Стрелочник на железной дороге обязанности зарплата

Обновлено: 14.05.2024

Хотите ипотеку по ставке всего 3 %? Всего-то и нужно, что устроиться работать на железную дорогу, как это получилось у меня.

Нам с мужем пришлось переезжать в соседнюю страну — Россию — и заново искать рабочие места. И тут меня тоже ждала транспортная сфера, но уже не автомобильная, а железнодорожная.

История от моей подписчицы Лады.

Как я попала в эту профессию

Документы проходят несколько этапов и тщательно проверяются. Чтобы туда устроиться, мне пришлось предоставить:

  • справку о несудимости (которую тоже долго ждала);
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • справку с места жительства;
  • заключение комиссии о прохождении предварительного медосмотра;
  • ксерокопии личных документов;
  • переведенные на русский язык дипломы, заверенные нотариально, и многое другое.

Через месяц я уже подписывала обходной лист в городе Ельце (там главная контора липецкой станции Чугун-1 Юго-Восточной железной дороги) и получала набор фирменной спецодежды.

Никогда не забуду тяжесть баулов, которые пришлось тащить на себе обратно… В набор входили:

  • деловой костюм;
  • рабочая спецовка;
  • верхняя одежда;
  • головные уборы;
  • несколько видов обуви по сезонам.

Врезалось в память и метафорическое высказывание моего непосредственного начальника: «Железная дорога — это симфония, которую нужно уметь слышать не только ушами, но и сердцем.


Особенно тяжело ходить по путям в зимнее время ночью.

Однако многих мужчин, коллег по станции, ж/д атмосфера буквально влюбила в себя. А вот женщины работают на железной дороге с гораздо меньшим энтузиазмом.

Типичный рабочий день

На нашей грузовой станции 1-го класса операторами СТЦ были в основном женщины. График у операторов посменный: день, ночь, отсыпной, выходной. Рабочих места два: кабинет и парк путей.

В офисе можно находиться в официальной форме, но на парке — только в рабочей. Чтобы не переодеваться много раз (ведь за смену на пути выходишь неоднократно), все надевали спецодежду.

За полчаса до начала 12-часового рабочего дня, в 7:30 утра перед дневной или в 19:30 перед ночной сменой, нужно было уже переодетым сидеть на планерке и слушать руководство.

Начальник станции, его заместитель или технолог выступают перед работниками и:

  • вводят в курс текущих дел;
  • ставят задачи для смены;
  • проводят инструктаж по охране труда;
  • зачитывают телеграммы о несчастных случаях на разных станциях по РФ.

Последний пункт совсем не бодрит, но информацию нужно не только слушать, а запоминать и конспектировать (вопросы по этим случаям часто задают ревизоры).

Расписавшись в журнале проведения инструктажей, все отправляются по рабочим местам.


Оператор СТЦ работает в офисе и на станционных путях, а также занимается делопроизводством. Мои обязанности:

  • распечатывала приказы, телеграммы и иные документы, высланные вышестоящими инстанциями, для себя и начальства;
  • отслеживала поезда, которые находятся на путях или скоро подойдут к станции;
  • пересчитывала количество вагонов в прибывшем или готовом к отправлению поезде и сверяла их номера с информацией в перевозочных документах;
  • формировала пакеты документов к отправлению грузовых поездов;
  • вела учет вагонов, находящихся на станции;
  • контролировала соблюдение плана формирования поездов;
  • обеспечивала сохранность перевозочных документов.

Выучить в спешке пришлось многое: расшифровку номеров вагонов, правила технической эксплуатации на железной дороге, инструкции по сигнализации, правила охраны труда, типы грузов и их обозначения… Продолжать могу долго.

Раз в месяц руководство проводило техзанятие, на котором все работники станции обязаны были присутствовать (в отсыпной, выходной или перед ночной сменой — неважно).

Субботники, т. е. уборка территории станции, не обходились без работников техконторы (так назывался отдел операторов СТЦ). К тому же в тонусе держали постоянные объезды дороги начальством и приезды ревизоров.


Периодически работники СТЦ должны были сдавать профессиональные экзамены, проходить тестирования.

Ежегодно кого-то из операторов СТЦ отправляли на курсы повышения квалификации. Меня командировали в дортехшколу для получения профессии оператора СТЦ, аргументируя это тем, что у меня нет профильного образования.

Обучение заняло 2 месяца, пришлось ездить в Воронеж и по будням оставаться в общежитии после занятий. После успешной сдачи экзаменов я получила свидетельство о присвоении профессии.

Почему уволилась

Поскольку я была устроена по трудовому договору на место женщины, ушедшей в декрет и отпуск по уходу за ребенком, по истечении срока договора продлевать его не стали. Причина банальна — я сама отправилась в декрет.

По мнению сотрудницы из отдела кадров, начальник станции мог бы сказать, чтобы меня перевели меня на чье-то другое декретное место или в дальнейшем приняли в штат, но ждать моего возвращения 3 года он, видимо, не захотел.

Честно говоря, если бы я была в штате и просидела положенное время в отпусках (декретном и по уходу за ребенком до 3 лет), то желание выйти на прежнюю работу сошло бы на нет.

Ночные смены меня изматывали, а график 2/2 на легком труде нравился. Если бы операторы СТЦ работали по дневным сменам 2 через 2 или на пятидневке, то я бы снова вернулась в техконтору.

Есть ли льготы и другие бенефиты

  • первый оплачивается работодателем;
  • второй предусматривает долевую оплату работодателя и работника;
  • третий подразумевает компенсацию работодателем расходов работника на получение соцуслуг.
  • бесплатный проезд на ж/д транспорте;
  • негосударственное пенсионное обеспечение;
  • страхование от утраты трудоспособности;
  • добровольное медицинское страхование;
  • детские выплаты и многое другое.

Огромный бонус для иногородних или иностранных граждан, устроившихся на железную дорогу, — предоставление служебного жилья сроком до 10 лет.

На тот момент (2016 год) я еще не получила гражданство России, как и мой супруг, и нам на семью выделили двухкомнатную служебную квартиру.

Но это не удивляет, ведь предложение выгодное и процент примерно в 4 раза меньше, чем банковский.

Зарплата и перспективы карьерного роста


Следующая ступень по карьерной лестнице для оператора СТЦ — должность дежурного по станции. Но для этого уже требуется высшее железнодорожное образование. На бирже труда для подобной вакансии предлагают от 33 до 36 тыс. руб.


Таким образом, работа на железной дороге имеет весомые плюсы, но без минусов тоже не обошлось. Каждый решает сам, что для него приемлемо, что не очень.

Кто-то любит график день/ночь, а лично меня он очень огорчал. Некоторые любят разнообразие и тонус (ревизоры его обеспечат), а мне ближе стабильность и покой. А что предпочитаете вы?

Читайте также: