Таблица по пьесе на дне профессия чем занимается прошлое о чем мечтает

Обновлено: 10.05.2024

Тип урока : обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Работе над пьесой отводится два академических часа.

Показать социально-философскую направленность пьесы. Тема “дна” в творчестве М.Горького возникла не случайно. Писатель неоднократно встречал людей, сброшенных различными обстоятельствами жизни в её преисподнюю, видел ужасы существования обездоленного народа, пребывающего на самых нижних ступенях социальной лестницы, сталкивался с различными группами босячества, “бывших людей”, обитающих в ночлежке. Тема “бывших людей” стала устойчивой в творчестве М. Горького. Философски осмысляя действительность, писатель неоднократно ставил проблему правды (истины) и лжи (обмана), сталкивал носителей сугубо трезвого взгляда на жизнь и иллюзии. Описывая людей “дна”, автор опирался на традицию изображения городского “дна” в русской литературе. Композиционно герои разделены на четыре группы, в зависимости от того места, которое занимают в столкновении различных позиций.

Структура урока для занятия выбрана в форме прений, то есть на уроке используются элементы дискуссии. Материалы распределяются следующим образом: работа с текстом (по группам), чтение текста по ролям, творческие задания (по группам - 3 группы), обобщение. Каждый вид работы сопровождается комментированным чтением, анализом текста, мини-творческой работой.

Общие сведения. Аналитическая работа с текстом.

1. Работа с текстом.

2. Комментированное чтение. Взаимоотношения персонажей и сюжетные линии пьесы.

- Роль Луки в жизни обитателей ночлежки.

- Перемены в жизни героев в четвёртом акте.

- Спор о правде и жалости. Кто прав?

- Лука и Сатин: противники или союзники?

4. Комментированное чтение отрывка “Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

5. Комментированное чтение монолога Сатина о человеке. Со всеми ли его положениями вы согласны? Прав ли Сатин, когда говорит: “Человек за всё платит сам”? А если у него родные, семья? Почему он упоминает о “Наполеоне и Магомете? Вспомните теорию Раскольникова Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Эта теория апеллировала к сильным личностям, воплощения ума и воли.

6. Чтение творческих работ-миниатюр “ В чём выражается правда Сатина? Противостоит ли она “утешительству” Луки?

7. Обобщение.. Даёт ли пьеса “На дне” окончательные ответы на вопрос о правде, мечте и сострадании?

Итак, работа с текстом драматического произведения способствует выработке у студентов умения анализировать драматическое произведение, проводить сравнительную характеристику героев, почувствовать особенности стиля писателя, развивает способности эстетического восприятия литературы, формирует представления о литературе как о социокультурном феномене, воспитывает речевую культуру.

Классификация и терминология.

Работа с текстом.

Схемы анализа литературного произведения.

Красочное оформление раздаточного материала, дидактического материала.

Пьеса М.Горького “На дне”. Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе.

2. Подведение студентов к ответу на вопрос: “В чём особенность жанра пьесы “На дне”?

3. Рассмотреть какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке? (Первый акт)

4. Проанализировать эпизод появления ”странного человека” Луки в ночлежке. Определить, чего больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна. (Второй, третий акт)

5. Проанализировать роль авторских ремарок: “Какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке?

а) любовный треугольник – Васька Пепел – Василиса – Наташа;

в) Барон и Настя;

г) торговка Квашня и полицейский Медведев;

д) судьба Актёра, Татарина, Сатина, Бубнова.

6. Почему именно Сатин страстно защищает Луку? “Дубьё… молчать о старике! Старик – не шарлатан. Он врал … но – это из жалости к вам, чёрт вас возьми!

Тема: “Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе М. Горького “На дне”.

. есть земля, неудобная для посева.

и есть урожайная земля.

что ни посеешь на ней - родит.

Человек - может добру научить.

“ Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности пьесы. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе М.Горького “На дне”. (На доске)

Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?

Вступительное слово учителя.

"В подвале", "В пещере", "Подземелье", "В ночлежке". Докажите, что выбранное Горьким название более точно и ёмко. (Первоначально пьеса назвалась "Без солнца", "Ночлежка", "Дно", "На дне жизни". И наконец, по совету Немировича-Данченко, стала называться "На дне". С тех пор это выражение стало крылатым, закрепившись за определённым понятием - центральным образом пьесы, образом "дна жизни". Здесь изображаются люди, опустившиеся не только в материальном, нравственном, но и духовном плане)

2. Аналитическая работа с текстом.

- Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте? ( Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду. Она лишила их права на работу (Клеща), на семью (Настю), на профессию (Актёра), на былой элитарный комфорт (Барона), обрекла на голодное существование (Анну), воровство (Пепла), беспробудный запой (Бубнова), проституцию (Настю) Этих изгоев общества, которые так любят и ценят свободу, жизнь, по существу лишили и этого блага. ( просмотр видео -5 минут)

Персонажи думают и говорят о своём, вторгаются в чужие жалобы, тревоги, невольно дают оценки надеждам соседей. Звучит не монолог, не сложный хор, а сама хаотичная, не приглаженная жизнь.

В пьесе нет главных и второстепенных героев, важны все, они становятся участниками многоголосия – полилога пьесы. Каждый, особенно в первом акте, говорит о своём, собеседника не слушает, но каждая реплика внутренне связана с предшествующей и последующей).

- Какую роль играют авторские ремарки? (С помощью ремарок Горький показывает нам состояние героев, их мысли и эмоции. Ярким примером является Лука: ремарки указывают на его неискренность, потайной смысл его слов, возникает вопрос: "А верит ли он сам в то, что говорит?" При разговоре с Анной Лука отвечает: "Мяли много, оттого и мягок. " Но Горький добавляет ремарку: "Смеётся дребезжащим смехом". Это признак лукавства, недоговорённости).

Данная работа Горького поднимает очень тяжелые и злободневные темы. Читатель погружается в атмосферу, где царят жестокие и бездушные законы. Здесь нет таких понятий, как любовь, радость, забота, сострадание, милосердие и великодушие. Они остались на высших ступенях, а это низ, самое дно. Кто-то попадает сюда по своей глупости и беспечности, а кто-то оказался здесь волей судьбы.

Теперь обездоленные люди вынуждены идти в ночлежку, потому как им больше негде жить. Люди, проживающие здесь, уже оказались на самом дне. Однако, на этом злоключения не заканчиваются, и даже здесь их никто не хочет оставить в покое. Хозяева, которые предоставляют им место, не отличаются сострадательностью и великодушием. У них свои правила и свое понимание жизни. Они думают только о том, как бы удовлетворить свои желания и поиздеваться над бедными людьми. Их абсолютно не волнует то, что жизнь уже их и так измотала.

Хозяева жизни думают, что они имеют право распоряжаться чужими судьбами, делать всё, что им вздумается. Они получили небольшую власть над своими квартирантами и думают, что могут руководить им как угодно. Эти хозяева забыли о том, что они являются только хозяевами ночлежки, из которой соорудили целое царство со своими порядками и законами.

Собственники этого царства являются супруги Костылев вместе со своей женой Василисой. Они всё обставили так, что все съемщики мест должны им полностью подчиняться. Эти герои полностью лишены человечности и сострадательности. Они всячески издеваются, ущемляют, унижают и добивают из без того измученных людей. Те, находясь в такой обстановке, еще больше разочаровываются в жизни.

Эти люди никогда не идут на уступки и не входят в положение бедняков, они пытаются вытрясти с них всё до копейки. Помимо этого, моральная атмосфера, которую создают хозяева, просто невыносимая.

Костылев пытается самоутвердиться за счет других, требует покорности и уважения, постоянно всех унижая. Василиса же даже родную сестру попрекает куском хлеба, для нее нет ничего святого. Эта женщина способна выкрутиться из любой ситуации и выставить всех виноватыми.

Хозяева – мерзкие люди, пользующиеся положением и проблемами других людей. На самом деле, они не хозяева жизни, а хозяева своего захолустья, в котором царят только бедность, хаос и всякого рода пороки.

Эти люди не способны на добрые дела и помощь другим. Вместо того, чтобы помочь им выбраться со дна, они загоняют их туда еще сильнее, лишая последней надежды.

Чем утешают себя герои?


Сочинение по литературе.

Чётко выраженный сюжет в пьесе отсутствует, и движущей силой становится противостояние общественных и философских воззрений персонажей. Между героями пьесы нередко возникают горячие споры.

Неприглядные картины, подобные тем, что изображены в пьесе Горького, можно встретить и более чем столетие спустя, в наши дни. Ничуть не устарели и образы героев пьесы, взятые драматургом век назад из современной ему действительности. Полные жизненной правды, эти образы ещё долго будут привлекать к произведению внимание читателей.

А сам Лука исчезает в самый решительный момент, когда людям нельзя помочь словами, а нужны только реальные дела.

Хотя многие сюжетные линии пьесы исчерпываются в третьем акте, М. Горький пишет и четвертый акт, который, как показала многолетняя практика постановки пьесы на многих сценах мира, воспринимается как самый важный. Когда- то даже А. П. Чехов усомнился в сценичности этого акта. Но зрительское напряжение всегда достигало кульминации именно в четвертом акте, где не происходит никаких событий, но где Сатин произносит свои знаменитые монологи о правде и лжи.

Отличительное своеобразие пьесы в том, что большая часть персонажей не играет роли в развитии драматургической интриги Костылёвы — Наташа — Пепел.

При желании можно было бы смоделировать такую драматургическую ситуацию, в которой все персонажи стали бы активными участниками главной сюжетной линии.

Герои пьесы объединены не столько действием, сколько, поначалу, местом проживания и образом жизни. Все они — ночлежники, хотя и разного социального происхождения.

Социальные различия принципиально важны для самих персонажей и составляют предмет их разговоров, но для автора важнее аспект филосовский, и он умело сводит к минимуму социальные противоречия между своими персонажами.

Ни одному из героев не удаётся воплотить свою пробудившуюся мечту в жизнь. В финале пьесы усиливается трагическое напряжение. И вновь каждый персонаж вносит свою лепту в выстраивание общего главного мотива. С приходом Луки Клещ и Татарин оттаивают. Клещ даром чинит гармонь Алёшке.

Хозяевам-мещанам, потерявшим все человеческое, противопоставлены босяки-ночлежники. Состав ночлежников пестрый: они пришли на “дно” разными путями, прожили каждый свою жизнь, они различны и по характеру, по убеждениям, и по силе желания вырваться из подвала. Но какими бы они ни были, они стоят по своим нравственным качествам неизмеримо выше хозяев ночлежки.

Здесь свои “короли” и подвластные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы общества преследуют человека от рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только у последних все гораздо обнаженнее, а отношения более дикие. И в этом обвинение строю и обществу! Жизнь здесь для нормального человека хуже каторги. Она толкает людей на преступления, черствость, бесчеловечность. Судьбы всех этих людей и само существование “дна” доказывает неправомерность капиталистического строя и служит разоблачением и грозным обвинением буржуазного мира.

В течение действий со сцены слышится ругань, происходят драки, герои говорят о своих несчастьях и о несчастьях других людей — в пьесе показаны самые страшные стороны жизни. Но, несмотря на это, атмосфера пьесы, настроение, которое она вызывает у зрителей, и с каким они уходят из театра, — оптимистичны. Зритель и человек видят среди этих отбросов общества людей изуродованных, но с чувством собственного достоинства, способных жить иной жизнью.

Горький со всей решительностью вскрывает в пьесе бессилие босяков, их непригодность для дела переустройства России. Каждый из ночлежки живет надеждами, но сделать что-нибудь, изменить свое плачевное положение не может в силу трагического стечения обстоятельств.

“К восстанию ради свободы труда они органически неспособны”, — говорил Горький позднее о героях пьесы. Более того, участие в восстании людей, подобных обитателям ночлежки, было бы дискредитацией самой идеи социалистического труда, а не анархический разгул отчаявшихся и разуверившихся в жизни людей.

В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденностью художественным мастерством показаны те ужасные условия жизни, которые толкают на “дно” ее, в “яму”. И тогда человек перестает быть человеком. Да разве ж это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева? Они утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких, никому не нужных существователей.

Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или умения бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности. Но виноваты и социальные условия. Это бала эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.

С самого начала пьесы, многое звучит как спор Горького с самим собой, со своей прежней идеализации босяков. В костылевской ночлежке свобода оказывается призрачной: опустившись на “дно”, люди не ушли от жизни, она настигает их. И прежнее горьковское желание — рассмотреть в босяках, люмпенах, людей, отторгнутых от нормальной человеческой жизни, прежде всего хорошее — также отступает на второй план. Эти люди жестоки друг к другу, жизнь сделала их такими. И эта жестокость проявляется, прежде всего, в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей, например, Насти, умирающей Анны, Клеща с его надеждой выбраться из ночлежки, начать новую жизнь, Барона, все достояние которого составляют воспоминания о былом величии рода и которому Настя бросает в ожесточении реплики: “Врешь, не было этого!”.

Обитатели “дна“ выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе.

Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель.

А ведь это люди, которые знали и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” — с горечью восклицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал сам Горький, наделял он им и своих героев.

Превосходная должность — быть на земле человеком!

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, —Честь безумцу, который навеетЧеловечеству сон золотой!
Лука дает понять, что может произойти с человеком, если у него отнимут надежду. Он рассказывает притчу о праведной земле. Один бедный человек собирался идти искать праведную землю. Он жил очень плохо, но не унывал, он мечтал уйти в эту праведную землю. А жил он в Сибири, там познакомился со ссыльным ученым. Он попросил показать ученого на карте, где она, эта земля. Но на карте ее не было, да и быть не могло. Человек от злости и обиды даже побил ученого, а потом ушел и повесился. Актер повторяет судьбу этого человека. Он узнал, что нет таких бесплатных лечебниц для больных алкоголизмом, и от отчаяния повесился. Мы понимаем, что Лука отдает себе отчет в том, что уход в мир иллюзий — это страшно, потому что возвращение в реальность будет болезненным и страшным. Главный вопрос, который пытается разрешить в этой пьесе драматург, — это вопрос, что же лучше: красивая ложь или страшная правда.

На дне

Главные действующие лица пьесы — люди, униженные судьбой, у которых нет будущего, но в чьих сердцах тлеет огонек надежды на лучшую жизнь.

Ее название передает социальное и моральное состояние героев, которые являются изгоями и падшими людьми, борющимися за свое право на жизнь.

Это пожилой странник, взгляды которого воздействуют на жителей ночлежки. Лука сострадает окружающим людям, утешает их, считая, что ложь во спасение способна замотивировать человека на конкретные действия.

Роль Луки в жизни жителей ночлежки велика, однако помощь героя неоднозначна, что отражает следующая таблица:

Главные герои произведения представлены в роли обитателей ночлежки, со своим мировоззрением и принципами. Философия персонажей состоит в смирении и покорности судьбе, которой уже не суждено стать лучше.

Описание их характеров и качеств составляет целый калейдоскоп, в котором переплелись жизни и судьбы самых разных людей.

Костылев

Костылев — владелец ночлежки, муж Василисы.

Скрывается за маской доброты, но легко поддается вспышкам гнева и агрессии,
меркантилен и во всем пытается найти личную выгоду.

Костылев

К жителям ночлежки относится с пренебрежением и жестокостью, считая, что они его пожизненные должники.

К супруге он относится не лучше, постоянно пытаясь поймать ее на измене с Пеплом. В итоге тот, подстрекаемый Василисой, убивает Костылева в завязавшейся драке.

Василиса

Василиса — супруга Костылева, холодная и расчетливая женщина

, склонная к жестокости и порокам, всегда и во всем находит выгоду.

Василиса

Она знает, чего хочет от жизни, и добивается этого любыми путями, подговаривая Пепла, с которым в прошлом имела интрижку, разделаться с ее пожилым мужем.

К собственной сестре испытывает лишь раздражение и зависть, вымещая на ней недовольство и злобу.

Наташа

Наташа — младшая сестра Василисы, терпящая от нее и ее мужа унижения и оскорбления. Васька старается оказывать ей всяческие знаки внимания, но в итоге понимает, что не в состоянии обеспечить ей достойную жизнь.

Наташа

Вскоре после смерти Костылева девушка пропадает без вести.

Васька Пепел

Пепел — беззаконник

, не раз отбывавший заключение в тюрьме за воровство. Ранее был в отношениях с супругой Костылева, Василисой, которые в самом начале пьесы сходят на нет.

Васька Пепел

После этого Васька начинает вовсю приударять за ее сестрой Наташей, обещая ей красивую новую и честную жизнь без бедности и горя. Но сбежать вместе им не суждено — Васька ввязывается в потасовку, в которой убивает Костылева, и снова попадает за решетку.

Лука— старик, сбежавший с каторги и пустившийся в странствия, чтобы помогать заблудшим душам. Жителям ночлежки он рассказывает небылицы и притчи и советует как нужно жить, пытаясь дать им силы и надежду.

Лука

Сложно сказать, положительный ли он герой или антигерой, ведь своими высказываниями и афоризмами он причинил больше вреда, чем пользы. Трудно понять, врал ли он намеренно или же просто старался успокоить и подбодрить соседей.

Актер

Актер — пьяница, чье прошлое связано с работой в театре. Проникшись рассказом Луки, который действует на него как лекарство, он начинает отчаянно копить деньги на поездку в мифический город, в котором его якобы смогут вылечить от пьянства.

Актер

Поняв, что это лишь обман, он начинает снова спасаться от безысходности пьянством и сводит счеты с жизнью.

Сатин

Сатин — алкоголик, зарабатывающий карточным мошенничеством. Отбыл тюремное заключение за убийство, но так и не смог встать на путь истины и честности.

Сатин

При всей своей образованности продолжает промышлять жульничеством.

Барон

Барон — бывший чиновник

, значение имени кроется в его дворянском происхождении. Состоит в отношениях с Настей, но относится к ней с пренебрежением, скидывая на нее свои обязанности и требуя денег на выпивку.

Барон

Его совершенно не волнуют ее чувства и то, откуда она берет деньги. Он воспринимает ее доброту и привязанность как должное.

Настя

Настя — девушка, зарабатывающая на хлеб непристойным образом. Встречается с Бароном и, несмотря на хамство и унижения с его стороны, продолжает спонсировать его пьянство и жаловаться на жизнь.

Настя

Ей нравится читать любовные романы, воображать себя их героиней и рассказывать соседям по ночлежке небылицы о своих прошлых романах.

Бубнов

Бубнов — бывший хозяин меховой мастерской, оставшийся после развода у разбитого корыта.

Бубнов

Не покидает надежд на возврат к нормальной жизни

и перебивается случайными заработками, занимаясь шитьем и продажей шапок.

Клещ — ремесленник, работающий слесарем, супруг Анны. Беспрестанно унижает, оскорбляет и избивает больную жену

, объясняет свои неудачи ее виной, и даже болезнь супруги не смогла смягчить его сердце.

Клещ

После смерти Анны ему приходится продать все свои инструменты для работы, чтобы на вырученные деньги организовать ей похороны. Это выбивает его из колеи и оставляет безо всяких перспектив на жизнь за пределами ночлежки.

Анна — жена Клеща, медленно и мучительно умирающая от чахотки.

Терпит побои и жестокое отношение мужа, считая их причиной своей болезни.

Анна

По мнению остальных постояльцев ночлежки, она является ненужной частью обстановки, зря занимающей место и мешающей спать своим кашлем.

Она до последнего надеется хоть на каплю сочувствия и доброты от супруга, но в муках и горе умирает от своей болезни.

Квашня

Квашня — продавщица пельменей, подвергавшаяся побоям и жестокости все восемь лет несчастливого брака.

Квашня

Становится женой милиционера Медведева, поверив в его обещания о мирной и спокойной жизни. Но после его ухода в пьянство начинает срываться и бить супруга.

Медведев

Медведев — милиционер, приходится родным дядей Василисе и Наташе. Пытается всячески завоевать внимание Квашни и сватается к ней, обещая, что не повторит ошибок ее бывшего супруга.

Татарин

Татарин — работает крючником и выступает в пьесе борцом за справедливость и соблюдение законов

, обличает жульнический промысел Сатина и Барона.

Татарин

По этой причине оказывается втянутым в драку с Кривым Зобом и, сломав руку, остается без работы.

Алешка

Алешка — пьянствующий сапожный мастер.

Любит развлекать соседей по ночлежке игрой на гармошке и пением.

Алешка

Частый гость милицейского отделения из-за пьянства и хулиганства.

Кривой Зоб

Кривой Зоб — грузчик по профессии, проводит досуг, распевая песни и играя в карты. На основе общего с Бароном и Сатиным увлечения, оправдывает их жульничество.

Кривой Зоб

Позже, из-за драки с Татариным, вступает в ссору с Медведевым.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Кто жил в ночлежках?

характеристика героев пьесы на дне

В чем заключается спасение?

судьбы героев пьесы на дне

Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

Кого винят обитатели ночлежки?

Что погубило жизни этих людей?

История создания пьесы

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров — она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона — В. Качалов, Луки — И. Москвин, Насти — О. Книппер, Наташи — М. Андреева.

Существовал ли шанс жить другой жизнью?

герои пьесы на дне таблица

Мнение Сатина

На дне

Главные действующие лица пьесы — люди, униженные судьбой, у которых нет будущего, но в чьих сердцах тлеет огонек надежды на лучшую жизнь.

Ее название передает социальное и моральное состояние героев, которые являются изгоями и падшими людьми, борющимися за свое право на жизнь.

Хозяева ночлежки

Костылев, зная о бедственном положении своих постояльцев, наживается на них. Жильцы ненавидят его за жадность, злой характер, двуличие. Прикидываясь честным человеком, он скупает похищенное имущество, дважды сдает своего подельника Ваську Пепла, за что того сажают в тюрьму.


Костылев показан в пьесе, как очень религиозный человек. Однако его религиозность — это страх божьей кары. Главной ценностью Костылева являются деньги. Только о них он мечтает, ради них готов на любой подлый поступок. Будучи хозяином ночлежки, имея деньги и власть, он не понимает, что сам находится на социальном дне.

Жена Костылева — Василиса Карповна, молодая девушка. Она идеально подходит своему мужу, такая же лживая, злая, хитрая и очень жадная на деньги. Хозяйка ночлежки — отрицательный персонаж, она терпит своего старого ненавистного ей мужа только из-за наследства.

Василиса мечтает, чтобы муж умер и оставил ей все свое состояние. Тогда бы она стала полновластной хозяйкой ночлежки и могла бы жить со своим любовником.

Она не знает, что такое нравственность, мораль. Все ее мысли только о деньгах, ради которых она готова нарушить закон. Ее натура жаждет власти. Она постоянно выказывает жестокость по отношению к своей сестре Наташе, бьет, кричит на нее. Ради мечты Василиса пытается уговорить своего любовника Ваську Пепла убить мужа. Но тот отказывается. Хотя впоследствии в ходе драки нечаянно убивает Костылева. Мечта Василисы сбывается, она получает то, о чем мечтала, но практически сразу же теряет, попав в тюрьму.

История создания пьесы

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров — она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона — В. Качалов, Луки — И. Москвин, Насти — О. Книппер, Наташи — М. Андреева.

Истории постояльцев

Васька Пепел — любовник Василисы. Его профессия — вор. Несмотря на свои преступные наклонности, он хочет покончить с этим, забрать Наташу, которую очень любит, и уехать с ней жить в Сибирь, чтобы там начать новую жизнь. В конце пьесы он случайно убивает хозяина ночлежки — Костылева и его сажают в тюрьму. Все его мечты рушатся.

Наташа — добрая, хорошая девушка, сестра Василисы. Она терпит издевательства и побои от сестры и ее мужа. Мечтает, что кто-нибудь приедет и увезет ее из ночлежки. Однако ее мечтам не суждено будет сбыться. Она пропадет.

Бубнов, Сатин, Актер и Лука

До того как попасть в ночлежку, Бубнов был владельцем красильной мастерской. В силу жизненных обстоятельств он был вынужден оставить мастерскую, жена уходит от него. Бубнов — фаталист, он считает, что человек ничего не может изменить в своей жизни и вынужден плыть по течению, опускаясь постепенно на самое дно, поэтому он живет в долг, занимая постоянно деньги, пьет не останавливаясь и не пытается изменить свою жизнь к лучшему.

У Бубнова нет мечты, из-за этого он всех ненавидит, говорит людям все, что о них думает, нисколько не жалея, если обижает их своими злыми словами.

Следующий обитатель ночлежки — Сатин. У него своя жизненная философия: он считает, что труд не должен тяготить человека, надо делать все в свое удовольствие, любит спорить. Ему безразлична своя жизнь, он спивается и скатывается на самое дно.

Еще один постоялец — Актер, человек безвольный, слабохарактерный, мечтатель. Он так же, как и все, спивается. Когда Лука рассказывает ему о лечебнице, тот начинает мечтать, что накопит денег и отправится туда. Но когда Актер исчезает, то кончает жизнь самоубийством, так как понимает, что самостоятельно выбраться из нищеты у него не получится.

Пожилой странник Лука, который приходит в ночлежку, пытается вселить в ее обитателей веру, надежду на светлое будущее. Он мечтает об одном — оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.

Клещ и Анна

Андрей Митрич Клещ оказывается в ночлежке из-за своей жены Анны, так как та больна и ей нужны лекарства. В начале пьесы он работает слесарем и мечтает, что в его жизни все еще устроится, и он вновь поднимется со дна, но, как и все постояльцы, спивается и теряет работу.

Бедная жена Клеща Анна тяжело больна. Она мечтает лишь об одном: что на том свете ей будет лучше и она отдохнет от всех несчастий, что были с ней на земле.

Барон и Настя

Предыстория жизни Барона — у него когда-то было положение в обществе, деньги. Но из-за страсти к азартным играм он потерял все. Он мечтает вернуть себе былую жизнь, деньги, однако, понимает, что это невозможно. У него любовные отношения с Настей, которая содержит его.

Квашня и Алешка

Квашня — женщина, торгующая пельменями. Она мечтает найти себе мужа и жить в достатке, чтобы не нуждаться. На дно ее привело то, что бывший муж избивал ее. В конце пьесы ее мечта сбывается, он находит себе мужа — полицейского Медведева.

Последний житель ночлежки — Алешка. Он веселый, беззаботный парень, любящий алкоголь, который ни к чему не стремится, ничего в жизни не хочет, ничем не занимается.

Все их попытки наладить жизнь, чтобы жить лучше, разбиваются о жестокую реальность. Они верят Луке, который дарит им надежды на лучшую жизнь. Но практически все пьют, чтобы не видеть то, что их окружает, и поэтому ведут себя пассивно, то есть не прикладывают никаких усилий, чтобы подняться со дна.

Обитатели ночлежки — представители два жизни, бродяги, которые выброшены обществом на дно и которые обществу не нужны.

Горький показывает, что люди оказываются на дне разными путями:

  • Сатин — после тюрьмы,
  • Актер спился,
  • Клещ из-за болезни жены,
  • Барон разорился,
  • Пепел потому, что он потомственный вор.

Причины, приведшие людей к такому состоянию, не утратили своей актуальности. Таким образом, причины конфликта этих людей и действительности различны.

По-разному относятся обитатели ночлежки к своему положению, к тому, что сама действительность такова, что выталкивает их на дно и держит там. Одни примирились с действительностью:

  • Наташа (мечты заменяют реальную жизнь),
  • Барон (жизнь заменена воспоминаниями о прошлом).

Другие тяжело переживают свое состояние, надеются или мечтают изменить ее (Наташа, Пепел, Актер).

Но ни первые, ни вторые не знают, как можно вырваться отсюда. Современное прочтение пьесы позволяет сказать, что отношение человека к своему положению определяет его отношение к действительности.

Поэтому очень важна третья группа героев — Сатин и Лука,- именно они как бы знают, что надо делать. Смысл образов Сатина и Луки и в том, что здесь образуется еще

один конфликт — конфликт между истиной и состраданием, между правдой и ложью во спасение.

Главные герои

Костылев Михаил Иванович

Михаил Иванович Костылев — содержатель ночлежки. Ему 54 года. Это лживый, двуличный человек. Он хочет казаться честным, но тайно скупает и продаёт краденые вещи. Костылев очень жаден, наживается на обездоленных людях и краденых вещах. Он грубо обращается с женой и её сестрой, но ему приходится заискивать перед Пеплом, да и перед другими обитателями ночлежки, знающими о его нечестных делах.

Костылева Василиса Карповна

Наташа

Наташа — 20-летняя сестра Василисы Карповны, хорошая, добрая девушка. Ей очень тяжело живётся в семье Костылевых, хозяева ночлежки над ней издеваются, бьют, но девушке некуда идти от них. Когда Пепел предлагает ей уехать вместе в Сибирь, она отказывается, так как не любит его. Но по совету Луки Наташа всё же соглашается стать женой Пепла. Когда Васька случайно убил Костылева и выставил Василису своей сообщницей, чтобы отомстить ей, Наташа поверила, что они состояли в сговоре. Перед убийством Костылева хозяева ночлежки били Наташу и опрокинули на неё самовар. С ожогами девушка попала в больницу, в ночлежку она больше не вернулась.

Медведев Абрам Иванович

Абрам Иванович Медведев — 50-летний дядя Василисы и Наташи, служащий участковым полицейским. Он ухаживает за Квашнёй, живущей в ночлежке, но та отказывается выйти за него замуж.

Он, зная, что Костылевы имеют общие дела с вором Пеплом, не пресекает их беззаконные действия. В конце пьесы Медведева уволили со службы, вероятно, за недобросовестное отношение к работе. Он женился на Квашне, которая за пьянство стала его бить.

Васька Пепел

Так случайность не позволила Пеплу изменить свою жизнь, а ведь он хотел так жить, чтобы мог сам себя уважать.

Клещ Андрей Митрич

Андрей Митрич Клещ — 40-летний слесарь. Он уже полгода вместе с женой Анной живёт в ночлежке. Клещ трудолюбив, не уважает тех, кто не работает, мечтает вырваться из нищеты. Он ненавидит всех обитателей ночлежки и свою жену, к которой стал относиться ещё хуже после того, как она заболела. Клещ ставит себя выше всех окружающих, так как у него есть ремесло. Но после смерти жены ему приходится, чтобы похоронить её, продать свои инструменты. Он не может сейчас работать и постепенно примиряется с жизнью в ночлежке.

Анна — жена Клеща. Эта 30-летняя женщина очень больна. Чахотка довела её до того, что она еле вставала с постели. Анна уверена, что заболела из-за того, что, живя с мужем, всё время терпела от него обиды и побои. Но всё же, несмотря на такое отношение, она не переставала о нём заботиться.

Настя

Настя — девица 24 лет, живёт она в ночлежке, занимается проституцией, сожительствует с Бароном, тоже живущим в ночлежке. По его мнению, она добрая, но глупая. Настя даёт ему деньги на выпивку, терпит пренебрежительное отношение этого обедневшего дворянина. Девушка очень чувствительна, плачет от жалости к героям книг, читает она только романы о любви. Настя сочинила историю о любви и рассказывает, что в её жизни была настоящая любовь. Девушка тяготится своей нынешней жизнью и надеется уйти из ночлежки.

Квашня

Квашня — женщина лет под 40, торговка пельменями, живёт в ночлежке. За ней ухаживает полицейский Медведев, но она не хочет с ним венчаться. 8 лет Квашня была замужем, супруг её бил. Оставшись вдовой, она не хочет вновь выходить замуж, но всё же в конце пьесы Квашня стала женой Медведева, понадеявшись на его помощь в нелёгкой жизни. Но Медведев увлёкся выпивкой, и Квашня за это стала его бить.

Бубнов

Бубнов — бывший картузник, ему 45 лет. Сейчас он живёт в ночлежке и со своим положением смирился. Этот спокойный человек хорошо разбирается в людях, так как имеет достаточный жизненный опыт. Но он никогда не даёт советов, поскольку не склонен взваливать на себя ответственность за чужую судьбу.

Подробная характеристика Бубнова здесь.

Барон

Барон — 33-летний обитатель ночлежки. По происхождению он дворянин, из-за этого и получил своё прозвище. Весь свой капитал он растратил, затем, служа в казённой палате, растратил деньги и отсидел за это в тюрьме. Этот образованный человек стал пьяницей, у него нет документов. Он состоит в любовной связи с Настей, пренебрежительно к ней относится из-за её простого происхождения. Барон не только высокомерен, но и неблагодарен — берёт у Насти деньги на выпивку, но называет девушку мразью. В жизни он ничего хорошего для себя уже не ждёт.

Сатин Константин

Сатин высокопарно говорит о Человеке, о правде, но сам живёт за счёт обмана, шулерства и равнодушен к людям.

Подробная характеристика Константина Сатина здесь.

Актёр

Актёр — слабохарактерный, нервный человек. Ему около 40 лет, он бывший артист. Пристрастившись к алкоголю, Актёр потерял работу, дом, своих близких людей и даже своё имя. У него стала плохая память, пьянство подорвало его здоровье, о чём он постоянно сообщает почему-то с гордостью.

Почувствовав поддержку со стороны странника Луки, Актёр воспрянул духом. Он поверил, что его смогут излечить от алкоголизма, и стал копить деньги на поездку в город, где есть такая клиника, начал даже работать, чтобы собрать деньги на поездку. Когда Лука исчез из ночлежки, так и не сообщив, в каком городе находится эта клиника, Актёр решил, что жизнь его кончена, и повесился.

Подробная характеристика Актёра здесь.

Лука — 60-летний странник, остановившийся в ночлежке на отдых. Он пробирается на Украину, где, по слухам, открыли новую веру.

Утешительные речи Луки помогают обитателям ночлежки смириться с пустым, безрадостным существованием в надежде на то, что впереди у них лучшая жизнь.

Подробная характеристика Луки здесь.

Основной сюжет произведения

Читайте также: