Сторителлер кто это профессия

Обновлено: 01.05.2024

Что такое сторителлинг

Люди верят историям. Это, пожалуй, главное, что следует знать о сторителлинге. Именно поэтому этот формат успешно используется во многих сферах. Что это такое – сторителлинг ? Давайте разберемся, почему он покоряет сердца и как научиться использовать этот инструмент себе во благо.

Что такое сторителлинг

С одним из проявлений сторителлинга мы знакомимся еще в раннем возрасте. Имя ему – сказки. Родители знают, что малышу бесполезно говорить о правилах гигиены, про опасные бактерии и микробы. Гораздо более действенный способ – рассказать историю или показать поучительный мультфильм на соответствующую тему. Например, как в популярной серии про Аркадия Паровозова и двух детей: Сашу и Машу.

Малыш воочию видит, чем для него может обернуться пренебрежение мытьем рук. К тому же запомнить яркий сюжет и внедрить его в свою жизнь для ребенка проще, чем нравоучения.

Этот прием отлично работает и на взрослых. Говоря простыми словами , сторителлинг – умение рассказывать интересные истории, благодаря которым формируется эмоциональная связь с аудиторией. Это позволяет подтолкнуть читателей к желательным для рассказчика действиям.

Можно встретить и немного другое определение : сторителлинг – техника создания коммерческих статей в формате историй.

  • образование
  • маркетинг
  • производство
  • политика
  • культура
  • журналистика .

Для бизнеса цель – не просто поделиться мудростью и опытом, а стимулировать человека на какое-то действие:

  • спровоцировать покупку
  • повысить интерес к продукту
  • продвинуть бренд (или личность)
  • увеличить число подписчиков
  • мотивировать на изменение взглядов и поведения.

В сторителлинге прослеживается несколько этапов развития сюжета: завязка, описание проблемы, решение, концовка. В центре повествования обязательно присутствует герой.

Главное, что должен содержать в себе рассказ – это преодоление проблемы или конфликта, которые меняют героя или его жизнь. И очень кстати поможет в этом то, что вы рекламируете.

Почему сторителлинг работает

Истории воздействуют на наши эмоции: мы с детства воспитывались на сказках, повестях, романах и привыкли к тому, что они несут в себе мудрость поколений и показательный опыт других людей. Из всякого повествования мы делаем выводы.

Прелесть в том, что мы создаем историю, которая служит своеобразным мостиком и формирует у читателей выгодное для нас представление о предмете рассказа. При этом слушатель не чувствует себя обманутым: ведь он сам сделал выводы.

Реклама диска против пятен Реклама чудо-тряпки в формате истории

Согласитесь, второй вариант вызывает куда больше доверия. Автор рассказывает нам реальную ситуацию, когда ей помог этот диск. Не забывая при этом упомянуть и о других его возможностях.

Виды сторителлинга

Для того чтобы изложить историю не обязательно писать длинный рассказ. Сделать это возможно при помощи коротенького предложения, картинки или видео-ролика. Следует применять формат , наиболее соответствующий целям сторителлинга.

Часто совмещают несколько форматов в одной публикации. Например, в Инстаграме короткую заметку дополняют подходящей фотографией, которая задает атмосферу, привлекает внимание и помогает разобраться в деталях.

Как создать интересную историю

Этапы создания сторителлинга

Витиеватое повествование может запутать читателя и увести совсем не туда, куда нам хочется. Поэтому при его составлении важно придерживаться определенной последовательности.

Обязательные элементы сторителлинга

Когда основные ориентиры определены, можно начинать плести нити будущей истории. И здесь не обойтись без знаний о ее обязательных элемента х.

Чтобы было понятнее, давайте попробуем разобраться с основами формирования правильного текста на конкретном примере .

Пример сторителлинга

Пример сторителлинга

Часто автор и герой повествования – это одно и то же лицо. Он должен вызывать сопереживание у публики. Читатель обычно отождествляет себя с героем, и необходимо дать ему такую возможность, сделав персонажа понятным.

При этом действующее лицо – это не обязательно человек. Можно придумать несуществующего героя, поговорить о компании или услуге.

2. Пространство

Пространство — место и время, где собственно разворачивается происшествие. Его следует заполнить деталями и декорациями. Рассказ должен быть живым, чтобы человек закрыв глаза мог легко представить то, о чем вы ему пытаетесь сказать.

Легче всего воспринимаются бытовые образы, близкие каждому. Для них даже не требуется детальная прорисовка: достаточно наметить контуры, а остальное воображение сделает за вас.

Летний зной душного офиса, аромат элитного коньяка, дорогой салон престижного авто – все это дополняет картину успешного настоящего Пуха.

Собственно те обстоятельства, в которые попадает герой: трудности, конфликт. Это ситуация, в которой действующее лицо претерпевает изменения и откуда находит выход, становится другим.

Здесь присутствует завязка – тот момент, в котором равновесие жизни нарушается. Далее события разворачиваются, и на первый план выходит основная проблема. Во время решения ситуации встречаются препятствия: они раскрывают и меняют персонажа.

Что случилось после описанных событий? Как изменилась жизнь героя, какие выводы он сделал и чего достиг. Не стоит оставлять самое главное недосказанным, в надежде на то, что люди сами разберуться. Скорее всего нет, и весь эффект смажется и растворится в воздухе.

Еще одна задача развязки – нежно подтолкнуть читателя к желаемому действию. Если история написана правильно, то он уже готов к этому.

В нашем примере все заканчивается по-другому: мед, конечно, весь съеден, но застрять в узкой норе сладкоежке не грозит. Зато он знает, как решить проблему хозяина и продолжить застолье! Отличный мед уже заказан к столу.

Для того чтобы история запала в душу и получила отклик, она обязана вызвать какие-то чувства. Они могут быть разными: радость, гнев, сочувствие, воодушевление, раздражение. Только надавливая на больную мозоль, можно превратить потенциального потребителя в клиента.

Узнавать любимых героев из примера с новой стороны очень интересно. Это вызывает какой-то детский восторг и воодушевление: повзрослели-то не только мы! И после такого красочного описания сразу хочется пойти попить чайку с медом.

Конечно, перечисленные элементы только каркас истории. В зависимости от задач они могут дополняться и другими составляющими. Привлечь читателя можно при помощи яркого заголовка. Также в продажах структура дополняется более подробным рассказом о рекламируемом продукте. Как в этом примере.

структура сторителлинга

История в рекламе

Еще несколько советов по созданию истории:

  • не усложняйте и говорите на простом языке;
  • ищите несостыковки и проблемные места: для этого можно показать статью родственникам и друзьям, и попросить поделиться впечатлениями
  • следите за трендами и пользуйтесь актуальными инфоповодами
  • работайте над оформлением, чтобы повествование было удобно и приятно читать, смотреть или слушать.

Популярные сюжеты

Сюжеты сторителлинг заимствует в других сферах. Вы не раз встречали эти форматы в книгах и фильмах. Еще и потому они так хорошо действуют: содержание давно нам знакомо, а значит вызывает живой отклик. Начиная знакомится с историей, мы не можем остановиться, желая узнать, чем же кончится дело, и предвкушая финал.

Разберем наиболее популярные виды .

Разумеется, такая классификация – не догма, ведь толкований известных сюжетов может быть множество. Рассказать обо всех просто не представляется возможным. Во многих случаях используется переплетение сразу нескольких сценариев и получается увлекательнейшая история. Ведь повествование – творческий процесс, и кто знает, может быть вам удастся найти свой жанр, который вызовет отклик у слушателя?

Как развить навыки сторителлинга

Рассказывать истории умеет каждый. Это тысячелетиями сформированный у нашего вида навык, который не требует специальной настройки. Другое дело, каким будет рассказ и захотят ли его слушать окружающие. Вот над этим потребуется трудиться.

Коллекционируйте интересные истории. Даже самые незначительные происшествия могут стать основой потрясающего сюжета. Пример тому, трогательный сюжет в рекламе IKEA, в которой обычный пенсионер круто поменял свою жизнь. Отправной точкой к изменениям стали однажды занятая кем-то лавочка и купленный стул.

Научитесь создавать рассказы с применением базовых культурных архетипов. Они близки и понятны. В русской культуре – это Богатырь, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, Золотая рыбка, Дурак, Кощей, Баба-Яга.

Читайте профессиональную литературу. Глубже нырнуть в пучину сторителлинга и стать асом в этом деле, помогут хорошие книги . Однозначно достойны внимания эти пять изданий:

Также получить теоретические знания и отработать практические навыки, можно на разнообразных курсах по обучению сторителлингу.

Начните с малого. Если страшно браться за формат и вы не знаете как начать писать , то пробуйте свои силы в небольших заметках и статьях. Придумывайте сказки для своих детей, отрабатывайте ранее поведанные истории снова и снова, оттачивая их и доводя до совершенства.

Заключение

Сторителлинг помогает донести до аудитории информацию в наиболее доступной форме. Но и перебарщивать с ним тоже не стоит. Не нужно каждое обращение упаковывать в красивую историю: читателю это надоест и он просто перестанет верить в ваши сказки.

Для достижения цели можно использовать разные форматы и экспериментировать с сюжетами. Главное сделать истории цепляющими и понятными для публики. Тогда и желаемый результат не заставит себя долго ждать.

Татьяна Эрика

Написание текстов – моя страсть и профессия. Люблю докапываться до сути и рассказывать о том, что действительно важно. Стремление развиваться и покорять новые вершины привело на курс “Взлет веб-райтера”. Чему я очень рада))

Читайте также: