Тайм менеджмент целеполагание как основа деятельности работника социально правовой сферы

Обновлено: 17.05.2024

Содержание

Содержание
1. Введение
2. Характеристика целей
3. Преимущества метода управления по целям
4. Роль целеполагания
5. Долгосрочные и краткосрочные цели
6. Типичные ошибки при постановке целей на примерах
7. Примеры целеполагания
8. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат. Целеполагание.doc

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат по менеджменту

Профессор Волков В.В.

Содержание

  1. Введение
  2. Характеристика целей
  3. Преимущества метода управления по целям
  4. Роль целеполагания
  5. Долгосрочные и краткосрочные цели
  6. Типичные ошибки при постановке целей на примерах
  7. Примеры целеполагания
  8. Список используемой литературы

Менеджмент- руководство, управление (коммерческая дирекция), организация (создание структуры). Имеет пять функций: планирование , организация , мотивация , координация и контроль . Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.

Целеполагание - процесс определения целей деятельности организации. Процесс целеполагания включает: формирование, постановку и выбор цели, это — начало процесса управления. Целенаправленность - главная черта социальной ответственности управляющего. Определение целей управления - начальный этап процесса управления и персональной деятельности менеджера. Цели подразделяются по сферам деятельности управляющего, содержанию, иерархии управления и времени. Как правило, люди не чувствуют особой разницы между понятиями цели и задачи. В то время как цель остается постоянной на большом протяжении жизни или всей жизни, задачи ставятся для достижения промежуточных результатов.

Цели и планы представляют собой внешние (законность, обоснованность целей с точки зрения инвесторов, потребителей, поставщиков, сообщества) и внутренние (законность, обоснованность, мотивация, руководство, основа для решений, стандарты) обращения, направленные соответственно к внутренним и внешним по отношению к организации аудитории. Выступление с этими обращениями обеспечивает организации значительные выгоды.

Управление организацией - это адаптация ее целей к изменениям и переменам. Таков основной принцип современной методологии управления. Для того, чтобы чего-то добиться в жизни, необходимы четко поставленные цели, так как цели определяют план, план диктует действия, действия приводят к результатам, результат приносит успех. Поставленные цели - это маршрут, по которому следует управляющий.

Существуют три уровня целей. Общая постановка целей миссия, собственно сами цели и цели, направленные на узкие реальные события, предметы и т.д., - конкретизированные цели. Есть главная (основная) цель и несколько вспомогательных. Чтобы цели имели реальный смысл, они должны быть конкретными, измеримыми, согласованными, достижимыми и четко определенными во времени.

Цели должны быть

1.Цели должны содержать сроки их выполнения

Измеримые цели являются эффективными, так как указывают сроки для достижения этой цели. Намного лучше утверждать, что тот или иной показатель должен возрасти на некоторую величину, указывая при этом определенный период времени. Проведение подобной тактики помогает менеджеру определить, с какой частотой проводить обзорные проверки, чтобы в случае отклонения от графика было достаточно времени, чтобы активизировать деятельность и привести его к норме. В конечном итоге, определение временных рамок помогает служащим узнавать, когда определенные стадии, от которых зависит их собственная работа, будут завершены.


2 . Цели должны быть краткими

Долгосрочные и краткосрочные цели наиболее эффективны, когда они кратки. Менеджеры часто игнорируют это требование и включают в формулировку цели описание методов, которые будут использованы при достижении этой цели, вместо того, чтобы просто сформулировать желаемый результат. Средства или методы, которые будут использоваться при достижении целей, лучше записать отдельно, как часть планов, которые менеджер собирается осуществить.

4. Цели должны быть реалистичны

Цели должны быть реалистичны. Цели, которые устанавливают слишком высокую планку, никогда не будут достигнуты. С другой стороны, когда цели ставятся слишком низко, достижение их не дает чувства удовлетворения. Исследования неоднократно показывали, что люди работают наиболее продуктивно, когда цели установлены на так называемом побудительном уровне — достаточно высоком, чтобы было к чему стремиться, но не настолько высоком, чтобы потерпеть неудачу, и не настолько низком, чтобы не нужно было затрачивать усилия для ее достижения.

5. Цели должны быть гибкими

6. Цели должны быть приемлемыми

Цель более эффективна, когда ответственные за ее выполнение люди считают ее приемлемой. Когда цели отражают результаты, соответствующие их собственным восприятиям и предпочтениям, особенно когда они принимали участие в постановке этих целей, люди еще более энергично будут стараться их достигнуть. Один из путей, каким менеджеры обычно пытаются сделать цели приемлемыми, заключается в том, чтобы собрать тех, кто несет ответственность за выполнение целей, выслушать их предложения и на их основе сформулировать цели.

Цели, которые обладают вышеперечисленными качествами, более эффективны, чем те, которые ими не обладают. Но метод, каким ставятся цели, — это не единственный вопрос, который заслуживает внимания. Менеджеры также должны знать ключевые аспекты постановки и использования целей для того, чтобы максимизировать эффективность этих целей.

Преимущества метода управления по целям

Одним из средств стратегического управления является управление по целям, так называемый management by objective. Управление по целям является методом управления, обладающим потенциальными возможностями объединения, контроля и всех других сфер производственно-хозяйственной деятельности. Этот метод дает возможность оценивать менеджеров на основе их деятельности, а не личных качеств.

Система управления по целям появилась в ответ на изменение условий деятельности организаций в производственной, технической и социально- экономической сферах. Установление целей означает распределение заданий работникам исходя из их индивидуальных способностей и необходимости достижения результатов, согласованных с ними. Управление по целям является одним из методов, использующихся при оценке персонала.

В большинстве случаев лица, производящие оценку, описывают прошлую результативность труда оцениваемого работника. Существует мнение, что вместо этого руководящим лицам следует сотрудничать с подчиненным для выработки самих целей организации. Это дает подчиненным возможность использования самоконтроля результативности своего труда. Именно на таком подходе и базируется метод управления по целям. В действительности он является чем-то большим, чем просто программа или процесс оценки. Скорее это целая философия управления. Устанавливая задачи вместе с руководством или получая их от него, подчиненный получает программу и цель своей работы. Обычно программа управления по целям является систематическим процессом и имеет следующую последовательность:

1. Руководитель и подчиненный проводят встречи для определения основных задач подчиненного и установления определенного количества конечных задач/целей.

2. Участники устанавливают задачи, реальные для выполнения, стимулирующие, ясные и понятные.

3. Руководитель, после обсуждения с подчиненными, указывает время выполнения задач.

4. Устанавливаются даты встреч и обсуждения достигнутых в процессе работы результатов.

5. Руководитель и подчиненный вносят необходимые изменения в изначальные задачи или цели.

6. Руководитель проводит оценку результатов и встречается с подчиненными, они обсуждают результаты и дают друг другу советы.

7. Подчиненный ставит задачи и цели на следующий цикл своей работы после консультации с начальником, причем принимается во внимание опыт предыдущего цикла и ожидания на будущее.

Программы этого типа широко используются в организациях и предприятиях всего мира. Исследования показывают, что хорошо определенная задача является достаточно четкой, стимулирующей и обычно своевременной. Целей достичь легче, если они определены количественно, и если установлена дата окончания работ.

Управление по целям не лишено определенных недостатков, как и любой другой метод управления. К числу таких недостатков системы управления по целям можно отнести: отсутствие внимания со стороны высшего звена управления; искажение разработанной концепции, вследствие чего руководители среднего и низшего звеньев оказывают сопротивление самой системе; трудности в разработке четко поставленных целей, которые нелегко оценить; увеличение канцелярской работы, особенно на низших уровнях управления; отсутствие соответствующей квалификации работников; недостаточная интеграция с другими системами; частое внесение изменений в действующую систему.


Что такое целеполагание — важный вопрос. Оно означает умение ставить цели и достигать их путем решения задач. Правильно сформулированный желаемый результат является залогом успеха в любой деятельности, начиная от личных планов и заканчивая профессиональными задачами.

Целеполагание — что это в менеджменте

  • планирование рабочего и личного времени с учетом важности задач и желаемых результатов, а также их перспективы;
  • правильная постановка цели и определение методов их достижения;
  • определение пути кратчайшего достижения, постановки верных задач.

Целеполагание — это процедура определения одной или даже нескольких целей для управления процессом реализации идей руководства, практическое понятие, с помощью которого человек определяет желаемые результаты и методы реализации основной идеи. Оно является первичной фазой управления, предусматривающей составление дерева, определение миссии, а также характер задач.

Целеполагание в управленческой психологии — это один из этапов управления, предусматривающий выбор крупной мечты и построение дерева желаемых результатов с учетом миссии, стратегии и характеристик задач.

Процесс целеполагания

Процесс подразумевает поэтапную разбивку главной цели на подцели, к каждой из которых ставится ряд задач. Результат предполагает увеличение объема продаж, производительности труда либо личной эффективности.

Целеполагание — что это в менеджменте

Виды целей

Целеполагание в ТОП-менеджменте — процедура выбора результата с параметрами возможных расхождений для достижения главной идеи. Также понимается как осмысление деятельности с практической точки зрения. Формирование возможных результатов и задач для их достижения путем выбора наиболее простых и быстрых средств с учетом имеющихся ресурсов.

  • Внешние — учитывают состояние общества и среды, в условиях которых функционирует предприятие и внутренние цели. Благодаря им организация удовлетворяет свои потребности.
  • Простые и сложные.
  • Стратегические и тактические.
  • Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
  • Производственные и маркетинговые, административные и так далее.

В учебниках по менеджменту представлена обширная классификация, однако для управления достаточно знать лишь некоторые из целей. Так, если необходимо решить масштабную проблему, влияющую на организацию в целом, то применяется постановка стратегических целей, а, если требуется расписать достижение желаемого результата отдельно по этапам, — то тактических.

Чаще организации в своих бизнес-планах определяют среднесрочные и краткосрочные результаты, а долгосрочные — это целеполагание на 5 и более лет. В условиях современной нестабильной экономической ситуации очень трудно составить прогноз даже на один год, не говоря уже о более длительных сроках, поэтому прописываются менее срочные результаты.

Важно! Планирование личного и рабочего времени и целеполагание являются функциями управления. Оно необходимо, чтобы организация чётко представляла, куда и зачем она движется. Кроме того, постановку задач для достижения основных идей планирования и предполагает целеполагание.

Целеполагание предполагает, что каждый участник организации имеет определённые права и обязанности, сферу ответственности. Именно такое понимание позволяет подойти комплексно к целевому планированию, которое позволяет разрабатывать целые программы, направленные на достижение определенных результатов. Это упрощенная схема работы, с указанием основных результатов, которую необходимо донести до специалистов. Правописание задач планирования способствует более четкому выполнению работы.

Целеполагание — что это в менеджменте

Как правильно ставить цели

Чтобы цель работала, необходимо знать правила её постановки. Они прописаны в менеджменте и указываются на всех тренингах. Нарушение правил и основ постановки ведет к снижению эффективности.

Принцип построения

Существуют различные технологии и методы целеполагания, но основными принципами построения результатов являются:

Важно! Реализуя принцип целенаправленности целеполагание позволяет устанавливать точные цели с привязкой к конкретной деятельности без размена на прочие. Особенно это видно в обществознании, ведь целеполагание подразумевает получение первоначальных базовых знаний для постановки точных, конкретных целей.

Этапы процесса

Целеполагание в менеджменте характеризуется этапами:

  1. диагностика текущей ситуации;
  2. формулировка нескольких основных целей,
  3. формулировка главной цели в правильных эффективных терминах;
  4. разбивка цели по этапам.

В результате процесса должна получиться одна главная цель и до 5 подцелей. Желательно к каждой записи указать точную дату исполнения.

Целеполагание — что это в менеджменте

Методы

Методы разработаны ведущими менеджерами.

Интересно! Эффективность методов доказана многолетними исследованиями.

Метод цели-ценности

Метод заключается в заполнении матрицы с целями и ценностями. В левом столбце прописываются цели, затем идут ценности, выбранные самим человеком: семья, любовь, хобби, материальное благополучие и т. д.

Таблица целей с ценностями может выглядеть следующим образом:

ЦелиСемьяЛюбовьМатериальное благополучиеИтого
10 октября я работаю на новой должности с окладом 50000 рублей2226
К ноябрю я не курю2114
Победить на следующем конкурсе проектов2125

Из таблицы видно, что главной целью является получение новой должности с более крупным окладом. Метод удобен, но имеет ряд недостатков, главный из которых — сложность в выставлении оценок. Такую матрицу, работающую на 100%, может составить только уверенный в себе человек, знающий чего он хочет от жизни.

В качестве дополнения можно отметить необходимость большего ранжирования. Например, выставлять оценки не по двухбалльной шкале, а по пятибальной.

Метод Айви Ли

Метод Айви Ли часто дают на тренингах для персонала. Он прост и эффективен:

  • планирование осуществляется по окончанию следующего дня. Необходимо записать 6 важных целей;
  • расставить дела в порядке важности;
  • на следующий день необходимо сконцентрироваться на самом первом пункте. Это главное дело нужно довести до конца;
  • затем решают менее важные дела по порядку;
  • если какие-то дела остались, то недостигнутые результаты переносятся на следующий день в новый список.

Первый испытатель стратегии опробовал ее в течение трех месяцев и был впечатлен результатами. Действительно дела стали идти гораздо лучше, а корпорация принесла больше прибыли.

Метод SMART

SMART — система постановки желаемых результатов. Схема целеполагания по этой методике включает следующие блоки:

Ошибки

Процесс целеполагания сложен, а ошибки могут быть такими:

  • цели не соответствуют действительным желаниям человека;
  • цели сформулированы нечетко, без указания даты и конкретного результата;
  • установлено слишком много желаемых результатов одновременно;
  • слишком простые или излишне амбициозные желания.

Важно! Применяя тот или иной метод целеполагания, стоит внимательно изучить литературу и только после этого приступить к записи своих желаний.

Таким образом, целеполагание — это процесс ближайшего планирования деятельности или социальных функций. Технологий процедуры множество, но стоит помнить общие рекомендации: конкретность желаемого результата, его срочность и соответствие внутренним приоритетам человека.

Правильный подход к целеполаганию помогает достичь успеха

Целеполагание — это осознанный процесс определения своих потребностей и мотивов, то есть постановка личных или рабочих целей. В первую очередь следует помнить о том, что цель и план — это две разные вещи.

Вторым элементом целеполагания является мотив — это то, что подталкивает нас к действию. При расстановке целей очень важно определить свой уровень мотивации, так как без нее достичь что-либо намного сложнее, но другая крайность может привести к спешке и ошибкам. Чрезмерность и крайности как правило мешают идти к своей цели.

Третья составляющая целеполагания — осознанность. Чтобы стремиться к цели — личной или коллективной, — необходимо делать обдуманный выбор, соответствующий внутренним мотивам, либо идти своим путем, осознавая саму цель и шаги к ней. То есть понимать, что и для чего мы делаем. Это и есть осознанное целеполагание, которое применяется как в жизни, так и в бизнесе.

Фото:Tristan Fewings / Getty Images

Чем полезно целеполагание

Иногда наша глобальная цель представляется в общих чертах и довольно размыта, есть только понимание того, что необходимо для удовлетворения текущей потребности. Правильный подход к целеполаганию эффективен в определении шагов и позволяет четче представить и сформировать большую цель, а также понять, для чего она нужна и какой результат следует за ее достижением.

Кроме того, целеполагание формирует систему расстановки приоритетных задач и алгоритм их решения. Такая системность помогает упорядочить повседневную жизнь и бизнес.

Целеполагание: мнение эксперта

Для более широкого понимания этого метода, мы обратились к эксперту. Подробнее о целеполагании расскажет Анна Девятьярова, HR-консультант, преподаватель, автор проекта HRPROSVET.

Чем целеполагание отличается от стандартного планирования?

Фото:Unsplash

С чего начать целеполагание?

Интересно, что если вы ищете информацию по целеполаганию, то найдете техники тайм-менеджмента, планирования, самоконтроля и борьбы с прокрастинацией, но про выбор цели написано не так много. Почему? Думаю, что это связано с максимальной субъективностью процесса выбора цели. Все мы очень разные, нельзя выбрать цель как у соседа или копировать Илона Маска. Вы должны сознательно прийти именно к своей цели, даже если она не похожа на выдержки из интервью топ-100 самых успешных людей планеты. Для этого вам нужно много рефлексировать, размышлять о себе и своем деле: что у вас хорошо получается? Почему вы чувствуете себя некомфортно на своем рабочем месте? Что дарит вам хорошее настроение? Чему вы хотели бы научиться? Только задавая вопросы самому себе и пытаясь честно на них ответить, вы сможете прийти к осознанной постановке цели.

Как избежать ошибок при целеполагании?

На мой взгляд, самая распространенная ошибка при целеполагании — отсутствие действия. Настоящие прорывы всегда совершаются благодаря действиям, даже если они не приносят ожидаемый результат. Если в настоящий момент вы чувствуете себя растерянным, например, не знаете, стоит ли менять профессию, то ваша задача — начать действовать. Найдите бесплатные уроки и интервью представителей интересующей вас сферы на YouTube — нравится ли вам то, что они рассказывают? Если да, то идите дальше, возможно, стоит пройти обучение по выбранной специальности и начать искать работу, ходить по собеседованиям. Да, даже если оффер по классной вакансии вам пока не предлагают, вы расширяете свой кругозор, знакомитесь с новыми людьми, у которых могут быть совершенно неожиданные взгляды. И именно в процессе деятельности (при помощи рефлексии) в какой-то момент вы нащупаете ту самую цель.

Как повысить эффективность целеполагания?

Существуют методы, которые призваны помочь вам поставить себе цель, например:

Управление временем – управление человеком собственной деятельностью, организацией выполнения задач и распределением всех ресурсов.

Тайм-менеджмент как система состоит из четырех элементов. Рассмотрим каждый из них (рис. 1.1).


Как хорошо подготовиться к контрольной работе в минимальный срок? Как организовать свое время так, чтобы успевать и работать, и учиться? Как наиболее результативно отдыхать?

Это тайм-менеджмент в привычном смысле слова.

Второй элемент – технология, позволяющая находить наиболее успешные решения. Этот элемент системы тайм-менеджмента требует рассмотрения целого ряда иных, весьма сложных дисциплин. Например, бизнес-ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и управленческая борьба. Данные технологии тесно связаны со стратегией, они дают комплекс инструментов принятия стратегических решений, в том числе в области личной стратегии. К технологиям повышения личной эффективности относятся и другие разнообразные инструменты – от десятипальцевой слепой печати и быстрого чтения до многочисленных техник нейролингвистического программирования (НЛП).

Как быстро настроиться на работу, а не раскачиваться целый час? Как найти нужные аргументы, чтобы быстро убедить собеседника? Как найти творческое, нестандартное решение проблемы в короткие сроки?

Подробно ознакомиться с перечисленными технологиями (а они действительно очень полезны и востребованы, особенно в управленческой среде) можно, прочитав посвященные этим темам книги. Названия некоторых из них приведены в списке рекомендуемой литературы.

Каковы мои стратегические и тактические цели? Продуман ли алгоритм их достижения? Организована ли моя повседневная деятельность в соответствии с моими целями?

Очевидно, что нет никакого смысла очень эффективно двигаться в неправильном направлении. И логично, что при обсуждении организации времени возникают вопросы стратегии.

Зачем ставить именно такие цели, а не другие? Как осознать свои жизненные ценности? Как найти смысл жизни и нужно ли его вообще искать?

Итак, вопросы организации времени и личной эффективности не только самым тесным образом связаны с определением наших жизненных целей, но и находятся в прямой зависимости от того, насколько точно и правильно нам удалось их сформулировать. Поэтому рассмотрение вопросов организации времени мы начинаем с целеполагания.

Целеполагание – это определение, конструирование цели, формирование образа желаемого будущего.

Почему цель так важна для каждого человека?

Ответом на этот вопрос и иллюстрацией того, что цель имеет в нашей жизни первостепенное значение, будет следующая история.

Утром 4 июля 1952 г. над всем калифорнийским побережьем простирался туман. 34-мя километрами западнее, на острове Каталины, в воду вошла 34-летняя женщина, собираясь плыть в сторону Калифорнии. Она решила стать первой женщиной, преодолевшей это расстояние. Ее звали Флоренс Чадвик. Она была уже известна как первая женщина, переплывшая пролив Ла-Манш в обоих направлениях. Вода была просто ледяная, а туман – настолько густой, что Флоренс едва могла различить сопровождавшую ее лодку.

Миллионы людей наблюдали за ней по телевизору. Сопровождающим приходилось даже стрелять из винтовок, чтобы защитить Флоренс от подплывающих акул. Самой большой проблемой, с которой ей пришлось столкнуться в этом рекордном заплыве, была не усталость, а ледяная вода. 15 часов спустя Флоренс, совершенно окоченевшая от холода, попросила, чтобы ее вытащили из воды. Плыть дальше она была не в состоянии. Ее мать и тренер, плывшие в лодке рядом с ней, сказали, что берег уже совсем близко. Они уговаривали Флоренс не сдаваться, но когда пловчиха взглянула в сторону калифорнийского побережья, то не увидела ничего, кроме густого тумана, и снова попросила вытащить ее из воды. Несколькими часами позже, когда Флоренс согрелась, она испытала шок от своей неудачи. Ее вытащили из воды всего в полумиле от калифорнийского побережья!

Читайте также: