Срок давности исполнения наказания в виде обязательных работ

Обновлено: 25.06.2024

Срок обязательных работ исчисляется в часах (ч. 1 ст. 72 УК РФ), в течение которых осужденный отбывал обязательные работы, выполняя определенный ему вид работы.

Время содержания под стражей до судебного разбирательства засчитывается осужденному в срок обязательных работ из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ (ч.

3 ст. 72 УК РФ). При частичном или полном сложении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров восемь часов обязательных работ соответствуют одному дню лишения свободы (ч. 1 ст. 71 УК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 49 УК РФ обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше четырех часов в день, а для несовершеннолетних - от 40 до 160 часов и отбываются ими не свыше двух часов в день - для лиц в возрасте до 15 лет, не свыше трех часов в день - для лиц в возрасте от 15 до 16 лет (ч. 3 ст. 88 УК РФ). При этом такой режим работы устанавливается только в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе (в период отпуска по основному месту работы, учебных каникул).

В рабочие дни отбывание наказания в виде обязательных работ осуществляется после окончания основной работы, службы или учебы осужденного и не должно превышать двух часов. С согласия (по просьбе) осужденного это время может быть продлено до четырех часов в день, но не более. Время следования осужденного к месту отбывания обязательных работ и обратно в срок обязательных работ не засчитывается.

При суммарном учете время обязательных работ в течение недели, как правило, не может составлять менее 12 часов. Вместе с тем при наличии уважительных причин УИИ вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Уважительными причинами считаются отсутствие необходимого объема работ, болезнь осужденного, семейные обстоятельства и т.д.

При этом суммарное время, отработанное осужденным за более длительный период (месяц), в расчете на одну неделю не должно быть менее установленного. 2.

Комментируемая статья не регламентирует порядок организации и ведения учета времени, отработанного осужденным к обязательным работам, поскольку это не является предметом законодательного регулирования. Однако данный вопрос является принципиальным для оценки исполнения назначенного судом наказания. Наказание будет считаться исполненным, если суммарное время, отработанное осужденным на обязательных работах, соответствует количеству часов, установленных приговором (определением или постановлением) суда. Поэтому введение в действие наказания в виде обязательных работ потребует разработки нормативного правового акта, содержащего четкую регламентацию порядка ведения суммарного учета времени отбывания наказания осужденными к обязательным работам и осуществления контроля за этим процессом. 3.

В рабочие дни обязательные работы осужденных могут быть организованы в утреннее (до основной работы, учебы) и вечернее время (после основной работы, учебы). Кроме того, из содержания комментируемой статьи следует, что для обеспечения двенадцатичасового рабочего времени в неделю организации, в которых осужденные отбывают обязательные работы, должны предоставлять работу осужденным и в выходные дни. В этом заключается специфика обязательных работ, которая потребует перевода личного состава УИИ на двухсменный режим работы, а также организации ими контроля за отбыванием осужденными обязательных работ в выходные дни.

Время отбывания наказания в виде обязательных работ не включается в общий, непрерывный и специальный трудовой стаж.

Статья 28. Обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы

Комментарий к статье 28 1.

Комментируемая статья подверглась изменению в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ, исключившим часть вторую, которая предусматривала обязанность администрации организации, где осужденные отбывали обязательные работы, ежемесячно перечислять в соответствующий бюджет финансовые средства за выполнение осужденными работы.

Теперь для предприятий, подведомственных органам местного самоуправления, выполнение осужденными обязательных работ является бесплатным, так же как и для самих осужденных. 2.

Перечень объектов обязательных работ определяется органами местного самоуправления с учетом общественных потребностей данного населенного пункта, включая благоустройство его территории, выполнение ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других аналогичных работ. В соответствии с Федеральным законом от 16 сентября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" данная функция может возлагаться на администрации органов муниципального уровня - городов, районов и равных им по статусу территориальных образований. Ими также осуществляется контроль за деятельностью УИИ по исполнению наказаний, в том числе в виде обязательных работ (ст. 19 УИК).

К этой работе могут быть привлечены службы занятости органов местного самоуправления, действующие в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". При определенных условиях, когда возникают проблемы с обеспечением трудовой занятости осужденных к обязательным работам, органы местного самоуправления могут определить объекты труда путем введения соответствующих квот рабочих мест на предприятиях различных организационно-правовых форм.

Международный опыт показывает, что в качестве объектов для общественных (обязательных) работ органами местного самоуправления могут создаваться специальные мастерские по производству изделий, необходимых для общественных нужд данного населенного пункта.

Исходя из наличия объектов труда, УИИ определяет конкретный вид общественных работ для осужденного с учетом его личности, трудовых и профессиональных навыков, а также возможности осуществлять контроль за поведением и отношением к труду осужденного. При определении вида общественных работ могут учитываться пожелания осужденного в отношении места и характера работы, если для этого имеются соответствующие условия.

В обязанности администраций организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, по исполнению данного вида наказания входит обеспечение необходимого объема работ, организация работы осужденных, в том числе посменно (в основном в вечернее время) и в выходные дни, создание условий для выполнения обязательных работ, охрана труда осужденных.

Администрации указанных организаций разрабатывают правила внутреннего распорядка и знакомят с ними осужденных, составляют график выполнения работ, ведут учет отработанного времени, осуществляют контроль за выполнением осужденными определенных для них работ и соблюдением ими техники безопасности. О количестве проработанных осужденными к обязательным работам часов, а также о случаях их уклонения от отбывания наказания администрация организации информирует УИИ.

Возмещение вреда осужденному при получении им увечья, связанного с выполнением обязательных работ, производится в соответствии с законодательством РФ о труде.

1. Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

3. Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

4. Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.

5. Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых такие лица отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову.

6. Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.

7. Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.

8. Обязательные работы выполняются лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на безвозмездной основе.

9. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы.

10. Время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, не может превышать четырех часов; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы. На основании письменного заявления лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, максимальное время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, судебный пристав-исполнитель вправе увеличить до восьми часов; в рабочие дни - до четырех часов после окончания работы, службы или учебы. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.

11. На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.

12. В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса.

Судебная практика по статье 32.13 КоАП

11. При разграничении составов административных правонарушений, закрепленных статьей 5.35.1 КоАП РФ, и составов преступлений, предусмотренных статьей 157 УК РФ, необходимо исходить из того, что по смыслу статьи 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию до истечения одного года со дня: исполнения постановления о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью (часть 1 статьи 31.10 КоАП РФ); истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания (пункт 3 части 2 статьи 31.10, статья 31.9 КоАП РФ); вынесения в случаях, предусмотренных КоАП РФ, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания (пункт 6 статьи 31.7, часть 7 статьи 32.13 КоАП РФ).

Согласно ст. 49 УИК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов.

Данный вид наказания не назначается лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Организация исполнения наказания в виде обязательных работ возложена на Уголовно-исполнительную инспекцию.

Инспекция привлекает осужденных к отбыванию наказания не позднее пятнадцати дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

В день поступления копии приговора (определения, постановления) суда инспекция регистрирует его и направляет в суд, вынесший приговор (определение, постановление), извещение о принятии его к исполнению, а также уведомляет суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказания.

При постановке на учет осужденному направляется уведомление о дате явки в инспекцию с документами, удостоверяющими личность. Дата явки определяется с учетом объективных обстоятельств (расстояния, наличия транспортных возможностей, выходных, праздничных дней и др.), но не позднее десяти дней с момента постановки на учет. Несовершеннолетнего осужденного инспекция вызывает с его родителями или иными законными представителями.

В день явки осужденного инспекция проводит с ним первоначальную беседу, в ходе которой проверяет документы, удостоверяющие его личность, составляет анкету, осуществляет дактилоскопирование осужденного, разъясняет порядок и условия отбывания наказания, назначенного приговором суда, его права и обязанности, ответственность за их несоблюдение, последствия совершения повторного преступления, а также право на обращение в суд с ходатайством об отсрочке исполнения приговора на определенный срок при наличии одного из оснований, перечисленных в части 1 статьи 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (болезнь осужденного, препятствующая исполнению наказания, беременность наличие малолетнего ребенка у осужденного, являющегося единственным родителем, тяжкие последствия или угроза их возникновения для осужденного или его близких родственников, ввиду стихийного бедствия, тяжелой болезни, смертью единственного трудоспособного члена семьи).

Беседа с несовершеннолетним осужденным может проводиться в присутствии его родителей или законных представителей.

При определении осужденному вида обязательных работ и объекта их отбывания инспекция учитывает преступление, за которое он осужден, его место жительства, график основной работы и учебы, состояние здоровья, в отношении несовершеннолетнего - возрастные и психологические особенности личности, а также другие обстоятельства.

Инспекция направляет в организацию, в которой осужденный будет отбывать наказание, копию приговора (определения, постановления) суда или заверенную начальником инспекции выписку из него.

Контроль за явкой осужденного в организацию по вопросу привлечения к общественно полезным работам осуществляется инспекцией ежедневно.

На основании представляемых организацией табелей о количестве времени, отработанного осужденным, инспекция ведет его суммарный учет в часах.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.

За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания, выразившиеся в недобросовестном отношении к труду, уклонении от работы на определенном для него объекте, либо если он не сообщил об изменении места жительства, а также не явился в инспекцию по вызову без уважительных причин, инспекция проводит с осужденным беседу. В ходе беседы он предупреждается о недопустимости совершения данных нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За уклонение от отбывания наказания, выразившееся в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденные документами организации, осужденному выносится предупреждение, которое объявляется осужденному под роспись.

В отношении осужденного, более двух раз в течение месяца не вышедшего на обязательные работы без уважительных причин, более двух раз в течение месяца нарушившего трудовую дисциплину, а также скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания.

В период нахождения документов личного дела осужденного в суде инспекция продолжает работу по исполнению наказания.

При наступлении психического расстройства или иной тяжелой болезни, препятствующих отбыванию наказания, а также признания осужденного инвалидом первой группы инспекция разъясняет осужденному либо его законному представителю (только при психическом расстройстве) право обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

Ходатайство подается осужденным либо его законным представителем через инспекцию. Инспекция одновременно с ходатайством направляет в суд заключение медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы (при тяжелой болезни) и личное дело осужденного.

При невозможности самостоятельного обращения осужденного либо его законного представителя представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства вносится в суд начальником инспекции.

При наступлении беременности инспекция разъясняет осужденной ее право на обращение в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Отбывание наказания в виде обязательных работ инспекция прекращает в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом.


Один из адвокатов указал, что суды, как правило, отказывают в компенсации морального вреда, поскольку истцом не представлены доказательства его наступления, а прекращение производства по делу само по себе не означает факта установления незаконности действий должностного лица. Второй посчитал, что определение может послужить стимулом для огромного количества обращений в суд.

Постановлением инспектора ДПС от 25 октября 2018 г. Сергей Крылов был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 руб. по ч. 3 ст. 12.14 КоАП, то есть за то, что он не уступил дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения.

12 марта 2019 г. Некрасовский районный суд Ярославской области отменил постановление и прекратил производство по делу в связи с истечением срока давности.

Так как при рассмотрении дела об административном правонарушении Сергей Крылов понес расходы на оплату услуг защитника в размере 16 тыс. руб. и почтовые расходы, он обратился в суд с иском о взыскании убытков. Также он просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 тыс. руб.

Суд первой инстанции отказал в иске. Он заметил, что действия инспектора ДПС незаконными не признаны, вина должностного лица не установлена, а производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности. Также суд указал, что истец к ответственности в виде административного ареста или исправительных работ не привлекался, нарушений личных неимущественных или иных нематериальных благ сотрудниками ГИБДД не допущено. Поскольку с такими выводами согласились апелляция и кассация, Сергей Крылов обратился в Верховный Суд.

По мнению Суда, критерием наличия оснований для такого возмещения является лишь итоговое решение, определяющее, в чью пользу данный спор разрешен

Верховный Суд заметил, что в Постановлении от 15 июля 2020 г. № 36-П КС указал, что возмещение проигравшей стороной правового спора расходов другой стороны не обусловлено установлением ее виновности в незаконном поведении – критерием наличия оснований для возмещения является итоговое решение, определяющее, в чью пользу данный спор разрешен. Поэтому в отсутствие в КоАП специальных положений о возмещении расходов лицам, в отношении которых дела были прекращены на основании п. 1 или 2 ч. 1 ст. 24.5 либо п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП, положения ст. 15, 16, 1069 и 1070 ГК, по сути, восполняют данный правовой пробел, а потому не могут применяться иным образом, чем это вытекает из устоявшегося в правовой системе существа отношений по поводу возмещения такого рода расходов. КС посчитал, что положения норм ГК не позволяют отказывать в возмещении расходов на оплату услуг защитника и иных расходов, связанных с производством по делу об административном правонарушении, лицам, в отношении которых дела были прекращены на основании п. 1 или 2 ч. 1 ст. 24.5 либо п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП со ссылкой на недоказанность незаконности действий (бездействия) или наличия вины должностных лиц.

Отменяя постановление инспектора ДПС, Некрасовский районный суд Ярославской области указал на то, что для установления либо отклонения обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, необходимо проведение специальных исследований. Поскольку водитель обгонявшего в нарушение ПДД автомобиля не установлен и его действиям не дана правовая оценка, какое-либо автотехническое исследование не проведено, вопрос о наличии в действиях Сергея Крылова крайней необходимости не исследовался, постольку привлечение его к административной ответственности нельзя признать законным и обоснованным. Суд пришел к выводу, что постановление инспектора ДПС в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному его рассмотреть. Учитывая, что срок привлечения к ответственности на момент вынесения решения истек, суд принял решение о прекращении производства по делу.

Таким образом, отметил ВС, поскольку привлечение Сергея Крылова к административной ответственности нельзя признать законным и обоснованным без установления необходимых обстоятельств, свидетельствующих о наличии правовых оснований для его привлечения к такой ответственности, для правильного рассмотрения спора (несмотря на ссылку в решении о прекращении производства по делу об административном правонарушении) суду следовало разрешить вопрос о том, имелись ли основания для прекращения данного производства на основании п. 1 или 2 ч. 1 ст. 24.5 либо п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП, и в зависимости от этого принять решение по требованиям о возмещении расходов на оплату услуг защитника, чего в нарушение требований ст. 198 ГПК сделано не было.

Таким образом, указал ВС, недоказанность незаконности действий (бездействия) или наличия вины инспектора ДПС являлись юридически значимыми обстоятельствами только при разрешении исковых требований Сергея Крылова о взыскании компенсации морального вреда. Суд отменил решения нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

Адвокат Калужской областной коллегии Никита Савин отметил, что Верховный Суд однозначно подтверждает право на требование компенсации, тем самым продолжает развивать позицию Конституционного Суда, изложенную в Постановлении № 36-П.

Адвокат заметила, что суды, как правило, отказывают в компенсации морального вреда, поскольку истцом не представлены доказательства его наступления, а прекращение производства по делу само по себе не означает факта установления незаконности действий должностного лица по составлению протокола об административном правонарушении и не влечет безусловной компенсации морального вреда из-за действий государственного органа.

Как отметил КС в Постановлении № 36-П, в КоАП отсутствует специальный правовой механизм, который бы регулировал порядок и условия возмещения вреда, причиненного лицу, производство по делу об административном правонарушении в отношении которого прекращено по основаниям, означающим его невиновность (исключающим его виновность) в совершении правонарушения, в том числе по причине отсутствия возможности в предусмотренном законом порядке установить вину, указала Ольга Рогачёва.

Адвокат посчитала, что отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. Однако в этом случае, если лицо подает требование о возмещении ущерба и компенсации морального вреда, подлежат оценке все элементы юридического состава административного правонарушения в случае прекращения производства по делу в связи с истечением срока давности.

Читайте также: