Специальная социальная выплата работникам социальных организаций что это такое

Обновлено: 05.07.2024

Виды мер социальной поддержки работникам бюджетной сферы

Виды мер социальной поддержки работникам бюджетной сферы

Выплаты предоставляются по месту работы

1. Ежемесячная денежная выплата на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги.
а) Проживающим и работающим в сельской местности не имеющие высшего или среднего профессионального образования: фармацевтическим работникам медицинских организаций, подведомственных уполномоченному органу исполнительной власти Приморского края в сфере здравоохранения; работникам организаций социального обслуживания, подведомственных органам исполнительной власти Приморского края, осуществляющим профессиональную деятельность специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере, специалиста по работе с семьей, психолога в социальной сфере; социальным работникам, работникам культуры и искусства, специалистам ветеринарных служб краевых государственных и муниципальных учреждений Приморского края и работникам краевых государственных и муниципальных организаций в сфере физической культуры и спорта.
б) Работающим в городах Приморского края: медицинским и педагогическим работникам медицинских организаций, подведомственных уполномоченному органу исполнительной власти Приморского края в сфере здравоохранения, краевых государственных и муниципальных образовательных организаций Приморского края, краевых государственных казенных учреждений, целью деятельности которых является обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций социального обслуживания; медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в сфере охраны здоровья, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае; руководителям (заместителям руководителей) краевых государственных и муниципальных образовательных организаций Приморского края, руководителям (заместителям руководителей) структурных подразделений указанных образовательных организаций.
Проживающим в жилых помещениях без центрального отопления в жилом фонде независимо от формы собственности - 535 рублей;
Проживающим в жилых помещениях с центральным отоплением в жилом фонде независимо от формы собственности - 1535 рублей.

2. Компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения/электрической энергии.
а) Работающим в сельской местности педагогическим и медицинским работникам краевых государственных муниципальных образовательных организаций, краевых государственных казенных учреждений, целью деятельности которых является обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинских организаций Приморского края, медицинских организаций, подведомственных уполномоченному органу исполнительной власти Приморского края в сфере здравоохранения и организаций социального обслуживания, подведомственных органам исполнительной власти Приморского края; руководителям (заместителям руководителей) краевых государственных и муниципальных образовательных организаций Приморского края, руководителям (заместителям руководителей) структурных подразделений указанных образовательных организаций.
б) Проживающим и работающим в сельской местности, имеющим высшее или среднее профессиональное образование фармацевтическим работникам медицинских организаций, подведомственных уполномоченному органу исполнительной власти Приморского края в сфере здравоохранения; работникам организаций социального обслуживания, подведомственных органам исполнительной власти Приморского края, осуществляющим профессиональную деятельность специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере, специалиста по работе с семьей, психолога в социальной сфере; социальным работникам, работникам культуры и искусства, специалистам ветеринарных служб краевых государственных и муниципальных учреждений Приморского края и работникам краевых государственных и муниципальных организаций в сфере физической культуры и спорта.
Предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения/электрической энергии в размере 100 процентов.

3. Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг:
Предоставляется пользователям жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, собственникам, нанимателям жилого помещения в частном жилищном фонде в случае, если расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают 22 % максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (для малоимущих семей – 10%).

/img/plugs/1.jpg

В письме от 12 апреля 2021 г. № 14-1/10/П-2784 Минтруд сообщил, что во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 11 марта 2021 г. № ТГ-П45-3036 Минтруд России совместно с Минздравом России рассмотрел письмо по вопросу разъяснения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762 (далее - Постановление № 1762) и в дополнение к письмам Минтруда России от 30 декабря 2020 г. № 14-1/10/В-12880 и от 26 февраля 2021 г. № 14-1/В-206 по компетенции и разъяснил следующее.

"Пунктом 2 Постановления № 1762 установлены категории медицинских работников, которые имеют право на специальную социальную выплату: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, оказывающие, а также не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.


Обращаем внимание, что выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) также осуществляются немедицинским работникам, занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19): водителям машин скорой медицинской помощи, членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации.


Иным немедицинским работникам выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 8 Постановления № 1762 приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. № 894н (далее - Приказ № 894н) по согласованию с Минздравом России утверждены разъяснения по применению Постановления № 1762 (далее - Разъяснения). В них в том числе отражены особенности, связанные с совместительством, даны разъяснения по категориям работников, которым осуществляется специальная социальная выплата и другим вопросам, затронутым в письме.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты устанавливаются медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе медицинским работникам рентгенологического кабинета (службы), в соответствии с временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н (далее соответственно - Временный порядок, Приказ № 198н).

В соответствии с пунктом 1.3 приложения № 2 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 Постановления № 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.


На основании пункта 1 приложения № 5 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проводят корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 10 к Приказу № 198н структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения (COVID-19) устанавливаются руководителем медицинской организации. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

При этом формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями № 16 - 17 к Приказу 198н.

Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 осуществляются в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях.

В соответствии с абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся также медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временным порядком.


В случае участия медицинской организации в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2 приложения № 3 к Приказу № 198н руководители медицинских организаций обеспечивают определение структурных подразделений медицинской организации и должностей медицинских работников в указанных структурных подразделениях медицинской организации, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.

В этом случае согласно пункту 4 Приказа № 894н для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с пациентами с уже установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении своих должностных обязанностей.

По нашему мнению, фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, специальные социальные выплаты производятся за фактическое число нормативных смен исходя из отработанного времени по табелю учета рабочего времени.


В соответствии с Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (версия 10 от 8 февраля 2021 г.) при стандартном определении случая заболевания (COVID-19) подтвержденным случаем (COVID-19) считается при выявлении:

  1. положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 с применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений;
  2. положительного результата на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19. В случае получения лабораторного подтверждения диагноза, выставляется код по МКБ-10:
  • U07.1 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов).

При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза, но наличии типичной клинической картины и/или эпидемиологических данных, выставляется следующий код по МКБ-10:

  • U07.2 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19) диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Таким образом, судебно-медицинские эксперты не оказывают медицинскую помощь, и специальные социальные выплаты в соответствии с постановлением № 1762 им не предусмотрены.


Одновременно сообщаем, что Минтруд России не наделен правом расширять круг получателей специальной социальной выплаты сверх определенного Постановлением № 1762.

Пунктом 3 Постановления № 1762 установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления № 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно - организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).


Таким образом, формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в субъекте Российской Федерации для осуществления специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 1762, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья".

Дополнительно сообщено, что исходя из положения части 2 статьи 72 Федерального закона 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федеральных законов от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать размеры и условия оплаты труда, мер социальной поддержки медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции) соответственно государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений за счет собственных средств.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности в рамках трудовых отношений. Кроме того, работникам учреждений осуществляются различные выплаты социального характера. Нужно ли их облагать страховыми взносами? Давайте разбираться.

Какие выплаты относятся к социальным?

компенсация, выплачиваемая работникам за проезд к месту работы и обратно;

разовые премии работникам за участие в конкурсах профессионального мастерства, премии в связи с праздничными и юбилейными датами;

дотации работникам на питание;

компенсация работникам стоимости путевок;

возмещение работникам стоимости лечения и медикаментов, платы за детей в дошкольных учреждениях и т. д.

Основные признаки социальных выплат сформулировал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012:

выплаты социального характера осуществляются на основании коллективного договора;

не являются стимулирующими;

не зависят от квалификации работников;

не зависят от сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы;

не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).

Соответственно, все виды выплат, которые обладают пеерчисленными признаками, относятся к социальным.

Минфин об обложении социальных выплат страховыми взносами

Плательщикам страховых взносов важно знать, облагаются ли страховыми взносами социальные выплаты работникам или нет?

Представители финансового ведомства давно и последовательно придерживаются мнения о том, что все виды социальных выплат облагаются страховыми взносами в общем порядке. Чиновники основываются на следующем.

В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

Статьей 422 НК РФ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.

И если в данной норме прямо не указаны те виды социальных выплат, которые осуществляет работодатель, то они облагаются страховыми взносами (см. таблицу).

Реквизиты письма Минфина

Виды социальных выплат, которые, по мнению Минфина, облагаются страховыми взносами

От 21.03.2017 № 03-15-06/16239

Оплата дополнительного дородового отпуска.

Компенсация работникам стоимости путевок.

Компенсация за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы.

Оплата выходных дней за участие в добровольной народной дружине.

Оплата нерабочих дней по семейным обстоятельствам.

Возмещение работникам стоимости медикаментов, оплаты стоимости лечения работников

От 23.04.2019 № 03-15-06/29511

Компенсация стоимости путевок.

Оплата нерабочих дней по семейным обстоятельствам.

Возмещение стоимости лечения и медикаментов

От 14.12.2020 № 03-15-06/109203

Единовременная премия при выходе на пенсию.

Единовременное поощрение в связи с праздничными и юбилейными датами.

Возмещение платы за детей в дошкольных учреждениях.

Единовременное вознаграждение при поступлении на работу работникам в возрасте до 35 лет.

Частичная компенсация работникам стоимости путевок.

Оплата питания донорам в дни сдачи крови.

Доплата работнику, осуществляемая за время декретного отпуска его супруги.

Ежемесячное дополнительное пособие по уходу за ребенком до трех лет

От 15.02.2021 № 03-15-06/10032

Дотации на питание работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также работникам, занятым в многосменном режиме работы, в дни фактической занятости на работе.

Компенсация работникам за проезд к месту работы и обратно.

Разовые премии за участие в конкурсах профессионального мастерства.

Премии в связи с праздничными и юбилейными датами

Из приведенных разъяснений Минфина следует, что не облагаются только те выплаты, которые прямо указаны в ст. 422 НК РФ. Все остальные выплаты, и социальные в том числе, облагаются страховыми взносами. Никакому расширительному толкованию перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, не подлежит.

Данный подход представители финансового ведомства демонстрируют с 2017 года, когда порядок уплаты страховых взносов стал регулироваться нормами НК РФ. До этого их коллеги из Минтруда придерживались аналогичных взглядов относительно обложения страховыми взносами социальных выплат. Еще в Письме Минтруда РФ от 08.10.2014 № 17-3/В-473 было сказано, что перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ[1], является исчерпывающим. В данной статье не поименованы выплаты в виде:

ежемесячного пособия работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

компенсации стоимости санаторно-курортных путевок;

компенсации расходов работника на оплату стоимости проезда ребенка-инвалида и сопровождающего его лица (работника) к месту оздоровления или лечения и обратно;

компенсации проезда работнику в ближайший территориальный центр профпатологии для установления диагноза профзаболевания.

Следовательно, перечисленные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке как выплаты, осуществляемые в рамках трудовых отношений.

Судьи об обложении социальных выплат страховыми взносами

Плательщики страховых взносов, не соглашаясь с позицией контролирующих органов в лице Минфина и ФНС, оспаривают доначисления страховых взносов, штрафов и пеней по налоговым проверкам и обращаются в суды. Интересно, что арбитры, основываясь все на тех же нормах НК РФ, приходят к прямо противоположному мнению. Рассмотрим конкретные решения.

Постановление АС ПО от 24.11.2020 № Ф06-67251/2020 по делу № А12-47264/2019

Организация в расчете по страховым взносам за I квартал 2019 годы указала выплаты в пользу физических лиц, не подлежащие обложению страховыми взносами, в числе которых была частичная компенсация расходов за содержание в дошкольном учреждении детей работников в сумме около 74 000 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговая инспекция пришла к выводу о занижении обществом базы для начисления страховых взносов в I квартале 2019 года на указанную сумму и доначислила страховые взносы и пени.

Организация не согласилась с налоговиками и обратилась в суд. Все три судебные инстанции поддержали плательщика страховых взносов.

Судьи, проанализировав положения ст. 15, 16, 129 ТК РФ, признали, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда. В проверяемом периоде в соответствии с коллективным договором организация компенсировала работникам расходы за содержание детей в дошкольном учреждении. При этом в материалы дела не было представлено доказательств того, что названные выплаты являлись оплатой труда работников, зависели от их трудового вклада, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, трудового стажа.

Суд отметил, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12).

При этом выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не считаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), поэтому не выступают объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Суды, учитывая данные факты, пришли к обоснованному выводу, что выплаты, связанные с компенсацией за содержание в дошкольном учреждении детей работников, являются выплатами социального характера, не считаются доходами, полученными в рамках трудовых отношений с данным работодателем, не подлежат учету при определении облагаемой базы для начисления страховых взносов, поэтому основания для включения компенсации расходов за содержание в дошкольном учреждении детей в базу для начисления страховых взносов отсутствуют.

К аналогичному выводу пришел суд и в Постановлении АС ПО от 20.11.2020 по делу № А12-3728/2020, в котором в качестве социальных выплат признал в том числе компенсацию стоимости путевки на оздоровительный отдых семьи работника, также не подлежащую обложению страховыми взносами.

Постановление АС ВСО от 26.01.2021 № Ф02-5844/2020 по делу № А19-6508/2020

Как и в предыдущем случае, по результатам камеральной налоговой проверки представленного организацией расчета по страховым взносам за I квартал 2019 года налоговый орган обнаружил факт занижения обществом базы для начисления страховых взносов на суммы дотации на питание, выплаченной работникам общества, в размере 1,7 млн руб. Организации были доначислены страховые взносы. Не согласившись с таким решением, она обратилась в суд, при этом досудебный порядок урегулирования спора был соблюден.

По мнению налогового органа, оплата питания работников является инициативой работодателя, а не компенсационной выплатой, установленной законодательством РФ, субъектом РФ, решением представительных органов местного самоуправления. Пределы норм спорных выплат законодательно не регулируются. Поскольку спорные выплаты осуществлялись обществом на основании локальных нормативных актов, они подлежали обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 16.05.2018 № БС-4-11/9257, от 12.04.2018 № 03-15-06/24316, от 13.03.2018 № 03-15-06/15287, от 14.09.2018 № 03-04-05/66019).

Суды применили положения ст. 8, 18.1, 420, 422 НК РФ, ст. 5, 15, 56, 129, 164, 165 169 ТК РФ а также правовую позицию Президиума ВАС РФ, приведенную в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12, и пришли к выводу, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер и не обладают признаками заработной платы в смысле ст. 129 ТК РФ.

Компенсациями в силу ст. 164 ТК РФ являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Исходя из данных норм права, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, судьи решили: организация производила спорные выплаты и дотации на питание работников за счет собственных средств на основании коллективного договора.

Установив, что указанные выплаты не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, арбитры пришли к обоснованным выводам, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Отметим также, что, по мнению суда, ссылки налогового органа на письма Минфина не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку указанные письма нормативными правовыми актами не являются.

Аналогичное решение было вынесено и в Постановлении АС ВСО от 02.11.2020 по делу № А19-29229/2019: выплаты на питание не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Постановление АС СЗО от 15.03.2021 № Ф07-521/2021 по делу № А56-68702/2020

Основанием для принятия спорного решения налоговым органом в этом деле послужили выводы о том, что за девять месяцев 2019 года база для исчисления страховых взносов была занижена плательщиком на сумму денежной компенсации на организацию отдыха работникам государственных учреждений. Данное обстоятельство, по мнению налоговиков, повлекло занижение суммы страховых взносов.

В соответствии с п. 6 ст. 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга в отношении работников государственных учреждений предусмотрена следующая дополнительная мера социальной поддержки: денежная компенсация затрат для организации отдыха и оздоровления в размере 2,5 базовой единицы один раз в пять лет за счет средств бюджета Санкт-Петербурга – педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения, специалистам, осуществляющим подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Санкт-Петербурга в государственных учреждениях спортивной подготовки, профессиональных образовательных учреждениях, и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные учреждения спортивной подготовки, профессиональные образовательные учреждения.

В рассматриваемом случае, удовлетворяя заявление учреждения, судебные инстанции указали, что выплаты работникам были произведены не в рамках трудовых отношений, а в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга и являются мерой социальной поддержки. Это свидетельствует о том, что на указанные выплаты не должны начисляться страховые взносы по правилам гл. 34 НК РФ.

Судьи также обратили внимание на то, что учреждение, перечисляющее работнику спорные выплаты, выступает в данных отношениях не работодателем, производящим выплаты в рамках трудовых отношений, а администратором в рамках расчетных отношений между бюджетом Санкт-Петербурга и работником.

Поскольку в спорных выплатах учреждения отсутствовал элемент трудовых отношений, арбитры пришли к обоснованному выводу, что данные выплаты не образуют налоговую базу для начисления страховых взносов по правилам ст. 420 НК РФ, и правомерно удовлетворили заявление учреждения.

Вывод о том, что суммы предоставленных работникам и их детям в возрасте до 15 лет льготных путевок санаторно-курортного лечения являются социальными выплатами и не облагаются страховыми взносами, был сделан также в постановлениях АС ВСО от 09.12.2020 № Ф02-6381/2020 по делу № А33-4184/2020, от 31.08.2020 № Ф02-3477/2020 по делу № А19-29685/2019.

В настоящее время под социальными выплатами понимаются выплаты работникам учреждения, которые производятся на основании коллективного договора, при этом не являются стимулирующими и не зависят от квалификации работников, а также от сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и не являются оплатой труда работников.

Представители Минфина и ФНС считаются, что все виды социальных выплат облагаются страховыми взносами в общем порядке.

Однако судьи думают иначе и выносят решения по спорным выплатам социального характера в пользу плательщиков страховых взносов. Отметим, что суды придерживались такого же мнения и в отношении страховых взносов, когда их уплата регулировалась Федеральным законом № 212-ФЗ (до 01.01.2017).

В судебных решениях указывается, что правовые позиции судей относительно социальных выплат, сформированные исходя из толкования действовавшего прежде Федерального закона № 212-ФЗ, актуальны и сегодня, поскольку с изменением нормативного регулирования объект обложения страховыми взносами не изменился.

Названная выплата будет осуществляться ежемесячно в период с 01.11.2020 по 31.12.2021 (похоже, что ковидная история надолго) в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762 (далее – Правила № 1762, ПП РФ № 1762, соответственно).

Выплаты будут производиться ФСС РФ работникам медицинских и иных организаций, включенным в соответствующий перечень медицинских и иных организаций (их структурных подразделений).

  • выплат за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлен COVID-19, и лицам из групп риска заражения COVID-19 (предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 (далее – ПП РФ № 415));
  • выплат за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлен COVID-19 (предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 (далее – ПП РФ № 484)).

Также изменены правила их начисления и размеры.

Главный вопрос - как рассчитывается новая выплата

Напомним, что в соответствии с ПП РФ № 415 размер стимулирующей выплаты определялся как определенный % от среднемесячного дохода от трудовой деятельности специалиста, работающего с COVID-19 в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата и зависел от фактически отработанного времени (например, для врача скорой помощи - 80 % от такого среднемесячного дохода. При этом в актах субъектов РФ можно было увидеть уже конкретные суммы) . А в ПП РФ № 484 были установлены фиксированные суммы выплат, которые не зависели от количества отработанных смен (например, 50 000 руб. в месяц для врачей скорой помощи) .

Размер же новой специальной социальной выплаты по ПП РФ № 1762 будет определяться исходя из количества фактически отработанных нормативных смен (размеры выплат за 1 нормативную смену для разных категорий работников установлены в п. 2 ПП РФ № 1762. Например, для врача, оказывающего скорую медпомощь, выплата за 1 нормативную смену составляет 2 430 руб.) .

Однако формулировки постановления дали почву для целого ряда вопросов: что именно законодатель понимает под такой нормативной сменой, как должно определяться фактическое количество отработанных нормативных смен и, соответственно, как на практике будет рассчитываться итоговый размер выплаты за месяц. К сожалению, положения ПП РФ № 1762 не позволяют дать на них однозначные ответы, однако мы все-таки решились поразмыслить на эту тему.

Нормативная смена и итоговая сумма выплаты

Так, в соответствии с Правилами № 1762 нормативная смена определяется, как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством РФ.

Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.

Также в Правилах № 1762 установлено, что расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.

Кроме того, определено, что размер специальной социальной выплаты определяется с учетом размеров районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах.

Как видно из представленного, разобраться в том, как именно должна быть рассчитана ежемесячная сумма выплаты непросто. Полагаем, что из буквального толкования представленных норм Правил № 1762 следует, что расчет суммы специальной социальной выплаты за календарный месяц необходимо осуществлять по следующей формуле:

Формула

С первого взгляда может показаться, что все просто и может быть легко рассчитано по представленной формуле.

Для примера произведем следующий расчет по данной формуле, исходя из следующих параметров:

В указанном случае:

1 НС = 7,8 (39/5)

ФЧНС в месяце = 20 (156/7,8)

Итого ССВ за месяц = 77 600 руб. (20 х 3 880)

Однако, к сожалению, мы, как и многие представители медицинского сообщества, опасаемся, что на практике ФЧНС в месяце может рассчитываться иначе, а именно, дополнительно делиться на 5, поскольку в Правилах № 1762 все-таки указано, что нормативная смена определяется, как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, а значит, вероятно, законодатель хочет применять именно 1/5, а не всю сумму и в финальном расчете.

В любом случае, полагаем, что предусмотренная ПП РФ № 1762 система расчета выплат требует незамедлительного уточнения или, как минимум, официальных разъяснений во избежание двусмысленных толкований и ущемления прав медицинских работников, как это происходило с ковидными выплатами в начале пандемии.

Отметим, что в соответствии с п. 8 ПП РФ № 1762 давать разъяснения по применению норм названного постановления должен Минтруд РФ по согласованию с Минздравом РФ.

Кому положена новая выплата и в каких размерах

В соответствии с ПП РФ № 1762 специальная социальная выплата должна производиться следующим медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) за нормативную смену:

Следует обратить внимание на то, что указанные категории работников по большей части совпадают с работниками, которым были предусмотрены выплаты на основании действовавшего ранее ПП РФ № 415 (напомним, что в ПП РФ № 484 фиксированные выплаты были предусмотрены для врачей, среднего и младшего медперсонала, оказывающих скорую и специализированную стационарную медпомощь гражданам, у которых выявлен COVID-19) .

При этом, в ПП РФ № 1762 предусмотрены и новые категории работников, а именно:

  • медработники патологоанатомических бюро и отделений, проводящих патологоанатомические исследования, связанные с COVID-19;
  • медработники, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению COVID-19, но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом COVID-19 при выполнении должностных обязанностей * .

* В ПП РФ № 415 не предусматривало необходимости осуществлять выплаты медработникам, контактирующим с пациентами с COVID-19. Однако Минздрав РФ в своих письмах № 16-3/И/2-5951 от 06.05.2020 и № 16-3/И/1-6965 от 21.05.2020 указал, что таким медработникам выплаты полагаются, если их работа связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, в т.ч. врачам-рентгенологам; врачам-патологоанатомам; врачам-эпидемиологам; помощникам врачей-эпидемиологов; медицинским работникам клинико-диагностических лабораторий; среднему медицинскому персоналу, работающий с указанными выше врачами-специалистами.

Отметим, что в ПП РФ № 1762 не уточнено, какие именно медработники могут относиться к числу контактирующих с пациентами с COVID-19 при выполнении должностных обязанностей и, соответственно, иметь право на выплаты. Полагаем, что, Минздрав РФ к таковым, как и ранее, будет относить тех специалистов, работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19. При этом, на наш взгляд, наряду с указанными, к контактирующим медицинским работникам могут относиться и иные специалисты, поскольку формулировка ПП РФ № 1762 в данной части достаточно широкая.

Условия предоставления медицинской организации средств на выплаты

Для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно (не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца) в территориальный орган ФСС РФ по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган ФСС РФ до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.

Указанный реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, ИНН, КПП, ОГРН), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также ряда сведений по каждому работнику (перечень сведений предусмотрен в п. 6 Правил № 1762):

Территориальный орган ФСС РФ осуществляет выплату путем перечисления средств на банковскую карту или счет работника (срок перечисления - 7 рабочих дней со дня получения реестра).

Читайте также: