Трудовая деятельность осуществляется иностранным гражданином на основании еаэс

Обновлено: 16.05.2024

Многие организации принимают на работу не только российских граждан, но и граждан государств ЕАЭС. В связи с этим у кадрового работника, оформляющего прием, и бухгалтера, начисляющего заработную плату и уплачивающего налоги, возникает множество вопросов. В статье рассмотрим особенности приема таких лиц на работу и порядок обложения начисленной заработной платы НДФЛ и страховыми взносами.

Участники Евразийского экономического союза

Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС), действует с 1 января 2015 года. Его ратифицировали Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизия и Армения.

Присоединение к ЕАЭС

С 1 января 2015 года

Договор о Евразийском экономическом союзе

Со 2 января 2015 года

Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Минске 10.10.2014

С 12 августа 2015 года

Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Москве 23.12.2014

При приеме на работу граждан из этих государств необходимо руководствоваться Договором о ЕАЭС, который регулирует порядок привлечения к трудовой деятельности указанных граждан.

Для работы на территории РФ гражданам государств, входящих в ЕАЭС, не требуется получать от государственных органов РФ какие-либо разрешения или патенты. Не применяются при трудоустройстве таких иностранцев и те ограничения, которые касаются ежегодно устанавливаемой Правительством РФ максимально допустимой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики. Об этом говорится в п. 1, 2 ст. 97 Договора о ЕАЭС.

Для заключения трудового договора иностранец должен представить работодателю документы, предусмотренные ТК РФ (п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Документы при приеме на работу

Список документов, необходимых для трудоустройства граждан ЕАЭС, практически не отличается от перечня документов, подаваемых российскими гражданами. Статьей 65 ТК РФ установлен обязательный минимум документов, которые должен подать соискатель при приеме на работу.

К таким документам относятся:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний. Он обязателен, если к специалисту, занимающему должность, предъявляются такие требования. Для граждан ЕАЭС в целях осуществления трудовой деятельности это документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств ЕАЭС, без проведения процедур признания документов об образовании (п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Между тем для некоторых отраслей обязательна процедура признания документов об образовании. Речь идет о педагогической, юридической, медицинской и фармацевтической деятельности;
  • справка о наличии или отсутствии судимости или уголовного преследования. Этот документ обязателен, только когда нельзя допускать к работе осужденных и подозреваемых в преступлениях. Это прямо установлено законами. Например, такое условие предусмотрено для педагогов.

Требовать документы воинского учета, в том числе военный билет, при приеме на работу иностранцев не нужно. Согласно ст. 327.3 ТК РФ при заключении трудового договора поступающий на работу иностранный гражданин не предъявляет работодателю документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Кроме документов, обозначенных в ст. 65 ТК РФ, иностранный гражданин предъявляет работодателю дополнительные документы. К таким документам относятся:

  • разрешение на временное проживание в РФ - при заключении трудового договора с временно проживающим в РФ иностранным гражданином;
  • вид на жительство - при заключении трудового договора с постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином;
  • полис добровольного медицинского страхования. Граждане Армении, Казахстана и Киргизии со статусом временно пребывающих в РФ при трудоустройстве должны представить полис ДМС. Исключение составляют случаи, когда работодатель сам заключает договор о предоставлении такому сотруднику платных медицинских услуг (ст. 327.3 ТК РФ). Застрахованным в системе обязательного медицинского страхования он признается только после заключения трудового договора (Письмо Минтруда России от 17.12.2015 N 16-4/В-823).

Реквизиты полиса ДМС или договора работодателя с медорганизацией нужно вписать в трудовой договор с иностранным сотрудником. Такой порядок предусмотрен ст. 327.2 ТК РФ.

Иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в РФ (кроме высококвалифицированных специалистов), застрахованы. Поэтому они вправе получить полис обязательного медицинского страхования. Сделать они это могут, самостоятельно обратившись в страховую медицинскую организацию (ст. 10, 46 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).

Порядок ведения трудовой книжки

Согласно ст. 66 ТК РФ на территории РФ применяются трудовые книжки только установленного образца. К ним относятся:

  • трудовая книжка образца 1973 года, введенная Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 06.09.1973 N 656;
  • трудовая книжка образца 2003 года, введенная Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225.

Поскольку государства ЕАЭС - это республики бывшего СССР, надо иметь в виду следующее:

  • если иностранец предъявляет трудовую книжку одного из указанных образцов, в нее вносится запись о приеме на работу;
  • если он предъявляет иную трудовую книжку, организация обязана завести ему новую трудовую книжку российского образца. При этом никакие записи об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории своей страны в трудовой книжке российского образца не производятся.

Уведомление ФМС

В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) организация, принимая на работу иностранного гражданина, прибывшего на территорию РФ в безвизовом режиме, обязана уведомить орган ФМС о том, что с таким иностранцем заключен трудовой или гражданско-правовой договор, а также о том, что данный договор прекращен. На это дается три рабочих дня с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Форма такого уведомления утверждена Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147. Уведомление можно подать как в бумажном, так и в электронном виде.

В отношении сотрудников из Республики Беларусь общий порядок привлечения к труду и использования иностранной рабочей силы не применяется. Это установлено п. 1 Решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22.06.1996 N 4. Поэтому есть мнение, что уведомлять ФМС о приеме на работу граждан Республики Беларусь не нужно. Однако в Письме УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н изложена обратная позиция.

Порядок исчисления НДФЛ

Согласно ст. 73 Договора о ЕАЭС доходы граждан государств - членов ЕАЭС от трудовой деятельности в РФ облагаются НДФЛ по ставке 13% независимо от наличия статуса налогового резидента РФ. Облагать доходы работников-иностранцев НДФЛ по ставке 13% следует с первого дня их работы на территории РФ. Об этом напомнила ФНС России в Письме от 15.03.2016 N БС-4-11/4273@.

Часто у бухгалтеров возникает вопрос: нужно ли пересчитывать НДФЛ по окончании налогового периода, если сотрудники-иностранцы не приобрели статус налогового резидента?

Однозначного ответа на него нет. Согласно разъяснениям Минфина России, приведенным в Письмах от 14.07.2016 N 03-04-06/41639, от 10.06.2016 N 03-04-06/34256, по итогам налогового периода необходимо проверять статус налогового резидента таких работников. Если сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в РФ менее 183 дней), их доходы, полученные в данном налоговом периоде, необходимо пересчитать по ставке НДФЛ 30%.

В то же время ФНС России в Письме от 28.11.2016 N БС-4-11/22588@ высказала иное мнение: положениями ст. 73 Договора о ЕАЭС не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан государств - членов ЕАЭС в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, установленным для таких доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами первого государства.

Поэтому принять решение о перерасчете НДФЛ или отказе от перерасчета налога в этой ситуации организации придется самостоятельно.

Также часто возникает вопрос о применении стандартных вычетов по НДФЛ такими работниками. Несмотря на то что доходы иностранцев из стран ЕАЭС облагаются НДФЛ тоже по ставке 13%, налоговыми резидентами РФ они не являются, поскольку Договор о ЕАЭС регулирует только вопрос о применении налоговой ставки. Для доходов, в отношении которых установлена налоговая ставка 13%, применяются стандартные налоговые вычеты согласно п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ. Иными словами, вычеты предусмотрены только для резидентов РФ, поэтому стандартные вычеты по НДФЛ предоставляются иностранцам из ЕАЭС лишь с месяца получения ими статуса резидента РФ, а не с месяца трудоустройства.

Социальное и медицинское обеспечение

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работников из государств ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства. Это установлено п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС.

Поэтому они имеют в данной сфере те же права, что и другие работники, в том числе право на получение:

  • пособия по временной нетрудоспособности (независимо от периода уплаты за них страховых взносов);
  • пособия по беременности и родам;
  • единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • единовременного пособия при рождении ребенка;
  • пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • пособия на погребение.

Поэтому с выплат таким работникам нужно уплачивать взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по тем же тарифам, что и с выплат работникам-россиянам. Об этом напомнила ФНС России в Письме от 14.02.2017 N БС-4-11/2686.

Согласно ст. 425 НК РФ в 2017 году применяются следующие тарифы страховых взносов:

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9%. На 2017 год Постановлением Правительства РФ от 29.11.2016 N 1255 такая предельная величина установлена в размере 755 000 руб.;
  • на обязательное медицинское страхование - 5,1%.

В отношении начисления страховых взносов на выплаты высококвалифицированным специалистам отметим следующее. Не нужно начислять страховые взносы, если работники имеют статус временно пребывающих в РФ. Если же иностранные специалисты постоянно или временно проживают на территории РФ, взносы надо начислять в обычном порядке.

Начисление взносов на случай травматизма и профессиональных заболеваний не зависит от места жительства иностранца. Если с иностранным гражданином (в том числе с высококвалифицированным специалистом) заключен трудовой договор, страхователь обязан уплачивать взносы на травматизм. Это следует из п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В 2017 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ.

Взносы на обязательное пенсионное страхование

Пунктом 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС определено, что пенсионное обеспечение трудящихся из государств ЕАЭС и членов их семей регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором, заключенным между государствами - членами ЕАЭС. Вместе с тем специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств - членов ЕАЭС, Договор о ЕАЭС не содержит. Поэтому в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства.

В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) застрахованными лицами являются постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов согласно Федеральному закону N 115-ФЗ), временно пребывающие на территории РФ. Поэтому с выплат в их пользу следует уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с положениями гл. 34 НК РФ.

В силу ст. 426 НК РФ в 2017 году применяются следующие тарифы страховых взносов:

  • в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22%;
  • свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10%.

На 2017 год Постановлением Правительства РФ N 1255 предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлена в размере 876 000 руб.

В отношении уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование с доходов высококвалифицированных специалистов отметим следующее. Если специалист является постоянно проживающим в РФ, он признается застрахованным в целях обязательного пенсионного страхования и на выплаты ему нужно начислять страховые взносы в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 22.1 Федерального закона N 167-ФЗ). Если же речь идет о выплатах в пользу иностранного высококвалифицированного специалиста, временно пребывающего в РФ, страховые взносы в ПФР не начисляются.

При заключении трудового договора с иностранным гражданином, временно пребывающим в РФ, вместе с документами, которые перечислены в статье 65 ТК РФ, нужно получить от него ряд дополнительных документов – разрешение на работу либо патент, а также договор (полис) добровольного медицинского страхования (ДМС). Такой договор (полис) должен предусматривать оказание иностранному сотруднику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ст. 327.3 ТК РФ).

Договор (полис) ДМС не потребуется, если (абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ):

  • его наличие не является обязательным согласно нормам федеральных законов или международных договоров;
  • либо работодатель самостоятельно заключил с медицинской организаций договор о предоставлении иностранному сотруднику платных медицинских услуг.

В связи с этим Минтруд России в письме от 17.12.2015 № 16-4/В-823 (далее - Письмо) указал, что гражданам Белоруссии для трудоустройства в России не требуется договор (полис) ДМС.

Российская Федерация является также членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) наряду с Белоруссией, Арменией, Казахстаном и Киргизией. Между перечисленными государствами действует Договор о ЕАЭС от 29.05.2014. На основании пункта 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС социальное обеспечение трудящихся данных государств осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом к социальному обеспечению относится и обязательное медицинское страхование (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС).

Это означает, что граждане Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии, работающие на территории России, являются застрахованными в сфере обязательного медицинского страхования (работодатели обязаны уплачивать за них взносы в ФФОМС) (см. письма Минтруда России от 13.05.2015 № 17-3/В-238, ПФ РФ от 28.05.2015 № БГ-30-26/6868).

В то же время Минтруд России отмечает в Письме, что равные права в сфере социального (а также медицинского) обеспечения распространяются на тех иностранцев из стран ЕАЭС, которые уже работают в России, то есть застрахованными в сфере обязательного социального и медицинского страхования такие граждане признаются уже после заключения трудового договора. Для его оформления (по общим правилам ст. 327.3 ТК РФ) необходим договор (полис) ДМС.

Таким образом, при приеме граждан государств ЕАЭС на работу у них нужно запросить данный полис (либо работодателю необходимо самостоятельно заключить договор с медицинской организаций). Данное требование не распространяется на белорусов (поскольку у России с Республикой Беларусь есть отдельный договор).

Значит, договор (полис) ДМС им более не требуется.

По мнению ведомства, договор (полис) ДМС понадобится иностранному гражданину только для оформления трудового договора. Однако, исходя из норм ТК РФ, назначение договора (полиса) ДМС состоит не в этом.

Как мы упоминали выше, такой договор (полис) должен обеспечивать иностранному сотруднику оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме в течение его трудовой деятельности на территории России (абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ). При этом работники из стран ЕАЭС имеют право на все виды медицинской помощи и без данного полиса.

Во избежание претензий со стороны проверяющих при приеме на работу граждан Армении, Казахстана, Киргизии имеет смысл запросить у них договор (полис) ДМС. В случае отсутствия у иностранного лица данного договора (полиса) работодатель вправе заключить договор с медицинской организацией на оказание физлицу платных медицинских услуг.

Поскольку полис ДМС или договор на оказание медицинских услуг потребуются только для подписания с иностранцем трудового договора, срок их действия может быть непродолжительным (менее срока действия трудового договора).

Полагаем, что перечисленные документы следует оформить даже в том случае, если сотрудники с гражданством государств ЕАЭС уже состоят в штате организации. Ведь сведения о договоре (полисе) ДМС либо о договоре на предоставление медицинских услуг должны быть включены в трудовой договор (ст. 372.2 ТК РФ).

В противном случае возможно привлечение к ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в размере:

  • в отношении должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – от 1 000 до 5 000 руб.;
  • в отношении организаций – от 30 000 до 50 000 руб..

Помимо этого не исключено применение санкций по части 1 статьи 18.17 КоАП РФ в виде приостановления деятельности на срок от 14 до 90 суток либо штрафа в размере:

  • в отношении должностных лиц - от 45 000 до 50 000 руб.;
  • в отношении организаций - от 800 000 до 1 млн руб.

Информационная система 1С:ИТС обновляется каждый день и содержит готовые консультации по бухгалтерскому, налоговому и кадровому учету. Вполне возможно, что ответы на конкретные практические вопросы, которые Вы сейчас ищете, уже есть в разделе "Отвечает аудитор" Информационной системы 1С:ИТС.

Налог на доходы физических лиц с доходов иностранцев платится по ставкам, которые зависят от статуса налогового резидента.

Если работник в течение последовательных 12 календарных месяцев находился на территории РФ не менее 183 дней – он резидент, если нет - то НЕ резидент.
Следовательно, если иностранец только прибыл на территорию РФ, он не имеет статуса резидента.

Для резидентов НДФЛ начисляется по ставке 13% (с применением стандартных вычетов).
Для НЕ резидентов - ставка 30% и стандартных вычетов нет.

Если в течение календарного года статус иностранного работника изменится, то НДФЛ нужно пересчитать с начала года.

Но из общего порядка есть исключения, которые касаются:
1.2.1 граждан стран-членов ЕАЭС;
1.2.2 иностранных граждан, работающих по патенту;
1.2.3 иностранных граждан, имеющих статус ВКС (высококвалифицированные специалисты).

Для граждан Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызской республики предусмотрено особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ или статья "Договора о Евразийском экономическом союзе", на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Для граждан ЕАЭС - резидентов применяется ставка НДФЛ 13% (НК РФ ст.224 п.1), стандартные вычеты применяются;

для граждан ЕАЭС - НЕ резидентов РФ, имеющих постоянное местопребывание в странах ЕАЭС, тоже применяется ставка НДФЛ 13% (Статья 73 Договора о ЕАЭС), но стандартные вычеты НЕ применяются.
Ставка применяется только к налогообложению доходов в связи с работой по найму.

Для иностранцев, работающих по патенту, особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ, на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Для иностранцев, работающих по патенту - резидентов применяется ставка НДФЛ 13% (НК РФ ст.224 п.1), стандартные вычеты применяются;

для иностранцев, работающих по патенту - НЕ резидентов тоже применяется ставка НДФЛ 13% (НК РФ, ст.224 пункт 3, абзац 3), но стандартные вычеты НЕ применяются.

Иностранцы на патенте уплачивают фиксированные авансовые платежи по НДФЛ самостоятельно.
При этом, они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.

В этом случае организация обязана запросить соответствующее уведомление из своей налоговой инспекции.
Порядок действий приведен в статье 227.1 НК РФ.

Для иностранцев ВКС, в отношении доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности, особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ, на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Для иностранцев ВКС - резидентов применяется ставка НДФЛ 13% (НК РФ ст.224 п.1), стандартные вычеты применяются;

для иностранцев ВКС - НЕ резидентов тоже применяется ставка НДФЛ 13% (НК РФ, ст.224 пункт 3, абзац 4), но стандартные вычеты НЕ применяются.


Далее мы рассмотрим, общий порядок определения ставки, страховых взносов для иностранцев.
Затем, отдельно, как частный случай, иностранных граждан из стран ЕАЭС, так как по ним правила отличаются от общего порядка для иностранцев и применяются такие же ставки, для граждан РФ.
А затем рассмотрим как еще более частный случай - иностранных граждан со статусом ВКС: здесь будет особый порядок для всех, даже для граждан ЕАЭС.

Определения данных понятий приведены в 115-ФЗ (статья 2, пункт 1).

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

такие же, как и с выплат гражданам РФ (статья 425 НК РФ, пункт 2):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

К страховым взносам применяется регрессивная ставка: доходы больше – ставка меньше. С начала года взносы на доходы каждого сотрудника начисляются по максимальным ставкам, которые предусмотрены для каждой категории работника, а затем, когда сумма доходов нарастающим итогом достигнет определенных пороговых значений, тарифы снижаются.

В 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

Пенсионное страхование – 22% (статья 425 НК РФ, пункт 2)
Социальное страхование - специальный тариф 1,8% (статья 425 НК РФ, пункт 2)
Медицинское страхование - не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).

Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.

такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

Примечание: иностранные граждане из стран членов ЕАЭС, являющиеся ВКС, рассматриваются отдельно, в следующем пункте.


такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

Тарифы в ПФ и на социальное страхование такие же, как и с выплат гражданам РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ) :

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).

Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.

Тарифы страховых взносов для временно пребывающих в РФ иностранных граждан из стран ЕАЭС - со статусом ВКС:

такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС), но исключение составляют взносы на ОПС по временно пребывающим специалистам из стран ЕАЭС. Их начислять не нужно (Письмо Минфина России от 12.07.2017 N 03-15-06/44430, Минтруда России от 18.11.2015 N 17-3/В-560):

Пенсионное страхование – не начисляются
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

Взносы не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ) :

Пенсионное страхование – не начисляются
Социальное страхование - не начисляются
Медицинское страхование - не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).


Взнос зависит от вида деятельности компании и может составлять от 0,2% до 8,5%. От гражданства и статуса работника размер взноса не зависит вообще. Начисляется со всех доходов иностранцев, независимо от наличия или отсутствия вида на жительство, разрешения на временное проживание или статуса ВКС.

Основание: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

Законодательное регулирование трудовых отношений с иностранцами очень сложное и имеет много особенностей,
а штрафы за нарушения - драконовские!

Поэтому начать хочу с них, а далее уже приведу основные моменты, на которые нужно обратить внимание в 2020 году.



Нарушения, связанные с РАЗРЕШЕНИЯМИ НА РАБОТУ :
(нет разрешения или патента, в патенте указана другая должность, в разрешении на работу указан другой субъект, и так далее)

Штраф для должностных лиц от 25 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 250 000 до 800 000.
КоАП РФ, статья 18.15, части 1 и 2.

Те же самые нарушения в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
Штраф для должностных лиц от 35 000 до 70 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 1 000 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 4

НЕУВЕДОМЛЕНИЕ (ИЛИ НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ) МВД о заключении/расторжении трудового договора с иностранцем

Штраф для должностных лиц от 35 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 800 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 3

Те же самые нарушения в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
Штраф для должностных лиц от 35 000 до 70 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 1 000 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 4

Штраф для должностных лиц от 40 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 500 000.
КоАП РФ, статья 18.9

В общем случае, работодатель имеет право привлекать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, а работник имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу или патента (115-ФЗ, статья 13, пункт 4).

Из этого общего правила есть исключения. Начнем со схемы, которая поможет определить, требуется ли разрешение на работу в вашем конкретном случае и в какой форме его нужно делать

Разрешение на работу или патент не требуются при наличии разрешения на временное проживание или вида на жительство (115-ФЗ, статья 13, пункт 4, подпункт 1).

Также не требуется получать разрешение на работу для граждан стран, которые входят в Евразийский экономический союз: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан ("Договор о Евразийском экономическом союзе", подписан в г. Астане 29.05.2014, статья 97)

Во всех остальных случаях, необходимо определить, какой режим: визовый или безвизовый, установлен со страной, из которой прибыл иностранец. Для стран с безвизовым режимом разрешение на работу - это патент, который работник оформляет самостоятельно, для стран с визовым режимом работодателю требуется получить разрешение на работу.
Перечень стран с видами режимов приведен в Приложении к письму МИД РФ № 19261/кд от 27.04.2012 г. :

Трудовой договор с иностранцем должен быть заключен на неопределенный срок. Все основания для заключения срочного трудового договора прописаны в статье 59 ТК РФ, возможность заключения срочного трудового договора с иностранцем в связи с окончанием срока действия разрешительных документов не предусмотрена.

Работник-иностранец должен предъявить при заключении договора о приеме на работу следующие документы:

-копию миграционной карты (не требуется для граждан стран членов ЕАЭС);
-копию отрывной части бланка о постановке на миграционный учет;
- патент или разрешение на работу в зависимости от статуса (не требуется для граждан членов ЕАЭС);
- договор (полис) добровольного медицинского страхования – при приеме временно пребывающего иностранного гражданина;
- общие документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ.

- сведения о разрешении на работу или патенте и условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора с указанием реквизитов договора (полиса) ДМС;
- сведения о разрешении на временное проживание – для временно проживающих;
- сведения о виде на жительство – для постоянно проживающих.

Заработная плата иностранцам-нерезидентам (без вида на жительство) может выплачиваться только безналичным путем

Расчеты с работником иностранцем (который является нерезидентом, без вида на жительство) можно проводить только через банковский счет, открытый в уполномоченном банке

При перечислении заработной платы нерезидентам для целей валютного контроля в банк потребуется предоставить копии документов:
трудового договора (один раз на весь срок действия)
или
расчетную ведомость, расчет отпускных (вместе с каждым платежом)

В течение трех рабочих дней работодатель обязан сообщить в Главное управление по вопросам миграции МВД России или его территориальные органы о приеме или увольнении иностранного работника, это правило касается и тех иностранцев, для трудоустройства которых не требуется разрешения, например, граждан Белоруссии, Казахстана и Армении.

Есть два мнения относительно того, нужно ли уведомлять МВД о заключении/расторжении договора с гражданином Белоруссии.

Первое мнение: нужно уведомлять.
Относительно граждан Белоруссии и Казахстана есть письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н "О вопросах трудоустройства иностранных граждан", где приведен развернутый ответ на поставленный вопрос: "Следует ли уведомлять органы ФМС России о заключении (расторжении) трудовых договоров с гражданами Беларуси и Казахстана? В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Примечание к письму: В письме 2015 года речь идет о ФМС, а не о МВД, так как ранее эти функции выполняла ФМС, но в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 Федеральная миграционная служба России упразднена с 01 июля 2016 года.

В 2021 году нарушение порядка приема на работу иностранных граждан и предоставления документации может вылиться для работодателя в серьёзные штрафы. Их размер достигает 1 млн рублей. Также работу компании могут приостановить на срок до 90 дней. Как избежать ошибок, рассказываем в материале.

Что изменилось с 2021 года

Обратите внимание на три ключевые изменения.

  1. С 1 января 2021 года отчитываться перед УМВД нужно по новым формам. Изменения коснулись следующих уведомлений:
    • о трудовом найме мигранта;
    • о расторжении трудового договора с иностранным гражданином;
    • о выплате заработка высококвалифицированному специалисту;
    • о трудоустройстве иностранца в специализированную организацию.

Новые формы бланков для работодателей закреплены Приказом МВД от 30.07.2020 № 533.

Формы и порядок уведомления о привлечении иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов закреплены Приказом МВД от 30.07.2020 № 536.

Правовой статус иностранца

В зависимости от режима нахождения в РФ мигранту присваивают статус. Всего их пять.

  1. Находящиеся временно на территории Росси граждане и лица без гражданства носят статус временно пребывающих. Они делятся на две категории: пребывающие из стран с визовым и безвизовым режимом.
  2. Иностранцы с разрешением на временное проживание в РФ носят статус временно проживающих. Как правило, такое разрешение выдаётся на срок до трёх лет.
  3. Иностранцы с видом на жительство обладают статусом постоянно проживающих.
  4. Послабления при трудоустройстве предусмотрены для иностранцев из стран ЕАЭС. Это граждане Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.
  5. Особые привилегии и гарантии получают высококвалифицированные специалисты (ВКС).

Как влияет статус иностранца на трудоустройство

От статуса иностранного работника зависят особенности трудоустройства, перечень документов, ограничения и привилегии (Таблица 1).

Таблица 1. Нюансы трудоустройства иностранных работников в зависимости от статуса.


Большинство из перечисленных в таблице документов должен предоставить сам иностранец. Работодателю нужно проконтролировать, соблюдены ли установленные ограничения и требования.

Работать без патента или разрешения на работу могут иностранные граждане, прибывшие в Россию не более чем на тридцать суток по приглашению и в интересах государственных учреждений культуры и искусства для осуществления творческой, просветительской, научно-исследовательской или педагогической деятельности (Федеральный закон от 17 июня 2019 года № 144-ФЗ). Въезжать на территории РФ такие иностранцы могут по деловым визам.

На что обратить внимание

  • Разрешение на работу, патент, вид на жительство или РВП обязательно должны быть актуальными. Следите за сроком действия этих документов.
  • Иностранных работников обязательно нужно регистрировать в Пенсионном фонде РФ. Для этого запросите у мигранта номер страхового свидетельства. Вам придётся самостоятельно зарегистрировать мигранта, если ваша организация для него является первым местом работы.
  • Если иностранец не получил медицинскую страховку, работодатель обязан оформить ему полис ДМС. Мигранты из стран ЕАЭС могут оформить полис ОМС.

Как принять на работу иностранца в 2021 году: инструкция

Воспользуйтесь семью шагами.

  1. Проведите собеседование. Обсудите условия работы и уровень оплаты труда.
  2. Получите от мигранта согласие на обработку персональных данных. Затребуйте необходимые для трудоустройства документы, проверьте их на наличие ограничений.
  3. Направьте кандидата на медосмотр, если этого требует вакантная должность.
  4. Составьте трудовой договор в двух экземплярах. Пропишите все условия трудоустройства, трудовые обязанности и функции, заработную платы. Контракт составьте в двух экземплярах.
  5. Ознакомьте иностранца с правилами внутреннего трудового распорядка, положением по оплате труда и другими внутренними локальными актами.
  6. Издайте приказ о приеме на работу, внесите соответствующую запись в трудовую книжку и заведите личную карточку на иностранца.
  7. Подготовьте уведомление о заключении трудового договора с мигрантом и направьте его в МВД.

Срок подачи уведомления — 3 дня, с момента заключения трудового контракта.

Рекомендуем

Порядок приема иностранных граждан на работу в 2021 году изменился. На семинаре обзор актуальных изменений в миграционном законодательстве, практические рекомендации по новому учёту, по новому порядку привлечения и увольнения иностранных граждан, новые квоты и ответственность работодателя за нарушения в сфере трудовых отношений с работниками-иностранцами.

Читайте также: