Специальные миссии понятие и виды привилегии и иммунитеты специальных миссий и их сотрудников

Обновлено: 19.05.2024

Специальная миссия — это временная миссия, по своему характеру представляющая государство, направляемая одним государством в другое с согласия последнего для совместного рассмотрения определенных вопросов или для выполнения в отношении его определенной задачи.

В число таких задач могут входить проведение переговоров, вручение документов, предоставление информации или участие в церемонии. В последнее время в международных отношениях широкое распространение получила также практика передачи иностранным официальным лицам посланий через личных представителей глав государств.

Согласно Конвенции о специальных миссиях 1969 г. (Россия в ней не участвует) возможно направление одной и той же специальной миссии в два или несколько государств (ст. 4), общей специальной миссии двумя или несколькими государствами (ст. 5) или направление специальных миссий двумя или несколькими государствами для рассмотрения вопроса, представляющего для них общий интерес (ст. 6).

Направление специальной миссии в другое государство осуществляется по взаимному согласию, предварительно достигнутому через дипломатические или иные каналы. Функции специальной миссии также определяются по согласию между посылающим и принимающим государствами. При этом наличие дипломатических или консульских отношений не является необходимым для посылки или принятия специальной миссии.

Посылающее государство может по своему усмотрению назначить членов специальной миссии, сообщив предварительно принимающему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии, и в частности сообщив имена и должности

Глава VII. Право внешних сношений

лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее государство может не дать своего согласия на направление специальной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии.

Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специальной миссии.

Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых оно назначает и главу миссии. Ему предоставляются соответствующие полномочия за подписью главы государства, главы правительства или министра иностранных дел, в зависимости от цели и уровня миссии. В специальную миссию может входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Если члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем государстве, включаются в состав специальной миссии, то они сохраняют свои привилегии и иммунитеты в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения помимо привилегий и иммунитетов, предоставленных Конвенцией 1969 г. Гражданин принимающего государства может быть назначен в состав специальной миссии лишь с согласия этого государства, которое может быть аннулировано в любое время.

Все официальные дела с принимающим государством, порученные специальной миссии посышающим государством, ведутся с министерством иностранных дел или через это министерство либо с другим органом принимающего правительства, в отношении которого имеется договоренность. Эти органы должны надлежащим образом уведомляться: а) о составе специальной миссии и о любых последующих его изменениях; б) о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекращении их функций в миссии; в) о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровождающего члена миссии; г) о найме и увольнении лиц, проживающих в принимающем государстве в качестве членов миссии или в качестве частного обслуживающего персонала; д) о назначении главы специальной миссии; е) о местонахождении помещений, занимаемых специальной миссией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью.

Принимающее государство должно предоставить специальной миссии возможности, необходимые для выполнения ее функций, учитывая ее характер и задание.

§ 7. Привилегии и иммунитеты в праве внешних сношений

Функции специальной миссии начинаются с момента установления ею официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого была достигнута договоренность.

Основаниями для прекращения деятельности специальной миссии могут быть, в частности, соглашение об этом заинтересованных государств, выполнение задачи специальной миссии, истечение срока, установленного для специальной миссии, уведомление посылающего государства о том, что оно прекращает, отзывает специальную миссию или считает ее деятельность прекращенной. При этом разрыв дипломатических или консульских сношений между посылающим и принимающим государствами сам по себе не влечет за собой прекращения деятельности специальных миссий, существующих на момент разрыва сношений.

Институт специальных миссий развился, главным образом, после Второй мировой войны. Это было обусловлено значительным расширением международных отношений между государствами, углубления взаимных интересов, стабильным развитием средств связи, транспорта. Подтверждением этого является большое количество специальных миссий, направляемых и принимаемых, начиная от глав государств, глав правительств, министров иностранных дел и других членов правительства, представителей генерального штаба и заканчивая миссиями низкого ранга, которые направляются для решения различных важных для государства вопросов (заключение текста договора, участие в протокольно-церемониальных мероприятиях и др.).

Работа содержит 1 файл

ПОНЯТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ МИССИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.doc

Понятие специальных дипломатических миссий и их классификация

Институт специальных миссий развился, главным образом, после Второй мировой войны. Это было обусловлено значительным расширением международных отношений между государствами, углубления взаимных интересов, стабильным развитием средств связи, транспорта. Подтверждением этого является большое количество специальных миссий, направляемых и принимаемых, начиная от глав государств, глав правительств, министров иностранных дел и других членов правительства, представителей генерального штаба и заканчивая миссиями низкого ранга, которые направляются для решения различных важных для государства вопросов (заключение текста договора, участие в протокольно-церемониальных мероприятиях и др.).

Учитывая назревшие тенденции развития института специальных миссий, Комиссия международного права ООН включила в повестку дня XII сессии (1960 г.) вопрос о дипломатии. На сессии комиссия осуществила разработку проекта статей о специальных миссиях, где было сформулировано правовое положение специальных миссий и ее членов. В основе проекта был заложен принцип аналогии с постоянными дипломатическими представительствами. Но поскольку специальные миссии могут быть самыми разнообразными по характеру и составу, соответственно их трудно подчинить однообразным правилам, регулирующим постоянные представительства.

Учитывая это Секретариат ООН, согласно решению XVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН, поручил Комиссии международного права и ООН разработать специальный проект Конвенции о специальных миссиях, где были бы сформулированы соответствующие правовые положения, определяющие режим специальных миссий. Работу по подготовке проекта Конвенции возглавил югославский ученый М. Бартош.

После многолетней работы комиссии XXIV сессия Генеральной Ассамблеи ООН 8 декабря 1968 приняла Конвенцию о специальных миссиях, которая с декабря того же года была открыта для подписания ее государствами.

Учитывая многовековую дипломатическую практику деятельности специальных миссий, невозможно однозначно определить их понятие, содержание и классифицировать. Тем не менее, как с теоретической, так и с практической стороны этот вопрос требует решения.

Большинство авторов, исследующих вопросы дипломатического и консульского права, отмечают существование двух основных типов дипломатических миссий: постоянной и специальной. В этом контексте они различают дипломатических представителей в плане "stricto", т.е. лиц, которые действуют в составе постоянной дипломатической миссии, и дипломатических представителей, имеющих характер "largo", т.е. членов специальных дипломатических миссий. Надо отметить, что обе группы имеют одинаковый дипломатический статус.

Руководствуясь этим подходом, можно выделить следующие виды дипломатических миссий: посольства или дипломатические представительства, представительства государств при международных организациях, специальные дипломатические миссии.

Если проанализировать понятие "специальная дипломатическая миссия", очевидно, наиболее правильно будет использовать при этом определение, закрепленное в ст. 1 Конвенции о специальных миссиях: "Специальная миссия является временной миссией, которая по своему характеру представляет государство и направляется одним государством в другое с согласия последнего для рассмотрения с ним определенных вопросов или для выполнения относительно него определенного задания"[1].

Это определение специальной дипломатической миссии состоит из четырех основных элементов: 1) субъектный элемент определяет, что миссия командируется для поддержания отношений между двумя государствами, 2) органический элемент содержит тезис о том, что миссия является органом представляемого государства, которое представляет его волю в международных отношениях, 3) функциональный элемент означает, что задачи миссии четко определены, хотя сфера ее деятельности не всегда должна быть четко ограничена, 4) временной элемент предусматривает, что специальная миссия носит временный характер, а это в свою очередь означает, что период ее функционирование должен быть коротким.

Согласно ст. 1 Конвенции[2], субъектная сфера применения специальной дипломатической миссии ограничивается двумя государствами и не предусматривает возможности ее использования в многосторонних отношениях, поскольку статус дипломатических миссий, направленных на конференцию, которая созывается международной организацией, закреплен Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера в 1975 г.[3]

Вопросы о командировании и прием у себя специальной миссии относятся к компетенции сторон и решаются по их взаимному согласию. Договоренность может быть выражена в виде договора, который предусматривает обмен определенными миссиями, нот, джентльменского соглашения.

Современное международное право предусматривает, что каждый его субъект (государство, нация, международная организация) вправе направлять и принимать специальные миссии.

Органический элемент понятия "специальная миссия" содержит условие, согласно которому миссия представляет представляемое государство и соответственно является органом этого государства, который представляет ее во внешних отношениях. Это во многом отделяет специальную дипломатическую миссию от других видов временных миссий, в частности тех, которые имеют технический характер. Например, сегодня происходит немало встреч экспертов различных отраслей, которые обсуждают различные проблемы международных отношений, однако не все они пользуются статусом специальных дипломатических миссий. Итак, специальная дипломатическая миссия должна быть органом представляемого государства, уполномоченным выражать его суверенную волю в пределах порученного ей задания.

В случае возникновения спора между представляемым и принимающим государствами относительно дипломатического характера специальной миссии, применяется несколько объективных критериев оценки характера миссии: дипломатические титулы и ранги, дипломатический паспорт, дипломатическая виза и полномочия.

В таких случаях государства основном руководствуются нормами обычного права или международной вежливости.

Функциональный элемент понятия "специальная миссия" определяется его задачами. Более конкретно функции специальной миссии определяет представляемое государство с согласия на это принимающего государства (ст. 3[4]). Итак, как уже отмечалось, специальная миссия может действовать в рамках тех задач, которые ей поручены. Но это не значит, что задачи не могут быть расширены по взаимному согласию сторон. В любом случае формирование специальной миссии ее функции должны быть четко определены.

Известно, что состав, задачи и характер деятельности различных специальных миссий неодинаковы. Учитывая это, их классифицируют по определенным критериям. В международно-правовой литературе существуют различные подходы относительно проведения такой классификации. Если их обобщить, то можно выделить следующие виды специальных миссий:

Некогерентная классификация, в которой отсутствует однородный критерий.

Классификация, в которой берется за основу правовой статус членов специальных миссий.

Классификация по субъекту.

Смешанная классификация по предметно-субъектному критерию.

Авторы, использующие некогерентную классификацию (И. Блищенко, М. Бартош и др.), ставят своей целью проведение идентификации различных форм специальных дипломатических миссий для выяснения их сущности, содержания и особенностей. Наиболее удачной представляется классификация М. Бартоша, который, анализируя основные аспекты деятельности специальных миссий, провел их дифференциацию на следующие виды:

специальные миссии церемониального характера (инаугурация, национальные праздники, траурные почести и т.п.);

специальные миссии, которые выполняют функции политического или технического характера;

дипломаты ad hoc, которые выполняют функции по доверенности;

участники тайных переговоров;

делегации глав государств;

политические представители, не имеющие дипломатического статуса;

Сторонники второго подхода при классификации специальных дипломатических миссий берут за основу критерии правового статуса членов миссии и объем дипломатических привилегий и иммунитетов, которыми они наделены. Согласно этого специальные миссии разделяют на следующие виды:

главы иностранных государств, их делегации и члены их семей, путешествующих вместе с ними;

послы, делегированные с определенной целью;

арбитры и члены консультационных и следственных комиссий;

судьи Международного суда в Гааге;

делегаты международных комиссий, которые созданы в соответствии с международными конвенциями.

В основе третьего подхода к классификации специальных миссий заложен субъектный элемент. Согласно такому критерию выделяют:

специальные миссии в многосторонних отношениях;

специальные миссии, действующие в рамках программ по международному сотрудничеству и многосторонних отношений;

специальные миссии государств-членов международной организации к государствам, которые еще не являются членами международной организации;

специальные миссии государств-членов международной организации в эту организацию.

По мнению Э. Сатоу, дипломатические миссии делят на:

миссии церемониального характера для специальных целей;

специальные миссии, реализующие определенную цель;

комиссаров, которые принимают участие в переговорах по поводу решения пограничных споров;

делегации на международных конференциях;

Представители пятого подхода применяют предметный критерий.

Кроме этого, используются и другие подходы к классификации специальных миссий по:

предметной сферой контактов;

Если брать за основу критерии ранга, соответственно можно выделить миссии, возглавляемые главами государств, министрами, послами, лицами, имеющими дипломатический ранг, и лицами, которые его не имеют. Однако при этом возникают значительные трудности, касающиеся определения международно-правового статуса таких специальных миссий. Тем не менее, только всесторонняя дифференциация разновидностей специальных миссий с применением нескольких критериев классификации способствует целостному представлению о институте дипломатического права[7].

Международно-правовые основы организации и деятельности специальных миссий

Специальная миссия, согласно ст. 1 Конвенции о специальных миссиях, имеет представительный характер[8]. Это обстоятельство позволяет разграничивать специальные миссии от различных негосударственных, хотя в значительной мере также официальных миссий и визитов. Но это не значит, что специальная миссия должна отвечать за поддержание постоянных дипломатических отношений между государствами, поскольку ее задача должна быть четко очерчена. Вместе с тем установление дипломатических отношений часто является следствием деятельности именно предыдущих специальных дипломатических миссий[9].

Положения ст. 2 Конвенции о специальных миссиях указывают, что государство может командировать специальную миссию в другое государство с согласия последнего[10]. Что же касается реализации этого права другими субъектами международного права, то об этом в тексте Конвенции ничего не сказано, но нет также запрета на этот счет. Следовательно, отсюда можно заключить, что правом направлять и принимать специальные миссии наделены все субъекты международного права.

В дипломатической практике довольно часто встречаются случаи, когда специальные миссии (особенно на высшем уровне) последовательно посещают несколько стран в течение короткого срока. Это, зачастую, один географический район (например, Ближний Восток, Западная Европа, Индокитай и др.). Однако с правовой точки зрения это будет не одна специальная миссия, а скорее последовательная цепь таких миссий, поскольку переговоры, которые ведет миссия, проводятся с каждым государством отдельно, в разное время и на территории различных государств[11].

Наличие дипломатических или консульских отношений не является необходимой составляющей для направления или принятия специальной миссии. Кроме этого, командирование и прием специальной миссии не связаны также с институтом признания, который является необходимым юридическим условием для установления дипломатических отношений. Это позволяет государствам использовать такую форму дипломатии при любых условиях. При этом государства свободны от любых обязательств, кроме тех, которые предусмотрены функционированием конкретной миссии.

В практике международных отношений широко используются специальные миссии (миссии ad hoc) — представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.). Дея­тельность специальных миссий регламентируется Венской конвен­цией о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу в 1985 г.). Эту деятельность называют дипломатией ad hoc.

Функции специальной миссии определяются по взаимному согла­сию между посылающим государством и принимающим государст­вом.

Наличие дипломатических или консульских сношений не являет­ся необходимым для посылки или принятия специальной миссии.

Посылающее государство может по своему усмотрению назна­чить членов специальной миссии, сообщив предварительно принима­ющему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии и, в частности, сообщив имена и долж­ности лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее го­сударство может не дать своего согласия на направление специаль­ной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специ­альной миссии.

Специальная миссия состоит из одного или нескольких предста­вителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслу­живающий персонал.

Когда члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем госу­дарстве, включаются в состав специальной миссии, они сохраняют свои привилегия и иммунитета в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения, помимо привиле­гий и иммунитетов, предоставленных Конвенцией 1969 г.

Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства.

Граждане принимающего государства не могут назначаться в со­став специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.

Министерство иностранных дел или другой орган принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность, уведом­ляется:

о составе специальной миссии и о любых последующих его изме­нениях;

о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекра­щении их функций в миссии;

о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровожда­ющего члена миссии;

о назначении главы специальной миссии;

о местонахождении помещений, занимаемых специальной мис­сией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью.

Принимающее государство может в любое время, не будучи обя­занным мотивировать свое решение, уведомить посылающее госу­дарство, что какой-либо представитель посылающего государства в специальной миссии или какой-либо из членов ее дипломатического персонала является persona non grata или что любой другой член персонала миссии является неприемлемым. В таком случае посылаю­щее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в миссии. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию принимающего государства.

Функции специальной миссии начинаются с момента установле­ния миссией официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность.

Глава специальной миссии или, если посылающее государство такового не назначило, один из представителей посылающего госу­дарства, указанный последним, уполномочен действовать от имени специальной миссии и вести переписку с принимающим государст­вом.

Привилегии и иммунитета миссии и ее членов аналогичны дип­ломатическим.

37. Личные привилегии и иммунитеты консульских представителей, их отличие от личных привилегий и иммунитетов дипломатических представителей.

Привилегии и иммунитеты консульских представительств и их персонала.

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений и должност­ных лиц значительно уже дипломатических. В чем их различие? Для дипломатических представительств они, как уже говорилось выше, аб­солютны. Для консульских учреждений, согласно Конвенции о кон­сульских сношениях 1963 г., имеются такие изъятия:

— при выполнении своих функций консульство может обращаться:

а) в местные органы консульского округа;

Под дипломатическими привилегиямипонимаются особые права и преимущества, предоставляемые представительствам и их сотрудникам. Иммунитеты - это изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания.

Различают привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников.

Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:

1) неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы представительства. Под помещением представительства понимаются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба;

2) помещения представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий;

3) представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания.

Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин страны пребывания;

4) архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью и подлежат особой защите со стороны государства пребывания. Аккредитующим государством или представительством может быть назначен дипломатический курьер ad hoc. В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатическая почта может быть вверена также командиру экипажа гражданского самолета;

5) сотрудникам представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания.

Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:

1) личность дипломатического агента неприкосновенна. Дипломат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме;

2) частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства;

3) дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания;

4) дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме:

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;

исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства;

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.

Международное гуманитарное право: понятие, источники (Гаагские конвенции о законах и обычаях войны, Женевские конвенции о защите жертв войны), принципы.

Международное гуманитарное право: понятие, источники, принципы и предмет регулирования

Волова: международное гуманитарное право, (правила и обычаи войны и защиты жертв войны и мирного населения в период вооруженных конфликтов). Есть несколько концепций. Игнатенко включает сюда и права человека и обычаи и правила войны и защиту мирного населения - несостоятельная. Другая концепция включает правила и обычаи войны .защиту мирного населения, защиту прав человека в период военных действий. 3-я концепция - обоснованная - включает только правила и обычаи войны и защиту населения в военный период

Международное право запрещает применение силы или угрозы ее применения в межгосударственных отношениях. международное гуманитарное право - отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств в период вооруженных конфликтов.

Источники и принципы международного гуманитарного права. международно-правовую базу отрасли международного гуманитарного права. В их числе:

2) Гаагская декларация о запрещении применять пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле 1899 г.;

3) Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопугной войны 1907 г.;

5) Конвенция об обращении торговых судов в суда военные 1907 г.;

7) Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны 1907 г.;

8) Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г.;

12) Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.: а) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; б) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; в) об обращении с военнопленными; г) о защите гражданского населения во время войны;

14) Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г. с двумя протоколами к ней;

15) Конвенция о запрещении производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.;

Среди региональных международных договоров следует назвать Соглашение государств - участников СНГ о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов 1993 г.

Обобщающим принципом данной отрасли является принцип гуманизации вооруженных конфликтов, т. е. во время вооруженных конфликтов воюющим нужно в обязательном порядке соблюдать законы и обычаи войны.

Другими принципами международного гуманитарного права, вытекающими из обобщающего принципа - гуманизации вооруженных конфликтов, можно считать следующие:

1) в период вооруженных конфликтов главной заботой воюющих остается защита жертв войны;

2) воюющие ограничиваются в выборе методов и средств ведения военных действий;

3) гражданские объекты и культурные ценности должны всемерно охраняться и защищаться;

4) воюющим надлежит защищать интересы нейтральных государств. Названные принципы вытекают из содержания международно-правовых актов, регулирующих ведение вооруженных конфликтов. Их должны соблюдать государства, международные организации, все воюющие.

Предмет регулирования международного гуманитарного права - международные вооруженные конфликты, а также частично вооруженные конфликты немеждународного характера.

Международные вооруженные конфликты - это конфликты с применением оружия, в которых участвуют два или более государств.

Вооруженный конфликт немеждународного характера обладает следующими признаками:

1) наличие организованных военных действий между противоборствующими силами;

2) в военных действиях участвуют вооруженные силы;

3) достаточно массовый и устойчивый характер вооруженных выступлений;

4) противоборствующие силы должны иметь органы, ответственные за их поведение;

5) каждая из сторон должна иметь контролируемую сю часть территории государства.

Вооруженный конфликт немеждународного характера - это своего рода гражданская война в пределах государства. Международное право запрещает вмешательство какого-либо государства в вооруженный конфликт немеждународного характера. Вместе с тем оно может предложить содействие в мирном урегулировании конфликта между противоборствующими сторонами. О. Кимминих полагает, что иностранное государство может вмещаться во внутренний международный конфликт для того, чтобы он не принял затяжного характера и тем самым не увеличил страдания гражданского населения1.

В последнее десятилетие мир был свидетелем ряда вооруженных конфликтов немеждународного характера. Так, например, после распада СССР такого рода конфликты происходили на территории Грузии (грузино-абхазский и грузино-осетинский), на территории Азербайджана (вокруг Нагорного Карабаха), на территории Молдовы (Приднестровье), на территории Таджикистана (внутритаджикский конфликт).

Гаагские конвенции, 1) международные конвенции о законах и обычаях войны, принятые на 1-й и 2-й мирных конференциях в Гааге в 1899 (созвана по инициативе России) и 1907.

1-я Гаагская конференция 1899 (участвовало 27 государств, в том числе Великобритания, США, Германия, Франция, Италия, скандинавские страны, Япония и др.) приняла 3 конвенции: О мирном решении международных столкновений; О законах и обычаях сухопутной войны; О применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864, а также 3 декларации: О запрещении на пятилетний срок метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов; О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы и О неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле. Особое значение имеет Г. к. О мирном решении международных столкновений, согласно которой государства согласились прилагать все усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение международных споров, и наметили основные средства для достижения этой цели: "добрые услуги" и посредничество, международные следственные комиссии и международный третейский суд.

В работе 2-й Гаагской конференции 1907 приняли участие 44 государства (все участники конференции 1899, а также 17 государств Южной и Центральной Америки). Было принято 13 Г. к.: О мирном решении международных столкновений; Об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам; Об открытии военных действий; О законах и обычаях сухопутной войны; О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны; О положении неприятельских торговых судов при начале военных действий; Об обращении торговых судов в суда военные; О постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин (утратила значение); О бомбардировании морскими силами во время войны; О применении к морской войне начал Женевской конвенции (впоследствии заменена Женевской конвенцией 1949); О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне; Об учреждении Международной призовой палаты (не вступила в силу); О правах и обязанностях нейтральных держав в случае войны. Кроме того, была принята декларация О запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров.

Г. к. сыграли значительную роль в деле международно-правовой регламентации правил ведения войны. Хотя Г. к. отражали уровень военной техники современного им периода (конец 19 — начало 20 вв.), их значение сохраняется и определяется тем, что в их основе лежит прогрессивный принцип гуманизации войны.

СССР признал Г. к., ратифицированные в своё время правительством дореволюционной России, в той мере, в какой они не противоречат Уставу ООН, с учётом изменений, внесённых в них последующими международными соглашениями, в которых участвовал СССР. См. также Законы и обычаи войны.

2) Конвенции по международному частному праву 1902—05, 1951 и 1956. Г. к. 1902—05 (О браке, О разводе и судебном разлучении супругов, Об опеке над несовершеннолетними, О попечительстве над несовершеннолетними, О личных и имущественных отношениях между супругами, О международном гражданском процессе) были ратифицированы лишь некоторыми странами Европы, не имели большого значения, и их действие прекратилось с началом 1-й мировой войны. Г. к. 1951 и 1956 также не получили распространения. СССР не является участником Г. к. этой группы.

12 августа 60 лет назад (1949 г.) были подписаны Женевские конвенции о защите жертв войны. Женевские конвенции о защите жертв войны - международные многосторонние соглашения в области законов и обычаев войны, направленные на защиту жертв вооруженных конфликтов.

12 августа 60 лет назад (1949 г.) были подписаны Женевские конвенции о защите жертв войны.

Женевские конвенции о защите жертв войны - международные многосторонние соглашения в области законов и обычаев войны, направленные на защиту жертв вооруженных конфликтов. Были подписаны 12 августа 1949 г. на Дипломатической конференции ООН, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 г. Вступили в силу 21 октября 1950 г.

Женевские конвенции включают в себя четыре универсальных международных договора:

2. Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море – устанавливает правила обращения с ранеными и больными во время морской войны, аналогичные правилам, предусмотренным Конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях.

3. Конвенция об обращении с военнопленными – устанавливает правила, которым должны следовать воюющие стороны при обращении с военнопленными.

4. Конвенция о защите гражданского населения во время войны – предусматривает гуманное обращение с населением, находящимся на оккупированной территории, и защищает его права.

8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям под эгидой Международного комитета Красного Креста были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

В 2005 г. к Женевским Конвенциям был принят Дополнительный протокол III о введении дополнительной отличительной эмблемы в виде Красного креста и Красного полумесяца.

Женевские конвенции являются развитием международно-правовых норм о защите жертв войны, ранее закрепленных в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. и конвенциях, подписанных в Женеве в 1864, 1906 и 1929 гг.

Женевские конвенции закрепили основной принцип современного международного права: войны ведутся против вооруженных сил противника; военные действия против гражданского населения, больных, раненых, военнопленных и т. д. запрещаются.

Женевские конвенции применяются в случае объявленной войны или любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признает состояния войны, и в случае оккупации территории, даже если эта оккупация не встретит вооруженного сопротивления.

Участники Женевских конвенций обязаны соблюдать их положения, если противная сторона, не участвующая в Женевских конвекциях, в своих действиях будет также их соблюдать. Положения Женевских конвенций обязательны и для нейтральных стран.

Женевские конвенции предусматривают обязанность стран-участниц разыскивать и наказывать лиц, совершивших или приказавших совершить какие-либо действия, нарушающие положения этих конвенций. Такие лица предаются суду страны, на территории которой они совершили преступления, или суду любой страны – участницы Женевских конвекций, если она имеет доказательства их виновности.

Институт специальных миссий развился, главным образом, после Второй мировой войны. Это было обусловлено значительным расширением международных отношений между государствами, углубления взаимных интересов, стабильным развитием средств связи, транспорта. Подтверждением этого является большое количество специальных миссий, направляемых и принимаемых, начиная от глав государств, глав правительств, министров иностранных дел и других членов правительства, представителей генерального штаба и заканчивая миссиями низкого ранга, которые направляются для решения различных важных для государства вопросов (заключение текста договора, участие в протокольно-церемониальных мероприятиях и др.).

Работа содержит 1 файл

ПОНЯТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ МИССИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.doc

Понятие специальных дипломатических миссий и их классификация

Институт специальных миссий развился, главным образом, после Второй мировой войны. Это было обусловлено значительным расширением международных отношений между государствами, углубления взаимных интересов, стабильным развитием средств связи, транспорта. Подтверждением этого является большое количество специальных миссий, направляемых и принимаемых, начиная от глав государств, глав правительств, министров иностранных дел и других членов правительства, представителей генерального штаба и заканчивая миссиями низкого ранга, которые направляются для решения различных важных для государства вопросов (заключение текста договора, участие в протокольно-церемониальных мероприятиях и др.).

Учитывая назревшие тенденции развития института специальных миссий, Комиссия международного права ООН включила в повестку дня XII сессии (1960 г.) вопрос о дипломатии. На сессии комиссия осуществила разработку проекта статей о специальных миссиях, где было сформулировано правовое положение специальных миссий и ее членов. В основе проекта был заложен принцип аналогии с постоянными дипломатическими представительствами. Но поскольку специальные миссии могут быть самыми разнообразными по характеру и составу, соответственно их трудно подчинить однообразным правилам, регулирующим постоянные представительства.

Учитывая это Секретариат ООН, согласно решению XVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН, поручил Комиссии международного права и ООН разработать специальный проект Конвенции о специальных миссиях, где были бы сформулированы соответствующие правовые положения, определяющие режим специальных миссий. Работу по подготовке проекта Конвенции возглавил югославский ученый М. Бартош.

После многолетней работы комиссии XXIV сессия Генеральной Ассамблеи ООН 8 декабря 1968 приняла Конвенцию о специальных миссиях, которая с декабря того же года была открыта для подписания ее государствами.

Учитывая многовековую дипломатическую практику деятельности специальных миссий, невозможно однозначно определить их понятие, содержание и классифицировать. Тем не менее, как с теоретической, так и с практической стороны этот вопрос требует решения.

Большинство авторов, исследующих вопросы дипломатического и консульского права, отмечают существование двух основных типов дипломатических миссий: постоянной и специальной. В этом контексте они различают дипломатических представителей в плане "stricto", т.е. лиц, которые действуют в составе постоянной дипломатической миссии, и дипломатических представителей, имеющих характер "largo", т.е. членов специальных дипломатических миссий. Надо отметить, что обе группы имеют одинаковый дипломатический статус.

Руководствуясь этим подходом, можно выделить следующие виды дипломатических миссий: посольства или дипломатические представительства, представительства государств при международных организациях, специальные дипломатические миссии.

Если проанализировать понятие "специальная дипломатическая миссия", очевидно, наиболее правильно будет использовать при этом определение, закрепленное в ст. 1 Конвенции о специальных миссиях: "Специальная миссия является временной миссией, которая по своему характеру представляет государство и направляется одним государством в другое с согласия последнего для рассмотрения с ним определенных вопросов или для выполнения относительно него определенного задания"[1].

Это определение специальной дипломатической миссии состоит из четырех основных элементов: 1) субъектный элемент определяет, что миссия командируется для поддержания отношений между двумя государствами, 2) органический элемент содержит тезис о том, что миссия является органом представляемого государства, которое представляет его волю в международных отношениях, 3) функциональный элемент означает, что задачи миссии четко определены, хотя сфера ее деятельности не всегда должна быть четко ограничена, 4) временной элемент предусматривает, что специальная миссия носит временный характер, а это в свою очередь означает, что период ее функционирование должен быть коротким.

Согласно ст. 1 Конвенции[2], субъектная сфера применения специальной дипломатической миссии ограничивается двумя государствами и не предусматривает возможности ее использования в многосторонних отношениях, поскольку статус дипломатических миссий, направленных на конференцию, которая созывается международной организацией, закреплен Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера в 1975 г.[3]

Вопросы о командировании и прием у себя специальной миссии относятся к компетенции сторон и решаются по их взаимному согласию. Договоренность может быть выражена в виде договора, который предусматривает обмен определенными миссиями, нот, джентльменского соглашения.

Современное международное право предусматривает, что каждый его субъект (государство, нация, международная организация) вправе направлять и принимать специальные миссии.

Органический элемент понятия "специальная миссия" содержит условие, согласно которому миссия представляет представляемое государство и соответственно является органом этого государства, который представляет ее во внешних отношениях. Это во многом отделяет специальную дипломатическую миссию от других видов временных миссий, в частности тех, которые имеют технический характер. Например, сегодня происходит немало встреч экспертов различных отраслей, которые обсуждают различные проблемы международных отношений, однако не все они пользуются статусом специальных дипломатических миссий. Итак, специальная дипломатическая миссия должна быть органом представляемого государства, уполномоченным выражать его суверенную волю в пределах порученного ей задания.

В случае возникновения спора между представляемым и принимающим государствами относительно дипломатического характера специальной миссии, применяется несколько объективных критериев оценки характера миссии: дипломатические титулы и ранги, дипломатический паспорт, дипломатическая виза и полномочия.

В таких случаях государства основном руководствуются нормами обычного права или международной вежливости.

Функциональный элемент понятия "специальная миссия" определяется его задачами. Более конкретно функции специальной миссии определяет представляемое государство с согласия на это принимающего государства (ст. 3[4]). Итак, как уже отмечалось, специальная миссия может действовать в рамках тех задач, которые ей поручены. Но это не значит, что задачи не могут быть расширены по взаимному согласию сторон. В любом случае формирование специальной миссии ее функции должны быть четко определены.

Известно, что состав, задачи и характер деятельности различных специальных миссий неодинаковы. Учитывая это, их классифицируют по определенным критериям. В международно-правовой литературе существуют различные подходы относительно проведения такой классификации. Если их обобщить, то можно выделить следующие виды специальных миссий:

Некогерентная классификация, в которой отсутствует однородный критерий.

Классификация, в которой берется за основу правовой статус членов специальных миссий.

Классификация по субъекту.

Смешанная классификация по предметно-субъектному критерию.

Авторы, использующие некогерентную классификацию (И. Блищенко, М. Бартош и др.), ставят своей целью проведение идентификации различных форм специальных дипломатических миссий для выяснения их сущности, содержания и особенностей. Наиболее удачной представляется классификация М. Бартоша, который, анализируя основные аспекты деятельности специальных миссий, провел их дифференциацию на следующие виды:

специальные миссии церемониального характера (инаугурация, национальные праздники, траурные почести и т.п.);

специальные миссии, которые выполняют функции политического или технического характера;

дипломаты ad hoc, которые выполняют функции по доверенности;

участники тайных переговоров;

делегации глав государств;

политические представители, не имеющие дипломатического статуса;

Сторонники второго подхода при классификации специальных дипломатических миссий берут за основу критерии правового статуса членов миссии и объем дипломатических привилегий и иммунитетов, которыми они наделены. Согласно этого специальные миссии разделяют на следующие виды:

главы иностранных государств, их делегации и члены их семей, путешествующих вместе с ними;

послы, делегированные с определенной целью;

арбитры и члены консультационных и следственных комиссий;

судьи Международного суда в Гааге;

делегаты международных комиссий, которые созданы в соответствии с международными конвенциями.

В основе третьего подхода к классификации специальных миссий заложен субъектный элемент. Согласно такому критерию выделяют:

специальные миссии в многосторонних отношениях;

специальные миссии, действующие в рамках программ по международному сотрудничеству и многосторонних отношений;

специальные миссии государств-членов международной организации к государствам, которые еще не являются членами международной организации;

специальные миссии государств-членов международной организации в эту организацию.

По мнению Э. Сатоу, дипломатические миссии делят на:

миссии церемониального характера для специальных целей;

специальные миссии, реализующие определенную цель;

комиссаров, которые принимают участие в переговорах по поводу решения пограничных споров;

делегации на международных конференциях;

Представители пятого подхода применяют предметный критерий.

Кроме этого, используются и другие подходы к классификации специальных миссий по:

предметной сферой контактов;

Если брать за основу критерии ранга, соответственно можно выделить миссии, возглавляемые главами государств, министрами, послами, лицами, имеющими дипломатический ранг, и лицами, которые его не имеют. Однако при этом возникают значительные трудности, касающиеся определения международно-правового статуса таких специальных миссий. Тем не менее, только всесторонняя дифференциация разновидностей специальных миссий с применением нескольких критериев классификации способствует целостному представлению о институте дипломатического права[7].

Международно-правовые основы организации и деятельности специальных миссий

Специальная миссия, согласно ст. 1 Конвенции о специальных миссиях, имеет представительный характер[8]. Это обстоятельство позволяет разграничивать специальные миссии от различных негосударственных, хотя в значительной мере также официальных миссий и визитов. Но это не значит, что специальная миссия должна отвечать за поддержание постоянных дипломатических отношений между государствами, поскольку ее задача должна быть четко очерчена. Вместе с тем установление дипломатических отношений часто является следствием деятельности именно предыдущих специальных дипломатических миссий[9].

Положения ст. 2 Конвенции о специальных миссиях указывают, что государство может командировать специальную миссию в другое государство с согласия последнего[10]. Что же касается реализации этого права другими субъектами международного права, то об этом в тексте Конвенции ничего не сказано, но нет также запрета на этот счет. Следовательно, отсюда можно заключить, что правом направлять и принимать специальные миссии наделены все субъекты международного права.

В дипломатической практике довольно часто встречаются случаи, когда специальные миссии (особенно на высшем уровне) последовательно посещают несколько стран в течение короткого срока. Это, зачастую, один географический район (например, Ближний Восток, Западная Европа, Индокитай и др.). Однако с правовой точки зрения это будет не одна специальная миссия, а скорее последовательная цепь таких миссий, поскольку переговоры, которые ведет миссия, проводятся с каждым государством отдельно, в разное время и на территории различных государств[11].

Наличие дипломатических или консульских отношений не является необходимой составляющей для направления или принятия специальной миссии. Кроме этого, командирование и прием специальной миссии не связаны также с институтом признания, который является необходимым юридическим условием для установления дипломатических отношений. Это позволяет государствам использовать такую форму дипломатии при любых условиях. При этом государства свободны от любых обязательств, кроме тех, которые предусмотрены функционированием конкретной миссии.

Читайте также: