Стационарное контрольное устройство для осужденных как работает

Обновлено: 16.05.2024

Publication number RU127501U1 RU127501U1 RU2012149080/08U RU2012149080U RU127501U1 RU 127501 U1 RU127501 U1 RU 127501U1 RU 2012149080/08 U RU2012149080/08 U RU 2012149080/08U RU 2012149080 U RU2012149080 U RU 2012149080U RU 127501 U1 RU127501 U1 RU 127501U1 Authority RU Russia Prior art keywords monitoring controlled gsm persons signal Prior art date 2012-11-16 Application number RU2012149080/08U Other languages English ( en ) Inventor Иван Иванович Куклев Александр Борисович Халаман Сергей Валерьевич Бовкун Сергей Олегович Кошкин Александр Викторович Салмин Валерий Викторович Цыпленков Антон Альбертович Узеньков Original Assignee Федеральное государственное унитарное предприятие "Центр информационно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний" Priority date (The priority date is an assumption and is not a legal conclusion. Google has not performed a legal analysis and makes no representation as to the accuracy of the date listed.) 2012-11-16 Filing date 2012-11-16 Publication date 2013-04-27 2012-11-16 Application filed by Федеральное государственное унитарное предприятие "Центр информационно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний" filed Critical Федеральное государственное унитарное предприятие "Центр информационно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний" 2012-11-16 Priority to RU2012149080/08U priority Critical patent/RU127501U1/ru 2013-04-27 Application granted granted Critical 2013-04-27 Publication of RU127501U1 publication Critical patent/RU127501U1/ru

Links

Images

Abstract

Description

Настоящая полезная модель относится к области информационных систем электронного мониторинга, обеспечивающим возможности поиска, обнаружения, определения текущего местоположения и слежения за перемещениями подконтрольных лиц, и может быть использована для надзора за подконтрольными лицами, имеющих ограничения свободы по типу домашнего ареста, установленного судом, дистанционной идентификации и отслеживания их местонахождения.

Применение систем электронного мониторинга подконтрольных лиц (далее - СЭМПЛ) позволяет следить за подконтрольными лицами в течение 24 часов в сутки, что создает возможность использовать их для установления полного электронного контроля за жизнью осужденного во время его пребывания под домашним арестом.

Для обеспечения надзора и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных в настоящее время в Российской Федерации уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется постановлением Правительством Российской Федерации от 04.06.2012 №553. Указанные средства подразделяются на персональные (электронный браслет, мобильное контрольное устройство, стационарное контрольное устройство и др.), стационарное устройство аудиовизуального контроля и технические средства, и устройства региональных информационных центров (сервер мониторинга, аудиовизуального контроля, пульты мониторинга).

Известные МКУ предназначены для ношения совместно с электронным браслетом (далее - ЭБ) вне зоны действия ретрансляторов и стационарных контрольных устройств, определяют местоположение и передают координаты и состояние браслета на сервер РИЦ по каналу GSM. Однако в указанных публикациях отсутствуют сведения о входящих в состав известных МКУ элементов.

Задача, положенная в основу настоящей полезной модели, заключается в создании МКУ свободного от указанных недостатков, присущих техническим решениям, представляющим известный уровень техники и позволяющего определять положение лиц с ограничением свободы, установленным решением суда, следить за их перемещением в рамках определенной территории и в соответствии с установленным режимом времени с использованием средств телефонии, специальных радиоустройств и индивидуальных средств идентификации таких лиц, определения их координат путем использования технологий GPS и Глонасс.

Кроме того, система контроля целостности устройства включает датчик открытия отсека, контролирующий вскрытие корпуса.

Кроме того, корпус выполнен в виде моноблока с возможностью ношения подконтрольным лицом на поясе в чехле.

Кроме того, средство голосовой связи со стационарным пультом системы мониторинга подконтрольных лиц и/или оператором последнего, выполнено в виде телефонного капсюля и микрофона.

Проведенный сопоставительный анализ предложенного технического решения с выявленными аналогами уровня техники, из которого полезная модель явным образом не следует для специалиста в области электронного мониторинга, показал, что она не известна, а с учетом возможности промышленного серийного изготовления электронного браслета системы мониторинга подконтрольных лиц, можно сделать вывод о соответствии критериям патентоспособности.

Предпочтительные варианты исполнения полезной модели описываются далее на основе представленных чертежей, где на:

В графических материалах соответствующие конструктивные элементы МКУ обозначены следующими позициями:


В качестве основных перспектив назначения и исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы предлагаются указанные ниже действия, способствующие формированию комплексной, единой концепции по совершенствованию системы назначения и исполнения наказаний в виде ограничения свободы с целью обеспечения соответствия мер уголовной ответственности уровню социально-экономического развития государства, криминологической структуре и динамике преступности, в том числе рецидивной, социальной адаптации осужденных, в составной части которой содержится информация о развитии перспективных направлений организационно-управленческой деятельности сотрудников правоохранительных органов, органов, ответственных за назначение и исполнение наказания в виде ограничения свободы.

По состоянию на 1 марта 2014 г. оборудование СЭМПЛ использовалось для контроля более 15 тыс. осужденных к ограничению свободы. С помощью средств электронного контроля и надзора было выявлено свыше 18 тыс. нарушений осужденными режима отбывания наказания в виде ограничения свободы. На основании доказательств, полученных при помощи электронного устройства СЭМПЛ, были направлены в места лишения свободы 2 675 подконтрольных лиц, по представлениям уголовно-исполнительных инспекций установлены дополнительные ограничения 6 471 осужденному лицу. [1, с.701]

Всего в процессе осуществления уголовно-исполнительными инспекциями контроля и надзора за лицами, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, сотрудниками УИИ было выявлено свыше 2 000 нарушений, в том числе 1 215 из них — при помощи электронных средств СЭМПЛ.

Стоит обратить внимание на то, что увеличивается количество осужденных лиц, в отношении которых надзор и контроль осуществляется при помощи оборудования СЭМПЛ. Так, если в 2012 г. по Северо-Кавказскому федеральному округу в отношении 470 осужденных были применены электронные браслеты, что, в свою очередь, составляет 12,5 % от всех осужденных к ограничению свободы, которых было 3 770 чел., то уже в 2013 г. — в отношении 4 178 лиц, то есть 47,2 % от 8 851 стоявшего на учете в УИИ осужденного, а в I квартале 2014 г. — в отношении 3 875 лиц, или 48,2 % от 8 044 осужденных.

Следует отметить, что в 2012 г. по Северо-Кавказскому федеральному округу 149 осужденных лиц совершили повторное преступление, а это составляет 4 % от общего числа осужденных, отбывающих наказания в виде ограничения свободы, в 2013 г. — 104 осужденных, или 1,2 %; в I квартале 2014 г. — 20 осужденных, или 0,2 %.

Число осужденных, совершивших повторное преступление, в отношении которых применялись средства контроля СЭМПЛ, от общего числа осужденных, которым судами было вынесено наказание в виде ограничения свободы, составляет соответственно в 2012 г. 0,07 % (3 чел.), в 2013 г. — 0,8 % (73 чел.), в I квартале 2014 г. — 0,2 % (14 чел.). [2,с.89]

На наш взгляд, рост в 2013 г. числа осужденных, совершивших повторное преступление, в частности тех, в отношении которых применялось оборудование СЭМПЛ, может быть связан с действием следующих факторов:

 суды все чаще стали назначать наказание, не связанное с лишением свободы;

 произошло увеличение числа осужденных, в отношении которых применялось оборудование СЭМПЛ;

 электронное оборудование СЭМПЛ, предназначенное для постоянного контроля за поведением осужденных, позволяет раскрывать многие латентные преступления.

В 2012 г. было 3 636 осужденных, которые отбывали наказание в виде ограничения свободы в качестве основного вида наказания, 134 осужденных — в качестве дополнительного вида наказания; в 2013 г. — 8 639 и 212 соответственно, а в I квартале 2014 г. — 7 904 и 140соответственно.

Среди осужденных, которые совершили преступление повторно, практически все из них были осуждены к ограничению свободы в качестве основного вида наказания. Так, повторно ими было совершено 85 преступлений в сфере экономики, 54 преступления против личности, 38 преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

Приведенные выше данные указывают на то, что осужденные лица, которые находились под электронным контролем СЭМПЛ, меньше совершали преступлений в сфере экономики (30 против 53). Наряду с этим отмечается увеличение количества совершенных указанными лицами преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психоактивных средств (29 против 14). Практически равное количество совершенных преступлений против жизни и здоровья были совершены осужденными указанных категорий (31 против 33).

Необходимо отметить, что совершали преступления в состоянии алкогольного опьянения 49 осужденных в 2012 г., около 50 % осужденных в 2013 г., 21 чел. в I квартале 2014 г. [3, с.2820].

Анализ опросных листов начальников ФКУ УИИ УФСИН России по Чеченской Республике показал следующее:

  1. Во всех изучаемых нами учреждениях УФСИН России по Чеченской Республике осужденные, отбывающие наказание в виде ограничения свободы и находящиеся под контролем СЭМПЛ, проверяются каждый день, в том числе в трех учреждениях, что составляет 21 %, — не менее 3 раз в сутки.
  2. В четырех учреждениях, что составляет 71 %, осужденные, отбывающие наказание в виде ограничения свободы и не находящиеся под электронным контролем, проверяются ежедневно, в трех учреждениях, что составляет 29 % — 1 раз в месяц.
  3. Удовлетворенность осужденных, состоящих на учете в УИИ, условиями отбывания наказания с применением устройства СЭМПЛ была оценена руководителями ФКУ УИИ УФСИН России по Чеченской Республике. Так, по мнению семи начальников этих подразделений осужденные частично удовлетворены условиями отбывания наказания с применением устройства СЭМПЛ, по мнению двух начальников — полностью удовлетворены, по мнению двух начальников — не удовлетворены (Филиал УИИ по Октябрьскому району, Филиал УИИ по Заводскому району).

Были отмечены следующие основные причины неудовлетворенности осужденными условиями своего отбывания наказания:

 потребление указанными приборами электроэнергии, которую осужденные вынуждены оплачивать;

 неудобство и дискомфорт при ношении приборов СЭМПЛ;

 периодические повреждения или порча электронного оборудования;

 усиление контроля за поведением и образом жизни осужденных.

  1. Половина опрошенных руководителей ФКУ УИИ УФСИН России по Чеченской Республике полагают, что применение оборудования СЭМПЛ не оказывает влияния на динамику повторной преступности. По мнению двух из опрошенных руководителей, осужденные к ограничению свободы, в отношении которых были применены электронные средства контроля, менее склонны к совершению повторных преступлений.
  2. В учреждениях УИИ УФСИН России применяются перечисленные ниже способы и приемы ежедневного контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание в виде ограничению свободы:

 использование электронных средств надзора и контроля СЭМПЛ;

 звонок по телефону осужденному;

 выезд к осужденному по месту его проживания, а также работы или учебы.

  1. Применение оборудования СЭМПЛ в случае исполнения наказания в виде ограничения свободы:

 способствует контролю за соблюдением осужденным установленных судом ограничений (по мнению 7 начальников ФКУ УИИ);

 позволяет фиксировать и отслеживать допущенные осужденным нарушения условий отбывания наказания (по мнению 6 начальников ФКУ УИИ);

 способствует повышению меры ответственности осужденного (по мнению 5 начальников ФКУ УИИ);

 осуществляет профилактику повторных преступлений (3 территориальных органа).

  1. Оптимальным количеством регистраций в УИИ для осужденного к ограничению свободы, который находился под контролем СЭМПЛ, является 2 раза в месяц (по мнению 11начальников ФКУ УИИ), 1 раз в месяц (по мнению 1 начальника ФКУ УИИ), 4 раза в месяц (по мнению 1 начальника ФКУ УИИ). Один начальник ФКУ УИИ полагает, что данная регистрация не требуется.
  2. Можно выделить следующие категории осужденных, в отношении которых следует обязательно применять оборудование СЭМПЛ при исполнении наказания в виде ограничения свободы:

 осужденные, которые по своим личностным особенностям склонны к совершению правонарушений (по мнению 5 начальников ФКУ УИИ);

 осужденные, которые проживают в городах (по мнению 4 начальников ФКУ УИИ);

 осужденные за соответствующие составы преступлений (по мнению 4 начальников ФКУ УИИ);

 без исключения все осужденные, которым было назначено уголовное наказание, не связанное с лишением свободы (по мнению 1 начальника ФКУ УИИ).

В результате опроса сотрудниковФКУ УИИ УФСИН России по Чеченской Республике было установлено, что происходит снижение числа преступлений, совершенных осужденными к ограничению свободы, в отношении которых было применено оборудование СЭМПЛ. Подобная тенденция может быть обусловлена тем, что осужденные к ограничению свободы становятся более организованными и дисциплинированными, так как осознают тот факт, что за соблюдением установленных судом ограничений, запретов и обязанностей со стороны сотрудников уголовно-исполнительной инспекции ведется постоянный контроль, отслеживается маршрут их передвижения. И, как следствие, это удерживает их от совершения повторного преступления.

Применение электронного оборудования СЭМПЛ, по мнению всех руководителей, принимавших участие в опросе, является весьма перспективным направлением, способствующим повышению эффективности надзора и контроля за поведением осужденных к ограничению свободы. Электронное оборудование СЭМПЛ поступает в УИИ на основании утвержденного плана, вводится в эксплуатацию, используется для контроля все большего количества осужденных. Современная уголовно-правовая реформа, на наш взгляд, делает попытку повысить эффективность данного вида наказания и его исполнения в соответствие с требованиями международных норм. [4,с.359]

Однако одновременно с этим на практике при применении данного оборудования появляются технические проблемы, устранение которых, в свою очередь, позволяет повышать эффективность действия электронной системы контроля. Возникают следующие технические проблемы:

 необходимо ежедневно заряжать аккумулятор мобильного контрольного устройства;

 при входящем телефонном звонке звуковой сигнал происходит не всегда, поэтому осужденный не всегда отвечает на звонки сотрудника УИИ;

 GPS модуль несовершенен;

 корпус мобильного контрольного устройства от вскрытия незащищен;

 датчик движения контрольного устройства, установленного стационарно, реагирует даже на незначительные вибрации;

 радиус действия контрольного устройства, установленного стационарно, недостаточный, что создает трудности в случае проживания поднадзорным лицом в частном доме, когда подсобные помещения расположены вне дома;

 прием сигнала сотовой связи устойчив не во всех районах Чеченской Республики;

 карты местности недостаточно детализированы.

Вместе с тем, отмечаются и проблемы правового характера. В ст. 58 УИК РФ отражен перечень нарушений порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, за которые установлена соответствующая ответственность осужденного. Кроме того, в законодательстве не предусмотрено применение мер уголовно-правового характера по отношению к осужденному, который несвоевременно заряжает контрольное устройство, удаляет из установленного радиуса действия мобильное контрольное устройство, самовольно снимает электронное устройство и прочие действия, затрудняющие УИИ осуществлять контроль, хотя подобные действия, безусловно, следовало бы считать нарушениями условий и порядка отбывания наказания.

В законодательных актах не представлен перечень документов, которые необходимы для обоснованного доказательства в суде факта нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания, установленного посредством оборудования СЭМПЛ, что, в свою очередь, затрудняет процесс обоснования материалов о выявленных осужденным нарушениях.

Несмотря на вышеуказанные проблемы, возникающие в процессе эксплуатации электронных средств надзора и контроля, представляется важным, что применение сотрудниками УИИ оборудования СЭМПЛ способствует эффективному осуществлению надзора и контроля за соблюдением поднадзорными лицами установленных для них ограничений и обязанностей. Опрос начальников ФКУ УИИ УФСИН России по Чеченской Республике позволил более точно оценить не только статистическую, но и реальную картину исследуемой категории, определить ее латентность, выявить криминогенные и антикриминогенные факторы.

  1. Ходжалиев С. А. Уголовно-правовая характеристика назначения и исполнения наказания в виде ограничения свободы по уголовному законодательству Российской Федерации //Фундаментальные исследования. — 2014. — № 11–3. — С. 700–705.
  2. Ходжалиев С. А. Методологические особенности криминологического прогнозирования назначения и исполнения наказаний в виде ограничения свободы //В сборнике: Актуальные проблемы права Материалы IV Международной научной конференции. — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 229–231.
  3. Ходжалиев С. А. Проблемы и недостатки в деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказания в виде ограничения свободы (на примере Чеченской Республики) //Фундаментальные исследования. — 2014. — № 9–12. — С. 2818–2821.
  4. Ганаева Е. Э. История развития законодательного оформления ареста в российском уголовном праве //Молодой ученый. — 2015. — № 18. — С. 357–359

Основные термины (генерируются автоматически): осужденный, вид ограничения свободы, ограничение свободы, Россия, Чеченская Республика, мнение, электронное оборудование, контроль, повторное преступление, условие отбывания наказания.

00:00, 18 мая 2012г, Происшествия 3116

Система электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) позволяет следить за теми, кому суд вынес наказание в виде ограничения свободы: домашнего ареста или запрета выезда за пределы муниципалитета. Она представляет собой набор из нескольких устройств. Самая мобильная ее часть - это электронный браслет, который надевают на ногу осужденного. Внешне он напоминает электронные китайские наручные часы, которые пользовались бешеной популярностью в начале 90-х годов прошлого века. В герметичный корпус этого устройства встроен небольшой маячок, который круглосуточно передает информацию о местонахождении человека на сервер уголовно-исполнительной инспекции УФСКН России по краю.

На сегодняшний день на учете в уголовно-исполнительной инспекции края состоит более 12 тысяч человек. В ее состав входит 70 филиалов, со штатной численностью более двухсот сотрудников. 45 осужденных к ограничению свободы контролируются с помощью вышеназванных технических средств.

Наказания в виде ограничения свободы назначаются в том случае, если человек совершил преступление небольшой и средней тяжести: за кражи, хулиганство, угон автотранспорта и т.п. К примеру, в Барнауле на учете состоят пять лиц, осужденных к ограничению свободы. Двое из них ходят в браслетах – один с декабря прошлого года, другой с марта 2012-го. Первый отбывает наказание за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью. Второй – за причинение смерти по неосторожности. Если бы не браслеты, оба они попали бы в колонию.

А так – минимум неудобств. МКУ осужденные носят в чехле, который крепится на ремень. Браслет рассчитан на эксплуатацию при температуре до плюс 50 градусов по Цельсию. Герметичность позволяет погружать его в пресную и соленую воду.

- Браслет рассчитан на эксплуатацию в течение трех лет, - пояснил инспектор филиала уголовно-исполнительной инспекции по Индустриальному району Руслан Фомичев. – Случаев, чтобы его намеренно ломали, пока не было. Если раскурочат, то возместят ущерб. Первоначальная стоимость поступающих устройств - в пределах 30 тысяч рублей, 119 тысяч стоит комплект. Поэтому при постановке на учет мы в первую очередь разъясняем нашим подопечным: случись что - они понесут полную материальную ответственность.

Мобильное контрольное устройство заряжается раз в сутки. То есть батарейки хватает на 24 часа. О чем осужденному также объясняется при постановке на учет. Если не удалось зарядить аккумулятор, на стационарный пункт мониторинга инспекции приходит сигнал о низком заряде. Инспектор должен созвониться со своим подопечным и предупредить. В случае систематических нарушений осужденному выносится официальное предупреждение.

Стационарное контрольное устройство устанавливается дома у осужденного, принцип его работы идентичный. Устройство кодируется на определенное расстояние от дома осужденного – дальше этой границы ему уходить запрещено (допустим, 100 метров). Если говорить о барнаульских осужденных, то они не имеют права выходить за пределы города. Кроме того, устанавливаются и временные ограничения. Контролируемый должен точно по расписанию выходить из дома на работу и возвращаться. Если он заболеет, то ему установят специальный временной интервал для визита на медобследование.

В остальном при выходе из определенной зоны носитель браслета обязан позвонить на специальный номер телефона и сообщить о месте своего пребывания. Звонок фиксирует компьютер. Если пройдет пять минут и парень не позвонит, аппаратура подаст сигнал надзирающему инспектору. И тот может обратиться в суд с требованием принять меры к нарушителю.

По словам полковника Усачева, у альтернативной системы наказания большое будущее. Во-первых, потому что колония никому еще не пошла на пользу. Во-вторых, содержание осужденных в местах не столь отдаленных – само по себе дорогое удовольствие. Можно посчитать: 15 тысяч отбывающих наказания в колониях Алтайского края обслуживает штат УФСИН в пять тысяч сотрудников. А 12 тысяч состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях – всего 214 человек. Поэтому в самое ближайшее время УФСИН по краю получит в свое распоряжение еще около тысячи электронных браслетов. Контракт на их поставку уже заключен.

Одной из важнейших задач, обозначенных в Концепции развития УИС РФ до 2020 года, является расширение сферы применения наказаний и мер, не связанных с лишением свободы. Для снижения вероятности повторных преступлений осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы вводится в действие система электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ).
СЭМПЛ – совокупность средств персонального надзора и контроля и технические средства и устройства региональных информационных центров обеспечивающие дистанционный надзор за осужденными и контроль выполнения предписанных им ограничений путем индивидуальной идентификации и контроля местонахождения в установленных местах.
Целью функционирования СЭМПЛ является обеспечение в территориальных органах ФСИН России надзора за осужденными путем сбора, накопления, обработки, хранения и предоставления УИИ информации о выполнении подконтрольными лицами предписанных им ограничений и контроля их местонахождения.
Определяя совокупность средств персонального надзора вводятся следующие понятия:

  • стационарное контрольное устройство — электронное устройство, обеспечивающее непрерывный круглосуточный прием и идентификацию сигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещении или на установленной территории, а также оповещения о попытках снятия и повреждениях электронного браслета и иных нарушениях;


  • мобильное контрольное устройство — электронное устройство, предназначенное для ношения совместно с электронным браслетом при нахождении осужденного вне мест, оборудованных СКУ, для отслеживания его местоположения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы GPS/ГЛОНАСС (далее — сигнал GPS/ГЛОНАСС);


  • браслет электронный — электронное устройство, надеваемое на осужденного в целях его дистанционной идентификации и отслеживания его местонахождения, предназначенное для длительного ношения на теле (более 3 месяцев) и имеющее встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса;


  • стационарный пульт мониторинга — компьютер, предназначенный для обработки и отображения информации о выполнении осужденным предписанных ограничений.
  • кабинет технического обеспечения СЭМПЛ, оснащенный 16 СПМ с предустановленным специальным программным обеспечением и оборудованием информационного обмена с сервером мониторинга;
  • кабинет организационно-правового обеспечения СЭМПЛ на 30 обучаемых;
  • макет жилого помещения подконтрольного лица для отработки практических навыков по использованию СЭМПЛ.

Негодные браслеты звенят в госконтрактах

FLB: Руководство ФСИН принуждает подчиненных закупить 12 тыс. новых комплектов СЭМПЛ, не прошедших экспертизу, на 150 млн


Версия для печати
Сохранить статью

«Федеральная служба исполнения наказаний РФ продолжает сотрудничать с производителями некачественных электронных браслетов, несмотря на громкий скандал и уже возбужденные уголовные дела, — сообщает 21 октября издание Утро.Ру.

«Руководство тюремного ведомства направило в территориальные органы ФСИН телеграммы с требованием заключать договоры на диагностику неисправного оборудования с ФГУП "Центр информационно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний", экс-руководители которого проходят по уголовному делу о хищении 1,3 млрд руб. при поставках электронных браслетов, — передает в понедельник агентство РБК.

По словам источников в тюремном ведомстве, телеграмма начальникам территориальных органов за подписью заместителя директора ФСИН Александра Сапожникова была направлена в конце сентября. В ней говорится, что в целях обеспечения бесперебойной работы системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ), как правильно называются электронные браслеты, ФСИН запланировала выделение бюджетных средств для диагностики оборудования.


Сергей Фролов вырос в благополучной семье. За всю жизнь у него никогда не было проблем с законом. После школы он легко поступил в институт, потом отслужил год в спецназе ВДВ, после армии устроился на престижную государственную службу. Закончил автошколу и получил права. Первый самостоятельный выезд в город на машине родителей стал для него роковым. Сергей не рассчитал расстояние до встречного автомобиля и повернул налево. По его вине произошло столкновение, в результате которого пассажир встречной машины сломал руку. Перелом оказался со смещением, и пострадавший перенес операцию.

Избежать суда Сергею не удалось: пострадавший назначил слишком высокую цену за примирение сторон до суда — 350 тыс. рублей. Суд состоялся спустя 9 месяцев после аварии. Сергею назначили 1 год лишения свободы условно и выплату моральной компенсации пострадавшему в размере 100 тыс. рублей.

Первые полгода наказание почти не влияло на мою жизнь. Я продолжал работать, навещал родственников, которые живут в Нижегородской области. Обременение было одно — еженедельно являться в инспекцию отмечаться. Также я не должен был покидать пределы области. Но это для меня не было чем-то страшным.

Когда первая половина срока осталась позади, Сергея вызвали в инспекцию и надели на него браслет. С этого дня для него началась новая жизнь. Согласно новым правилам ему запрещено покидать пределы Нижнего Новгорода, и даже поездка за покупками в торговый центр, расположенный в нескольких километрах от его дома, но за чертой города, может обернуться для него тюрьмой.

Кроме того, ему необходимо помимо браслета всегда и везде носить с собой передающее устройство, которое нужно каждый день заряжать от сети как мобильный телефон.

Устройство представляет собой коробку размером чуть больше сигаретной пачки. От него нельзя отходить дальше чем на 10 м. По словам Сергея, браслет нельзя снимать и мочить дольше 30 секунд. Соответственно осужденный не имеет права на купание в водоемах и бассейнах. Ванну и душ принимать можно только таким образом, чтобы вода не попадала на устройство.


Прислала
Елена Горбачева


Фото: Денис Чернов/SmartNews

Мы не предполагали, что вся эта история с ДТП выльется в такой кошмар. Он отслужил в армии, вернулся с отличной характеристикой, с двумя медалями, получил работу, о которой мечтал… И вот что получилось. Он, конечно, виноват и должен был понести наказание, потому что пострадал человек, по его вине разбита машина, но мне кажется, что оно оказалось слишком суровым. Очень странно получается, права не отобрали, а свободу ограничили. Для чего?

После того как на Сергея надели браслет, о его судимости узнали на работе. Хотя никаких законных оснований для увольнения сотрудника у руководства не было, его попросили уйти добровольно, в противном случае пообещали испортить ему трудовую биографию.

Между тем браслет и передающее устройство уже на третий день вышли из строя. Сергей испугался, что ему придется ответить за это, и в тот же день помчался в инспекцию. Но там на новость о том, что оборудование вышло из строя, отреагировали на удивление спокойно. Велели ехать домой и ждать звонка.

Когда мне ставили браслет, мне несколько раз повторили, что это очень дорогое оборудование и что я должен его беречь как собственное здоровье, а тут вдруг сломалось, и никому дела нет. Первые две недели меня это напрягало, но когда я увидел в новостях сюжет о том, что ФСИН на всю Россию закупил огромную партию контрафактных браслетов, всё стало понятно.

Справка SmartNews

В феврале 2013 года в результате внутренней проверки ФСИН России был выявлен ряд нарушений, из-за которых ведомство закупило большое количество неисправных устройств для ограничения свободы. В них отсутствовали электронные блоки, то есть их нельзя было использовать по назначению. По словам официального представителя ведомства Владимира Маркина, дефектную продукцию Федеральная служба закупала по ценам, которые вдвое превышали рыночные. Ущерб от этих операций в Следственном комитете оценили более чем в миллиард рублей. По факту нарушений при госзакупках было возбуждено уголовное дело по статье о покушении на мошенничество. Его фигурантами стали несколько высокопоставленных сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, в том числе бывший руководитель ФСИН России Александр Реймер и его заместитель Николай Криволапов.

В ходе эксплуатации имеют место утраты и повреждения оборудования СЭМПЛ (система электронного мониторинга подконтрольных лиц):

— 2 мобильных контрольных устройства были похищены в результате преступных посягательств в отношении осужденных к ограничению свободы (возбуждены 2 уголовных дела).

— 1 стационарное контрольное устройство было уничтожено, осужденный, к которому было применено СКУ, погиб при пожаре.

— 2 электронных браслета повреждены осужденными.

— 1 СКУ повреждено осужденным.

По каждому факту утраты и повреждения оборудования СЭМПЛ были проведены служебные проверки. …По состоянию на 6 марта 2013 года в ФГУП ЦИТОС ФСИН России направлено в ремонт 2 неисправных контрольных устройства и 2 электронных браслета. Оператором СЭМПЛ осуществляется ежедневный контроль за техническим состоянием контрольного устройства. В случае неисправности контрольное устройство изымается оператором СЭМПЛ для тестирования и ремонта. Взамен неисправного применяется резервный комплект системы электронного мониторинга.

Несмотря на неисправность устройства, пока с Сергея браслет так и не сняли. На всякий случай он продолжает носить с собой передатчик и бережет браслет от попадания воды.

Читайте также: