Установка программного обеспечения это работа или услуга

Обновлено: 02.05.2024

Например, компания решила заказать разработку нового ПО. Чтобы составить договор по всем выгодным для организации параметрам, необходимо знать все правила и тонкости его оформления. В частности, это:

1. Предмет данного договора

Данный раздел должен быть сформулирован точно, однозначно и правильно отражать предмет договора. Здесь можно прописать даже то, как будет реализовываться данное ПО. Фактически мы рассматриваем договор подряда.

Исполнитель по заданию Заказчика обязуется выполнить работы в сфере информатизации, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Исполнителем работы на условиях, предусмотренных настоящим Договором.

2. Техническое Задание

Техническое задание – документ, содержащий требования заказчика к результату оказания услуг или проведения работ, в соответствии с которым осуществляется приемка.

Этот документ учитывает основное назначение работ, услуг, их характеристики, задание заказчика, описание первичных данных, целей и задач, сроков выполнения работ, оказания услуг, требований к работам, услугам, их результатам, к гарантиям, описание работ, услуг, формы отчетности, обоснование требований к работам, услугам, эквивалентные показатели, экономические требования, а также специальные требования.

При отсутствии ТЗ результат может не соответствовать ожиданиям Заказчика, при этом доказать, что Исполнитель не выполнил работу или выполнил ее несоответствующим образом будет проблематично. То есть, при отсутствии документально оформленных подробных требований к результату работы, Заказчик будет обязан принять работу Исполнителя.

Для выполнения работ в рамках настоящего Договора Заказчик передает Исполнителю Технические задания, которые содержат перечень, объемы, сроки и порядок выполнения работ. Работы выполняются Исполнителем исключительно в соответствии с Техническими заданиями Заказчика, которые становятся неотъемлемой частью настоящего Договора.

Какое может быть минимальное содержание ТЗ:

  • Область применения;
  • Требования к функциональным характеристикам - программная часть должна обеспечивать возможность выполнения перечисленных функций;
  • Требования к обеспечению надежного (устойчивого) функционирования программного обеспечения;
  • Требования к исходным кодам и языкам программирования;
  • Требования к программной совместимости;
  • Требования к защите информации и программ;
  • Требования к программной документации;
  • Специальные требования;
  • Сроки выполнения

Time and Material – это модель ценообразования, при которой оплачивается время исполнителя, затраченное на выполнение договорных обязательств. Цена договора и техническое задание согласовываются после заключения договора в процессе работы. Заказчик оплачивает услуги исполнителя на основе человеко-часов, дополнительно возмещая затраты на материалы.

Fixed Price – это модель ценообразования, при которой предусмотрена оплата за создание готового продукта. В данном случае цена фиксированная и согласовывается до заключения договора.

Cost Plus – это способ расчета цены, при котором сначала рассчитываются расходы, связанные с предоставлением услуги или выполнением работ, а затем к ним прибавляется определенный процент прибыли или вознаграждения.

4. Передача прав на ПО

Исключительное право на ПО, созданные по договору, предметом которого было создание такого произведения, принадлежит Заказчику (п. 1 ст. 1296 ГК РФ). Не стоит забывать, что Исполнитель вправе, если договором не предусмотрено иное, использовать ПО для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права (п. 2 ст. 1296). И, наоборот, если договором предусматривается, что исключительное право на ПО принадлежит Исполнителю (договорно изменяется презумпция, установленная п. 1 ст. 1296 ГК РФ), Заказчик вправе использовать ПО для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права.

При подготовке договора следует прописать условия, на которых предоставляется лицензия. Их нужно прописать четко, особое внимание уделяя модификации или переработке ПО. Рекомендуем указывать, что лицензия, в силу требований закона, предоставляется безвозмездно.

Чтобы полностью обезопасить свои права на новое ПО, при составлении договора нужно учитывать, что исключительное право на создаваемое ПО не принадлежит работнику. Дополнительно необходимо проверить, каким образом были построены правоотношения между работодателем (Исполнителем) и работником, который создавал ПО. Если работник выполнял заказ по собственной инициативе, а не по заданию работодателя или по договору авторского подряда, то Исполнитель не имеет отношения к созданному ПО и не имеет права передавать его Заказчику.

Также п. 4 ст. 1296 ГК РФ закрепляет обязанность выплаты авторам вознаграждения за разработку ПО в случае, если авторам не принадлежит исключительное право на него. Законодательно не установлено, кто выплачивает это вознаграждение, но логичнее всего возложить эту обязанность на Исполнителя. Исполнителю важно об этом помнить, чтобы впоследствии сумма вознаграждения не была взыскана с него в судебном порядке.

5. Условие о том, на чьем оборудовании выполняется работа

Согласование условия, на чьем оборудовании выполняется работа – в интересах обеих сторон. В договоре должны быть указаны четкие требования к оборудованию, программным и информационным системам, под которые разрабатывается ПО. Если оборудование предоставляет Исполнитель, то Заказчику важно обеспечить контроль правомерности его предоставления. Если Исполнитель планирует выполнить работу на оборудовании Заказчика, ему необходимо прописать в договоре перечень оборудования, a также указать в обязанностях заказчика пункт о его предоставлении.

При согласовании условия o предоставлении оборудования сторонам необходимо распределить между собой обязанности по его предоставлению и, в зависимости от этого, договориться o других сопутствующих условиях (o правах на использование оборудования, его качестве, оплате и т.п.). Например,

Передача результатов работ Исполнителя осуществляется на оборудовании или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Заказчик предоставляет оборудование в целях соблюдения конфиденциальности передаваемой информации. Такое оборудование остается собственностью Заказчика, и не может быть использовано Исполнителем в целях иных, чем передача результатов выполненных работ.

6. Конфиденциальность

Этот пункт договора очень важен и стоит обратить на него особое внимание, так как работа по разработке ПО напрямую связана с информацией, которая имеет коммерческую ценность.

7. Условие об ограничении работы с конкурентами (Non-Solisitation/ Non-Compete clause)

Так как в договоре речь идет о работе с конфиденциальной информацией, представляющей коммерческую ценность, то при параллельной работе Исполнителя с компаниями-конкурентами велик риск разглашения данной информации. Чтобы предотвратить возникновение подобной ситуации, договор обязательно должен содержать раздел, в котором прописаны ограничения на параллельное заключение подобных договоров с компаниями-конкурентами на протяжении всего срока действия данного договора и определенный период времени по окончании действия договора.

Исполнитель с целью защиты конфиденциальной и коммерческой информации о хозяйственной деятельности Заказчика обязуется не иметь прямые или косвенные контакты с третьими лицами без письменного согласия Заказчика, если такие контакты наносят или могут нанести ущерб финансовым или иным интересам Заказчика.

8. Понимание опасности использования типового договора

При использовании шаблонного договора на разработку ПО (например, скачанного из Интернета), обе стороны могут оказаться в невыгодных условиях, что повлечет за собой ряд неприятных неожиданностей. Это связано с тем, что каждая организация составляет договор с учетом специфики ПО, которое необходимо именно ей. Сложность использования стандартного договора заключается в том, что ни один типовой договор не учитывает особенности конкретного продукта.

Таким образом, является очевидным, что составление договора по разработке ПО – это важная база для внедрения нового программного обеспечения. И чтобы этот процесс прошел спокойно, удовлетворяя всем запросам бизнеса, очень важно составить данный договор корректно и учесть абсолютно все перечисленные параметры.

Гражданское и налоговое законодательство о работах и услугах

Работа — это деятельность, результаты которой (п. 4 ст. 38 НК РФ):

  • имеют материальное выражение,
  • могут быть реализованы юридическим или физическим лицам.

Услуга — это деятельность, результаты которой (п. 5 ст. 38 НК РФ):

  • не имеют материального выражения,
  • реализуются и потребляются в процессе деятельности.

Работой признаются действия исполнителя, оказываемые по договорам:

  • подряда (гл. 37 ГК РФ),
  • выполнения НИОКР (гл. 38 ГК РФ),
  • перевозки грузов и пассажиров (гл. 40 ГК РФ),
  • транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ),
  • расчетно-банковского обслуживания (гл. 44-46 ГК РФ),
  • хранения (гл. 47 ГК РФ),
  • поручения (гл. 49 ГК РФ),
  • комиссии (гл. 51 ГК РФ),
  • доверительного управления имуществом,
  • иные виды работ.
  • связи,
  • медицинских,
  • ветеринарных,
  • аудиторских,
  • консультационных,
  • информационных,
  • обучения,
  • туристического обслуживания,
  • иных видов услуг.
  1. Прямые расходы относятся к расходам текущего периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены (с распределением прямых расходов между НЗП и готовой продукцией).
  2. Косвенные расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся к расходам этого периода.

Согласно п. 2 ст. 318 НК РФ можно выбрать:

  1. Распределение расходов на прямые и косвенные, списывая их аналогично производственным компаниям по п. 1 ст. 318 НК РФ.
  2. Относить сумму прямых и косвенных расходов текущего периода в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки НЗП.
    — в стр. 010 Листа 02 Приложения 02; — в стр. 040 Листа 02 Приложения 02.

Примеры квалификации работ и услуг

Основная сложность заключается в правильной квалификации работ и услуг, а сделать это бывает очень непросто. В ряде случаев единства нет даже у судей.

Приведем несколько примеров работ и услуг с правовым обоснованием:

Вид работы/услуги Работа или услуга Пояснение
Стирка белья Услуга Нового продукта нет: белье сдается в стирку и это же белье возвращается из стирки. Удовлетворение заказчика от чистоты — это потребляемая услуга.
Стрижка в парикмахерской Услуга Предмет,с которым работает мастер — одни и те же волосы на голове клиента. Новый продукт не создается.
Консультация специалиста (аудиторские, налоговые, юридические и т. д.) Услуга Полученная от специалиста информация материальной формы не имеет.
Компьютерная программа Работа Чтобы разработку передать заказчику, ее нужно записать на материальный носитель (диск, флэш-карту, бумагу и др.), без которого продемонстрировать заказчику результат труда невозможно. Появление нового продукта, имеющего материальную форму, является результатом работы.
Научные и инженерные разработки Работа
Строительство Работа Появляется новый материальный объект, которым можно пользоваться.
Техническое обслуживание автомобиля Услуга При проведении ТО производится осмотр, диагностика, контроль, выявление и устранение мелких неисправностей — действия, не приводящие к созданию нового (преобразованию существующего) автомобиля. Объект ТО не меняется: заказчик передает на ТО автомобиль и его же получает. Материальный результат отсутствует.
  • оценка результата труда: материальный — работа, нематериальный — услуга;
  • направленность: работу можно выполнить как для себя, так и для другого человека (или организации), услугу самому себе оказать не получится.

Как оценить материальность результата

Работу можно оценить по появлению нового материального объекта, который:

  • раньше не существовал;
  • является объектом гражданских прав;
  • можно оценить и поставить на баланс.

Результат работ может использоваться продолжительное время.

Услуга — это удовлетворение потребности нематериального свойства. Результат большинства услуг используется один раз.

Если в других нормативных актах тот или иной вид деятельности относится к услугам, можно ли на этом основании его считать услугой в налоговых целях?

  • строительство жилья и других построек (016200) ─ результат вещественный и может быть реализован;
  • пошив обуви (011301) ─ для налоговых целей это не услуга, а работа, так как есть вещественный результата этой работы (изготовленная обувь);
  • пошив мужской и женской верхней одежды (012201, 012202) ─ результат вещественный в виде готовой верхней одежды;
  • изготовление жалюзи из ткани (группа прочих услуг по коду 012300);
  • изготовление секций парниковых теплиц (013417);
  • кузнечные работы (013421);
  • изготовление мебели (014100);
  • и т. д.

Таким образом, есть виды деятельности, которые называются в обычной жизни услугами, а для целей налогообложения — это работы: они имеют вещественный результат, что для налоговых целей классифицируется именно как работа.

Или другой пример: услуги общепита, которые исходя из определений, применяемых ст. 38 НК РФ, являются обобщенной группой работ и услуг:

  • Изготовление блюд — это работа, так как готовые блюда имеют вещественный результат и могут быть реализованы конечному потребителю.
  • Услуги официантов — это услуга (нет конечной вещественной формы).

НПА, классифицирующие те или иные виды услуг, применяются не в целях учета налоговых расходов, поэтому свой вид деятельности налогоплательщику нужно анализировать по нормам ст. 38 НК РФ.

Какие возникают риски

В случае неверного отнесения выполненных работ к услуге возникают налоговые риски при списании расходов в НУ в полном объеме в периоде их осуществления. Это осложняется еще и тем, что сами контролеры ─ Минфин и ФНС ─ могут по-разному квалифицировать одну и ту же работу или услугу:

  • Минфин в Письме от 11.02.2009 N 03-03-06/1/50 расходы по деятельности, не относящейся к услугам по п. 5 ст. 38 НК РФ (например, по услугам по ремонту радио- и телеаппаратуры) относит на прямые расходы к затратам текущего периода единовременно и полностью.
  • Налоговые органы считают по-другому (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 11.01.2009 N 19-12/000086): услуги по ремонту в налоговых целях признаются работой. Поэтому нельзя относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки НЗП.

Необходимо учитывать возможные претензии налоговых органов и высокий риск по признанию неправомерным единовременное списание затрат. Не исключено, что контролеры отнесут к материальному результату любую бумагу, выдаваемую заказчику в качестве результата по договору, например, отчет оценщика или аудиторское заключение.

Как отстоять свою позицию

Если ваша собственная квалификация работы или услуги, по мнению налоговых органов, неверная, обосновывать единовременное списание затрат придется только в суде. И положительный исход дела вполне реален.

Так, суды всех инстанций встали на сторону налогоплательщика, списавшего в текущем периоде расходы на создание электронной версии проекта (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12.09.2017 по делу N А19-19394/2016). Судьи определили, что в данном случае не имелось вещественного (материального) результата, а осуществлялись сбор и передача информации, что позволило отнести их к услугам по обработке информации.

При затруднениях в классификации работ и услуг безопаснее отказаться от единовременного списания прямых расходов и распределять их на остатки незавершенных услуг (аналогично способу списания затрат при осуществлении работ). Другой вариант решения проблемы ─ получить письменное разъяснение Минфина или ИФНС и следовать ему. Это поможет в дальнейшем избежать претензий, поскольку следование разъяснениям уполномоченных органов является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

См. также:

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

    .Как отличить договор абонентского обслуживания от обычного договора оказания услуг.Прямой эфир прошёл 30 сентября 2019 г. Лектор: Климова М.А.Прямой эфир прошёл 14 октября 2020 г. Лектор: Климова М.А. Общая.

Карточка публикации

(5 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Как не попасть в ловушку, работая с контрагентами из ЕАЭС

Изменения в 2021-2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

Практический переход на ФСБУ 6 и ФСБУ 26 в 1С

Первоочередные дела по годовой отчетности 2021 в 1С:Бухгалтерия

Изменения в 2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

Понятие сопровождения программ для ЭВМ и баз данных (далее — ПО и БД) не определено законом, но на практике и в различных официальных документах сложилось достаточно однородное понимание этого процесса — к нему относится, прежде всего, разного рода обучение пользователей работе с продуктом и соответствующие консультации, настройка и адаптация продукта в среде пользователя, поддержание его работоспособности и исправление возможных ошибок, обновление, а иногда и модификация. Состав операций по сопровождению не имеет жестких универсальных границ, а гибко определяется договорами сторон. Важно отметить, что при наличии в составе действий по сопровождению модификации ПО и БД перед участниками сделки встает вопрос о принадлежности прав на модифицированный продукт.

Необходимо отметить, что распространенность сопровождения ПО на ИТ-рынке как формы сервиса влечет проникновение этого термина и в сферу юридических отношений, вследствие чего нередки становятся случаи, когда приходится соотносить с ним те или иные действия сторон договора либо правовые институты, что иногда может оказаться непростой задачей.

Особенно часто потребность в правовой квалификации сопровождения ПО и БД возникает в сфере интеллектуальной собственности, когда необходим учет интересов авторов и правообладателей при конструировании сделки. Для прояснения ситуации в настоящей статье будет произведен обзор категории сопровождения ПО в соответствии с установившимися практиками.

Что является сопровождением ПО

Для начала предложим обобщающий взгляд на содержание сопровождения ПО и БД, а ниже поговорим подробнее о его отдельных элементах в контексте конкретных иллюстрирующих примеров. Итак, на рынке устоялись следующие типы сопровождения ПО с нижеследующим характерным наполнением:

  1. Базовый тип сопровождения — в объеме штатной поддержки ПО и БД, предусмотренной разработчиком, может включать:
    • обучение работе с продуктом и его обслуживание в режиме диспетчерской связи. Иначе — информационно-справочная поддержка функционирования продукта;
    • адаптацию, настройку, изменение и дальнейшую техподдержку экземпляров с учетом особенностей среды пользователя. Речь может идти об обеспечении работоспособности и функционирования экземпляра ПО и БД при первичной интеграции и в случаях изменений в программно-аппаратной среде пользователя (адаптация, переустановки);
    • поддержку работоспособности, профилактику и устранение сбоев в работе пользовательских экземпляров. Данное направление предполагает мониторинг и устранение ошибок и сбоев в работе конкретных пользовательских экземпляров ПО и БД в том числе путем тестирования, а также иными способами и средствами;
    • прочие, обычно индивидуально обусловленные операции, в той или иной мере изначально заложенные разработчиком.
  2. Расширенный тип сопровождения — дополнительно включает некоторую доработку (модификацию) ПО и БД, в частности:
    • модификацию эталонного ПО и БД с целью развития и встройки обновлений в пользовательские экземпляры. Модификация продукта производится в интересах его совершенствования, а загрузка обновленных версий (пакетов обновления) в индивидуальные пользовательские экземпляры ПО и БД вместе с их адаптацией в конкретной программно-аппаратной среде необходимы для доведения обновлений до пользователей;
    • модификацию эталонного ПО и БД с целью корректной работы и встройки обновлений в пользовательские экземпляры. Модификация продукта иногда требуется для устранения и предотвращения различных серьезных ошибок и сбоев, до пользователей они доводятся аналогично.

Сразу отметим, что приведенный комплекс операций очерчивает границы сопровождения ПО и БД как теоретической категории. На практике же, в рамках конкретных договоров и техзаданий, сопровождение ПО и БД обычно представлено лишь какой-то частью этих операций, интересных и необходимых конкретному пользователю данного продукта с учетом особенностей его технологии, сервисной политики разработчика, объема потребностей и т. д. Таким образом, любой компонент представляет собой сопровождение ПО и БД как сам по себе, так и в связке с другими компонентами.

Распространенность двух выделенных типов сопровождения ПО и БД неодинакова. Первый, наиболее обычный тип, сводится к штатным операциям по поддержке, настройке, адаптации продукта и управлению им, не предполагая его творческую авторскую переработку на стороне исполнителя. Тем не менее иногда сервисной компании отводится более серьезная роль по расширению или изменению функциональности, созданию новых модулей, баз данных в составе продукта и т. п. — по сути, это отдельное направление деятельности, которое серьезно вклинивается в сферу авторского права. В силу последнего обстоятельства второй тип сопровождения обычно требует особых договоров сервисной компании не только с разработчиком, но и с клиентом, учитывающих возникновение в результате расширенного сопровождения новых объектов интеллектуальной собственности. И следовательно, такое сопровождение зачастую уже граничит с другими правовыми категориями (договор авторского заказа, лицензионный договор и др.) и онтологически отличается от обычной сервисной поддержки.

Раскрытие понятия сопровождения ПО в официальных документах

Теперь посмотрим, как отдельные операции по сопровождению ПО и БД из обозначенного перечня отобразились в тех или иных официальных документах.

1. Базовый тип сопровождения — в объеме штатной поддержки ПО и БД, предусмотренной разработчиком

1.1. Обучение работе с продуктом и его обслуживание в режиме диспетчерской связи.

  • дополнительные требования к программам для ЭВМ и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 N 325) [1]. Под сопровождением пользователей понимается информационная поддержка (п. 2). Сопровождение пользователей обеспечивается посредством использования телефонной связи и средств электронной почты на русском языке в круглосуточном режиме (п. 16);
  • Приказ Федерального казначейства от 10.10.2018 N 37н [2].

К услугам, связанным с сопровождением, технической поддержкой, обновлением ПО и БД, отнесены, в частности:

  • прием, выполнение и мониторинг выполнения обращений пользователей программного обеспечения;
    • информационно-справочное обслуживание, включая:
    • поддержку и консультацию пользователей программного обеспечения по телефону и электронной почте;
    • ведение и обновление базы данных, содержащей информацию для службы технической поддержки в целях поддержки и консультации пользователей программного обеспечения.
    • ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 631-ст) [3].

    Поддержка функционирования ПО и БД может включать в себя обучение или работу в режиме диспетчерской связи (п. 6.4.10.1).

    1.2. Адаптация, настройка и дальнейшая техподдержка экземпляров с учетом особенностей среды пользователя.

    Сопровождение может включать изменение программного продукта после поставки, обеспечивающее его работоспособность в измененных или изменяющихся условиях (среде), то есть модернизацию, позволяющую вносить изменения в эксплуатационную среду программного средства. Данные изменения должны быть внесены для сохранения работоспособности продукта в изменяемой среде. Например, операционная система может быть модернизирована и некоторые изменения должны быть внесены в продукт для его адаптации к новой операционной системе (п. 4.1).

    1.3. Профилактика и устранение сбоев в работе пользовательских экземпляров.

    Сопровождение может предполагать реактивное изменение программного продукта, выполняемое после его поставки для корректировки обнаруженных проблем (несоответствий, ошибок). Подобные изменения исправляют программный продукт для того, чтобы он соответствовал установленным требованиям (п. 4.3).

    Также в рамках сопровождения возможна профилактическая модификация программного продукта после поставки в целях обнаружения и корректировки имеющихся в нем скрытых ошибок для предотвращения явного проявления этих ошибок при эксплуатации данного продукта (п. 4.11).

    1.4. Прочие, обычно индивидуально обусловленные операции.

    Стороны могут договориться о ряде иных необходимых клиенту операций по поддержанию ПО и БД в требуемом состоянии и облегчению работы с ним. Например, по улучшению дизайна, по корректному выводу из эксплуатации, созданию резервных копий и т.д. Приведем пример.

    Сопровождение ПО и БД включает мероприятия по анализу качества, устранению выявленных ошибок, внесению изменений в ПО и документацию, извещение пользователей об изменениях, хранение образов установочных дисков используемого ПО (п. 6.2).

    2. Расширенный тип сопровождения — дополнительная доработка (модификация) ПО и БД.

    2.1. Модификация эталонных ПО и БД с целью развития и встройки обновлений в пользовательские экземпляры.

    Сопровождение может предусматривать модификацию программного продукта после поставки для повышения его рабочих характеристик, и тогда оно обеспечивает модернизацию (усовершенствование) продукта в интересах пользователя, уточнение соответствующих программных документов и его перепрограммирование для улучшения рабочих характеристик, сопровождаемости и других атрибутов программного средства (п. 4.10).

    • ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 631-ст) [8].

    Результат успешного сопровождения ПО и БД, в частности, предусматривает (п. 6.4.10.2):

    • разработку и тестирование модифицированных продуктов;
    • помещение обновленных продуктов в среду заказчика.

    2.2. Модификация эталонного ПО и БД с целью корректной работы и встройки обновлений в пользовательские экземпляры.

    Состав работ по сопровождению ПО и БД в различных схемах обслуживания и контрактах

    Как видим, ни закон, ни указанные выше официальные документы не определяют жесткого перечня операций по сопровождению ПО и БД. Причем, как уже было указано, в большинстве случаев в договоры включаются только некоторые элементы сопровождения, интересующие заказчика в контексте специфики имеющегося продукта, собственных сервисных ресурсов, опыта и т. п.

    Особенности сопровождения ПО и БД очень сильно зависят от свойств, которые приданы им разработчиком, и от тех правовых и маркетинговых политик, которые практикуются последним. Так, некоторые продукты существуют в свободном для использования онлайн-доступе без каких-либо требований к сопровождающим лицам, тогда как другие распространяются только через сертифицированные организации (дилеров, дистрибьюторов), наделенных специальными инструментами для сопровождения ПО и БД и/или предоставления легального доступа. В последнем случае состав операций по сопровождению ПО и БД также может быть распределен между разработчиком и дистрибьюторами самым различным образом. Частый случай: к деятельности разработчика по сопровождению ПО и БД относятся в основном модификация и обновление эталонного продукта в целях его развития (придание новых свойств, совершенствование функциональности), а к деятельности дистрибьюторов — более широкий спектр операций, исключая саму модификацию.

    Надо сказать, что процитированный документ содержит подробную расшифровку почти каждого пункта описания работ и услуг, составляющих сопровождение. Так что границы его оказываются очень обширными, включая в себя десятки различных операций (установки, выгрузки, диагностика, коррекция, настройки, различные виды обучения и т.д.) [11].

    Заключение

    Данное понятие не регулируется в федеральном законодательстве.

    На практике и в подзаконных актах к сопровождению ПО и БД относится обширный комплекс различных операций, которые можно сгруппировать в несколько направлений. Очень важно, что данный комплекс не является универсальным, неизменным и обязательным, а регулируется договорами между заказчиками и исполнителями. В ряде случаев в составе сопровождения проводится модификация ПО и БД, которая требует урегулирования вопроса прав на модифицированный продукт.

    Наконец, учитывая стремительный темп развития информационных технологий, само понятие сопровождения ПО следует охарактеризовать как достаточно динамичное и отражающее самые различные тренды и перспективы.

    62

    Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги

    Эта группировка включает:

    - проведение экспертизы в области информационных технологий: разработку, изменения, апробацию и поддержку программного обеспечения, планирование и проектирование компьютерных систем, объединяющих компьютерное оборудование, программное обеспечение и коммуникационные технологии;

    - интерактивное управление и эксплуатацию заказчиком компьютерной системы и/или средств обработки данных;

    - прочие профессиональные и технические виды деятельности с использованием компьютеров

    Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги

    Разработка компьютерного программного обеспечения

    Эта группировка включает:

    - разработку, модернизацию, тестирование и поддержку программного обеспечения

    Эта группировка включает:

    - разработку структуры и содержания и/или написание компьютерной программы, необходимой для создания и реализации поставленной задачи, в том числе: системного программного обеспечения (в том числе обновления и исправления), приложений программного обеспечения (в том числе обновления и исправления), баз данных, web-страниц;

    - настройку программного обеспечения, т.е. внесение изменений и настройку существующего приложения таким образом, чтобы оно функционировало в рамках информационной системы заказчика

    Эта группировка не включает:

    - издание пакетов с программным обеспечением, см. 58.29;

    - перевод или адаптацию программного обеспечения общего пользования для конкретного рынка за собственный счет, см. 58.29;

    - планирование и проектирование компьютерных систем, которые объединяют компьютерное оборудование, программное обеспечение и технологии передачи данных, даже при условии предоставления программного обеспечения в качестве его неотъемлемой части, см. 62.02

    Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий

    Эта группировка включает:

    - планирование и проектирование компьютерных систем, которые объединяют компьютерную технику, программное обеспечение и технологии передачи данных

    Услуги могут включать соответствующее обучение пользователей

    Эта группировка не включает:

    - продажу аппаратных средств вычислительной техники или программного обеспечения, см. 46.51, 47.41;

    - установку универсальных ЭВМ и аналоговых компьютеров, см. 33.20;

    - установку (настройку) персональных компьютеров, см. 62.09;

    - установку программного обеспечения для восстановления компьютера после сбоя, см. 62.09

    Деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем

    Деятельность по обследованию и экспертизе компьютерных систем

    Деятельность по обучению пользователей

    Деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации

    Деятельность консультативная в области компьютерных технологий прочая

    Деятельность по управлению компьютерным оборудованием

    Эта группировка включает:

    - предоставление услуг по управлению на месте и эксплуатации компьютерных систем клиента и/или средств обработки данных, а также соответствующие услуги поддержки

    Деятельность по управлению компьютерными системами

    Деятельность по управлению компьютерными системами непосредственно

    Деятельность по управлению компьютерными системами дистанционно

    Деятельность по сопровождению компьютерных систем

    Деятельность по управлению компьютерным оборудованием прочая, не включенная в другие группировки

    Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая

    Эта группировка включает:

    - прочие информационные технологии, связанные с работой на компьютере, не включенные в другие группировки, в том числе: предоставление услуг по восстановлению компьютера после сбоя, установку (настройку) персональных компьютеров, установку программного обеспечения

    Эта группировка не включает:

    - установку специализированных цифровых и аналоговых компьютеров, см. 33.20;

    Читайте также: