Трудовой договор для микропредприятий чем отличается

Обновлено: 01.05.2024

Микропредприятия – это субъекты, относящиеся к малому бизнесу. К данной категории причисляют многочисленные организации, соответствующие установленным законом критериям. Правовое регулирование таких ИП несколько отличается от общего порядка. Одно из различий состоит в том, что при устройстве сотрудника нужно оформлять трудовой договор для микропредприятий в соответствии с типовой формой.

Основные понятия

Микропредприятие – это коммерческая организация или ИП, деятельность которой соответствует ряду критериев. Отличительная особенность заключается в незначительном количестве сотрудников и малом размере активов. Основные требования:

  • Численность работников – до 15 в год;
  • Стоимость активов – не более 120 млн рублей.

Микропредприятие регистрируется в Федеральной Налоговой Службе. Проверить статус организации можно в реестре ФНС. Такие ИП относятся к субъектам малого бизнеса, ввиду чего им полагается ряд льгот, среди которых:

  • Упрощенный способ ведения бухгалтерии;
  • Облегченные виды ответственности за нарушения;
  • Отсутствие потребности в локальных актах.

Составления трудового договора

Юридические аспекты регулирования труда граждан, которые работают на микропредприятиях, описываются в ТК РФ (гл. 48.1). В ст. 309.2 указывается специфика устройства сотрудников на работу.

В соответствии с этим пунктом ТК, лица, которые относятся к описанной категории ИП, могут не оформлять локальные нормативные акты (распорядок дня, график отпусков, смен, положения про заработную плату). Однако наниматель обязан включить эти сведения в полной мере в договор трудоустройства. Причем этот документ создается на основе типовой формы, которая утверждения Правительством РФ.

Особенности оформления

Применять типовую форму трудового договора для микропредприятий при устройстве было разрешено с 2017 года. При этом руководство ИП может оказаться от определенных локальных актов. Но важно учитывать и то, что ст. 309 ТК напрямую не обязует нанимателей делать это. Отказ от кадровых документов производится на основе собственного решения.

Право использования

Возможность применения трудового договора микропредприятия есть только у тех ИП, которые соответствуют описанным выше критериям. Организации и компании со штатом, превышающим 15 работников и размером активов свыше 120 млн рублей, оформлять такие соглашения с сотрудниками не могут.

В случае, если микропредприятие больше не соответствует указанным требованиям, его правовой статус меняется. По закону, в таких ситуациях руководитель либо генеральный директор обязан переоформить трудовой договор, а также издать необходимые локальные акты.

Содержание документа

Как уже было отмечено, при подписании типового трудового договора для микропредприятий руководство ИП может исключить потребность в некоторых локальных актов. Во многих случаях это позволяет существенно облегчить деятельность компании. Необходимые сведения прописывают в соглашении, что удобно как для нанимателя, так и для соискателя.

Вместо локальных актов в договор можно включить:

  • Положения касательно должностных функций;
  • Рабочий режим на предприятии;
  • Порядок осуществления выплат, премирования, материальных компенсаций в случае производственных травм;
  • Условия предоставления страховых услуг;
  • Сведения при дистанционной работе;
  • Порядок предоставления отпусков, отгулов.

то нельзя включать в трудовой договор

Важно знать! Помимо прочего, документ должен содержать основную информацию. Данные, которые включаются в договор, представлены в 57-ой ст. ТК. С этим пунктом Кодекса следует ознакомиться каждому работодателю, чтобы при приеме сотрудников не совершить нарушение.

Типовая форма

Бланк проще всего загрузить из интернета в готовом виде. Такой документ достаточно дополнить на компьютере, введя необходимые данные. Использование типовой формы облегчает процесс заполнения трудового соглашения. В нем уже содержатся основные пункты, где нанимателю понадобится только прописать информацию, соответствующую специфике предприятия.

Типовая форма содержит следующие пункты:

  • Общие положения;
  • Права и обязанности работника и нанимателя;
  • Порядок начисления заработной платы;
  • Режим работы на предприятии;
  • Условия относительно охраны труда;
  • Социальные гарантии и страхование;
  • Дополнительные условия соглашения;
  • Основания для внесения изменений в договор;
  • Ответственность нанимателя и работника в случае нарушения пунктов;
  • Заключение.

Загрузить образец типовой формы можно на сайте Правительства РФ или по ссылке. Такой вариант существенно облегчит подготовку документа и позволит исключить потенциально возможные ошибки и погрешности.

Порядок заключения

Главные условия, на основании которых происходит подписание договора между нанимателем и сотрудником, описываются в гл. 11 ТК РФ. В соответствии со ст. 63, оформлять соглашение могут только лица, достигшие 16-тилетнего возраста. Отказ от заключения документа считается неправомерным.

При устройстве на работу соискателю нужно предъявить:

  • Паспорт;
  • ИНН;
  • Документ воинского учета;
  • Диплом и приложение к нему, подтверждающий квалификацию;
  • Медицинскую справку;
  • Свидетельство отсутствия судимости;
  • Трудовую книжку (при наличии).

В случае, если по результатам собеседования или иной проверки гражданина принимают на работу, с ним обязаны подписать договор. Наниматель должен реализовать данное требование в течение 3-ех суток с того момента, как соискатель приступил к выполнению трудовых функций. Подписывать документ нужно только после того, как все его пункты полностью изучены.

Далее руководитель должен издать распоряжение. После этого вносится отметка в трудовую книжку о том, что гражданин устроен на микропредприятия с указанием даты, номера приказа, занимаемой должности.

Важно отметить, что договор может носить срочный характер либо подписываться на неопределенный промежуток времени. В большинстве случаев избирается второй вариант, так как он исключает необходимость повторного заключения соглашения после истечения срока действия прежнего.

Документ оформляется в двух либо трех экземплярах. Один из них в обязательном порядке должны предоставить нанятому на работу гражданину. Также он вправе потребовать копию приказа об устройстве, так как она может понадобиться в определенных инстанциях и службах. Документы должны быть заверены подписями сторон и, при наличии, печатью предприятия. В ином случае они могут признаваться юридически недействительными.

Внимание! Некоторые локальные акты не включаются в договор. В таких случаях они издаются отдельно. Работника обязаны ознакомить с ними до момента подписания соглашения официального приема на предприятие.

Какие документы нельзя исключать

Некоторые локальные акты не могут заменяться пунктами трудового договора. Поэтому при устройстве на работу их необходимо утверждать и применять в установленном законом порядке.

Основные документы, исключение которых не рекомендовано:

Документы которые нельзя исключать

  • Положение о персональных данных гражданина;
  • Сведения касательно охраны коммерческих тайн предприятия;
  • Информация о пребывании в командировках и особенностях их учета и оплат;
  • Штатное расписание;
  • Данные про аттестацию работника;
  • Перечень случаев, при которых предусмотрена сверхурочная работа;
  • График отпусков при ненормированном режиме работы.

Оформление некоторых из представленных документов в составе трудового договора считается невозможным из-за нарушения конфиденциальности, а также отсутствия в типовой форме пунктов для указания подобных сведений. Поэтому перечисленные положения оформляют отдельно в виде локальных актов и предоставляются на руки сотруднику вместе с экземпляром соглашения.

Микропредприятия относятся к числу субъектов малого бизнеса, для которых характерен упрощенный вариант ведения документации. При составлении трудовых договоров на таких ИП используется типовая форма, содержащая все необходимые пункты. Работодатели, соответствующие критериям представленной категории, имеют право отказаться от оформления некоторых локальных актов. Вместо этого требуемые сведения прописываются в соглашении с сотрудником при устройстве на работу.

Типовая форма трудового договора для микропредприятий

У кого есть право применять типовой бланк трудового договора с работником микропредприятия

Статус микропредприятия имеют организации и индивидуальные предприниматели с наёмными работниками, отвечающие следующим критериям:

  1. Штат не более 15 человек.
  2. Доходы за прошлый год не более 120 млн рублей.

Остальные работодатели, не подпадающие под эти критерии, образец типового трудового договора (2019) тоже могут использовать, но не имеют права отказываться от прочей кадровой документации в связи с этим.


Типовой трудовой договор с работником (образец 2019) удобен, потому что в нём учтены требования статьи 57 Трудового кодекса РФ к соглашениям между работодателями и их сотрудниками, и уменьшается опасность получения штрафа по статье 5.27 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за:

уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора, либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

  • для должностного лица — 10 000–20 000 руб.;
  • для организации — 50 000–100 000 руб.;
  • для ИП — 5000–10 000 руб.

Чтобы начать использовать типовую форму, достаточно издать соответствующий приказ по организации.

Для заключения с иностранными гражданами бланк не подходит.

От каких кадровых документов можно отказаться

Все микропредприятия, которые переведут работников на типовую форму, могут не оформлять следующие кадровые документы:

  • приказы о приёме на работу и увольнении;
  • положение об оплате труда;
  • положение о премировании;
  • правила внутреннего распорядка.

Причина: образец типового трудового договора с работником (2019 год), разработанный для микропредприятий, уже включает в себя все необходимые правила и условия деятельности сотрудника.

Что обязательно должно быть в бессрочном трудовом договоре

Перечень обязательных реквизитов в трудовых соглашениях перечислен в статье 57 ТК РФ. Типовой договор для микропредприятий — не исключение, поэтому в нем прописывают:

  • данные работодателя и Ф.И.О. работника;
  • ИНН работодателя и паспортные данные работника;
  • место и дату заключения;
  • место работы сотрудника;
  • характер работы, которую предстоит выполнять (название должности (профессия) и должностные обязанности);
  • срок, когда приступить к работе;
  • размер зарплаты и условия её выплаты (с указанием конкретных дат, места и способа выплат);
  • режим работы и отдыха;
  • сведения о социальном страховании;
  • информацию об условиях труда по результатам спецоценки;
  • дополнительные условия, если необходимо (если условия труда признаны вредными или опасными, прописывают соответствующие компенсации; если характер работ специфический, указывают этот факт).

Есть условия, которые трудовой договор (образец заполненный) содержать не должен. В соглашении нельзя:

  • объединять основную работу и работу по совместительству (само совместительство не запрещено, но его нужно оформлять отдельным документом);
  • устанавливать режим труда, нарушающий положения ТК РФ;
  • включать условие о выплате заработной платы ниже МРОТ;
  • устанавливать выплату зарплаты только раз в месяц.

Как заполнять типовой договор

Типовой трудовой договор (бланк) включает в себя несколько различных рабочих ситуаций. Это конструктор, который каждый работодатель собирает под себя, и в документе остается только та информация, которая необходима для сотрудничества с конкретным сотрудником. В типовой форме есть корректные формулировки, соответствующие нормам ТК РФ на все ситуации, включая сотрудничество с дистанционными и надомными работниками, поэтому добавлять в него ничего не нужно.

Работодатели могут просто скачать бесплатно образец трудового договора (2019) в конце этой статьи. Но научиться правильно его заполнять необходимо, потому что условия работы могут отличаться, и заполнять документ придется иначе.

Типовой бланк, разработанный чиновниками, довольно большой. В нём 38 пунктов, объединённых в 11 глав. Но заполнять надо не всё. Какие пункты опустить, покажем на примере пошагового заполнения трудового договора с работником, принимаемым на должность менеджера отдела сбыта.

  • характер работы — основная или по совместительству;
  • срок действия (если срочный);
  • информацию о том, с какого момента сотрудник приступает к работе;
  • где будет находиться его рабочее место.
  • должностной оклад;
  • компенсационные выплаты (за работу во вредных условиях, использование личного транспорта и т.д.);
  • стимулирующие выплаты (премии и поощрения);
  • иные выплаты.

В разделе указывают периодичность выплат и конкретные даты, условия и способ выплаты — на банковскую карту, счёт или наличными.

  • с коллективным договором (если он есть);
  • должностными обязанностями;
  • различными инструкциями организации.

Сотрудник обязательно получает второй экземпляр соглашения, подписанный руководителем компании-работодателя.

Помните: унифицированный трудовой контракт позволяет оптимизировать работу, но не освобождает от необходимости следить за изменениями законодательства и по мере надобности вносить в документ необходимые коррективы.

Содержание

Содержание

  • Законодательное регулирование вопроса
  • Что такое микропредприятие
  • Реестр субъектов малого и среднего бизнеса
  • Типовой договор — когда можно применять
  • Какие документы заменяет Типовая форма
  • Какие документы нельзя исключать
  • Как оформить трудовой договор по типовой форме
  • Выводы

Микропредприятия с 2017 года могут использовать Типовой трудовой договор для оформления отношений со своими работниками. В данной статье мы рассмотрим какие кадровые документы можно не оформлять при использовании такого договора, кто обязан его использовать, кто — нет.

Законодательное регулирование вопроса

Законодательное регулирование данного вопроса осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 года с номером 209-ФЗ, который регламентирует множество аспектов работы малого и среднего бизнеса в России. Сама форма типового трудового договора вводится Постановлением Правительства от 27.08.2016 года с номером 858. В Постановлении Правительства от 4 апреля 2016 года с номером 265 указаны критерии отнесения к микро предприятию по сумме доходов.

Что такое микропредприятие

Чтобы отнести бизнес к микропредприятию, он должен соответствовать нескольким критериям:

  1. Предел доходов за предшествующий год — 120 миллионов. То есть сумма доходов за год у микро предприятия не может быть больше ста двадцати миллионов.
  2. Численность работников такой фирмы не должна быть больше 15 человек.
  3. Доля участия других организаций в уставном капитал не должны превышать 49%.

Если хозяйствующий субъект соответствует этим критериям, то он является микропредприятием.

Важно! Для индивидуальных предпринимателей порядок признания их к категории микро точно такой же как и для организаций. Если у ИП нет сотрудников — то критерием будет только размер дохода. Все ИП на Патенте автоматически становятся микро предприятием.

Реестр субъектов малого и среднего бизнеса

Все предприятия занесены налоговой службой в особый реестр — Реестр субъектов малого и среднего базнеса. Если нужно узнать к какой категории относится предприятия, то на сайте реестра нужно ввести ИНН, ОГРН, ФИО ИП или ОГРНИП. Из реестра можно узнать:

  • Наименование организации;
  • Место ее нахождения;
  • Категорию;
  • Коды видов деятельности организации.

Типовой договор — когда можно применять

Типовой договор можно применять всем субъектам хозяйствования — как микро, малым, средним, так и крупным. Главная особенность применения типового договора заключается в том, что если организация относится к категории микро, то применяя типовую форму договора, она может отказаться от применения основных кадровых документов (не всех). Таким образом, данная форма трудового договора заменяет часть остальных документов, при этом значительно упрощая ведение кадрового учета на предприятии. Это очень удобно когда штат сотрудников небольшой (а у микро предприятий штат всегда не больше 15 человек), не нужно вводить кадровую службу, потому как основные принципы работы расписаны в трудовом договоре.

Важно! Если Типовую форму применяют малые, средние или крупные предприятия, то они обязаны вести кадровый учет в полном объеме и не могут заменить договоров никакие другие кадровые документы, которые должны быть на предприятии.

Для организации кадрового учета в компании начинающим кадровикам и бухгалтерам отлично подходит авторский курс Ольги Ликиной (бухгалтера М.Видео менеджмент) ⇓

Какие документы заменяет Типовая форма

При применении микро предприятием типовой формы можно не вести некоторые кадровые документы. Руководитель предприятия должен утвердить свое решение о неиспользовании их в работе своим приказом. Список документов, которые можно не составлять фирме, которая, относясь к категории микро, использует типовую форму договоров:

  • Положение об оплате труда работников;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • График сменности работников;
  • Положение о премировании;
  • Должностные инструкции сотрудников.

Таким образом, применение типовой формы трудового договора очень упрощает кадровый учет.

Какие документы нельзя исключать

Есть некоторые документы кадрового учета, которые не должны быть исключены даже при применении типовой формы. Самыми основными такими документами являются Штатное расписание и График отпусков сотрудников. Данные документы оформляются раз в год, хотя в течение года могут быть изменены. Они являются обязательными даже при использовании типовой формы.

Как оформить трудовой договор по типовой форме

Саму форму договора можно скачать здесь:

Форма состоит из 11 разделов. Рассмотрим какие разделы включены в форму типового трудового договора:

  1. Основные положения — здесь указывается должность, дата начала работы, место работы, срок трудового договора (если он срочный), наличие или отсутствие испытания при приеме на работу, основная ли работа или совместительство, устанавливается режим рабочего времени и отдыха, как происходит взаимодействие работника работодателем и некоторые другие аспекты работы.
  2. Права и обязанности работника — в этом разделе описывается на что имеет право работник и какие у него обязанности;
  3. Права и обязанности работодателя — в разделе указаны права работодателя и его обязанности;
  4. Оплата труда работника — этим разделом устанавливается уровень заработанной платы, условия премирования, порядок повышения з.п., даты и место выплаты заработанной платы и аванса;
  5. Рабочее время и время отдыха — здесь описывается продолжительность рабочей недели, сколько часов работы, часы начала и окончания работы, вопросы, касающиеся отпуска;
  6. Охрана труда — здесь указаны условия труда, наличие средств защиты;
  7. Социальное страхование и иные гарантии;
  8. Иные условия трудового договора — указаны аспекты прекращения трудового договора;
  9. Изменение условий договора — здесь описывается как внести изменения в ТД;
  10. Ответственность сторон;
  11. Заключительные положения

Далее идут подписи работника и работодателя о прохождении первичного инструктажа об охране труда, вводного инструктажа. Завершает трудовой договор реквизиты сторон — работника и работодателя и их подписи.

Выводы

Использование типовой формы ТД не является обязательным с точки зрения российского законодательства, но ее применение работодателем-микропредприятием значительно облегчает кадровый учет на таком предприятии и заменяет целый перечень кадровых документов. Типовую форму можно заполнить от руки или на компьютере. Типовая форма может использоваться и работодателями, относящимися к категории малого, среднего и крупного бизнеса. При этом в отличие от микро предприятий они обязаны вести полный кадровый учет и не могут заменить таким договором некоторые документы кадрового учета.

Типовая форма трудового договора для микропредприятий

У кого есть право применять типовой бланк трудового договора с работником микропредприятия

Статус микропредприятия имеют организации и индивидуальные предприниматели с наёмными работниками, отвечающие следующим критериям:

  1. Штат не более 15 человек.
  2. Доходы за прошлый год не более 120 млн рублей.

Остальные работодатели, не подпадающие под эти критерии, образец типового трудового договора (2019) тоже могут использовать, но не имеют права отказываться от прочей кадровой документации в связи с этим.


Типовой трудовой договор с работником (образец 2019) удобен, потому что в нём учтены требования статьи 57 Трудового кодекса РФ к соглашениям между работодателями и их сотрудниками, и уменьшается опасность получения штрафа по статье 5.27 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за:

уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора, либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

  • для должностного лица — 10 000–20 000 руб.;
  • для организации — 50 000–100 000 руб.;
  • для ИП — 5000–10 000 руб.

Чтобы начать использовать типовую форму, достаточно издать соответствующий приказ по организации.

Для заключения с иностранными гражданами бланк не подходит.

От каких кадровых документов можно отказаться

Все микропредприятия, которые переведут работников на типовую форму, могут не оформлять следующие кадровые документы:

  • приказы о приёме на работу и увольнении;
  • положение об оплате труда;
  • положение о премировании;
  • правила внутреннего распорядка.

Причина: образец типового трудового договора с работником (2019 год), разработанный для микропредприятий, уже включает в себя все необходимые правила и условия деятельности сотрудника.

Что обязательно должно быть в бессрочном трудовом договоре

Перечень обязательных реквизитов в трудовых соглашениях перечислен в статье 57 ТК РФ. Типовой договор для микропредприятий — не исключение, поэтому в нем прописывают:

  • данные работодателя и Ф.И.О. работника;
  • ИНН работодателя и паспортные данные работника;
  • место и дату заключения;
  • место работы сотрудника;
  • характер работы, которую предстоит выполнять (название должности (профессия) и должностные обязанности);
  • срок, когда приступить к работе;
  • размер зарплаты и условия её выплаты (с указанием конкретных дат, места и способа выплат);
  • режим работы и отдыха;
  • сведения о социальном страховании;
  • информацию об условиях труда по результатам спецоценки;
  • дополнительные условия, если необходимо (если условия труда признаны вредными или опасными, прописывают соответствующие компенсации; если характер работ специфический, указывают этот факт).

Есть условия, которые трудовой договор (образец заполненный) содержать не должен. В соглашении нельзя:

  • объединять основную работу и работу по совместительству (само совместительство не запрещено, но его нужно оформлять отдельным документом);
  • устанавливать режим труда, нарушающий положения ТК РФ;
  • включать условие о выплате заработной платы ниже МРОТ;
  • устанавливать выплату зарплаты только раз в месяц.

Как заполнять типовой договор

Типовой трудовой договор (бланк) включает в себя несколько различных рабочих ситуаций. Это конструктор, который каждый работодатель собирает под себя, и в документе остается только та информация, которая необходима для сотрудничества с конкретным сотрудником. В типовой форме есть корректные формулировки, соответствующие нормам ТК РФ на все ситуации, включая сотрудничество с дистанционными и надомными работниками, поэтому добавлять в него ничего не нужно.

Работодатели могут просто скачать бесплатно образец трудового договора (2019) в конце этой статьи. Но научиться правильно его заполнять необходимо, потому что условия работы могут отличаться, и заполнять документ придется иначе.

Типовой бланк, разработанный чиновниками, довольно большой. В нём 38 пунктов, объединённых в 11 глав. Но заполнять надо не всё. Какие пункты опустить, покажем на примере пошагового заполнения трудового договора с работником, принимаемым на должность менеджера отдела сбыта.

  • характер работы — основная или по совместительству;
  • срок действия (если срочный);
  • информацию о том, с какого момента сотрудник приступает к работе;
  • где будет находиться его рабочее место.
  • должностной оклад;
  • компенсационные выплаты (за работу во вредных условиях, использование личного транспорта и т.д.);
  • стимулирующие выплаты (премии и поощрения);
  • иные выплаты.

В разделе указывают периодичность выплат и конкретные даты, условия и способ выплаты — на банковскую карту, счёт или наличными.

  • с коллективным договором (если он есть);
  • должностными обязанностями;
  • различными инструкциями организации.

Сотрудник обязательно получает второй экземпляр соглашения, подписанный руководителем компании-работодателя.

Помните: унифицированный трудовой контракт позволяет оптимизировать работу, но не освобождает от необходимости следить за изменениями законодательства и по мере надобности вносить в документ необходимые коррективы.

Читайте также: