Требования охраны труда при выполнении работ водителем экспедитором

Обновлено: 04.05.2024


2.1 Перед выездом на линию водитель автомобиля должен:
2.1.1 Пройти предрейсовый медосмотр.
2.1.2 Получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях
работы на линии и особенностях перевозимого груза.
2.1.3 Проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля.
При осмотре особое внимание обратить на:
-исправность аккумуляторной батареи, стартёра, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, отопительного устройства, запоров бортов, глушителя и плотность его соединений и т.д.;
-отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;
-давление воздуха в шинах и их исправность;
-надлежащую укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарём и их исправность.
2.2 Перед пуском двигателя водитель автомобиля должен:
-отключить и отсоединить элементы подогрева;
-затормозить автомобиль стояночным тормозом;
-поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;
-проверить герметичность системы питания;
-проверить подкапотное пространство (на автомобилях, работающих на газовом топливе).
2.3 Водитель автомобиля может использовать пусковую рукоятку только в случае временной неисправности стартёра или при пуске двигателя после ремонта.
2.4 При пуске двигателя пусковой рукояткой водитель автомобиля должен соблюдать следующие требования безопасности:
-не брать рукоятку в обхват;
-пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;
-при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
-не применять никаких рычагов, действующих на пусковую рукоятку.
2.5 Водителю автомобиля запрещается:
-производить пуск двигателя путем буксировки;
-подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих мостов открытым огнем;
-эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.


3.1 При работе на линии водитель автомобиля должен:
3.1.1 Начинать движение автомобиля, только убедившись в отсутствии помех на пути движения. На автомобиле-самосвале ¬дополнительно - только при опущенном кузове.
3.1.2 Перед выходом из кабины:
-выключить зажигание или перекрыть подачу топлива;
-затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств как в попутном, так и во встречном направлениях;
-не прыгать из кабины, кузова автомобиля.
3.1.3 После выхода из кабины, в случае, если автомобиль остановлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незначительный), подложить под колёса противооткатные упоры (башмаки).
3.1.4 Своевременно очищать грязь, снег и лёд с подножек. Не допускать попадания на них масла и топлива.
3.1.5 Отдыхать в кабине автомобиля только при неработающем двигателе, так как в противном случае это может привести к отравлению оксидом углерода, содержащимся в отработавших газах автомобиля.
3.1.6 Перед подачей автомобиля назад убедиться, что этот маневр не создаст опасности и что поблизости нет людей.
3.1.7 Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) требовать выделения человека для организации движения автомобиля.
3.1.8 Открывать пробку радиатора на горячем двигателе - в рукавице или накрыв её тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
3.1.9 Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.
3.1.10 Для перелива бензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.
3.1.11 В зимнее время для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправности в пути, работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.
3.1.12 При заправке автомобиля топливом в зимнее время заправочные пистолеты брать только в рукавицах, не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.
3.1.13 Для открытия и закрытия бортов грузового автомобиля - прибегать к помощи другого лица.
3.1.14 Если при пуске на заправочной колонке двигатель работает с хлопками, то водитель автомобиля обязан немедленно заглушить двигатель и отбуксировать автомобиль для устранения неисправностей в безопасное место.
3.1.15 Проинструктировать пассажиров перед их посадкой на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, о порядке посадки и высадки, предупредив их о том, что стоять в кузове и сидеть на бортах движущегося автомобиля - запрещается.
3.1.16 Не допускать лиц, сопровождающих груз, для поездки в кузове грузового автомобиля, если в нём не предусмотрены места для сидения, расположенные ниже уровня борта не менее чем на 15 см.
3.1.17 Проверять соответствие укладки и надёжность крепления грузов и тентов на подвижном составе требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов - потребовать от лица, ответственного за погрузочные работы, устранить их.
3.1.18 Перевозить стеклянную тару с жидкостями только в специальной паковке, причём она должна устанавливаться вертикально (пробкой вверх).
3.1.19 При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом - следить, чтобы он не возвышался над бортами кузова (стандартными или наращенными) и располагался равномерно по всей площади кузова.
3.1.20 Следить, чтобы штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, увязывались крепким исправным такелажем (канатами, верёвками). Запрещается пользоваться металлическим канатом и проволокой.
3.1.21 Следить, чтобы ящичный, катно-бочковой и другой штучный груз был уложен плотно, без промежутков, укреплён и увязан так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять деревянные прокладки и распорки.
3.1.22 Следить, чтобы бочки с жидким грузом были установлены пробкой вверх. Каждый ряд уложенных бочек на бок должен подклиниваться на крайних рядах. Запрещается применять вместо деревянных клиньев другие предметы.
3.1.23 Перевозить пылящие грузы в подвижном составе (открытых кузовах), оборудованном пологами и уплотнителями.
Запрещается перевозить горячие грузы в деревянных кузовах.
3.1.24 Перевозить грузы, превышающие габариты кузова по длине, ширине и высоте, в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.
3.1.25 Грузы, превышающие габариты подвижного состава по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), перевозить на автомобилях с прицепами ¬роспусками, к которым грузы должны надёжно крепиться.
При одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины - следить, чтобы более короткие грузы располагались сверху.
3.1.26 Следить, чтобы при погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, брёвен и т.п.) на автомобиль с прицепом-роспуском оставлялся зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах и разворотах груз не цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперёд при торможении и движении под уклон - груз должен быть надёжно закреплён.
3.1.27 Принимать и перевозить опасные грузы и пустую тару из-под них в соответствии с правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
3.1.28 Следить, чтобы на всех грузовых местах, содержащих опасные вещества, были ярлыки, обозначающие вид опасности груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов в упаковке.
3.1.29 Очистить кузов автомобиля перед подачей к месту погрузки от посторонних предметов, а также от снега, льда, мусора и т.п..
3.1.30 При отсутствии колесоотбойного бруса в местах разгрузки требовать от грузополучателя указаний о минимальном расстоянии от откоса или обрыва, на которое можно подъезжать для разгрузки.
3.1.31 Ставить свой автомобиль не ближе 1 м от впереди стоящего автомобиля и не менее 1,5 м от автомобиля, стоящего сбоку под погрузкой или разгрузкой.
При постановке автомобиля для погрузки или разгрузки соблюдать интервал не менее 0,5 м между зданием и автомобилем и не менее 1 м между штабелем груза и автомобилем.
При погрузке или разгрузке груза с применением эстакад, платформ, рамп высотой, равной уровню пола кузова, подавать автомобиль вплотную к ним.
3.1.32 В случае обнаружения при работе на объекте грузоотправителя и грузополучателя нарушений правил и норм охраны труда, которые могут привести к несчастному случаю или ДТП, потребовать их устранения от грузоотправителя или грузополучателя.
3.1.33 При остановке и стоянке на неосвещённых участках дороги в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости, включать габаритные или стояночные огни автомобиля.
3.1.34 При вынужденной остановке автомобиля на обочине или проезжей части дороги для проведения ремонта выставить позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
3.1.35 При работе под автомобилем располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.
3.1.36 В случае необходимости выполнения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала устанавливать инвентарные приспособления фиксации кузова (упоры, фиксаторы, штанги).
3.1.37 При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях в отверстия диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.
3.1.38 Перед началом работы автокрана, автомобиль с монтажным подъёмником и т.п. устанавливать на горизонтальной площадке с обязательной установкой выдвинутых опор. Под башмаки опор должны подкладываться специальные деревянные подкладки.
Запрещается:
-устанавливать автокраны, монтажные подъёмники и т.п. у края рва, кювета, обрыва и т.п., где возможно оползание грунта;
-работать при невыдвинутых и незапертых опорах;
-использовать в качестве подкладок случайные предметы;
-передвигать автомобиль с поднятыми в люльке людьми или поднятым грузом;
-сидеть на бортах поднятой люльки;
-устанавливать автокраны, автомобили-самосвалы, автомобили с монтажными подъёмниками и т.п. вблизи линии электропередач без специального разрешения;
-производить работы в тёмное время суток без достаточного освещения.
3.2 Водителю автомобиля запрещается:
-выполнять какие-либо работы по обслуживанию и ремонту автомобиля на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно¬-разгрузочных механизмов;
-на заправочном пункте пользоваться открытым огнем и курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять топливо при работающем двигателе, допускать перелив топлива, разрешать пассажирам находиться в кабине, салоне или кузове;
-курить и использовать открытый огонь при погрузке, выгрузке и перевозке взрывоопасных грузов;
-перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;
-загораживать грузом двери кабины;
-грузить длинномерные грузы выше стоек коников;
-во время погрузки контейнеров на автомобиль (выгрузки) находиться в кабине, кузове, а также на расстоянии менее 5 м от зоны действия грузоподъёмного механизма (за исключением водителя автомобиля-самопогрузчика);
-перевозить пассажиров в кузове необорудованного грузового автомобиля;
-перевозить детей в кузове грузового автомобиля, даже оборудованного для перевозки людей;
-перевозить людей на безбортовых платформах на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузове автомобиля-самосвала и специализированного грузового автомобиля (рефрижератора и др.), в кузове автомобиля с контейнерами;
-перевозить в кабине, кузове и салоне количество людей больше, чем это указано в паспорте завода-изготовителя;
-перевозить людей на подножках, крыльях и бамперах и бортах, стоящих в кузове оборудованного грузового автомобиля, а также при незакрытых дверях подвижного состава;
-перевозить в холодное время года пассажиров, грузчиков и сопровождающих грузы лиц в открытом кузове;
-подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждения;
-ставить автомобиль-самосвал для разгрузки под ЛЭП без разрешения владельца ЛЭП;
-допускать к ремонту автомобиля посторонних лиц, включая пассажиров и грузчиков.

5.1 По окончании работы водитель автомобиля обязан:
5.1.1 Перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом -убедиться в отсутствии утечки топлива.
5.1.2 Вымыть руки с мылом.
5.1.3 Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”


Обзор документа

Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”

В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр Е.И. Дитрих

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 16 октября 2020 г. N 424

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей

1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее - водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее - локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.

4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учетом настоящих Особенностей.

5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

6. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10-12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.

7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

для остальных водителей - 5 часов.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее - еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.

9. Рабочее время водителя включает:

время управления автомобилем;

время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее - специальный перерыв);

время работы, не связанной с управлением автомобилем.

10. Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее - ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.

12. Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель - 90 часов.

13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.

14. Превышение времени управления автомобилем, указанного в пункте 13 настоящих Особенностей, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.

15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:

а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;

г) время простоев не по вине водителя;

время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;

д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

16. Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:

перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);

ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее - ежедневный отдых);

Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены), требования к которому установлены в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей.

17. Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

18. Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.

сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;

разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.

Водители, работающие в составе группы водителей (далее - экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.

Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.

Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.

19. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.

Обзор документа

На 2021-2026 гг. установлены новые требования к режиму работы и отдыха, условиям труда водителей автомобилей. Прежние правила отменяются в связи с реализацией механизма "регуляторной гильотины".

Новые нормы не распространяются на водителей служебных машин органов власти, автомобилей ведомственной охраны, для международных перевозок, оперативно-разыскной деятельности, оказания медпомощи, пожарной и спасательной служб, а также на водителей-военнослужащих.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:


И.В. Тарасова,
автор ответа, консультант Аскон по трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

ВОПРОС

Как правильно принять на работу водителя-экспедитора? Это совмещение? Или можно прописать в трудовом договоре условие о том, что водитель выполняет функцию экспедитора?

ОТВЕТ

Вы вправе объединить должность водителя и экспедитора в одну, указав трудовые функции по обеим должностям в трудовом договоре и/или должностной инструкции, только если на рабочем месте водителя отсутствуют вредные условия труда. При этом, поскольку вы объединяете функции двух разных должностей, риск возникновения вопросов со стороны контролирующих органов по предмету совмещения останется.

Рекомендация:

Должность водителя-экспедитора квалификационными справочниками не предусмотрена. В связи с этим в штатном расписании, по нашему мнению, должны быть предусмотрены отдельно должности водителя и экспедитора, а выполнение трудовых функций по обеим должностям должно быть оформлено совмещением.

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно ч. 1 ст. 60.2 Трудового кодекса РФ, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Согласно ст. 57 ТК РФ, в трудовом договоре работника указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). При указании должности, профессии или специальности, на которую принимается работник, необходимо придерживаться Единого тарифно-квалификационного справочника или профессиональных стандартов, если выполнение определенных работ подразумевает предоставление компенсаций и льгот (например, дополнительные отпуска, досрочное назначение трудовой пенсии и т.д.) либо наличие ограничений (возраст, состояние здоровья и т.д.).

Так, должности водителей автомобилей, занятых на отдельных видах производств, предусмотрены в Списке N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и в Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях.

Квалификационные характеристики водителей в зависимости от класса предусмотрены Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102.

Учитывая выше изложенное, вы вправе объединить должность водителя и экспедитора в одну, указав трудовые функции по обеим должностям в трудовом договоре и/или должностной инструкции, только если на рабочем месте водителя отсутствуют вредные условия труда.

При этом, поскольку вы объединяете функции двух разных должностей, риск возникновения вопросов со стороны контролирующих органов по предмету совмещения останется.

Должность водителя-экспедитора квалификационными справочниками не предусмотрена. В связи с этим в штатном расписании, по нашему мнению, должны быть предусмотрены отдельно должности водителя и экспедитора, а выполнение трудовых функций по обеим должностям должно быть оформлено совмещением.


И.В. Тарасова,
автор ответа, консультант Аскон по трудовым вопросам и кадровому делопроизводству


По данным проводимого министерством труда и социального развития Краснодарского края мониторинга состояния условий и охраны труда в последние годы в крае отмечается высокий уровень производственного травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий. Анализ травматизма по видам происшествий, приведших к несчастным случаям со смертельным исходом показывает, что на протяжении последних трех лет, транспортные происшествия составляют более 35% от общего числа погибших, т.е. практически погибает каждый третий работник.
Исходя из выше перечисленного, работодателям необходимо усилить контроль по мероприятиям направленным на охрану труда водителей. Эта работа относится к видам профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности.
К водителю транспортного средства, выполняющему эту работу, предъявляются дополнительные требования охраны труда, включающие в себя специальные требования по обучению, и допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по охране труда.
К выполнению работы по управлению транспортным средством допускается водитель транспортного средства не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, проверку знаний требований охраны труда квалификационной комиссией, и получивший допуск к самостоятельной работе. Водитель транспортного средства должен быть допущен к самостоятельной работе приказом руководителя организации. За водителем транспортного средства должно быть закреплено конкретное транспортное средство и инвентарные грузоподъемные приспособления. Не допускается передача транспортного средства другому водителю без письменного распоряжения руководителя транспортного подразделения или приказа руководителя организации.
Только после медицинского освидетельствования и обязательного психиатрического обследования работник допускается к проведению вводного инструктажа.
Работник подлежит обязательному предварительному медицинскому обследованию согласно Порядку проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденному Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12 апреля 2011 г. приказом № 302н.).
Обязательное психиатрическое обследование проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.93 № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Требования к обучению водителей по охране труда

Предрейсовые медосмотры
Порядок проведения предрейсовых медосмотров указан в приказе Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н. Для проведения медосмотра внутри организации необходимо получение медицинской лицензии, или заключение договора с медицинской организацией, имеющей необходимую лицензию.

Вредные и опасные производственные факторы в работе водителя
Водитель транспортного средства, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ. К несвойственным его профессии работам относится работа в зоне влияния линии электропередачи и т.д. В этом случае работы проводятся по наряду-допуску, и водитель является членом бригады со второй группой по электробезопасности.
Водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
ПРИМЕР
Недавно произошел несчастный случай с водителем грузового автомобиля, который во время замены колеса получил тяжелую травму, так как использовал в работе домкрат, пользованию которому он не был научен. Комиссия установила, что при обучении по охране труда в программе инструктажа, обучения, стажировки и в экзаменационных билетах шла речь о пневматическом и гидравлическом домкратах, а машина была обеспечена только реечным и винтовым домкратами. Водитель транспортного средства, не умея пользоваться ни тем, ни другим домкратом, стал устанавливать винтовой домкрат и получил травму руки и предплечья.
Во время работы на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • движущиеся автомобили, машины и механизмы, а также части применяемого инструмента, приспособлений, оборудования;
  • повышенное скольжение вследствие замасливания, увлажнения поверхности пола, обуви;
  • нагретые до высокой температуры части двигателя;
  • горячий пар и охлаждающая двигатель жидкость;
  • повышенная загазованность и запыленность воздуха; повышенная концентрация паров топлива в воздухе;
  • неблагоприятные микроклиматические условия (температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны);
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • вредные вещества, входящие в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости и др.;
  • вывешенная масса автомобиля (например, с помощью домкрата или подъемника) при работе под ним;
  • острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов автомобиля, инструмента;
  • электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека; физические перегрузки (например, при перемещении вручную тяжелых агрегатов, колес, аккумуляторов и т.п.);
  • неудобная рабочая поза (например, при выполнении работ под автомобилем).

Для снижения воздействия вредных производственных факторов на водитель транспортного средства, водитель транспортных средств должен 1 раз в два года проходить периодический медицинский осмотр согласно пункту 27 приложения 2 к приказу № 302н.
Необходимо обеспечить проведение психиатрического освидетельствования водителей транспортных средств. Такое освидетельствование проводится также за счет средств работодателя.
Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
Водителю необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости и др. и соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.
Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель транспортного средства должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
Водитель обязан соблюдать режим труда и отдыха, трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.

Действия водителя в нештатных ситуациях

В случае заболевания, плохого самочувствия водитель транспортного средства должен сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
Водитель транспортного средства должен уметь оказать первую помощь, пользоваться аптечкой первой помощи.
Водитель транспортного средства, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель трудовой дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, водитель транспортного средства должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.

Читайте также: