Специалист по работе с юридическими лицами обязанности

Обновлено: 16.05.2024

Договор — письменное соглашение лиц, устанавливающее, изменяющее или прекращающее взаимные права и обязанности. Он содержит условия, особые для каждого вида договорных обязательств и указанные в ГК РФ. В некоторых случаях для возникновения договорных отношений достаточно только счета, оформленного в виде оферты.

Договорная работа в организации — цикл мероприятий, состоящий из заключения договоров и их исполнения. Деятельность регулируется законами и внутренними нормативными актами, которые отвечают за правильную подготовку и оформление документации, а также согласование условий с контрагентами.

За создание договора обычно отвечает отдел сбыта. Иногда ради выполнения функций создается подразделение со специалистами договорного отдела.

Как правильно составить договор

Перед встречей внесите в проект договора:

  • краткую характеристику и вид договорного обязательства;
  • наименования сторон;
  • предмет договора;
  • цену и условия оплаты;
  • ответственность за нарушение условий договора;
  • сроки выполнения и дополнительные сведения;
  • список ответственных лиц.

Специалист договорного отдела поможет не наломать дров. Если его нет, не допускайте следующие ошибки:

  • не копируйте договор бездумно, проверяйте, не противоречат ли условия документа текущим обстоятельствам;
  • проверяйте срок действия договора — он не всегда равен сроку действия обязательств;
  • не обменивайтесь документами по электронной почте — так вы не соблюдаете письменную форму;
  • отсутствие доверенности у вас или другого ответственного лица может привести к лишним спорам.

Этапы договорной работы в организации

Заключение договора проходит через шесть стадий.

  1. От одной из сторон исходит инициатива заключения договора. Она обосновывает необходимость оформления сделки и ее цели.
  2. Устанавливаются условия сотрудничества, цена и порядок оплаты, достигается компромисс между сторонами.
  3. Проверяется, насколько добросовестный бизнес-партнер. Ошибка приведет к проблемам с ФНС, срыву договоренностей или обману.
  4. Договор дорабатывается: уточняются условия, составляются списки дополнительных документов, уточняется процесс визирования.
  5. Изучение договора финансовой службой, юристом и руководителем.
  6. Подписание договора, присвоение номера и занесение сведений в реестр договоров.

Дополнительный пункт — преобразование подписанного электронного договора в бумажный договор, простановка печатей.

Типовые формы договоров

Типовая форма договора — шаблон, основанный на образце из справочно-правовой системы. Он ускоряет работу менеджеров и специалистов договорного отдела, дает правовую и финансовую безопасность, упрощает работу с клиентами и партнерами. Предприниматели не создают каждый раз документ заново, а лишь немного его корректируют.

Какие нормативные документы регламентируют договорную работу

Договорная работа в организации основывается на действующем законодательстве и локальных нормативных актах — регламентах. Эти акты описывают:

  • подготовку проекта договора;
  • проверку контрагентов;
  • порядок подписи договоров;
  • организуют их исполнение;
  • контролируют выполнение;
  • учитывают возможные претензии и иски;
  • устанавливают специфику хранения.

Если условие не определено сторонами в договоре, отношения сторон определяются обычаями делового оборота.

Локальные акты носят как комплексный характер, так и отражают часть стадий. Чрезмерная детализация стадий рождает правила, которые не используются. Корпоративные акты утверждает руководитель.

Рекомендуем

Курс охватывает весь спектр вопросов, связанных с договорной работой, предусматривает изучение всех этапов договорной работы от создания договора, до исполнения договорных обязательств. Программа имеет практическую направленность в подготовке специалиста договорного отдела.


Должностная инструкция менеджера по работе с клиентами поможет координировать работу такого сотрудника в компаниях, занимающихся торговлей, рекламным бизнесом или оказанием услуг. В нашей статье описаны основные моменты, которые надлежит отразить в инструкции.

Порядок составления должностной инструкции

К разработке должностной инструкции менеджера по работе с клиентами обычно привлекается сотрудник кадровой службы или юрисконсульт.

Как правило, должностные инструкции составляются руководителями подразделений, в которых впоследствии будет трудиться сотрудник, ведь никто лучше них не знает круг обязанностей подчиненных и специфику работы на данном участке.

Но в связи с тем, что менеджер по работе с клиентами подчиняется напрямую руководителю предприятия и выполняет работу, направленную на прямое получение выгоды для компании путем привлечения и удержания клиентов, должностная инструкция может быть подготовлена общим отделом. Утверждает должностную инструкцию руководитель предприятия.

Должностные инструкции разрабатываются не под конкретного сотрудника, а для определенной должности. В связи с этим новый сотрудник, принятый в качестве менеджера по работе с клиентами, знакомится с положениями, изложенными в инструкции, и ставит свою подпись об ознакомлении. Кроме того, нового сотрудника нанимают только в том случае, если он соответствует требованиям, изложенным в должностной инструкции.

ВАЖНО! При составлении должностной инструкции следует придерживаться норм ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Содержание должностной инструкции

В связи с тем, что утверждение должностной инструкции для клиент-менеджера в соответствии с трудовым законодательством РФ не обязательно, никакой ответственности за ее отсутствие не предусмотрено.

Но удобство составления такой инструкции оценили многие работодатели. Особенно актуально наличие должностной инструкции в ситуации, когда в трудовом договоре указывается только должность и не раскрываются требования, предъявляемые к сотруднику (письмо Роструда от 24.11.2008 № 6234-ТЗ).

Должностная инструкция состоит из нескольких разделов:

  • общей части;
  • требований к сотруднику;
  • списка обязанностей и прав менеджера по работе с клиентами;
  • ответственности за невыполнение возложенных обязанностей.

Требования к специалисту

Сотрудник, которому поручается работа с клиентами, должен:

  • быть экономически грамотным и коммуникабельным, знаком с основами ведения бизнеса;
  • знать основы менеджмента (ведь в его подчинении может быть офисный персонал) и маркетинга (должен знать особенности рыночной среды, в которой работает компания);
  • пользоваться правилами делового этикета для общения с клиентами, а для грамотного построения беседы владеть основами психологии.

При подборе кандидатов на должность менеджера по работе с клиентами работодатели уделяют внимание уровню образования (в том числе пройденной дополнительной подготовке) и опыту работы. Причем при принятии решения о найме опыт работы будет иметь больший вес, чем диплом о высшем образовании (на эту должность могут претендовать и лица, получившие среднее профессиональное образование).

Должностные обязанности менеджера по работе с клиентами

В основные должностные обязанности менеджера по работе с клиентами обычно входит:

  • поиск клиентов и общение с ними путем проведения бизнес-встреч, деловой переписки, совершения телефонных звонков и обмена сведениями с помощью электронных средств коммуникации;
  • участие в подведении итогов и составлении бизнес-планов компании;
  • планирование своей деятельности и определение перспектив взаимодействия с каждым покупателем;
  • принятие участия в разработке маркетинговых программ и рекламных кампаний;
  • анализ рынка и доли компании на нем, хорошее знание ассортимента продукции (услуг), которые реализует компания.

Права менеджера по работе с клиентами

Менеджер по работе с клиентами имеет право:

  • знакомиться с документами и информацией (в т. ч. конфиденциальной), которые могут иметь отношение к выполнению им должностных обязанностей;
  • требовать создания таких условий на рабочем месте, которые позволили бы ему выполнять все поставленные задачи;
  • представлять руководителю свои предложения по улучшению работы компании и расширению своих полномочий в рамках должностной инструкции и трудового контракта.

Сотрудник может рассчитывать на соблюдение своих прав, установленных действующим трудовым законодательством.

Ответственность за невыполнение должностных обязанностей

За неисполнение, ненадлежащее исполнение или необоснованный отказ от выполнения возложенных на менеджера по работе с клиентами должностных обязанностей руководитель вправе применить к сотруднику дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения.

Границы ответственности прописаны в трудовом договоре и должностной инструкции. Они должны соответствовать нормам действующего трудового законодательства. В случае несогласия с решением руководителя о наложении дисциплинарного взыскания сотрудник имеет право его обжаловать.

Где найти образец должностной инструкции

Должностная инструкция клиент-менеджера не относится к унифицированным формам кадровых документов, поэтому каждое предприятие разрабатывает собственный документ исходя из специфики своей работы.

Поскольку должность менеджера по работе с клиентами практически универсальна для многих торговых и маркетинговых компаний, в качестве основы можно использовать стандартную форму документа.

Проработанную универсальную форму должностной инструкции вы можете скачать на нашем сайте — в начале статьи.

Итоги

В должностной инструкции клиент-менеджера прописываются все основные моменты, связанные с работой сотрудника, которые могут быть не указаны в трудовом договоре. Обычно должностная инструкция является дополнением к такому договору либо может существовать как отдельный кадровый документ.

При приеме на работу сотрудник знакомится с содержанием данной должностной инструкции и ставит свою подпись. За отказ от исполнения (или ненадлежащее исполнение) возложенных на него должностных обязанностей работник несет ответственность.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Анна Викулина

Контролировать работу юриста в штате проще, если есть должностная инструкция. Нужно регулярно актуализировать документ – тогда он поможет увеличить эффективность сотрудников. Разбираем, как упростить работу с должностными инструкциями юридического отдела

Задачи юриста в организации

Принято считать, что представлять интересы организации в суде – основная функциональная обязанность юрисконсульта. Но на самом деле, функций у юриста в компании больше:

  • отвечать за документацию, чтобы вся работа компании велась в рамках закона
  • отслеживать и пресекать нарушение законодательства, которое ведет к финансовым потерям
  • выстраивать сотрудничество с поставщиками, заказчиками, органами власти
  • использовать нормы права в интересах компании

Юрист – главный в компании по вопросам законодательства. От его компетенций напрямую зависит работа организации. Тонкости нормативно-правовых актов, изменения в законах, досудебные соглашения – за все эти вопросы должен отвечать юрисконсульт.

Также на юриста возлагается ответственность по подготовке всех юридических документов в организации. Важно это сделать быстро и без ошибок.

Должностные обязанности юриста

Служебные обязанности юриста включают в себя конкретный список задач:

  • актуализация правовой базы компании
  • составление договоров и сопровождение сделок
  • работа с внутренним документооборотом
  • визирование документов
  • управление рисками компании на уровне юридической службы
  • оформление лицензий и разрешений
  • составление исков и претензий
  • работа с органами власти
  • консультации сотрудников компании

Но не всегда юрист выполняет все задачи, которые он должен. Отслеживать эффективность работы руководителю отдела помогает должностная инструкция. Для чего юристу нужна должностная инструкция

Должностная инструкция в коммерческих организациях необязательна. На крупных предприятиях, в государственных и муниципальных структурах документ воспринимается как анахронизм. Но должностная инструкция юриста на предприятии – не формальность. Документ нужен по нескольким причинам:

  • это гарантия безопасного сотрудничества – в случае разногласий документ может стать доказательством в суде
  • в инструкции можно обозначить общие положения по работе штатного юриста
  • четко прописать права и обязанности, чтобы не было вопросов от сотрудников по выполнению задач
  • обозначить ответственность в случае ошибок
  • отслеживать выполнение задач, меняя документ в зависимости от потребностей компании

Что включать в должностную инструкцию юриста

Составить должностную инструкцию можно по классической схеме. Обычно структура документа состоит из четырех базовых блоков.

Общие положения:

  1. В первом пункте надо прописать, к какой категории сотрудников относится юрисконсульт.
  2. Затем указать, на каком основании принимают на работу и увольняют сотрудника, а также кто заменяет его во время отпуска или больничного. Заменить сотрудника может специалист, у которого есть аналогичный опыт и тот же уровень профессионального образования.
  3. После этого следует отметить, какие требования есть к образованию, опыту работы, уровню квалификации юрисконсульта и кому он подчиняется.
  4. Следующий пункт – перечисление всех отраслей права и нормативно-правовых актов, которые должен знать юрист.
  5. Также в общих положениях указывают информацию о стандартах заполнения документов, о необходимости соблюдать правила охраны труда и пр.
  6. Список документов, на которые должен опираться юристконсульт в работе.

Обязанности юрисконсульта. Здесь надо максимально подробно расписать обязанности специалиста – выше о них мы писали.

Права юриста. В пункте указывают те правомочия, которые нужны для исполнения обязанностей: представлять интересы компании, запрашивать информацию в других отделах, подписывать документы, отслеживать и предлагать исправления в локальные договоры и акты, принимать решения в рамках полномочий, участвовать в развитии компании и пр.

Ответственность. В пункте прописывают, какие санкции и в каких случаях применяются к юристу. За что юриста можно привлечь к ответственности:

  • за игнорирование обязанностей
  • нарушение дисциплины и правил компании
  • нарушение закона
  • разглашение коммерческой тайны
  • порча имущества

В документе отдельно надо отметить, что за разглашение коммерческой тайны сотрудник будет привлечен к дисциплинарной ответственности и уволен.

Эти четыре пункта обычно включены в любую должностную инструкцию юриста организации. Но в реальности документ может содержать и другие пункты. Некоторые ООО в деталях прописывают обязанности, права и ответственность юриста, создавая дополнительные разделы.

Как правильно оформлять должностную инструкцию

Сверху надо написать название инструкции, а ниже – должность, имя и должность сотрудника, утвердившего документ, и дата утверждения. Затем идет основная часть.

В заключении подписи оставляет непосредственный начальник и сам юрисконсульт. Специалист должен оставить подпись под документом до начала работы – это гарантирует, что сотрудник познакомился с текстом инструкции и согласен с ним.

Важно регулярно обновлять инструкцию, иначе документ быстро устаревает и становится формальностью. Актуализировать информацию надо: при появлении новых бизнес-процессов, при реструктуризации компании или открытии филиалов. То есть, во всех случаях, когда функционал сотрудника меняется.

Работа с документами требует особой внимательности.

Образец должностной инструкции в программе Юрайт

Скачайте пустой бланк должностной инструкции юриста и заполненный образец должностной инструкции.

Пользу должностная инструкция принесет, если не будет пылиться в архиве кадрового отдела или дома у юриста. Идеальный вариант – доступ к быстрому просмотру на ИТ-ресурсах компании. Так, в корпоративный портал на SharePoint или в корпоративную Wiki на базе Confluence можно встроить должностные инструкции юристов, руководителя и регламент работы юридического отдела.

Рис.1 Должностная инструкция

Рис.1 Должностная инструкция

Подобные решения ускоряют адаптацию сотрудников и увеличивают прозрачность процессов в компании. Дополнительно эффективность можно отследить, если расписать KPI сотрудников и сроки выполнения задач.

Рис.2 Доска задач

Рис.2 Доска задач

Но чтобы должностные инструкции были не просто формальностью, нужна автоматизация процессов. Документ – это всего лишь план, а автоматизация – план-факт. Компания в динамике отслеживает любые изменения в штате, например, перераспределение обязанностей или реструктуризацию.

ИТ-решение помогает отследить четыре главных элемента должностной инструкции юриста:

  1. Общие положения. Базовая составляющая инструкции, где представлены справочники и структура системы, а также визуальная схема компании.
  2. Функциональный обязанности – раздел программы с отчетами, списками, задачами.
  3. Права юриста. Раздел предусматривает возможность ограничить уровни доступа сотрудника к программе. Например, запретить согласовывать документы или выполнять чужую задачу.
  4. Ответственность юриста. В разделе можно контролировать сроки выполнения задач и при желании – качество. Есть возможность создать план-факт по задачам и оценивать удовлетворенность, фиксировать инциденты с полной информацией о случившемся.

Программа подготовки должностной инструкции

Понятный интерфейс и приятный дизайн делают работу с программой простой и удобной. Даже неопытные пользователи ПК могут быстро разобраться с функционалом.

    Планирование. В софте есть планировщик, куда можно вносить любые события, например, заседания суда, встречи или совещания.

Рис.3 Планировщик

Рис.3 Планировщик

Рис.4 Согласование договора

Рис.4 Согласование договора

Рис.5 Исходящие претензии

Рис.5 Исходящие претензии

Рис.6 Список участников ООО

Рис.6 Список участников ООО

Рис.7 Электронная почта

Рис.7 Электронная почта

Рис.8 Сформированные отчеты

Рис.8 Сформированные отчеты

Екатерина Соловьева

Все бизнесмены пользуются услугами банков и ведут безналичные расчеты. Цена ошибки при работе с деньгами очень высока, поэтому здесь важно подробно регламентировать рабочий процесс. Рассмотрим обязанности бухгалтера по банковским операциям и их отражение в должностной инструкции.

Функциональные обязанности бухгалтера на участке банк-клиент

На сегодняшний день практически все бизнесмены взаимодействуют с банками в онлайн-режиме. Бумажные платежки встречаются крайне редко, обычно в случаях каких-либо сбоев или проведения нестандартных операций.

Специалист на этом участке отвечает за следующий функционал:

  1. Формирование и отправка в банк платежных поручений. Контроль за их прохождением.
  2. Получение выписок по банковским счетам и их отражение на счетах по учету безналичных денежных средств (51, 52).
  3. Контроль за своевременностью платежей по кредитным и другим подобным договорам, связанным с привлечением и выдачей заемных средств.
  4. Отражение расчетов по кредитам и займам, в т.ч. по начисленным процентам на счетах 58 (выдача) и 66,67 (получение).
  5. Оформление всех необходимых документов для проведения валютных операций.
  6. Взаимодействие с банками по всем вопросам, связанным с осуществлением валютного контроля.
  7. Подготовка информации о движении денежных средств, необходимой для формирования бухгалтерской и управленческой отчетности.

Иногда (обычно в небольших компаниях) бухгалтер, наряду с банком, ведет и кассовые операции.

Требования к бухгалтеру по банку

Квалификационных требований к рядовому бухгалтеру, обязательных для всех компаний, действующее законодательство не содержит.

Но многие организации на практике при разработке внутренних документов отталкиваются от требований профстандарта. Для рядовых специалистов по учету они достаточно мягкие:

Однако на практике участок ведения расчетов редко доверяют неопытным сотрудникам. Обычно организации устанавливают для этой позиции как минимум обязательный стаж. Обычно он равен одному году, а нередко его повышают и до 2-3 лет.

Что же касается личных характеристик, то здесь на первый план выходят честность, порядочность и ответственность. Разумеется, все это работодатель по умолчанию хочет видеть в каждом сотруднике. Когда же речь идет о работе с деньгами, значимость таких качеств возрастает многократно.

Специалисту по расчетам также потребуются коммуникабельность и стрессоустойчивость. Ведь ему постоянно приходится взаимодействовать с коллегами из других подразделений, специалистами банков, сотрудниками компаний-контрагентов, с проверяющими.

Должностная инструкция бухгалтера по банковским операциям — образец

Все требования к бухгалтеру по расчетам и его обязанности нужно отразить в должностной инструкции.

Единой установленной формы этого документа не существует, но обычно он имеет следующую структуру:

  • общие положения: статус должности, порядок оформления и увольнения, вышестоящий руководитель;
  • квалификационные требования;
  • должностные обязанности;
  • права (в этом разделе могут быть упомянуты как общие социальные гарантии, предусмотренные ТК РФ, так и специфические права. Например, бухгалтеру может быть предоставлено право подписи некоторых первичных документов);
  • ответственность в соответствии с действующим трудовым, гражданским, а в отдельных случаях — административным и уголовным законодательством.

Как избежать форс-мажорных ситуаций при работе с банками

Ошибки при проведении расчетов обходятся компании очень дорого. Из-за просроченного или неверного платежа бизнесмену часто приходится платить неустойку, а иногда он и вовсе может лишиться важного контракта. Если речь идет о налогах, то ИФНС взыщет пени и штрафы за неуплату.

Чтобы разобраться, кто виновен в случившемся, необходимо четко регламентировать работу с платежами. И здесь один из основных документов — должностная инструкция бухгалтера, ведущего расчеты. Если же трудовой спор дойдет до суда, то и здесь инструкция будет одним из важнейших доказательств.

Важно!

В условиях штатной бухгалтерии исключить проблемы с банком нельзя. Хорошая новость — их можно свести к нулю другим способом. Например, когда платежами занимается солидная аутсорсинговая компания. Автоматизация рутинных процессов и многоуровневая система контроля не пропускают ни одной ошибки.

Вывод

Безналичные расчеты — один из важнейших процессов для любого бизнеса.

Чтобы обеспечить их безошибочное ведение, работу бухгалтера на этом участке нужно подробно регламентировать с помощью должностной инструкции.

Этот документ необходим не только в текущей работе, но при разрешении возможных конфликтов.

Старший специалист по работе с юридическими лицами

Работаю я в банке. Моя должность называется старший специалист по работе с юридическими лицами.

2. В чем заключается Ваша работа и какие у Вас обязанности?

Моя работа заключается в рассмотрении заявок юридических лиц на предоставление им кредита.

В обязанности входит анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, изучение различной документации, необходимой для получения кредита в нашем банке.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

Для такой должности необходимо только высшее экономическое образование. Причем высшего образования мало, необходимо сначала набраться опыта на низших банковских должностях, зарекомендовать себя, тогда будет возможность занять должность старшего специалиста по работе с юридическими лицами.

4. Опишите свой рабочий день.

Мой рабочий день начинается с 9 часов утра. До обеда я изучаю и анализирую документы различных фирм и организаций, а уже после обеда провожу встречи с юридическими лицами. В 18 часов благополучно еду домой.

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

Я работаю в собственном кабинете. В нем есть кондиционер, который может выпускать теплый и холодный воздух, сижу в удобном кресле за компьютером. По возможности, можно пропустить чашечку горячего кофе или тихонько послушать музыку. На мой взгляд, условия для работы у меня очень комфортные.

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

В моей работе мне больше всего нравится общаться с людьми, ведь не всегда цифры могут охарактеризовать финансовое положение клиента. Но и от обработки финансовой отчетности я тоже получаю удовольствие.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

В своем деле мне больше всего не нравится огорчать клиентов своими отрицательными решениями, но такова специфика банковской деятельности, от нее никуда не уйдешь.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?

Заработная плата по моей должности колеблется в пределах 20-23 тысяч рублей. На жизнь вполне хватает, при условии, что многие не получают и такую зарплату.

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

Коллектив у меня полностью женский, разной возрастной категории. Но окружают меня только добрые и отзывчивые люди, которые всегда помогут в работе и не только. Спасибо им за это.

10. Какие человеческие качества по Вашему мнению наиболее важны в вашем деле?

Безусловно, в моей профессии необходимы такие качества, как честность, порядочность, понимание, желание трудиться и достигать поставленного результата.

11. Работа дает мне дополнительные возможности (тут все что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).

В своей работе у меня случаются командировки. Я люблю ездить отдыхать, моя работа, точнее заработная плата, позволяет мне греться раз в год на берегу моря. Я каждый день общаюсь с интересными, интеллигентными людьми. Но самое главное, моя работа дает мне всегда хорошее настроение!

12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?

Я полностью удовлетворена своей работой! По пятибалльной шкале оценила бы на твердую пятерку.

13. Почему Вы выбрали такую работу?

Если честно, то работу я не выбирала. Плыла по течению, ждала своего шанса, и дождалась!

14. Что по Вашему мы не включили в план и чем бы Вы еще хотели с нами поделиться?

Я хотела бы призвать людей, которые ищут работу или их должность сейчас не устраивает, чтобы они никогда не отчаивались и стремились только к лучшему!

Читайте также: