Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе протокол шмо

Обновлено: 28.04.2024

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цели

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя “Технологии”. Тесные контакты школ с МУК, предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе

Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе

заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации образовательного процесса, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
  • создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  • организация системы повышения квалификации классных руководителей , учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей , учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
  • организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки (“Твоя профессиональная карьера”) и профильного обучения (“Технология профессионального успеха”).

Выполняющие рекомендации координатора:

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощьпедагогу- психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отрослям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

Педагог социальный:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог- психолог:

  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  • создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник:

  • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
  • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Направления и формы работы.

  • Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися.
  • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися

  • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры
  • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  • Анкетирование
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

  • проведение родительских собраний, (общешкольных., классных);
  • лектории для родителей;
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

Как оценивать эффективность профориентации школьников

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
  • Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
  • Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
  • В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
  • Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения

Презентация на тему: " ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе Координатор деятельности : зам." — Транскрипт:

2 Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе Координатор деятельности : зам. директора по ВР – Смыцкий Г.В. 1.Планирование работы пед. коллектива по формированию и готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению; 2.Поддержание связи школы-интерната с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся; 3.Выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за самоопределение школьников, с целью согласования и координации и деятельности; 4.Консультация воспитателей по организации системы воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся; 5.Осуществление контролирующих функций воспитателей по управлению профессионального самоопределения учащихся.

3 Психолог школы: Бородина Е.А. 1.Изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; 2.Осуществляет мониторинг готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению; 3.Проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; 4.Психоконсультирование для родителей, педагогов на тему выбора; 5.Оказывает помощь классным руководителям в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся; 6.Создает базу данных по проф. диагностике.

4 Соц. педагог школы: Жеребная Г.П. Жеребная Г.П. 1.Способствует формированию у учащихся с ОВЗ – адекватной самооценки; 2.Оказывает педагогическую поддержку детям группы риска и учащимся с ОВЗ в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; 3.Консультации учащимся, педагогам и родителям, по социальному вопросу; 4.Оказывает помощь классным руководителям в анализе и оценке социальных факторов затрудняющий процесс самоопределения школьника; 5.Осуществляет постинтернатское сопровождение детей с ОВЗ.

5 Медицинские работники 1.Способствуют формированию у учащихся установки на здоровый образ жизни; 2.Проводят беседы с учащимися о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; 3.Оказывают консультации о проблеме влияния здоровья на профессиональную карьеру для детей с ОВЗ; 4.Оказывают помощь классным руководителям, психологу, соц. педагогу в анализе деятельности у учащихся с ОВЗ.

7 Учителя - предметники 1.Способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся с ОВЗ, через проектную деятельность, деловые игры, предметные недели, факультативы, домашние сочинения и т.д.; 2.Формируют у учащихся обще-трудовые, профессионально – важные навыки; 3.Способствуют формированию у учащихся с ОВЗ адекватной самооценки; 4.Адаптируют учебные программы, в зависимости от особенностей учащихся с ОВЗ.

8 Библиотекарь школы – Печенкина Л.А. 1.Подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии и профориентационной работе; 2.Рекомендует литературу помогающую в выборе профессии; 3.Организует выставки книг о профессии.

9 Показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения Для 9 классов: 1.Знание своих склонностей и способностей, индивидуальных качеств; 2.Владение способами самодиагностики и саморазвития; 3.Знание многообразие мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями; 4.Понимание специфики профильного обучения, его значение для профессионального самоопределения; 5.Заинтересованность в получении знаний, положительное отношение к обучению с избранной профессией; 6.Осознанная мотивация на профильное обучение; 7.Адекватная самооценка; 8.Проявление волевых усилий, достижение поставленных профессионально – ориентированных целей; 9.Проявление своего творческого потенциала, коммунникативности и самостоятельности по интересующим профессионально – значимым учебным дисциплинам.

10 Показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения Для 10 классов: 1.Знание своих склонностей и способностей, индивидуальных качеств; 2.Владение способами самодиагностики и саморазвития; 3.Знание предметной стороны профессиональной деятельности, общих и специальных профессионально – важных качеств; 4.Устойчивые познавательные интересы; 5.Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости к избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии, системе ценостных ориентаций); 6.Адекватная самооценка; 7.Ориентация на творчество; 8.Стремление к совершенствованию своих профессионально-важных качеств.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

· выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

· получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для выбора профиля обучения;

· обеспечение вариативности профильного обучения;

· выработка системы сотрудничества средней и старшей ступени школы для профессионального образования, а также с предприятиями округа и города;

· оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Аспекты профориентационной работы:

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы и реализуемые задачи профориентационной работы в школе:

- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- психологическое информирование о собственных интересах и возможностях;

- уточнение и формирование индивидуального профессионального маршрута в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;

- групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

10-11 классы:

- формирование профессиональных качеств в избранном виде труда;

- корректировка профессиональных планов;

- оценка готовности к избранной деятельности.

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно- полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

Планы работы классных руководителей предусматривают мероприятия по профориентации (тематические классные часы, встречи с представителями профессий, экскурсии и т.д.).

План работы школы предусматривает участие педагогов и школьников в окружных мероприятиях.

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе

Координатор профориентационной работы: заместитель директора по учебно- воспитательной работ , деятельность которого направлена на:

· выработку стратегии взаимодействия всех участников образовательного процесса, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

· поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

· планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

· осуществление анализа деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;

· обсуждение проблем профориентационной работы на педагогических советах, производственных совещаниях;

· организацию участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

· организация занятий учащихся в сети профильного обучения;

· курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки (“Профессиональное самоопределение ”).

Выполняющие рекомендации координатора:

Классный руководитель:опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

· составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

· организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, конференции;

· ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

· помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

· организует посещение учащимися дней открытых дверей в средних профессиональных учебных заведениях;

· организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

· оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

· проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

· организует встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов, учащимися средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

· способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

· обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

· способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

· проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

· адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

· регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

· изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

· обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

· регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

Социальный педагог:

· способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

· оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

· осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

· оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

· изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся

· осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

· проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

· проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

· осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

· способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

· приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

· оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

· создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник:

· используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;

· проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

· оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

· оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.


Содержимое разработки

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Крылова Алина Викторовна

учитель математики

г. Видное МО

2021 год

Для многих семей, в которых есть школьники-подростки снова со всей остротой встает вопрос о том, кем стать, куда пойти учиться, как готовиться к послешкольному образованию.

Для многих семей, в которых есть школьники-подростки снова со всей остротой встает вопрос о том, кем стать, куда пойти учиться, как готовиться к послешкольному образованию.

Профориентация — что это и зачем

Выбор профессии Один из самых важных жизненных выборов. Как правило, работе мы отдаем большую часть своей жизни. Трудно представить себе счастливого человека, ежедневно выполняющего нелюбимую и не соответствующую ему работу.

Выбор профессии

Один из самых важных жизненных выборов. Как правило, работе мы отдаем большую часть своей жизни. Трудно представить себе счастливого человека, ежедневно выполняющего нелюбимую и не соответствующую ему работу.

Как подготовить школьника к планированию будущей карьеры Статистика такова, что среди выпускников и школьников процент тех, кто не имеет представления о будущей профессии, велик: от 30 до 55. В конце прошлого века государство отказалось от каких-либо гарантий в сфере трудоустройства. Хорошо это или плохо — решать вам, нам же стоит отметить, что современную востребованность диктует рынок. Но ведь экономистов, менеджеров, юристов сотни тысяч, как и рабочих мест…

Как подготовить школьника к планированию будущей карьеры

Статистика такова, что среди выпускников и школьников процент тех, кто не имеет представления о будущей профессии, велик: от 30 до 55. В конце прошлого века государство отказалось от каких-либо гарантий в сфере трудоустройства. Хорошо это или плохо — решать вам, нам же стоит отметить, что современную востребованность диктует рынок. Но ведь экономистов, менеджеров, юристов сотни тысяч, как и рабочих мест…

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Правило 1. Ребенок — это не вы Плохо, когда родители пытаются воплотить в ребенке собственные мечты. Если папа всю жизнь хотел быть физиком, но не поступил в Бауманку, это не значит, что надо тащить туда сына или дочь. Конечно, мы с вами желаем нашим детям только добра, но школьник — это не вы, более того, ситуация в мире совсем другая и, если раньше были нужны люди одной профессии, то к тому моменту, когда ваш ребенок окончит школу, все может измениться.

Ребенок — это не вы Плохо, когда родители пытаются воплотить в ребенке собственные мечты. Если папа всю жизнь хотел быть физиком, но не поступил в Бауманку, это не значит, что надо тащить туда сына или дочь. Конечно, мы с вами желаем нашим детям только добра, но школьник — это не вы, более того, ситуация в мире совсем другая и, если раньше были нужны люди одной профессии, то к тому моменту, когда ваш ребенок окончит школу, все может измениться.

Правило 2. Начинайте заранее Нельзя выбрать профессию, ткнув пальцем в атлас востребованных профессий, как бы хорош он ни был. Присмотритесь к увлечениям ребенка еще в младшем школьном возрасте. Что ему нравится?

Начинайте заранее Нельзя выбрать профессию, ткнув пальцем в атлас востребованных профессий, как бы хорош он ни был. Присмотритесь к увлечениям ребенка еще в младшем школьном возрасте. Что ему нравится?

Правило 4. Личность Профессия — это не только знание определенных предметов. Если у вашего сына в школе по математике 5, равно как и по информатике, но он просто ненавидит долгую работу и боится совершать ошибки, то профессия программиста может не прийтись ему по душе. Если ваша дочь выигрывает олимпиады по обществознанию и собирается идти учиться на адвоката, но панически боится публичных выступлений, ее тоже стоило бы или отговорить, или дать ей возможность получить подобные компетенции. Обязательно обсудите подобную ситуацию с ребенком.

Личность Профессия — это не только знание определенных предметов. Если у вашего сына в школе по математике 5, равно как и по информатике, но он просто ненавидит долгую работу и боится совершать ошибки, то профессия программиста может не прийтись ему по душе. Если ваша дочь выигрывает олимпиады по обществознанию и собирается идти учиться на адвоката, но панически боится публичных выступлений, ее тоже стоило бы или отговорить, или дать ей возможность получить подобные компетенции. Обязательно обсудите подобную ситуацию с ребенком.

Правило 6. Начните с общего Лучше выбирать не конкретную профессию, а область. Постепенное сужение круга вариантов до избранного места работы создаст условия для выбора. Учитывайте, как мы уже сказали, характер ребенка, его качества и любимые предметы. Например, вы с сыном выбрали сферу IT. Дайте ему возможность узнать больше о программировании, разработке приложений, быть может, ему нравится чинить технику или продавать интернет-услуги, писать сайты — пусть увидит сферу во всем ее многообразии.

Начните с общего Лучше выбирать не конкретную профессию, а область. Постепенное сужение круга вариантов до избранного места работы создаст условия для выбора. Учитывайте, как мы уже сказали, характер ребенка, его качества и любимые предметы. Например, вы с сыном выбрали сферу IT. Дайте ему возможность узнать больше о программировании, разработке приложений, быть может, ему нравится чинить технику или продавать интернет-услуги, писать сайты — пусть увидит сферу во всем ее многообразии.

Направления профориентационной работы Информация Диагностика Развитие Активизация

Направления профориентационной работы

Ориентироваться в мире профессий, рынке труда и образования помогут специальные книги, сайты, общение с профессионалами. Описаний профессий (профессиограмм) сейчас довольно много и в книгах, и в Интернете.

Проговаривание и обсуждение помогает более глубоко понять и усвоить информацию, чтобы подросток мог сделать обдуманный выбор, опираясь на нее.

Диагностика

Развитие Вряд ли можно найти такой вариант профессии, который бы подходил нам сразу и на 100%. Природа создала нас очень гибкими, готовыми развиваться, меняться, обучаться. Если подросток отдает явное предпочтение какой-то профессии, но чувствует, что в чем-то недотягивает, — это не повод отказываться от своей идеи, а стимул работать над собой.

Вряд ли можно найти такой вариант профессии, который бы подходил нам сразу и на 100%. Природа создала нас очень гибкими, готовыми развиваться, меняться, обучаться. Если подросток отдает явное предпочтение какой-то профессии, но чувствует, что в чем-то недотягивает, — это не повод отказываться от своей идеи, а стимул работать над собой.

Активизация Подростковый возраст — самое подходящее время, чтобы задумываться о таких серьезных вещах. И важно не найти готовые ответы, а понять, что выбор профессии очень тесно связан с остальной деятельностью человека и даже с жизнью других людей. Процессу активизации способствуют беседы — с родителями, в психологических группах или других коллективах.

Активизация

Подростковый возраст — самое подходящее время, чтобы задумываться о таких серьезных вещах. И важно не найти готовые ответы, а понять, что выбор профессии очень тесно связан с остальной деятельностью человека и даже с жизнью других людей. Процессу активизации способствуют беседы — с родителями, в психологических группах или других коллективах.

Softskills и будущая профессия Предложите подростку рассмотреть те профессии, которые его заинтересуют, а не те, которые, по вашему мнению, сейчас на пике популярности. Каждый вид деятельности имеет свои специфические сложности, так называемые требования, предъявляемые профессией к человеку. Если они совпадают с личными качествами, индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, тогда говорят о профессиональной пригодности.

Softskills и будущая профессия

Предложите подростку рассмотреть те профессии, которые его заинтересуют, а не те, которые, по вашему мнению, сейчас на пике популярности. Каждый вид деятельности имеет свои специфические сложности, так называемые требования, предъявляемые профессией к человеку. Если они совпадают с личными качествами, индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, тогда говорят о профессиональной пригодности.

Соберите как можно больше информации о профессиях

Смотрите ролики, документальные фильмы, читайте блогеров Подростки часто отвергают предложения родителей или относятся к ним не совсем внимательно. Попробуйте как бы невзначай рассказать об особенностях той или иной профессии. Или, напротив, поинтересоваться у ребенка, что он думает о ней и как представляет себе деятельность, а потом вместе, тоже ненавязчиво, посмотрите видео или почитайте статью. Можно подобрать разнообразный контент о профессии: ролики, видео-интервью, художественные и документальные фильмы; найдите блогеров, пишущих интересно о выбранной профессии.

Смотрите ролики, документальные фильмы, читайте блогеров

Подростки часто отвергают предложения родителей или относятся к ним не совсем внимательно. Попробуйте как бы невзначай рассказать об особенностях той или иной профессии. Или, напротив, поинтересоваться у ребенка, что он думает о ней и как представляет себе деятельность, а потом вместе, тоже ненавязчиво, посмотрите видео или почитайте статью. Можно подобрать разнообразный контент о профессии: ролики, видео-интервью, художественные и документальные фильмы; найдите блогеров, пишущих интересно о выбранной профессии.

Посещайте профильные мероприятия

Личное общение со специалистами Не забывайте, что один из действенных способов знакомства с профессией — это примерить ее на себя. Например, можно найти через знакомых или в социальных сетях представителя профессии, которой интересуется ребенок, и организовать с ним встречу. Идеально вместе с подростком подготовиться к разговору: составить список вопросов о профессии, о том, как проходит рабочий день специалиста, чем конкретно он занимается на работе, какие преимущества и недостатки характерны для этого вида деятельности. Эти вопросы подросток сможет задать в процессе общения.

Личное общение со специалистами

Не забывайте, что один из действенных способов знакомства с профессией — это примерить ее на себя. Например, можно найти через знакомых или в социальных сетях представителя профессии, которой интересуется ребенок, и организовать с ним встречу. Идеально вместе с подростком подготовиться к разговору: составить список вопросов о профессии, о том, как проходит рабочий день специалиста, чем конкретно он занимается на работе, какие преимущества и недостатки характерны для этого вида деятельности. Эти вопросы подросток сможет задать в процессе общения.

Актуальность профессии Расскажите ребенку, какие профессии сейчас действительно нужны. Ведь как в любой сфере, на рынке труда есть своя мода. Руководствуясь ей, пару лет назад абитуриенты массово штурмовали экономические и юридические факультеты, в результате чего сейчас мы получили перепроизводство специалистов с дипломами экономистов и юристов.

Актуальность профессии

Расскажите ребенку, какие профессии сейчас действительно нужны. Ведь как в любой сфере, на рынке труда есть своя мода. Руководствуясь ей, пару лет назад абитуриенты массово штурмовали экономические и юридические факультеты, в результате чего сейчас мы получили перепроизводство специалистов с дипломами экономистов и юристов.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


-75%

Читайте также: