В чем заключается работа бухгалтера в бюджетной организации

Обновлено: 15.05.2024

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) руководитель организации госсектора обязан организовать:

- ведение бухгалтерского учета;

- хранение документов бухгалтерского учета.

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ и п. 5 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), руководители учреждений могут:

1) возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо;

2) заключить договор (соглашение) об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с другим госучреждением (централизованной бухгалтерией) или организацией негосударственного сектора*(1).

Специалисты финансового ведомства обращают внимание на то, что в связи с возможным конфликтом интересов в функциях должностного лица не могут одновременно объединяться функции внутреннего или внешнего финансового контроля и функции по ведению учета (письмо Минфина России от 18.12.2013 N 02-06-010/54151). На муниципальном уровне ведение бухгалтерского учета может быть возложено, в частности, на финансовое управление, являющееся структурным подразделением местной администрации (письмо Минфина России от 29.05.2015 N 02-07-10/31406). Решение о необходимости включения в штатное расписание работников финансового подразделения в пределах установленной предельной величины штатной численности работников может приниматься руководителем учреждения (письмо Минфина России от 30.04.2015 N 02-03-11/25126).

При наличии в организации госсектора обособленных подразделений руководитель вправе передать ведение бухгалтерского учета, оформление первичных учетных документов этим обособленным подразделениям, предусмотрев обязанность по ведению учета положением о соответствующих структурных подразделениях (письмо Минфина России от 18.04.2014 N 02-01-11/18098). При этом в рамках формирования учетной политики должен быть предусмотрен порядок формирования регистров учета, форм внутреннего управленческого учета для включения показателей бухгалтерской отчетности обособленных подразделений в консолидированную отчетность государственного (муниципального) учреждения.

Решение о передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета третьим лицам вправе принять орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя госучреждения, путем включения соответствующих положений в учредительные документы (устав, положение) (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 24.04.2012 N 02-06-10/1469). Бюджетные и автономные учреждения вправе передавать полномочия по ведению бухгалтерского учета, в том числе и на платной основе. В отношении казенных учреждений с 8 мая 2013 года применяются положения п. 10.1 ст. 161 БК РФ, согласно которым такие учреждения на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

В договоре на передачу полномочий по ведению бухгалтерского учета целесообразно предусматривать ответственность уполномоченной организации (централизованной бухгалтерии) за:

- невыполнение требований законодательства по ведению бухгалтерского учета;

- неполную и (или) несвоевременную уплату налогов, страховых взносов и иных платежей в бюджеты;

- несвоевременный и (или) неправильный расчет вознаграждений сотрудникам госучреждения;

- иные нарушения порядка организации и ведения бухгалтерского учета.

Внимание

Согласно положениям действующего законодательства руководитель организации госсектора, независимо от того, осуществляется ведение бухгалтерского учета самим учреждением или передано иной организации (централизованной бухгалтерии), несет ответственность за:

- организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

- своевременное предоставление учредителю, иным внешним пользователям бухгалтерской отчетности, в том числе органам, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством РФ, судам и прокуратуре, полной, достоверной информации о наличии муниципального имущества и обязательствах учреждения, а также о результатах его деятельности.

В целях организации бухгалтерского учета в организации госсектора путем издания соответствующих приказов (распоряжений) формируется учетная политика (п. 6 Инструкции N 157н). Кроме того, в рамках мероприятий по организации бухгалтерского учета руководитель учреждения, в частности:

- распределяет соответствующие обязанности между сотрудниками, наделяет их определенными полномочиями (в том числе утверждает перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов);

- утверждает планы работы бухгалтерской службы и рассматривает информацию о выполнении мероприятий, предусмотренных такими планами;

- определяет порядок специальной подготовки сотрудников бухгалтерской службы и иных структурных подразделений;

- принимает решения, связанные с материально-техническим обеспечением деятельности по ведению бухгалтерского учета и хранению бухгалтерских документов.

Подготовка (формирование) актов учреждения по организации учета, как правило, находится в компетенции главного бухгалтера (лица, уполномоченного на ведение бухгалтерского учета, руководителя централизованной бухгалтерии). Если полномочия по ведению учета переданы централизованной бухгалтерии, именно она осуществляет подготовку проектов актов по ведению и организации бухгалтерского учета в рамках своей компетенции (переданных полномочий) и представляет их на утверждение руководителю обслуживаемого госучреждения.

При подготовке проектов актов по ведению и организации бухгалтерского учета уполномоченные должностные лица должны руководствоваться положениями главы 2 Закона N 402-ФЗ и п.п. 3, 4 Инструкции N 157н, в которых перечислены задачи бухгалтерского учета и основные требования к его ведению. Все организационные решения, прежде всего, должны быть направлены на решение главной задачи - обеспечение результативного и эффективного использования учреждениями денежных средств и иных ресурсов. В частности, они должны отвечать критерию рациональности: бухгалтерский учет должен вестись, исходя из условий хозяйствования и величины организации (необходимо соблюдать баланс между выгодами, получаемыми от информации, и затратами на ее сбор).

*(1) Централизованные бухгалтерии могут создаваться как казенные учреждения (письмо Минфина России от 18.02.2016 N 02-07-05/9219). Создание централизованных бухгалтерий, в т.ч. создание единых централизованных информационных систем учета и отчетности в организациях госсектора публично-правового образования, является важной составляющей деятельности по оптимизации расходов бюджета (см., в частности, Раздел III Рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 01.12.2014 N 06-03-05/61507).

Читайте также: