Учетно аналитическое обеспечение бизнеса кем работать

Обновлено: 04.05.2024

Продолжаю свою рубрику, представляю Вам "гайд" по моей текущей профессии.

В прошлый раз я написал статью по профессии "программист 1с", имеющую определенную структуру. Данный материал будет отличаться видом изложения, в силу особенности ремесла.
_______________________________________________________________________
Заработная плата.
В рублях (Москва) по опыту работы:
1-2 год от 40000 до 80000 рублей в месяц
2-5 лет от 80000 до 150000 рублей в месяц
Далее до 500000р (может и больше, не знаю)
________________________________________________________________________
Почему аналитик?

1. Хорошая заработная плата.
2. Разносторонняя работа с постоянным развитием.
3. Наиболее перспективная сфера развития. (Вы наверняка слышали про нейро\генетические сети, аналитические проекты в самых крупных ИТ компаниях мира).
4. Малая конкуренция на рынке в виду новизны профессии.
________________________________________________________________________
Основная функция аналитика - анализировать данные и представлять результаты анализа заинтересованным лицам в понятном виде и без искажений, т.к. на их основании принимаются управленческие решения.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Навыки которые необходимы для устройства на начальном уровне:
- понимание бизнес-процессов компании, например если идете аналитиком в розничную сеть, соответственно требуется понимание процессов компании данной отрасли.
- понимание работы и структуры учетных систем (1с, SAP, axapta, navision).
- небольшой опыт работы программистом, понимание языков программирования, основы построения алгоритмов.
- знание языка запросов sql.
- понимание принципов построения баз данных (реляционных и др).
- знания мат. анализа.
- умение объяснять и доказывать свою точку зрения. Т.е. аналитик должен говорить как на языке "техническом" с программистами, системными администраторами, так и на языке "бизнеса" с руководством. Одна из основных функции аналитика, наладить понятный диалог меж этими сторонами.
- эрудированность, за частую придется вносить в работу данные, учитывать их, которые не связанны непосредственно с профессией.
_____________________________________________________________________
Опыт который необходим для устройства на начальном уровне:
- опыт работы в ИТ сфере, непосредственно связанный с автоматизацией бизнес-процессов (программист 1с, SAP, axapta и др)
ИЛИ
- опыт работы в управляющей подсистеме предприятия (операционный директор, финансовый менеджердиректор, специалист по развитию, коммерсант и т.п.)
______________________________________________________________________

Понимаю, с первого раза кажется, требований очень много. Но далее попробую придать им структуру и порядок, по которому их можно освоить (в достаточном объеме для устройства на работу), в приемлемые сроки.
_______________________________________________________________________
По пунктам:
1. Как я писал выше, нужен опыт в ИТ или в бизнесе. (гайд по ИТ профессии "программист 1с" я выкладывал, позже выложу гайд профы из "бизнеса", т.е. как начать совсем с нуля информацию я предоставил).

2. Движемся дальше. Прошел год или более и у нас имеется опыт в "бизнесе" или "ИТ".
Соответственно нужно подтянуть недостающие знания.
2.1 Если Вы работали в "бизнесе"
- у Вас есть понимание бизнес-процессов компании
- Вы умеете общаться и доказывать свою точку зрения
- Понимаете принципы работы какой-нибудь учетной системы (1, SAP или другой).

Выше только приближенное руководство, что делать, что бы попробовать устроиться на работу. В поисковике сайтов по поиску работы вводите: консультант, аналитик, бизнес.
____________________________________________________________________________________________

Понимаю, что выше, достаточно много букв, руководств к действию и до сих пор не очень понятно, для чего это все. Приведу рабочий пример для чего эти знания.
Самый популярный вид анализа - анализ продаж, его и возьмем в пример.

Дано: у нас есть магазин торгующий "коробками". Магазин работает 2 года (2013г и 2014г). Учет ведется в 1с. Сейчас декабрь 2014г. "Коробки" приходится покупать заранее. Если не продадим "коробку" в течении месяца она испортится.
Задача поставленная руководством: сколько коробок нужно купить, что бы продать их в январе 2015г?.

Решение:
1. Для начала нам необходимо вытащить из учетной системы статистику продаж, пред идущих лет (2013 и 2014г).
Для решения данной задачи, нам необходимо понимание принципа хранения данных в учетной системе (1с).
А так же инструмент для их извлечения допустим в Exel, где мы будем их анализировать. Тут нам понадобится SQL (для примера. не нужно "спецам" в комментариях оспаривать данный выбор).

В результате применения знаний и навыков мы получили статистику:
Каждый месяц 2013 года продавалось по 2 коробки, а всего 24.
Каждый месяц 2014 года продавалось по 3-4 коробки, а всего 45.

2. Далее вступают в силу наши отраслевые знания:
2013 год, прошел стабильно и мы его не рассматриваем, предполагая, что продажи были без "сбоев".
Наблюдаем 2014 год, в феврале, июне и сентябре было продано, не по 4 "коробки", а по 1.
Теперь нам необходимо понять, это закономерность или коллизия. Но имеющихся на данный момент данных нам не хватает.
- берем статистику по погоде и видим, что в феврале были снегопады и покупатели просто не могли дойти до магазина, делаем вывод, что 3 это ошибочное значение и заменяем его на 4.
- в июне покупатель пришедший за коробкой, не совершил покупку, т.к. продавец был бухой (эту информацию мы узнаем пообщавшись с ответственным за магазин).
- в сентябре, оказалось была сорвана поставка и коробки в нужный момент не было.

Итог: мы бы продали в 2014 году 48 коробок, если бы не выше следующие обстоятельства.

3. Далее использую математику, видим очевидно прослеживаемую прогрессию, на основании который делаем вывод, что в 2015 году мы продадим 96 коробок, продавая каждый месяц по 8 коробок.

4. Делаем красивые графики и таблички, на которых отчетливо видно из чего мы сделали такой вывод и показываем руководству.

Пример выше, очень простой и лишь для понимания сути, не важно, что Вы будете анализировать: продажи, прибыли, биржу, ставки, что угодно. Алгоритм всегда будет один и тот же:

1. Определяем факторы влияющие на объект анализа.
2. Собираем необходимые данные из разных источников данных и приводим к виду, подходящему для их обработки.
3. Очищаем данные от коллизий.
4. Применяем к данным математическую (или любую другую) модель.
5. Приводим получившийся результат к виду, достаточному, для вывода.

Чем труднее задача, тем больше факторов необходимо учитывать!
**

Бизнес-аналитик занимается стратегическим планированием, бюджетированием, анализом и разработкой бизнес-процессов. Что все это значит, сколько он зарабатывает и где можно получить необходимое образование. Расскажем об этом.

Профессия бизнес-аналитик относится к перспективным и высокооплачиваемым. Ее представители пользуются спросом в крупных компаниях, ведущих деятельность в различных сферах. Такие специалисты присутствует в штате банковских учреждений, фирм, занимающихся строительными работами, консалтингом и торговлей, IT-компаний, предприятий добывающей промышленности. Бизнес-аналитик выводит их работу на пиковые показатели эффективности.

История возникновения

Потребность усовершенствовать и автоматизировать процессы, протекающие в среде бизнеса, появилась примерно 20 лет назад. Первыми ее ощутили США и западноевропейские государства.

Тотальная глобализация и повсеместное внедрение информационных технологий повлияли на бизнес положительно, открыв перед ним множество возможностей. Однако параллельно с расширением горизонтов возник недостаток профессиональных специалистов, которые могли бы искать и находить способы их реализации и новые векторы развития.

Аналитика бизнеса появилась относительно недавно. До этого анализом всех деловых процессов занимались руководители секторов и начальники отделов, зачастую они не обладали нужными знаниями и выполняли его, основываясь только на собственном опыте.

Активизация в развитии новейших технологий в бизнесе привела к тому, что частные компании и государственные корпорации начали усиливать свой штат специалистами высокой квалификации. Стать бизнес-аналитиком сегодня можно, если получить соответствующее образование и обладать рядом ценных для этой профессии навыков, умений и черт характера.

Описание профессии

Бизнес-аналитик – это высококвалифицированный специалист, который занимается подробным и тщательным изучением внутренней структуры организации и ее внешних деловых связей. Его основная задача – обнаружить проблему и отыскать способы ее решения.

К примеру, он может заниматься анализом финансового или хозяйственного направления деятельности организации. Если существующая модель бизнеса неудачна, аналитик разрабатывает новую, которая позволит упорядочить процессы и оптимизировать работу штата, снизить расходы, улучшить эффективность, нарастить прибыль и так далее.

Успешный бизнес-аналитик обычно имеет как минимум два высших образования, большой опыт в управленческой деятельности и сертификаты об окончании специальных обучающих курсов и программ.

Где учиться

На должность бизнес-аналитика предпочитают брать человека с высшим математическим или экономическим образованием. Также годится успешно оконченный факультет кибернетики. И вообще замечательно, если у соискателя есть два или три диплома.

Зачастую уже трудоустроенные специалисты стремятся получить дополнительные знания в конкретной сфере, с которой приходится непосредственно работать. Обычно повышенное внимание уделяется финансовому, бухгалтерскому и управленческому учетам, а также информационным системам. За ними идут в вуз на заочное обучение.

В российских средних специальных и высших учебных заведениях довольно трудно выбрать идеальную программу, освоение которой даст возможность стать широкопрофильным бизнес-аналитиком. Зато есть очень хорошие программы переподготовки. Приведем несколько примеров:

Чтобы поступить в вуз, необходимо сдать ЕГЭ по математике, русскому языку и обществознанию. Помните, что от количества набранных баллов зависит, на какую форму обучения вы пройдете – бюджетную или контрактную.

Обязанности

Бизнес-аналитик, как правило, знает и умеет намного больше, чем рядовой сотрудник компании. Ведь его основная деятельность заключается в создании стратегий планирования, анализе бюджета и разработке жизнеспособной модели, которая повысит эффективность работы организации.

Итак, бизнес-аналитик – это исследователь. Анализируя собранные данные о процессах функционирования компании, он определяет области деятельности, которые больше всего нуждаются в изменениях.

Успешный аналитик делает предложения и вносит в деловые процессы такие коррективы, которые приносят компании пользу. Человек, занимающий эту должность, создает максимально эффективные стратегии развития, намечает способы их внедрения и делает прогнозы результатов.

Кроме того, согласно должностной инструкции бизнес-аналитик обязан:

  • собирать, формализовать и согласовывать с заказчиком требования;
  • собирать данные, описывать и моделировать деловые процессы;
  • анализировать уровень эффективности и разрабатывать оптимизационные предложения;
  • заниматься подготовкой необходимой документации;
  • готовить сравнительную аналитику;
  • создавать ознакомительные презентации.

Навыки и умения

Бизнес-аналитик внятно формулирует и прогнозирует стратегию развития бизнеса, следовательно, для успешной работы ему понадобятся данные умения. Кроме того, потребуются некоторые специальные знания. Например, чтобы делать грамотные современные проекты, надо знать язык моделирования (UML). Таким образом, квалифицированный специалист не только обладает навыками предоставления отчетности в формате таблиц и схем в презентациях Power Point, он также выполняет подробное бизнес-моделирование. Для его осуществления используется специальное программное обеспечение – ARIS, RRose, BPWin и прочие. Представляя графическую модель, аналитик снабжает ее детальными рекомендациями.

  • системным подходом к задачам;
  • способностью к работе с любым объемом данных;
  • правильной, четкой речью и грамотным изложением своих мыслей.

Требования работодателя

С нуля, после университета, на работу берут только самых лучших и перспективных. Чаще всего от соискателя должности бизнес-аналитика работодатели требуют наличия:

  • высшего образования;
  • знания CRM (программного обеспечения для автоматизации взаимодействия с заказчиком) или какой-либо банковской системы;
  • опыта работы на этой должности;
  • навыков составления техзадания;
  • опыта разработки документов регламентирующего характера;
  • уверенного знания компьютера.

Заработная плата

Профессию бизнес-аналитика относят к категории престижных и достаточно высокооплачиваемых. На уровень зарплаты влияют, прежде всего, опыт, квалификация и регион. Сегодня оплата труда находится в пределах 40 000–140 000 рублей.

В среднем размер ежемесячной зарплаты бизнес-аналитика – 60 000 рублей. Эта цифра типична для Москвы, в небольших городах она ниже.

Как построить карьеру

Стартом карьеры считается уровень младшего персонала. Сначала можно поработать помощником уже имеющегося в штате бизнес-аналитика или менеджером. Этот опыт будет чрезвычайно полезен, так как позволит получить ценные практические знания.

Карьерный рост в сфере бизнес-анализа ускорится, если успешно окончить факультативные курсы АССА (Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров) и пройти аттестацию. Сертификат, который выдает эта организация, является одним из наиболее уважаемых и признаваемых на международном уровне.

Будущее профессии

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия бизнес-аналитик подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Аналитики собирают данные об эффективности бизнеса, составляет статистические отчеты, определяют области, требующие улучшения, и создают рекомендуемый план оптимизации процессов.

Но само понятие профессия аналитик очень широкое. У аналитиков, как и у врачей или инженеров, есть деление на узконаправленные специализации, ведь один человек не может хорошо разбираться во всех вопросах сразу.

Какие же бывают аналитики и что именно они анализируют? Сейчас разберёмся.

Самая популярная специальность. Если вы введете в поисковике вакансии работы аналитиком, то бизнес аналитик точно будет среди самых первых предложений.

Потребность в этих специалистах появилась относительно недавно, так как в нашей стране в работе решения наконец-то начали приниматься не интуитивно, а с опорой на данные и статистику. Но владельцы бизнеса далеко не всегда располагают достаточным количеством времени, а иногда и знаний, чтобы лично анализировать все показатели. Поэтому они готовы платить экспертам, которые качественно проанализируют данные их бизнеса, найдут проблемы и придут с несколькими вариантами решения их решения.

Они дают работодателям и клиентам советы по выбору программного обеспечения, внедряют его в работу предприятий и взаимодействуют с пользователями по вопросам обеспечения правильной работы программ.

Бизнес-аналитик помогает найти IT-решения под текущие нужды бизнеса. Разбирается в текущих бизнес-процессах, следит за эффективностью внедряемых решений. Независимо от того, связаны ли они формально с корпорациями или выступают в качестве внештатных консультантов, системные аналитики работают с пользователями программ и платформами для определения проблем. Эта роль требует коммуникативных навыков и навыков межличностного общения, а также понимания современных стандартов и новых технологий.

Эта профессия тесно связана с IT сферой. Такие аналитики не только работают с информационными массивами, но и выполняют следующий набор функций:

  • первоначальный сбор данных;
  • подготовка данных к анализу - выборка, очистка и сортировка;
  • анализ информационных наборов на наличие закономерностей;
  • визуализация данных, понятная и быстрая для восприятиям;
  • формирование гипотез по изменению и улучшению проседающих показателей за счет изменения других метрик.

Эти процессы необходимы аналитику данных для грамотного выполнения своей главной задачи - извлечения из баз данных информации, ценной для бизнеса и способствующей принятию оптимальных управленческих решений.

Как понятно из названия, эти специалисты изучают и анализируют как внутренние финансы компании, так и финансовые показатели партнеров, конкурентов или стартапов, в которые компания хочет инвестировать.

В частности, финансовые аналитики исследуют макроэкономические и микроэкономические условия наряду с фундаментальными показателями компании. По полученным результатам делается прогноз относительно предприятий, секторов и отраслей. Также профессионалы в этой области рекомендуют курс действий по покупке или продаже акций компании, исходя из ее общих показателей и перспектив.

Специалисты этой сферы занимаются оптимизацией работы пользователей с программным обеспечением. Формируют из требований от бизнеса техническое задания для разработки. Напрямую общается с отделом разработки и бизнес-аналитиком. Готовит инструкцию по дальнейшему использованию IT-решения. Владеет техническими навыками в отличии от бизнес-аналитика.

Эти работник обычно несут ответственность за анализ, обслуживание и затраты на веб-разработку. На них также возложено принятие решений, основанных на укомплектовании персоналом, закупке оборудования и новых технологий, связанных с развертыванием веб-сайтов и веб-разработкой. В обязанности специалиста входит:

1С - целое семейство программ, которое помогает автоматизировать бизнес. На территории СНГ это самый популярный софт для автоматизации бизнеса, поэтому он требует своего типа аналитиков.

У этих специалистов должен быть очень широкий кругозор для понимания бизнеса клиентов и выбора 1С-программы, закрывающей потребности заказчика или работодателя. Помимо этого они должны знать и уметь обращаться со всеми продуктами семейства, а также понимать и анализировать их показатели.

Wildberries - самый популярный маркетплейс на территории России. Он облегчил многим людям путь к предпринимательству и открытию своего магазина. Но, как и любой другой бизнес, он связан со многими показателями, которые нужно анализировать и менять в случае надобности.

Аналитики Wildberries помогают различным онлайн магазинам со сбором и анализом данных для выбора бизнес-метрики, блягодаря которой работа с данным маркетплейсом станет успешнее.

Данный специалист отвечает за реализацию стратегий для клиентов в социальных сетях. SMM-аналитик может быстро понять и поддержать инициативу, которая поспособствует достижению целей и приведет успеху клиентскую кампанию, характерную для социальных сетей.

Профессионалы в этой области проводят исследования рынка и анализируют рыночные данные, выявляя тенденции и поведение потребителей. Основываясь на проведенном анализе, они дают рекомендации и предлагают стратегии, способные увеличить прибыльность фирмы. Продуктовые аналитики следят за производительностью продукта и рекомендуют изменения, необходимые для соответствия прогнозам продаж.

Знание того, как правильно собирать и интерпретировать данные, может существенно повлиять на успех бизнеса. BI-аналитики просматривают данные для составления финансовых отчетов и отчетов о состоянии рынка. Полученная информация используются для выявления закономерностей и тенденций, которые могут повлиять на деятельность компании и ее будущие цели.

Это специалист изучает цифры и данные, благодаря которым можно улучшить вовлеченность потребителей для конкретного веб-сайта, приложения или программного обеспечения. Они работают с такими категориями, как удержание клиентов и тенденции доходов, а также определяют наилучший способ создания реалистичных целей и методы их достижения.

UX-аналитик разрабатывает дизайн пользовательского интерфейса и макеты, которые имитируют фактическое взаимодействие пользователя с цифровым сайтом. Они участвуют в общей стратегии увеличения охвата веб-сайта или другого цифрового проекта. Аналитики User Experience знакомы с исследованиями поведения потребителей, психологией и новейшими передовыми практиками UX.

Гейм-аналитик собирает данные о поведении игроков. С помощью метрик он оценивает азарт и баланс игры, находит точки роста. Его работа позволяет предсказать действия игрока и прибыльность продукта.

Исследовательская работа по анализу сеттинга, жанра, активностей и монетизации любой игры. Game аналитик находит инсайты, как улучшить монетизацию. Разрабатывает динамический дашборд с ключевыми метриками игры на основе реальных данных. Узнает, как привлекать пользователей и оценивать эффективность маркетинга. Изучает задачи аналитики: делает расчёт и визуализацию ключевых метрик, оценку баланса и гейм-дизайнерских фич, стратегии поисковых исследований.

Они отслеживают качество данных, на основе которых организации принимают обоснованные решения. Эти специалисты исследуют сложные данные, чтобы оптимизировать их эффективность и качество. Также в функционал входит решение проблем качества данных и сотрудничество с разработчиками баз данных для улучшения систем и проектов баз данных.

Теперь вы знаете, на какие специализации делится такая большая профессия, как аналитик. Многие из них схожи, и вы легко сможете перейти из одной в другую на карьерном пути, но есть и более узконаправленные, выделяющиеся из общего потока.

💚 Книги и дополнительные материалы о создании и развитии цифровых продуктов для предпринимателей и менеджеров продукта на канале Цифровая ферма единорогов и в мастермайнд-группе: Мышление предпринимателя.


Значимость учетно-аналитической системы в принятии научно обоснованных управленческих решений в условиях быстро меняющейся внешней среды, неопределенности поведения хозяйствующих субъектов рынка существенно возрастает и зависит от качества учетно-отчетного пространства.

Современные экономические отношения, в которых функционируют организации, настоятельно требуют использования эффективных управленческих технологий, способствующих сохранению их финансовой устойчивости и платежеспособности. В такой ситуации принятие управленческого решения как тактического, так и стратегического характера должно базироваться на достоверной оперативной информации в необходимых аналитических разрезах, обеспечить которую традиционная система бухгалтерского учета не может.

Принятие обоснованного управленческого решения должно базироваться на адекватном учетно-аналитическом обеспечении (рис. 1).


Рис. 1. Место учетно-аналитического обеспечения в системе управления организацией

Учетно-аналитическое обеспечение позволяет эффективно реализовать основные функции управления, под которыми понимают обособленные направления управленческой деятельности, отличающиеся по видам и объемам управленческого труда, а также срокам их выполнения. Конкретное содержание и последовательность данных видов управленческой деятельности определяется различными авторами не однозначно, но основными функциями управления определены следующие взаимосвязанные элементы (этапы, блоки единого процесса управления) — бухгалтерский учет и отчетность, контроль и регулирование, анализ и планирование, представляющие собой процесс непрерывных, взаимосвязанных действий, образующих замкнутый цикл управления.

Понятие учетно-аналитического обеспечения процесса управления организацией

М. А. Вахрушина [1]

Сбор, обработка и передача финансовой и нефинансовой информации, используемой менеджерами для планирования и контроля за ходом деятельности вверенных им подразделений, измерения и оценки полученных результатов.

Взаимосвязь оперативного, бухгалтерского (финансового и управленческого) и статистического учетов за счет общности методологии учета во всем хозяйстве государства, а также показателей прогнозирования, учета и отчетности.

Результат интерпретации пользователем данных, представленных в бухгалтерской отчетности, что обусловлено рядом сугубо субъективных факторов: например, личным восприятием пользователя положения дел на предприятии до чтения бухгалтерской отчетности и после ее анализа.

Совокупность информационных ресурсов и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических процедур, обеспечивающих финансовую сторону деятельности компании.

Процесс сбора исходных данных от источников формирования первичных аналитических данных с дальнейшей процедурой обработки сформированных аналитических данных и использованием полученной аналитической информации в оценке и контроле за производственной деятельностью.

Интегрированная система, включающая вопросы как непосредственно бухгалтерского учета, так и планирования, контроля, анализа работы предприятия в целях принятия управленческих решений по совершенствованию производства, снижению затрат и повышению финансовых результатов деятельности предприятия.

Система информации, исходящая из основы организационной структуры управления — иерархии функций или совокупности бизнес-процессов.

Система данных различных видов учета (финансового, управленческого, стратегического) и прочих внеучетных сведений.

Совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Совокупность последовательных действий по формированию и становлению оптимальных вариантов развития организации.

Совокупность информационного (плановые, учетные и внеучетные источники) и методического обеспечения (методы и методики анализа) деятельности организации.

Учетно-аналитическое обеспечение хозяйствующих субъектов позволяет эффективно реализовать основные функции управления, под которыми понимают обособленные направления управленческой деятельности, отличающиеся по видам и объемам управленческого труда, а также срокам их выполнения.

В условиях финансового кризиса учетно-аналитическое обеспечение процесса управления хозяйствующими субъектами выступает одним из определяющих факторов повышения эффективности их деятельности.

Особенно важными элементами его функционирования являются управленческий учет и контроль затрат.

Управленческий учет — сложная система, объединяющая совокупность форм и методов планирования, учета, контроля и анализа, и предназначенная для информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений.

По мнению И. Г. Кукукиной, управленческий учет — это процесс, происходящий внутри фирмы с использованием функций учета, планирования, контроля и оценки ее деятельности, организационной работы, стимулирования и информационных связей по координированию действий [4].

По мнению М. А. Вахрушиной, управленческий учет — это самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений [1].

По мнению А. Д. Шеремета, управленческий учет — это подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля деятельности организации [5].

По мнению Н. П. Кондракова, управленческий учет — это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и предоставления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью [3].

По определению профессиональной организации — Института управленческих бухгалтеров, управленческий учет — это добавляющий ценность процесс непрерывного совершенствования, планирования, проектирования, измерения и функционирования систем финансовой и нефинансовой информации, который направляет действия менеджмента, мотивирует поведение, поддерживает и создает культурные ценности, необходимые для достижения стратегических, тактических и оперативных целей организаций.

Управленческий учет — система сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции, то есть это расширенная система организации учета для целей контроля за деятельностью организации.

По мнению В. Б. Ивашкевич, управленческий учет — это область знаний и сферы деятельности, связанная с формированием и использованием экономической информации для управления внутри хозяйствующего субъекта, это определенным образом упорядоченная и подчиненная внутреннему регламенту корпорации система процедур определения, сбора, измерения, регистрации и обработки информации о затратах и результатах хозяйственной деятельности организации по ее определенным сегментам, а также передачи этой информации топ-менеджерам, осуществляющим контроль и принимающим управленческие решения [2].

Управленческий учет базируется на методиках, тесно связанных с функциональными процессами на предприятии. Несмотря на то, что на практике обычно используются отдельные элементы управленческого учета, важно, чтобы эти элементы были объединены в единую систему, ориентированную на достижение главного результата — повышение качества управления организацией. В зависимости от целей долгосрочного развития организации и стратегии по их достижению, а также информационных потребностей менеджеров различных уровней и направлений, построение системы управленческого учета в различных хозяйствующих субъектах имеет свои особенности.

Управленческий учет, основываясь на первичных учетных данных, формирует информационную базу для анализа и принятия эффективных управленческих решений.

Таким образом, управленческий учет, как составная часть системы управления предприятием, призван формировать информацию для стратегического планирования и тактики функционирования предприятия в целом, осуществления отдельных хозяйственных операций, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, оценки эффективности деятельности в целом и в разрезе подразделений, выявления степени рентабельности отдельных видов продукции (работ, услуг); корректировки управляющих воздействий на ход производства и реализации продукции (работ, услуг).

По нашему мнению, управленческий учет предприятия — это подсистема бухгалтерского учета, интегрирующая все виды учетной и вне учетной информации, обеспечивающей принятие эффективных управленческих решений в сфере формирования и функционирования внутренней среды предприятия.

Управленческий учет, являясь функцией управления предприятием, призван формировать релевантную информацию для выработки эффективных решений, направленных на минимизацию рисков в условиях экономического кризиса.

Учетная информация в рамках учетно-аналитической системы должна удовлетворять конкретным потребностям управления в зависимости от уровня и характера принимаемого решения и соответствовать таким требованиям, как:

- аналитичность — информация должна поступать о тех направлениях деятельности и с той детализацией, которая необходима для решения поставленных задач;

- объективность — экономическая информация должна объективно отражать сведения на текущий момент и о перспективах их изменений;

- своевременность — информация должна поступать к руководству как можно быстрее (в момент появления в учетных регистрах предприятия);

- существенность или релевантность — информация должна быть достаточной для принятия решений;

- единство информации, поступающей их разных источников.

Учетно-аналитическая система на предприятии организуется для обеспечения внешних и внутренних потребителей информацией, достаточной для принятия эффективных управленческих решений в условиях неопределенности конкурентной среды.

При этом необходимы идентификация информационных потребностей с цельюустановления конкретных требований пользователей учетно-отчетной информацией, включение их в процесс формирования системы менеджмента качества учетно-отчетного пространства и совершенствование механизма обратной связи, позволяющего определять степень удовлетворенности пользователей информации.

Удовлетворенность пользователей учетно-отчетной информацией, по нашему мнению, необходимо рассматривать как важный фактор в системе мотивации учетных работников и как один из основных показателей эффективности и результативности учетно-аналитической системы хозяйствующего субъекта.

1. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник / М. А. Вахрушина. — М.: Омега — Л, 2007. -576 с.

2. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник — М.: Магистр, 2008.- 574 с.

3. Кондраков Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) \ учет: Учебник / Н. П. Кондраков. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 448 с.

4. Кукукина И. Г. Управленческий учет: Управление затратами. Управленческий анализ: Учебник/ И. Г. Кукукина.- М.: Высшее образование, 2008.- 418 с.

5. Шеремет А. Д. Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А. Д. Шеремета. — М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2000. — 510 с.

Основные термины (генерируются автоматически): управленческий учет, бухгалтерский учет, управление организацией, учетно-аналитическая система, учетно-аналитическое обеспечение, информация, контроль, основная функция управления, управленческая деятельность, учетно-аналитическое обеспечение процесса.

Похожие статьи

Управленческий учет и его место в учетно-аналитической.

В статье рассматривается внедрение управленческого учета в сельскохозяйственные организации и его место в их учетно-аналитической системе. Ключевые слова:управленческий учет, учетно-аналитической система.

Формирование учетно-аналитической информации для.

В статье акцентировано внимание на исследовании ключевых вопросов определения денежных потоков как объекта бухгалтерского учета для организации интегрированной системы учета денежных потоков.

Учетно-аналитическое обеспечение анализа финансового.

Учетно-аналитическое обеспечение в системе управления организацией.

Учётно-аналитическое обеспечение процесса производства и продажи готовой продукции.

Управленческий учет как подсистема бухгалтерского учета.

управленческий учет; управленческий аудит; бухгалтерский учет; казенное учреждение; центр ответственности.

Управленческий учет и его место в учетно-аналитической системе сельскохозяйственных организаций.

Система обеспечения качества учетно-аналитической.

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, учетно-аналитическая информация, финансовая отчетность, учетная система, отчетность, бухгалтерская отчетность, надзорный орган, качество, процесс подготовки, элемент системы.

Учетно-аналитическое обеспечение процесса управления.

В статье раскрываются вопросы учетно-аналитического обеспечения процесса управления материально-производственными запасами в организациях. Ключевые слова: материально-производственные запасы, экономический анализ, управление, оптимизация запасов.

Учетно-аналитическое обеспечение операций с капиталом.

Таким образом, учетно-аналитическое обеспечение системы управления коммерческой организации — это совокупность информационного и методического обеспечения всех аспектов ее деятельности.

Учетно-аналитическое обеспечение принятия стратегического.

В данной статье рассмотрены стратегические аспекты управленческого учета и анализа для формирования информационного обеспечения стратегического управления. Ключевые слова: стратегия, управленческий учет, управленческий анализ, стратегические решения.

Роль учетно-аналитической информации в управлении.

Роль учетно-аналитической информации в управлении предприятием и факторы ее эффективности в современных условиях.

Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник — М.: Национальное образование, 2013. — 672 с.

Читайте также: