Сотрудник входит в группу высокого риска заражения нужно ли предоставить ему защитный экран для лица

Обновлено: 13.05.2024

Действия медицинского работника при аварийной ситуации.

В каждом лечебно-профилактическом учреждении должен быть разработан Алгоритм действия медицинского персонала при аварийной ситуации и на основании:

Профилактические мероприятия при попадании инфекционно опасных биологических инфицированных ВИЧ жидкостей на кожу и слизистые, а также при уколах и порезах:

В случае порезов и уколов немедленно:

При попадании крови или других биологических жидкостей на кожные покровы:

При попадании крови и других биологических жидкостей пациента на слизистую глаз, носа и рта:

При попадании крови и других биологических жидкостей пациента на халат, одежду:

Примечание:

- как можно быстрее начать прием антиретровирусных препаратов в целях постконтактной профилактики заражения ВИЧ.

Обследование пострадавшего медработника после аварийной ситуации.

В соответствии с пунктом 8.3.3.2. СП 3.1.5. 2826-10 необходимо в возможно короткие сроки после контакта обследовать на ВИЧ и вирусные гепатиты В и С лицо, которое может являться потенциальным источником заражения и контактировавшее с ним лицо. Обследование на ВИЧ потенциального источника ВИЧ-инфекции и контактировавшего лица проводят методом экспресс-тестирования на антитела к ВИЧ после аварийной ситуации с обязательным направлением образца из той же порции крови для стандартного тестирования на ВИЧ в ИФА. Образцы плазмы (или сыворотки) крови человека, являющегося потенциальным источником заражения, и контактного лица, передают для хранения в течение 12 месяцев в БУЗ УР "УРЦ СПИД и ИЗ".

Пострадавшего и лицо, которое может являться потенциальным источником заражения, необходимо опросить о носительстве вирусных гепатитов, ИППП, воспалительных заболеваний мочеполовой сферы, других заболеваний, провести консультирование относительно менее рискованного поведения. Если источник инфицирован ВИЧ, выясняют, получал ли он антиретровирусную терапию. Если пострадавшая – женщина, необходимо провести тест на беременность и выяснить, не кормит ли она грудью ребенка. При отсутствии уточняющих данных постконтактную профилактику начинают немедленно, при появлении дополнительной информации схема корректируется.

Проведение постконтактной профилактики заражения ВИЧ антиретро¬вирусными препаратами, в соответствии с СП 3.1.5. 2826-10:

Пункт 8.3.3.3: Решение о проведение постконтактной профилактики заражения ВИЧ-инфекцией принимает врач, ответственный за ведение пациентов с ВИЧ-инфекцией в ЛПУ, где произошла аварийная ситуация. В выходные, праздничные дни и в ночную смену дежурный врач отделения, где произошла аварийная ситуация, с последующим направлением пострадавшего сотрудника на консультацию в БУЗ УР "УРЦ СПИД и ИЗ" к врачу–инфекционисту для коррекции АРВТ.

Пункт 8.3.3.3.1: Прием антиретровирусных препаратов должен быть начат в течение первых двух часов после аварии, но не позднее 72 часов.

В каждом ЛПУ должен быть определен приказом главного врача специалист ответственный за хранение АРВП, должно быть определено место хранения АРВП с обеспечением их доступности круглосуточно, в том числе в ночное время и выходные дни.

Пункт 8.3.3.3.2: Стандартная схема постконтактной профилактики заражения ВИЧ – лопинавир/ритонавир + зидовудин/ламивудин. При отсутствии данных препаратов для начала химиопрофилактики могут использоваться любые другие антиретровирусные препараты; если невозможно сразу назначить полноценную схему ВААРТ, начинается прием одного или двух имеющихся в наличии препаратов. Использование невирапина и абакавира возможно только при отсутствии других препаратов. Если единственным из имеющихся препаратов является невирапин, должна быть назначена только одна доза препарата – 0,2 г (повторный его прием недопустим), затем при поступлении других препаратов назначается полноценная химиопрофилактика. Если химиопрофилактика начата с использованием абакавира, следует как можно быстрее провести исследование на реакцию гиперчувствительности к нему или провести замену абакавира на другой НИОТ.

Оформление аварийной ситуации проводится в соответствии с установленными требованиями в соответствии с СП 3.1.5. 2826-10:

Пункт 8.3.3.3.3:

1. сотрудники ЛПУ должны незамедлительно сообщать о каждом аварийном случае руководителю подразделения, его заместителю или вышестоящему руководителю;

2. травмы, полученные медработниками, и повлекшие за собой хотя бы 1 день нетрудоспособности или перевод на другую работу должны учитываться в каждом ЛПУ и актироваться как несчастный случай на производстве с составлением Акта о несчастном случае на производстве (в 3-х экземплярах), на основании постановления Минтруда РФ от 24.10.2002 №73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях"

4. необходимо провести эпидрасследование причины травмы и установить связь причины травмы с исполнением медработником служебных обязанностей;

Пункт 8.3.3.3.4:

Все ЛПУ должны быть обеспечены или иметь при необходимости доступ к экспресс-тестам на ВИЧ и антиретровирусным препаратам. Запас антиретровирусных препаратов должен храниться в любом ЛПУ с таким расчетом, чтобы обследование и лечение могло быть организовано в течение 2 часов после аварийной ситуации. В ЛПУ должен быть определен специалист, ответственный за хранение антиретровирусных препаратов, место их хранения с доступом, в том числе, в ночное время и выходные дни.

Пункт 5.6:

Освидетельствование на ВИЧ-инфекцию пострадавшего медработника проводится с обязательным до - и послетестовым консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

Пункт 5.7:

Консультирование должно проводиться обученным специалистом (желательно врачом-инфекционистом, врачом-эпидемиологом или психологом) и включать основные положения, касающиеся тестирования на ВИЧ, возможные последствия тестирования, определение наличия или отсутствия индивидуальных факторов риска, оценку информированности освидетельствуемого по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, предоставление информации о путях передачи ВИЧ и способах защиты от заражения ВИЧ, видов помощи доступных для инфицированного ВИЧ.

Пункт 5.8:

При проведении дотестового консультирования необходимо заполнить форму информированного согласия на проведение освидетельствования на ВИЧ-инфекцию в двух экземплярах, одна форма выдается на руки обследуемому, другая сохраняется в ЛПУ.

Наблюдение за контактировавшими, получающим химиопрофилактику заражения ВИЧ.

Для выявления нежелательных явлений, связанных с приемом препаратов, проводят лабораторное обследование: общий анализ крови, биохимический анализ крови (о. билирубин, АЛТ, АСТ, амилаза/липаза). Рекомендуемая кратность обследования: через 2 недели, затем через 4 недели от начала химиопрофилактики.

Пострадавшему рекомендуют до конца срока наблюдения использовать презерватив, отказаться от донорства, принять меры по предупреждению наступления беременности, отказаться от кормления грудью.


Пандемия коронавируса пошла на спад, но работники больниц до сих пор остаются в зоне риска. Исходя из сложившейся ситуации, Роструд в письме от 10.04.2020 № 550-ПР объявил COVID-19 профессиональным заболеванием врачей, младшего и среднего медперсонала. Теперь инфицированным медикам полагаются страховые выплаты. Разберемся, что должен сделать руководитель ЛПУ для расследования несчастного случая, чтобы не нарваться на претензии Роспотребнадзора. Поделимся пошаговым алгоритмом, который упростит вам работу.

Особенности расследования случаев заболевания медработников коронавирусом

Руководитель ЛПУ обязан расследовать случаи инфицирования медицинских сотрудников коронавирусом в соответствии с постановлением Правительства от 16.05.2020 № 695. Учитывайте, что сокрытие факта профзаболеваний приведет к административной ответственности по ст. 15.34 КоАП и наложению штрафов .

Фрагмент постановления № 695

Фрагмент постановления № 695

В Постановлении сказано, что работодатель должен создать комиссию в тот же день, как придет уведомление от медорганизации об инфицировании сотрудника коронавирусом. На расследование даются сутки — об этом сказано в пояснениях Минздрава.

О страховании медработников в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19

О страховании медработников в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19

В целом на выяснение обстоятельств, подготовку документов и их передачу в ФСС у вас есть не более трех дней , на 4 сутки пострадавший медицинский работник уже должен получить страховую выплату. Придерживайтесь пошагового алгоритма и рекомендаций Правительства, чтобы избежать ошибок и завершить процедуру в отведенные сроки.

Пошаговый алгоритм расследования случаев инфицирования медиков COVID-19

Шаг 1. Создайте врачебную комиссию в день получения уведомления

Включите в комиссию не менее 3 человек — представителя работодателя, ФСС, а также сотрудника медицинского учреждения, в котором был поставлен диагноз. Издайте приказ и зафиксируйте состав комиссии. Используйте в работе: Алгоритм работы комиссии: приложение №1 к приказу

Образец приказа о создании комиссии с приложениями


Справка: при массовом инфицировании или смерти медработников к расследованию подключаются и специалисты Роспотребнадзора.

Шаг 2. Подготовьте пакет документов для комиссии

В первую очередь вам понадобятся документы, которые характеризуют условия труда. Это могут быть протоколы, которые выданы в рамках проведения СОУС или аттестации рабочих мест.

Соберите сопутствующие бумаги:

  • приказ о создании комиссии;
  • сведения о ранее проведенных медосмотрах;
  • выписки из журналов регистрации инструктажей, протоколов проверки знаний по охране труда;
  • протоколы опросов;
  • экспертные заключения об инфицировании коронавирусом и результаты исследований;
  • документацию о характере и степени тяжести вреда здоровью;
  • копии документов, которые подтверждают выдачу средств индивидуальной защиты;
  • выписки из предписаний медицинской организации от Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • прочие материалы на усмотрение комиссии.

Перечень документов для оформления профзаболевания и сроки их подготовки: приложение № 3 к приказу

Перечень документов для оформления профзаболевания и сроки их подготовки: приложение № 3 к приказу

Шаг 3. Подпишите акт об итогах расследования

Члены комиссии должны провести расследование, а затем составить акт с его результатами в пяти экземплярах. После того как его подписали представители комиссии и сам работник, изучите содержание документа. Решите, ставить свою подпись или нет.

Фрагмент протокола комиссии: приложение № 2 к приказу

Фрагмент протокола комиссии: приложение № 2 к приказу

После подготовки и подписания документа члены комиссии распределят копии акта между работником, Роспотребнадзором, главным санитарным врачом и ФСС, а один экземпляр оставят в ЛПУ. Проконтролируйте процесс передачи акта всем заинтересованным лицам.

Шаг 4. Направьте в ФСС справку, которая подтверждает факт работы сотрудника в ЛПУ

В справке укажите:

  • Ф.И.О. сотрудника;
  • дату рождения подчиненного в формате число/месяц/год;
  • паспортные данные медика, который подвергся инфицированию коронавирусом;
  • СНИЛС работника;
  • адрес проживания работника;
  • наименование работодателя;
  • должность сотрудника;
  • период работы в ЛПУ;
  • перенесенное заболевание;
  • предпочтительный способ получения выплаты.

Шаг 5. Проинформируйте сотрудника или его представителей о передаче документов в ФСС

В день получения справки работники ФСС подготовят документы и назначат единовременную страховую выплату медицинскому работнику, который заразился коронавирусом на рабочем месте. Деньги перечислят не позднее следующего дня.

Справка: размер страховой выплаты регламентирован Указом Президента от 06.05.2020 № 313. Сумма напрямую зависит от степени тяжести последствий.

Фрагмент Указа

Фрагмент Указа

Пример

1 июня 2010 года в клинику пришло уведомление о наличии коронавируса у одного из врачей. В этот же день руководитель создал комиссию. Спустя сутки, 2 июня, было завершено расследование несчастного случая. На следующий день акт подписали члены комиссии, сотрудник и работодатель, а затем отправили пакет документов в ФСС. 4 июня пострадавшему была переведена страховая выплата.

Шаг 5. Разработайте и утвердите меры по ликвидации очага инфекции и предупреждению профзаболеваний

Издайте приказ о реализации комплекса мер по предупреждению распространения COVID-19. На это у вас есть один месяц со дня получения акта о случае профзаболевания. Строго придерживайтесь рекомендаций врачебной комиссии.

Проконтролируйте процесс выполнения мер по ликвидации очага инфекции и предупреждению профессиональных заболеваний в ЛПУ. В завершении направьте в Роспотребнадзор отчет о выполнении рекомендаций врачебной комиссии. Если вы не сделаете этого, вас привлекут к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, которая подразумевает наложение штрафа в размере от 500 тысяч рублей до 1 миллиона .

Читайте также: