Справочная система спс критерии выбора спс особенности работы со справочно правовыми системами

Обновлено: 18.05.2024

Аннотация. Данная статья посвящена обзору справочно-поисковых систем в сфере юриспруденции, экономики и права. В стране, в настоящее время возникла проблема, по причине большого количества документов. Проведенное исследование позволило сделать выводы о тенденциях развития СПС в России. Данная тема имеет актуальность на современном этапе развития науки, в частности в сфере юриспруденции, экономики и права.

В настоящее время в России интенсивного развиваются компьютерные технологии, направленных на правовую информатизацию. Можно выделить основные причины данного процесса, например, одна из таких как, стремительное совершенствование и удешевление персональных компьютеров, реформирование политической и экономической жизни в стране породили огромное количество нормативных и иных правовых документов, в настоящее время существует множество практических задач, направлений, связанных с обращением к правовой информации, решать которые можно лишь при использовании компьютерных СПС.

Компьютерная СПС – это комплекс программ, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации: производить поиск конкретных документов или и фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т. д

Лидерами в этой области считаются три из них: система "Гарант", разработанная НПП "Гарант-Сервис", система "Кодекс" Центра компьютерных разработок при мэрии Санкт-Петербурга и система "Консультант Плюс", созданная НПО "Вычислительная математика и информатика" В данном обзоре проводится сравнительный анализ систем "Гарант", "Кодекс" и "Консультант Плюс".

Главным критерием при выборе той или иной системы является качество информационного наполнения. Такие как надежность источников и достоверность информации, её аутентичность, полнота информации, оперативность поступления новой информации, качество юридической обработки информации в системах. Немало важное значение имеет общий уровень сервиса и наличие дополнительных услуг, предоставляемых пользователю конкретной СПС, то есть возможность заказа и поиска редких, узкоспециальных документов, возможность обучения работе с СПС.

При анализе правовых систем целесообразно выделить три блока российского законодательства. Первый блок - это экономическое законодательство, второй - законодательство Москвы, третий - судебное законодательство. В блоке экономического законодательства система "Гарант" содержит базы данных "Законодательство России", "Банковское законодательство", "Таможенное законодательство" и "Гарант-Практик" (бухучет, налоги). В системе "Кодекс" принята другая сортировка правовых актов: "Российская Федерация", "Основные нормативные акты РФ", "Экономическое законодательство", "Банки и банковская деятельность", "Таможенное законодательство" и "Бухгалтерский учет, налоги, финансы".

1. Большие значки панели инструментов с поясняющими подписями, позволяющими обращаться к нужным функциям системы за короткое время - это упрощает и ускоряет работу.

2. Основное меню подразделено на четыре части:

  • перечень всех поисков, дающий возможность быстрого выбора инструмента, необходимого для решения текущей задачи менеджера;
  • раздел, включающий информацию о последних изменениях в законодательстве и возможности для их анализа;
  • раздел, предоставляющий инструменты для работы со службой Правовой поддержки онлайн;
  • быстрый доступ к бизнес-справкам - налоговым и производственным календарям, формам учета и отчетности в формате MS Word и MS Excel, курсам валют и т.д.).

3. Панель задач является частью интерфейса, раскрывающим профессиональные возможности системы для работы с любым объектом (документом, списком, поиском). При нажатии открывается вкладка в панели навигации, где написаны основные команды, которые можно применить к текущему открытому объекту.

  • Интернет-версия "Основные нормативные акты" содержит базовые документы, регулирующие правовые основы российской законодательной системы: Конституцию РФ, кодексы, действующие федеральные законы, постановления, указы, приказы, распоряжения, а также другие нормативные документы из различных областей законодательства. Система работает круглосуточно, без выходных
  • Интернет-версия "Законодательство России" включает в себя основы государственно-правового устройства, судебная и арбитражная практика, бланки документов. Это универсальный информационный блок с налоговым и производственным календарем и широкой подборкой бизнес-справок. Воспользоваться этим информационным банком можно по будням с 18.00 до 24.00 по московскому времени, а в выходные и праздники - круглосуточно.
  • Индивидуальная лента новостей. Позволяет пользователям отбирать интересующие их темы, и высылает информацию на электронный почтовый ящик.

Система

Консультант Проф,

Гарант WWW, версия 4.03.4,

WWW-Кодекс,

Нормативные акты России,

Производитель

НПО “ВМИ”

компания “Гарант”

ЦКР (Кодекс)

Критерий

Полнота ПС

Вес 13 %

Достоверность ПС

Вес 13 %

13,00

Актуализация ПС

Вес 13 %

13,00

Юридическая обработка

Вес 13 %

13,00

Аналитические возможности ПС

Вес 13 %

Удобство работы

Вес 13 %

Сервис

Вес 5 %

5,00

5,00

Стоимость услуг

Вес 9 %

9,00

Стабильность разработчика

Вес 8 %

8,00

Итоговая оценка ПС

75,93

66,48

62,37

Итоговая оценка, нормированная по максимальному значению

93,08

81,49

76,45

Сравнения правовых систем для Интернета

Изучив множество статей, прочитав множество информации, проведя анкетирование можно сделать следующие выводы:

Эти две справочно-правовые системы имеют множество преимуществ, очень удобны в использовании, можно получить точную и нужную информацию. Говорить о том, что лучше, что хуже не будем. Данные анкетирования скажут все за нас.

В первой половине 2015-2016 года было проведено анкетирование у студентов Донского филиала, ЮРИФ РАНХиГс на экономическом факультете 2-го года обучения.

Обучающимся в большей степени известно о таких справочно-правовых системах как:

Так же стало известно, что:

  • 80% респондентов проходили курс обучения по работе с СПС;
  • 16% хотят пройти данный курс;
  • 4% в этом не заинтересовано.

По словам опрошенных, их ВУЗ предоставляет возможность свободного и бесплатного пользования справочно-правовыми системами, что нельзя не отметить, университеты стараются сделать жизнь своих студентов более комфортной, и простой.

Выяснилось, какими Интернет-ресурсами пользуются студенты для поиска правовой информации:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал. Может быть использован студентами СПО.

Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Подкрепленные нормативными документами, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

Существенно повышают производительность юристов, бухгалтеров, аудиторов, руководителей организаций при решении правовых вопросов.

В настоящее время на рынке справочных правовых систем работает довольно много компаний-создателей СПС и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание компьютерных правовых систем. Наиболее известны в России следующие системы и разработавшие их компании:

· "Консультант Плюс" (компания "Консультант Плюс");

· "Гарант" (Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис");

· "Кодекс" ("Центр компьютерных разработок");

· "Референт" (фирма "Референт-Сервис").

В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует прежде всего назвать:

· "Эталон" при Министерстве юстиции РФ;

· "Система" при ФАПСИ.

Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:

· "ЮСИС" (фирма "Интралекс");

· "Юридический Мир" (издательство "Дело и право");

· "Ваше право" и "Юрисконсульт" (фирма "Информационные системы и технологии");

· системы "1С: Кодекс", "1С: Гарант", "1С: Эталон" (фирма "1С");

· система "Законодательство России" (Ассоциация развития банковских технологий).

СПС Консультант Плюс появилась в 1992 году и в настоящее время является одной из самых популярных справочно-правовых систем. Сервисные центры обеспечивают ежедневное обновление информационной базы СПС.

Имея договоры с основными законодательными органами об обмене правовой информацией, обеспечивает оперативное пополнение правовых документов в базу системы.

7.3. Справочно-правовые системы

7.3.1. Краткая характеристика российских СПС

Справочно-правовые системы (СПС) – разновидность документальных информационно-поисковых систем, предназначенная для правового обеспечения деятельности специалистов. Необходимость создания и использования таких систем обусловливается наличием огромного количества нормативных и иных правовых документов, регламентирующих политическую, экономическую и социальную сферы. Например, на пополнение СПС “КонсультантПлюс” ежемесячно поступает до 8000 документов [2]. При этом нормативно-правовое пространство Российской Федерации представляет собой многоуровневую систему документов. Так, первый, верхний, уровень этой системы образуют международные акты. Второй составляют законы, обладающие высшей юридической силой. К числу таких можно отнести Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы. Третий уровень этой системы формируют подзаконные акты федерального уровня (указы Президента, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и инструкции министерств и ведомств), а четвертый – правовые акты субъектов Российской Федерации.

Эти обстоятельства породили рынок СПС, где работает достаточно много компаний – разработчиков систем и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание СПС. Так, можно назвать следующие продукты и разработавшие их компании:

– КонсультантПлюс (АО “Консультант Плюс”);

– ГАРАНТ (НПП “Гарант-Сервис”);

– “Кодекс” (Центр компьютерных разработок);

– ЮСИС (фирма “Интралекс”);

– “Референт” (ЗАО “Референт-Сервис”);

– “Юридический Мир” (издательство “Дело и право”);

– “Ваше право” и “Юрисконсульт” (фирма “Информационные системы и технологии”);

– “1С:Кодекс”, “1С:Гарант”, “1С:Эталон” (компания “1С”);

– “Законодательство России” (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.

Кроме того, для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств несколько систем аналогичного назначения было создано государственными предприятиями. К их числу относятся следующие СПС:

– “Эталон” (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

– “Система” (НТЦ “Система” при ФАПСИ).

Степень распространенности продуктов той или иной компании на российском рынке колеблется в широком диапазоне, однако с большой степенью достоверности среди лидеров можно назвать системы КонсультантПлюс и ГАРАНТ. Эти справочные правовые системы используют современные информационные технологии создания и ведения баз данных и обладают существенными достоинствами, к числу которых можно отнести:

– возможность компактно хранить большие объемы информации;

– возможность быстрого поиска нужных документов или их фрагментов в огромных массивах данных;

– возможность с высокой скоростью передавать информацию по телекоммуникациям на любые расстояния.

Сравнительный анализ СПС и, в первую очередь, наиболее распространенных из них, позволяет утверждать, что они отличаются:

– графическими интерфейсами, более или менее удобными для профессионального пользователя;

– глубиной и точностью классификации документов;

– способом обновления баз данных;

– возможностью формирования частных баз данных профессиональным пользователем;

7.3.2. Методы поиска в СПС

Несмотря на большое количество СПС и их различия, общим для всех них является то, что основной информационной единицей баз данных, входящих в их состав, является документ. Любой нормативный акт представлен текстом этого документа и вспомогательной, дополнительной, служебной информацией, часто называемой реквизитами документа: номер, дата принятия, вид документа и пр. Как правило, различают две группы реквизитов:

– поисковые, используемые при организации доступа к документам;

– справочные, содержащие сведения, необходимые для работы с документом.

– по реквизитам документа;

– по специализированным классификаторам;

Каждый метод поиска имеет свои достоинства и недостатки, которые обусловливают преимущества и ограничения при их использовании. Поэтому наилучший результат обеспечивается сочетанием различных методов поиска. Рассмотрим подробнее основные методы доступа к документам, составляющим информационно-поисковое пространство справочно-правовых систем.

7.3.2.1. Поиск по реквизитам документа

Это наиболее простой и удобный метод поиска. Данный метод доступа используется, если известен больший или меньший набор реквизитов, таких, как: тип документа; орган, его издавший; дата принятия; номер документа и т.п. Очевидно, что он применим только в тех ситуациях, когда точно известны реквизиты конкретного документа. С целью облегчения процесса создания запроса для поиска по реквизитам в СПС имеется шаблон с полями, значения которых заполняются пользователем (рис. 7.7).

Часто невозможно точное указание реквизитов, например из-за незнания их. При этом не исключается возможность доступа к документу. В этом случае неоднозначное указание реквизитов или пропуск при создании запроса одного или нескольких из них приведет к увеличению списка документов в выдаче.

Важно понимать, что чем полнее и точнее заданы реквизиты, тем короче полученный список документов, из которых пользователю приходится делать выбор.

7.3.2.2. Поиск с использованием тематического классификатора

Как правило, основная проблема при поиске заключается в том, что в большинстве реальных ситуаций чаще всего требуется найти документы, точные реквизиты которых заранее неизвестны. Другими словами, нужно найти документы, зная только общий смысл проблемы.

Для организации такого поиска при создании баз данных в состав реквизитов документа включаются данные, позволяющие отнести документ к той или иной рубрике тематического классификатора. Это означает, что при обработке документа перед его включением в состав базы данных эксперт должен поставить в соответствие элементу информационного массива (документу в целом или его части) определенный элемент классификатора, т.е. таким образом указывается определенная рубрика. После такой обработки пользователь может выбрать интересующую его рубрику и получить всю подборку документов или их частей, которые были предварительно отобраны экспертом.

Чаще всего в основе таких классификаторов лежит предмет правового регулирования, “тема” документа. При этом классификатор представляет систему юридических понятий (рубрик и ключевых слов), отражающих содержание документов, составляющих информационный массив.

Как правило, классификаторы имеют иерархическую структуру от общего к частному. Число уровней тематического классификатора может быть различным. От глубины иерархии зависит точность выбора списка искомых документов (рис. 7.8).

Основная проблема при использовании специализированных классификаторов для поиска документов состоит в том, что предварительная обработка документов осуществляется “вручную”, т.е. документы рубрицируются специалистами компаний – разработчиков СПС. Разумеется, такая работа не может полностью исключать ошибок или субъективного подхода при рубрикации.

7.3.2.3. Поиск по содержанию документа (контекстный поиск)

Этот вид поиска основан на автоматической обработке текста и используется, когда затруднено отнесение документа к тому или иному тематическому разделу и неизвестны его реквизиты. При таком поиске осуществляется автоматический перебор всего массива документов и выбор всех тех документов, где это слово встречается.

На основе полнотекстового поиска могут быть реализованы различные способы формирования поисковых запросов. Простейшим запросом является следующий: найти все документы, содержащие одно слово, например БУХГАЛТЕР. Более сложным вариантом запроса является запрос на поиск всех документов, содержащих два слова, например ГЛАВНЫЙ и БУХГАЛТЕР. Если эти два слова соединены логическим условием И. то будут отобраны только те документы, в которых есть одновременно оба слова. Если указаны два слова, соединенные логическим условием ИЛИ, то будут отобраны документы, в которых есть хотя бы одно из этих слов. Логические выражения могут быть еще более сложными.

Основное преимущество полнотекстового поиска состоит в том, что он не зависит от субъективных мнений или ошибок специалистов-разработчиков и всегда по любому слову дает возможность получить полный и абсолютно точный список документов, где встречается искомое слово. Ничего не будет забыто и пропущено.

Естественно, что у данного метода поиска имеются и свои недостатки. Во-первых, полученный список будет содержать “шум”, т.е. документы, где искомое слово используется не в нужном контексте и т.п. Во-вторых, не будут найдены такие документы, в которых встречаются синонимы данного термина.

Как правило, в СПС представлены два способа такого поиска:

– доступ по ключевым понятиям с использованием словаря терминов;

– поиск документов, содержащих произвольно заданные понятия.

Первый способ основывается на выборе ключевого для поиска термина из представленного в системе словаря. Обычно используются многоуровневые, иерархические словари, в которых ключевое понятие каждого уровня раскрывается с помощью уточняющих понятий. Использование словаря не только убыстряет доступ к документам, избавляя от набора с клавиатуры ключевых слов, но и повышает надежность доступа, так как зачастую обычная грамматическая ошибка при наборе ключевых слов делает невозможным доступ к документам.

Второй способ контекстного поиска обычно используется, если ключевые слова не удалось подобрать в словаре терминов. В качестве ключевых понятий в этом случае могут быть заданы слово, словосочетание (слова разделяются пробелом), основа слова.

7.3.2.4. Дополнительные сервисные возможности современных СПС

В современных СПС реализован еще один метод поиска документов – поиск по ситуации (в СПС “КонсультантПлюс” – этот инструмент получил название “Правовой навигатор”). Этот метод целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо найти основные документы по какой-либо правовой проблеме. В этом случае для создания запроса СПС предоставляет пользователю алфавитно-предметный указатель, состоящий из ключевых понятий. Этот указатель размещается в правой части диалогового окна. Близкие по своей сущности ключевые понятия объединены в группы. Перечень групп отображается в левой части окна (рис. 7.9, 7.10). Такая двухуровневая структура облегчает процесс создания запроса.

Программные технологии высокого уровня, которые использованы в СПС, включают некоторые очень полезные сервисные инструменты, кроме непосредственного поиска документов. К их числу можно отнести:

– возможность создавать собственные постоянные подборки документов по какой-либо проблеме (так называемые папки документов). При этом поиск возможен как по всей базе, так и по конкретным папкам. Пользователи, работающие на различных компьютерах, могут обмениваться такими папками. Это позволяет организовать коллективную работу нескольких специалистов над общей проблемой;

– возможность ставить закладки в тексте, что удобно при работе с большими документами;

– наличие гипертекстовых связей между документами, позволяющих нажатием одной клавиши переходить из одного документа в другой;

– экспорт документов в текстовый редактор Microsoft Word.

Наличие всех этих возможностей делает современные СПС весьма полезным инструментом, необходимым для квалифицированного решения профессиональных задач практически во всех сферах деятельности.

Колоссальный объем и динамика изменений российского законодательства требуют от специалистов юридических специальностей, студентов, бизнесменов и любых, заинтересованных в достоверной и своевременной правовой информации лиц, использования современных инструментов для работы с юридической информацией. Сейчас такими инструментами стали справочные правовые системы (далее – СПС). Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей.

До появления СПС, всем заинтересованным в правовой информации лицам, приходилось много тратить времени на техническую работу – поиск документов, подготовку тематических подборок правовых актов, других взаимосвязанных по какой-то правовой проблеме источников информации. Сегодня, с появлением СПС, эта часть работы упростилась, существенно уменьшилось время на поиск необходимой информации, т.е. сейчас используя СПС, можно гораздо быстрее и эффективнее решить какую информационно-правовую проблему. Это стало возможным благодаря глубокой качественной юридической обработке, которая является основной характеристикой любой СПС. Эта необъятная работа, проведенная специалистами-разработчиками которую ни один юрист выполнить самостоятельно не сможет (тематическая классификация документов, поиск по ключевым словам, установление и отражение всех взаимосвязей документов). Большинство СПС позволяют не только быстро найти необходимую правовую информацию, но и сразу же автоматически получить представление о всей системе нормативных актов, касающихся данного вопроса. Другая важнейшая составляющая качества любой системы – это актуальность правовой информации.

1 СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ В РФ

В середине XX во всех развитых странах начался стремительный рост правовой информации. Число законодательных и иных нормативных правовых актов достигло сотен тысяч. Это привело к возникновению информационного кризиса. Как показывает опыт развитых стран, компьютер является идеальным средством аккумуляции, хранения и выдачи правовой информации, так как традиционные методы получения информации, такие как использование периодических печатных изданий или других печатных источников, не в состоянии решить задачу по правовому обеспечению всех заинтересованных лиц. Практика показала, что наиболее полное и последовательное решение находится на пути внедрения компьютерных справочных правовых систем.

Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей с различным уровнем компьютерной подготовки. Эта задача и определяет выбор в качестве средства разработки программного обеспечения СУБД (систем управления базами данных). Система должна обеспечиваться постоянным обновлением баз данных.

Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, делающих их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией: возможность работы с огромными массивами текстовой информации: объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов и т.д.

Использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе.

Возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, т.е. с применением электронной почты или глобальных сетей, что позволяет обновлять информационные базы, и в тоже время не расходовать дисковое пространство на компьютере пользователя.

Но следует отметить, что наибольшим спросом пока пользуются модификации СПС с локальными базами данных. Во-первых, качество телефонных линий в России оставляет желать лучшего; во-вторых, при обращении к базе данных в режиме реального времени пользователь должен заплатить либо за междугородную телефонную связь, либо за трафик сети; в-третьих, СПС, хранящиеся на компьютере пользователя, часто имеют больше сервисных возможностей.

Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных. Как следствие, в развитии коммерческих СПС проявляются сходные тенденции – расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики офис-юристов вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами. Вместе с тем, между существующими правовыми системами сохраняется много отличий, связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения. Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные системы. К ним относятся:

  1. объем информационного банка;
  2. формирования пользовательской базы;
  3. скорость поиска документов по базе;
  4. актуальность информации и оперативность поступления документов;
  5. степень аутентичности документов оригиналу;
  6. юридическая обработка документов;
  7. возможность удаленного доступа в базе через телекоммуникационные линии.

Стопроцентное соответствие оригиналу гарантировано получением документов непосредственно из разрабатывающих их государственных органов власти и специальной многоуровневой проверкой электронного текста. Чтобы обеспечить полную аутентичность электронных текстов, все документы проверяются несколькими корректорами, а затем еще и с помощью специальных программных средств. Такой порядок включения документов практически полностью исключает возможность появления ошибок ввода. В результате пользователь в электронном виде получает документ, идентичный официальному тексту. Здесь необходимо отметить, что во всем мире юридическая информация на магнитных носителях не имеет юридической силы. И в этом Россия не является исключением. Информация в базах данных СПС носит исключительно справочный характер и на нее нельзя ссылаться в суде. Поэтому в базах данных обычно есть ссылки на печатное издание.

За двенадцать лет работы была создана настоящая индустрия распространения правовой информации. Координационный центр Сети разрабатывает программные продукты и планирует стратегию их распространения, а непосредственную продажу этих продуктов и их дальнейшее информационное сопровождение на компьютерах пользователей осуществляют РИЦ, являющиеся самостоятельными компаниями.

Схема информационного обмена СПС позволяет пользователю формировать свой собственный информационный банк и держать на компьютере тексты только непосредственно необходимых документов. Наличие у пользователя постоянно актуализируемого полного каталога Эталонного Информационного банка дает возможность в любой момент заказать тексты отсутствующих документов.

  1. высокой степенью сжатия информации;
  2. быстродействием;
  3. простотой и удобством работы с программной оболочкой.

Такие преимущества достигнуты в результате внедрения ряда оригинальных разработок, к которым относятся:

Каждый раздел, в свою очередь, состоит из Информационных банков (ИБ), содержащих схожий тип правовой информации. Информационные банки системы постоянно пополняются новыми документами. Все вводимые документы проверяются по достоверному печатному источнику и проходят тройную проверку на идентичность электронной копии оригиналу. Для наиболее часто используемых (и изменяемых) документов: основных законов, документов МНС, писем Минфина и т.п. – создаются новые редакции. Новые редакции вводятся в ИБ как новый документ. В ИБ хранится документ, документы его изменяющие и дополняющие, а также все редакции этого документа. Все редакции документа хранятся таким образом, что при нахождении любого документа в сформированный список автоматически включаются и все его редакции.

Информационные банки различаются полнотой информации и характером содержащихся в них документов. Это дает возможность при установке Консультант Плюс гибко подходить к выбору объема информации, заказывая необходимые именно вам информационные банки. Например, раздел Финансовые консультации содержит близкие по тематике, но разные по содержанию информационные банки:

  • Финансист, включая Вопросы Ответы (консультации по налогообложению, бухучету, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, по вопросам валютного регулирования, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг);
  • Корреспонденция Счетов (схемы отражения финансово-хозяйственных операций в бухучете, обоснованные федеральными нормативными документами);
  • Приложение Бухгалтерские Издания (материалы публикаций в бухгалтерской прессе).

Рассмотрим структуру Единого информационного массива:

Таким образом, информационные банки, содержащие схожий тип правовой информации, объединяются в Разделы, совокупность которых, в свою очередь, образует Единый Информационный Массив – совокупность разделов и Информационных банков, входящих в СПС Консультант Плюс.

  1. Виду документа;
  2. Регистрационному номеру документа;
  3. Названию органа, принявшего документ;
  4. Названию документа;
  5. Ключевым словам;
  6. Рубрикам;
  7. Дате принятия;
  8. Дате и номеру регистрации в Минюсте;
  9. Статусу документа;
  10. Словам и словосочетаниям, встречающимся в тексте документа.

Использование логических условий при формировании поискового запроса позволяет:

  • Работать только с последними редакциями документов;
  • Отбирать документы, полученные с очередным пополнением;
  • Отбирать документы, поступившие в Информационный банк пользователя за определенный промежуток времени.

В системе так же содержатся информация о ставках налогов, сроках уплаты налогов, индексе инфляции и потребительских цен, календарь бухгалтера, данные по курсам валют и многое другое. Кроме того, в разделе справочной информации содержатся формы первичных учетных документов и бухгалтерской отчетности, большинство официальных стандартных форм и бланков в форматах Microsoft Word и Microsoft Excel (которые также доступны непосредственно из текстов нормативных актов), что обеспечивает пользователю удобство заполнения и дальнейшей работы с бланками документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовая информация в этой СПС представлена в программной оболочке Консультант Плюс Технология 3000, которая не только открывает доступ к самым разным типам правовой информации, но и обеспечивает широкие поисковые и аналитические возможности.

Двадцатилетний опыт существования СПС в России свидетельствует о том, что все они находятся в состоянии развития и совершенствования, достигли высокого технологического уровня и у каждой из них имеются свои специфические особенности, удовлетворяющие потребителей. Правовые системы стали более доступными и менее затратными, за исключением профессиональных полнотекстовых баз правовой информации, стоимость которых пока еще высока для индивидуальных пользователей.

В настоящее время многие производители СПС разрабатывают универсальные и удобные для потребителей технологические режимы поиска и извлечения правовой информации из огромных массивов баз данных. При наличии у пользователей доступа к сети Интернет имеется возможность их постоянного обновления и актуализации.

В этих условиях нередко потребителям правовой информации нелегко принимать решения о приобретении того или иного источника и сделать окончательный выбор (149, 24-26).

С учетом длительного опыта использования СПС в работе и образовательной практики, а также учитывая сложившиеся симпатии отдельных пользователей к тем или иным системам, все же можно выделить следующие характерные потребительские признаки и характеристики.

1. Объем правовой информации. Как видно из сравнительной таблицы СПС, во всех правовых базах содержатся огромные массивы правовой информации. Причем многие из них имеют разграничения по крупным ее видам: нормативные правовые акты, комментарии, литературные право вые источники, судебная практика. Полнота и разграничение правового массива еще на главной странице СПС является одним из главных критериев, характеризующих их преимущества.

2. Достоверность правовой информации. Одним из главных качеств правовой информации, как уже нами отмечалось выше, является ее достоверность. Как правило, это качество всегда можно проверить с помощью сравнительных данных, которые можно найти на сайтах основных поставщиков источников правовой информации и главных коллективных пользователей (органов государственной власти, судейского сообщества, крупных корпораций и т.д.). Существующая система постоянных договорных связей с источником пополнения правовой информации является одним из признаков надежности СПС.

4. Мобильность и оперативность правовой системы. Большое значение для правовой работы имеет скорость (оперативность) принятия решений на всех уровнях. Этот качественный признак значим и в справочно-консультативной работе юриста-профессионала, который нередко работает не только в офисе, но и в ситуациях необычных по условиям, экстремальных, когда необходимо быстро готовить правовую справку для лиц, принимающих решения. В названных условиях большое значение имеет возможность быстро найти и подготовить для использования правовую информацию, заимствованную из компакт-диска, флеш-памяти и других носителей.

Поэтому наличие альтернативных источников автоматизированной информационной системы (особенно ориентированных на узкую область профессиональной деятельности) является дополнительным качественным критерием, отличающим потребительские свойства СПС.

5. Высокий уровень доступности и удобства работы (технологичность). Нами уже подчеркивалось наличие типичной схемы работы с правовой информацией в базах данных различных правовых систем. Ставшие традиционными средства поиска и анализа (поиск правовых документов по реквизитам, контексту и рубрикатору, ситуации с применением интеллектуальности, наличие различных контекстных фильтров и др.) постоянно обновляются и по этому критерию также можно выбрать оптимальный пользовательский интерфейс. Наличие удобной навигации, выбора, фильтрации нужной правовой информации, а также ее быстрый перевод в среду традиционных операционных систем персонального компьютера с возможностью адаптирования в файловой структуре пользователя - это дополнительные критерии выбора СПС.

В настоящее время разработчики стали использовать поисковые системы быстрого поиска правовой информации, основанные на современных способностях программной оболочки СПС. Это, несомненно, повышает потребительские качества правовых систем. Однако нельзя забывать о том, что этот путь имеет свои ограничения, связанные с семантическими возможностями программной оболочки, которые пока еще не позволяют в полной мере соответствовать всему спектру информационных интересов конкретного пользователя. Быстрый поиск скорее ориентирован только на оперативную (но не всегда качественную) справку по типовым ситуациям, но не по индивидуальным критериям ответа на сложный вопрос. Разработчики СПС находятся в состоянии поиска новых возможностей программ, а пользователю следует ориентироваться на оптимальные параметры конкретной программы.

6. Ценовые критерии выбора СПС. Пользователи нередко ориентируются на стоимостные показатели той или иной справочной системы. Это особенно относится к массовой аудитории индивидуальных пользователей (студентов, индивидуальных предпринимателей, адвокатов и др.), среди которых, как правило, мало состоятельных людей, имеющих возможность приобрести полнотекстовую лицензионную СПС. Заметим, что немалую роль играет отмеченный уже критерий мобильности той или иной СПС, который сопоставим со стоимостным признаком.

В этом случае имеет значение консультация специалиста, который всегда может обратить внимание потребителя на интегральный критерий и посоветовать сделать наиболее оптимальный выбор.

Вопросы для самоконтроля

1. Опишите особенности эволюции развития СПС.

2. Каковы характерные черты государственных и негосударственных СПС?

Читайте также: