В чем заключается работа чиновника

Обновлено: 02.05.2024

По определению федерального закона, госслужащий — это гражданин, исполняющий обязанности сотрудника государственной службы за заработную плату из федерального бюджета. Однако, не все понимают, в чем заключается работа государственного служащего.

Должности служащих

В федеральный реестр входит 22 перечня должностей государственной гражданской службы. Основными категориями являются:

аппарат совета федераций;

аппараты конституционного, федерального и верховного судов;

государственные органы правительства России и другие категории.

Должности государственных служащих в аппаратах исполнительной власти связаны преимущественно с управлением или организацией общественных процессов. Каждого сотрудника органов власти наделяют особыми полномочиями.

Помимо должности, госслужащие получают чин. Он зависит от опыта работы, особых навыков и выслуги лет. Молодых сотрудников обычно назначают на начальные должности с малым заработком и количеством обязанностей. Они занимаются аналитикой, проведением приемов, организацией командировок и так далее.

При повышении чина, гражданин может занять должность референта государственной службы или похожие профессии. Такие сотрудники занимаются координационной и информационной деятельностью:

подготавливают доклады и документы;

распределяют приказы руководителей между советниками;

координируют взаимодействие руководителя со сторонними представителями.

Получив достаточный опыт, служащие государственных органов власти могут претендовать на место руководителя подразделения, а в дальнейшем и вышестоящие должности.

К категории госслужащих также относятся военные, работники МЧС и МВД, сотрудники санэпидслужбы, приставы и так далее — младшие и старшие группы.

Зарплата государственных служащих

Наиболее высокий доход был у сотрудников из аппарата правительства РФ. Их средняя зарплата составила 240 тысяч рублей. Самый низкий средний показатель у следственного комитета РФ — 59,5 тысяч рублей. Данные взяты на основе доходов государственных федеральных служащих (без учета региональных работников).

По данным СМИ в 2020 году на зарплаты чиновникам выделено 600 миллиардов рублей (всего в этом году насчитывается 1,6 миллиона госслужащих). Также, по аналитическим данным, за счет инфляции средние доходы вырастут примерно на 4%.

При этом государственным служащим органов власти строго запрещено получать дополнительный заработок. Исключениями являются подработки в области преподавания, научной или литературной деятельности.

Указанные заработные платы действительны только в отношении чиновников, имеющих опыт работы и высокую должность. Начинающие служащие получают в среднем 25–35 тысяч рублей, пока не наберут минимальную выслугу лет или опыт.

Требования к государственным служащим

Довольно высокая зарплата после 2–4 лет работы становится причиной желания начать карьеру в органах власти. Однако занять должность в госструктурах непросто. Существуют ограничения, которые установлены указом президента, федеральным законом и международным пактом о гражданских правах. Основные требования к государственным служащим:

Отсутствие судимостей. До приема на работу, кандидатов обязательно проверяют на судимость — собственную и у родственников. При наличии судимостей путь в органы власти будет закрыт. Дополнительно у соискателей проверяют банковскую историю и другие возможные проблемы, но они лишь косвенно влияют на трудоустройство.

Наличие гражданства в Российской Федерации. На госслужбу принимают только граждан РФ. Представители иностранных государств не могут устроиться в органы власти.

Образование. Как и в других областях деятельности, существуют квалификационные требования к служащим. Кандидат должен иметь образование, соответствующее желаемой должности. Например, если соискатель устраивается в органы управления, необходим диплом о высшем образовании по государственному и муниципальному управлению.

Возраст. В госорганы не принимают на постоянное место работы граждан младше 22 лет или старше пенсионного возраста. Однако допускается трудоустройство для стажировки лиц от 18 до 22 лет.

Исключениями из данных правил являются только граждане, деятельность которых связана с государственной тайной.

Помимо обязательных условий, существуют дополнительные требований к государственным служащим. Они касаются общих характеристик кандидата — личных качеств. Причиной строго отбора становятся требования к служебному поведению работников органов власти. Для каждого аппарата требования отдельные.

Можно ли переквалифицироваться на госслужащего?

Работа в государственных органах власти не требует строго порядка подготовки специалистов. Если у вас имеется российское гражданство и нет судимостей, можно пройти курсы профессиональной переподготовки по государственному и муниципальному управлению. Это позволит получить диплом и официально работать госслужащим. При этом доступные должности будут зависеть от уровня образования:

С высшим профильным образованием после переподготовки можно занять должности начальника отдела, советника, консультанта, инспектора и так далее. Получив опыт работы, в дальнейшем вы сможете работать начальником управления, помощником руководителя федеральной службы или на других управленческих должностях.

При наличии среднего профессионального образования и диплома о переподготовке специалист может устроиться по одной из специальностей в категории старшей группы должностей.

Для работы на младших должностях часто не требуется образование. Например, стать военным с низким званием можно и без среднего общего образования.

Для получения бесплатной консультации о требованиях к специалистам или оформления заявки позвоните по телефону: 8 (800) 505-76-10.

Кто такой госслужащий и что он делает?

Желающим стать госслужащими необходимо сначала разобраться, кто же относится к государственным служащим в России, каков список профессий таких работников в настоящее время. Потом нужно уточнить, что они обязаны делать. И только затем стоит интересоваться аттестацией, зарплатой и карьерными ожиданиями.

Кто это такой?

  • военнослужащих;
  • федеральных государственных служащих;
  • федеральных государственных гражданских служащих;
  • прочих сотрудников госслужбы, определение состава которых происходит в иных законах;
  • административный персонал конкретных регионов.


Классифицирующих признаков всего два: выполнение профессиональных обязанностей на национальном или региональном уровне и получение денежных выплат за эти обязанности из общероссийской или региональной казны. Потому полицейский и клерк в МФЦ считается госслужащим, а депутаты и мэры в данную категорию не входят. Отличием от людей, выполняющих даже вроде бы те же самые функции иногда в общественном или коммерческом секторе, выступает наличие особых полномочий, которые также закрепляют законодательно. Все они решают свои задачи в порядке, необходимом для функционирования всей государственной власти.

Список профессий чиновников очень велик. Он приводится в тематических нормативных документах, прежде всего в указе президента. Но в более простом виде этот перечень таков:

  • правительство страны, правительства и администрации всех регионов страны и крупных городов, их министерства и ведомства, локальные подразделения и аппараты управления;
  • представители прокуратуры;
  • правоохранительные структуры;
  • вооруженные силы;
  • аппарат Государственной Думы и Совета Федерации;
  • администрация президента;
  • представители МИД в России и за границей;
  • аппарат судов всех уровней;
  • аппарат уполномоченного по правам человека.


При этом гарантированно не входят в этот состав:

  • персонал муниципалитетов;
  • работники предприятий, находящихся в государственной собственности;
  • судьи;
  • персонал бюджетных учреждений;
  • медики;
  • педагоги.

Госслужащий работает всегда по контракту. Сотрудники бюджетных учреждений работают по трудовым договорам. Их статус фактически не отличается от статуса персонала коммерческих фирм и нанятых ИП. Служащим назначают денежное довольствие в полном соответствии с нормами общегосударственного или ведомственного характера. Бюджетникам платят зарплату с учетом доступного финансирования, а также по усмотрению бухгалтеров и руководящих сотрудников.

Высокий статус госслужащего недоступен тем, кто:

  • признан недееспособным;
  • был судим, и судимость не снята или погашена;
  • отказался оформлять подписку о неразглашении, если государственная тайна нужна для выполнения задач;
  • болеет теми или иными недугами;
  • лишился российского гражданства или стал обладателем двойного гражданства;
  • не имеет необходимого уровня квалификации для выполнения базовых обязанностей.


Виды должностей и обязанности

Высшая

  • 1 класс совпадает по статусу с генерал-полковником или флотским адмиралом;
  • 2 класс равен генерал-лейтенанту либо вице-адмиралу;
  • наконец, 3 категория официально приравнена к генерал-майору (или, в военно-морской сфере, к контр-адмиралу).

Стоит учесть, что в прокуратуре деление по рангам не приравнивается к военной и военно-морской службе. Там своя градация должностных позиций, которые приравниваются к государственным советникам министерства юстиции. Специальные звания также введены в:

  • полиции;
  • таможенной службе;
  • общих органах юстиции.


Главная

  • полковникам и капитанам первых рангов;
  • подполковникам и капитанам вторых рангов;
  • майорам и капитанам третьих рангов.

Ведущая

Тут выделяют звания советников. Опять есть деление на 3 ключевых ранга. Их приравнивают к:

  • капитанам и капитан-лейтенантам;
  • старшим лейтенантам;
  • лейтенантам;
  • юристам 1-3 разрядов (на прокурорской службе).

Старшая

И вновь классификация категорий имеет 3 звена. Сами должности на этом уровне называют референтами. Соответствие предусмотрено:

  • младшим лейтенантам;
  • прапорщикам;
  • старшим мичманам.


Младшая

Самые низкие федеральные и региональные классные чины госслужбы — это младшие советники. В эту же группу относят и секретарей. Аналогичные военные позиции — главные старшины на кораблях, старшины и сержанты, ефрейторы. В прокуратуре идентичных позиций не предусмотрено. В полиции идентичные по ранжиру рабочие места — от рядовых до старших сержантов включительно.

Но этой градации недостаточно, чтобы четко описать, что входит в функции при работе госслужащих, чем они обязаны заниматься, а что им делать запрещено. Альтернативное и более удобное деление таково:

  • руководители (включая заместителей);
  • помощники (они же советники) — помогают руководителям;
  • специалисты — на профессиональном уровне решают те или иные задачи;
  • обеспечивающие специалисты (работают с информацией, документацией, финансовыми и хозяйственными моментами, без которых деятельность госорганов нереализуема).

Руководители и помощники относятся к высшей, главной, ведущей категориям служебных позиций. Те же самые ранги, включая и старший разряд, могут иметь специалисты. Что касается обеспечивающих специалистов, то они не могут быть только руководителями и их заместителями. Нахождение на постах другого уровня для них допустимо.

Соответствие между различными гражданскими, военными, прокурорскими и полицейскими служебными уровнями введено не случайно — оно позволяет спокойно переходить из одного профиля в другой без чрезвычайно сложного подсчета статуса, а также определять, кто главнее в конкретной ситуации.


Служебные привилегии немыслимы без обязанностей — и обойти этот момент при характеристике деятельности госслужащих также нельзя. Необходимые функции закрепляют в регламентах отдельных ведомств. Более четко они расписаны в персональных контрактах. Служебные требования в общем виде таковы:

  • исполнение основных государственных законов (в том числе при общении с гражданами и представителями организаций);
  • строгое следование должностному регламенту;
  • исполнение распорядка, утвержденного приказом по ведомству;
  • поддержание и при необходимости усиление квалификации;
  • сохранение всех видов тайны, предусмотренной законодательством;
  • избежание любой клеветы и распространения ложной информации.

Отдельный блок обязанностей связан с антикоррупционными мерами. Речь про:


Права

Государственная служба привлекает многих людей именно полномочиями, которые им дают. Но они заметно отличаются в зависимости от замещения:

  • собственно административных должностей;
  • постов в полиции;
  • военных и военно-морских званий;
  • определенных позиций в прокуратуре, таможне и министерстве юстиции.

Любой такой человек, однако, вправе знать актуальный регламент и иные документы, которые определяют его функции, задачи и требования, важные критерии эффективности. Также есть право ознакомиться с оценками своей деятельности руководством, контролерами и иными лицами, которым законом дозволено давать отзывы. Сюда же относятся права на ознакомление с личным делом, на добавление к этому делу собственных объяснений по разным случаям и событиям, иных материалов. В отдельную группу выделены те полномочия, которые позволяют эффективнее и быстрее выполнять профессиональные обязанности. Речь идет про:

  • поддержание условий технического и организационного характера;
  • истребование у руководства, иных сотрудников, частных лиц и организаций любых сведений;
  • представление предложений насчет улучшения работы государственного органа;
  • получение доступа к государственной тайне и другим данным ограниченного доступа, которые нужны для выполнения поставленной задачи.

Госслужба предполагает довольно широкий перечень социальных и частных прав у всех, кто ею занимается. Так, по закону в контрактах должны прописываться продолжительность и условия отдыха, параметры оплаты труда, дополнительные выплаты поощрительного характера.


У чиновников есть полное право участвовать в профессиональном союзе, представляющем их интересы, или же отказываться от участия в таковом союзе. Принуждение к участию в нем, к выходу из него или же к голосованию на профсоюзном собрании определенным образом не допускается. Государственный служащий имеет полное право отстаивать свои интересы, прописанные в законодательстве.

Он может делать это:

  • обращаясь к непосредственному начальнику;
  • подавая жалобы вышестоящему руководству;
  • подавая иски в суд и возражая на них в ходе процесса;
  • привлекая внимание общественности (но только без ущерба для репутации службы в целом, своей организации и ее руководителей в особенности).

Неотъемлемыми защищаемыми правами также является медицинское страхование и получение государственной пенсии как минимум в том же размере, который назначается для обычных граждан в аналогичных условиях. Обычно же различные ведомства предоставляют своим сотрудникам расширенные гарантии как медицинского, так и пенсионного характера.

Гражданские служащие имеют право заниматься иной работой на возмездной основе, кроме случаев, когда вероятен конфликт интересов или становится невозможно выполнять основные обязанности. Наниматели — и ведомство, и сторонняя организация или индивидуальные предприниматели — должны быть оповещены о таком совместительстве уведомлением на специальном бланке.

Полицейские, военнослужащие, представители национальной гвардии и некоторых других структур работать по совместительству не могут.


Основные требования

Предельный возраст госслужащих должен составлять не более 65 лет. Это требование закреплено в законодательстве и не может отменяться на ведомственном уровне. При наличии статуса помощника или советника, помогающего тому или иному лицу, срок занятия должности разрешается продлевать решением непосредственного руководителя или начальника организации (филиала, подразделения, ведомства). Этот срок не может превышать время пребывания в должности сотрудника, которому оказывается помощь. Для руководителей дозволено продление возраста занятия должности решением их начальников или назначивших на пост структур. Но и такое продление невозможно более чем до 70 лет.

Если все же есть необходимость в дальнейшем исполнении госслужащим своей функции или других задач в госоргане, его можно нанять по срочному трудовому договору на позицию, не относящуюся к перечню позиций государственной гражданской службы. Проверять качества и навыки служащих полагается при первичном замещении ими должности. Эта проверка проводится либо по предъявлению документов, либо путем испытательного срока, который может быть длиннее или короче, что определяется конкретной должностью и местом работы.

Дополнительно проводятся ежегодные квалификационные экзамены, выясняющие профессиональную пригодность и уровень мотивации чиновника.


При переходе на более высокую должностную позицию обязательно проводится дополнительное собеседование. Все прочие виды испытаний и проверок в гражданском секторе не допускаются. А вот в структурах, отвечающих за безопасность государства, проверки будут гораздо строже. Обычно наличие трудового стажа и положительных рекомендаций с прежнего места работы означают, что кандидат будет принят после краткой беседы. Однако для кандидатов моложе 22 лет предусмотрена обязательная стажировка, независимо от уровня образования и иных моментов.

Госслужащий должен знать:

  • конституцию страны;
  • федеральные законы;
  • должностное расписание;
  • служебный регламент;
  • приказы и распоряжения по ведомству;
  • должностную инструкцию;
  • правила документооборота;
  • свои полномочия и обязанности;
  • другую информацию, которая необходима и желательна для выполнения работы.


Обучение

То, что госслужащим платят достаточно много, мотивирует многих стремиться стать ими. Однако это невозможно без проведения периодических аттестаций, первая из которых проводится уже при поступлении на должность. Цель аттестации — проверка соответствия исполняемым обязанностям. Итогом ее является подготовка мотивированного отзыва за контролируемый период. К этому акту добавляют информацию о выполненных проектах и решенных задачах.

Но наилучшие перспективы открыты перед выпускниками:

  • МГУ;
  • МГИМО;
  • РАНХиГС;
  • ВШЭ;
  • академии ФСБ;
  • финансового университета при правительстве;
  • РЭУ имени Плеханова;
  • ДвФУ;
  • УрФУ;
  • ОмГУ;
  • Тихоокеанского государственного университета;
  • СКФУ;
  • ТУСУР.

Крупные чиновники часто имеют юридическую подготовку. Довольно многие из них также получили образование по:

  • экономическим специальностям;
  • социологии;
  • международным отношениям;
  • военному профилю;
  • иностранным языкам.


Зарплата

Оклады в государственных органах стабильны. Помимо этого, служащие получают отличные пенсии и крупные льготы сообразно исполняемым обязанностям. Средняя заработная плата в госорганах составляет 60000 рублей в месяц. В центральных структурах министерств и ведомств она превышает 140000 рублей. В исполнительной власти доход достигает 130 тысяч, в судах и прокуратуре – 122 тысяч, в прочих структурах – 180 тысяч.

На региональном уровне разница между доходами представителей исполнительной власти федерального и местного статуса достигает более чем 40%. Она касается еще и конкретных субъектов федерации, и уровней управления.

В среднем по регионам госслужащие получают 55700 рублей. На муниципальном уровне — 45500 рублей. Многое зависит от конкретной позиции.

Карьера и перспективы


Чиновники – это огромная армия бездельников. Сотни тысяч чиновников якобы чем-то занимаются, якобы что-то контролируют. Хотя, на самом деле, только примерно 20% из них – в лучшем случае – реально (более-менее) эффективно работают. Оставшаяся огромная масса, создаёт лишь видимость деятельности, доказывая свою нужность и необходимость руководству и государству посредством формирования бумажных объёмов, получая за своё безделье зарплату (которая изымается из нашего государственного бюджета), а также вымогая и получая за свою непосредственную работу (или вопреки непосредственным обязанностям) мелко-бытовые или крупные взятки, распространяя своим примером вокруг себя атмосферу тотальной лени, коррупции и безответственности.

В общем, трансформация нашего общества в некое сословное государство близко к завершению, и верхнюю страту в ней уверенно занимают государственные чиновники (гражданские и силовики).

Можно этому удивляться или возмущаться, но – это факт, поэтому, давайте, рассмотрим, кто же это, наши чиновники, чем они у нас занимаются, и можно ли или нужно ли что-то с ними сделать.


Бездействие – как любимая форма существования чиновников

Есть ещё третий путь: тщательно и детально рассматривать всякий раз жалобу (обращение, заявление), проверять, и только потом, в строгом соответствии с законом, реагировать, но этот путь очень трудный и хлопотливый, поэтому чиновники в нём совершенно не заинтересованы.


Как много мы знаем примеров, чтобы чиновника привлекли бы к ответственности за то, что он неправильно дал разрешение, не глядя что-то подписал, согласовал и так далее? Много? Нет!

286736_900.jpg

Для чего нам нужны чиновники и нужны ли нам такие чиновники?

При таких условиях, неясно для чего нам вообще нужны такие государственные органы в том виде, в каком они сейчас у нас существуют…

Сократить на 80% количество липовых бумажек и разрешений, которые никто, на самом деле, не проверяет, за достоверность которых никто толком не отвечает, которые составляются всегда только для проформы, а не для дела, которые изготавливаются потоком практически автоматически и всё – лёд тронется! Сэкономим кучу денег бюджета, получим сотни миллионов и даже миллиарды дохода в бюджет от снятия липовых бюрократических барьеров, получим сотни тысяч новых рабочих рук, которые вынуждены будут начать реально трудиться (и станут ещё дополнительно платить налоги!)… Ну, не сказка ли?

P.S. Подсказали, что табличка на первом фото имеет несколько неточностей. Присмотрелся – да, немного корявая табличка. Пойду, поищу, может, что более правильное и более свежее есть.

Ещё раз: такие чиновники нам нужны? Нет! А таких чиновников – где-то половина, как минимум.

P.S.3 Ну, может, я преувеличиваю, может, их только треть или четверть. В любом случае, их (бесполезных) – много, очень много.

P.S.4 Справедливости ради надо отметить, что есть некоторые изменения к лучшему. Они очень маленькие и мало значительные, чтобы, в общем, изменить моё мнение и чтобы их специально упоминать, но они есть. Несколько улучшилось общее качество услуг, оказываемых чиновниками, и общее их отношение к гражданам. Возможно, это связано с повышением их зарплат и общего их статуса, значимости (привилегированный класс же!), но делать на этом акцент или, уж тем более, выводы, ещё очень рано – слишком незначительные изменения.

А вообще, даже если изменения и есть, то это никак не опровергает текст статьи.

О том, что народ ругает чиновников, все слышали, никто уже и не удивляется. Поражает другое. Далеко не каждый гражданин способен толком объяснить, кого критикует. Для многих чиновники – это все, кто принимает решения. Так ли это? Кто является настоящим чиновником, а к кому этот термин нельзя применить? Давайте разбираться.

Определимся с понятием

Покопавшись в словарях, можно найти вполне однозначное определение. Чиновники – это государственные служащие. То есть чиновник - это не просто человек, обладающий властью. Он – лицо, распоряжающееся от имени государства. Получается, что чиновники – это служащие, в компетенцию которых входит реализация целей и задач страны. Важные люди!

чиновники это

Есть и иное толкование, не такое официальное, но более распространённое. Согласно ему, чиновники – это те, кто равнодушно относится к своей работе, формалисты, бюрократы. Такой смысл обусловлен уже не функциональным содержанием должности, а восприятием народом конкретного слоя населения, относящегося к данной категории. Надо сказать, что подобное определение возникло отнюдь не вчера. К чиновникам на Руси издавна относились враждебно, ругали.

Немного истории

 чиновники россии

Устраняем путаницу

государственный чиновник это

Государство, в принципе, заботится о своем народе. Будем исходить из того, что так оно и есть. А как государство узнает о том, чего хочет народ? Для этого существует депутат, народный избранник. Он, по сути, статист. Его задача – выяснить волю народы и донести ее до государства. Сам процесс происходит в виде издания законов. Получается, что чиновник и депутат – это две стороны одной медали. Они в некоторой степени уравновешивают друг друга в сложной жизни государства. Но одно с другим нельзя путать!

А где искать чиновников

Исходя из определения, обитают эти господа в государственных учреждениях. Так как подобных организаций много, они то и дело рождаются и умирают, а потому приводить их перечень смысла не имеет. Для людей вдумчивых предлагается исходить из определения функций государства, чтобы понять, кто есть чиновник. Что это такое? Речь идет о законодательно утвержденных обязанностях, взятых на себя образованием, называемым государством. Например, оно обязано заботиться обо всех гражданах, создавая условия для реализации их прав. Это социальная политика. Получается, что чиновники сидят во всех организациях, которые обслуживают граждан от имени государства. Еще есть политическая функция. Чиновники, ее регулирующие, обеспечивают соблюдение свобод граждан в области влияния на работу государства, избирательного права. А есть у страны внешние функции. Здесь речь идет уже о дипломатическом корпусе, любой представитель которого – государственный чиновник. Это дает ему право принимать решение от имени державы, естественно, в рамках компетенции.

чиновник что это такое

Сложная жизнь чиновника

чиновник это депутат

Виды чиновников

Служащих, выполняющих функции государства, делят на несколько категорий. Имеется в виду не только различие сановников и чиновников. Нет. Для простого человека важно, что данные служащие сидят и в государственных учреждениях, и в муниципальных. То есть, понимая, что депутаты – не чиновники, не стоит так же относиться к тем работникам, которые организуют деятельность органов местного самоуправления. Они-то как раз к чиновникам относятся, так как государство им доверило одно из направлений своей работы. Да и зарплату они получают из казны.

Разбираясь с вопросом о чиновниках, необходимо исходить из того, что человек делает. Если он действует от имени государства, то причисляйте его к данному классу. А если он работает на частное лицо (корпорацию), то термин "чиновник" к нему применим лишь в фигуральном смысле.

Читайте также: