Свидетельство о допуске к определенному виду работ

Обновлено: 28.05.2024

Правовой департамент Минстроя России сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что саморегулируемая организация в области архитектурно-строительного проектирования - это некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих подготовку проектной документации по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Кодекса архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно части 1 статьи 41 Кодекса подготовка документации по планировке территории, к которой относятся проект планировки территории и проект межевания территории, осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Для подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу не требуется членство в саморегулируемой организации в сфере архитектурно-строительного проектирования.

Вышеприведенные положения следует принимать во внимание при рассмотрении обращений, поступающих в НОПРИЗ.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора Правового департамента А.Н.ЕВДОКИМОВ

Письмом от 20 июня 2018 года № 26459-ХМ/08 Минстрой России признал обследование строительных конструкций зданий и сооружений видом работ по архитектурно-строительному проектированию.

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 20 июня 2018 г. N 26459-ХМ/08

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело письмо и по поставленному в письме вопросу, взамен направленных ранее писем Минстроя России от 16 сентября 2016 г., от 27 марта 2018 г. N 12341-АБ/08, от 11 апреля 2018 г. N 14540 АБ/08, сообщает следующее.

В соответствии с Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о выполнении инженерных изыскании, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено ГрК РФ.

В ГрК РФ перечислены случаи, при которых членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий не требуется.

В соответствии с Перечнем видов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (далее - Перечень) вид работ "Обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций" является специальным видом инженерных изысканий.

Вместе с тем, согласно Правилам обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений СП 13-102-2003, обследование - это комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность объектов обследования и определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации или необходимость восстановления и усиления.

Согласно "ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (далее - ГОСТ) обследование технического состояния здания (сооружения): комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.

Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений позволяют объективно оценить техническое состояние, фактическую несущую способность конструкций и, в случае необходимости, принять обоснованные технические решения по ремонтно-восстановительным мероприятиям или способам усилений. Обследование дает констатацию того или иного факта, а также рекомендует те или иные способы восстановления строительных конструкций зданий и сооружений.

ГОСТ предусмотрено, что результаты обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений в виде соответствующих заключений должны содержать достаточные данные для принятия обоснованного решения по реализации целей проведения обследования или мониторинга.

Следовательно, результаты обследования, содержащиеся в заключении, служат исходными данными для подготовки задания на проектирование зданий и сооружений и подлежат рассмотрению в составе проектной документации, направляемой на экспертизу.

На основании изложенного можно сделать однозначный вывод о том, что процесс обследования строительных конструкций зданий и сооружений представляет собой единое целое с процессом проектирования как реконструируемых, так и вновь возводимых объектов капитального строительства, а, значит, и работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений должны выполняться и выполняются в настоящее время проектными организациями, являющимися членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.

Кроме того, специалистов по грунтам и основаниям зданий и сооружений готовят геологические факультеты строительных вузов или специализированные горные институты.

Таким образом, по мнению Минстроя России, работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений относятся к видам работ по архитектурно-строительному проектированию.

Следует обратить внимание, что в соответствии с Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Х.Д.МАВЛИЯРОВ

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Минстрой России отзывает письмо Минстроя России от 20 июня 2018 г. № 26459-ХМ/08 и информирует, что оно не может быть применено в качестве руководства при осуществлении Национальным объединением изыскателей и проектировщиков своей деятельности.

Частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее - договор подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено частью 2.1 статьи 47 Кодекса.

С учетом изложенного, работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, выполняемых по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, могут выполняться только членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.

Л.О. Ставицкий

Вопрос от 29.04.2021:

Прошу разъяснить, требуется ли организации членство в СРО для проведения обследования дымовых труб газовых котельных (если да, то в каком - в СРО в области архитектурно-строительного проектирования или в СРО в области инженерных изысканий).

Согласно части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для выполнения работ по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим для выполнения инженерных изысканий в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Кодекса здания и сооружения являются объектами капитального строительства.

Следует учитывать, что согласно частям 6 и 7 статьи 55.24 Кодекса в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должен обеспечиваться в том числе эксплуатационный контроль за их техническим состоянием путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения (в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и соответствия требованиям технических регламентов, проектной документации).

При этом к лицам, выполняющим работы по техническому обслуживанию зданий, сооружений и эксплуатационному контролю за их техническим состоянием, требование о членстве в саморегулируемой организации соответствующего вида Кодексом не установлено.

По вопросам заключения договоров, обращайтесь:

Функции контроля и управления строительной отраслью были переданы от государственных органов саморегулируемым организациям с начала 2010 года. Это стало результатом вступления в силу принятого в июле 2007 года №315-ФЗ.

Ключевым положением нового Федерального закона заслуженно считает введение допусков СРО на отдельные виды работ. Их исчерпывающий перечень был установлен Приказом Минрегиона, выпущенным 30.12.2009 года под №624. Сформированная таким образом система допусков существовала до середины 2017 года, когда была заменена на новую, утвержденную №372-ФЗ.

Виды действующих СРО

Упомянутый выше Приказ №624, содержащий список работ, для производства которых нужно было оформить допуск СРО, предусматривал их разделение на 3 категории. Они совпадали с типами саморегулируемых организаций, созданных по итогам введения в действие №315-ФЗ, а именно:

  • строительные;
  • проектные;
  • инженерно-изыскательские.

Каждый тип профобъединения выдавал допуски на определенные виды работ СРО. Поэтому при желании одновременно выполнять и изыскания, и разработку проекта, и возведение объекта участнику рынка требовалось вступать сразу в три СРО.

Изображение 1

Дарим специалистов для вступления на 1 год!

Перечень инженерно-изыскательских работ с СРО

Самый короткий перечень работ Приказ №624 предусматривал для профобъединений изыскателей. Он включал несколько категорий, которые разделялись по видам осуществляемых изысканий.

Инженерно-геодезические

Эта группа работ содержит самые востребованные и широко применяемые инженерные изыскания. К ним относятся:

  1. Построение опорных геодезических сетей, используемых для привязки объекта.
  2. Наблюдение и контроль над состоянием, величиной усадки и наличием деформаций строительных конструкций и частей зданий, а также сооружений в целом.
  3. Вычисление величины подвижки грунтов и определение уровня опасности подобных процессов.
  4. Создание, корректировка и утверждение топосхем и планов в масштабе от 1:200 до 1:5000.
  5. Проведение инженерно-топографической съемки сооружений и коммуникаций, расположенных под землей.
  6. Трассирование линейных объектов, как вновь возводимых, так и существующих.
  7. Исполнительная топографическая и геодезическая съемка, выполняемая в процессе строительства, реконструкции и, при необходимости, капитального ремонта.

Инженерно-геологические

Ранее действовавшие правила работы изыскательских СРО предусматривали выдачу допусков на такие виды инженерно-геологических работ:

  1. Создание геоподосновы, масштаб которой находится в пределах от 1:5000 до 1:25000.
  2. Исследование и изучение горных выработок, включая проводимые при этом обследования образцов подземной воды и грунтов.
  3. Исследование потенциально опасных природных процессов, которые происходят в местах существующих горных выработок и имеют геологический характер. Разработка комплекса мероприятий, направленных на инженерную защиту объектов.
  4. Осуществление разнообразных исследований и испытаний, связанных с гидрогеологией, геокриологией и геофизикой, которые направлены на удовлетворение потребностей различных отраслей горнодобывающей промышленности.
  5. Изучение сейсмических характеристик района, где расположены или планируется строительство промышленных объектов.

Инженерно-гидрометеорологические

Целью проведения инженерно-гидрометеорологических изысканий выступает исследование и определение основных характеристик и параметров расположенных в месте предполагаемого строительства водных объектов. Указанные работы являются достаточно специфическими и требуют соответствующей квалификации и подготовки.

К числу наиболее востребованных из них относятся наблюдения и сбор данных о происходящих в водных объектах процессов и связанных с ними явлений, а также последующий анализ собранных сведений. В отдельную категорию выделены работы, связанные с изучением ледового режима местности, а кроме того, исследования очертаний и происходящих деформаций прибрежной территории и берегов.

Инженерно-экологические

Название данной категории изысканий красноречиво показывает основную их направленность - изучение экологических свойств и характеристики местности предполагаемого строительства, а также прогнозирование последствий эксплуатации возведенного объекта. В число инженерно-экологических работ входят следующие виды изысканий:

  1. Различные виды съемки местности с целью получения данных о ее экологических параметрах.
  2. Осуществление натурных замеров состояния воздуха, грунтов, воды с целью выявления посторонних примесей и загрязнений.
  3. Сбор образцов грунта, воздуха, подземной и грунтовой воды и их последующее исследование на предмет наличия загрязнений, вредных примесей и т.д.
  4. Определение источников загрязнений природных ресурсов.
  5. Анализ полученных в ходе сбора сведений данных и прогнозирование влияния строительства и эксплуатации объекта на состояние окружающей среды с точки зрения экологии.

Инженерно-геотехнические

Отдельная категория инженерных изысканий, направленная на изучение свойств и параметров территории предполагаемого строительства или места размещения существующих объектов. Для выполнения подобных работ также требовалось оформление допуска профильной СРО.

Исследования грунтов

Изыскания, целью которых является сбор сведений о свойствах и характеристиках грунтов в месте будущего строительства, заслуженно относятся к числу наиболее востребованных инженерных работ. Это объясняется тем, что от полученных результатов в серьезной степени зависит выбор подходящего типа фундамента и его конструктивные и технологические особенности.

Перечень видов работ СРО проектирование

Несмотря на то, что полный перечень работ, для осуществления которых требовалось получить допуск проектной СРО, представляет собой длинный и весьма внушительный список, указанные виды деятельности можно разделить на несколько категорий. В их число входят:

  1. Разработка СПОС, а также отдельных составных частей, включая генплан стройплощадки и отдельные ПОСы на капитальные строения, сооружения и линейные объекты.
  2. Принятие и документальное воплощение решений, конструктивных и архитектурных, составляющих важную и обязательную часть любого проекта.
  3. Разработка отдельных разделов, касающихся инженерных сетей, как наружных, так и внутренних.
  4. Принятие и документальное воплощение технологических решений, связанных с функциональным назначением постройки. По этому параметру сооружения и здания делятся на жилые, промышленные, общественные, административные, гидротехнические, инфраструктурные и т.д.
  5. Создание специальных разделов проектной документации. Речь в этом случае идет о разработке таких документов, как экологическая декларация, расчет пожарных рисков, комплекс мероприятия по ГО, план ликвидации аварии и т.д. Перечень необходимой документации определяется функциональным назначением объекта и его эксплуатационными параметрами.
  6. Обследование материалов, конструкций, частей и элементов зданий.

Для получение актуальной информации кому нужно вступать в СРО и актуальный перечень работ — оставьте заявку и наши специалисты бесплатно проконсультируют вас!

Перечень видов работ по строительству СРО

Наиболее серьезный объем Приказа №624 представляли собой виды работ требующие сро в строительстве, относящиеся к профессиональным объединениям строителей и требующие получения допуска при вступлении в саморегулируемые организации этого профиля. Наиболее важные и крупные позиции списка выглядели следующим образом:

  1. Геодезические. Производятся на стройплощадке. Фактически, мало отличаются от описанных выше в перечне инженерно-изыскательских работ.
  2. Подготовительные. Предусматривают разборку зданий и сооружений, демонтаж отдельных конструкций и частей строений. К подготовительным относятся также работы по возведению временных зданий и объектов, например. подкрановых путей, городков для рабочих, инвентарных лесов и т.д. Выполняются до начала основных работ.
  3. Земляные. К данному типу относятся действия по выемке, перевозке или перемещению грунтов, а также мероприятия, связанные с уплотнением земли, замораживанием или водопонижением.
  4. Бурение скважин. Включают как устройство обычной скважины на воду, так и возведение скважин для добычи энергоресурсов.
  5. Свайные. Таковыми считаются работы не только по устройству свайных фундаментов, но и укреплению грунтов, например, береговых.
  6. Монолитные ж/б и бетонные. Представляют собой длинный список разнообразных работ по заливке бетона в строительные конструкции непосредственно на объекте. К группе относятся также подготовительные и сопутствующие работы, предусмотренные технологией, например, устройство опалубки, укладка армирования и т.д.
  7. Сборные железобетонные. Содержат работы по монтажу ЖБК, произведенных в заводских условиях. Это может быть устройство самых разных частей и элементов здания, например, фундаментов, перекрытий и покрытий, стен, шахт лифта и т.д.
  8. Буровзрывные. Целью их выполнения выступает демонтаж и разборка различных сооружений, когда использование других методов и технологий нецелесообразно.
  9. Каменные. К этому типу относятся разные виды кладки с применением кирпича, блоков и искусственного камня.
  10. Монтажные (металл). Представляют собой внушительный перечень работ по монтажу металлических конструкций, которые могут быть классифицированы по функциональному назначению строящихся объектов, например, резервуары, телевизионные вышки, мачты ЛЭП и т.д.
  11. Монтажные (дерево). Включают работы по монтажу элементов и конструкций из древесины и продуктов ее переработки.
  12. Изоляционно-защитные. Основной задачей, которую необходимо решить при выполнении данной группы работ, является увеличение различных параметров строительных материалов и конструкций, например, водостойкости, устойчивости к коррозии и т.д.
  13. Кровельные. Состоят из работы, направленных на устройство различного вида кровель - наличных, рулонных и из листовых или штучных материалов.
  14. Фасадные. Представляют собой работы по наружной облицовке стен, в том числе с созданием вентилируемого фасада.
  15. Внутренние сети. Работы по прокладке и разборке различных систем жизнеобеспечения здания.
  16. Устройство сетей наружного водоснабжения.
  17. Прокладка наружных канализационных сетей.
  18. Выполнение наружного теплоснабжения здания.
  19. Устройство наружной системы газоснабжения.
  20. Устройство системы наружного электроснабжения.
  21. Прокладка коммуникационных систем связи.
  22. Строительство объектов, используемых в нефте- и газодобывающей промышленности для хранения и транспортировки.
  23. Монтажные. Представляют собой работы по установке технологического оборудования на промышленных предприятиях и различных инфраструктурных объектах.
  24. Пуско-наладка. Комплекс мероприятий, целью которых выступает проверка и испытание эффективности и работоспособности смонтированного технологического оборудования.
  25. Строительство объектов инфраструктуры, относящихся к автомобильному и авиатранспорту.
  26. Устройство рельсовых путей для трамвайного и железнодорожного подвижного состава.
  27. Возведение объектов метрополитена.
  28. Возведение объектом горнодобывающей промышленности, включая горные выработки и шахты.
  29. Строительство объектов, относящихся к транспортной инфраструктуре.
  30. Водолазные и гидротехнические.
  31. Возведение дымовых труб и промышленных печей.
  32. Осуществление строительного контроля на объектах различной сложности.
  33. Выполнение функций генерального подрядчика при возведении разнообразных объектов.

Новый закон о СРО №372-ФЗ

В число главных нововведений, вступивших в силу после 1 июля 2017 года и связанных с №372-ФЗ, входит отмена допусков СРО, оформляемых ранее на отдельные виды работ. Поэтому установленный Приказом №624 перечень перестал действовать.

Сегодня обязанность вступления в профильную СРО определяется совершенно по другим принципам и правилам. Членство в профессиональном объединении требуется для тех подрядчиков, проектировщиков и изыскателей, которые планируют осуществлять следующие виды деятельности:

  • участие в госзакупках, которые осуществляются по №223-ФЗ или №44-ФЗ;
  • заключение прямых договоров с инвесторами, застройщиками, организациями, занимающимися эксплуатаций зданий, и техзаказчиками;
  • участие в федеральных программах путем сотрудничества с региональными операторами;
  • подписание договора подряда или генерального подряда, стоимость работ по которому составляет 3 млн. рублей и выше;
  • совмещение функций застройщика с выполнением работ по изысканиям, проектированию или возведению построек.

В соответствии с положениями №372-ФЗ вступать в СРО не нужно следующим участникам рынка в строительной сфере:

Правовой департамент Минстроя России сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что саморегулируемая организация в области архитектурно-строительного проектирования - это некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих подготовку проектной документации по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Кодекса архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно части 1 статьи 41 Кодекса подготовка документации по планировке территории, к которой относятся проект планировки территории и проект межевания территории, осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Для подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу не требуется членство в саморегулируемой организации в сфере архитектурно-строительного проектирования.

Вышеприведенные положения следует принимать во внимание при рассмотрении обращений, поступающих в НОПРИЗ.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора Правового департамента А.Н.ЕВДОКИМОВ

Письмом от 20 июня 2018 года № 26459-ХМ/08 Минстрой России признал обследование строительных конструкций зданий и сооружений видом работ по архитектурно-строительному проектированию.

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 20 июня 2018 г. N 26459-ХМ/08

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело письмо и по поставленному в письме вопросу, взамен направленных ранее писем Минстроя России от 16 сентября 2016 г., от 27 марта 2018 г. N 12341-АБ/08, от 11 апреля 2018 г. N 14540 АБ/08, сообщает следующее.

В соответствии с Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о выполнении инженерных изыскании, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено ГрК РФ.

В ГрК РФ перечислены случаи, при которых членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий не требуется.

В соответствии с Перечнем видов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (далее - Перечень) вид работ "Обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций" является специальным видом инженерных изысканий.

Вместе с тем, согласно Правилам обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений СП 13-102-2003, обследование - это комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность объектов обследования и определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации или необходимость восстановления и усиления.

Согласно "ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (далее - ГОСТ) обследование технического состояния здания (сооружения): комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.

Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений позволяют объективно оценить техническое состояние, фактическую несущую способность конструкций и, в случае необходимости, принять обоснованные технические решения по ремонтно-восстановительным мероприятиям или способам усилений. Обследование дает констатацию того или иного факта, а также рекомендует те или иные способы восстановления строительных конструкций зданий и сооружений.

ГОСТ предусмотрено, что результаты обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений в виде соответствующих заключений должны содержать достаточные данные для принятия обоснованного решения по реализации целей проведения обследования или мониторинга.

Следовательно, результаты обследования, содержащиеся в заключении, служат исходными данными для подготовки задания на проектирование зданий и сооружений и подлежат рассмотрению в составе проектной документации, направляемой на экспертизу.

На основании изложенного можно сделать однозначный вывод о том, что процесс обследования строительных конструкций зданий и сооружений представляет собой единое целое с процессом проектирования как реконструируемых, так и вновь возводимых объектов капитального строительства, а, значит, и работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений должны выполняться и выполняются в настоящее время проектными организациями, являющимися членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.

Кроме того, специалистов по грунтам и основаниям зданий и сооружений готовят геологические факультеты строительных вузов или специализированные горные институты.

Таким образом, по мнению Минстроя России, работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений относятся к видам работ по архитектурно-строительному проектированию.

Следует обратить внимание, что в соответствии с Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Х.Д.МАВЛИЯРОВ

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Минстрой России отзывает письмо Минстроя России от 20 июня 2018 г. № 26459-ХМ/08 и информирует, что оно не может быть применено в качестве руководства при осуществлении Национальным объединением изыскателей и проектировщиков своей деятельности.

Частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее - договор подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено частью 2.1 статьи 47 Кодекса.

С учетом изложенного, работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, выполняемых по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, могут выполняться только членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.

Л.О. Ставицкий

Вопрос от 29.04.2021:

Прошу разъяснить, требуется ли организации членство в СРО для проведения обследования дымовых труб газовых котельных (если да, то в каком - в СРО в области архитектурно-строительного проектирования или в СРО в области инженерных изысканий).

Согласно части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для выполнения работ по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим для выполнения инженерных изысканий в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Кодекса здания и сооружения являются объектами капитального строительства.

Следует учитывать, что согласно частям 6 и 7 статьи 55.24 Кодекса в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должен обеспечиваться в том числе эксплуатационный контроль за их техническим состоянием путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения (в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и соответствия требованиям технических регламентов, проектной документации).

При этом к лицам, выполняющим работы по техническому обслуживанию зданий, сооружений и эксплуатационному контролю за их техническим состоянием, требование о членстве в саморегулируемой организации соответствующего вида Кодексом не установлено.

По вопросам заключения договоров, обращайтесь:

Читайте также: