1с соглашение об обмене сведениями о поступлении элн работника страхователя
Обновлено: 05.05.2024
С января 2022 года бумажные листки нетрудоспособности полностью заменят электронные аналоги. Работодатели обязаны будут обеспечить прием и оплату электронного листка нетрудоспособности, а также информировать своих работников по всем вопросам, связанным с новым форматом больничных.
Шаг 1. Приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП)
Только этот вид подписи можно использовать при работе с ЭЛН[1]. УКЭП оформляется на должностное лицо, которое будет работать с ЭЛН. Выдают УКЭП удостоверяющие центры, аккредитованные Минкомсвязи России.
Шаг 2. Установить программу взаимодействия с ФСС России
Выберите программное обеспечение, при помощи которого будет происходить обмен информацией с ФСС России. Есть несколько способов стать участником информационного взаимодействия:
1. Создать личный кабинет страхователя на сайте фонда[2].
Шаг 3. Назначить ответственного по работе с ЭЛН
Ответственного за работу с ЭЛН назначают приказом. Только в этом случае уполномоченное лицо может подписывать ЭЛН своей электронной подписью[6]. Ответственным может быть бухгалтер, главный бухгалтер или непосредственно руководитель компании.
Шаг 4. Разработать порядок работы с ЭЛН
Четкий порядок действий важен и для работников, и для ответственного за работу с ЭЛН. Чтобы избежать конфликтов, порядок можно:
• закрепить в каком-либо локальном акте (например, в Правилах внутреннего трудового распорядка);
• оформить в виде отдельной инструкции или
При разработке регламента обратите внимание на следующие моменты:
• работник сообщает работодателю номер ЭЛН любым доступным способом: по телефону или электронной почте. Какие-либо распечатки или талоны предъявлять не надо;
– не оформляется заявление на получение пособия;
– работник не дает письменное согласие на оформление ЭЛН[7];
– уменьшится срок передачи в ФСС России сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия, — составит три рабочих дня[8].
Сейчас на это отводится пять рабочих дней (считаем с даты, когда работодатель узнал о закрытом больничном);
• если работодатель передаст в ФСС России неверные сведения и это приведет к излишнему начислению пособия, ему придется возместить переплату[9].
Для работников можно разработать памятку, которая будет подсказывать, что им следует делать при открытии больничного листа в электронном виде:
Памятка для работника
1. Сообщить работодателю номер ЭЛН любым способом (указать, кому работник может сообщить этот номер, по какому телефону или на какой адрес электронной почты).
Ответственность за нарушения, допущенные в работе с ЭЛН
Можно сказать, что переход на электронные больничные листки полностью завершился. Окончание переходных этапов венчают новые штрафы[10], которые вводятся с января 2022 года:
ВОПРОС В ТЕМУ
Что делать, если работник принесет бумажный больничный после 1 января 2022 года?
[1] Пункт 16 Правил взаимодействия медучреждений, ФСС России и работодателя (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567; в ред. от 20.11.2018); п. 74 Порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, утв. Приказом Минздрава России от 01.09.2020 № 925н (далее — Порядок № 925н).
Для того, чтобы использовать ЭЛН у Вас должна быть база ЗУП релизом не ниже 3.1.2.293, платформа не ниже 8.3.10 и подключена 1С-Отчетности или сертификат ФСС для ЭЛН.
Переходим в раздел Зарплата – Больничные листы - Создать
Для ввода ЭБЛ необходимо заполнить следующие поля: Организация, Сотрудник, Номер Листка нетрудоспособности (Номер ЛН). После этого нажать кнопку
Документ автоматически заполнится данными с сервера ФСС. Если необходимо загрузить ЭЛН из файла, воспользуйтесь кнопкой
и выберите файл для загрузки. Пособие рассчитывается исходя из сведений о заработке и стаже сотрудника в базе. Сведения о медицинской организации будут загружены автоматически и доступны для просмотра по гиперссылке.
Далее данные должны быть направлены в ФСС для выплаты, если организация находится в регионе, где применяется Пилотный проект ФСС. Если же организация расположена в регионе с зачетной системой, то пособие рассчитывается сразу. Для отправки в ФСС реестра, его можно создать через Отчетность, справки – 1С-Отчетность
В разделе Отчеты создаем новый Реестр ЭЛН для отправки в ФСС
Табличная часть заполняется по кнопке
всеми ЭЛН, которые еще не были отправлены. Если необходимо выбрать конкретные ЭЛН, то воспользуйтесь кнопкой
Особенности подбора ЭЛН:
выбор из номеров ЭЛН, а не больничных;
сразу предлагается выбор последнего проведенного больничного;
скрываются за серым цветом уже выбранные ЭЛН (включенные в текущий реестр);
выводится причина и период нетрудоспособности;
выводится состояние последней отправки ЭЛН;
выводится номер ЭЛН.
Если дважды нажать на по строке с ЭДН, то откроется окно с дополнительной информацией, которая будет отправлена в ФСС.
После проверки проведите документ, программой будет осуществлена дополнительная проверка на заполнение обязательных полей. При подключенной 1С-Отчетности для отправки необходимо нажать кнопку
При необходимости можно выгрузить реестр из базы по одноименной кнопке.
Журнал документов Реестр ЭЛН для отправки в ФСС можно отразить в разделе Отчетность, справки через кнопку с шестеренкой – Настройка навигации
Перенесите нужный пункт в правую часть и нажмите ОК.
Для каждого ЭЛН сохраняется состояние Принят ФСС, Частично принят ФСС или Не принят ФСС. Оно отображается в табличной части реестра ЭЛН и появляется после отправки реестра при подключенной 1с-Отчетности. Управлять состояниями можно также и вручную:
в таблицу ЭЛН можно добавлять строки вручную. В новой строке нужно выбрать больничный, т.к. колонка № ЛН используется для перехода в форму редактирования сведений об ЭЛН;
можно изменять состояние реестра ЭЛН и, в случае если состояние реестра Частично принят ФСС – изменять состояние отдельных строк реестра ЭЛН.
Обратите внимание, до тех пор, пока реестру ЭЛН не установлен статус и пока реестр не отправлен, в нем производится автоматическое обновление данных. Если же пользователь внесет изменения в данные реестра вручную, то эти изменения сохранятся.
При проведении больничного листа программа получает сведения об ЭЛН. И если полученные данные отличаются от тех, с которым был отправлен реестр ЭЛН в последний раз (или внесены были ручные изменения), то при очередном автоматическом заполнении реестра такой ЭЛН будет автоматически в него добавлен.
С января 2021 года во всех без исключения регионах начнет действовать новый порядок выплаты пособий. ФСС будет выплачивать пособия по болезни (кроме первых трех дней) и по беременности и родам напрямую работникам, минуя работодателя. Страхователь должен собирать данные о сотрудниках и направлять в фонд. Сейчас действует временный порядок подачи сведений, а с 2022 года вступит в силу постоянный. Мы разобрались, какую информацию следует предоставить в ФСС, и в какой момент это нужно сделать.
Какие сведения работодатель будет передавать в ФСС
Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно
Сведения можно условно разделить на две категории: информация для заполнения больничного листа и анкетные данные сотрудников.
Данные для заполнения листка нетрудоспособности
Речь идет об информации, необходимой для заполнения полей больничного листа.
Начиная с января 2022 года передавать сведения для формирования ЭЛН нужно будет по правилам, которые утверждены постановлением правительства РФ от 23.11.21 № 2010. В числе прочего, следует указать: страховой стаж; сумму выплат, облагаемых взносами на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; районный коэффициент (при наличии) и др.
Срок передачи сведений для формирования ЭЛН — не позднее трех рабочих дней с даты поступления информации о закрытом бюллетене (ч. 8 ст. 13 Закона № 255-ФЗ; здесь и далее приводятся ссылки на редакцию закона, которая вступит в силу с 2022 года).
Анкетные данные работников
Сотрудники обязаны сообщать работодателю указанные сведения:
Полученные от работника анкетные сведения нужно передать в ФСС не позднее трех рабочих дней с даты их поступления (ч. 15 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Это относится и к первичному сбору данных и к последующим изменениям.
Формируйте электронные реестры и сдавайте их в ФСС через интернет Сдать бесплатно
Когда провести первичный сбор анкетных данных и передать их в ФСС
Все зависит от того, в каком году человек устроился на работу. Рассмотрим два варианта.
Первый вариант: сотрудник принят на работу в 2021 году или позднее
Аналогичные нормы установлены для тех, кто устроился на работу в 2021 году. Единственная разница — на подачу данных в фонд работодателю отведено пять рабочих дней (п. 2 и 3 Положения, утв. постановлением правительства РФ от 30.12.20 № 2375; далее — Положение № 2375).
Второй вариант: сотрудник принят на работу до 2021 года
В 2020 году и ранее у страхователей не было обязанности направлять в ФСС анкетные данные о работниках, а у сотрудников — сообщать подобные сведения в отдел кадров или бухгалтерию. Поэтому в момент трудоустройства первичный сбор информации (в целях передачи в фонд) не проводился.
В последнее время чиновники из ФСС дают неофициальные комментарии, в которых настаивают на следующем: страхователь должны провести первичный сбор сведений обо всех застрахованных лицах до конца 2021 года. Тогда фонд сможет заполнить свою базу данных и подготовиться к повсеместному переходу на электронные бюллетени.
Однако это не более чем рекомендации. В законодательстве не установлены конкретные сроки для передачи анкетных сведений в ФСС (кроме момента трудоустройства). На наш взгляд, информацию на давно работающих сотрудников допустимо предоставить при наступлении страхового случая: болезни или декретного отпуска. А пока бюллетень не понадобился, данные можно не направлять.
Нужно ли информировать ФСС о том, что работник уволился? Многие специалисты, включая чиновников фонда, дают положительный ответ. Тем не менее, Закон № 255-ФЗ не содержит такого требования. Мы полагаем, что расторжение трудового договора — не повод для подачи сведений в ФСС.
В какой форме подавать сведения в ФСС
В 2021 году действует правило: если среднесписочная численность физлиц, получивших выплаты в предшествующем расчетном периоде, превысила 25 человек, сведения в ФСС направляются в электронном виде. Если среднесписочная численность составила 25 человек и менее — можно сдать на бумаге или в электронном виде (п. 4 и 5 положения № 2375).
Из этой формулировки можно сделать вывод, что работодатель вправе сам выбрать способ подачи данных. ФСС пока не давал разъяснений на этот счет. Возможно, в Закон № 255-ФЗ внесут поправки, и работодателей с большой численностью персонала обяжут обмениваться данными с фондом в электронном виде.
За что ФСС сможет наказать страхователей
Размеры санкций за нарушения, допущенные при передаче в ФСС сведений, необходимых для выплаты декретных и пособий по болезни, приведены в статье 15.2 Закона № 255-ФЗ (см. таблицу). Эти штрафы будут применяться с 2022 года.
Штрафы за нарушения при подаче в ФСС сведений для выплаты пособий
Нарушение
Сумма штрафа
200 руб. за каждый несданный документ
Передача недостоверных сведений и документов (либо их сокрытие), повлекшее излишнюю выплату пособия
20% излишне понесенных фондом расходов, (максимум 5 000 руб., минимум 1 000 руб.)
Нарушение срока подачи сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия
Электронный больничный лист 2020 году используется наравне с бумажным листком нетрудоспособности. Как работодателю подключиться к электронному документообороту с ФСС? Как правильно заполнить электронный больничный и оплатить пособие? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в этой статье.
Порядок выдачи электронного больничного листа
Электронный больничный лист (ЭЛН) оформляется сотруднику только с его письменного согласия. Поэтому рекомендуем вам предупредить своих сотрудников о возможности принимать такие листки нетрудоспособности.
Подключение к системе электронных больничных осуществляется работодателем по желанию.
Иначе если работник принесет ЭЛН, а работодатель не будет подключен к электронной системе, бюллетень придется менять на бумажный вариант (Письмо ФСС от 11.08 2017 № 02-09-11/22-05-13462).
Как работодателю подключиться к электронной системе больничных листов
Чтобы подключиться к электронной системе, страхователю необходимо:
- Заключить с территориальным отделением ФСС соглашение об информационном взаимодействии.
- Получить усиленную электронную подпись.
- Установить крипто провайдер — специальную программу для проверки подписи.
- Определить состав программ, через которые можно работать.
Получив от сотрудника талон с номером ЭЛН, работодатель вводит его в систему. Тем самым он отправляет запрос в базу данных ФСС.
Рассмотрим порядок заполнения электронного документа на сайте ФСС через личный кабинет страхователя и в популярной у бухгалтеров программе 1С.
Как заполнить ЭЛН в личном кабинете страхователя
Чтобы зарегистрироваться в личном кабинете страхователя, работодателю необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале госуслуг. Как подключить юрлицо к госуслугам, читайте здесь.
В соответствующих полях вводим номер листка нетрудоспособности и СНИЛС сотрудника.
- средний заработок;
- страховой стаж;
- сумма пособия за счет работодателя;
- сумма пособия за счет ФСС;
- итого к начислению;
- дата выхода на работу.
Обратите внимание: все суммы заполняются в рублях и копейках через точку.
Заполнив документ, его нужно сохранить, заверить подписью, и он автоматически уйдет в ФСС.
Как заполнить ЭЛН в программе 1С
Заполнить электронный больничный в программе 1С: Зарплата и управление персоналом и передать его в ФСС получится, только если работодатель подключен к системе электронной отчетности через 1С.
Система автоматически подтянет данные сотрудника и рассчитает сумму пособия на основании учетных данных.
Сведения о медучреждении, выдавшем ЭЛН, заполнятся автоматически из справочника 1С.
Далее проводим документ и закрываем его.
Как выплатить пособие
Порядок выплаты пособия не отличается от обычного. Если работодатель находится в регионе где пилотный проект еще не введен, то в течение 10 рабочих дней он обязан назначить работнику пособие и выплатить его в ближайший день выдачи заработной платы.
Если работодатель участник пилотного проекта, то он самостоятельно выплачивает пособие за первые 3 дня больничного, а ФСС оплачивает оставшиеся дни напрямую сотруднику в течение 10 дней после получения от страхователя.
Как оплачивается больничный лист в регионах проведения пилотного проекта ФСС, узнайте здесь.
О временных правилах оформления больничных при коронавирусе читайте здесь.
Читайте также: