в завершении рабочего дня.

Обязанности воспитателя детского сада при приеме детей в группу

  • Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.

Обязанности воспитателя детского сада при организации питания

  • Воспитатели помогают детям кушать, совсем маленьких детей – докармливают.

Обязанности воспитателя детского сада при работе в группе в течение дня

  • Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.
  • Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.
  • Регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.
  • С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
  • Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
  • С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. Занятия в детском саду с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни – в групповом помещении или в физкультурном зале.

Обязанности воспитателя детского сада при организации сна в группе

  • Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Обязанности воспитателя детского сада на прогулке

  • Воспитатель обязан помогать детям одеваться.
  • Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.
  • На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы.

Обязанности воспитателя детского сада в завершении рабочего дня

  • При передаче смены в конце рабочего дня оставляет в группе образцовый порядок.
  • Смену воспитатель сдает лично второму воспитателю, детей передает по списку.
  • Передача детей строго родителям и законным представителям (только совершеннолетним).

Кроме этого, в обязанности воспитателя входит планирование воспитательной деятельности, отчетность, повышение квалификации и взаимодействие с сотрудниками детского сада и родителями:

Читайте также: