Способы обеспечения электробезопасности при выполнении такелажных работ

Обновлено: 18.05.2024

5.12. Меры безопасности при проведении такелажных и стропальных работ

Перемещение краном людей или груза с находящимися на нем людьми. В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов не допускается перемеще­ние грузоподъемной машиной людей или груза с находящимися на нем людьми.

Подъем людей кранами может производиться в исключитель­ных случаях только кранами мостового типа и только в специаль­но изготовленной кабине после разработки мероприятий, обеспе­чивающих безопасность людей. Такая работа должна производить­ся по специальной инструкции, согласованной с органами Госгортехнадзора России.

Перемещение краном грузов над помещениями, в которых нахо­дятся люди. Перемещение грузов над перекрытиями производствен­ных, жилых или служебных помещений, в которых могут находиться люди, не допускается. В отдельных случаях по согласованию с органами Госгортехнадзора России может производиться переме­щение грузов над перекрытиями производственных или служебных помещений, в которых находятся люди, но только после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ.

Строповка грузов в стесненных условиях (вблизи стен, колонн, станков и т.д.). При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка, не должно допускаться нахождение людей (в том числе и стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием. Это требование должно выполняться и при опус­кании груза.

Определение опасных зон

Высота возможного падения груза (предмета), м

Минимальное расстояние отлета груза (предмета) при падении, м

падающего с здания

Минимальное расстояние между поворотной платформой кра­на и строениями, колоннами, штабелями груза должно составлять не менее 1 м.

Границы опасных зон в местах, над которыми происходит пе­ремещение грузов подъемными кранами, а также вблизи строяще­гося здания принимаются от крайней точки горизонтальной про­екции наружного наименьшего габаритного размера перемещае­мого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габа­ритного размера перемещаемого (падающего) груза и минималь­ного расстояния отлета груза при его падении (табл. 5.3).

Строповка (расстроповка) грузов на высоте. Для обеспечения безопасности при строповке (расстроповке) грузов на высоте не­обходимо:

· применять устройства для дистанционной и автоматической строповки (расстроповки) грузозахватных устройств;

· обеспечивать рабочие места средствами коллективной и ин­дивидуальной защиты (лесами, подмостками, ограждениями, пре­дохранительными поясами и т.д.);

· применять укрупнительную сборку конструкций и оборудо­вания на земле;

· соблюдать технологию монтажа временного закрепления кон­струкций;

· поддерживать рабочее место на высоте в, надлежащем виде (следить за отсутствием льда, снега, мусора, посторонних дета­лей и пр.).

Подъем и перемещение кирпича на поддоне. Согласно требова­ниям охраны труда подачу кирпича необходимо производить в контейнерах или на огражденных поддонах.

Разрешается производить перемещение поддонов с кирпичами без ограждения при погрузке (разгрузке) автомашин и укладке поддонов на землю.

В отдельных случаях возможен подъем кирпича на строящееся здание на неогражденных поддонах. При этом необходимо выпол­нить требования охраны труда, четко расписать в проекте произ­водства работ порядок подъема кирпича и удалить всех людей из опасной зоны работы крана.


Рис. 5.19. Схемы укладки кирпича на поддон

Для подачи груза в оконные проемы или на балконы должны быть сделаны приемочные площадки. Площадки должны иметь ог­раждение и быть рассчитаны на перемещаемый груз в соответ­ствии с проектом производства работ.

Схемы укладки кирпича на поддон приведены на рис. 5.19.

Подъем и перемещение опасных грузов.

Опасные грузы веще­ства, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели, трав­мированию, отравлению, облучению, заболеванию людей, а так­же к взрыву, пожару, повреждениям сооружений, транспортных средств и т.д.

Работники, допущенные по результатам проведенного медицин­ского осмотра к выполнению работ по погрузке (разгрузке) опас­ных и особо опасных грузов, предусмотренных соответствующими государственными стандартами, должны проходить специальное обучение по безопасности труда с последующей аттестацией, знать и уметь применять на практике приемы оказания первой довра­чебной помощи (СНиП 12-03-2001 п. 8.2.9, п. 8.2.10).

Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение опасных гру­зов следует производить:

· в соответствии с требованиями безопасности, содержащи­мися в сопроводительной документации;

· в специально отведенных местах при наличии данных о клас­се опасности и указаний отправителя груза по соблюдению мер безопасности.

Нельзя производить погрузочно-разгрузочные работы при вы­явлении несоответствия тары требованиям нормативных докумен­тов, ее неисправности, отсутствии маркировки и предупредитель­ных надписей на ней.

Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами произво­дятся при выключенном двигателе автомашины. Водитель должен находиться за пределами установленной зоны погрузки-разгрузки.

Работы по погрузке и разгрузке опасных грузов должны прово­диться под контролем ответственного лица — представителя грузо­отправителя (грузополучателя), сопровождающего груз.

Погрузка автомобилей и прицепов. При погрузке автомобилей и прицепов следует соблюдать следующие правила:

· открывать борта автотранспортного средства должны двое рабочих, находящихся сбоку от бортов;

· высота груженного автотранспортного средства не должна превышать 3,8 м от уровня стоянки. Лесоматериалы, длина кото­рых на 2 м превышает длину кузова автомашины, следует перево­зить на прицепах;

· перевозку опасных веществ следует осуществлять в соответ­ствии с паспортом безопасности вещества, который должен со­держать всю информацию по обеспечению безопасности при его транспортировке;

· во время погрузки автотранспортного средства водитель дол­жен находиться вне кабины и за пределами опасной зоны;

· при транспортировании автотранспортом тара должна быть прикреплена к кузову, если верхний ярус тары выступает над бор­том кузова больше, чем ее высота.

Погрузка (разгрузка) полувагонов. Груз на железнодорожном подвижном составе должен крепиться в соответствии с техниче­скими условиями погрузки и крепления грузов, разработанными железнодорожным ведомством.

Работы по погрузке (выгрузке) полувагонов должны произво­диться под руководством лица, ответственного за безопасное про­изводство работ кранами, и при наличии специальных эстакад. Это требование вызвано высокой опасностью проведения подоб­ных работ.

Основные причины несчастных случаев при производстве по­грузки (разгрузки) полувагонов:

При подъеме и перемещении грузов существуют две опасности:

  1. Тяжелые, габаритные предметы при неосторожном обращении или неправильном закреплении могут нанести вред людям, находящимся рядом. Как правило, последствия бывают очень тяжелыми, вплоть до летального исхода.
  2. Если груз неаккуратно перемещать, он также может быть поврежден. Особенно страдает сложное высокоточное оборудование с электронными блоками, которые выходят из строя от малейшего удара.

Чтобы таких неприятностей не случалось, при проведении такелажных работ обязательно следует соблюдать правила техники безопасности и охраны труда (ТБ и ОТ). Это гарантирует сохранность грузов и здоровья людей.


Особенности ТБ при оказании такелажных услуг

На любом постоянном производстве мероприятия по охране труда могут оставаться неизменными на протяжении нескольких лет. Ведь действия рабочих повторяются день за днем по одному сценарию. А когда компания оказывает такелажные и транспортные услуги многим заказчикам, ей приходится постоянно иметь дело с разными грузами. Поэтому стратегия выполнения работ и мероприятия по ТБ разрабатываются отдельно для каждой задачи. При разработке учитывают множество факторов – вид груза, условия строповки, подъема и погрузки, типы применяемого оборудования и такелажных приспособлений и пр.

Основные направления в обеспечении безопасности такелажных работ

При составлении правил ТБ и стратегии охраны труда при такелаже, строповке, погрузке и разгрузке различного оборудования руководствуются рядом законов, инструкций и распоряжений. Эти документы и, соответственно, работы по обеспечению безопасности можно разбить на несколько основных направлений. Это правила ТБ:

  • при перемещении грузов кранами (требования к грузоподъемным механизмам, управлению ими, строповке и подаче грузов);
  • при работе с электроинструментом (правила безопасной эксплуатации техники и приспособлений, подключенных к электросети);
  • при работе в электроустановках (применяются при демонтаже сложных электрифицированных производственных линий или отдельных агрегатов);
  • во время эксплуатации и обслуживания сосудов, работающих под давлением (таковые часто встречаются среди промышленного и медицинского оборудования);
  • при высотных работах (здесь нужны не только умения работать на высоте, но и знания о строении лесов, помостов);
  • в газовом хозяйстве (когда перевозимое оборудование нужно отключать от газопровода или рабочее помещение может быть загазованным, требуются специальные допуски и искробезопасные инструменты).

Также, как и в любой работе, при такелаже важно соблюдать правила пожарной безопасности. Они особенно важны, если приходится работать в помещениях с горючими и легковоспламеняемыми материалами.

Главные правила безопасности при грузоподъемных работах

Существуют три основные заповеди для любого человека, находящегося на рабочей площадке:

  1. Не стоять под грузом. Это касается как специалистов (такелажников, стропальщиков, грузчиков), так и других людей. Любой груз, поднятый на метр над землей, уже представляет опасность.
  2. Удалить с площадки посторонних. И дело не только в их личной безопасности. Человек может в самый ответственный момент отвлечь внимание специалиста вопросом или советом. Результат – неправильное закрепление груза, неудачный поворот крана и другие ошибки с непредсказуемыми последствиями. Особенно внимательно к этому правилу надо отнестись, если поблизости площадки расположены детские заведения.
  3. Действовать слаженно и по команде руководящего лица. Грузы поднимают, перемещают, опускают, работая в команде. И если дело пойдет вразнобой, риск несчастного случая возрастает в разы. По этой же причине сотрудникам бригады нельзя перепоручать свои задания коллегам. Каждое поручение должен выполнять лишь тот, кому оно дано.
ТБ и такелаж: как это работает на практике

Организация мероприятий по обеспечению безопасности во время такелажных работ основывается на трех элементарных принципах:

  1. Правильный выбор способа перемещения груза.
  2. Подготовка персонала.
  3. Проверка оборудования.

Способы перемещения груза зависят от многих условий. Их выбор – очень ответственная задача, ведь от него зависит успех предприятия. Приступать к работе можно, только полностью продумав стратегию и тактику ее выполнения. Также очень важно перед началом такелажа подготовить рабочую площадку – расчистить место, освободить путь для перемещения, установить нужную спецтехнику.

Подготовка персонала

Работа с сотрудниками в плане техники безопасности подразумевает следующее:

  • Каждый такелажник, приступая к работе, должен быть здоров. Для этого специалисты компании регулярно проходят медосмотр.
  • Сотрудник обязан знать свою работу и правила ТБ. Поэтому к выполнению любого задания допускаются лишь люди, которые прошли соответствующее обучение, инструктаж и имеют специальный допуск. Работы повышенной опасности имеют право выполнять только лица, прошедшие специальную аттестацию.
  • Всех такелажников необходимо правильно экипировать и обеспечить средствами защиты.

Ход такелажных работ контролирует бригадир. Он отвечает за устранение посторонних лиц с площадки, проверку состояния здоровья подчиненных, тестирование спецтехники на месте проведения такелажа, наличие средств личной защиты и пр.

Как проверяют такелажное оборудование?

Все приспособления и спецтехника, используемые на площадке, должны быть исправны на 100 %. Чтобы этого добиться, используют:

  • регулярные техосмотры всего оборудования с установленной периодичностью;
  • осмотры необходимой спецтехники перед началом работ;
  • проверку установленного оборудования в рабочем положении на месте.

Такелажные услуги включают и демонтаж, и строповку, и погрузку, и транспортировку грузов, поэтому для их оказания применяется самая разнообразная техника. Периодичность ее регулярной проверки также разная. Вот некоторые примеры:

  • электрические лебедки, тали, траверсы проверяют раз в полгода с нагрузкой, на 25 % большей, чем номинальная;
  • домкраты тестируют также каждые шесть месяцев, но со статическими нагрузками, превышающими рабочие показатели на 10 %;
  • стропы, захваты, клещи, зажимы проверяют раз в десять дней;
  • блоки, стальные канаты полиспастов, тяг, расчалок, оттяжек, стропов должны испытываться ежегодно.

Результаты таких проверок заносят в журнал. На испытанное оборудование крепят специальную бирку с данными о дате и способе испытаний. Новые строповочные устройства следует проверить на качество, износостойкость, надежность креплений перед началом работы.

После выполнения каждого задания всю спецтехнику отключают, демонтируют, переводят из рабочего положения в дорожное, а мелкие приспособления убирают. При соблюдении всех правил безопасности гарантирована сохранность здоровья людей, исправность спецтехники и целостность перемещаемых грузов.

Читайте также: