Требования к языку и к оформлению студенческих работ

Обновлено: 16.05.2024

1. Настоящие методические указания имеют цель определить общие требования по оформлению рефератов, курсовых работ (проектов), выпускных квалификационных работ (дипломных работ (проектов) по всем специальностям в ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова.

2. Основным назначением настоящих методических указаний является обеспечение качества реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) в части, касающейся научных, исследовательских работ, выполняемых студентами, обеспечение единых требований в колледже по оформлению этих работ.

3. Методические указания предназначены для студентов и преподавателей, осуществляющих руководство научно-исследовательскими работами: рефератами, курсовыми работами (проектами), выпускными квалификационными работами (ВКР).

2. Нормативные ссылки

В настоящих методических рекомендациях использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 7.04 - 2006 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления.

ГОСТ Р 7.0.5 -2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

ГОСТ Р 1.5 – 2004 Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

ГОСТ 2.105 – 95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ 7.1 - 2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.80 – 2000 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.

3. Структура и содержание научно-исследовательских работ

3.2 Титульный лист (Приложения 5,6) является первой страницей работы и содержит: наименование учредителя, название учебного заведения, тему работы, наименование дисциплины (профессионального модуля), по которой она выполнена, наименование специальности, по которой обучается студент, фамилию, имя, отчество студента, выполнившего работу; фамилию, имя, отчество, ученую степень преподавателя, руководящего работой, дату защиты и оценку. Содержание (Приложение 6) включает перечень всех рубрик работы, с указанием номеров страниц (по рубрикам). Во введении (Приложение 8) обосновывается актуальность темы, степень ее научной проработанности, определяются цель, задачи, а в курсовых работах и ВКР и методы исследования. Кроме этого, в ВКР определяются предмет и объект исследования. Объем введения – 1-3 страницы. Основная часть работы состоит, как правило, из двух логически связанных и соподчиненных глав (разделов), каждая из которых подразделяется на несколько частей (подразделов, параграфов). Главы могут быть разбиты на 2-3 параграфа, название которых отражается в содержании работы.

В Заключении (3-5 страниц) синтезируется суть работы, подводятся итоги решения поставленных в ней задач, обобщаются полученные результаты, в нем формулируются возможные предложения и рекомендации по перспективе развития объекта исследования. Кроме того, в заключении оценивается полнота решения поставленных задач, достижения цели. Заключение должно содержать все новое и существенное, что составляет итог исследования.

3.3 Список использованной литературы (источников) нормативной и научной информации является составной частью работы и показывает степень изученности проблемы (Приложение 10).

3.4 В Приложения выносятся материалы, которые необходимы для раскрытия темы, проведения анализа, облегчения восприятия основной части работы, не перегружая ее. Это могут быть таблицы, схемы, графики, тексты тестов, на которые автор ссылается в тексте работы, указывая номер приложения в круглых скобках.

3.5 При написании работы данного типа, необходимо соблюдать следующие требования: работа должна быть результатом самостоятельной проработки студентом всех вопросов темы, не должна носить описательный, полностью заимствованный характер (из Интернета и других аналогичных источников); помимо теоретического материала, работа должна содержать аналитические и практические материалы по конкретному предприятию (организации) (базы практики), по теме работы, взятые из современных источников (изданные не позднее 5 лет от года написания работы); работа должна содержать собственные выводы студента и суждения; при подготовке работы должны использоваться законодательные, нормативные и другие акты, новейшая научная, учебная литература, периодические издания; работа должна иметь требуемое оформление, написана научным языком и стилем, отражающим уровень подготовки и профессиональную культуру будущего специалиста (Приложение 9).

4. Оформление научно-исследовательской работы

4.1 Научно-исследовательская работа выполняется на одной стороне листа формата А4, при этом устанавливают следующие параметры страницы:

  • верхнее и нижнее поля – 20 мм;
  • левое поле – 25 мм;
  • правое поле – 10 мм.

4.2 Текст набирается в редакторе Word для Windows шрифтом Times New Roman, прямым (не курсивом), черного цвета. Абзацы в тексте начинают отступом равным 5 знакам. Нумерация страниц – вверху посредине , начиная со второй, причем титульный лист считается первой страницей. Установленные размеры страницы сохраняют на всех листах творческой работы. Научно-исследовательские работы выполняют с применением печатающих и графических устройств вывода ПК (ГОСТ 2.004) шрифтом размером 14 через полуторный междустрочный интервал.

4.3 Вписывать в текстовые документы, изготовленные машинописным способом, отдельные слова, формулы, условные знаки рукописным способом, а также выполнять иллюстрации следует черными чернилами, пастой или тушью.

4.4 Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения документа, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью рукописным способом. Повреждения листов, помарки и следы удаленного прежнего текста не допускаются.

4.5 Основной текст разделяют на разделы, подразделы и пункты. Разделы нумеруют в пределах всего документа арабскими цифрами и записывают с абзаца (с отступом от левого поля текста в 15 или 17 мм). Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится . Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Нумерация пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта. При необходимости пункты могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например 1.2.1.1, 1.2.1.2 и т.д.

4.6 Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты при необходимости также могут иметь заголовки. Подпункты заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно трем междустрочным интервалам (пропущено две строки). Расстояние между заголовками раздела и подраздела должно быть равно двум междустрочным интервалам (пропущена одна строка) .

4.7 Все заголовки записывают с прописной буквы без точки в конце , не подчеркивая, полужирным шрифтом . Переносы слов в заголовках не допускаются . Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

4.9 Каждый раздел (главу) текстового документа необходимо начинать с нового листа.

4. 10 Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится. Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется.

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзаца. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис. Если в тексте документа есть ссылки на одно из перечислений, то обозначать позиции следует строчной буквой , после которой ставится скобка. Для дальнейшей, детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых, ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Общая сумма затрат составляет:

а) на приобретение оборудования:

  1. по первому участку – 1850 тыс. руб.,
  2. по второму участку – 1500 тыс. руб.

в) на приобретение материалов:

5. Изложение текста в научно-исследовательской (творческой) работе

5.1 Наименования, приводимые в тексте документа и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми.

5.2 Текст документа должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.

В документах должны применяться научные термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии — общепринятые в научной литературе.

Если в документе принята специфическая терминология, то в конце его (перед списком литературы) должен быть приведен перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание документа.

5.3 В тексте документа не допускается :

- применять обороты разговорной речи, профессионализмы;

- применять для одного и того же понятия различные научные термины, а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

- применять произвольные словообразования;

- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также в данном документе;

5.4 В тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков , не допускается :

- применять без числовых значений математические знаки, например > (больше), (больше или равно), (меньше или равно), (не равно), а также знаки № (номер), % (процент);

5.5 Дробные числа необходимо приводить в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах, которые следует записывать ⅓, ⅔.

При невозможности выразить числовое значение в виде десятичной дроби, допускается записывать в виде простой дроби в одну строчку через косую черту, например, 5/32.

5.8 Формулу и расчет, выполненный по формуле, следует отделять от текста расстоянием в два междустрочных интервала (пропущена одна строка).

5.10 Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают - (1). Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

5.11 Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, в формуле (10).

5.12 Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (B.I) – формула (1) в приложении В.

5.13 Порядок изложения в документах математических уравнений такой же, как и формул.

5.14 Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала.

5.16 Цитаты выделяются кавычками и снабжаются ссылками на источники. При цитировании необходимо использовать современные орфографию и пунктуацию, допустимо опускать слова, обозначая пропуск многоточием, если мысль автора не искажается. Ссылка на литературный источник дается по номеру в списке литературы, с указанием страницы, например, [23, с.15]. Если цитирование осуществляется по всему источнику, то указывается только номер, например, [17]. При использовании фактического материала (статистика, отчетные данные и т.д.) также обязательно указывается его источник. В список литературы включают те источники информации, на которые даны ссылки в тексте документа. Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках.

5.17 Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо связанных между собой, допускающих двойное толкование и т.п.

В научно-исследовательской работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

6. Оформление приложений

6.1 Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера.

6.2 В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

6.5 Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

7. Построение таблиц

7.1 Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей.

7.2 При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

7.5 Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

7.6 Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а, при необходимости, в приложении к документу. При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).

7.7 Числовое значение показателя проставляют на уровне последней строки наименования показателя. Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

  • фамилия, запятая, инициалы автора;
  • полное название книги, двоеточие, вид издания (учебного пособие, монография, сборник статей и пр., если есть на это указание на обороте титульного листа), далее, после косой черты – инициалы и фамилия автора, точка, тире;
  • после тире – название города, в котором издана книга, двоеточие;
  • после двоеточия название издательства (без кавычек), которое ее выпустило, запятая;
  • после запятой – год издания, точка и тире;
  • количество страниц.

Для некоторых городов, в которых издается особенно много книг, приняты специальные сокращения: СПб. (Санкт-Петербург), М. (Москва), Л. (Ленинград).

При использовании статьи (главы, раздела) из книги или периодического издания необходимо указать:

фамилию, (запятая), инициалы автора;

название статьи (главы, раздела), после одной косой линии инициалы автора и его фамилия, если он один автор, а если их несколько, то продолжить перечисление;

далее - две косые линии – и название издания, где она вышла, точка;

далее, тире – и год издания; далее – номер периодического издания страницы размещения статьи (С.12-21).

Особое внимание необходимо обратить на правильность описания официальных материалов (законов, указов, положений ).

После названия официального материала ставится двоеточие и указывается, кем принят (утвержден) данный законодательный акт, дата принятия и номер.

Обычно такие материалы оперативно печатаются в газетах, поэтому далее надо указать источник, где опубликован этот материал, т.е. после двух косых линий указывается название газеты, год, месяц и число.

Правила оформления и примеры библиографического описания документов приведены в Приложении 10.

Cписок использованной литературы формируется в алфавитном порядке фамилий авторов.

Но в начале списка литературы приводится законодательные и нормативные документы. Эти документы должны располагаться по значимости, а внутри каждой выделенной группы документов - в хронологическом порядке.

Последняя страница рукописи выпускной квалификационной работы должна содержать следующий текст:

"Дипломный проект (работа) выполнен (а) мной самостоятельно. Использованные в работе материалы из опубликованной литературы и другие источники имеют ссылки в тексте.

Отпечатано в одном экземпляре, копия работы на электронном носителе.

____________ (личная подпись) _____________________(И.О.Ф.) "_____"__________________201__"

Руководство научно-исследовательскими работами осуществляют преподаватели соответствующих дисциплин, междисциплинарных курсов колледжа.

Такую работу студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения отдельных частей и работы в целом.

  • помогает студенту определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования, наметить план подготовки и план изложения работы, выдает задание (Приложения 1,2, 3, 4);
  • консультирует студента в ходе выполнения работы, осуществляет систематический контроль и проводит поэтапную аттестацию;
  • проверяет и пишет отзыв на работу.
  • Не раскрыта тема работы;
  • Использована устаревшая литература (старше 5 лет от года написания работы);
  • Использовано недостаточное количество источников литературы;
  • Не выполнены (или перевыполнены) требования по объему;
  • Работа полностью заимствована из сети Интернет.

После этого только выпускная квалификационная работа передается внешнему рецензенту, который изучает работу и пишет рецензию, определяя возможность допуска к защите и выставляя предварительную отметку. За день до защиты студент должен познакомиться с рецензией и подготовиться к ответу на замечания во время зашиты ВКР.

На защите студенты должны показать знание текста работы, основных формул и графиков, относящихся к теме, ответить на дополнительные вопросы, сформулированные в рецензии.

Отзыв на работу (Приложение 11) должен содержать описание следующих аспектов:

Обучение студентов предполагает теоретическую, научно-исследовательскую и практическую подготовку, которая основывается не только на выработке определенных знаний и навыков, но и соблюдении установленного порядка в части оформления документации и изысканий. Поэтому становление новоиспеченных специалистов просто немыслимо без письменных работ, каждая из которых может иметь различную глубину погружения в тему, структуру и содержание, миссию, а также схему оформления. Как же узнать, что необходимо описать в рамках выбранной темы и как оформить полученные результаты? Об этом в нашей статье.

Обучение студентов предполагает теоретическую, научно-исследовательскую и практическую подготовку, которая основывается не только на выработке определенных знаний и навыков, но и соблюдении установленного порядка в части оформления документации и изысканий. Поэтому становление новоиспеченных специалистов просто немыслимо без письменных работ, каждая из которых может иметь различную глубину погружения в тему, структуру и содержание, миссию, а также схему оформления. Как же узнать, что необходимо описать в рамках выбранной темы и как оформить полученные результаты? Об этом в нашей статье.

Виды студенческих работ и основные требования к ним

Самыми популярными видами студенческих работ с первого по выпускной курс выступают:

    , призванные проверить владение теоретическими постулатами в рамках конкретного предмета или его модуля, умение решать задачи, анализировать ситуацию и пользоваться полученным теоретическим багажом; . Их миссия заключается в выработке определённых знаний и реальных представлений в части их применения практических навыков по работе с техникой, оборудованием, программами в рамках осваиваемой специальности. Согласитесь, компьютер можно использовать по-разному: программист будет работать с кодами и различными программами/приложениями по обеспечению взаимодействия, экономист – рассчитывать всевозможные показатели, вести финансовый и иной учет, дизайнер – создавать модели и макеты, проекты, оформлять объекты и пр.
    . Цель данных исследований – углубит знание предмета, темы преимущественно по профильной части. Здесь происходит формирование навыков по сбор и обработке данных, анализу ситуации, умении планировать ход исследования и интерпретировать результаты, проверять первоисточники и полагаться на достоверные и обоснованные аргументы, формулировать гипотезу и проверять ее, обосновывать личную позицию автора.
  • Отчеты. Данный документ призван предоставить результаты практической деятельности с подробным описанием реализованных мероприятий, полученных итогов и выводов.
  • НИР. Эти изыскания могут носить добровольный и обязательный характер. Они представлены в виде всевозможных научных статей, тезисов и научных докладов, монографий, обзоров и пр. Их особенность проявляется в краткости и емкости содержательной части, констатации конкретных, максимально точных результатов и выводов в рамках освещаемой темы/профиля. . Это самый важный письменный проект, призванный аттестовать новоиспеченного специалиста, продемонстрировав уровень его профессиональной пригодности, подготовки и пр.

Все студенческие и научно-исследовательские работы оформляются строго в письменном виде, точнее в печатном или электронном варианте. Притом доминирующая часть подлежит обязательной проверке на уникальность, которая призвана подчеркнуть степень самостоятельной работы автора и качество проделанной работы в целом.

К каждому изысканию предъявляются конкретные требования и параметры, затрагивающие существенные моменты: структура и содержание, объем, плагиат, оформление текста и вспомогательных материалов сопутствующие документы и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Краткий обзор основных требований к студенческим работам и НИР в процессе обучения в колледже или вузе

Ниже мы представим основные требования, выдвигаемые к каждой письменной работе, выполняемой студентами в процессе обучения в ссузе или вузе.

Основными параметрами по отношению к тексту и структуре исследования независимо от его характера (описательное, аналитическое, математическое, прогнозное и пр.) являются:

    . Данный принцип предполагает, что ход изыскания должен быть спланирован и обоснованным, а все полученные результаты должны излагаться согласно намеченной траектории: с переходами от одной мысли к другой, поэтапно, взаимосвязано;
  • Простота и ясность мыслей, выводов. Выявленные тенденции подлежат анализу, где необходимо предоставить четкие аргументы, подтверждающие позицию автора гипотезу или демонстрирующие конкретные изменения, их характер. Важно не просто перечислить итоги и факты, но и увязать их с конкретной тенденцией, правилом, показать роль и воздействие на объект. Притом все описания должны быт понятными, простыми (без громождений цифр, узких терминов и пр.).
  • Точность расчетов. Если написание НИР сопровождается математическими расчетами, анализом данных, то важно учесть все детали: величина, параметры, ограничения, нормативы (отраслевые и общие), статистические данные, актуальность и достоверность первоисточников. Помните, от качества задействованных материалов и внимательности исследователя зависит качество НИР и эффективность результатов, предлагаемых решений.
  • Контрольные, самостоятельные, лабораторные работы: средний объем – до 15-25 страниц, наличие ссылок на первоисточники обязательно, четкое оформление текста и графических материалов согласно действующим ГОСТам (общие параметры страницы, размер, шрифт, расположение на странице количество, наименование, нумерация и пр.), проверке на плагиат не подлежат;
  • Курсовые работы: средний объем – до 25-35 страниц, уникальность – не менее 55-56% (индивидуально с учетом требований вуза), конкретная тема, глубина исследования – средняя, строгое оформление по образцу и ГОСТам. Допускается изложение информации с учетом позиции и мнения автора;
  • Отчеты. Параметры оформления устанавливаются вузом. Чаще всего средний объем отчетов по практике, отчетов по НИР и лабораторным работам достигает 25-35 страниц, проверка на плагиат – по желанию вуза, наличие текстовой и графической информации, обязателен анализ данных по объекту, выполнение индивидуального задания, структура проекта – теория и аналитическая глава с констатацией фактов и тенденций, выводов и пр. . Данное исследование носит практический или опытно-экспериментальный характер. Его миссия – исследовать проблему, диагностировать ее на конкретном примере, предложить решение и обосновать его, показа эффективность (путем прогнозирования или апробирования). Объем ВКР зависит от осваиваемой ступени: бакалавр – до 60-70 страниц, магистр – 60-90 страниц, кандидат наук – 120-180 страниц, доктор наук – 180 и более страниц. Уникальность текста также зависит от квалификации: от 65% до 85-90%. Учтите, что добиться 100% уникальности не удастся, так как цитирование, заимствование, самоплагиат неизбежны. В структуре дипломной работы будет присутствовать как минимум три главы с подробным описанием каждого этапа исследования и полученного результата. Притом отражение мнения и позиции автора обязательны.
  • Научные статьи и работы. Это самый серьезный вид исследований, к которому предъявляются наиболее жесткие параметры: объем сжатый или масштабный, уникальность – высокая, наличие актуальных публикаций в ВАК-изданиях и пр. Погружение в тему – максимально глубокое, а результаты – предельно точные.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как и где уточнять требования по выполнению и оформлению студенческих и научно-исследовательских работ?

Где искать требования к студенческим работам?

Где искать требования к студенческим работам?

Методичка содержит общие и индивидуальные требования к проектам. Общие – те, что прописаны в ГОСТах, индивидуальные – конкретизированные учебным заведением или конкретным педагогом-экзаменатором, который будет проверять проект, аттестовывать автора.

В методических рекомендациях студент найдет следующие моменты:

  • Этапы проведения исследования;
  • Структура и содержание проекта с описанием каждого раздела (что и где следует указывать);
  • Порядок оформления: стилистика, оформление текстовой и графической, табличной информации, требования по уникальности текста (программа, минимальный порог и пр.), рекомендации по первоисточникам, порядок проведения защиты, необходимость и порядок оформления сопутствующих документов и файлов (презентация, раздаточный материал, рецензии и отзывы и пр.);
  • Образцы по оформлению каждого элемента: текст, ссылки и сноски, списки, рисунки, графики и таблицы, титульный лист, приложения, заголовки и разделы и, нумерация страниц и пр.

Фактически, методические рекомендации по выполнению всех видов изысканий отвечают на все основные вопросы по выполнению и оформлению НИР. Если возникли проблемы, недопонимания, то лучше всего решить их, обратившись к научному руководителю.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В случае, когда проект должен быть опубликован в журнале, на научной платформе, сайте и пр. Здесь недостаточно руководствоваться общими правилами. Важно конкретизировать параметры и условия конкретного издательства.

Методичку можно запросить у куратора проекта, взять на кафедре (к которой прикреплен студент с учётом выбранного профиля) или найти на официальном сайте вуза, в личном кабинете студента. Учет всех заявленных параметров и условий обязателен для каждого студента и автора, в противном случае получить допуск к защите, опубликовать материал или успешно защититься не удастся.

Обратите внимание, что специалисты Дисхелп при оформлении заказа просят приложить именно методические рекомендации вуза или издательства, а также описать пожелания заказчика в части выполнения и оформления проекта. Мы руководствуемся только точными данными и фактами, действующими ГОСТами, поэтому гарантируем высокое качество услуг и индивидуальный подход каждому клиенту.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Правила оформления научного текста, числового и иллюстративного материала

Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах

студентка 1 курса 103Б группы

Козлова Светлана Сергеевна

Преподаватель ОГБПОУ УПК

Кафидова Ирина Александровна

1. Общие требования к оформлению научного текста .…………..………….4

2. Общие требования к оформлению рисунков (иллюстрации) ……………..6

3. Общие требования к оформлению числового материала ………. … …..…7

4. Общие требования к оформлению таблиц . ………. … …..…9

5. Правила составления выводов . …………………………………………. 11

В настоящее время не существует единого государственного стандарта на оформление студенческих научных работ. Многие учебные заведения самостоятельно разрабатывают методические рекомендации по оформлению рефератов, курсовых и дипломных работ. Эти формы академической работы студентов отличаются друг от друга своими задачами, целями, объемами, но принципы оформления их одинаковы.

Данная работа актуальна, так как всем, кто выполняет рефераты, курсовые и дипломные работы необходимо знать правила оформления научного текста, числового и иллюстративного материала для грамотного выполнения работы.

Цель реферата – систематизировать информацию о правилах оформления научного текста, числового и иллюстративного материала.

Ознакомиться со структурой научных работ

Определить стиль и язык работы

Выделить основные требования к оформлению научной работы

Систематизировать все полученные знания

Метод исследования – изучение и анализ литературы по теме исследования.

1. Общие требования к оформлению научного текста

Требования ГОСТ 7.32:

Отчет о НИР должен быть выполнен любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков — не менее 1,8 мм (кегль не менее 12).

Текст отчета следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое — 10 мм, верхнее — 20 мм, левое и нижнее — 20 мм. [5]

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры. [10]

В ГОСТ 2.105, п.3.1 приведены другие требования по высоте шрифта - не менее 2,5 мм, т.е. кегль 14.

Расстояние от рамки формы до границ текста в начале и в конце строк - не менее 3 мм.

Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки должно быть не менее 10 мм. [3]

Учитывая, что по ГОСТ 2.104 [2] поля рамок 20 мм слева, и 5 мм по другим сторонам, то можно рекомендовать поля на странице: слева - 25, справа - 15, сверху - 20 и снизу - 25 мм.

Шрифт с кеглем 14 гораздо лучше читается.

Требования и правила сокращения слов и словосочетаний приведены в ГОСТ Р 7.0.12. [9] Но в студенческих рефератах не рекомендуется применять сокращения слов.

Основную часть отчета следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста отчета на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример 1, 2, 3 и т. д.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.

Пример 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.

Пример 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т. д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Если текст отчета подразделяют только на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений, порядковыми номерами в пределах всего отчета.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Нумерация страниц отчета

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц документа. [1]

Расположение нумерации страниц также диктуется фантазией автора стандарта. Например, в ГОСТ Р 6.30, п.4.9 - номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа. [7]

Поэтому лучше придерживаться традиционной книжной нумерации - справа снизу.

Каждый структурный элемент отчета следует начинать с нового листа (страницы).

Нумерация страниц отчета и приложений, входящих в состав отчета, должна быть сквозная.

В разных ГОСТах на разные виды документов нет однозначного указания о необходимости нумерации всех листов. В ЕСКД [2] нумеруются все страницы, В стандарте не нумеруется титульный лист [1], в диссертации - не нумеруются титульный лист и лист "Содержание". [8]

2. Общие требования к оформлению рисунков (иллюстрации)

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете.

Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в отчете, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации. [4]

Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.З.

Пример выполнения иллюстрации:

hello_html_m3604248b.jpg

Рис. 1.3. Показатели:
а) до реорганизации; б) после реорганизации.

3. Общие требования к оформлению числового материала

Правила написания обозначений физических величин приведены в ГОСТ 8.417. [6]

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы в отчете следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример

А=а:b, (1)

В=с:е. (2)

Одну формулу обозначают — (1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример — . в формуле (1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

Порядок изложения в отчете математических уравнений такой же, как и формул.

В отчете допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами. [8]

ПРИМЕР правильного оформления формулы в тексте:


hello_html_m2919fc93.jpg

4. Общие требования к оформлению таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу).

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае — боковик.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. [4]

К научным работам относят учебные отчёты (курсовые, дипломные, диссертации), статьи, публикации, исследовательские и проектные труды. Они различаются объёмом, глубиной вхождения в предмет изучения и др. параметрами. Оформление научной работы любого формата выполняют в соответствии с Государственными стандартами.

Общие требования ГОСТа

В 2021 году Государственные стандарты РФ в отношении написания и оформления научных работ не изменились. Они должны соответствовать требованиям, изложенным в ГОСТ 7.32-2017. Это основной документ, который распространяется на все труды научно-исследовательской направленности.

К общим требованиям относятся:

печать текста: бумага формата А4 с одной стороны, ориентация книжная, интервал – 1,5, шрифт – чёрного цвета, 12-14 кегль, тип - Times New Roman (необязательно), поля – справа – 10 мм, слева – 30 мм, сверху и снизу – 20 мм;

нумерация страниц сквозная арабскими цифрами по центру снизу начинается со второго листа. Титульный не нумеруют, но учитывают;

общие сведения: ФИО автора и руководителя, названия ОО, имена собственные пишут на языке оригинала (допускается перевод);

титульную страницу оформляют по единому образцу с указанием информации об ОО, структурного подразделения, статуса и темы работы, данных об авторе и руководителе. Внизу обозначают место и год написания.

единицы измерения обозначают согласно системе СИ;

сокращения и аббревиатуры расшифровывают в самом тексте или в сносках при их первом употреблении.

Требования могут варьироваться. Каждое образовательное учреждение принимает локальные документы, где отражаются нюансы в части представления учебных и научных трудов.

Оформление отдельных элементов научно-исследовательской работы

Научная работа имеет чёткую структуру. Она состоит из ряда элементов, которые должны соответствовать требованиям ГОСТа.

Заголовки

Оформление научно исследовательской работы

Каждую главу начинают с новой страницы. Их нумеруют арабскими цифрами или оставляют без числовых обозначений. Если главы делятся на параграфы и пункты, нумерация их обязательна.

Заголовки этих элементов печатают с начала абзацной строки без точки в конце и подчёркиваний. Длинные названия делят знаками препинания. Перенос слов запрещён.

Размер отступа абзаца ГОСТом 7.32-2017 не регулируется, но обычно равен 15-17 мм. Расстояние между текстом и заглавием – 3-4 интервала (15 мм).

Содержание

За титульным листом обычно размещают страницу, где обозначено содержание текста. Его иногда называют оглавлением.

Слово-заголовок пишут посередине строки большими буквами. Далее следует перечисление структурных элементов в порядке, как они располагаются в тексте.

ГОСТ оформления научных работ

Рисунки

Графические объекты, рисунки, фото являются элементом иллюстрации текстового материала. Правила оформления научных работ в этой части ГОСТ определяет следующим образом:

Формат и цвет изображений не значения имеет. Графики и диаграммы строят с использованием программы Microsoft Excel. Заимствованные иллюстрации используют с обязательным указанием источника, откуда они взяты.

Правила оформления научной работы

Таблицы

Большинство научных трудов сопровождают структурными элементами, которые способствуют систематизации и обобщению сведений. Таблица по содержанию не должна дублировать основной текст.

Правила оформления научно исследовательской работы

Заголовки в таблицах пишут с большой буквы, подзаголовки с маленькой без точек в конце. Наименования столбцов располагают горизонтально. В некоторых случаях возможно изменение направления текста.

Примечания

Специальные пометы, пояснения в виде примечаний располагают после текста, графических объектов под номерами, если таковых несколько. Для этого используют арабские цифры без точки.

Сноски фиксируют в конце страницы под горизонтальной чертой. Звёздочки или цифры располагают в начале абзаца. Возможно использование более мелкого шрифта.

Оформление структуры научной работы

Формулы и уравнения

Для работ технической направленности обязательным является использование формул, уравнений, математических расчётов. Согласно ГОСТу их выделяют отдельной строкой. Перед ними и после оставляют 1 интервал.

Как оформить научную работу

Формулы нумеруют сквозным способом. Для этого используют арабское числовое обозначение. Пояснения к символам размещают непосредственно под формулой по порядку, в котором они идут в основной записи. Например, С = а:b (1)

Если данные элементы применяют в Приложениях, их нумеруют в сопровождении с порядком этого дополнения.

Не все компьютерные программы позволяют создавать уравнения и формулы. Поэтому ГОСТ допускает применять рукописный способ их оформления с помощью чернил чёрного цвета по строчному трафарету.

Списки

Если такая опция недоступна, списки составляют в ручном режиме. Для этого существует ряд правил:

Конструктивно списки позволяют выделить ключевые моменты, обозначить перечисления. Их применяют, чтобы избежать частых повторений одного и того же, тавтологии.

Приложения

Если научно-исследовательская работа сопровождается материалами опросов, анкетирования, результатами опытов и пр., их выносят отдельно и оформляют приложением к основному тексту. По Государственному стандарту они размещаются после списка источников информации. В самом тексте оставляют пронумерованные ссылки, если дополнительных материалов несколько.

Правила оформления научных работ ГОСТ

Список литературы

Как оформить научно исследовательскую работу

ГОСТ 7.32-20171 определяет расположение материалов, к которым обращался автор при написании работы, в соответствии с порядком возникновения ссылок в тексте. Их оформляют нумерованным списком.

Данный раздел имеет свою структуру.

Источники размещают по алфавиту (первой букве названия материала) в соответствии со статусом документа по степени значимости:

источники на локальных электронных носителях;

источники сети интернет.

В первую очередь следуют материалы отечественных авторов, затем – зарубежных на других языках.

При оформлении авторских книг сначала ставят инициалы и фамилию писателя (учёного). Затем пишут полностью название его произведения, статьи. Далее указывают, кем и когда оно издано. Чтобы правильно это оформить, можно посмотреть на последнюю страницу книги.

Требования ГОСТа, предъявляемые к оформлению научных работ 2021 году, обязательны для представления и публикации всех трудов, связанных с интеллектуальной деятельностью.

Читайте также: