Сравнительный анализ жизненных ценностей и ценностей которые можно реализовать в профессии

Обновлено: 30.06.2024


Ключевые слова: инструментальные ценности, терминальные ценности, юношеский возраст, установки личности, ценностные ориентации, профиль профессиональной подготовки, ценности-цели, направленность личности, ценности-средства, профессиональная установка

Abstract: The article is devoted to the problem of identifying differences in the hierarchical structure of core values of students majoring in technology and humanities. Core values of young people are viewed by the author through theoretical analysis of the concepts considering values as psychological formations that constitute a hierarchical system and exist in the personality structure only as its elements, and factors influencing the process of formation of core values of students. The author of the article considers different approaches to the definition of the types of value systems. For example, Milton Rokeach offers a classification of values that consists of two classes: goal values (terminal) and means values (instrumental), Georgy Leevik divides individual values into life goals and core values as means of achieving life goals. The research involved 118 freshmen students of different majors studying at Volga State University of Technology (Yoshkar-Ola). The author has applied the method The Rokeach Value Survey and Leevik Personal Value Inventory. For the most complete consideration of core values, the author has conducted a direct ranking of the list of values in relation to the majors of respondents. The results of the research demonstrate that there are significant differences in goal values and mean values: the main feature of core values of students majoring in technology is that they put mean values, i.e. moral aspects, as a priority. The hierarchical structure of values of students studying humanities is headed by goal values related to communication. The obtained results can serve as the basis for the development of the content of complex psychological and pedagogical formative influences at the stage of professional self identity of University students.

terminal values, young age, identify, core values, major, goal values, personal orientation, mean values, instrumental values, professional orientation

Обзор литературы

В юношеском возрасте базовые ценности подвергаются мощным изменениям. Особенности изменений, происходящих в системе ценностных ориентаций молодых людей, напрямую влияют на составление модели своего профессионального будущего, построение идеального образа профессионала [3] . То есть ценностные ориентации являются неотъемлемой составляющей процесса профессионального самоопределения. Это обусловлено тем, что ценностное отношение человека к миру представляется детерминантой процессуального аспекта самоопределения, задающей характер доминирования различных его стратегий [8, с. 60] .

Так как одним из ключевых компонентов профессиональной установки является особая структура направленности личности на конкретную систему ценностей, можно предположить, что в ситуации стратегического выбора профессиональных и образовательных вариантов, а именно технической или гуманитарной направленности будущей специальности, личность опирается на систему уже сложившихся у нее ценностных ориентаций. В связи с этим данная статья посвящена более детальному изучению особенностей ценностной сферы студентов обучающихся на специальностях различных профилей профессиональной подготовки.

Наше исследование строилось на основании трех теоретических постулатов относящихся к проблеме формирования ценностных ориентаций. Для более полного понимания выдвигаемой эмпирической цели обратимся к каждой из них.

В аспекте исследуемой нами проблемы целесообразным представляется рассмотрение факторов, влияющих на процесс формирования ценностных ориентаций студентов, с которыми в свою очередь взаимосвязаны социально-психологические особенности профессионального самоопределения.

Возрастно-демографический фактор формирования ценностных ориентаций связан, во-первых, с особенностями юношеского возраста, которые обуславливают двойственность и непрочность усвоения ценностей и норм. Также это усвоение характеризуется поверхностностью и нерефлексивностью, так как в студенчестве еще сохраняются рудименты инфантильности первичного усвоения запретов и разрешений, прав и обязанностей [9, с. 64] . Тем не менее, базовые ценности, составляющие основание ценностного сознания людей и влияющие на их поступки в различных областях жизни, формируются именно в этот возрастной период, и в дальнейшем уже почти не меняются, оставаясь достаточно стабильными. Существенные изменения системы ценностей возможны лишь в кризисные периоды жизни человека, но они затрагивают, прежде всего, иерархическое соподчинение ценностей: одни ценности становятся более приоритетными, другие менее значимыми.

Во-вторых, прослеживается связь формирования ценностных ориентаций с социальным статусом личности, так как именно он лежит в основе формирования системы ее социальных ролей и ценностных ориентации. Статус, роли и ценностные ориентации, по словам Б.Г. Ананьева, образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения и, во взаимодействии с ними, характер и склонности человека [1, с. 142] . Социальный статус в студенческом возрасте имеет размытые очертания в связи с тем, что с одной стороны он невысок, но с другой - в будущем, когда представится возможность реализовать полученные знания и умения, статус повысится. Такая двойственность социального статуса создает значительные трудности в фиксации своих ценностных ориентаций, вынуждая студента к пассивному выжиданию изменений в своем социальном положении.

Амбивалентно-транзитивный фактор основан на двойственности профессионального самоопределения: самостоятельность в выборе будущей профессии и специализации уже проявлена, но в практическом плане она будет реализована только в будущем. Другими словами ценностные ориентации в юношеском возрасте характеризуются теоретическим характером, связанным с недостаточным знанием практической стороны будущей профессиональной деятельности. С другой стороны отсутствие влияния строгой регламентации профессионально-функциональных ценностей обеспечивает транзитивность студентов высоким творческим потенциалом.

Образовательный фактор является самым позитивным, поскольку связан со всей системой образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования (философские идеи, исторические примеры подвигов, социологические принципы и законы, высокие шедевры мирового искусства), что оказывает огромное влияние на формирование ценностных ориентаций [4, с. 132] .

Следующим базовым постулатом, составившим теоретическую основу нашего исследования, является идея о том, что ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, соподчиненные в иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенную в систему [10, с. 26] . С другой стороны сами ценностные ориентации влияют на иерархичность индивидуальных предпочтений, целевую и мотивационную программы, уровень притязаний и престижных предпочтений, меру готовности к реализации собственного проекта жизни [6, с. 199] .

Рассматривая ценностные ориентации как иерархизированную систему, С.С. Бубнова выделяет три уровня их организации. Первый уровень составляют такие обобщенные, абстрактные ценности как духовные, социальные, материальные. Во второй уровень включены ценности, которые закрепляются как свойства личности (коммуникабельность, открытость, активность и т. п.) и проявляются в процессе всей жизнедеятельности. Ценности, выраженные в способах реализации поведения личности, образуют третий уровень их организации [2, с. 34] . Каким образом ценности будут проявляться в поведении человека, напрямую зависит от особенностей их структуры у данной личности.

Для более целостного понимания ценностных ориентаций нами также учитывался третий важный аспект их теоретических исследований – определение различных типов систем ценностей . Например, Н.И. Лапин выделяет четыре основных типа систем ценностей [5, с. 99] :

- смысложизненная – ценности человеческой жизни, свободы, правды, красоты, т. е. общечеловеческие ценности;

- витальная – ценности необходимые для сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта;

- интеракционистская – ценности, обеспечивающие межличностное и групповое общение (конструктивные отношения, лидерство, взаимоподдержка);

- социализационная – ценности, обеспечивающие процесс формирования личности.

М. Рокич разделяет ценности на два класса: ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Такую же классификацию систем ценностей личности предлагает Г.Е. Леевик: ценностные ориентации - цели жизни (ориентации на труд, общение, познание, общественно-политическую деятельность, материальные ценности) и ценностные ориентации - средства достижения целей жизни (развитие нравственных, деловых и волевых качеств).

Организация эмпирического исследования

Итак, на основе трех вышеперечисленных теоретических постулатов, нами было выдвинуто предположение о том, что системы ценностных ориентаций первокурсников, обучающихся на специальностях технического и гуманитарного профиля профессиональной подготовки, имеют различия в иерархическом строении ценностей-целей и ценностей-средств.

Результаты и обсуждение

В ходе обработки результатов методики М. Рокича производился подсчет среднего арифметического значения (M) и ошибки среднего (m) по каждой из указанных ценностных ориентаций. Меньший балл указывал на высокое ее положение в иерархической структуре, и наоборот, высокий балл обозначал ее непопулярность. Проводилось прямое ранжирование ценностей в разрезе профилей профессиональной подготовки респондентов, в результате которого было получено распределение пяти более и менее значимых ценностей-целей и ценностей-средств.

Распределение значимых терминальных ценностей у студентов технического (в дальнейшем СТ) и гуманитарного (в дальнейшем СГ) профилей подготовки представлено в табл. 1.

Предпочитаемые терминальные ценностные ориентации (M ± m)

В материале представлен конспект занятия с учащимися 9-х классов (учащиеся с ОВЗ - нарушение интеллекта). Занятие направлено на формирование у обучающихся адекватных представлений о жизненных ценностях.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_rol_zhiznennyh_tsennostey_pri_vybore_professii.docx 20.07 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Роль жизненных ценностей при выборе профессии

(занятие с учащимися 9-го класса)

Цель : познание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии, с целью их учета при планировании жизни.
Задачи:
• актуализация ценностей;
• обсуждение темы ценностей и их влияния на выбор;
• выявление особенностей поведения членов группы в ролевом общении.

Ход занятия
Вступление ведущих

Педагог – психолог знакомит класс с одной из психологических классификаций ценностей.
Классификация Спрангера (6 типов ценностей или жизненных путей):
1. Теоретические. Основной интерес "теоретического" человека — поиск истины, "когнитивная" направленность. Интересы у такого человека, как правило, эмпирические, критические и рациональные. Главная цель жизни — получать и систематизировать знания.
2. Экономические. "Экономический" человек интересуется тем, что пригодно к использованию. Цели его очень практические. Реализуются, как правило, в мире бизнеса.
3. Эстетические. Главная ценность "эстетического" человека — форма и гармония. Их опыт и восприятие жизни идет от грации и симметрии Они не нуждаются в создании искусства. Их главный интерес — в наблюдении артистических эпизодов жизни. Эстетические ценности кажутся диаметрально противоположными теоретическим. "Эстетический" человек рассматривает истину в терминах прекрасного: "Сделать вещь с шармом гораздо важнее, чем сделать ее правильной". В сфере экономики для "эстетического" человека ценен процесс (изготовление, продажа), а не результат. Они любят обаяние власти, но против политической активности, если она подавляет индивидуальность.
4. Социальные. Главная ценность для "социального" человека — любовь людей, одного или многих, дружеская, филантропическая, сыновняя, супружеская. По их мнению, теоретическая, экономическая и эстетическая направленность — не человеческая. Они считают, что только любовь является формой власти и видят во власти интеграцию личности. В самой простейшей форме социальный интерес выражается в самоотрицании и приближается к религиозной направленности.
5. Политические. Самый главный интерес "политического" человека — власть. Его активность проявляется не обязательно в сфере политики. Он является лидером в любой области. Власть, с его точки зрения, — наиболее универсальный и фундаментальный мотив поведения.
6. Религиозные. Наивысшая ценность для "религиозного" человека — объединение. Они мистичны, воспринимают космос как целое, как объединяющее начало.

"Мои ценности"
Задача: актуализация собственных ценностей каждого участника группы, закрепление полученных теоретических знаний на практике.
Ведущие просят учащихся записать список ценностей с кратким описанием в тетрадь и выполнить работу со списком.
Инструкция.
1. Проранжируйте список ценностей по отношению к себе. Ранжирование проводится следующим образом: первое место присваивается наиболее значимой для вас ценности, второе — второй по значимости, шестое — наименее значимой.
2. Определите три наиболее важные ценности для соседа или нескольких ребят из класса. Определение надо проводить, ни с кем не советуясь и не подглядывая.

Затем проводится обсуждение, при котором участники отвечают на вопросы:

  • Чем тебе могут быть полезны знания структуры ценностей? (Далее участники зачитывают ранги для других членов группы и те их записывают.)
  • Насколько мнения других членов группы совпали с твоим собственным? (По желанию участников, они дают пояснения, почему провели ранжирование именно так.)

Профориентационная игра "Один день из жизни".

(Данное упражнение является модификацией известной игры "Рассказ из существительных", которая была адаптирована нами к проблематике профессионального самоопределения.)

Смысл игрового упражнения — повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

Упражнение проводится в кругу. Количество играющих — от б—8 до 15—20. Время — от 15 до 25. минут. Основные этапы методики следующие:

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию “фотомодель”.

2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне наш его работника — фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: будильник — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хохмы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.

3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков ненемало (6—8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

4. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Вопрос о ценностях современной российской молодежи актуален сегодня. Не имея представления о том, какими являются основные ценности, ориентиры, взгляды и интересы молодого человека, очень сложно рассчитывать на положительный результат в формировании у него лучших качеств как гражданина и патриота России.

Содержимое публикации

Современные ценности поколений - сравнительный анализ

Вопрос о ценностях современной российской молодежи актуален сегодня. Не имея представления о том, какими являются основные ценности, ориентиры, взгляды и интересы молодого человека, очень сложно рассчитывать на положительный результат в формировании у него лучших качеств как гражданина и патриота России.

Ценности определяются, как явления и предметы материального или духовного характера, обладающие положительной значимостью, т.е. способные удовлетворять потребности человека, социальных групп, классов, общества, служить их интересам и целям. Они подразделяются на: жизненные (здоровье, любовь к близким людям), экономические (предметы труда, материальные блага), социальные, включающие как материальные, так и идеологические отношения (свобода, равенство, справедливость), этические (добро, честность, верность), эстетические (красота).

Проведено немало социологических исследований, целью которых являлось определение ценностей современной молодежи.[2,3,4] При этом, основное внимание в них было уделено жизненным и этическим ценностям, а также профессиональными ориентирам и позициям молодых граждан.

Результаты исследований показывают, что современной студенческой молодежи присущи достаточно консервативные ценности. Среди них, в первую очередь, называются семья, Родина, сострадание. Одной из главных ценностей признается свобода, необходимая для самоутверждения и самосовершенствования. Другими положительными жизненными ценностями молодых людей являются осознание необходимости здоровья и общение. Каждый человек стремится к успеху, богатству, счастью. Поэтому современная молодежь старается получить образование, которое является ценным приобретением в современном мире.

Таким образом, современная молодежь очень коммуникабельная и всесторонне развитая, имеет огромные перспективы, смело смотрит в будущее и умеет добиваться своих целей.

Тем не менее, необходимо учитывать, что перечисленные ценности являются приоритетными лишь для части молодежи, ее лучшей, интеллектуальной составляющей.

Исследование самооценки поколения выявило следующие отрицательные черты, которые были названы молодыми людьми: бесцельное существование, потребительское отношение к жизни, апатичность, пассивность, иждивенчество, способы разрушения личного здоровья (алкоголизм, наркомания, курение), эгоизм, агрессивность, бездуховность, безответственность, бездумное следование моде, отсутствие патриотизма, равнодушие к судьбе России, зависимость от техники.

К сожалению, старшее поколение склонно отмечать именно выше перечисленные черты современной молодежи, обвиняя ее в отсутствии каких-либо положительных целей, желаний и идеалов. Но представления старшего поколения о современной молодежи – это на самом деле представление молодежи о взрослых, это то, что молодежь считает реальными ценностями взрослых.

В нашем исследовании мы сделали попытку сравнить ценности старшего поколения - преподавателей и ценности студентов педагогического колледжа.[1] Исследование проводилось в виде анкетирования, в котором приняло участие 383 человека, из них – 345 студентов и 38 преподавателей.

Анкетирование предоставило студентам и преподавателям возможность сделать свой личный выбор, а через него совершить свое самораскрытие; выявить ценностные ориентации и жизненные устремления в различных сферах жизни. Участникам социологического опроса задавались следующие вопросы:

Если невозможно совместить все и надо выбирать, то по какому принципу, с твоей точки зрения, следует выбирать профессию?

Профессия должна приносить хороший материальный доход.

Профессия должна быть перспективной, нужной для развития страны и всей цивилизации.

Профессия должна быть очень интересной и привлекательной для человека.

Ниже представлены пары жизненных ценностей. Какая ценность в каждой паре важнее для человека? Отметьте ее.

Хорошая дружная семья

Яркая насыщенная событиями жизнь.

Близкие друзья и любимые люди

Интересная, доходная работа,

не оставляющая свободного времени

Если нет взаимной любви, как, по-твоему, лучше строить семью?

С тем, кто тебя любит.

С тем, кого ты любишь.

Представь себе ситуацию: в тонущей лодке находятся три человека: президент страны, известный ученый и ребенок пяти лет. Спасательный жилет только один, следовательно, спасти можно только одного человека. Кого, по-твоему, надо спасать?

Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать много денег? Отметьте любое количество пунктов.

Отношениями с близкими людьми.

Личными интересами и хобби.

Материальным благополучием других людей.

Жизнью других людей.

Продолжи предложения:

Порядочный человек – это…

Анализ результатов социологического показал, что в целом, ответы преподавателей идентичны ответам студентов.

Диаграмма № 1 показывает результаты на вопрос о принципах выбора профессии.

Большинство преподавателей и студентов (63% и 51%) считают, что профессия должна быть очень интересной привлекательной для человека. В отличии от 23% преподавателей - 38 % студентов отдают предпочтение высокооплачиваемым профессиям. Нужность профессии для страны и цивилизации и старшее и младшее поколения оценивают невысоко – 15% и 11% соответственно.

Интересны сравнительные результаты по второму вопросу анкеты – Жизненные ценности:

70 % преподавателей и 22% студентов отдают предпочтение дружной и крепкой семье, наличие которой предпочтительней профессиональной карьеры;

Крепкое здоровье, как ценность более приоритетно, чем яркая насыщенной событиями жизнью и у преподавателей и у студентов – 24% - преподаватели и 31% - студенты;

58% преподавателей и 52% студентов отдают предпочтение близким друзьям и любимым людям перед интересной, доходной работой, не оставляющей свободного времени.

На вопрос «Если нет взаимной любви, как, по-вашему, лучше строить целом студенты и преподаватели едины в выборе ценностей из пар,

С тем, кого ТЫлюбишь

Студенты в своем выборе на вопрос о ценности жертвы ради возможности быстро заработать деньги в целом согласны с преподавателями и считают, что пожертвовать можно личными интересами и хобби, но на втором месте в их списке – соблюдение закона – 25% и здоровье – 22%. Результаты выборов студентов по этому вопросу представлены в диаграмме №3.

Анализируя ответы представителей старшего и младшего поколения, можно придти к выводу о том, что ценности человека зависят не столько от возраста, сколько от условий жизни человека, от влияния на него всей совокупности факторов - социально-экономических, политических, духовно-нравственных, и других. Результаты нашего исследования подтверждает мысль, что

Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками – СПб.: Питер, 2004. – 304 с.

Скрипко З.А. Формирование жизненных ценностей молодежи в процессе образования. Журнал //Вестник Томского государственного педагогического университета// 2005/6;

Соколов А.В., Щербаков О.И. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социс № 1. 2003.

Сорокина И.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социс. № 10, 2003.

Исследование иерархии жизненных ценностей молодежи. Определение нескольких значимых положительных ценностных взаимосвязей по итогам экспертного опроса профессиональных психологов и корреляционного анализа мотивов выбора профессии и жизненных ценностей.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 13.04.2018
Размер файла 22,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Анализ системы жизненных ценностей юношества на примере студентов направления психологии

Заплатина Наталья Евгеньевна

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород

Катунова Валерия Валерьевна

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород

Статья посвящена проблеме ценностей, в частности проблеме становления ценностей в юношеском возрасте. В результате эмпирического исследования выявлена иерархия жизненных ценностей студентов направления психологии, параметры которой сопоставлены с результатами экспертного опроса профессиональных психологов. По итогам корреляционного анализа мотивов выбора профессии и жизненных ценностей студентов выявлено несколько значимых положительных взаимосвязей. профессия жизненный ценность мотив

Ключевые слова: ценности, жизненные цели, мотив выбора профессии, смысложизненные ориентации, юношество, студенчество

The analysis of system of vital values of youth on the example of students of the direction of psychology

Zaplatina Natalya Evgenyevna

N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (SUNN), Nizhny Novgorod

Katunova Valeriya Valerevna

N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (SUNN), Nizhny Novgorod

Abstract: Article is devoted to a problem of values, in particular a problem of formation of values at youthful age. As a result of empirical research the hierarchy of vital values of students of the direction of psychology which parameters are compared with results of expert poll of professional psychologists is revealed. Following the results of the correlation analysis of motives of choice of profession and vital values of students some significant positive interrelations are revealed.

Keywords: values, vital purposes, motive of choice of profession, meaning of life orientations, meaning of life, youth, students

Все ценности, по мнению В. Франкла, можно разделить на 3 класса [3, 4]:

· ценности творчества - осознаются в творческой и производственной деятельности (например, труд);

· ценности переживания - проявляются в отношении к красоте мира природы или искусства (например, любовь);

· ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить - связаны с судьбой человека, которая рассматривается В. Франклом как высшая ценность в иерархии человеческих ценностей:

o осмысленное отношение к боли;

o осмысленное отношение к вине;

o осмысленное отношение к смерти.

Д.А. Леонтьев выделяет следующие формы ценностей [12]: ценных идеалов в поведении и деятельности человека; общественные идеалы; предметно-воплощённые ценности (сам процесс деятельности или её продукт как воплощённая ценность). Н.А. Бердяев делит ценности на следующие группы [8]: духовные; социальные; материальные.

Становление системы ценностей затрагивает почти всю жизнь человека, однако наиболее активно становление смысложизненных ориентаций происходит в школьные и студенческие годы, поэтому большое значение здесь занимает нравственное воспитание со стороны родителей, школы, средних и высших учебных заведений, а также самовоспитание.

Как указывает Л.И. Божович, потребность в самоопределении, которая включает в себя и поиск смысла своего существовании, и выстраивание иерархии ценностей, является важным новообразованием ещё в подростковом возрасте. Эриксон также считал, что в юношеском возрасте (12 - 19-20 лет) важно самоопределение молодого человека, формирование своей идентичности.

О.В. Хухлаева выделяет следующие задачи в юношеском возрасте [10]:

· личностное самоопределение - социальное, нравственное, семейное, профессиональное, культурное, религиозное;

· достижение социальной зрелости - характеризуется желанием и способностью принять ответственность за свою жизнь.

Таким образом видно, что многие исследователи выделяют в подростковом и юношеском возрасте формирование ценностных ориентаций.

Относительно становления системы ценностей у молодёжи проводились многочисленные исследования. Данные этих исследований (Моторная С.Е., Морозова Г.В., Горбатова М.М., М.А. Ляхова и др.) свидетельствуют о том, что ведущее положение занимают личные ценности - семья, любовь, здоровье, материальная обеспеченность. Ниже всего в иерархии ценностей располагаются - творчество, активная деятельная жизнь.

Как уже было отмечено, большую роль в становлении системы ценностей у молодых людей играет система образования, поэтому она должна не только давать молодёжи те или иные необходимые знания, но и выполнять воспитательную функцию по формированию общепринятых человеческих ценностей. Только тогда можно получить полноценно функционирующую развивающуюся личность. Для выявления иерархической структуры жизненных ценности юношества на примере студентов-психологов были определены 9 ценностей на основе методики определения основных мотивов выбора профессии Е.М. Павлютенкова (табл. 1).

Таблица 1. Выявление ценностей на основе мотивов выбора профессии

Мотивы выбора профессии

Ценности, лежащие в основе выбора

Стремление к знаниям

Связанные с содержанием труда

Знание процесса труда

Престиж в обществе

Был также проведён экспертный опрос профессиональных психологов, преподавателей факультета социальных наук ННГУ им. Лобачевского, где их попросили распределить данные ценности по порядку их значимости для специалиста в области психологии. Результаты опроса были сведены к средним значениям и проранжированы (см. табл. 2).

Таблица 2. Ранговый ряд значимости жизненных ценностей специалиста-психолога по результатам экспертного опроса (N=9)

Стремление к знаниям

Знание процесса труда

Престиж в обществе

Таким образом можно заключить, что в соответствии со мнением экспертов у психологов должны преобладать такие ценности как социальная полезность, нравственное развитие и стремление к знаниям. Меньшую значимость играют такие ценности как материальный достаток, выгодность профессии и престиж в обществе.

Для того, чтобы проверить это на практике, было проведено исследование, в котором также проверялось наличие связи между данными ценностями и смысложизненными ориентациями. Задачами исследования были определены: 1) проверить на совпадение представления преподавателей и студентов относительно значимости ценностей, которые присутствуют у психолога; 2) выявить взаимосвязь между ценностями и смысложизненными ориентациями студентов. Гипотеза, которые подвергались проверке: существует взаимосвязь между ценностями и смысложизненными ориентациями юношества (на примере студентов).

Характеристика выборки: 1 независимая выборка, состоящая из студентов 3 курса очной формы обучения направления Психология факультета социальных наук ННГУ им. Лобачевского. В исследовании приняли участие 39 человек (34 женщин и 5 мужчин) в возрасте 19-24 лет, не находящихся в браке.

В результате исследования значимости ценностей студентами, обучающимися в сфере психологии были получены следующие данные (табл. 3).

Таблица 3. Средние значения результатов исследования студентов на значимость ценностей и их ранжирование (N=39)

Стремление к знаниям

Знание процесса труда

Престиж в обществе

Далее, использовав корреляционный анализ (с использованием коэффициента корреляции Спирмена), были выявлены следующий зависимости:

· положительная слабо значимая корреляция (0,34) между осмысленностью целей и знанием процесса труда. Чем больше человек осмысливает свои цели в будущем, тем ярче выражена такая ценность как знание процесса труда и наоборот;

· положительная значимая корреляция (0,46) между осмысленностью целей и такой ценностью, как материальный достаток. Чем больше человек осмысливает свои цели в будущем, тем ярче выражена такая ценность как материальный достаток и наоборот;

· положительная значимая корреляция (0,46) между осмысленностью целей и такой ценностью как престиж в обществе. Чем больше человек осмысливает свои цели в будущем, тем ярче выражена такая ценность как престиж в обществе и наоборот;

· положительная слабо значимая корреляция (0,36) между общей сформированностью представлений о жизни и такой ценностью как знание процесса труда. Чем чётче сформированы представлений о жизни у человека, тем ярче выражена такая ценность как знание процесса труда и наоборот.

Следует также отметить уникальность позиций психолога, как преподавательского состава, так и студентов, относительно ранжирования ценностей. По данным социологических опросов 2014 года [7] и 2016 года [8] молодые люди предпочитают выбирать профессию, которая смогла бы приносить достойный доход, и которая была бы востребована в обществе. Однако, как показали опрос преподавателей и обследование студентов, молодые люди, решившие связать свою жизнь с психологией, отмечают данные ценности как наименее значимые для них. Таким образом, можно сказать о своеобразии личности студента-психолога в отношении значимых жизненных ценностей, что только усиливает интерес к её изучению.

2. Горбатова М.М., Ляхова М.А. Исследование структуры ценностей студентов как особой стратификационной группы // Вестник Кемеровского Государственного Университета. - №2 (22). Журнал теоретических и прикладных исследований. - Кемерово, 2005. С. 57-64

3. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.

4. Кузнецова Е. Г. Личностные ценности: понятие, подходы к классифика-ции. // Вестник Оренбургского государственного университета. - №10 (116). - 2010. - С. 20-24.

5. Морозова Г.В. Система жизненных ценностей студенческой молодёжи: анализ результатов социологического исследования // Вестник Поволжского института управления. - № 4(33). - 2012. - С. 79-86.

6. Моторная С.Е. Проблема осуществления жизненной цели и формирование ценностной шкалы современной молодёжи в процессе образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - №1-1. - 2015. - С. 141-145.

10. Сахарова Т.Н. Особенности смысложизненных ориентаций в подростко-вом и юношеском возрасте // Среднее профессиональное образование. - №8. - 2013. - С. 37-39.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла жизни: Сборник. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

12. Шиукаев Н.Т. Проблема ценностей и ценностного отношения к образованию // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - №3. - 2013. - С. 280-282.

Подобные документы

Анализ ценностей в возрасте ранней и поздней зрелости. Метод тестирования в психологии. Выборка и процедура исследования. Жизненные сферы лиц различных поколений. Определение мотивационно-ценностной структуры личности. Способы классификации ценностей.

дипломная работа [453,9 K], добавлен 25.04.2014

Понятие трудной жизненной ситуации в психологии. Разновидности трудных жизненных ситуаций. Феномен утраты как предмет изучения в психологии. Горе как эмоциональная реакция на утрату. Фазы переживания горя. Жизненные и профессиональные ценности личности.

курсовая работа [206,9 K], добавлен 31.03.2013

Рассмотрение теоретических концепций становления ценностных ориентаций личности. Определение специфических особенностей студенчества по социальному происхождению и уровню жизни. Проведение логнитюдного исследования жизненных ценностей у студентов.

дипломная работа [107,7 K], добавлен 25.02.2010

Изучение понятия ценностных ориентаций и направленности личности. Исследование основных характеристик человеческих потребностей, общего строения мотивационной сферы человека. Определение жизненных ценностей, субъективно значимых для лиц, ищущих работу.

дипломная работа [812,6 K], добавлен 26.11.2011

Проблема становления личности в профессии. Развитие профессионального самосознания студентов, его психологическое сопровождение. Структура взаимосвязи жизненных ценностей у студентов разных специальностей и возрастов. Пути самоорганизации студентов.

Читайте также: