В чем заключается работа художника гримера

Обновлено: 19.05.2024

Сколько раз за съемочный день актриса меняет прическу? Какими средствами для волос пользуются профессиональные киногримёры? Чем съёмки отличаются от работы в обычном салоне? И кто придумывает укладки для персонажей кино?

Девушки, здравствуйте!

Этот пост посвящен волосам на киносъемках! И для начала…

ПРЕДЫСТОРИЯ

В прошлом году мне посчастливилось познакомиться с мастером Галиной КОРОЛЕНКО. Тогда волосы выглядели плачевно — это был сухостой в форме небрежного каре. За 20 минут, которые я провела в её кресле, Галя привела меня в чувство в порядок: без сантиментов обрезала то, что восстановлению не подлежало, и сделала идеальную для моих волос стрижку каскадом (из опыта теперь кажется, что для густых и вьющихся волос это идеал).

С тех пор обновляю стрижку только у Гали. После её рук волосы растут прекрасно и долго держат хорошую форму. И во многом это Галина заслуга, что сейчас у меня есть длина, а не короткая стрижка, обусловленная неукротимостью шевелюры. Но… 20 минут для идеальной стрижки? Практически нереально! Да, если только это не профессиональный парикмахер, который работает в кино.

О работе в кино я и попросила рассказать Галю, когда пришла к ней освежить прическу.



Кино и немцы: художник-гримёр Галина Короленко на рабочем месте

В прямую речь Гали будет иногда вклиниваться ещё один человек — редактор, который также работает на съёмках. Он дополнит рассказ. Например, так:

КАК СТАТЬ ГРИМЁРОМ В КИНО

Парикмахером я работаю уже 23 года. А брат у меня журналист, и как-то он пробовался ведущим на одну телепрограмму. Звонит из столицы – говорит, включайте телевизор, смотрите. А его так причесали, что он сам на себя стал не похож. Сделали укладку, как у Максима Галкина. Я прохохотала всю передачу. И поняла, что украинское телевидение без меня не справится.

Смех смехом, а семь лет спустя я приехала в Киев, когда почувствовала, что в родном городе достигла потолка в профессии. Устроилась в обычный салон и решила учиться еще чему-то. Пошла в школу грима к Алле Чуре. Это уважаемый мастер, член Национального союза кинематографистов. Она работает на старейшей украинской киностудии им. А.Довженко.

И так совпало, что у брата на канале как раз искали ассистента по гриму, который умеет работать с волосами. Там и отработала я свои первые съемочные дни. А дальше пошло-поехало.

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ РАБОТОЙ В САЛОНЕ И НА СЪЕМКАХ

flushed

Причёска не на целый день, а на пять минут


grin

Дубль может длиться до нескольких минут. Затем камера останавливается. И у гримёра есть возможность что-то доделать или изменить. Например, сделать Ипполиту причёску более мокрой, если он недостаточно намок (пример с Ипполитом придуман для иллюстрации ).

scream

Запредельные темпы работы

Ещё в кино важна скорость. За одну смену, которая по стандарту длится 12 часов, снимается очень много всего — 10 — 15 минут полезного экранного времени.

Бывает, за день нужно снять треть серии стандартного сериала. И это всё — отдельными кусочками, с переодеваниями и сменой причёсок. Выходит, что в обычную смену может быть снято примерно 70 — 100 дублей разных сцен.

Или, например, надо ускориться, потому что на площадке 150 человек массовки, и каждого надо причесать, а гримёров всего семь. Я и до кино работала быстро, а пришлось ещё быстрее. Иногда одну сложную прическу делаем втроем — локтями толкаемся, а что делать.













Будни киносъемочной площадки: художник по гриму занят работой
фото из личного архива Галины Короленко

sunglasses

Упрощение деталей

В кино одну историю могут начать снимать сегодня, а продолжить через две недели. Поэтому гримёр должен иметь возможность в любой момент повторить причёску или целый образ (включая растрёпанные волосы, слёзы, синяки, следы загрязнений, выпавшая именно с правой стороны лица прядка и т.п.). Так что часто мы избегаем мелких деталей, которые легко упустить в спешке. Пришлось смиряться и учиться не вдаваться в чрезмерные тонкости.



Пример киноляпа с сайта kino-mira;
авторы текста правильно догадались о причинах несовпадения.

sparkling_heart

Красиво не значит идеально

Часто бывают ситуации, когда актёр прибывает на съемочную площадку прямо с самолета. Или с других съемок. И у него, например, не вымыта голова или укладка из другого фильма. А времени мыть, перемывать — нет совсем. Тут делаем красивые волосы из того состояния, какое есть. Так что ухоженные волосы в жизни и в кино – это порой разные понятия.

КТО И КАК ПРИДУМЫВАЕТ КИНОПРИЧЁСКИ

На каждом проекте есть художник по гриму. Он придумывает полный образ каждого персонажа, начиная от формы причёсок и маркеров возраста (это, например, морщины, седина, особенности укладки) и заканчивая индивидуальными приметами, если они есть по сценарию — это шрамы, татуировки, ранения, лысина

Для каждого персонажа приходится продумывать несколько (а иногда и много) образов. Вот главный герой на работе, а вот он дома, на свидании… На каждый случай может существовать свой вариант укладки — особенно если это главный герой и если это женщина.

Художник по гриму читает сценарий перед сьемками и, продумывая образы, обязательно советуется с режиссёром. Часто и продюсеры могут свое видение изложить. Обдумывается каждый нюанс — иногда даже бывает, что режиссёр хочет поменять цвет глаз у какого-то актёра.




















Во время съемок на площадке присутствует сам художник, а ещё его ассистенты. Они тоже читали сценарий и знают все особенности каждого образа. Так что могут воссоздать все детали нужной укладки и макияжа.

КАК РЕАЛИЗОВАТЬ ЭКСТРА-ЗАДАЧИ:
ИЗМЕНЕНИЕ СТРИЖКИ, ЦВЕТА ВОЛОС, СТИЛЯ ЭПОХИ

В кино часто используется пастиж (это накладные усы, бороды, парики. Они, как правило, хорошего качества, так что зритель редко их замечает). Это потому что иногда нужно создать причёску без изменения цвета или длины волос — например, когда актер снимается параллельно в нескольких проектах и потому не может радикально менять внешность. Если же есть возможность постричься, актёры почти никогда не против. Они любят меняться, поэтому предложение обновить стрижку или цвет волос обычно воспринимают с энтузиазмом.

Ещё одна неординарная задача — создание седины. Для этого есть специальные смываемые баллонные краски, пасты. Но это больше театральный вариант.

В театре зритель видит актёра только издалека. А в кинотеатре в какие-то моменты может рассмотреть его лицо во весь экран, во всех подробностях. И требования к технике укладки и макияжа намного выше.

Больше всего люблю работать на исторических проектах. Актёров нужно сильно менять, это очень интересная задача. И если, например, эпоху СССР мы ещё знаем (советские прически есть у каждого на домашних фотографиях), то для грима более ранних эпох надо углубляться в источники или вспоминать знания, которые давали в школе грима. Особенно если требуется портретное сходство с реальным историческим лицом.


Могут быть и казусы, в том числе с созданием портретного сходства. Например, на один исторический проект выбрали актёра, по фотографии, на роль известного человека из прошлого. Он был очень похож на своего персонажа, отлично играл, у него была великолепно поставлена речь, он отлично держался в седле. Но перед пробами выяснилось, что… у него катастрофически не хватало волос! На фотографии его лысина была прикрыта специальной накладкой. Пришлось ему для проб как-то остатки волос зачёсывать наверх, в общем, ухищряться. И его утвердили на роль. А дальше он уже с накладкой своей играл.

КАКИМИ ПРОДУКТАМИ ДЛЯ ВОЛОС ПОЛЬЗУЮТСЯ В КИНО

Это всегда зависит от бюджета проекта. Но средства для ухода многие актёры любят привозить свои. Или прописывают в договоре, какими продуктами предпочитают пользоваться. (И кстати, многие актёры усиленно следят за здоровьем волос. Попробуй смени 3 — 5 видов укладки за день! Так что они и дома маски наносят, и в салоны обращаются — например, делают кератинизацию или ламинирование).

sweat_smile

Да и на площадке всегда много людей, мало ли у кого какая аллергия. А ко всему прочему, лак нельзя распылять рядом с камерами, ведь может пострадать оптика. И тогда не важно, чем он пахнет .

На практике оказалось, что не с лучшей стороны себя показывает продукция Syoss, хотя некоторым коллегам она подходит. А мне нравятся стайлинг Wella, Taft — это если из масс-маркета. Очень классные лаки, пенки, краски Matrix. А моя любимая марка косметики для волос — Davines.







А вот какие средства по уходу Галя использует в своём личном уходе, дома.
фото из открытых источников

heart_eyes

Вот что рассказала Галина специально для читалей Хэйрманьяка.
Спасибо ей и за обновлённую стрижку, и за интересный рассказ.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Поронайска

Тема исследования:

«Грим нельзя считать удачным,

если он заметен. Он хорош,

только если посторонний не может догадаться,

27 марта во всем мире отмечается Международный день театра - профессиональный праздник деятелей театрального искусства.

Театр – это всегда большая тайна, и лишь малая ее часть - то, что происходит на сцене - освещена софитами. Остальное же скрыто от глаз зрителей. Кто создает декорации и костюмы, за сколько часов начинают готовиться к спектаклю и что интересного хранят в своих гримерках артисты - эти и многие другие секреты всегда были недоступны обычному зрителю. И лишь совсем недавноо закулисной жизни, такой, какая она есть, стали рассказывать и показывать.

Мне всегда было интересно побывать в одном очень интересном месте в театре - гримерке.Гримерная каждого театра – это место чудес и превращений. Представьте, что в гримерную заходит артист, он молод, весел, бодр. Через какое-то время открывается дверь, и оттуда выходит старик. Все лицо в морщинах, а на голове большая лысина. Трудно поверить, что это один и тот же человек. Однако, это так.

Актеру необходим грим для того, чтобы точнее изобразить своего героя, ведь часто уже по внешнему виду человека уже можно многое узнать о нём.

Я так хотел увидеть, как наносится грим!Однако, обычно, посторонним вход в гримерку воспрещен - это личное пространство, где артисты повторяют роли, готовятся к выходу на сцену и отдыхают. В действительности, я так до сих пор в ней ни разу и не побывал, но, чтобы приоткрыть завесу тайныи удовлетворить мое любопытство родители мне предложили изучить различные книги, газеты, интернет-источники, в которых рассказывается о гриме. Я думаю, что многим ребятам и взрослым будет интересно узнать о том, что такое грим, как создаются различные персонажи и многое другое. Именно в этом и выражается актуальность выбранной мною темы.

Цель моей работы –изучение театрального грима и определение его значений и функций в театральной культуре.

1. Дать представление о гриме и познакомить с историей его возникновения;

2. Научиться делать грим своими руками;

3. Развитие творческого воображения;

Объект исследования: искусство грима.

Область моего исследования: театральное искусство.

Предмет исследования: действие театрального грима как части театральной культуры.

Гипотеза исследования: гримироваться тонко и правдиво сможет не каждый.

Практическое значение моего исследования состоит в том, что изученная и собранная мною информация может стать основой специальный уроков по искусству грима в театральных кружках или использоваться на внеклассных занятиях в школе для расширения кругозора и развития творческого потенциала детей.

Теоретической основой написания и проведения исследовательской работы послужили труды Зелинского Ф.Ф., Фрэда Бэстена, информация из средств массовой информации – газет, интернет-источники и другое.В работе были использованы теоретические методы исследования: анализ литературы и статей интернета по теме исследования, и практические методы исследования: опрос, интервью, опытно - исследовательский.

Данная работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы и приложения.

Сроки исследования: январь - февраль 2019 года.

Понятие и история появления грима.

Грим (в переводе с французского – забавный старикан, а со староитальянского - морщинистый) – это искусство изменения внешности актера, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических наклеек, парика, прически. Также гримом называют сами краски, использующиеся для грима [5].

Гримироваться – это не значит мазаться и разукрашиваться! В рамках свое исследования я узнал, что:

Использовать грим в театрах актеры начали не только с целью выглядеть лучше, а, чтобы быть заметными зрителям на расстоянии. Точную дату появления театрального грима назвать нельзя.

Некоторые источники утверждают, что это случилось в 6 веке до н.э. в Греческом театре, где на лица актеров стали наносить маски из свинцовых белил. Сделано это было, потому что театры были огромные и вмещали 15000 зрителей, поэтому использование такого грима было практичным решением, позволяющим актеру играть несколько ролей, меняя маски, а зрителям видеть его персонажа на большом расстоянии.

Римские театры, а потом и итальянские, позаимствовали использование грима. В 18 веке в Европе актеры раскрашивали лица свинцовыми белилами, чтобы их было заметней в тусклом свете сцены, а румяна делали из сульфида ртути. Оба соединения были ядовиты. В начале 19 века появилось газовое освещение, и необходимость сильно отбеливать лица отпала, грим стал более тонким, хотя все еще примитивным. Палитра актера состояла из белого, синего мела, царапины делали из красного кирпича или пепла от сгоревшей бумаги[1].

В России использование грима стало набирать популярность в народных играх, обрядах, когда внешнее преображение участника было обязательным. Раскрашивались лица примитивными подсобными средствами – сажей, белилами, соком растений.

Среди основных видов грима, специалисты выделяют два основных: условный грим и грим реалистичный.

Реалистичный грим представляет собой не только условное обозначение тех или иных черт лица, которые надо подчеркнуть, чтобы соответствовать образу, а и требует затушевывания всех открытых частей тела. Его также можно разделить на несколько подвидов и направлений:

- Портретный грим (изображение узнаваемого исторического персонажа, например, грим Маяковского);

- Национальный (если актеру приходится играть представителя другой расы, например, азиата или афроамериканца);

- Характерный (глядя на такой грим можно сразу охарактеризовать характер и нрав персонажа).

При нанесении условного грима акцент делается на определенные черты лица, которые необходимо выделить. Например, создавая образ Буратино, гример сделает персонажу длинный нос, а Петрушке нарисует яркие щеки…

Условный грим также имеет свои разновидности:

- Сказочный или фантастический;

- Жанровый или масочный;

Существует 2 метода грима: живописный и объёмный (пластический).

В первом случае грим полностью накладывается красками. Лицо человека выступает в виде холста для живописца – отсюда и название. Особая техника наложения красок может даже создать эффект объема. Для правильной работы с живописным гримом необходимо не только хорошо работать с материалом, но и хорошо знать особенности анатомии лица.

Для изменения внешности гримёрами также используются постижёрные изделия -накладные усы, бороды, парики и т. п. Нередко для изменения прикуса используются вставные челюсти и накладные клыки, изготовленные из стоматологических материалов.

Рассказывая о гриме, я не раз упоминал гримёров. А кто это? Гримёр? Гримёр - это человек, профессионально изменяющий образ актёра (театра, кино, цирка и пр.) для соответствующей роли.

Работа гримёра часто не ограничивается только нанесением грима. Например, гримёр — постижёр, помимо накладывания грима, занимается ещё и изготовлением (шитьем) бород, усов, париков и других изделий из волос.

В рамках проведения своего исследования я опросил своих одноклассников с целью узнать, что они знают о театральном гриме.

Я подготовил и задал ребятам следующие вопросы:

1. Посещали ли Вы театр?

2. Знаете ли Вы что такое театральный грим и каким он бывает?

3. Готовили ли Вы когда-нибудь грим в домашних условиях?

Проанализировав ответы на заданные вопросы, я подвел следующие итоги:

1. Театр посещали очень мало детей: 9 из 24. Причины разные: нет театра в городе, родители не любят театр, неинтересно и так далее.

2. Многие ответили, что знают, что такое театральный грим: 20 из 24, но у меня сложилось впечатление, что они путают грим с макияжем. Некоторые дети говорили о том, что рисуют себе на лице рисунки специальными карандашами.

3. В домашних условиях никто грим не готовил. Ребята очень заинтересовались тем, что это возможно, и очень просили их научить.

В следующей части своей работы я Вам не только покажу как делать грим, но и как можно его применять.

В опросе приняло участие 24 человека.

Результаты опроса я оформил в виде диаграмм (см. Приложение 1).

Рецепты грима для приготовления в домашних условиях и основные правила его нанесения.

В интернете мы нашли много рецептов приготовления грима в домашних условиях. Большинство из них основывалось на растопленном свином сале. Скажу сразу: у нас с салом краска (грим) не получилась. Поэтому в своей работе я выделю только те рецепты, которые проверены лично мной и признаны отличными!

1. Нам понадобятся акварельные краски и вазелин.

2. Вазелин немного разогреть в микроволновке (он станет жидким).

3. Краски, размоченные водой, смешать с вазелином.

4.Тщательно перемешать полученную массу и все готово.

Хочу заметить, что таким гримом очень удобно рисовать мелкие детали, носнимать его можно только с помощью горячей воды и обычного мыла, скраба и т.д.

1. Нам понадобится крахмал, вода, увлажняющий крем, пищевой краситель или акварельные краски.

2. В небольшой стеклянный стакан или одноразовый стаканчик положите 2 столовых ложки крахмала, 2столовых ложки воды, 2 чайных ложки крема. Хорошо перемешайте ингредиенты.

3. Добавляйте в полученную смесь по одной капле пищевого красителя или акварельной краски (немного разбавленной водой) и размешивайте. Таким образом, добавляйте краску или краситель пока не получите требуемый цвет.

Снимать этот грим можно с помощью прохладной воды и обычного мыла.

Основные правила нанесения грима:

1. Смазать лицо питательным кремом;

2. Протереть лицо ватным диском, чтобы удалить излишки крема;

3. Наносить грим специальной кисточкой или пальцем;

Как это получилось у меня, смотрите Приложение 2.

Театр для зрителя — начинается с гардеробной, для артиста – с гримёрки. Театр жив, пока есть публика, а что нужно публике? – Правильно, эффекты! А эффекты невозможны без изменения внешности актёра. Вот и появляются на лицах актёров: накладные бороды, усы, парики, маски и огромное количество косметических средств.

Тайна грима не в том, чтобы превратить молодое лицо в лицо старика, короткий вздернутый нос сделать длинным, маленькие глаза сделать большими и так далее; тайна его в том, что артист, чувствуя себя изображаемым персонажем, сам преображает свое лицо и делает его, смотря по надобности, то юношески восторженным, то старческим или слабоумным.

В чем же заключается задача грима? - В том, что при помощи целого ряда приемов, грим помогает артисту отразить в мимике лица характерные особенности роли и зафиксировать их гримом.

Как мы выяснили в рамках исследования: обучить гриму – задача не из лёгких – он постигается долгим опытом. Грим должен быть приспособлен к мимике актёра, а мимика к заданному гриму. Грим должен быть собран со всем внешним оформлением, которое задумал режиссёр (свет, декорации, костюм).

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена: гримироваться тонко и правдиво сможет не каждый.

Я считаю, что цель моей работы достигнута: театральный грим, его методы и виды изучены, определены его значение и функция в театральной культуре.

Задачи исследования решены: в работе дано представление о гриме, показано как можно делать грим своими руками. Также в работе показано, как при помощи грима можно развивать творческое воображение ребенка.

Ведь все дети большие фантазеры и выдумщики, они любят играть в разные игры, придумывать роли, перевоплощаться в разных сказочных героев или персонажей фильмов. Грим поможет этому!

Зелинский, Ф.Ф. История античной культуры / Ф.Ф Зелинский. -М.: Марс, 1995.- 380 с.;

Путешествие в мир. Театр. //ОЛМА Медиа Групп, 2002 [Электронный ресурс] - Всего страниц: 223, с. 24;

Усы, борода, морщины. В чём секреты работы гримёра-постижёра?

– Больше скажу: когда мне было 14 лет, я мечтала работать в кино. В актрисы духу не хватило сунуться, но фильмы любила всегда. Наверное, я была одним из тех редких зрителей, которые читают титры после кинокартины. А там всегда упоминается художник-гримёр. И так как я хорошо рисовала и обожала портить родительские фотографии красными ртами и пририсованными бровями, то решила, что это моё призвание.

– Где учат на гримёров?

Наталья Зотова, Фото из личного архива

Наталья Зотова, Фото из личного архива

Трес, крепе и тамбуровка

– Одно слово в названии специальности звучит точно очень загадочно.

– Что это такое?

– Трес –это волос, заплетённый между тремя нитками, при этом концы свисают вниз, как длинная бахрома. Его используют, когда нужно сделать парик, косы, локоны. А крепе заплетают между двух нитей, как бы в косичку. Крепируется волос для того, чтобы сделать его вьющимся. А потом он используется для тамбуровки бород, усов, бакенбард и даже наклейки на лицо.

– Для тамбуровки?

– Это специальная техника, когда с помощью постижёрного крючка протягивается волос сквозь одну из ячеек тюля и потом завязывается узлом.

– Ювелирная работа.

– Да вся работа гримёра-постижера довольно тонкая. Нужно менять внешность и возраст актёра с помощью налепок, наклеек, постижа и собственно живописной техники. То есть приходится работать с коробкой грима. Быть в своём деле художником.

Гримёр за работой, Фото из личного архива Натальи Зотовой

Гримёр за работой, Фото из личного архива Натальи Зотовой

Живопись и рисунок

– Чему ещё обучали в училище?

– Серьёзное внимания уделялось живописи и рисунку, для этого было выделено множество академических часов. Грим мы тоже изучали очень глубоко – и возрастной, и национальный, и сказочный, и оперный, и характерный. Сдавали экзамены по всем этим предметам. И, конечно, все мы мечтали о кино. Но в год моего поступления развалился Советский Союз, фильмы не снимались. После окончания училища я поехала домой. А мои сокурсники разлетелись по разным городам и даже странам. Поступали мы ещё в одном государстве, а заканчивали в другом.

Несколько моих однокурсниц-гримёров сегодня успешно работают в кино. Кто –то из бывших соучеников открыли собственные салоны красоты. Есть те, кто трудится в постижёрском ателье – в больших городах такие бывают, и на телевидении.

Наталья Зотова, Фото из личного архива

Наталья Зотова, Фото из личного архива

Страшный сон постижёра

– Что самое трудное в профессии?

– Потом прошли ваши кошмары?

Гримёр за работой, Фото из личного архива Натальи Зотовой

Гримёр за работой, Фото из личного архива Натальи Зотовой

– И всё же в вашей жизни произошла встреча с кино.

– Ожидания совпали с реальностью?

– Когда я увидела на съемочной площадке своих любимцев Леонида Бичевина, Александра Гуськова, Ивана Колесникова, Виталия Кищенко, я, конечно, округлила глаза от восторга. Первые дни вообще были незабываемы. Что касается самой специфики работы гримёра в кино, ничем кардинальным она не отличалась. Так же клеили усы, баки, укладывали волосы в причёски той эпохи. Кстати, мода тогда переходила от ампира к бидермайеру, это интересный период. Но особенно вертеть головой по сторонам было некогда.

– Работы было много?

– Нас, местных гримёров, набирали для работы с массовкой. А количество людей в массовых сценах могло порой доходить и до 300-400 человек ежедневно. В течение двех-трёх часов гримируем, потом едем на площадку – следить за гримом и поправлять его. Нас забирали примерно в три часа ночи на работу, смена начиналась в пять утра. И поздней ночью мы возвращались домой. Невероятно насыщенные дни, хорошо, что их было немного – неделя в августе и пара недель в декабре.

– Что больше всего запомнилось из того периода?

Наталья Зотова, Фото из личного архива

Наталья Зотова, Фото из личного архива

Любовь к шпилькам

– Наверное, за 25 лет работы приходилось иметь дело с разными материалами?

– Все и не перечислишь: тресбанк, карда, сандарачный лак, марсельские щипцы. Гримёр работает с ними каждый день. Сейчас всё больше покупается париков и шиньонов, но настоящий профи должен уметь всё это изготовить сам. Даже ресницы приходилось делать. В каждом деле есть свои тонкости. Например, натуральные ресницы хранятся так: накладываешь их на карандаш, чтобы был естественный красивый загиб, сверху бумага, и все это заматываешь ниткой.

– Вспомните какие-нибудь забавные случаи.

– В нашей работе весёлого и забавного очень много. Когда у артиста отклеиваются усы, ты выбегаешь с пузырьком специального клея за кулисы, и он вынужден к тебе выбежать со сцены, а реплики свои продолжает громко говорить. Для зрителя всё должно выглядеть естественно. Быстрые переодевания тоже бывали весёлыми. Помню, как-то мы отлично успели с переменой героине причёски, а вот в туфлях она вышла разных. Зрители, правда, ничего не заметили.

Гримёр за работой, Фото из личного архива Натальи Зотовой

Гримёр за работой, Фото из личного архива Натальи Зотовой

– Наталья, в ваших рассказах чувствуется нотка ностальгии.

– Так и есть. Сейчас я работаю в театре на другой должности, но по-прежнему часто заглядываю в родной гримёрный цех. Есть вещи, которые не меняются. Например, в мою жизнь прочно вошла любовь к шпилькам. Женская шпилька – великое изобретение человечества: имея всего одну, можно уложить волосы как угодно. Я хорошо разбираюсь в истории моды и причёски – спасибо четырёхлетнему образованию в Одесском ТХТУ. Именно работа гримёром и огромный интерес к театру подтолкнули меня в своё время получить более глубокое образование, и я закончила ГИТИС, театроведческий факультет. Поверьте, профессия гримёра живая, интересная, творческая. Надеюсь, она будет жить и развиваться, тем более сейчас, когда появляются новые технологии в этой сфере.

Беседовала Анастасия Самойлова

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

— Григорий, Елена, что такое бекстейдж-профессии и есть ли у них перспективы?

Григорий Заславский: Люди не ездили бы на машинах, если бы не было большого количества специалистов на конвейерах, которые собирают автомобили. Спектакль — это такой же сложный механизм, здесь требуется настоящая фабрика. В театре нет ни одного человека, который бы не был задействован в процессе творчества. Благодаря бекстейдж-специалистам, эскиз театрального сооружения, нарисованный великим театральным художником, обретает материальность, необходимую воздушность и легкость, которая позволяет относительно быстро собирать и разбирать конструкции. Прежде чем выйти на сцену, актер чувствует своего героя через костюм, грим и другие составные части, которые делают спектакль произведением искусства.

Григорий Заславский, ректор ГИТИСа

Григорий Заславский, ректор ГИТИСа, председатель Экспертного совета Чемпионата творческих компетенций ArtMasters

Елена Самарина: Когда я закончила художественно-гримерное отделение в Театральном художественно-техническом колледже, встал вопрос, а куда же пойти дальше учиться по профессии. Оказалось, что расти мне некуда с точки зрения образования, потому что тогда не было высшего образования для гримеров. А сейчас запускается проект по высшему образованию для художников по гриму — и теперь у молодых ребят появилась перспектива продолжить дальше обучение. Наконец-то сбывается моя мечта! Конечно, без участия гримера не может быть итогового образа в театральной и киноиндустрии. Я вижу, как в нашей профессии быстро развиваются технологии и производство продуктов для создания визуальных эффектов, которых не было 10-20 лет назад. Профессия расширяется и растет. И сегодня существует множество направлений творческого роста и экспериментов, которые выходят за пределы работы только с лицом актера.

— Какие направления подготовки в ГИТИСе традиционно популярны у студентов? Какой конкурс в этом году?

Григорий Заславский: Конкурс в ГИТИСе достаточно устойчивый. Смена эпох, столетий и тысячелетий мало что меняет. Самым популярным остается актерский факультет. Даже по сравнению с музыкальными творческими вузами, у нас наплыв абитуриентов существенно выше. Растет конкурс на продюсерский факультет, в прошлом году было 11 человек на место — это очень много. Звукорежиссеров тоже с каждым годом становится все больше. Разумеется, конкурс не такой высокий, как на актерский факультет (300-400 человек на место и даже больше), потому что в данном случае надо иметь представление о своей деятельности и что-то уметь делать, когда ты поступаешь на звукорежиссуру или художника-технолога.

— Правда ли что бекстейдж-профессиям нигде официально не учат? Например, профессии стейдж-менеджер официально не существует и многих других профессий, в которых люди работают и реализуются.

Елена Самарина: В нашей профессии художника по гриму образование можно получить только в одном Театральном художественно-техническом колледже в Москве. И это программа среднего образования. Есть еще несколько колледжей в других городах, где на отделении театрально-декорационного искусства обучают гриму, но это не специализированные театральные учебные заведения. По статистике у нас чудовищная ситуация в театрах, как в больших городах-миллионниках, так и в средних, не говоря уже о малых, где в гримерном цехе работают только 25-30 процентов гримеров с профильным образованием или вообще без него. А в основном это люди-самоучки, которые пришли с улицы. В лучшем случае они учились у мастера, гримера-постижера в театре, у которого за плечами 20-30 и более лет практики. Проблема в том, что у этих людей нет серьезных теоретических и практических знаний. Они обладают элементарными навыками, но в целом профессию не освоили. Потребность в специальном образовании сегодня очень большая по всей стране.

Григорий Заславский: Простите, художников по костюмам мы уже давно учим в ГИТИСе. И мы не единственные. Что касается художников по гриму, ничего не получилось бы, если бы у нас не было такого вдохновенного партнера и соратника, как Елена Самарина, которая весь этот путь высшего образования испытала на себе. Я считаю, что это тот случай, когда профессионалы были давно нужны (и были, и есть), а вот научить до сих было невозможно. Здесь новые технологии меняют профессию. Человек, который много знает, больше может придумать. Если вы не разбираетесь в материалах и работали только с марлей и ситцем, то ваши возможности определенно ограничены.

Сейчас мы вместе рассчитываем стоимость обучения. В течение всего следующего полугодия будем закупать необходимые материалы, планируем набрать первых студентов в 2022 году. Мы получили стандарт и скоро подаем документы на лицензирование этой специальности, чтобы подтвердить возможность учить художников по гриму в ГИТИСе.

Елена Самарина: Базовые знания среднего образования хороши для гримера, но только как начальная ступень для дальнейшего выхода на уровень художника по гриму, который способен передавать характерные черты персонажа и разрабатывать визуальный образ в целом. Мне бы хотелось, чтобы в программу были включены дисциплины, которые помогают развивать прежде всего креативность, чувство цвета и формы, эстетическое восприятие. Помимо практических дисциплин по нашей профессии таких, как искусство грима и прически, технологии изготовления постижерных изделий (париков, бород, накладок и. т. п.), на мой взгляд, более глубоко должны изучаться такие предметы, как грим кино, кино спецэффекты, техника air brush (аэрография) для body& face art, технологии пластического грима, от снятия слепка актера до отливки трехмерных деталей, позволяющих не только менять морфологию лица актера, но и его мимику.

Конечно, в учебном плане будут обязательно присутствовать рисунок, живопись, скульптура, эскизирование, цветоколористика. Кроме того, будут и вспомогательные дисциплины — основы исторического и современного дизайна, основы парикмахерского искусства, анатомия, психология, технологии цифрового дизайна и многие другие. В целом институт предполагает для изучения общеобразовательные дисциплины — история искусств, театра и кино, грима и визажа, стиля и моды. На мой взгляд, в процессе обучения должно быть много практики с непосредственным участием студентов в творческом и производственном процессе. Я бы хотела, чтобы специалисты, выходящие из ГИТИСа, были универсальными и могли работать в различных областях: кинопроизводстве, театре, шоу-проектах, развлекательной индустрии. Мы должны научить их взаимодействовать не только с актерами, но и со всеми службами проекта, работать в команде над общей идеей и результатом, самостоятельно принимать решения и нести ответственность.

— Как изнутри выглядит процесс включения специальности бекстейдж-профессии в образовательную программу? Какие предпосылки способствуют таким решениям?

Григорий Заславский: Нет никаких бекстейдж-профессий вообще. У каждой — своя история. А по процессу мы убеждаем Министерство науки и высшего образования, Рособрнадзор в том, что ГИТИС может обучать художников по гриму. Здесь важно, что государство согласилось с тем, что эта профессия в России тоже достойна стандарта высшего образования. В какой-то момент был задан совершенно естественный вопрос, если есть гример, зачем нужен художник по гриму. Станиславский, например, для каждого спектакля сам рисовал декорации и костюмы. Будучи совершенно выдающимся художником, он при этом понимал, что профессионал сделает это лучше. Актёры тоже могут сами гримироваться, но это не всегда практично. И к тому же, сам рисунок грима должен кто-то придумать.


Елена Самарина: Самый главный рост — осознание себя как специалиста. Некоторые ребята без образования в процессе понимают, что способны составить конкуренцию. Чемпионат помогает определиться, в каком направлении дальше развиваться. Участники формируют портфолио и получают опыт в своей профессии, учатся работать в команде, защищают индивидуальные и командные проекты. Например, победитель прошлого года сделал ролик о своей работе — визитную карточку. Если ты прошел рост в рамках чемпионата, то потом будет намного проще куда-то устраиваться, потому что у тебя есть уже определенные навыки и опыт.

— Что бы вы посоветовали участникам чемпионата ArtMasters? Топ-3 рекомендации.

Читайте также: